это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3932208
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
После дворянства важным сословием являлось духовенство,
делившиеся на белое и черное. Духовенство пользовалось своими
сословными благами: они освобождались от подушной подати; рекрутской
повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву.
По своей социально-классовой характеристике церковь, относилась к
классу феодалов, потому что патриаршему двору и монастырям
принадлежали по праву большие территории. Экономическое влияние
церкви давало ей свободу от власти, что было базой для вмешательства в
дела государства и оппозиционности петровским реформам.
Отношение монархов к церкви было разным. С одной стороны,
церковь, выполняла идеологическую функцию, приносила в массы идею, что
царская власть, а в особенности от Бога и повиновение ей — это
божественная заповедь. Потому монархи поддерживали церковь, и
православная религия имела статус государственной религии. А с другой
стороны, абсолютизм не терпит тени какой-либо власти, независимой от
монарха.
Перемены в России, которые произошли во второй половине XVIII в.,
вызвали большие изменения в социально-экономическом положении
представителей духовного сословия. В период правления Екатерины II и
Павла I были важные для жизни духовенства события:
1. секуляризация церковных вотчин,
2. введение монастырских штатов,
3. разборы на военную и гражданскую службу,
4. изменения в системе управления епархиями и системе духовного
образования.
В связи с этим появляется нужда в изучении последствий
государственной политики в отношении духовенства, разных аспектов
деятельности служителей церкви.
Актуальность моей работы вызвана тем, что изучение истории Русской
Православной Церкви – это один из главных направлений в отечественной
историографии. Специалистами подготовлено много капитальных работ,
которые были посвящены разным аспектам этой темы. Один из вопросов,
который всегда привлекал внимание исследователей, будет история
православного духовенства России. Не случайно Т.Г. Леонтьева сказала, что
«всю историю России, ее взлеты и падения можно рассматривать сквозь
призму места и роли духовного сословия»
Целью исследования является изучение явлений характерных для
жизни и деятельности духовенства в Росси в XVIII – XIX века.
4
Жизнь русского сельского священника XVIII –XIX века.
В XIX веке общество делиться на такие группы как:
1. Дворяне,
2. Военные,
3. Чиновники,
4. Купцы,
5. Крестьяне.
Каждая группа жила в конкретных культурных и бытовых рамках
самостоятельной жизни, и с пониманием прав и своего достоинства.
Духовенство тоже была отдельной группой. Но она занимала
«промежуточную» позицию. Это было вызвано возложенной на духовенство
обязанностью: соединить разные части общества в одно целое. Для такой
цели священник должен общаться с представителями разных групп и
оказывать на них влияние. Однако священник сам находился под влиянием и
зависимости от общества. Отсюда и мнение, когда каждый член общества
считает духовенство зависимым от него в материальном плане, и в праве
требовать от него того, что считает правильным.
В разных исследованиях ученых говорится о том, что на рубеже XVIII
– XIX в. религиозные функции приходских священнослужителей включали в
себя три главных составляющих:
1. учить,
2. руководить,
3. служить.
Один из главных видов деятельности было совершение богослужений и
выполнение разных просьб прихожан. Обязанность учительства заключалась
в распространении основ христианской веры, а руководящая роль – в
наблюдении за исполнением прихожанами христианских обрядов.
Начнем с главной обязанности священника – совершение
богослужения. По традиции это вечер субботы и воскресенье утро. Если
случается большой праздник или память почитаемого святого, то накануне
вечером и в сам день утром.
Крестьяне летом большей частью работают, и в праздники тоже. Но в
силу христианского долга, крестьянину хочется отстоять обедню. Для них
желательно, чтобы богослужения было рано утром. Для барина ранние
службы не удобны: до девяти часов он не успевает выспаться. Барин будет не
доволен столь раннего начала богослужения. Поэтому священнику
приходилось что-то придумывать, чтобы угодить и прихожанам в лице
крестьян, и спонсору в лице барина.
Нужно понимать критерии оценки священника крестьянами в конце
XVIII – начала ХХ века. Они хотели, чтобы священник жил так же, как и они:
был такой же простой дом, чтобы мужик мог прийти к нему даже посреди
ночи; чтобы можно было поговорить с ним о скотинке, урожае, и выпить
рюмочку водки; чтобы священник сам пришел к нему на крестины, свадьбу,
поминки; сам не брезговал пахать и косить сено. Если священник будет
соответствовать этим требованиям, про него скажут: «Наш поп – душа! Он
настоящий наш брат – мужик: работает вместе с нами; к нему идти запросто
за всякое время; он сам и выпьет и тебе поднесет».
Для барина священник должен всегда чисто одет. Он желал бы, чтобы
у священника был хороший дом с мебелью, на столе закуска и сервировка.
Все манеры в обращении у духовного лица были изысканные и барские.
Разговор с барином за столом после богослужения может быть на тему
какой-нибудь статьи из свежего номера газеты. Для беседы служила тема о
ленивости мужиков, о стеснительном состоянии помещиков-
землевладельцев, потворстве крестьянам мировых судей.
Барин – это потенциальный спонсор. С ним священнику приходилось
считаться и стараться учитывать его, барские, интересы и прихоти. П.
Знаменский описывает следующий случай. В 1817 году один священник
жаловался своему епископу на своего помещика за обиды. Дело было в том,
что последний выделил для дома священника место за рекой недалеко от
церкви. Позже рядом построили псарню. Из-за этого семье священника
невозможно было завести ни овец, ни гусей. Последней капли терпения был
случай, когда собаки искусали маленького сына священника.
Другое дело – старая барыня. Для нее важно, чтобы священник зашел
на чашечку кофе и поиграл с ней в гранпасьянс. Темой для разговора
зачастую становилось рассуждение о легкости современных нравов.
Конечно, и здесь священнику было необходимо запастись терпением и
выслушивать ее обыденные сплетни. В «Заграничных прениях о положении
русского духовенства» описан интересный случай. Одна помещица, которая
в короткое время сменила пять священников, снова обращается с просьбой к
епископу – рукоположить ей во священники ее дьячка. Последний, кроме
невежества, был еще и с физическим недостатком: слеп на один глаз. Когда
владыка спросил, что ее побуждает иметь в священниках собственного
дьячка, та отвечала: «Владыко святый, бог с ним, с учеными; много требуют
выполнять, а где нам все исполнить?» «Так этот же, – возразил владыка, –
вовсе ничего не знает!». «Это правда, но зато он у меня такой послушный,
как мокрая курица».
Молодая барыня занимала священника разговором о новом романе,
который только что начала читать, театром или оперой. Знание и понимание
моды здесь будет всегда верным ключом.
Возникает вопрос, где священнослужитель встречался с описываемыми
людьми. Во-первых, это общее богослужение в храме. После него, барин мог
пожаловать к священнику в гости, либо пригласить священника к себе. Во-
вторых, это исполнение так называемых богослужений. В «Настольной книге
для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова дается перечень
богослужений по требованию вне храма:
1. крещение ребенка на дому, если ему угрожает смерть;
2. исповедь и причащение святых Христовых Тайн болеющего или
пожилого;
3. погребение умерших и поминки, освящение жилого дома;
4. всяческие молебные пения на ниве, при посадке и сборе урожая, при
непогоде, при сборе меда, осквернении колодца.
За сельским священником закреплено несколько сел на разном
расстоянии друг от друга. Каждый день кто-то просит совершить какое-то
важное богослужение. При этом, что добираться нужно будет на телеге или
пешком и в дождь, и в снег.
Автор «Записок сельского священника» описывает специфику
отношения к священнослужителю. Нужно пригласить священника к
болеющему. Крестьянин днем занят, особенно летом, поэтому идет к
священнику ночью, не обращая внимания ни на какую погоду.
Священник не мог отказать по правилам: вдруг ночью от болезни
умрет человек, так не исповедавшись и не причастившись. Иногда за отказ
священника выполнить просьбу, крестьяне могли наказать его самыми
разными способами: от побоев до изгнания. Священник ничего не мог
сделать, потому что крестьян в большинстве.
Вот пример. Если даже не придут за вами ночью, то задержат просто
так на три часа в лучшем случае, вытянут всю душу разными
привередничаньями. Позвали крестить, а там не приехал еще кум.
Приходится сидеть и ждать, и никто и не спросит о том, есть ли еще какие-то
дела. При крестинах могут несколько раз попробовать воду в купели, или
будут выражать опасения, чтобы не утопили ребенка, или не опалили его
свечи.
Бывают случаи прямого издевательства. Позвали священника в дом во
время поста. Предлагают пообедать, и если священник садится за стол и ест
предложенное, то вполне могут начать рассказ, как было некогда в
Петербурге, когда тоже пригласили духовника, а он «кушал любо», забыв
про пост. Это говорят саркастическим тоном, добавляя вымышленные
украшения. Либо предлагают священнику напиться до пьяна, и при этом
торгуются, если выпьет – получит столько-то.
Большого внимания заслуживает и то, что священник из села не может
болеть. Например, священник простудился. Для поправки здоровья ему
нужно несколько дней просто отлежаться. Но принимать потогонных средств
нельзя, потому что могут за ним приехать из дальней деревни, и риск будет
простудиться уже насмерть. Отказать нельзя – правила: а вдруг «на смертном
одре». Священник всегда должен быть готов для требований не смотря на
свою болезнь. Отпуска не положено, а кто его заменит? В случае тяжелой
болезни, когда найдется временная замена, то нужно отдать половину
содержания тому, кто его подменял. Никаких больничных как у чиновников.
Живет тем, что принесут прихожане или пожалуют за требу. Хорошо, если
есть у него дети, которые помогут в обработке земли или по хозяйству. Это
могло обеспечить семью независимостью продуктовой. В основном
духовенство старается отдать детей по учебным заведениям, что являлось их
залогом хорошего будущего.
Если случится что-либо со священником- кормильцем, тогда вдове
трудно приходилось, если, конечно, не оставят ее прихожане храма. Из
биографического описания нашего знаменитого земляка митрополита
Макария, можно узнать, что мать его рано овдовела. На ее руках остались
шестеро малолетних детей. Поддержку ей оказывали правящий епископ и
новый священник в с. Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, а
также некоторая сумма пособия из епархиального Попечительства о бедных
духовного звания. Конечно, Стефанида Григорьевна и сама подрабатывала:
пекла просфоры для церкви и делала восковые свечи.
Другим обязательством священнослужителя являлось открытие школ.
Он должен был убедить крестьян в этой необходимости, а также найти
помещение и средства для ее содержания. Впоследствии священник чаще
всего сам и преподавал, и следил за учебным процессом. А вот в
исследовании С.Г. Рункевича говорилось, что высшее общество всегда было
заинтересовано в просвещении народа и даже помогало финансировать вновь
появившееся Библейское общество.
Кроме всего этого, к священнику обращались за советом к излечению
от болезни, потому что чаще всего земских врачей в сельской местности не
было. В случае эпидемии или падежа скота именно священник должен был
повлиять, чтобы были предприняты все необходимые меры
предосторожности и предписания врача.
На сельского священника возлагалась и противопожарная
безопасность, ведь крестьяне были весьма небрежны в обращении с огнем и
не предпринимали никаких мер предосторожности. Поэтому многие
священники должны были следить, чтобы в каждом доме были кадки с водой
и пожарные инструменты.
А еще сельский священник был примирителем семейных конфликтов,
наставником и хранителем народной нравственности, в особенности в
вопросе профилактики алкоголизма.
От него этого не просто ждали, но и требовали. При этом именно к
нему, священнослужителю, приковано было пристальное внимание: что он
ест, что пьет, сколько времени и даже на чем спит, чем занимается, как живет
с семейством, кто у него прислуга. Все эти наблюдения отнюдь не для
подражания, а для замечания и порицания.
Обзор литературы по истории Русской Церкви в период с XVIII века до
1917 года.
Историографии Русской Церкви только предстоит стать
самостоятельным разделом русской исторической науки. А.В. Карташев в
середине 50-х гг. ХХ в. в очерке «Систематические построения истории
Русской Церкви» говорил, что «особо богатого отдела специальных
источников для построения истории Русской Церкви... не существует», и
адресовал читателя к русской историографии Г.В. Вернадский,
обратившийся к этой теме в конце 60 - начале 70-х гг., посвятил церковной
историографии несколько страниц.
История иерархии синодального периода представлена в книгах Ю.
Толстого: «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии
всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего
Синода. 1721-1871»; «Списки архиереев иерархии всероссийской и
архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего
Правительствующего Синода. 1721-1895».
С конца XIX столетия списки иерархов публиковались ежегодно в
издании: «Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода
и российской церковной иерархии». Иерархия конца синодального периода и
большей части XX столетия представлена в труде митрополита Мануила
«Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год»,
опубликованном в Германии по авторской машинописи с добавлениями и
уточнениями. Данные, относящиеся к XX столетию, особенно к 20-40-м гг., в
труде митрополита Мануила часто неточны, дополнения и подтверждения,
относящиеся к ним, можно отчасти найти в «Общем алфавитном списке
православных и раскольнических епархий 1917-1946 гг.», составленном М.Е.
Губониным и помещенном в книге «Акты Святейшего Тихона, Патриарха
Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о
каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943». На основе
материалов, собранных М.Е. Губониным, ПСТБИ в 1999 г. опубликовал
«Схему развития епархиального устроения Русской Православной Церкви:
От основания древних епархий на ее современной канонической территории
по настоящее время.
Институты церковного управления исследованы в работах М.И.
Горчакова.
Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском
государстве: Царствование Феодора Иоанновича: Учреждение
патриаршества в России. Следует заметить, что в дореволюционных работах
на эту тему сильно стремление оправдать отмену императором Петром I
патриаршества. Эта идея была преодолена в XX в. В 1988 г. вышел сборник
статей, посвященный учреждению патриаршества в России.
Свод законов Российской империи; позднее он дополнялся, последнее
его издание: Пг., 1916. Указатели к нему: Войт С. Алфавитный указатель к
Своду законов Российской империи. Пг., 1914; Нюренберг А.М. Алфавитно-
предметный указатель к Своду законов Российской империи. М., 1911. Эти
законодательные собрания содержат царские манифесты, именные указы и
повеления, определявшие статус РПЦ, ее управление, проведение церковных
реформ, правовое положение православного духовенства. На основе их
издавались собрания законодательных актов и других официальных
распоряжений по Ведомству православного исповедания. К указанным
законодательным собраниям общего характера примыкают тематические
сборники:
Собрание постановлений Святейшего Синода 1867-1874 гг.
относительно устройства духовных училищ. СПб., 1875;
Ивановский Я.И. Обозрение церковных узаконений. СПб., 1883;
Барсов Т.В. Сборник действующих и руководственных церковных и
церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного
исповедания. СПб., 1885;
Завьялов А. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего
Синода 1867-1900. СПб., 1901;
Руновский Н. Материалы по истории Православной Церкви в
царствование императора Николая I. СПб., 1902. Кн. 1-2;
Он же. Церковно-гражданское законодательство относительно
православного духовенства в царствование императора Александра II.
Казань, 1898;
Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре с
1720 по 1870 г. СПб., 1870;
Касаткин И. Сборник законоположений о порядке приобретения
церквами, монастырями и учреждениями Духовного ведомства недвижимых
имуществ и о мерах к охране церковных земель. Н. Новгород, 1904;
Климов Н. Постановления по делам православного духовенства и
Церкви в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1902.
В материалах официального характера важны годовые
«Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода по
Ведомству православного исповедания», содержащие сведения о
деятельности Синода, бюджете, духовных учебных заведениях, монастырях,
миссионерстве и пр. с приложением подробных статистических данных.
Отчетность Святейшего Синода стала публиковаться с 1838 г., сначала в виде
извлечений из годовых. С 1891 г. отчеты стали публиковаться полностью. К
источникам официального характера следует отнести «Стенографические
отчеты» Государственной думы и Государственного совета, содержащие
важные сведения об обсуждении церковных вопросов. Материалы, связанные
с подготовкой Поместного Собора РПЦ, содержатся в следующих изданиях:
Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». СПб.,
1906. 3 т. и отдельный том «Прибавлений»; Журналы и протоколы заседаний
высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906-1907. 4
т.; Сводки отзывов епархиальных преосвященных по вопросам церковной
реформы. СПб., 1906. Существенно дополняют эти официальные материалы,
изданные в 1906-1913 гг., работы участников Предсоборного Присутствия:
И. Г. Айвазова, Н. П. Аксакова, И. С. Бердникова, Е. Е. Голубинского, В. З.
Завитневича, Н. А. Заозерского, А. А. Киреева и Н.Д. Кузнецова. Материалы
Предсоборного Присутствия 1906-1907 гг. находятся в архиве Святейшего
Синода. Деятельность Предсоборного Совещания 1912 г. отражена в
документальном издании: Святейший Правительствующий Синод: пред
соборное Совещание. СПб., 1912-1916.
Среди источников по истории Русской Церкви богато представлены
дневники и мемуары. Авторы их - церковные иерархи, приходские
священники, монашествующие, преподаватели духовных учебных заведений
и светские лица, находившиеся на службе по духовному ведомству.
В библиографическом указателе «История дореволюционной России в
дневниках и воспоминаниях» значится более 1300 их дневников и мемуаров,
опубликованных отдельно и в различных периодических изданиях -
«Русском архиве», «Русской старине», «Киевской старине», «Историческом
вестнике», в общественно-литературных журналах и в «Епархиальных
ведомостях».
Мемуарная и дневниковая литература содержит много ценных фактов о
жизни и быте православного духовенства, о событиях истории РПЦ,
характеристики церковных деятелей (Розанов А.И. Записки сельского
священника. СПб., 1882; Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. СПб., 1886.
2 т.; Лавров М.Е. Автобиография сельского священника. Владимир, 1900;
Порфирий, еп. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. 8 т.; Савва, архиеп.
Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1906-1911. 6 т.; Никанор, архиеп.
Записки присутствующего в Святейшем Правительствующем Синоде. М.,
1907; [Леонид, архиеп.]
Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. М.,
1907. Долгое время, в период советского государства истории РПЦ уделялось
мало внимания, однако в настоящее время интерес к изучению данной
проблемы снова возрос и возможно в ближайшем будущем.
14
Русская Православная Церковь в Российской Империи
Рубеж XVII - XVIII веков - начало нового этапа в истории России.
Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического
уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности.
Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в
культурном процессе, определили их особенности.
К концу XVII века церковь оставалась крупнейшим феодалом в России
и сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с
развивающимся абсолютизмом. Недовольство Петра духовенством росло год
от года. Этому способствовало то обстоятельство, что в этой среде
находилось наибольшее число противников обновления страны. В ходе
своего правления Петр издал ряд указов, сокращавших самостоятельность
духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской
власти.
Наконец, в 1721 году единоличное патриаршее управление церковью
было заменено соборным, коллегиальным. 25 января Петр подписал
манифест об установлении Духовной коллегии, или Святейшего
правительствующего Синода. В истории русской православной церкви
открылся новый период - синодальный. Фактически члены Синода
приравнивались к чиновникам других государственных учреждений.
Ряд петровских мероприятий был направлен на резкое сокращение
белого духовенства и монашествующих, ограничивалось количество
обслуживающего персонала. В 1722 году реформа церкви была дополнена
введением должности обер-прокурора. Причем если на первых порах его
функция была преимущественно наблюдательная, то со временем он
фактически становится руководителем Синода, облеченным неограниченной
властью. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал
ему на верность. Фактически через Синод император контролировал и жизнь
церкви. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций:
15
руководство начальным образованием;
запись актов гражданского состояния;
наблюдение за политической благонадежностью подданных.
Попав под юрисдикцию государственной власти и в систему
государственной бюрократии, церковь превратилась в послушную
помощницу светских правящих органов. Вместе с тем, церковная реформа
Петра I стимулировала творческие силы православной церкви. Русское
православие переживало в этот период духовный подъем. В сравнении с
патриаршим периодом Русская церковь выросла и численно, и духовно. Во
времена патриаршества Россия имела 20 епархий с 20 епископами. В конце
синодального периода она насчитывала уже 64 епархии и около 40
викариатств, возглавляли их более 100 епископов. Этот рост был обусловлен
прежде всего внутренним и внешним миссионерством Русской православной
церкви. Были учреждены православные миссии в Сибири, на Дальнем
Востоке, в Америке, Японии, Китае, Корее.
Синодальный период ознаменовался зарождением экуменического
движения в Русской церкви.
В октябре 1721 года в связи с победой в Северной войне Сенат и
Святейший Синод присваивают Петру I титул Отца Отечества Императора
Всероссийского, и Россия становится империей.
Официальная идеология русского абсолютизма, разработанная Петром
I и его единомышленниками и завещанная последующим эпохам, выдвинула
взамен религиозного обоснования государевой службы идею служения
общему благу, общей пользе, понимаемой как государственный интерес. При
этом искусство и культура, взятые под покровительство государства и
поставленные ему на службу, получили некое подобие идеологической
автономии от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным
хозяином и руководителем искусства. Секуляризация, обмирщение культур,
достигнутое в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России
происходит только в начале XVIII века.
16
Общим итогом одной из самых основательно осуществляемых реформ
Петра I было превращение церкви из идеологической руководительницы
нации во вспомогательную часть государственного механизма с
ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.
Правительственная политика в отношении православия и церкви несколько
меняется лишь в конце XVIII столетия. Церкви возвращается ряд льгот, часть
имущества, монастыри освобождаются от некоторых повинностей.
В XVIII-XIX веках правительством предпринимается ряд
законодательных административных мер, ставящих православие в особое
положение в государстве. При поддержке светских властей развивается
православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и
богословское образование.
Таким образом, положение русской православной церкви в Российской
империи определялось реформой начала XVIII века, которая упразднила
патриаршество и установила государственную церковность в лице
православия. Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно
из учреждений государственного управления. В последующие за реформой
два столетия она обожествляла царскую власть, признавая царя верховным
правителем церкви через Синод, находящийся под контролем и
руководством обер-прокурора, назначаемого царем. Идея самодержавия была
политическим символом веры русского православия.
Будучи частью государственного аппарата, православная церковь
пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом,
получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным
образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство
закреплялось в законе только за православной церковью.
17
Правовое положение РПЦ в Российской империи
Взаимоотношения церкви и государства - один из самых интересных и
недостаточно исследованных вопросов, имеющих не только теоретическое,
но и практическое значение. В этом плане представляет интерес именно
сравнение правового положения Русской православной церкви в Российской
империи, где церковь фактически являлась частью государственного
аппарата, и в СССР, где атеизм возводился в ранг официальной
государственной идеологии.
На протяжении веков духовная власть не только сотрудничала, но и
соперничала со светской властью. Наивысшей кульминации это
соперничество достигло в период правления царя Алексея Михайловича,
когда патриарх Никон попытался поставить себя выше государя. Эта
попытка завершилась провалом. В начале XVIII века в условиях становления
абсолютной монархии государство предприняло меры, направленные на
подчинение церкви. Патриаршество было ликвидировано, для управления
церковью был создан коллективный орган - Святейший Синод,
возглавлявшийся назначаемым императором светским чиновником - обер-
прокурором.
К середине XIX в. в основном завершился начатый Петром I процесс
«огосударствления» церкви, главной целью которого являлось использование
православия в интересах самодержавия. В это же время окончательно
сформировалась система управления церковью, без серьезных изменений
просуществовавшая до 1917 года. Во главе Русской православной церкви
официально стоял царь, ему подчинялись обер-прокурор и Святейший
Правительствующий Синод, которые имели свои канцелярии. Канцелярии
обер-прокурора подчинялась канцелярия Синода, а также существовавшие в
каждой епархии духовные консистории, являвшиеся епархиальными
органами духовного суда и управления. Синоду через его канцелярию
подчинялись епархиальные архиереи. Все духовенство делилось на черное
18
(монахи) и белое. Отдельным звеном было военное, морское и придворное
духовенство, которыми руководили соответственно протопресвитер военного
и морского духовенства, избиравшийся Синодом, и личный духовник царя.
Такая структура церковного управления приводила к четкому разграничению
религиозно-идеологической и административно-хозяйственной функций
церкви и надежно обеспечивала государственное руководство церковью.
В 1842 г. начался постепенный перевод приходского духовенства на
государственное жалованье. Во второй четверти XIX в. значительно
расширились полномочия обер-прокурора: к нему перешли некоторые
функции Синода, ему была подчинена и канцелярия Синода, а также создана
собственная канцелярия обер-прокурора. Таким образом, представители
духовенства постоянно вытеснялись из управления церковью. По сути,
Синод оказался отделен от церкви промежуточными исполнительными
органами, подчиненными обер-прокурору, т.е. фактически светской власти.
Формально Синод сохранял свою компетенцию в управлении духовенством,
в канонической и семейной сферах, но реально государство имело
возможность обеспечивать принятие нужного ему решения по любому
вопросу.
Местный аппарат Русской церкви, в отличие от центрального, не был
полностью «огосударствлен». Главными носителями церковной власти на
местах оставались епархиальные архиереи, а их исполнительные органы,
духовные консистории, состояли из представителей приходского
духовенства. Светскими чиновниками оставались только секретари
консисторий, подчинявшиеся обер-прокурору.
В 60 - 70 годах в церковном управлении произошли такие же
изменения, что и в государственном аппарате в целом. Это выразилось
прежде всего в укреплении среднего епархиального звена. Расширились
полномочия епархиальных архиереев, стали проводиться съезды
духовенства. В 70-е годы часть приходов закрыли, а в оставшихся
определили штаты: количество священников, диаконов, псаломщиков. В
19
результате всех преобразований сложилась в некотором роде двойная
система управления церковью: по линии обер-прокурора и духовных
консисторий, Синода и епархиальных архиереев. И если последние еще
обладали некоторой властью на местах, то члены Синода практически
полностью подчинялись обер-прокурору, а через него - государственной
власти.
Став частью государственного аппарата - ведомством православного
исповедания, Русская церковь продолжала подробно регламентировать образ
жизни народных масс, определяя нормы семейных отношений, устанавливая
праздники. Приход служил не только церковной, но и в некоторой степени
административной единицей. Приходское духовенство вело запись актов
гражданского состояния, что позволяло ему находиться в курсе буквально
всех дел своей паствы. Через церковные приходы государство могло
внедрять в сознание народа нужные идеи и социальные установки. Со своей
стороны, царизм обеспечивал православной церкви официальное и
привилегированное положение. Вплоть до 1905 года запрещался переход из
православия в другие вероисповедания, тогда как обратный процесс
приветствовался и всячески поощрялся. Все православное население
империи обязывалось не менее одного раза в год являться на исповедь и
причащаться. Без официального церковного благословения не совершался ни
один государственный акт. Закон Божий входил в число обязательных
предметов во всех государственных учебных заведениях.
Во второй половине XIX века духовенство не представляло собой
однородной массы. До 1861 г. духовное сословие обладало системой
кормлений и наследования мест. Отмена крепостного права и буржуазные
преобразования в стране повлекли за собой ликвидацию этой системы. В
1867 г. особый закон постановил при определении на церковные должности
не считать родство с умершими или уволенными клириками преимуществом
одного кандидата перед другими, не допускать зачисления церковных мест за
дочерьми или родственниками занимавших это место и не признавать
20
действительными обязательства поступающих на места клириков выдавать
часть дохода семьям предшественников. Указ 11 июля 1869 г. отчислил из
духовного звания всех детей духовных лиц, предоставив им полную свободу
выбора профессии и поступления на государственную службу. Таким
образом, духовное сословие формально ликвидировалось, но на деле
наследственность приходского духовенства сохранялась. Некоторые
семинаристы стремились в университеты, а остальные по-прежнему шли в
священники. В результате духовенство во второй половине XIX - начале XX
веков по-прежнему составляло особую социальную группу и являлось
достаточно многочисленным слоем населения: в 1885 г. в России
насчитывалось 31 тыс. представителей черного и 82 тыс. представителей
белого духовенства. К 1902 г. это число увеличилось соответственно до 58 и
105 тыс. человек.
Высший слой духовенства составляли архиереи: митрополиты,
архиепископы, епископы, которые непременно являлись монахами и, как
правило, выпускниками духовной академии. К среднему слою относились
представители белого духовенства - священники и диаконы, окончившие
семинарию. Представители низшего слоя - дьячки, пономари, причетники,
псаломщики, рядовые монахи - в лучшем случае заканчивали церковно-
приходскую школу. Три слоя духовенства отличались не только своим
социальным статусом, но и местом в структуре властных отношений.
Архиереи были приближены к светской власти и сами воплощали власть
духовную. Священники и церковнослужители стояли ближе к народу.
Именно через них проходила линия общения русской церкви с православным
населением империи.
Приходское духовенство получало явно недостаточное жалованье и
далеко не во всех приходах. Но если работающие священники еще могли
прокормиться за счет прихожан, то заштатные, или, говоря современным
языком, ушедшие на пенсию священники и диаконы, а тем более вдовы и
21
сироты духовного сословия оставались практически без средств к
существованию.
Согласно законодательству, священнику, прослужившему 35 лет,
выплачивалась из государственного казначейства пенсия в сумме 130 руб. в
год, бездетной вдове такого священника полагалось 65 руб., а вдове с детьми
- 90 руб. ежегодно. Диакон получал пенсию в 80 руб., а его вдова
соответственно 40 и 50 рублей. Прочим церковнослужителям не полагалось
ничего. Но даже и эта небольшая пенсия была недоступна для большинства
нуждавшихся в ней. Дело в том, что основным источником пенсий служили
проценты с имевшегося пенсионного капитала и выплаты ограничивались
размером этих процентов, что в среднем составляло всего 182 тыс. руб. в год.
В результате вышедшие в отставку священники нередко годами ждали, когда
подойдет их очередь получать пенсию. Так, в 1889 г. получали
государственную пенсию всего 1 018 священников и 2 170 вдов, 352 диакона
и 569 вдов. Между тем только в этом же году вышло «в заштат» 5 586
священников и диаконов, т. е. за один год на 1 577 человек больше, чем всех
получающих пенсию, не считая их вдов и сирот.
Для выдачи единовременных и постоянных пособий лицам, не
выслужившим пенсии, их вдовам и сиротам при Св. Синоде существовал
особый капитал. Такие пособия выдавались, например, в 1888 г. в сумме 82
тыс. руб., в 1889 г. - 105 тыс. руб., и, естественно, на всех нуждавшихся не
хватало.
Законодательную базу епархиальных попечительств составляло
вышедшее в 1823 г. положение «О призрении бедных духовного звания».
Согласно ему, попечительства учреждались отдельно от Духовных
консисторий при епархиальных кафедрах под непосредственным
руководством местных архиереев. Средства из казны попечительствам не
отпускались, они финансировались только за счет епархий. При этом в
церквах выставлялись специальные кружки для сбора пожертвований, на
этот же предмет отчислялась часть дохода от продажи свечей. Целью
22
учреждения попечительств являлось призрение «беспомощных» лиц
духовного сословия. Для этого они могли с разрешения епископов
устраивать различные благотворительные заведения. Но, несмотря на все эти
меры, значительное число лиц духовного звания оставалось фактически без
средств к существованию.
Таким образом, главной чертой правового положения церкви являлась
ее подчиненная роль в государственном аппарате. По меткому выражению
философа В. Соловьева, церковь сначала «тянулась за государственною
короною, потом крепко схватилась за меч государственный и, наконец,
принуждена была надеть государственный мундир».
После революции и свержения самодержавия в положении церкви
произошли значительные перемены. В 1917 - 1918 годах состоялся
Поместный Собор Русской православной церкви, который закрепил
упразднение синодальной системы церковного управления и патриаршество.
При этом устанавливалась подотчетность патриарха и других органов
церковного управления Поместному Собору, которому принадлежала
высшая власть в церкви: законодательная, административная, судебная и
контролирующая. 5 ноября 1918 года патриархом был избран Митрополит
Московский Тихон. Поместный Собор организовал два органа
коллегиального управления церковью: Священный Синод и Высший
Церковный Совет. В 1924 году указом патриарха Тихона эти органы были
распущены. После смерти Тихона в 1925 году нового патриарха не избирали,
его обязанности выполнял патриарший местоблюститель. И только в 1943
году Архиерейский Собор в Москве избрал митрополита Сергия патриархом
Московским и Всея Руси.
Та роль, которую церковь сыграла в годы Великой Отечественной
войны, способствуя победе Советского Союза, укрепила ее положение и
авторитет. В 1945 г. состоялся Поместный Собор, который избрал
патриархом митрополита ленинградского Алексия. Собор также утвердил
Положение об управлении Русской Православной Церкви, состоявшее из 48
23
статей. Церковь, в соответствии с данным положением, управлялась
патриархом совместно с Синодом. Такое положение действовало до 1988
года, когда Поместный Собор Русской Православной Церкви принял Устав
об управлении Русской Православной Церкви. Этот документ, действующий
и ныне, является первым уставом в истории русской церкви.
Устав состоит из 15 глав, каждая из которых разделена на статьи. В
преамбуле говорится, что Русская Православная Церковь является
многонациональной поместной автокефальной Православной церковью.
Другое официальное название русской Церкви - Московский патриархат.
В соответствии со ст. 3 Устава юрисдикция Русской Православной
Церкви распространялась на лиц православного исповедания, проживающих
на территории СССР, за исключением Грузии, а также на добровольно в нее
входящих православных, проживающих за границей. Устав дает перечень
источников действующего церковного права: Священное Писание,
Священное Предание, святые каноны, постановления поместных Соборов
Русской Православной Церкви, настоящий Устав.
Высшими органами церковной власти, согласно Уставу, являются
Поместный собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с
Патриархом. Закреплено положение о том, что Церковь, ее епархии,
приходы, монастыри и духовные школы обладают гражданской
правоспособностью. С развитием рыночных отношений Церковь получила
права юридического лица.
Таким образом, правовое положение Русской Православной Церкви в
Российской империи и в СССР было различным. В период империи церковь
подчинялась государству, фактически составляла часть государственного
аппарата, жила и управлялась по государственным законам. В советское
время церковь была отделена от государства, на нее устраивались гонения, и
только в последний период существования советской власти они
прекратились и начался процесс возрождения авторитета церкви в обществе,
24
ее признание государством, активизация деятельности, что связано и
получением церковью статуса юридического лица.
25
Упадок Российской Империи и кризис Русской Православной Церкви
В конце XIX - начале ХХ века Русская Православная церковь
находилась в кризисном состоянии. Исследователи это во многом связывают
с тем положением церкви в государстве, которое ввел Петр I. Суть всех этих
высказываний сводится к тому, что РПЦ за время синодального управления
была низвергнута до безынициативной и, во многом, неавторитетной
организации. Духовенство замкнулось внутри себя, т.е. отделилось от
паствы, дифференцировалось по иерархии и имущественному достатку. Но, в
то же время, подобная замкнутость способствовала, по мнению церковных
исследователей, духовному возрождению по сравнению с ее древнейшим
теократическим периодом. Связывают это с увеличением количества
монашествующих.
Кризис проявился, во-первых, в том, что количество прихожан,
проявляющих индифферентность к вере, с каждым годом постоянно
увеличивалось. Результатом этого явления стало создание атеистического
общества в России конца ХХ века. Что могло привести страну, в идеологии
которой православие занимало определяющие позиции, встать на путь
сначала конфессионального, а после и религиозного массового безразличия?
1.Первое, что требовали обновленцы, — это отделение церкви от
государства. Данное предложение ничем не было похоже на Декрет СНК от
23 января 1918года, а выражало освобождение церкви от опеки государства;
2. Обновленцы выступали против восстановления патриаршества. По
их мнению, церковное управление должно было осуществляться через
представительный всеобщий поместный собор;
2.Как организация церковь должна бала быть децентрализованной;
3. Бюрократизация синодальной церкви привело к появлению
требования ликвидации клерикализма;
4.Следующее требование шло в русле общецерковных желаний и
правительственных преобразований. Церковь должна участвовать в
26
общественной жизни, учить и воспитывать паству в духе православного
благочестия;
5.И последнее, что предлагали обновленцы, было связано с
изменениями в литургии (т.е. ведении церковной службы).
Подобные требования не вызывали недовольства со стороны
остального духовенства и тем более не являлись еретическими по своим
замыслам.
После этого события обновленцы заявили о себе только в начале 20-х
годов. В это время у них назревал конфликт с официальной церковью
патриарха Тихона. По вопросу о причинах появления обновленческого
раскола мнения исследователей кардинально разделились. Историки -
марксисты утверждали, что это объективный исторический процесс. На
место старой феодальной церкви пришла новая, реформированная со своими
социальными идеями и возможностями, способными удовлетворить
имеющиеся культовые потребности граждан. Иной позиции придерживаются
церковные историки. По их мнению, сущность обновленческого
размежевания заключается в элементарной борьбе за власть, в большинстве
случаев за автономное существование в границах епархии.
По большому счету, обновленческий раскол коснулся только
духовенства, повлияв на население опосредованно через настоятелей храмов
и епископат.
Последнее, из рассматриваемых направлений церковной
дифференциации, опять-таки было связано с деятельностью власти. Это
разделение духовенства по политическим взглядам. Появление этого стало
возможным после того, как священников допустили к участию в заседаниях
Государственной Думы. Наиболее остро отличие, занимаемых позиций,
проявилось в период созыва II Гос. Думы. Конфликт был вызван вопросом о
принадлежности к левоцентристским и левым думским фракциям и получил
отражение в различных периодических изданиях.
27
Таким образом, суммарное влияние внутренних факторов не намного
уступало тому, как воздействовала власть. Наличие расколов приводило
население в определенное замешательство, вызывало конфликты прихожан с
настоятелями. Наряду с этим, росло недовольство политикой государства по
религиозному вопросу, как со стороны духовенства, так и светского
населения страны. Все это негативно отражалось на отношении населения к
РПЦ, приводило к увеличению количества граждан, проявляющих свое
безразличие, как к вере, так и к церкви (особенно это проявилось в
послереволюционный период). Во многом это было определено
деятельностью власти по отношения к РПЦ, и произволом со стороны
местной администрации.
28
Заключение
Значит синодальный период истории Русской Православной Церкви
совпадает с периодом истории Российской Империи. В данный исторический
период РПЦ была подчинена государственным органам управления, и имела
меньше права чем все остальные конфессии, жившие в этот период в России.
Что привело к кризису, который повлиял на упадок церкви в ХХ
столетии. На протяжении двух столетий казалось, что церковь и
правительство неразделимы, но события 1914 - 1924 годов показал обратное.
Церковь ничем не смогла противостоять развалу и гибели империи, а
страна не могла и не хотела помогать укреплению ослабшего к этому
времени влиянию церкви. Назревшие реформы так и не были притворены в
жизнь, а следовательно союз церкви и государства был обречен. Конечно,
синодальный период имел огромное значение для русской культуры, но
культура, это только часть жизни общества и государства. В данной работе
мы попытались рассмотреть взаимодействие государства и церкви в период
Российской Империи и можем сделать такой вывод: Что для формирования
Российской империи сложившийся порядок был выгоден и удобен, однако,
как только в России начали формироваться демократические институты он
сразу же стал тяжелым бременем для церкви и государства.
29
Список использованных источников
1. Белова Н.В. Провинциальное духовенство в конце XVIII – начале ХХ
вв.: быт и нравы сословия (на материалах Ярославской епархии): автореф.
дисс…к. и. н. – Иваново, 2008. – 22 с.
2. Емельянова А.В. Мемуары об обучении детей духовного сословия в
России XVIII в. // Вестник ПСТГУ. – Педагогика. Психология. – 2014. – Вып.
4 (33). – С. 90-102.
3. Заграничные прения о положении русского духовенства // Русское
духовенство. – Берлин, 1859. – С. 75-94.
4. Записки сельского священника [Электронный ресурс]: быт и нужды
православного духовенства. – СПб.: Типография В.С. Балашева, Средняя
Подъяческая, д № 1. – 1882. – URL:
https://royallib.com/read/svyashchennik_selskiy/zapiski_selskogo_svyashchennika
. html#0
5. Захарова И.Е. Гавриил Иванович Чернышевский – представитель элиты
провинциального духовенства первой половины XIX века: автореф. дисс. …
к. и. н. – Саратов, 2011. – 23 с.
6. Знаменский П. Приходское духовенство в России со времени реформы
Петра. – Казань: в университетской типографии, 1873. – 851 с.
7. Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни. – Б.м. Собрание сочинений,
1981. – 156 с.
8. Макарий (Булгаков), митрополит. Собрание материалов для науки
канонического права Русской Православной Церкви, изложенное в
систематическом порядке / под ред. К.Г. Капкова. – Белгород – М. – Сольба,
2012. – 388 с.
9. Мангилева А.В. Белое приходское духовенство Российской империи:
от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета.
– Серия 2: гуманитарные науки. – 2014. – № 3. – С. 241-248.
30
10. Мангилева А.В. Повседневная жизнь сельского прихода в 1-й половине
XIX века [Электронный ресурс]: по материалам «Дневника сельского
священника». – URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/2450206/
11. Матисон А.В. Брачные стратегии сельского духовенства в конце XVIII
в.: Тверской уезд // Вестник ТвГу. – Серия: История. – 2016. – № 1. – С. 134-
140.
12. Матисон А.В. Записки провинциального священника // Вестник
православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Серия 2:
История. История Русской Православной Церкви. – М., 2014. – С. 149-152.
13. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII –
начало ХХ в). В 2-х т. – Т. I. – СПб., 2003. – 546 с.
14. Пулькин М.В. Повседневность религиозности: конфликты духовенства
и прихожан в XVIII в. (по материалам Олонецкой епархии) // Вестник
Российского университета дружбы народов. – Серия: История России. –
2003. – № 2. – С. 13-19.
15. Ростиславов Д. О православном белом и черном духовенстве в России.
В 2-х Т. – Т. I. – Лейпциг, 1866. – XIII, 602 с.
16. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке [Электронный ресурс]. – М.:
Книга по Требованию, 2012. – 246 с. – URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevich/russkaja-tserkov-v-19-veke/
17. Субботин П. Материальное положение приходского
духовенства накануне революции 1917 года (видео).
– URL: https://vk.com/strimirr?z=video-
157680245_456239023%2Fd2659f5f8406f64a73%2Fpl_wall_-157680245.
18. Титов Ф.И., протоиерей. Макарий (Булгаков), митрополит Московский
и Коломенский: историко-биографический очерк. В 3 т. – Т. 1: годы детства,
образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816-
1857). – Репр.изд. с доп. / публикация К.Г. Капкова. – М.; Белянка: Летопись,
2015. – 496 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!