это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3934832
Ознакомительный фрагмент работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Административное наказание: понятие, признаки и цели 7
1.1 Понятие и признаки административного наказания 7
1.2 Цели административного наказания 11
2 Виды, классификация и система административных наказаний в
Российской Федерации
14
2.1. Виды административных наказаний 14
2.2. Система и классификация административных наказаний 17
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Административное наказание
является одним из способов управления обществом и методом обеспечения
безопасности и правопорядка, является в своей сути формой ответственности и
превентивной мерой к совершению новых правонарушений, а также
способствует снижению криминальной напряженности в отдельных видах
общественных отношений. Поэтому цели и задачи по обеспечению
системности, эффективности и стабильности правового регулирования системы
административных наказаний, являются одним из основных направлений
административного нормотворчества.
Не смотря на необходимость реформирования административного
законодательства, и неоднократно принимающихся попыток органов
государственной власти внедрения в российскую правовую систему нового
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
отвечающего современным реалиям существующих общественных отношений,
в настоящий момент продолжает действовать Кодекс Российской Федерации об
Административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (далее – КоАП
РФ), и принятые к нему существенное количество правок, которые затрудняют
применение КоАП РФ на практике. Указанное выражается в проблемах
правоприменительной практики, отсутствии единообразия формирования и
применения законодательства субъектов РФ об административной
ответственности, что приводит к острой необходимости внесения изменений в
действующее законодательство.
Важным шагом в появлении нового законодательства об
административных правонарушениях в последние несколько лет можно считать
формирование Концепции нового Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, ставшее одним из важных событий
законотворчества 2019 года. Другим не маловажным событием стало
представление Министерством юстиции РФ на общественное обсуждение в
4
2020 году нового проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях,
который, до настоящего времени в соответствии с информацией, размещенной
на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов,
находится на этапе публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.
В связи с принятием Федерального закона от 16 апреля 2022 г. № 93-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях" следует отметить, что на настоящий момент законодатель
временно отказался от реформирования системы административной
ответственности.
Однако, рассматривая предложенные изменения в проекте Кодекса РФ
об административных правонарушениях, следует отметить что законодателем
затронуты существенные вопросы, а именно назначение административных
наказаний при наличии множественности административных правонарушений,
исключение из перечня административных наказаний временного
приостановления деятельности, которое будет иметь статус меры обеспечения
административного производства по делу, а так же изменение в мере
административной конфискации имущества, как вида административного
наказания.
Указанное можно характеризовать как масштабные изменения, которые
в случае принятия итогового нормативного акта затронут в том числе и
институт административной ответственности, а система административных
наказаний получит новое наполнение, чем и обуславливается актуальность
темы настоящей курсовой работы.
Степень научной разработанности темы курсовой работы.
Административные наказания являются одним из наиболее важных разделов
науки административного права, степень научной разработанности темы
выражена в большом объёме литературы, написанной отечественными
учеными, основной целью, которой является изучение административного
наказания, как составной части института административной ответственности.
5
Основу составляют труды таких учёных, А. Б. Агапов, Ю. С. Адушкин, М. В.
Баранова, Д.Н. Бахрах, Д.А. Липинский, С.В. Тихомиров и другие.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили Конституция
РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, федеральные законы о
внесении изменений в КоАП РФ, и иные нормативные правовые акты.
Объектом настоящей курсовой работы выступили общественные
отношения, связанные с применением административного наказания, как
составной части института административной ответственности, выраженные в
мерах воздействия на виновного за совершённое правонарушение.
Предмет курсовой работы составляют нормы права, закрепляющие в
доктрине отечественной науки понятие, цели и виды административного
наказания, выделяющие указанные элементы через раскрытие и изучение
сущности правонарушения, определения социальной направленности и
обобщения правонарушения.
Целью настоящей курсовой работы является определение понятия,
целей и признаков, а также видов административных наказаний, а также
обобщение, предлагаемых законодателем и учеными административного права,
и возможных классификаций административных наказаний.
Для достижения цели настоящей курсовой работы необходимо
разрешить следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование сущности понятия административного
наказания.
2. Выделить признаки и цели наложения административных
наказаний.
3. С помощью классификации и видов административных наказаний
охарактеризовать систему административной ответственности.
4. Рассмотреть отдельные виды административных наказаний: их
основания и содержание.
6
Методологической основой настоящей курсовой работы послужили
общенаучные и специальные методы юридической науки, а именно метод
анализа и синтеза, специально-юридический метод, как метод рассмотрения
результатов нормотворческой деятельности, а также сравнительно-правовой
метод для анализа сути административного наказания, его составляющих
категорий и понятий, и иные приемы обобщения научного материала.
Структура настоящей курсовой работы состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой
главе приводится краткая характеристика истории становления
административных наказаний в России, дается определение понятию,
выделяются признаки и цели административного наказания. Во второй главе
рассматриваются виды административных наказаний, а также вопросы их
систематизации и классификации.
7
1 Административное наказание: понятие, признаки и цели
1.1 Понятие и признаки административного наказания
При изучении административных наказаний, необходимо рассмотреть
процесс зарождения административного права в России, где наказание, не
связанное с уголовным преследованием, дало возможность развития новой
системы, эволюционировавшей в современное административное право.
Предпосылками появления прообраза административных наказаний
можно считать основанный на закреплении в Уложении о наказаниях
уголовных и исправительных 1845 года, такой меры воздействия как
«выговор в присутствии суда; замечания и внушения от мест судебных или
правительственных; денежные взыскания» 1 . В этом же документе
появляется разграничение деяний в зависимости от тяжести правонарушений
на преступления и проступки. Однако, в указанный период закрепленного
разграничения между административными и уголовными наказаниями, не
существовало.
Первыми шагами к выделению института административной
ответственности как самостоятельного вида можно считать принятие в 1864
году Устава о наказаниях налагаемых мировыми судьями, который включал
в себя нормы и порядок привлечения к ответственности и составы
правонарушений.
Дальнейшее развитие отечественного права и смена государственного
строя наложили свой отпечаток на формирования административной
ответственности и соответственно административных наказаний. В СССР
административные наказания как обособленная система мер
государственного воздействия на законодательном уровне была впервые
сформирована в 1922 году с принятием УК РСФСР, в котором появляется
понятие «административное взыскание» 2 .
1 Отечественное законодательство XI–XX веков. Часть I: XI–XIX века / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юристъ,
2004. С. 323.
8
Наука административного права также динамично развивается в
советский период, формируя основы, которые в дальнейшем станут
основополагающими, так С.С. Студеникин в своих трудах определяет
применение мер административного взыскания: «административным
взысканием нельзя заменять уголовное наказание, как и недопустимо
привлекать к уголовной ответственности в случаях, когда за
административное правонарушение установлена административная
ответственность». 3
Главным шагом в развитии административных наказаний в
законодательстве советского периода стало принятие в 1984 году Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях, который закреплял главой 3
понятие и виды административных взысканий, а также давал полное
представление о сформированной системе административных взысканий.
Принятие в 2001 году Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях дало начало преобразованию советской
системы административных взысканий в административные наказания,
изменив виды наказаний по сравнению с КоАП РСФСР, исключив
исправительные работы, которые в КоАП РФ не были включены, уточнив
вместо штрафа, административный штраф, и добавив новый вид наказания –
дисквалификацию.
Понятийный аппарат административных наказаний также был
разработан в период СССР. Не смотря на то, что КоАП РСФСР 1984 г.
закрепляет не «административное наказание», а «административное
взыскание», которое «является мерой ответственности и применяется в целях
воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе
соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического
общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений
2 Жеребцов А.Н. Очерк истории становления и развития науки российского административного права (часть 1)
// Вестник КРУ МВД России. 2016. № 1. С. 126 – 134
3 Студеникин С.С. Советское административное право: учебник для юридических высших учебных заведений /
С. С. Студеникин, В. А. Власов, И. И. Евтихиев - М : Гос. изд-во юридической лит., 1950. С. 112
9
как самим правонарушителем, так и другими лицами» 4 , указанное наиболее
близко к сути существующего в настоящее время концепции
административного наказания.
Таким образом, административные наказания как отдельно
сформированное явление имеют в России длительную историю развития.
Переходя к непосредственно понятию административного наказания, можно
выделить несколько подходов к его определению.
Первым и ведущим является подход законодателя и большинства
ученых, основанный на формуле «административное наказание есть мера
ответственности имеющая цель». Указанное закрепляется законодателем в
ст. 3.1 КоАП РФ, где «административное наказание является установленной
государством мерой ответственности за совершение административного
правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых
правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».
Среди ученых указанный подход разделяет Д.А. Липинский, который
определяет «административное наказание в качестве меры
административной ответственности, целью которой является кара, общая и
индивидуальная превенция». 5
Вторую группу формирует подход, основанный на формуле
«административное наказание есть мера ответственности как последствие
оценки государством нарушенных правоотношений». К примеру, Ю. А.
Тихомиров считает, что «административное наказание — это реакция
государства на совершенное административное правонарушение. Это
разновидность мер административного принуждения, которая выражает
отрицательную оценку государства, поведения лица, совершившего
административное правонарушение». 6
4 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 (с посл. изм. и доп. от 20 марта 2001
г. № 26-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (утратил силу)
(дата обращения: 17.04.2022).
5 Липинский Д.А. Понятие административного наказания // Юридические исследования. 2017. № 2. С. 24–43.
6 Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации - М. : Юрайт,
10
В рамках настоящей курсовой, предлагается к применению формула
понятия второго подхода. Указанное обосновывается, увеличением
количества административных правонарушений, их многообразия,
перечисленных в КоАП РФ, а также индивидуальность подхода к
рассмотрению каждого отдельного правонарушения, что сформировало
сущность административной ответственности на основании оценки
государством последствий нарушенных правоотношений.
Для формирования понятия «административное наказание» в рамках
настоящей работы, необходимо обратиться к понятию «правового
наказания», которое является разновидностью государственно-правового
принуждения, мерой правового порицания виновного лица, в результате
которого это лицо ограничивается в правах, несет имущественные расходы,
испытывает другие обременения. Выделив отдельные составляющие этого
общего явления, можно определить сущность категории «административное
наказание» как совокупность следующих признаков:
1) является мерой административной ответственности,
установленной государством. Наиболее емким можно считать определение
понятия меры, представленную Н. Н. Черногор, где «мера юридической
ответственности представляет собой соотношение количественных и
качественных параметров государственного принуждения» 7 . В таком случае
качество может выражаться в строгости вида наказания и его превентивном
потенциале. А количество может быть охарактеризовано, к примеру
размером штрафа или период приостановления деятельности.
2) представляет собой определённую оценку государством, действия
или бездействия участника правоотношений, итогом которой является
привлечение к ответственности и используется только в случае совершения
административного правонарушения.
2019. С. 181
7 Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного
самоуправления: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 26—29.
11
3) нормами права, предусматривающими ответственность за
нарушение охраняемых законом общественных отношений, федерального
уровня и уровня субъектов Российской Федерации, в соответствии с
принципом разделения предметов ведения административного права.
4) применение административного наказания возможно при
использовании определённой процедуры и определенного круга органов и
должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об
административных правонарушениях;
5) основанием для реализации административного наказания
является принятие и вступление в законную силу правоприменительного
акта, который имеет индивидуальное действие и ненормативный характер.
6) основой наказания является предъявление виновному лицу
ограничений правового, имущественного и неимущественного характера;
Таким образом можно сделать вывод, что административное
наказание должно быть определено как мера ответственности, наступающая
по итогам оценки государством обстоятельств совершённого
административного правонарушения, выраженная во вступившем в
законную силу правоприменительном акте, который носит индивидуальный
характер, заключающийся в подборе персональных мер наказания, которые
подразумевают получение нарушителем определённых правовых,
имущественных или неимущественных последствий, в целях общей и
индивидуальной превенции.
1.2 Цели административного наказания
По итогу рассмотрения понятия административного наказания стоит
выделить его законодательно закрепленные цели, сложившиеся в научной
литературе. Законодателем в статье 3.1. КоАП РФ устанавливаются следующие
цели административного наказания «Административное наказание является
установленной государством мерой ответственности за совершение
административного правонарушения и применяется в целях предупреждения
12
совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и
другими лицами». Пределы указанного отграничиваются следующим образом
«не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства
физического лица, совершившего административное правонарушение, или
причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой
репутации юридического лица».
Указанное является прямым выражением положений, закрепленных в
части 2 статьи 21 Конституции РФ: «никто не должен подвергаться пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию».
В научной литературе, на основании возможности отраслевого и
межотраслевого правового анализа сложились более специфические цели,
которые можно обобщить следующим образом:
1) регулирование и восстановление нарушенных общественных
отношений, как общая цель любой из систем права;
2) осуществление воспитательной функции в рамках
административного права, где нарушитель общественных правоотношений в
дополнение к наказанию получает предпосылки для формирования установок и
ценностей для правомерного поведения, а в идеальном случае воспитание
чувства уважения к закону;
3) применение санкций за совершенное административное
правонарушение, где вместе с фактором превентивной функции наказания,
задействуется осознание правонарушителем неизбежности применения
предусмотренных законом карательных санкций. По мнению Д. А. Липинского
«употребление термина «наказание» показывает карательную сущность
административного наказания, что позволяет распространить на них
конституционные положения о запрете жестокого и унижающего человеческое
достоинство обращения». 8
8 Липинский Д.А. Понятие административного наказания // Юридические исследования. 2017. № 2. С. 24–43.
13
4) в контрольных и профилактических целях, для предотвращения
совершения не только административных правонарушений, но и других
правонарушений - дисциплинарных нарушений и уголовных преступлений.
5) принцип справедливости административного права выражается
через взаимосвязь между характером совершенного административного
правонарушения и размером последующего наказания, что дает возможность
говорить о такой цели административного наказания как восстановление
социальной справедливости, сутью которой является восстановление
нарушенных интересов личности, общества и государства. Поэтому, несмотря
на то что КоАП РФ прямо не закрепляет своими нормами подобную цель,
анализ статьи 4.7. КоАП РФ, посвященной возмещению имущественного
ущерба и морального вреда, причиненных административным
правонарушением, дает основание полагать, что целью административного
наказания является в том числе восстановление социальной справедливости.
Подводя итоги первой главы, необходимо отметить, что понимание
признаков и целей административного наказания носит фундаментальный
характер в процессе изучения административного наказания, как общности
явлений, так и отдельных составляющих, таких как отдельные виды
административного наказания.
2 Виды, классификация и система административных наказаний
в Российской Федерации
14
2.1. Виды административных наказаний
В настоящий момент законодателем за совершение
административных правонарушений устанавливаются и применяются виды
административных наказаний, закрепленные статьей 3.2. КоАП РФ. При
этом статья 3.3. КоАП РФ предусматривает исчерпывающий перечень
административных наказаний в следующей дифференциации:
К видам наказаний, которые могут применяться только как основные
относятся:
1) предупреждение (ст. 3.4. КоАП РФ)., которое рассматривается как
мера административного наказания, выраженная в официальном порицании
правонарушителя. Отличительной особенностью является обязательное
оформление предупреждения в письменной форме. Профилактический
потенциал указанного наказания зависит от наличия закономерности между
избранием вида наказания и повторным нарушением (предупреждение, а в
случае повторного правонарушения за, определенный статьей, период времени
– административный штраф в большем размере).
2) административный штраф (ст. 3.5. КоАП РФ), большинство статей
КоАП РФ включают указанный вид административного наказания,
являющийся по своей сути денежным взысканием. Данный вид наказания
воздействует на имущественные права правонарушителя. Особенностью
административного штрафа является его эффективность в воздействии на
правонарушителя.
3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу
(за исключением права управления транспортным средством соответствующего
вида) (ст. 3.8. КоАП РФ), где воздействие на имущественные и нематериальные
права правонарушителя, ранее ему предоставленных, в основном назначается за
нарушение порядка пользования этим правом. Особенностью указанного вида
является его применение только в случае назначения судьей.
15
4) административный арест (ст. 3.9. КоАП РФ), применяется за
наиболее опасные административные правонарушения и заключается в
содержании лица во временной изоляции от общества в течение определённого
срока, по общим правилам до пятнадцати суток, а для отдельных видов
правонарушений (нарушение требований режима чрезвычайного положения) до
тридцати суток. Особенность указанного вида наказания заключается в том, что
он остается в законодательном ведении только на федеральном уровне, и не
может быть применен к отдельным категориям, указанным в статье.
5) дисквалификация (ст. 3.11. КоАП РФ), как вид административного
наказания заключается в лишении физического лица его права замещать
должности, перечисленные в ст. 3.11. КоАП РФ, на срок от шести месяцев до
трех лет. Особенностью указанного наказания является его применение только
к физическим лицам, обладающим определенным должностным статусом.
6) административное приостановление деятельности (ст. 3.12. КоАП
РФ), заключается в прекращении на определенное время деятельности
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, их филиалов,
структурных подразделений, а также может быть применено с целью
временного прекращения эксплуатации объектов, зданий, сооружений,
агрегатов, оказания услуг. Является одним из наиболее перспективных видов
наказаний в рамках достижения целей административного наказания, ввиду
наличия предприятий и организаций, чей простой до девяноста суток будет
оценен в сумму многократно большую верхнего предела административного
штрафа.
7) обязательные работы (ст. 3.13. КоАП РФ), которые заключаются в
выполнении физическим лицом, совершившим административное
правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время
бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы не
применяются к отдельным категориям граждан, указанным в статье 3.13. КоАП
РФ и выполняются правонарушителем на безвозмездной основе 9 .
16
К видам наказаний, которые могут применяться только как
дополнительные относится:
1) Лишение специального права в виде права управления транспортным
средством соответствующего вида - за совершение административных
правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2
статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.
К видам административных наказаний, которые могут устанавливаться и
применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания
относится:
1) конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения (ст. 3.7. КоАП РФ), целью которой является предупреждение
совершения и наказание за совершенное правонарушение. Данный вид
административного наказания назначается только в судебном порядке и чаще
применяется в качестве дополнительного наказания, поскольку конфискация у
правонарушителя орудия совершения без дополнения ответственности более
строгим взысканием не отвечает целям профилактики рецидивов.
2) лишение специального права в виде права управления транспортным
средством соответствующего вида (за исключением административных
правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2
статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ).
3) административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ),
заключается в принудительном выдворении или контролируемом
самостоятельном выезде иностранных гражданин или лиц без гражданства из
Российской Федерации. Особенностями указанной нормы является высокий
превентивный фактор, но только для ограниченного круга лиц, не
являющимися гражданами РФ.
9 Агапов А.Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. С. 272
17
4) административный запрет на посещение мест проведения
официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14. КоАП
РФ), заключается во временном ограничении для физического лица посещения
таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и
назначается судом в качестве дополнительно или основного наказания.
Особенностью данного административного запрета является способ его
исполнения – ведение учета органами внутренних дел лиц, которым назначен
указанный вид административного наказания.
2.2. Система и классификация административных наказаний
Система административных наказаний неоднократно упоминается в
научной литературе, посвященной административной ответственности, но
при этом термин «система административных наказаний» не определен
законодателем, в КоАП РФ закреплены лишь виды административных
наказаний. Указанное создает пробел в понимании системности и не дает
возможности для проведения качественного реформирования
административного законодательства, а значит проблема системности
административных наказаний требует своего дальнейшего развития в науке и
практике.
Рассмотрим систему административных наказаний подробнее. Сам
термин «система» определяется толковым словарем русского языка С. И.
Ожегова как «нечто целое, представляющее собой единство закономерно
расположенных и находящихся во взаимной связи частей». 10
Если выделять общие признаки любой системы правового наказания,
то можно отметить следующие пункты:
1) наличие системообразующих связей между видами наказаний;
2) структурность и иерархия в закреплении наказаний;
3) наличие обособленных функций среди подгрупп наказаний,
объединенных по особым признакам и целям воздействия на лиц,
10 Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под
общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015. стр. 238
18
совершающих правонарушения.
Поэтому понимать систему административных наказаний только как
закрепленный в законодательстве в определенной последовательности
перечень мер административной ответственности нельзя 11 . Из положений
Кодекса об административных правонарушениях, можно выделить
следующие присутствующие признаки системности административных
наказаний:
1) Общность целей, предусмотренных статьей 3.1. КоАП РФ в виде
предупреждения совершения новых правонарушений.
2) Общность правовых норм как оснований возникновения
административной ответственности.
3) Единые начала порядка производства по делам об
административных правонарушениях как этап назначения
административных наказаний.
4) Применение административного наказания и избрание
государством меры ответственности для виновного лица.
В соответствии с чем, система административных наказаний
представляется как организованное единство, объединенное общностью
целей и норм оснований, состоящее из упорядоченного множества видов
наказаний, являющихся совокупностью избранных государством мер
ответственности для виновного лица по делам об административных
правонарушениях.
Определение и законодательное закрепление системы
административных наказаний имеет принципиальное теоретическое и
практическое значение, а именно что понимается законодателем под
системой административных наказаний, какие элементы, в каком порядке, и
в соответствии с какими принципами включаются в систему, а также, как
они соотносятся между собой.
11 Вертинская А.Н., Боева М.А., Понежина Л.Ю. Содержание принципа индивидуализации административной
ответственности и практика его реализации // ЮП. 2019. № 3. С. 189-194.
19
Получив указанное представление о видах и системе
административных наказаний, можно сделать вывод, что классификация
тесно связана с системой административных наказаний, и соотносится как
частное к общему, уступая в объеме смыслового наполнения.
Поскольку представления о свойствах вида административного
наказания, дают необходимые критерии для распределения видов наказаний
в определенном порядке, то классификация наказаний дает широкие
возможности для законодателя и правоприменительной практики для
индивидуального подхода к назначению административных наказаний к
различным категориям правонарушителей с учетом их статуса, степени
общественного вреда и других обстоятельств совершенных незаконных
действий. Поэтому вместе с системой административных наказаний не
маловажным кажется обозначить подходы к классификации видов
административных наказаний, поскольку научная ценность изучения
критериев классификации административных наказаний дает возможность
независимой оценки качества применяемой системы наказаний 12 .
Как показывает опыт классификации наказаний (взысканий) в
смежных областях права, любой элемент или особенность отдельного вида
наказания может стать основой для классификации таких наказаний. На
основании чего к критериям классификации административных наказаний
можно отнести:
1) законодательно закрепленный вид классификации;
2) по характеру воздействия на нарушителя и типу ограниченных
прав;
3) по порядку назначения наказания;
4) по уровню НПА, содержащего нормы административного права,
в соответствии с которым происходит выбор наказания и другое.
При этом стоить отметить, что любая классификация носит условный
12 Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А.В.
Шевцов и др. М.: Академия управления. МВД России, 2020. С. 97
20
характер и имеет научную ценность только в пределах целей, в соответствии
с которыми производилась. Рассмотрим подробнее несколько вариантов
классификации административных наказаний:
1) Наиболее распространенный подход классифицирует
административные наказания по методу законодательного закрепления,
используя указанный статьей 3.3. КоАП РФ признак деления видов
наказания на дополнительные и основные. В основе этого подхода
законодатель определяет назначение наказания, и соответственно сферу его
применения. Практическое применение указанной классификации
заключается в облегчении законодателю формирования сочетания
дополнительного и основного видов наказаний новых при включении в
КоАП РФ вновь созданных статей 13 .
2) По характеру воздействия на нарушителя можно выделить
следующую классификация административных наказаний и объединить
административные наказания по подгруппам:
- морально-правового воздействия (предупреждение,
административный запрет на посещение мест проведения официальных
спортивных соревнований в дни их проведения),
- имущественного воздействия (административный штраф,
конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения),
- физического воздействия (административный арест,
административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства),
- статусного воздействия (дисквалификация),
- универсального воздействия (лишение специального права,
обязательные работы, административное приостановление деятельности), на
основании объединения по нескольким методам воздействия одновременно.
13 Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации - М. : Юрайт,
2019. С. 181
21
Где лишение специального права, может являться совокупностью
имущественного воздействия и, к примеру мерой статусного воздействия. В
отношении обязательных работ – совокупность морально-правового и
материального воздействия. Административное приостановление
деятельности является совокупностью имущественного и статусного
воздействия. Указанная квалификация дает возможность оценки
современного уровня развития прав и свобод человека, в рамках системного
подхода к ограничению прав, и их взаимосвязь с иными правами лиц,
подвергнутых административному наказанию.
3) Иным подходом к классификации административных наказаний
можно считать деление на группы в зависимости от порядка назначения
наказания. В указанном случае их можно разделить на три группы:
назначаемые во внесудебном и судебном порядке, назначаемые только в
судебном порядке, назначаемые в судебном порядке, но имеющие
исключение с особыми обстоятельствами (к примеру, в связи с нарушением
при пересечении государственной границы РФ). Во внесудебном порядке
назначается административный штраф и предупреждение. К назначаемым
только в судебном порядке наказаниям относятся: лишение специального
права, административный арест, дисквалификация, административное
приостановление деятельности, обязательные работы, административный
запрет на посещение мест проведения официальных спортивных
соревнований в дни их проведения. К назначаемые в судебном порядке, но
имеющие исключение с особыми обстоятельствами относятся: конфискация
орудия совершения или предмета административного
правонарушения, административное выдворение за пределы Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Указанная
квалификация дает возможность оценки необходимости дополнения новыми
видами наказания КоАП РФ для уменьшения нагрузки на судебную систему.
С учетом изложенного, исследование взаимосвязи системы и
22
классификации административных наказаний может иметь большое
практическое значение. Так рассмотрение статей КоАП РФ, регулирующих
смежные правоотношения, и установления системы административного
наказания для таких статей может ускорить процесс рассмотрения и
выявления совершенных административных правонарушений. Таким
примером могут стать статья 18.8. КоАП РФ, ответственность которой
предусматривается за нарушение иностранным гражданином или лицом без
гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима
пребывания (проживания) в Российской Федерации и статья 18.15. КоАП РФ,
правонарушением, в соответствии которой является незаконное привлечение
к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства. Указанные статьи имеют разные субъекты –
иностранный гражданин (18.8. КоАП РФ) и гражданин РФ или организация,
зарегистрированная на территории РФ (18.15. КоАП РФ), однако можно
выделить глубокую взаимосвязь между нарушением режима пребывания
(проживания) иностранным лицом или лицом без гражданства и его
незаконным привлечением к трудовой деятельности в Российской
Федерации. Поэтому введение в статью 18.15. КоАП РФ ответственности не
только для работодателя, но и иностранного гражданина могло бы
уменьшить объем работы органов внутренних дел по расследованию
незаконного пребывания иностранных граждан.
Другим примером может стать практическое использование
классификации административных наказаний, основанной на характере
воздействия. При законодательном регулировании отдельных видов
правонарушений, где субъектами являются юридические лица или
индивидуальные предприниматели, применение указанного вида
классификации наказаний может дать представление об успешности
достижения целей административного наказания. Рассмотрим статью 12.21.1.
КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение правил
23
движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Наказанием в соответствии с данной статьей является только
административный штраф, а целью наказания – возмещение затрат
государства на восстановление дорожного полотна и превентивные меры
воздействия. Поскольку административный штраф можно уменьшить на
основании ст. 4.1. КоАП РФ, то реализация целей административного
наказания будет неполной. В случае же если предусмотреть наказание по
указанной статье с учетом того, что административный штраф является
мерой имущественного воздействия, а административное приостановление
деятельности, совокупностью имущественного и статусного воздействия, то
при выборе более масштабного наказания цели административного
наказания будут более достижимы.
Вышеуказанное свидетельствуют о необходимости применения
теоретических разработок в отношении административного наказания, его
системы и классификации при реформировании законодательства об
административных правонарушениях, а также возможных позитивных
результатов в сфере применения административной ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, как субъект общественных отношений активно
24
взаимодействует в социуме и порождает новые виды общественных отношений
и расширяет круг ранее существовавших правонарушений, что
непосредственно влияет на вопросы, касающихся эволюции административных
наказаний в отечественной системе права. Тем более тенденции
совершенствования законодательства об административных правонарушениях
и практика его применения выявляет необходимость выделения единой
концепции подхода к административному наказанию не только на
законодательном, но и доктринальном уровне разработки.
Подводя итоги настоящей курсовой работы, можно сделать следующие
выводы:
Административное наказание является одним из способов управления
обществом и методом обеспечения безопасности и правопорядка, являясь в
своей сути мерой ответственности и превентивной мерой к совершению новых
правонарушений.
Виды и цели административного наказания, а также их соотношение
является одним из основных и наиболее важных разделов для изучения в науке
административного права. Существует прямая взаимосвязь между целями
административного наказания в системе общечеловеческих ценностей и
степенью развития гражданского общества, поскольку не может быть целью
административного наказания умаление деловой репутации юридического
лица, унижение человеческого достоинства и причинение правонарушителю
физических страданий.
Определяя задачи по обеспечению системности, эффективности и
стабильности правового регулирования круга административных наказаний,
законодатель выделяет круг личных и общественных интересов и благ, которые
являются или могут стать объектом административно-правовой зашиты, тем
самым подробно раскрывает объем интересов и благ для наиболее полного
определения основных направлений нормотворчества в Российской Федерации
на ближайшее время.
25
Стремление законодателя к реформированию административного
законодательства в виде внедрения в российскую правовую систему нового
Кодекса об административных правонарушениях, отвечающего современным
реалиям существующих общественных отношений, продиктовано проблемами
правоприменительной практики, отсутствии единообразия формирования и
применения законодательства субъектов федерации, а также общей тенденцией
к максимальной индивидуализации вида и объема административного
наказания в отношении конкретного правонарушителя.
К группе понятий, характеризующих административные наказания,
относится и система административных наказаний. Где система
административных наказаний представляется как организованное единство,
объединенное общностью целей и норм оснований, состоящее из
упорядоченного множества видов наказаний, являющихся совокупностью
избранных государством мер ответственности для виновного лица по делам об
административных правонарушениях. А определение и законодательное
закрепление системы административных наказаний имеет принципиальное
теоретическое и практическое значение.
В заключение настоящей работы, хотелось бы отметить, что изучаемая
тема настолько обширна, что её невозможно осветить полностью и всесторонне
в рамках ограниченного объема настоящей курсовой работы. В связи с чем,
были рассмотрены только самые основные особенности административного
наказания цели, классификация и значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы
26
1.1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1
июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 14.04.2022).
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 16 апреля 2022
г. № 93-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2022).
3. Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. № 93-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2022).
4. Проект Кодекса Российской Федерации Об Административных
Правонарушениях / Паспорт законопроекта № 02/04/01-20/00099059
// Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный
ресурс]. URL:https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059
(дата обращения: 15.04.2022).
5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня
1984 (с посл. изм. и доп. от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ) [Электронный ресурс].
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (утратил силу) (дата
обращения: 17.04.2022).
II. Специальная литература
1. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и
доп. М.: Юрайт, 2016. С. 298
27
2. Вертинская А.Н., Боева М.А., Понежина Л.Ю. Содержание
принципа индивидуализации административной ответственности и практика
его реализации // ЮП. 2019. № 3. С. 189-194.
3. Жеребцов А.Н. Очерк истории становления и развития науки
российского административного права (часть 1) // Вестник КРУ МВД России.
2016. № 1. С. 126 – 134
4. Липинский Д.А. Понятие административного наказания //
Юридические исследования. 2017. № 2. С. 24–43.
5. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное
право Российской Федерации - М. : Юрайт, 2019. С. 181
6. Отечественное законодательство XI–XX веков. Часть I: XI–XIX
века / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юристъ, 2004. С. 323.
7. Совершенствование системы административных наказаний и
порядка их назначения: учебное пособие / А.В. Шевцов и др. М.: Академия
управления. МВД России, 2020. С. 97
8. Студеникин С.С. Советское административное право: учебник для
юридических высших учебных заведений / С. С. Студеникин, В. А. Власов, И.
И. Евтихиев - М : Гос. изд-во юридической лит., 1950. С. 112
9. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и
выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-
е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015. стр. 238
10. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории
муниципального права и практике местного самоуправления: автореф. дис. ... д-
ра юрид. наук. М., 2007. С. 26—29.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!