это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3958486
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение...……………...………………………………………………………3
1. Охота и незаконная охота……………….………………………….5
1.1. Понятие охоты и ее ограничение…………………...……………...………..5
1.2. Понятие незаконной охоты…………………………………………………10
2. Состав преступления незаконной охоты……………………14
2.1. Предмет преступления незаконной охоты………………………...………17
2.2. Объективная сторона незаконной охоты………………………...………..21
2.3. Субъект и субъективная сторона охоты………………………….………..26
Заключение………………...………………..………………………………28
Список использованных источников и литературы.………30
Введение
Актуальность темы – незаконная охота в том, что охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. С развитием научно-технического прогресса общество неизбежно сталкивается с обострением экологической ситуации - истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, нарушается физическое и нравственное здоровье людей, теряются эстетические ценности, утрачивается естественная связь между человеком и природой, подрываются биологические основы существования всего живого. В Российской Федерации экологическая безопасность становится составной частью национальной безопасности.Обеспечение экологической безопасности населения и рационального использования природных ресурсов, наряду с экономическими, политическими, воспитательными и иными мерами, осуществляется средствами уголовно-правового характера. Уголовный закон, гарантируя охрану и неприкосновенность в установленных государством пределах наиболее ценных природных богатств, призван обеспечивать сохранение благоприятной для существования общества природной среды и поддержание ее качества.Проблема охраны окружающей среды давно стала интернациональной. Опыт других стран по борьбе с экологическими правонарушениями показывает, что она не решается без применения и расширения уголовно-правовых мер.Такой же позиции придерживается наш законодатель, последовательно увеличивающий число норм об ответственности за экологические преступления и усиливающий ответственность за них в УК РСФСР 1922, 1926, 1960 г. и в УК РФ 1996 г.Между тем практика применения уголовного закона не в полной мере отвечает требованиям борьбы с преступлениями экологического характера.Выявление соответствия действующего уголовного законодательства развивающимся природоохранительным отношениям и потребностям практики защиты природы в новых условиях рыночного хозяйствования является весьма актуальной задачей. Эти потребности зависят от уровня экологического правопорядка в стране и криминогенных факторов, требующих, в свою очередь, специального изучения. В значительной мере нарушение уголовных законов об охране природы связано с недостатками самой уголовно-правовой системы, необходимостью ее приведения в соответствие с другими отраслями права.Объектом работы выступают общественные отношения, урегулированные нормами права в сфере экологических преступленийПредметом исследования выступают нормы права, регулирующие ответственность за незаконную охоту.Целью курсовой работы является исследование и системный анализ незаконной охоты. В работе поставлены следующие задачи:1. Проанализировать охоту и незаконную охоту;2. Рассмотреть состав преступления незаконной охоты.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, аналитический. Эмпирическим методом является изучение нормативных актов и судебной практики по вопросам незаконной охоты.1. Охота и незаконная охота1.1. Понятие охоты и ее ограничениеОхота (в том числе коллективная, с участием двух и более охотников) связана с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. При этом к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами (п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 57 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ; п. п. 3, 4, 7 Правил, утв. Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477).В соответствии со ст. 21 ФЗ «О животном мире» в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо в определенные сроки.Подпункт 1 п. 1 ст. 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» закрепляет возможность установления запрета осуществления охоты в определенных охотничьих угодьях.Например, на уровне федерального законодательства установлен запрет на осуществление охоты в зонах охраны охотничьих ресурсов.В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.Статья 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» закрепляет также возможность установления запрета осуществления охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов.Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 34 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» установление перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых осуществляется промысловая охота, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Кроме того, на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области регулирования численности охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.Исходя из вышеизложенного очевидно, что запреты осуществления охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов могут быть установлены нормативно-правовыми актами не только федерального, но и регионального уровня.Следует обратить внимание на то, что не все ограничения, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», могут устанавливаться на уровне субъектов РФ.Так, Определением Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 82-АПГ15-5 было закреплено, что ограничения на использование спортивного и охотничьего оружия могут устанавливаться только на федеральном уровне.Верховный Суд РФ указанным выше Определением признал Указ губернатора Курганской области от 25.12.2014 N 103 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Курганской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения» противоречащим действующему законодательству и принятым с превышением имеющихся у губернатора Курганской области полномочий.В Определении Верховного Суда РФ от 08.07.2015 N 82-АПГ15-5 указано, что пп. 7 п. 3 приложения N 2 к Указу губернатора Курганской области от 25.12.2014 N 103 установлен запрет охоты на боровую дичь и пушных животных с применением охотничьих патронов, снаряженных пулями. Данные нормы признаны противоречащими действующему федеральному законодательству, а именно ст. ст. 1 и 24 ФЗ от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии», ст. ст. 22, 24, 33 и 34 ФЗ от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», Правилам охоты.Рассматривая судебную практику по вопросам ограничения охоты в России, необходимо также отметить, что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41 «О внесении изменений в некоторые Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» были актуализированы разъяснительные положения Пленума Верховного Суда РФ, поставившие точку в различных толкованиях судами правовых норм, устанавливающих запрет на охоту с использованием воздушного судна, механических транспортных средств, охоты с применением взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения зверей и птиц.В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено четкое указание судам квалифицировать незаконную охоту, совершенную с использованием указанных средств и способов совершения деяния, именно как преступление, то есть по п. «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ, соответственно, исключена и сама возможность квалификации данных деяний по ст. 8.37 КоАП РФ:«не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в осуществлении охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты, осуществление незаконной охоты с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, поскольку ответственность за такое деяние предусмотрена п. «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ».Пункт 4 ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» закрепляет возможность установления ограничений, допустимых для использования при осуществлении охоты собак охотничьих пород и ловчих птиц.В качестве примера можно привести Постановление губернатора Волгоградской области от 07.08.2013 N 790 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты на территории охотничьих угодий Волгоградской области», закрепившего запрет осуществления охоты на болотно-луговую дичь с островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями и ловчими птицами - с пятой субботы сентября (пункт 17).Сроки осуществления охоты могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном уровне. Установление сроков охоты имеет дифференцированный характер в зависимости от вида объекта животного мира, отнесенного к объектам охоты, а также от мест осуществления охоты (например, охота в южной и северной зонах области).На уровне субъектов Российской Федерации сроки охоты могут быть установлены путем принятия отдельных нормативно-правовых актов (специальных источников), посвященных вопросам правового регулирования сроков охоты на территории данного субъекта РФ:- Приказ комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области от 05.04.2018 N 2 «О сроках весенней охоты на территории Ленинградской области в 2018 году»;Либо субъекты РФ могут включать правовые нормы, посвященные установлению сроков охоты на территории своего субъекта, в общие источники, регулирующие вопросы осуществления охоты в целом, например, как это сделано на территории Республики Алтай и в Саратовской области:Следует отметить, что ст. 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» устанавливает неисчерпывающий перечень ограничений охоты, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона могут быть установлены и иные ограничения охоты в соответствии с федеральными законами.К иным ограничениям охоты можно отнести установление запретов:- на производство охоты в состоянии алкогольного опьянения;- на охоту на пушных зверей группой более пяти человек.Обозначенные выше ограничения, например, закреплены в п. 10 приложения N 2 к Указу Главы Карачаево-Черкесской Республики от 02.07.2018 N 99 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты на территории охотничьих угодий Карачаево-Черкесской Республики в сезон охоты 2018/2019 года».Также необходимо отметить, что охота как вид пользования животным миром может быть ограничена либо вообще запрещена, например, в результате применения норм Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных (ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»).Данное положение реализуется в том числе и путем осуществления международного сотрудничества, так, например, между Российской Федерацией, Европейским сообществом и Канадой заключено Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных (г. Брюссель, 15.12.1997)>. Россия ратифицировала данный документ путем принятия Федерального закона от 26.04.2008 N 52-ФЗ «О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией».1.2. Понятие незаконной охотыСтатья 258 УК предусматривает ответственность за наиболее опасные формы незаконной охоты: а) сопряженной с причинением крупного ущерба; б) совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1 ст. 258 УК РФ). Перечисленные деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, квалифицируются по ч. 2 ст. 258 УК РФ. Объект рассматриваемого преступления теперь следует определять как отношения по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов.Незаконная охота (ст. 258) в Уголовном кодексе РФ относится к экологическим преступлениям и представляет собой поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добычу, осуществляемую с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охоту без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты, а также их первичную переработку, транспортировку и т.п.В структуре экологических преступлений незаконная охота занимает третье место, что составляет 7,75% от общего количества зарегистрированных преступлений, и сохраняет устойчивую тенденцию к росту <2>. Так, в 2005 г. по ст. 258 УК РФ было зарегистрировано 1 083 преступления, в 2010 г. - уже 1 540, в 2011 г. - 1 517 преступлений, в 2012 г. - 1 613 преступлений, в 2013 г. - 1 640 преступлений, в 2014 г. - 1 615 преступлений, в 2015 г. - 1 928 преступлений, 2016 г. - 2 324 преступления, в 2017 г. - 2 784 преступления, в 2018 г. - 3 256 преступлений, в 2019 г. - 2 817 преступлений.Преступлением может быть признана только незаконная охота, т.е. охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем.Чаще всего незаконная охота совершается группой лиц по предварительному сговору. Такой признак характерен и для совершения данного преступления, с применением транспортного средства, поскольку при использовании одного или несколько транспортных средств один из соучастников осуществляет управление им, а второй - производит, например, отстрел зверя.Незаконная охота оказывает воздействие не только на причинение вреда экологическим ресурсам государства, но и на затраты, выделяемые на их восстановление и восполнение. Следовательно, государство заинтересовано в эффективности уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших данный вид преступления, результатом которого выступало бы не только прекращение преступной деятельности, реализация уголовного наказания, но и восстановительный процесс причиненного вреда.Все больше внимания уделяется проблемам квалификации незаконной охоты, криминологической характеристики личности преступника, занимающегося незаконной охотой, исследованию содержания предмета незаконной охоты и т.п. Но недостаточно внимания уделено вопросам специфики исполнения наказания по рассматриваемой уголовно-правовой норме. Вместе с тем важным фактором применения уголовной ответственности за совершенное преступление по ст. 258 УК РФ является достижение эффективности ее применения.Учитывая тот факт, что незаконная охота связана с причинением вреда фауне, наиболее оптимальным решением проблемы ее защиты от уничтожения является восстановление и воспроизводство представителей фауны, выступающих предметом посягательства.В санкции ч. 1 ст. 258 УК РФ предусмотрены три вида применяемых в настоящее время наказаний: 1) штраф; 2) обязательные работы; 3) исправительные работы. Если штраф как денежное взыскание исполняется осужденным в виде выплат в размере, установленном приговором суда, то в данном случае восстановительная функция реализуется, если сумма штрафа, например, будет направлена на развитие звероферм, рыбоводческих хозяйств, воспроизводящих молодняк, проведение биотехнических мероприятий по сохранению и воспроизводству охотничьих животных <9> и т.д.Более предметно восстановительная функция уголовного наказания может быть реализована при назначении наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Исполнение данных видов наказаний связано с определением объектов, на которые направляются осужденные для отбытия наказания. При осуждении лица за незаконную охоту оно должно направляться для отбытия наказания в хозяйства и на объекты, занимающиеся разведением животных, птиц или рыб. В этом случае осужденные своей трудовой деятельностью в данном хозяйстве будут заглаживать причиненный вред, совершенный преступлением.Итак, для повышения эффективности реализации уголовного наказания за экологические преступления необходимо муниципальным образованиям предусмотреть в перечне объектов, выделяемых для отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ, объекты, осуществляющие природоохранные мероприятия, что значительно усилит их исправительное воздействие на осужденных, а также обеспечит реализацию восстановительной функции уголовного наказания.2. Состав преступления незаконной охотыСостав преступления формальный. Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) окончено с момента совершения действий, непосредственно направленных на поиск, выслеживание или преследование в целях добычи охотничьих ресурсов, а также на их добычу, первичную переработку, транспортировку (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21). При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного: экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции животных. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконным отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя.Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба. Состав - материальный. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ.В целях реализации положений ст. 55 Закона N 52-ФЗ и ст. 57 Закона N 209-ФЗ о том, что лица, виновные в нарушении норм указанных Федеральных законов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена уголовная ответственность за незаконную охоту.Законом N 157-ФЗ в ч. 2 ст. 258 УК РФ был включен квалифицирующий признак «особо крупный ущерб», а сама статья дополнена примечанием, что крупным признается ущерб, исчисленный по таксам и методике, утвержденным федеральным правительством, превышающий 40 тыс. руб., особо крупным - 120 тыс. руб.Таксы и методика исчисления размеров ущерба для целей ст. 258 УК РФ были утверждены спустя почти год после вступления в силу Закона N 157-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 750 «Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление N 750), которое вступило в силу 21 июня 2019 г.Согласно методике, утвержденной Постановлением N 750 (далее - правительственная методика), при исчислении ущерба для целей ст. 258 УК РФ учитываются исключительно вид и количество добытых зверей и птиц, при этом суммарный ущерб определяется совокупно по всем их видам.Изменение подхода государства к оценке характера и степени общественной опасности незаконной охоты, ответственность за которую предусмотрена п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ, свидетельствует о гуманизации уголовного законодательства в отношении деяний, посягающих на охотничьи ресурсы, повлекших только причинение ущерба и не отягощенных иными обстоятельствами совершения такого преступления, имеющими значение для квалификации, указанных в других пунктах ч. 1 ст. 258 УК РФ.Преступные последствия в п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ заключаются в причинении реального ущерба (вреда) охотничьим ресурсам.В силу ст. 58 Закона N 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного этим ресурсам, осуществляется по утвержденным на основании Закона N 52-ФЗ соответствующим таксам и методикам, и согласно которому (ст. 56) разграничивается вред объектам животного мира и вред среде их обитания.Утвержденная в целях реализации данных правовых норм Приказом N 948 методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам предусматривает исчисление всего объема экологического ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и животного мира, который включает в себя (п. 3) расчеты вреда от истребления и незаконной добычи конкретного вида охотничьих ресурсов (с применением для ряда случаев повышающего коэффициента), нарушения или уничтожения их среды (территории) обитания, разрушения мест их жизнедеятельности или размножения.По приведенным выше основаниям положения методики Минприроды России больше не могут использоваться при исчислении размера ущерба в отношении п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ, но вред, причиненный охотничьим ресурсам, не ограничивается размером ущерба, исчисленного в соответствии с утвержденными Постановлением N 750 таксами и методикой и не включающего весь объем экологического вреда от незаконной охоты.Экологический вред, рассчитанный не только из числа видов и количества добытых охотничьих ресурсов (по правительственной методике), но и с учетом вреда их среде обитания, местам жизнедеятельности и воспроизводства (по методике Минприроды России), может быть взыскан уполномоченным органом с виновного в рамках гражданского иска, в том числе заявленного в уголовном процессе по делу о незаконной охоте, предусмотренной ст. 258 УК РФ. В связи с этим видится целесообразным предложить Верховному Суду РФ в целях формирования единообразной судебной практики дополнить приведенное выше Постановление пленума об ответственности за экологические преступления также и данным положением.2.1. Предмет преступления незаконной охотыВ ст. 258 УК РФ указан лишь один вид предмета незаконной охоты - птицы и звери, охота на которых запрещена полностью (п. «в» ч. 1). В литературе в целом сложились два подхода к определению данного признака состава преступления: условно говоря, узкий и широкий. Так, Н.А. Лопашенко, являясь сторонником первого подхода, относит к нему только птиц и зверей, находящихся в состоянии естественной свободы.Э.Н. Жевлаков - приверженец второго подхода - при толковании предмета незаконной охоты исходит из Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон использует родовое понятие «охотничьи ресурсы», понимая под ними объекты животного мира, которые в соответствии с федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты (ст. 11):млекопитающие:копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;медведи;пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.Нужно иметь в виду, что законами субъектов РФ допускается включение в охотничьи ресурсы млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Э.Н. Жевлаков отмечает, что ежи, крысы, мыши, вороны, сороки, воробьи, ласточки, стрижи, певчие птицы (зяблики, соловьи и др.), а также масса иных животных не упомянуты в законе в качестве охотничьих ресурсов. Охота на вредных и достаточно распространенных из них не требует специального разрешения и нормативными актами никак не регламентируется. Полезные животные, не входящие в охотничьи ресурсы, охраняются нормами природоохранного законодательства на общих основаниях как природные ресурсы. Исходя из этого автор предлагает их также признавать предметом экологического преступления. Более того, он критикует Л.А. Зуеву, которая исключает из круга животных и птиц, образующих предмет незаконной охоты, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ. «Следуя логике автора, - пишет Э.Н. Жевлаков, - из предмета незаконной охоты следовало бы исключить и животных, охраняемых международными договорами Российской Федерации. Однако в действительности животные, занесенные в указанные Красные книги и охраняемые международными актами, также относятся действующим законодательством к предмету незаконной охоты».Эта критика в целом безосновательна. В 2013 г. Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 258.1, предусматривающей ответственность за незаконные добычу и оборот диких животных, занесенных в Красную книгу РФ или охраняемых международными договорами России. С появлением специальной уголовно-правовой нормы предмет незаконной охоты изменился - из него были исключены дикие животные, которые подпадают под признаки указанной статьи (более подробно - при характеристике предмета данного преступления).Следует заметить, что Л.А. Зуевой также допущена неточность в характеристике рассматриваемого признака состава преступления. Дикие животные, включенные в Красные книги субъектов Федерации, не упоминаются в ст. 258.1 УК РФ, следовательно, охота на них образует преступление, предусмотренное ст. 258 УК РФ. Кроме того, не все виды «краснокнижных» животных охраняются ст. 258.1 УК РФ, а только те из них, которые вошли в соответствующий перечень, определяемый Правительством РФ.Нужно иметь в виду, что правовой статус диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, и правовой статус диких животных, отделенных в качестве продукта труда от своих связей с природной средой, т.е. утративших указанную свободу, принципиально отличаются друг от друга. В первом случае они признаются компонентом природы и, следовательно, могут считаться предметом экологического преступления; во втором случае (например, при их содержании в зоопарках, в вольерах, больших загонах заповедников и т.д.) они являются товарно-материальными ценностями и, значит, выступают предметом преступлений против собственности. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» говорится (п. 13): «Действия лиц, совершивших незаконное завладение с корыстной целью содержащимися в неволе животными либо их умерщвление, подлежат квалификации как хищение либо уничтожение чужого имущества».Предметом рассматриваемого преступления могут быть как звери и птицы, обитающие в природной среде в естественном состоянии, так и выращенные трудом человека и выпущенные в нее в целях размножения.Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц при наличии признаков состава - как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ).2.2. Объективная сторона незаконной охотыОбъективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. «а» - «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ.Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (п. 5 ст. 1 Федерального закона об охоте).Частью 2 ст. 57 Федерального закона об охоте и ведомственными нормативными актами к ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Так, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте. Однако представляется, что, исходя из определения охоты, данного в Федеральном законе об охоте, признание нахождения лица с оружием на территории охотничьего угодья преступлением является чрезмерно расширительным понятием охоты. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. Возможно только применение административной ответственности (ст. 8.37 КоАП РФ).Федеральный закон об охоте (ст. 12) выделяет промысловую, спортивную, любительскую охоту, охоту в целях: осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное лицо субъекта РФ определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях.Преступлением может быть признана только незаконная охота. Незаконной считается охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами в том числе, осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем.Охотником, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.Удостоверением на право охоты служат (в зависимости от вида охоты и категории охотника) по общему правилу путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику. Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 - 14 Федерального закона об охоте достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. В любом случае основным документом является разрешение. В нем указываются: сведения об охотнике; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; их количество; сроки и места охоты. Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения утверждены ведомственными приказами Минприроды России.Разрешения выдаются: охотникам в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения; в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта РФ; на особо охраняемых природных территориях - соответствующими природоохранными учреждениями. Работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - этими предпринимателями и юридическими лицами. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основе заключенных ими охотхозяйственных соглашений - органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 31 Федерального закона об охоте).Разрешение действует только в указанном в нем месте и в указанные даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.Охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением признается охотой без разрешения. Под признаки такой охоты подпадает также добыча зверя или птицы сверх установленной в разрешении нормы или не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, либо с нарушением указанных в нем сроков или не в тех местах, которые указаны в разрешении.Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (т.е. без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2 ст. 19 Федерального закона об охоте), в том числе лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания этих народов, если охота также является основой их существования.К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ (обычно указываются в приложениях к правилам охоты).Охота в запрещенные сроки - это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи отдельных видов охотничьих ресурсов. Они устанавливаются в нормативных правовых актах применительно к местным условиям. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, заганивание по насту, охота «из-под фар», добывание животных, находящихся в бедственном положении, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, охота на нелетающий молодняк или на взрослых линяющих птиц, разорение гнезд, раскапывание нор. В зависимости от местных условий эти перечни несколько могут сужаться или расширяться в нормативных актах, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ.Под механическим транспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем, включая тракторы и самоходные машины.К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты в соответствии с ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Лицо может быть признано виновным в незаконной охоте, совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, только в случае, если с их помощью велся поиск животных, их выслеживание или преследование в целях добычи либо они использовались непосредственно в процессе их добычи (например, отстрел птиц и зверей производился из транспортного средства во время его движения), а также осуществлялась транспортировка незаконно добытых животных. Использование указанных средств для доставки людей или орудий охоты к месту ее проведения при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы как соучастие в незаконной охоте в форме пособничества.Под способами массового уничтожения птиц и зверей понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий или способов добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных (например, пускание палов, устройство ловчих ям и загонов, применение сетей). При этом следует учитывать не только вид запрещенных орудия или способов добычи (например, взрывчатых веществ, газов), но и устанавливать, может ли их применение повлечь указанные последствия (п. 11 указанного Постановления Пленума Верховного Суда).Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, леопарда, тигра, снежного барса, белого медведя, фламинго, аистов, журавлей. Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды».Понятия «особо охраняемая природная территория», «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» раскрывались при изложении составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 247 и 262 УК РФ.2.3. Субъект и субъективная сторона охотыС субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что охотится незаконно и желает этим заниматься.Охотником, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.Субъект общий. Ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста.Под использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 ст. 258) понимается использование для занятия незаконной охотой прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, например, работниками органов охотничьего контроля и надзора, руководителями заготовительных организаций или иных юридических лиц, осуществляющими промысловую охоту, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения <1>.Понятия «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» даются в ст. 35 УК РФ. При совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору исполнителями преступления признаются лица, осуществлявшие поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих ресурсов, производившие их первичную переработку и (или) транспортировку. Лица, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК РФ при условии, что им было достоверно известно о незаконности охоты.ЗаключениеДелая выводы по курсовой работе можно сказать, что Россия мировая лесная держава. Более половины ее территории покрыто лесом, который играет значимую роль в жизни людей. Лесное законодательство, устанавливая правила использования, воспроизводства и охраны лесов и земель лесного фонда, одновременно предусматривает юридическую ответственность за их нарушение.Решение задачи достижения неотвратимости ответственности за экологические преступления оправдывает необходимость теоретического анализа эффективности действующего уголовного законодательства, исследования проблем реализации ответственности и наказуемости. Требуется обоснование самой концепции экологических преступлений, их отличия от других преступлений.Обширное экологическое законодательство (особенно ведомственные правовые подзаконные нормативные акты) зачастую противоречиво, нуждается в ревизии, приведении в соответствие по нормативной силе и иерархическим уровням: международные правовые нормы; нормы федерального конституционного законодательства; нормы федерального законодательства; нормы законодательства субъектов Федерации; подзаконные нормативные акты соответствующего уровня.Эффективность охраны природы во многом зависит и от совершенства самого нормативного акта, от того, насколько он отвечает реальным требованиям борьбы с экологическими правонарушениями. В этом плане выделение экологических преступлений в самостоятельную главу Уголовного кодекса РФ следует считать важным шагом по совершенствованию правовой охраны природы и повышению ответственности за вред, причиняемый природе.Преступления, связанные с охотой, наверное, являются одним из первых видов преступлений, которые начал совершать человек. Издревле охота была средством добычи пищи. Поэтому человек пытался защищать свои охотничьи ресурсы от правонарушителей. Ведь, в конечном счете, от этого зависела его жизнь. Зачастую он не скупился даже жизнями своих собратьев, ведя кровопролитные войны за охотничьи угодья. Статья 258 УК РФ с определенными изменениями воспроизводит содержание ст. 166 УК РСФСР. Изменения состоят в том, что устранена административная преюдиция как условие наступления уголовной ответственности, уточнены конструктивные и квалифицирующие признаки состава данного преступления.Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правового аспекта в области охоты. Из данной курсовой работы видно какой непоправимый ущерб приносит браконьерство животному миру. Сколько зла творит человек ради наживы и удовлетворения своих кровожадных желаний. Можно также отметить что правовая база данной отрасли экологического права еще далека от совершенства. Хотелось бы выразить надежду что в дальнейшем пробелы будут ликвидированы. Однако все такие, подводя итог сказанному, необходимо отметить, что законодательством подробно регламентированы правовые основы установления ограничений охоты на территории России. Перечень ограничений охоты является открытым, однако не все ограничения могут быть установлены на региональном уровне. Выявленные пробелы в правовом регулировании относительно понятия и правового режима зон охраны охотничьих ресурсов требуют их устранения путем внесения изменений в федеральные правовые нормы. Также на уровне федерального законодательства требуется четкое разграничение полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ по вопросам установления конкретных ограничений охоты.Список использованных источников и литературыСоглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией (Заключено в г. Брюсселе 15.12.1997) // Собрание законодательства РФ. 24 ноября 2008 г. N 47. Ст. 5382Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. – 1993 – (25 декабря). // Российская газета. – 2020. – (04 июля).Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, N 30, ст. 3735Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О животном мире» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1462Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3648Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета, N 139, 29.06.2018Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, N 47, ст. 4531Постановление Правительства РФ от 10.06.2019 N 750 «Об утверждении такс и методики исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2019, N 24, ст. 3102Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (ред. от 26.12.2011) Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 24.04.2006, N 17 (2 ч.), ст. 1905Приказ Минприроды России от 24.07.2020 N 477 (ред. от 27.05.2021) «Об утверждении Правил охоты» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59585) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.08.2020.Приказ Минприроды России от 08.12.2011 N 948 (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2012 N 23030) // Российская газета, N 20, 01.02.2012Приказ комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области от 05.04.2018 N 2 «О сроках весенней охоты на территории Ленинградской области в 2018 году» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.04.2018Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2018Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2012Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 08.07.2015 N 82-АПГ15-5Голубев С.И. Предмет экологического преступления: монография. М.: КОНТРАКТ, 2020. С. 47Гаевская Е.Ю., Вагина О.В. Правовые аспекты ограничения охоты в России // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. N 3. С. 5Данилкин А.А., Краев Н.В. Воля, полуволя и неволя (проблемы правового регулирования разведения охотничьих животных) // Экологическое право. 2017. N 6. С. 24Жевлаков Э.Н. О предмете незаконной охоты // Судья. 2016. N 4. С. 32Зуева Л.А. Уголовная ответственность за незаконную охоту: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 8Попова Е.Э. Пенологические особенности реализации наказания за незаконную охоту (ст. 258 УК РФ), совершенную группой лиц // Безопасность бизнеса. 2020. N 5. С. 5Уголовное право. Общая часть. Преступление. Академический курс: В 10 т. Т. VI. Объект преступления. Объективная сторона преступления / Под ред. Н.А. Лопашенко. М., 2016. С. 16
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!