это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3934885
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Политическая и правовая мысль была не только зеркальным отражением
существующей политической и правовой реальности, она была ее составной частью,
более того, формировала политические отношения, институты и правовые нормы. В
рамках этой мысли формулировались цели и смысл государственной деятельности,
политические идеалы, идеальные нормы политического поведения.
1. Общая характеристика политико-правовой мысли Киевской Руси
Становление и развитие государства было осложнено постоянной внешней
опасностью и борьбой русских земель за свою независимость. Это отложило
отпечаток на менталитете русского народа и обусловило основные направления
политико-правовой мысли.
Основные идеи IX-XIII вв.:
- идея независимости русской земли;
- единство русских территорий и сильной княжеской власти.
Киевская Русь как государство зарождается в VIII веке, оформляется в IX в., а
как единый политический механизм функционирует до середины XII века. Как
этническая, культурная общность Киевская Русь продолжает существовать до
формирования Московского государства.
Киевская Русь – раннефеодальное государство – монархия во главе с великим
князем, опиравшимся на дружину.
В правовых теориях Киевская Русь еще не сложилась. Идеи содержатся в
литературных источниках, трактатах.
Особенности:
1) значительная роль государственной власти, а не имущественного фактора;
2) высокоразвитая духовная культура;
3) особая роль православной веры, которая задавала основные стереотипы
политического мышления и правосознания.
Политико-правовые идеи призваны были служить реальной практике. Творцами
их были видные государственные и державные деятели.
Основные концепции:
1) русская земля как дом – обитель русского народа: князь должен заботиться о
защите своего народа, лживость князей порождает всеобщее бедствие;
2) идея божественного происхождения княжеской власти и ответственности
князей перед богом: православие становится государственной идеологией. Князь,
являясь самодержавцем, править должен совместно со всем княжеским родом. Упор
делается на божественный дом. Обязанностями князя являются служение своему
народу, защита своей земли и охрана православия;
3) теория соотношения княжеской и религиозной власти: князь является
одновременно главой государства и создателем церковной организации. Власть,
которая выбрала религию, должна следовать ее заповедям, охранять ее и укреплять.
Религия же и церковная организация должна поддерживать государство.
Государственная идеология опирается на православие как духовный базис;
4) концепция этнической терпимости: люди иной веры имеют равные с
православными права. Нет расовых и национальных теорий. Это позволило создать
огромную поликультурную и полинациональную общность.
2. «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона. Политико-
правовые идеи Владимира Мономаха
«Слово о Законе и Благодати» - это первый русский политический трактат,
написанный в XI веке киевским митрополитом Иларионом.
В нем выявляется взаимодействие Закона и Истины. Закон есть проводник
чужой воли господина или бога. Он призван определять внешние поступки людей до
тех пор, пока люди не достигнут внутреннего совершенства. Истина есть учение
Христа, связана с достижением христианином высокого нравственного статуса при
изучении Нового Завета и воплощение его требований в собственном сознании и
поведении. Если человек познал истину, то его внешние поступки определяются
внутренним убеждением и верой. Закон такому человеку не нужен. Закон лишь
подготавливает человека к истине. Они взаимодействуют, а не противопоставляются.
Нравственное поведение человека в обществе, расширение идеалов
христианства является основанием для духовного совершенствования человека и
замена закона истиной.
Иларион утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле.
Он пытается показать мировое значение русского государства. По своему
статусу оно равно и Востоку и Западу.
Власть Великого князя основывается на правде и имеет божественное
происхождение. Он ответственен перед Богом за труды людей его и должен
обеспечивать мир и справедливое управление. Князь является наследником большого
царства. Престол должен передаваться от отца к сыну. Правосудие осуществляется
князем по правде и справедливо. Таким образом, идеальный князь должен быть
богобоязненным, справедливым, мужественным и дальновидным.
Дальнейшее развитие политико-правовые идеи получают в трудах Владимира
Мономаха (1053-1125). Это «Поучение детям», «Послание князю Олегу
Черниговскому», «Отрывок».
Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в
«Поучении», где большое внимание уделяется проблеме организации и осуществления
верховной власти, правосудия. Мономах советует всем князьям решать вопросы
коллегиально, совместно с дружиной, не допускать в стране «беззакония» и
«неправды», правосудие вершить «по правде». Князь сам должен вершить суд, не
допуская нарушения законов и проявляя милосердие.
Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни.
Князь несет ответственность перед своими подданными, выступает против
междоусобиц и воин. Все вопросы должен решать полюбовно. Если же князья не
довольны решением, они могут написать грамоту Великому князю со своими
притязаниями.
Церковь в государстве занимает важное, но явно подчиненное место. Владимир
Мономах чтил духовных лиц, но предпочтение отдавал мирянам, которые «малым
добрым делом» стараются помочь своей стране и народу.
3.Специфика политических и правовых учений в период образования
Русского централизованного государства
Формирование нового Русского централизованного государства происходило на
основе не только объективных экономических, геополитических и иных тенденций, но
и сдвигов в политико-правовой идеологии.
Собирание Русских земель в единое централизованное государство после
периода феодальной раздробленности и окончательное освобождение Руси от татаро-
монгольского ига могли происходить на основе объединяющей идеи. По этой причине
Московское государство, вокруг которого происходило объединение, нуждалось
в идеологическом обосновании нового политического порядка. В связи с этим
политические и правовые идеи этого периода обретают форму концепций, теорий,
последовательно аргументирующих необходимость политических и правовых
преобразований.
Русское централизованное государство нуждалось в
официальной идеологии, позволяющей легитимизировать сложившийся политический
строй.
Московское государство являлось
государством идеократическим, объединяющим правителей и подданных узами
единой идеологии, идеологии величия, важной исторической миссии Москвы после
падения Константинополя в 1453 г. Такой идеологией стала концепция "Москва –
третий Рим".
Несмотря на историческую и культурную преемственность Московского
государства от Киевской Руси, политическая и правовая идеология Московского
государства в сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит более сложной по
содержанию, более разнообразной по тематике. В ее рамках
существуют идеологические течения, предлагающие
прямо противоположные варианты решения одних и тех же проблем. Представители
этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.
Пример русского централизованного государства показывает, что сильная
единоличная государственная власть вполне может сочетаться с
политическим разномыслием в обществе, разнообразием политических и правовых
концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений.
В политической и правовой идеологии русского централизованного государства
совершенно иначе, по сравнению с периодом Киевской Руси, интерпретируется
природа единоличной власти правителя, ее самодержавный характер.
Поскольку Московское государство представляет собой зрелое феодальное
общество, изменяется и понимание права. Возрастает репрессивная функция права,
оно приобретает черты кодифицированного, закреплено в общерусских
законодательных актах в Судебнике 1497 г. и др.
Правда, плюрализм идеологический и правовой сохраняет свою актуальность.
Более того, в этот период существует идеология политической оппозиции, правда, ее
автор Андрей Курбский мог развивать се только за пределами Русского государства, в
Литве. Правовой плюрализм выражался и в дуализме правовой системы: наряду
со светским законодательством существовало и церковное, например Стоглавый
Собор, содержащий нормы семейного и церковного права.
4. Политические идеи Ивана Грозного и Андрея Курбского
Иван IV (1530–1584) – первый общепризнанный русский парь, удостоившийся в
XVIII в. прозвища "Грозный", был глубоким политическим мыслителем. Он был
автором самобытной концепции царской власти – теории "православного
христианского самодержавия", в которой впервые в истории политической мысли
России раскрывается содержание абсолютной власти монарха. Система
единовластного правления описывается через выявление характерных признаков
"православного христианского самодержавия".
1. Самодержавная власть – это власть единоличная, независимая ни от бояр, ни
от духовенства. Наличие множества разных властей в государстве, по мнению автора
теории, приводит к упадку и гибели государства, как это было в период феодальной
междоусобицы. Самодержец-правитель наделен всей полнотой власти, позволяющей
ему вмешиваться во все стороны жизни своих подданных, включая вельмож,
духовных феодалов, монастырей.
2. Власть самодержца священна, дана ему Богом. Божественное происхождение
царской власти позволяло быть правителю безответственным перед обществом,
независимым ни от какого класса или сословия. Выступление против самодержавной
власти является смертным грехом.
3. Самодержавная власть – это власть династическая, передаваемая из поколения
в поколение в течение многих веков в рамках одной династии правителей. Иван IV
начинает отсчет российского самодержавного правления от князя Владимира к
Владимиру Мономаху, Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Ивану III,
Василию III. Родоначальниками русской династической линии Грозный называл и
Рюрика, и Октавиана Августа.
4. Православное самодержавие опирается на традиции предков и действует в
соответствии с ними. Тем самым легитимность самодержавия абсолютна, если оно
следует традиционным ценностям.
Политическим оппонентом Ивана IV был его ближайший сподвижник и
воевода Андрей Курбский (1528–1583). Он происходил из знатного княжеского рода
Рюриковичей, был чрезвычайно образован и умен. Весной 1564 г., опасаясь расправы,
он бежал в Литву, изменив Ивану IV, поступил на службу к королю Польскому и
великому князю Литовскому Сигизмунду II Августу и уже в августе воевал против
России. Свои политические взгляды он изложил в трех посланиях, адресованных
Ивану IV, и в "Истории о великом князе Московском" (1573 г.).
Андрей Курбский обличает тираническое правление Ивана IV, называя
его отступлением от православия, попранием Христовых заповедей. Сила верховной
государственной власти состоит в ее опоре на
христианскую веру и закон. Происхождение власти правителя, по А.
Курбскому, божественное. Ее назначение состоит в том, чтобы
вершить праведный суд над подданными и защищать их. По этой причине он называл
Московское государство "Святорусской империей".
В том случае, когда носители государственной власти – правители не следуют
божьему промыслу, они творят произвол. В связи с этим весь пафос посланий А.
Курбского состоял в протесте против произвола и беззакония правителя, его
обличении. Тирания и произвол, по его мнению, одинаково губительны как для
подданных, так и для самого правителя. Жестокость правителя лишает его авторитета
и уважения в глазах подданных.
Андрей Курбский выступал за сословно-представительную монархию, против
единоличного правления. Царь должен править, опираясь на постоянно действующий
совещательный орган, наподобие "Избранной рады" – коллегии советников. При этом
Курбский ссылается на изречение Соломона: "Царь хорошими советниками крепок".
Фактором, сдерживающим царский произвол, является церковь. Она должна
препятствовать беззаконию, призывать власть к выполнению своего высокого
предназначения, быть защитником подданных. При этом светская и церковная власть
должны быть самостоятельными центрами, каждый из которых занимается своим
делом.
4. Концепция государственно-правовых преобразований Ивана Семеновича
Пересветова
И.С. Пересветов – один из видных русских мыслителей XVI века.
Он анализирует причины военного превосходства турецкого народа и пытается
перенести наиболее важные его черты на русскую действительность.
Наиболее значительными трудами Ивана Пресветова являются «Большая и
малая челобитная царю Ивану IV Грозному», «Сказание о Магмет-султане».
Он предлагает проект реформирования государственного аппарата, системы
налогообложения, военную реформу, а также изменение судебной и правовой
системы.
Реформы:
1) необходимо изменить порядок налогообложения; все средства, полученные на
местах от налогов и податей, должны направляться в общую государственную казну, а
затем распределяться на разумные государственные нужды. Нужно отменить систему
поришения и назначить чиновникам жалование из государственной казны.
2) необходимо сформировать подготовленную, профессиональную армию. Она
будет обеспечиваться из казны. Звания и должности должны раздаваться в
соответствии с заслугами, а не по происхождению. С такой армией государство
сможет эффективно защищать свои границы и вести завоевательные войны.
Кроме того, Пересветов выступает за реформирование судебной системы.
Высказывается против взяток судей. Предлагает ввести систему профессиональных
судей, получающих государственное жалование. Все, что присуждается судом, не
должно переходить к судье. Правосудие должно вершиться по судебным книгам,
единым для всех.
Он затрагивает вопросы законодательства. Поступки людей регулирует вера и
правда. Правда – это норма закона. Если вера есть, а правды нет, в стране будет
беззаконие. Законы должны быть справедливыми, одинаковыми для всех, ясными и
понятными каждому человеку.
Заключение
К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный организм
прекратила свое существование. Однако политическая и правовая мысль,
выработанная в рамках данного государства, не исчезла, она продолжила свою жизнь
в последующих эпохах русской истории. Политические и правовые идеи Киевской
Руси органично трансформировались в политико-правовую идеологию
централизованного Русского государства.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!