это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3953359
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность исследования обусловлена значимостью данной темы.
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой
гуманистическую социализацию личности, способной сочетать в себе
национальное достоинство с общением и сотрудничеством с
представителями других этнических групп. Народная игрушка способствует
глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной,
эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический
опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным
содержанием имеется много плодотворных идей в работах Г.Н. Волкова, З.
А. Мальковой, Н.В. Силистрару, Л. Л. Супруновой.
Методологический аппарат
Объект исследования – русская народная игрушка как средство
социализации и инкультурации ребенка.
Предмет исследования – изучение русской народной игрушки как
средства социализации и инкультурации ребенка.
Цель исследования – рассмотреть педагогическую сущность русской
народной игрушки, в частности следует изучить методические основы
использования русской народной игрушки в воспитании дошкольника.
Учитывая объект, предмет, цель мы сосредоточили внимание на
решении следующих задач исследования:
- Изучить историю возникновения русской народной игрушки;
- Рассмотреть взгляды педагогов классиков воспитательной роли
русской народной игрушки;
- Определить виды русских народных игрушек;
- Рассмотреть методические рекомендации по использованию русской
народной игрушки при проведении занятий.
- Проанализировать роль народной игрушки в процессе обучения
младших школьников.
В работе были использованы такие методы исследования, как метод
анализа и синтеза информации по теме исследования, а также
компаративный метод.
Первая глава исследования «Педагогическая сущность русской
народной игрушки» раскрывает важнейшие особенности русской народной
игрушки, ее классификацию, материалы, из которых она изготавливалась,
историю и отношение выдающихся деятелей к игрушке.
Так, в первом параграфе первой главы «История возникновения русской
народной игрушки» идет речь об историческом развитии русской народной
игрушки, перечислены национальные особенности и своеобразие.
Отмечается, что народная игрушка является самой ранней формой
художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на
протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и
многогранность культуры нашего народа. Для изготовления игрушек на Руси
издавна использовали 4 вида материалов: дерево, глина, ветошь, солома.
Русская народная игрушка отличается самобытными узорами и яркими
цветами: красным, желтым, зеленым, синим. Ткани для кукол и глиняные
фигурки часто белили, чтобы цвета на белом фоне выглядели еще ярче.
Побелку готовили из мела и молока, использовали темперные краски,
которые замешивались на яйце с квасом. Роспись выполняли палочками и
перьями. Также для украшения использовали сусальное золото. Узоры и
цвета русских народных игрушек тесно связаны с народными верованиями и
символами природы. В русских народных игрушках закодированы образы-
символы, постоянно живущие в памяти народа. Они отражают национальный
колорит и этнические черты.
Второй параграф первой главы «Выдающиеся педагоги о
воспитательной роли русской народной игрушки» освещает мнения
авторитетных педагогов разных времен о воспитательной роли игрушки, ее
возможностях в развитии ребенка. Многие исследователи отмечают, что
игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной
ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить
непосредственно из особенностей возраста ребенка. Важнейшим
требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки
идеалам воспитания нашего общества. Также игрушка должна удовлетворять
стремление ребёнка к активности. Игрушка чрезвычайно разнообразна по
типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и
воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них,
прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми
действует ребенок.
Третий параграф первой главы «Виды русских народных игрушек»
предлагает разные классификации игрушек. Современная классификация
игрушек, к примеру, выделяет:
- образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых,
особенности их быта, труда, материальной культуры;
- дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей
реальности (погремушки, головоломки, жужжалки);
- игрушки одинарные или в наборе;
- объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и
те, которые нужно смастерить собственными руками;
- моторные игрушки – скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.
Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и
способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной
игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями
труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным
элементом социализации и воспитания детей.
Важно также заметить, что русская народная игрушка привлекательна
своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения,
декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных
свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и
многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны:
птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Жители
определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из
поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной
игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе
национальные особенности определенного региона России. По внешним
особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой
именно местности ее смастерили. Таким образом, игрушки имели большое
значение еще на Руси и уже тогда люди стали понимать нужность этого
предмета для ребенка и облегчения жизни родителя. Игрушки стали готовить
к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей.
Игрушки берегли, и даже передавали по наследству.
Вторая глава исследования «Методические основы использования
русской народной игрушки в воспитании дошкольника» рассматривает
основные принципы и средства воспитания дошкольника с помощью русской
народной игрушки.
Так, первый параграф второй главы «Методические рекомендации по
использованию русской народной игрушки при проведении занятий»
сущность игрушки в воспитательном процессе и основные психолого-
педагогические требования к игрушке. В параграфе перечислены правила
выбора игрушки, актуальность игрушки в разных ситуациях и в рамках
конкретных мероприятий. Рассмотрены также основные задачи игрушки в
рамках воспитательного процесса, когда проводятся занятия по
ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.
Примечательным является тот факт, что приобщение дошкольников к
декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их
психофизических особенностей. Введение в мир красочных образов можно
начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В
данной группе занятия целесообразно проводить, опираясь на эмоционально-
чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных
моментов, художественного слова, музыкальных образов. Знакомство детей
старшего дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на
познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением
эмоционально-образного, чувственного начала.
Второй параграф второй главы «Модель урока: «Русская народная
игрушка»» посвящен разработке урока, в рамках которого происходит
усвоение детьми знаний о традициях русского народа, формирование умения
изготавливать тряпичных кукол из подручного материала. Посредством
разработки и реализации в будущем модели урока можно сделать вывод о
том, что народные игрушки обладают уникальным воспитательно-
развивающим потенциалом.
В заключении работы даны ответы на поставленные в начале
исследования задачи. Таким образом, именно народная игрушка, насыщенная
бытовой и исторической информацией, коммуникативно близка ребёнку.
Игра с народной игрушкой вместе с освоением языка и произведений
фольклора (колыбельных, сказок, песенок, пословиц, загадок и т.д.)
формирует первые представления об окружающем мире, первые жизненные
впечатления и чувства, закладывает в ребёнке тот духовный клад, который
пригодится ему во взрослой жизни. Народная игрушка имеет не только
экологическую, но и духовную чистоту. Выполнена с нежностью и любовью,
она развивает фантазию, духовный мир воспитанников, способствует
овладению первыми профессиональными навыками.
Так, поставленные в начале работы цели и задачи были выполнены.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!