это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3940289
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
1.Теоретические основы денежно-кредитной политики 5
1.1Понятие и сущность денежно-кредитной политики 5
1.2Модели денежно-кредитной политики 12
1.3Инструменты и методы реализации денежно – кредитной политики 17
2.Реализация денежно-кредитной политики в России 23
2.1Специфичность реализации денежно – кредитной политики в России 23
2.2Анализ эффективности реализации денежно – кредитной политики в России 31
Заключение 39
Список использованных источников 42
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена рассмотрению денежно-кредитной политики и особенности её реализации в России. Денежно-кредитная политика - это государственная политика, способная влиять на количество денег в обращении с целью стабилизации цен, достижения совершенной занятости населения и увеличения действительного производственного объема.Одной из функций, в совокупности осуществляемых функции Центробанка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики и функцию осуществления политики, определения установленных условий применения инструментов для достижения целей.Наличие большого количества трудов отечественных и зарубежных ученых – экономистов свидетельствует об степени разработанности темы. Среди отечественных ученых необходимо отметить: М.А. Абрамову, Ю.А. Бабичеву, Г.Н. Белоглазову, Э.Я Брегеля, А.Ю. Викулова, Ю.С. Голикову, А.И. Жукова, А.В. Ивантера, К.Н. Корищенко, В.Э. Кроливецкую, О.И. Лаврушина, А.А. Максютова, И.Д. Мамонову, С.Р. Моисеева, А.В. Улюкаева, Г.С. Панову, O.К. Рогову, А.Ю. Симановского, С.С. Сулакшина, Г.А. Тосуняна, Г.Г. Фетисова, М.А. Хохленкову и иных. Анализом некоторых вопросов денежно-кредитной политики за рубежом в различное время занимались У.Аллен, C.Ж Брю, К.Р. Макконнелл, Ф. Мишкин, Н. Могуд, С. Ринхарт, Ж. Сатер, В. Смит, Ж. Харрис, Д.Л. Хикс, Г. Хогарт, Й. Шумпетер и другие авторы. Научная новизна теоретического исследования содержится в расширении знаний об тенденциях российской денежно-кредитной политики на современном этапе экономического развития.Актуальность проведения теоретического исследования данной темы обусловлена тем, что на современном этапе экономического развития важно регулирование денежной массы, осуществляемой в рамках денежно – кредитной политики, так как от нее зависят выход из сложившегося экономического кризиса, темпы общественного воспроизводства и экономический рост в целом.Целью данного теоретического исследования является рассмотрение денежно-кредитной политики и особенности её реализации в России. Поставленную цель можно достичь при помощи решения следующих задач:а) проанализировать понятие и сущность денежно – кредитной политики;б) рассмотреть модели денежно-кредитной политики;в) разобрать методы и инструменты реализации денежно – кредитной политики;г) охарактеризовать специфичность реализации денежно – кредитной политики Российской Федерации;д) провести анализ эффективности реализации денежно – кредитной политики в России;е) обобщить и сделать выводы.Объектом теоретического исследования служит денежно - кредитная политика. Предметом исследования служат инструменты реализации на современном этапе развития российской денежно – кредитной политики.Методологическую основу теоретического исследования составляют такие общеэкономические методы как, логический, анализа, синтеза, диалектический, качественный и количественный анализ, группировки, графический.По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты исследования денежно – кредитной политики и инструментов ее реализации. Во второй главе работы анализируется особенность и эффективность денежно – кредитной политики РФ. В качестве материалов для проведения теоретического исследования использованы учебники, учебные пособия, статьи в периодических экономических изданиях, монографии законы и нормативно – правовые акты Российской Федерации. Работа содержит 8 таблиц, 10 рисунков и изложена на 44 страницах. 1.Теоретические основы денежно-кредитной политики1.1Понятие и сущность денежно-кредитной политикиДенежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий Центробанков и Правительств в сфере денежного обращения и кредита. Разберем более обширное понятие. Денежно-кредитная политика Центрального банка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством, направленных на регулирование деятельности денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, алгоритм совершения расчетов в безналичной форме с целью достижения ряда общеэкономических целей: стабилизации цен, темпов экономического роста, укрепления национальной валюты [14,c.295].Обозначим важнейшие цели государственной политики в сфере кредитно-денежного обращения:а) сдерживание инфляционных процессов;б) достижение совершенной занятости трудовых ресурсов населения;в) управление темпами роста экономики;г) смягчение экономических циклических колебаний;д) поддержание стабилизации платежного баланса [3,c.236].Проанализируем еще один существенный элемент системы денежно-кредитного регулирования – принципы организации денежно-кредитной политики.По мнению экономиста Дворецкой А.Е. принципы денежно-кредитного регулирования – это «совокупность правил, на которых основываются все остальные элементы денежно-кредитной системы и соблюдение которых делает систему постоянной, эластичной и экономичной» [10,c.286]. Как правило, принципы денежно кредитного регулирования являются общими для всех стран с рыночной экономикой, все же отдельные из них могут быть индивидуальными и отображать национальные особенности каждой страны [3,c.238].Основополагающим принципом осуществления денежно-кредитного регулирования экономики служит принцип компенсационного регулирования [12,c.341].Разберем принципы организации денежно-кредитной политики Банка России.Принцип централизованного управления системой денежно-кредитной политики – вся система денежно-кредитного регулирования, обращенная на реализацию денежно-кредитной политики государства, управляется из единого центра – Центрального банка Российской Федерации.Принцип единства денежно-кредитной политики – действия всех субъектов системы денежно-кредитного регулирования самостоятельно от того, где находятся они в центре или на местах, направлены на реализацию единой денежно-кредитной политики. Деятельность субъектов регламентируется едиными нормативными документами, обязательными для выполнения на всей территории всего государства.Принцип не подчинённости Центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательного власти – парламенту. Использование данного принципа связано с тем, что, хотя правительственные органы, как и Центральный банк, являются частью государственного аппарата, основная приоритетная задача Центрального банка – поддержание стабильности национальной валюты – может расходиться с текущими политическими задачами [10,c.288].Рассмотрим виды монетарной политики.Выделяют монетарную политику жесткого и гибкого характера. Жесткая монетарная политика представляет собой политику, основной целью которой является поддержание на соответствующем уровне денежной массы [15,c.420].Гибкая монетарная политика представляет собой политику, обращенную на поддержание на соответствующем уровне ставки процента [10,c.287]. Выделяют стимулирующую и сдерживающую монетарную политику.Проводится стимулирующая монетарная политика в период экономического спада и имеет цель - стимулирование увеличения деловой активности в целях борьбы с безработицей. Содержится в проведении Центральным банком мер по повышению предложения денег. Проводится сдерживающая монетарная политика в период экономического подъема и устремлена на уменьшение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Состоит в применении Центральным банком мер по снижению предложения денег [12,c.342]. Исследователи в данной сфере выделяют четыре важных исторических этапа развития теоретико-методологических основ денежно-кредитного регулирования. Первый этап - количественная теория. Эта доктрина экономики интерпретирует уровень цен на товары и стоимость денег их объемом в обращении.Второй этап – кейнсианство. Кейнсианская концепция базируется на теории «ликвидной ловушки». «Ликвидная ловушка» представляет собой ситуацию, что после падения процента меньше соответствующего уровня экономические агенты, дожидаясь её подъема, станут хранить деньги в другой форме, не в банковских активах. Кредитная экспансия не сможет достичь цели. Третий этап – монетаризм. В теории монетаризма количественный объем денег в обращении предопределяет как фактор образование конъюнктуры экономики, так как изменения денежной массы в обращении и размер валового национального продукта напрямую взаимосвязаны.Четвертый этап представляет собой современные подходы к установлению количественного объема денег в обращении. Это симбиоз монетаризма и кейнсианства. Адепты современных теорий полагают, что государство обязано влиять на экономику, с помощью денежно-кредитной и фискальной политики. И в главной роли здесь выступает государство [9,c.356].Государственная денежно-кредитная политика, важнейшим проводником которой, обычно, служит Центробанк, влияет на курс иностранной валюты, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, значит, экономической системы. Решение данных задач преследует цель стабилизации экономического роста, контроля над безработицей и инфляцией [15,c.422]. Как правило, Центробанк согласно Уставу, несет ответственность за стабилизацию денежного обращения и курса национальной валюты и в данных целях координирует свою политику с иными органами государственной власти. Зачастую денежно-кредитная политика служит одним из компонентов всей политики в сфере экономики и зависит от приоритетов Правительств [6,c.81].Несмотря на это тем взаимоотношения Центробанков и Правительств в проведении денежно-кредитной политики имеют четкую регламентацию. Предопределяющее место тут занимает так именуемая финансовая Конституция, то есть фиксация принципов связи Центробанка с бюджетом. Правительство ограниченно в своих действиях и, как правило, не имеет право вмешательства в текущую деятельность Центробанка, занимаясь лишь координационной деятельностью общей макроэкономической политики. Второй значительный момент – целостность денежно-кредитной и валютной политики. Деятельность Центробанка гораздо шире, чем поддержание курса внутренней стабильности национальной денежной единицы уже потому, что купля-продажа валюты прямым образом влияет на ликвидность банковской системы и имеет тесную связь с эмиссией [12,c.343].Цель монетарной политики содержится в том, чтобы сформировать условия, за которые экономические агенты, осуществляя свободу выбора, реализовывали бы действия, которые сходятся с целями государственной политики в сфере экономики [15,c.422]. В экономической литературе выделяют два типа монетарной политики: Первый тип - денежно-кредитная рестрикция. Ее основное направление - ограничение денежно-кредитной эмиссии, то есть ужесточение условий и ограничение объёмов операций совершаемыми коммерческими банками, подъем уровня процентных ставок. Проведение рестрикционной денежно-кредитной политики имеют следующие основные цели - подавление инфляции, улучшение сальдо платёжного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъёмов (рисунок 1). Рисунок 1 - Влияние на экономику рестрикционной денежно-кредитной политики. Второй тип - денежно-кредитная экспансия. Она представляет собой расширение масштабов выдачи кредитов экономическим агентам, смягчение контроля со стороны Центробанка за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Ее основными целями служат: стимулирование деловой активности и экономического роста, подавление безработицы (рисунок 2).Рисунок 2 - Воздействие на экономику экспансионистской денежно-кредитной политики [11,c.492]Разработка оптимальной денежно-кредитной политики затруднена тем, что при достижении желанных результатов по одним параметрам приводит к ухудшению по вторым. В частности, прирост инвестирования, как и подъем деловой активности за счёт повышения денежного предложения ведет к подъему инфляции. Меры же, предпринятые для борьбы с инфляцией и направленные на улучшение состояния платёжного баланса, снижают экономическую активность и ухудшают показатели занятости [6,c.81]. Реализация мер денежно – кредитной политики пробуждает проблему маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляционными процессами. Поэтому Центробанк, при реализации мер денежно-кредитной политики, должен осуществлять последовательные действия, зависят от состояния развития экономики [12,c.344]. На данном этапе в зависимости от выбора тех или других приоритетов экономического развития присутствует три вида денежно-кредитного регулирования. Первый вид предусматривает гибкое регулирование. Оно полагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, обусловливающего решения в сфере инвестирования агентов экономики. При реализации данного варианта денежно-кредитного регулирования происходит увеличении спроса на деньги, отражается на соответственной корректировке объёма денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной.Второй вид предусматривает жёсткое регулирование, которое рассчитывает стабилизацию объёма денежной массы. Данная ситуация предусматривает следующее: любое изменение спроса на деньги приведет к влиянию на уровень ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу.Третьи вариант предусматривает промежуточное регулирование. При этом корректируется и денежная масса, и величина ключевой ставки, что приносит Центробанку возможность избирать степень своего воздействия на рынок денежных ресурсов в соответствии с формирующимися экономическими условиями [15,c.424].Реализация денежно-кредитной политики осуществляется путём проведения денежно-кредитного регулирования – совокупности мероприятий Центробанка, обращенных на достижение целей денежно-кредитной политики. Оценка эффективности денежно-кредитного регулирования осуществляется на основе оценки роли денежно-кредитного сектора в макроэкономической системе государства. Монетарный сектор, выступая в роли посредника при товаробмене и обеспечивая прохождение потоков денежных средств между секторами экономики, в свою очередность, активно влияет на них [14,c.297].Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:а) гибкость и быстрота. По сопоставлению с фискальной, денежно-кредитная политика может стремительно меняться. Использование соответственной фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;б) независимость от политического давления. Данное положение позволяет Центробанку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые нужны для оздоровления экономики в долгосрочном периоде [9,c.357]. Следовательно, денежно-кредитная политика является частью макроэкономической политики государства и представляет собой комплекс мероприятий по управлению денежным предложением осуществляемым Центробанком.1.2Модели денежно-кредитной политикиВ основе денежно-кредитной политики находится теория денег, изучающая в том числе процесс влияния денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Продолжительное время среди экономистов ведутся споры по данной проблеме, определенные двумя разнообразными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег – с иной. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения воздействует на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого воздействия, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен обусловленный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег [9,c.360].Имеется две основные ситуации, связанные с возможными эффектами монетарной политики [3,c.238]. Называются эти две вероятные ситуации или модели кейнсианской и монетаристской (рисунок 3).Рисунок 3 - Экономическая политика в рамках модели IS-LM [11,c.494]Проанализируем кейнсианский подход. В качестве целевого ориентира в кейнсианской модели выступает ставка процента. Изменение денежного предложения приводит к новому равновесию на денежном рынке и обеспечивает нужный уровень ставки процента. Ставка процента устанавливает размер инвестиционных расходов в экономике, таким образом, и объем национального производства и уровень занятости. Соответственно утверждением приверженцев кейнсианского подхода, для поддержания стабильности нужно поддерживать установленный уровень ставки процента, а для обеспечения экономического роста следует «вливанием» денежной массы обеспечить уменьшение ставки процента [9,c.361].Приверженцы кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними «пороками». Вследствие этого государство должно активно применять разнообразные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные, с целью достижения «эффективного совокупного спроса», значительного уровня занятости и максимально потенциальных темпов роста производства. Сам механизм денежно-кредитного регулирования с точки зрения кейнсианского подхода выглядит следующим образом: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что в свою очередь приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект инвестиций - к изменению уровня национального производства [11,c.495]. Всё же приверженцы кейнсианского подхода подмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства довольно велика. Центральный банк для проведения денежно-кредитной политики обязан располагать высоким объемом экономической информации. Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами имеется установленный временной лаг [3,c.239].Необходимо отметить, что экстремальный кейнсианский случай дает значительную оценку фискальной и бюджетной политике и небольшую или даже нулевую оценку монетарной политике [14,c.300].Рассмотрим неоклассический или монетарный подход. Для крайней неоклассической точки зрения присущи следующие допущения:а) линия спекулятивного спроса на деньги является совершенно неэластичной по отношению к процентной ставке, то есть линия LM представляет собой вертикаль;б) функция инвестиционного спроса, наоборот, имеет высокую эластичность сравнительно процентной ставки [11,c.496].В качестве существенного целевого ориентира приверженцы монетаризма предложили регулирование денежной массы, что обозначает контроль над инфляцией. По их мнению, к примеру, что даже небольшое уменьшение процентной ставки приведет к большому повышению инвестиционных расходов. Для повышения валового дохода Центральному банку нужно всего лишь повысить предложение денег. При данном процентная ставка упадет, увеличатся инвестиционные расходы, и совокупный доход возрастет на желаемую величину. Эластичный инвестиционный спрос показывается положением линии IS [14,c.301] (рисунок 4).Рисунок 4 - Повышение валового дохода монетаристскими методами [3,c.240]С точки зрения приверженцев монетарного подхода, экономическая нестабильность вызывается прежде всего ошибочным кредитно-денежным регулированием, применением кейнсианской модели денежно-кредитной политики [14,c.301].Необходимо отметить, что М. Фридмен выступил за законодательное определение монетарного правила, соответственно которому денежное предложение каждый год расширяется в таком же темпе, что ежегодный темп потенциального роста реального ВНП - на 3-5% в год. Следовательно, с точки зрения приверженцев монетарного подхода, можно в существенной степени ликвидировать макроэкономическую нестабильность. Устойчивый рост темпа денежной массы устраняет инфляционное расширение из-за дефицита денежных средств. Движение и спад также устраняются, так как экономика стабильно подпитывается денежными ресурсами, которые стимулируют совокупный спрос, таким образом, и рост производства [8,c.44].В зарубежной и в российской практике денежно-кредитного регулирования всё шире используется инфляционное таргетирование - ежегодное определение целевого показателя инфляции, определение верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на предстоящий период [21,c.42].В частности, в США, в связи с кризисными явлениями в экономике, в августе 2020 года Федеральная резервная система пересмотрела свой подход к таргетированию инфляции. На сегодняшний день 2% являются не потолком, а целевым средним уровнем. Фактически, Центральный банк готов разрешить показателю превзойти данный рубеж с целью компенсировать годы слабого ценового давления, прежде чем приступит к увеличению ставки по федеральным фондам [23,c.24].Необходимо отметить, что монетаристские меры доказали свою эффективность прежде всего в борьбе с инфляцией [9,c.401].Рассмотрим последствия денежно-кредитной политики в модели IS-LM (рисунок 5). При проведении денежно-кредитной политики используют повышение предложения денег, обеспечивающее краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но проявляющее двойственное влияние на чистый экспорт.Рисунок 5 - Последствия денежно-кредитной политики в рамках модели IS-LMУвеличение денежной массы М ведет к уменьшению процентных ставок i, что способствует росту инвестиций I. Как следствие, совершается повышение совокупных расходов Е, дохода У и потребления С (как составной части У). Динамика чистого экспорта NX (как разницы между экспортом Х и импортом М) находится под воздействием двух противодействующих факторов: с одной стороны, рост совокупных доходов приводит к росту импорта, а значит, к падению чистого экспорта У =>NX. Со второй стороны, падение банковской ставки приводит к увеличению чистого экспорта, стимулируя повышение инвестиций и рост объема производства, а также экспорта. i => NX . В итоге имеем двойной эффект: Ms =>i =>I =>Y =>YD =>C ,Nх [9,c.361].Следовательно, теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой совокупность принципов, положении и правил ее реализации. Рассмотренные модели, сформулированные приверженцами кейнсианства и монетаризма, имеют существенные различия и особенности. Каждая модель денежно-кредитной политики предусматривает определенный набор инструментов ее реализации, которые будут рассмотрены в следующем параграфе работы.1.3Инструменты и методы реализации денежно – кредитной политикиВ соответствии с Конституцией РФ [1] существенная функция Центрального банка РФ - предохранение и обеспечение стабильности национальной валюты - рубля, которую он исполняет независимо от других органов государственной власти. Для осуществления данной функции Федеральным законом № 86-ФЗ [2] предусмотрен набор методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, которые использует Банк России.Методы денежно-кредитного регулирования являются более общими понятиями, чем инструменты. Исследователь Нешитой А.С находит метод денежно-кредитной политики «как совокупность, набор объединяемых единым признаком способов, инструментов влияния субъектов на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей» [15,c.424].Методы денежно-кредитной политики объединены каким-либо общим признаком. Эти признаки могут быть разнообразными. В России, в частности, обширно применяется такой признак, как характер применяемых инструментов денежно-кредитного регулирования. По данному признаку методы денежно-кредитного регулирования подразделяются на экономические и административные.Административные методы содержат в себя набор инструментов, оказывающих административное влияние на объекты денежно-кредитного регулирования. Административные методы обязывают субъекты денежно-кредитного регулирования принимать строго назначенные решения и не оставляют субъектам право свободы выбора. К ним относятся меры в форме разных директив Центробанка, затрагивающих объема денежного предложения и цен на финансовом рынке:а) лимитирование уровня процентных ставок по кредиту;б) ограничение объема кредита;в) селективная кредитная политика;г) портфельные ограничения;д) валютные ограничения.Экономические методы содержат в себе набор инструментов, оказывающих экономическое влияние на объекты денежно-кредитного регулирования. Экономические методы делят на нормативные и корректирующие:а) нормативные – исполняются путем применения подобных инструментов, как отчисления в фонд обязательных резервов, а также коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;б) корректирующие – реализовывающие путем применения следующих инструментов: процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции [12,c.347].Каждый из методов содержит набор инструментов денежно-кредитного регулирования. С помощью данного набора инструментов осуществляется денежно-кредитное регулирование. Разберем данное понятие. Это один из элементов государственной политики в сфере экономики, представляет собой комплекс мер, обращенных на регулирование объема денежной массы в обращении, объемов кредитования, уровня ключевых ставок и прочих показателей в сфере денежного обращения и рынка ссудных капиталов [10,c.291].Инструменты денежно-кредитной политики и методы воздействия Центрального банка на объем и структуру денежного предложения изменяют денежную базу с помощью управления объемами рефинансирования и регулирования резервных требований [12,c.348]. Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать устойчивость денежного рынка, а с иной – стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностьюСогласно статье 35 ФЗ №86 «О ЦБ РФ» выделяют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики: а) минимальные резервные требования, которые представляют собой обязательную норму вкладов коммерческих банков в Центробанке;б) официальная учетная, или дисконтная ставка, которая представляет собой ставку, используемую Центробанками в проведении операции с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, переучета коммерческих векселей и прочих ценных бумаг, которые имеют соответствие установленным требованиям Центробанка;в) операции на открытом рынке, которые представляют собой операции Центрального банка связанных с куплей - продажей ценных бумаг;г) лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента, которые представляют собой инструменты прямого регулирования [2].Существующие в распоряжении Центробанка инструменты денежно-кредитного регулирования классифицируются по следующим признакам (рисунок 6).Рисунок 6 – Классификация инструментов реализации денежно кредитной – политики [17,c.74]Проанализируем более подробно используемые основные инструменты Центробанка, способствующие реализации денежно-кредитной политики.Координирование минимальных резервных требований влияет интенсивно на предложение денег. Уровень резервов влияет на его кредитные возможности. Кредитование допустимо лишь в том случае если у банков имеются средства свыше резервных. Изменение норм обязательных резервов представляет собой метод влияния на уровень резервов банка, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях. Зависит норма обязательных резервов установленных Центробанком в процентах от размера депозитов [10,c.292]Подобным образом, умножая или снижая резервные требования, Центробанк может управлять уровнем кредитной банковской активностью и соответствующе воздействовать на предложение денег [15,c.426].Механизм применения резервных требований довольно дифференцирован по странам с аспекта установления круга субъектов обязательного резервирования, состава объектов резервирования, платности резервов, мер по предупреждению неисполнения банками обязательных резервных требований. Размер норм обязательных резервов также разнятся по странам. Относятся обязательные резервы к «грубым» инструментам денежно-кредитной политики, так как даже незначительное изменение резервных ставок проявляет интенсивное влияние на степень ликвидности коммерческих банков и в конечном итоге на размеры денежного предложения [10,c.293]. Происходит изменение нормы обязательных резервов в двух существенных формах: в форме повышения и в форме понижения. Вследствие повышения нормы обязательных резервов повышаются обязательные резервы, снижается кредитная активность коммерческих банков, так как снижается денежное предложение. Понижение нормы обязательных резервов, напротив, приумножает средства для кредитного расширения, увеличивает объем денежного предложения, таким образом, совершая стимулирование кредитной активности коммерческих банков. Хранятся обязательные резервы в виде беспроцентных вкладов в Центробанке. Коммерческие банки помимо обязательных резервов хранят и избыточные резервы, которые представляют собой суммы гораздо выше обязательных резервов на случай фос-мажора, в частности для повышения потребности в мобильных средствах. Чем выше сумма, которая находится в избыточных резервах, тем больше утрачивают прибыль, которую коммерческие банки имели возможность извлечь в случае применения их в обороте [19,c.25,27].Вторым инструментом служит регулирование учетной ставки процента. Центробанк по традиции выдает ссудные ресурсы коммерческим банкам. Ставка процента, по которой осуществляется выдача данных ссуд, является учетной ставкой процента. Изменяя учетную ставку процента, Центробанк регулирует банковские резервы, расширяя или снижая их возможности в кредитовании населения и предприятий [15,c.427].В зависимости от используемых инструментов рефинансирования официальная ставка, определяемая Центробанком, именуется учетной либо ставкой рефинансирования [10,c.294].Третьим инструментом служат операции на открытых рынках. Важным инструментом регулирования предложения денег является покупка и реализация Центробанком государственных ценных бумаг [13,c.82]. С помощью операций на открытом рынке Центробанк регулирует размер денежной массы в народном хозяйстве страны. Центробанк, покупая ценные бумаги, тем самым наращивает резервы коммерческих банков, увеличивает их кредитный потенциал, расширяя денежное предложение. Центробанк, продавая ценные бумаги, снижает резервы коммерческих банков, подавляя их кредитный потенциал и объем денежного предложения. Зачастую операции на открытом рынке совершаются в форме соглашений о возвратном выкупе. Это совершается следующим образом. Центробанк реализует ценные бумаги при условии их обязательного, выкупа по превышающей их стоимости по истечении обусловленного времени [20,c.58]. Четвертым инструментом денежно – кредитной политики является лимит кредитования. Данный инструмент кредитного управления - это ограничение количества сумм выданных кредитов. В различие от проанализированных выше инструментов регулирования, контингентирование кредита служит прямым инструментом воздействия на банковскую деятельность. Кроме того, кредитные ограничения приводят к тому, что компании - заемщики оказываются в различном положении. Банки стараются выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, обычно, крупным фирмам. Небольшие и средние предприятия оказываются основными жертвами данной политики [10,c.295].Необходимо отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики подавления деятельности банков и умеренного роста денежной массы, государство притормаживает уменьшению деловой активности [4,c.56].Следовательно, с помощью инструментов регулирования денежно - кредитной системы, которое совершает Центральный Банк РФ, происходит регулирование денежной массы в экономике страны, которая оказывает влияние на темпы экономического роста.По результатам работы над первой главой исследования можно сформулировать, что государственная денежно – кредитная политика является частью макроэкономической политики, представляет собой совокупность мер, направленных на стабилизацию социально – экономических сфер, в частности подавление инфляции, снижение безработицы, путем организаций новых рабочих мест, стимулирование инвестиционной деятельности и так далее. Модели денежно-кредитной политики представляют собой абстрактные макроэкономические ситуации и разработанные правила действия в практической деятельности. Инструменты и методы, с помощью которых реализовывается денежно – кредитная политика, регулирующие, денежную массу действуют, через сокращение или стимулирования совокупного спроса и предложения.2.Реализация денежно-кредитной политики в России2.1Специфичность реализации денежно – кредитной политики в РоссииРоссийская денежно-кредитная политика, как и в других странах мира, реализовывается посредством Центрального банка. Центральный банк Российской Федерации представляет в конце года на рассмотрение Правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае - годовой отчет [18,c.20].Основными целями Банка России являются:а) защита и обеспечение стабильности национальной российской валюты;б) развитие и упрочение банковской системы Российской Федерации;в) обеспечение эффективной и бесперебойной деятельности платежной системы [22,c.35].Центральный банк России представляет собой государственное кредитное учреждение, которое наделено функциями эмиссии денежных ресурсов и регулирования кредитно-банковской системы в целом. Центральный банк является главным звеном национальной кредитно-банковской системы. Несмотря на множество функции Центрального банка главной и основной является функция монопольного характера – эмиссия национальных банкнот [4,c.55].Банк России осуществляет деятельность в сфере применения денежного обращения в качестве инструмента стабилизации экономики на современном этапе тесно связана с России с преодолением экономических санкции, наложенными рядом зарубежных стран и глобализацией и интеграций с азиатскими и латиноамериканскими регионами [21,c.42].Центробанк прогнозирует расчеты кассовых оборотов с целью определения объема потребности в наличных деньгах как по стране в целом, так и по субъектам Российской Федерации и коммерческим банкам. Прогнозные расчеты выявляют источники и объем поступления наличных денег в оборотные кассы Банка России и кассы коммерческих банков, размеры и обобщенные направления выдачи наличных денег юридическим лицам и гражданам, а также сумму эмиссии наличных денег в обращение или их изъятия из обращения [7,c.45].При подготовке макроэкономического прогноза Банк России проводит подробный анализ обширного круга информации. В том числе Банк России анализирует актуальные статистические данные о состоянии российской экономики, ситуацию на мировых товарных и финансовых рынках, информацию об экономической политике в крупных зарубежных странах, возможные изменения в бюджетном, налоговом, социальном и других направлениях экономической политики в России. На основе данной информации Банк России формирует предпосылки прогнозных сценариев - набор внешних и внутренних экономических факторов, которые могут оказать значимое влияние на российскую экономику и динамику инфляции, а также оценивает инфляционные риски.При вырабатывании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков Банк России применяет консервативный подход, придавая большее значение проинфляционным факторам и рискам. На текущем этапе недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели, учитывая характер инфляционных ожиданий в России. Ценовые ожидания компаний и населения остаются увеличенными и чувствительными к действию краткосрочных факторов. При данном их реакция на динамику цен асимметрична: население и компании в большей степени реагируют на ускорение роста цен, чем на их замедление. Чтобы инфляционные ожидания изменили свой характер, важно избегать основных и продолжительных отклонений инфляции от цели. Уменьшение и закрепление инфляционных ожиданий, в свою очередь, будет содействовать поддержанию ценовой стабильности. Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза [7,c.46]. Необходимо отметить, что отдельные экономисты указывают на существенные недостатки, которые раскрывают некоторую неадекватность российской денежно-кредитной политики [4,c.56]. Современная российская денежно-кредитная политика обладает рядом особенностей, которыми она выделяется от монетарной политики Америки, Великобритании, Германии и прочих стран [22,c.34].С тем чтобы выявить тенденции формирования современной денежно – кредитной политики произведем небольшой экскурс в историю ее развития.В девяностых годах прошлого века, с реформированием экономики России роль денежно-кредитной политики сильно повысилась. Задачи регулирования на различных этапах экономических реформ изменялись. В частности, российская монетарная политика ставила перед собой задачу в начале девяностых годов прошлого века - борьбу с галопирующей инфляцией и уменьшение ее темпов хотя бы до ста процентов в год. В фундаменте создания российской денежно-кредитной политики после девяносто пятого года ХХ века находилась задача достижения вытекающих макроэкономических целей:а) стабилизации в финансовой сфере;б) уменьшения темпов инфляционных процессов;в) основания условий для адаптации субъектов хозяйственной деятельности к формирующейся ситуации в экономике;г) подавления номинальных и реальных процентных ставок в экономике;д) стабилизация курса национальной валюты;е) регулирование стабильности государственного платежного баланса;ж) стимулирование неинфляционного роста экономики [18,c.19-20].Необходимо отметить, что после кризиса, случившегося в августе девяносто восьмого года прошлого века одной из задач денежно-кредитной политики стало восстановление утраченного доверия к государственным ценным бумагам среди субъектов хозяйствования. В дальнейшем развиваются в российской денежно-кредитной политике механизмы рыночного рефинансирования коммерческих банков, запрет на их прямое кредитование, практика использования ломбардных кредитов коммерческим банкам. Помимо этого, наблюдалась тенденция к подавлению уровня минимальных резервов наряду с выравниванием их по средствам, привлекаемым в национальной и иностранной валюте [7,c.46].На этапе с 2013 года по 2021 год можно выделить следующую специфичность осуществления денежно – кредитной политики, проводимой ЦБРФ:а) проводилась денежно-кредитная политика в обстановке снижения макроэкономической динамики в российской экономике, начавшейся под воздействием экономических санкции со стороны ряда западных стран, спада цен на энергоносители на мировом рынке и продолжающие тенденции к снижению на сегодняшний день;б) Центральный банк РФ с 2015 года проводит денежно-кредитную политику в режиме таргетирования инфляционных процессов;в) Центральный банк с 2013 года принялся применять ключевую ставку как основной, а с 2015 года - почти единственный инструмент монетарного регулирования, отступившись от валютного курса как основного ориентира политики, которым он являлся, по меньшей мере, с начала двухтысячных годов и перейдя к режиму таргетирования инфляционных процессов;г) на этапе времени с 2013 по 2019 годов Центральный банк все свои усилия в сфере денежно-кредитного регулирования направил на снижение темпов инфляции, которая принялась увеличиваться под влиянием девальвации рубля в 2013-2015 годах, и данная направленность сохраняется;д) Центробанк ввел аукционы валютного РЕПО и валютных свопов, что позволило насытить банковскую систему валютой и при этом не тратить золотовалютные резервы страны, а также убедил экспортеров продавать валюту равномерно, в определенных размерах от валютной выручки [8,c.43-44].В связи с тем, что с 2013 года основным инструментом денежно-кредитной политики является изменение ключевой ставки Центрального банка, к которой напрямую привязаны ставки денежного рынка, Центробанк стал увеличивать ключевую ставку, в особенности резко в 2014 году, для противодействия обострению инфляционных процессов [4,c.55].Проанализируем динамику изменения ключевой ставки и инфляции, за семилетний период, необходимо отметить, что этот период совпал с введением экономических санкции странами Запада против российской банковской системы [5,c.30] (таблица 1). Таблица 1 - Динамика изменения ключевой ставки и инфляции, %ПоказательГоды201320142015201620172018201920202021Ключевая ставка5,51711107,757,756,255,506.75Инфляция6,4511,3612,905,42,54,33,04,98,39Проанализировав сгруппированные данные (таблица 1), можно сделать вывод, что на первом этапе, после введения санкции банковской системе был причинен особенный ущерб, но Центробанк в 2016 году сумел переломить ситуацию. Снижение ключевой ставки повлекло не только доступность заемных средств, но и повлияло на снижение инфляции, что в свою очередь сказалось на снижении потребительских цен. Но с 2021 года ситуация кардинально изменилась, о чем свидетельствует возросшая инфляция на 71,2% по сравнению с 2020 годом.На сегодняшний день основной специфичностью денежно-кредитной политики должна стать ориентация на импортозамещение и экономический рост как на один из ключевых показателей собственной эффективности. Денежно-кредитная политика основывает существенные условия для развития экономики, но сама по себе не может быть основным источником стабильного повышения экономического потенциала [22,c.36]. В настоящий момент основными факторами, устанавливающими потенциал роста национальной экономики, являются изменение производительности труда и капитала, а также скорость внедрения новых технологий. Стараясь поддерживать ценовую стабильность, Центробанк РФ воздействует на динамику внутреннего спроса и, как результат, на интенсивность использования факторов производства [4,c.57]. Центральный банк РФ в последние пять лет последовательно отвлекался от проблем реального сектора экономики, считая, что полтора, два процента экономического роста отвечает допустимо потенциальному уровню, а «денежно-кредитная политика работает на пределе своих возможностей» и «не может приумножить потенциал роста». В обстоятельствах экспорто-ориентированности экономики и того факта, что свыше 50% стоимостного объема экспорта России создают товары сырьевой, в том числе нефть, газ и продукты нефтегазовой переработки, ситуация в российской экономике очень зависима от конъюнктуры внешних сырьевых рынков [21,c.47]. Вследствие этого, когда цены на энергоносители с 2012 года стали понижаться, в Российской Федерации принялся снижаться экспорт, а, следовательно, и поступления выручки в иностранной валюте. В данных условиях на фоне увеличения Центральным банком гибкости режима курсообразования в рамках подготовки перехода к инфляционному таргетированию замечалось значительное снижения курса российской национальной валюты. Снижение товарооборота за данный период свидетельствует о том, что экономическая активность страны сократилась, что сказывается на темпах экономического роста [4,c.57].Проанализируем изменение цен на базовые экспортные товары за 2020-2021 годы (таблица 2).Таблица 2 - Изменение цен на базовые товары экспорта в РФ в 2021 г. по сравнению с 2020 г., млрд. долл.Товарная группаДолятоварнойгруппы вэкспорте, %Средняя экспортная ценапоставок, долл./тПрирост цены, в %2020 г.2021 г.Нефть сырая22,030145433,6Нефтепродукты13,523147131,9Газ природный7.312319034,9Черные металлы4,739944911,3Каменный уголь2,3637819,5Пшеница2,1209201-4,1Сжиженный природный газ2,19912419,7Минеральные удобрения2,120324617,4Лесоматериалы1,3231227-1,9Алюминий1,3157316917,0Медь1,3577359002,2Свежемороженная рыба0,9164518259,9Растительное масло0,8743708-4,9Железные руды0,6759723,1Никель0,513119136964,2Синтетический каучук0,41261159620,9Рассмотрев сгруппированные данные (таблица 2), можно сделать вывод, что наблюдался в прошлом году рост цен практический на все группы экспортных товаров, особенно на энергоносители. Это значительно повысило размер валютной выручки за прошлый год.В последние годы в российской экономике определяется довольно непростая и острая ситуация. Санкции со стороны США и стран Евросоюза и ответные контрмеры России (продуктовое эмбарго), падение мировых цен на нефть, девальвация рубля поставили российскую экономику в тяжелую экономическую ситуацию. Заметим, что причиной кризиса вряд ли стоит признавать противостояние с США и ЕС, которое скорее является катализатором накопившихся системных проблем внутри страны. Также еще раз подчеркнем, что реальные оценки ВВП значительно замедлились уже в 2013 г., то есть заведомо раньше начала внешнеполитической напряженности. При этом номинальные оценки частности, ВВП выглядят не такими уж плохими (таблица 3).Таблица 3 - Динамика ВВП, индекса потребительских цен (далее ИПЦ),денежной массы в России за период с 1995 по первый квартал 2022 г.ГодыВВП, млрд. руб.Индекс потребительских цен, в %Денежная масса, млрд. руб.19951428,5117,7717519962007,8104,1125519972342,5102,3433919982629,6101,5137919994823,2108,3855220007305,6102,3387520018943,6103,091276200210830,5102,401720200313208,5101,752463200417027,2102,623543200521609,8102,434796200626917,2101,686835200733247,5102,3110332200841276,8102,3713268200938807,2101,6412490201046308,5100,5016569201160282,5100,9720517201268163,9100,5924123201373133,9103,8527759201479199,7100,9630111201583387,2100,6231812201686387,2100,3135465201792037,2100,01390852018103626,6100,84448922019110046,1100,36491952020106606,6100,83560242021130795,3100,8265310I квартал 2022 г.-100,9966659Следовательно, основной особенностью денежно-кредитной политики на современном этапе является то, что Центробанк, используя инструменты, направляя их действия на подавление инфляции, но при этом существенного экономического роста не происходит, так как нет стимулирования экономического развития в направлениях денежно-кредитной политики Российской Федерации.2.2Анализ эффективности реализации денежно – кредитной политики в РоссииПроанализируем показатели, характеризующие эффективность денежно – кредитной политики в России. Особенное внимание уделим реализации денежно-кредитной политики в первый квартал 2022 года – период усиления антироссийских санкции, наложенными рядом недружественных стран. Начнем с рассмотрения динамики денежной массы (таблица 4).Таблица 4 -Динамика и структура денежной объема массы в 2017 -2021 гг. и в первом квартале 2022 г.Годы и даты Денежная масса (широкая денежная масса)млрд.рублейВ том числе:наличные деньгивне банковскойсистемы (МО),млрд. рублейпереводные депозиты, млрд. рублей (М1)другие депозиты, млрд. рублей (М2)201738417,97714,822527,817870,3201844892,18578,833938,326667,8201949195,39394,033801,727012,1202056024,010700,634544,627768,0202166252,913200,436008,730244,201.01.2265310,313026,935897,029413,301.02.2266659,713913,437248,329411,401.03.2268203,513834,334872,833330,801.04.2269311,513940,134902,233450,2Проанализированные статистические данные, (таблица 4) характеризующие объем денежной массы в российской экономике свидетельствуют об тенденции к увеличению объема денежной массы. В частности, в 2020 году увеличение денежной массы составило 13,9% по сравнению с прошлым годом. А в 2021 году рост составил уже 16,6% или 9286, млрд. руб. За четыре месяца текущего года рост денежной массы составил 6,12%. В структуре денежной массы преобладают переводные депозиты, что немного сдерживает рост инфляции и является источником инвестирования. Тенденция повышения денежной массы свидетельствует о повышении уровня инфляции.Российский Центробанк осуществляет политику в сфере обращения денег в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом обеспечение ценовой устойчивости, то есть устойчиво низкой инфляции. С учетом специфичности национальной экономики поставлена цель - инфляция вблизи четырех процентов постоянно [21,c.48].Проанализируем динамику изменения уровня инфляции (рисунок 7).Рисунок 7. – Динамика инфляции в РФ, %Рассмотрев визуально представленные данные (рисунок 7), можно сделать вывод, что за семилетний анализируемый период пик инфляции пришелся на первый квартал 2022 года, это стало следствием введенных экономических санкции западными странами и экономическим кризисом. В более ранний анализируемый период, начиная с 2017 года Центробанку РФ, удавалось придерживаться умеренной инфляции, но в декабре 2020 года ситуация с инфляцией вновь вышла из-под контроля.Для борьбы с инфляцией необходимо повышение ключевой ставки, так как вследствие этого произойдет снижение спроса на деньги, что приведет к сокращению денежной массы и инфляции соответственно.Политика в сфере денежного обращения, проводимая Банком России влияет на экономику через процентные ставки, главным ее параметром является ключевая ставка. Ввиду распределенного во времени характера влияния политики в сфере денежного обращения на российскую экономику Центробанк принимая решения, основанные на прогнозе развития экономики и оценки рисков для достижения цели подавления инфляции на среднесрочном интервале времени.Проанализируем динамику изменения ключевой ставки (рисунок 8).Рисунок 8 – Динамика изменения ключевой ставки в РФ, %Проанализировав визуально представленные данные (рисунок 8), можно сделать вывод, что в анализируемом периоде ключевая ставка достигала своего максимума в 2014 году, что было связано с политикой «дорогих денег» с целью сдерживания денежной массы. В 2019 и 2020 годах наблюдается изменение в сторону уменьшения ключевой ставки, которое продолжилось до конца апреля 2021 года, далее наблюдается постепенное ее повышение, а затем резкое до 20% что свидетельствует о переходе ЦБ с мягкой политики на более жесткую, с целью вернуть снизить темпы инфляции, которые ускорились из-за воздействия экономических санкции западных стран. С конца марта текущего года наблюдается постепенное снижение ключевой ставки, что свидетельствует о смягчении денежно-кредитной политики.Проанализируем для сравнения, уровень инфляции и ключевые ставки в зарубежных странах (таблица 5).Таблица 5 - Инфляция и ключевая ставка в ряде развитых и развивающихся стран в 2021 г. [27]СтранаФактический уровень инфляции, %Ключевая ставка, %Колумбия1,61,75Индонезия1,73,75Перу2,00,25Польша2,40,10Венгрия2,70,50Чили3,00,60Южная Америка3,13,50Мексика3,24,25Бразилия4,52,0Индия4,64,0Казахстан7,59,0Турция14,617,0ЕС0,20,00Великобритания0,60,10Австралия0,70,10Канада0,70,25Норвегия1,40,00Новая Зеландия1,40,25США1,40,25Чехия2,30,25Исландия3,60,75Проанализировав сгруппированные данные (таблица 5), можно сделать вывод, что в странах с высоким уровнем инфляции, для сдерживания также используют такой инструмент как ключевая ставка, в частности, в Турции при высоком уровне инфляции наблюдается высокая ключевая ставка.Рассмотрим следующий инструмент денежно-кредитного регулирования - операций на открытом рынке, совершаемых Банком России. В практике Центробанка операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке применяются в сравнительно маленьких масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности [13,c.83]. Проанализируем динамику изменения ставок по операциям на открытом рынке (таблица 6). Таблица 6 - Ставки по операциям на открытом рынкеГодСтавка по аукционам прямого РЕПО, % годовыхСтавка по облигациям Банка России, % годовых20179,258,4620188,758,1420198,347,4520205,754,7620218,507,3905.04.202220,08-13.05.202215,00-Рассмотрев сгруппированные данные (таблица 6) можно сформулировать следующие выводы, динамика ставок неустойчивая, наблюдалось снижение в 2018 – 2020 годах, которое сменилось повышением. изменение ставок на открытом рынке свидетельствует о переходе с политики «дешевых денег» с целью уменьшить размер инфляций до установленного норматива на политику «дорогих денег» с целью стабилизации неблагополучной экономической ситуации в 2020-2022 годы. В текущем году увеличение ставок по операциям на открытом рынке свидетельствует об переходе на жесткую политику Центробанка России и в дальнейшем ее постепенное смягчение.Проанализируем следующий инструмент денежно – кредитной политики используемый российским Центробанком. В Российской Федераций норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, соответственно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ», устанавливает Центробанк [2].С 31 мая 2019 года Советом директоров Банка России были установлены новые обязательные резервные требования для банков с базовой лицензией [25]. Проанализируем их размеры (таблица 7).Таблица 7 - Ставки резервирования по обязательства банка [21,c,45]Обязательства банкаПроцент резервирования, в %Перед юридическими лицами нерезидентами в рублях4,75Перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте8,0Перед физическими лицами в рублях4,75Перед физическими лицами в иностранной валюте8,0По иным обязательствам в рублях4,75По иным обязательствам в иностранной валюте8,0На основании представленных данных (таблица 7), можно сделать вывод, что банки обязаны резервировать денежные средства в размере 4,75 % в рублевом и 8,0% в валютном эквиваленте.Рассмотрим следующий инструмент денежно-кредитной политики, валютные интервенции. Валютная интервенция - это влияние Центробанка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты [3,c.241]. Необходимо отметить, что Минфин по бюджетному правилу направляет на покупки валюты дополнительные доходы от высокой цены на нефть. Накопленные активы в 2022 году направят в Фонд народного благосостояния. Соответствующие валютные операции проводит Центробанк в интересах Минфина, все же регулятор продолжает покупать на рынке лишь валюту. О значимости этих валютных интервенций говорит тот факт, что рубль перестал быть «нефтяной валютой» и уже никак не реагирует на рекорды стоимости котировок барреля нефти[16,c.11].Проанализируем данный инструмент денежно-кредитной политики России (рисунок 9).Рисунок 9 – Динамика валютных интервенции, млрд руб.Рассмотрев визуально представленные данные (рисунок 9), можно сделать вывод, что для укрепления и сдерживания курса рубля в последнее время осуществлял продажу валюты. Эти меры способствовали укреплению национальной валюты. Проанализируем изменение курса доллара в первом квартале 2022 года (таблица 8.)Таблица 8 - Динамика изменения курса доллара США за 4,5 месяца 2022 г., руб. [25]ЗначениеДатаКурсВ начале текущего периода01.01.2022.75,13В конце текущего периода 14.05.202263,77Максимальный11.03.2022120,37Минимальный14.05.202263,77Рассмотрев сгруппированные данные (таблица 8), можно сделать вывод, что в последнее время наблюдается значительное снижение курса доллара. Это объясняется переводом платежей за экспортируемые в недружественные страны энергоносители в национальную валюту. Выявленная тенденция снижения курса доллара США подтверждается снижением среднего курса доллара по последним месяцам текущего года, особенно резкое снижение наблюдается в мае (рисунок 10).Рисунок 10 – Средний курс доллара по месяцам 2022 г., руб.Следовательно, на современном этапе российская государственная политика в сфере денежно-кредитного обращения направлена на ужесточение мер борьбы с инфляцией и адаптациям к новым условиям.В результате анализа, проведенного во второй главе исследования, было выяснено, что основной спецификой российской денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции. Денежно - кредитную политику, проводимую в Российской Федераций на современном этапе можно охарактеризовать как жесткую, направленную на стабилизацию сложившейся неблагоприятной для экономики обстановки, с постепенным переходом на ее смягчение. Не смотря на экономические санкции, в целом денежно-кредитная политика ЦБРФ эффективна на современном этапе развития экономики.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведя теоретическое исследование, в его завершении обобщив изучены материал, можно сформулировать следующие выводы. Денежно – кредитная политика представляет собой политику государства, направленную на регулирование денежного и кредитного обращения. С помощью денежно – кредитной политики осуществляется стимулирования либо сдерживание экономических показателей, которые в свою очередь оказывают влияние на экономические показатели. В частности, стимулирование совокупного спроса, при помощи политики Центробанка «дешевых денег» приведет к снижению инфляции, росту дешевых кредитов, инвестирование и так далее. А это приведет следственно к положительной динамике экономических показателей в целом.Модели денежно-кредитной политики представляют собой возможные ситуации в экономике. Существуют две основные модели – монетаристская и кейнсианская. В кейнсианской модели процентная ставка является основным фактором стимулированием инвестиционных расходов, в первую очередь государства и, следовательно, совокупного спроса. Монетаристская модель предусматривает активное использование такого инструмента денежно-кредитной политики как изменение объема денежной массы. Эффективность первой модели наблюдается лишь в краткосрочном периоде, второй в долгосрочном.Инструменты реализаций денежно – кредитной политики представляют собой совокупность мер регулирования денежной массы. К ним можно отнести: операций на открытом рынке, изменение процентной ставки, изменение нормативов обязательных процентов, ограничение выдачи кредитов. Кроме перечисленных инструментов Банк России располагает и такими инструментами как рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; определение ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени. Классификация инструментов реализаций денежно – кредитной политики осуществляется по целому ряду признаков.Проведенный ретроспективный анализ свидетельствует о том, что российская денежная – кредитная политика начала формироваться в связи с переходом страны на рыночные отношения, в этот период основной целью было снижение и удержание инфляции. Современная денежно-кредитная система России регулируется законодательно. Центробанк РФ с помощью селективных и общих инструментов осуществляет управление денежной системой, косвенно или непосредственно тем самым влияет на национальную экономику.Денежно – кредитная политика имеет ряд особенностей, отличающих ее от денежно – кредитных политик других стран. Эти особенности обусловлены спецификой рыночных реформ, особенностей российского законодательства монетарного регулирования, применяемых наборов инструментом и многого другого.Проведенный нами анализ эффективности денежно – кредитной политики, свидетельствует о правильности ее направления. На современном этапе наблюдаются такие проблемы как ежемесячный рост уровня инфляции, замедление скорости оборота и увеличение денежной массы, торможение стабилизационной политики, снижению реальных инвестиции в экономику, ослабление курса рубля, снижение выручки от экспорта российских товаров. Банк России в рамках осуществления денежно-кредитной политики предпринимает меры по смягчению кризисных явлении, но вследствие усиления действии экономических санкции данных мер недостаточно. Несмотря на это, денежно-кредитная политика по итогам 2020-2021 годов с нашей точки зрения была эффективным инструментом выхода из сложившегося кризиса. В текущем периоде, не смотря на возникшие сложности из-за экономических санкции, проведенное исследование доказывает эффективность использования практический всех инструментов денежно-кредитной политики.Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и обобщении теоретического материала с целью расширения и закрепления теоретических знаний.Перспективным направлением данного теоретического исследования станет изучение иных аспектов денежно – кредитной политики, с целью углубления полученных результатов.Для совершенствования денежно-кредитного регулирования можно предложить следующие меры:а) разработку механизма связывания денежной массы товарной;б) выравнивание уровней доходностей в финансовом секторе и реальной экономике;в) независимость денежной эмиссии от мировой конъектуры и внешнего сектора экономики;г) установление учетной ставки ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, функционирующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к понижению уровня инфляции, росту инвестиционной активности, стабилизация производства;д) совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны;е) реальную защиту прав участников рынка кредитов;основание в отношении рубля условий для выполнения им всех функций денег в интересах стабильного социально-экономического развития страны;ж) формирование благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;з) достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;и) обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;к) создание условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВОфициальные материалыКонституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Режим доступа. - Консультант плюс, в глобальной сети интернет.«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». № 86 - ФЗ (последняя редакция). федер. закон РФ [Электронный ресурс] от 10.07.2002 - Режим доступа: - Консультант плюс, в глобальной сети интернет.Книги, статьи, материалы конференцииБродский, Б.Е. Макроэкономика [Текст]: курс лекций./ Б.Е. Бродский. – Изд. 2-е перер. и доп. - Москва: Магистр, 2018. - 339 c.Бердышев А.В. Особенности современной денежно-кредитной политики банка России. [Текст]/А.В. Бердышев.//Финансы и кредит. – 2022. - №1. – С.55-57.Вараев У. С. Как повлияли санкции на банковскую систему в РФ. [Текст]/У.С. Вараев.//Коммерсант. – 2020. - №1. – С.29 – 32.Воронин, А. Ю. Макроэкономика[Текст]: учебное пособие./ А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - Изд. 3-е перер. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 112 c.Виноходова И.Г. Особенности денежно-кредитной политики банка России на современном этапе. [Текст]/И.Г. Виноходова.//Известия Великолукской ГСХА. – 2021. – №4. – С. 44-48.Гаранов И.П. Эволюция денежно-кредитной политики РФ. [Текст]./И.П. Гаранов. // Economics. -2019. -№12 – С. 43-45.Грязнова, А.Г. Экономическая теория [Текст]: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский. – Изд. 3-е перер. и доп. - Москва: Кнорус, 2018. – 464 с.Дворецкая, А.Е. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник для академического бакалавриата. /А.Е. Дворецкая. - Изд. 2-е перер. и доп. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480 c.Кочетков, А.А. Экономическая теория [Текст]: учебник для бакалавров./ А.А. Кочетков. - Изд. 2-е перер. и доп. - Москва: Дашков и К, 2018. - 696 c.Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебное пособие. / С.Г. Капканщиков. - Изд. 4-е перер. и доп. - Москва: КноРус, 2019. - 518 c.Копылов В. О. Операции Банка России на открытом рынке. [Текст]./В.О. Копылов. // Экономика, управление, финансы. - 2019. - №12 - С. 82-84.Минаев, К.О. Макроэкономика [Текст]: учебник. /К.О. Минаев. - Изд. 2-е перер. и доп. - Москва: Рипол Классик, 2019. - 419 c.Нешитой, А.С. Финансы и кредит [Текст]: учебник./А.С. Нешитой. - Изд. 4-е перер. и доп. - Москва: Дашков и К., 2019 – 576 с.Славин П.К. Валютные интервенции Банка России. [Текст]./П.К. Славин.//Эксперт. – 2021. - №8. – С.11-12.Сидорчук Р.Р. Классификация инструментов денежно – кредитной политики. [Текст]./Р.Р. Сидорчук. // ЭКО. - 2018. - №1. - С. 74 - 87.Симановский А.Ю. Денежно-кредитная политика Российской Федерации. [Текст]./А.Ю. Симановский.//Вопросы экономики– 2019. - №12 – С. 19-27.Сидоров В.С. Установление нормативов обязательных резервов Центральным банком. [Текст]./В.С. Сидоров. //Коммерсант - деньги. - 2019. - №1. - С. 23-31.Фетисова Г.Г. Значение операций на открытом рынке, осуществляемых в рамках денежно – кредитной политики. [Текст]./Г.Г. Фетисова.// Экономист. – 2019. - №1. – С. 57-63.Фирсова П.А. Денежно-кредитная политика России в современных условиях. [Текст]./П.А. Фирсова.//Концепт. – 2021. - №3. – С.41-49.Хохленкова М.А. Денежно – кредитная политика РФ: отличительные особенности. [Текст]./М.А. Хохленкова. // Экономист. – 2018. - №2. – С.34-37.Иностранная литератураSmitt R. Effectiveness of US monetary policy instruments. [Text]./R Smith // ForTrader. – 2021. -№6. – С.22 – 25.Интернет-сайтыРосстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. Свободный.Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/. Свободный. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru. Свободный.Всемирный банк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www worldbank.org. Свободный
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить контрольную работу по Теоретической механике. М-08023
Контрольная, Теоретическая механика
Срок сдачи к 30 дек.
Пересечение криволинейных поверхностей плоскостью треугольника АВС
Решение задач, Начертательная геометрия
Срок сдачи к 10 янв.
выполнить задания
Решение задач, Актуальные проблемы права интеллектуального собственности
Срок сдачи к 28 янв.
Органихзация рекламного агенства
Другое, Организация рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 2 янв.
Тема: имидж современного руководителя
Курсовая, менеджмент сфере культуры и искусства
Срок сдачи к 26 дек.
Практическая работа по дисциплине «Информационное обеспечение логистических процессов»
Другое, Операционная деятельность в логистике
Срок сдачи к 26 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!