Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста

Тип Курсовая
Предмет Психология-педагогика

ID (номер) заказа
3959940

500 руб.

Просмотров
595
Размер файла
1.14 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования произвольного внимания у
детей дошкольного возраста 5
1.1. Характеристика внимания как познавательного процесса 5
1.2. Особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного
возраста 9
Глава 2. Эмпирическое изучение произвольного внимания у детей
дошкольного возраста 12
2.1. Организация и методы исследования 12
2.2. Анализ результатов исследования 15
2.3. Дидактические игры на формирование произвольного внимания для
детей дошкольного возраста 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Приложения 26

3
Введение

Актуальность исследования. Дошкольный возраст - это период когда
создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно
определяет развитие всех высших психических функций ребенка и
необходимо для выполнения любой деятельности. Внимание - одна из
основных психических функций, на которой базируется обучение.
В детском возрасте внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом
оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам
и выполняемыми с ними действиями. Исследователи отмечают у детей
неустойчивость внимания, что в дальнейшем может сказаться на
успеваемости в школе. Следовательно, внимание необходимо развивать,
используя различные способы и приемы. Проблема развития внимания детей
уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что
обуславливает ее актуальность. Развитие познавательных способностей
ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят
развивать внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что
избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как
представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и
влечений. Несформированность внимания, малый объём, слабая
переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос
очень актуален и требует большой работы по его развитию.
Объектом исследования является произвольное внимание.
Предмет исследования – формирование произвольного внимания у
детей дошкольного возраста.
Цель исследования – рассмотреть особенности формирования
произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:

4

1. Провести теоретический анализ литературы, выделить основные
подходы к исследованию современного состояния проблемы развития
произвольного внимания на основе теоретического анализа.
3. Рассмотреть характеристику внимания как познавательного
процесса.
3. Исследовать развитие произвольного внимания у детей дошкольного
возраста.
Гипотезой исследования стало предположение, если в работе с детьми
дошкольного возраста использовать дидактические игры, то уровень
развития свойств внимания детей дошкольного возраста будет выше.
Теоретической основой исследования являются работы таких
известных педагогов и психологов, как А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, Т.В. Башаевой, Н.Ф.Добрынина, A.B. Хуторского, Э.И. Рутман,
Н.В. Волковой и др.
Методики, используемые в исследовании:
1. Методика «Корректурная проба»;
2. Методика «Красно-черная таблица»;
3. Методика на определение концентрации и распределения внимания.
Эмпирическую базу исследования представили 15 детей в возрасте 6-7
лет из детского сада № 83 г. Тула.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы и приложения.

5

Глава 1. Теоретические аспекты формирования произвольного

внимания у детей дошкольного возраста

1.1. Характеристика внимания как познавательного процесса

Внимание - это умственный процесс, который является не
самостоятельной формой отражения, а организацией определенных форм
отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения,
эмоций и чувств) [13].
Феноменология внимания отличается рядом специфических
особенностей. Некоторые ученые (А. Н. Леонтьев и др.) утверждают, что
внимание не существует как особый, независимый процесс, что оно
действует только как сторона или момент любого другого психологического
процесса или деятельности человека [14]. Другие (П.Я. Гальперин) считают,
что внимание - это совершенно самостоятельное психическое состояние
человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности,
не сводимые к характеристикам других когнитивных процессов.
Среди современных российских психологов П.Я. Гальперин. Основные
положения его концепции можно свести к следующему:
- внимание является одним из моментов направленности
исследовательской деятельности и представляет собой психологическое
действие, направленное на содержание образа, мышления, еще одно явление,
присутствующее в настоящее время в психике человека;
- в своей функции внимание представляет контроль над этим
содержанием. В каждом человеческом действии присутствуют
показательная, исполнительская и контрольная части;
- в отличие от действий, направленных на производство определенного
продукта, деятельность контроля или внимания не имеет отдельного, особого
результата;
- с точки зрения внимания как деятельности умственного контроля все
конкретные действия внимания - как добровольные, так и непроизвольные -

6

являются результатом формирования новых психических действий [10, c.
103].
Есть несколько классификаций внимания. Классификация на основе
произвола является наиболее распространенной (рис. 1):

Рисунок 1 – Классификация внимания на основе произвола
Непроизвольное - не требует приложения усилий, его привлекает либо
сильный, либо новый стимул (свойственный людям и животным). Основная
функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной
ориентации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, в выборе
тех объектов, которые в настоящее время могут иметь наибольшее
жизненное или личное значение.
Произвольное внимание присуще только человеку и характеризуется
активной, целенаправленной концентрацией сознания, связанной с волевыми
усилиями. Произвольное внимание возникает в тех случаях, когда человек в
своей деятельности ставит перед собой определенные цели, задачи и
сознательно разрабатывает программу действий. Основной функцией
произвольного внимания является активная регуляция психических
процессов. Именно благодаря наличию добровольного внимания человек
способен активно, избирательно «извлекать из памяти» необходимую ему
информацию, выделять главное, необходимое, принимать правильные
решения.
Послепроизвольное внимание - встречается в тех случаях, когда
человек чем-то интересуется. Для такого рода внимания характерна

7

концентрация волевой активности с благоприятными внешними и
внутренними условиями деятельности [18, c. 135].
Также внимание классифицируется по критерию опосредования
объектами или явлениями:
Непосредственное внимание - это то, что создается, удерживается и
регулируется непосредственно объектом, к которому оно непосредственно
направлено. Между этим объектом и сознанием человека в этом случае нет
других объектов, с помощью которых это внимание регулируется.
Опосредованным внимание - это такое внимание, которое привлекается
и регулируется не объектом, на который оно направлено, а чем-то другим.
Например, мы можем нарисовать стрелку, направленную в определенном
направлении (указывающую путь куда-то), и внимание проходящего мимо
человека привлечет этот указатель [25, c. 126].
Свойства внимания в психологии являются одним из инструментов для
понимания поведенческих и психических факторов, которые влияют на
процесс и способность получать и воспринимать различную информацию.
Свойства внимания включают в себя следующие характеристики (рис. 2):

Рисунок 2

– Свойства внимания

8

- Стабильность внимания - это индивидуальная особенность психики
человека, которая характеризуется способностью концентрироваться на
одном объекте в течение определенного времени. Это свойство отличается
для каждого человека, но его можно обучить для достижения лучших
результатов в изучении предметов и достижении цели.
- Концентрация - это способность не только удерживать внимание на
одном объекте в течение длительного времени, но и максимально отключать
его от других объектов (звуки, движение, помехи). Противоположным
качеством концентрации является рассеянность.
- Сосредоточенность является логическим продолжением
концентрации. Это сознательный процесс, в котором человек сознательно
углубляется в изучение объекта. Этот фактор имеет большое значение в
интеллектуальной и творческой работе человека.
- Распределение - субъективная способность человека удерживать
одновременно несколько объектов одновременно. Наиболее показательно в
общении, когда человек может услышать сразу нескольких собеседников и
держать диалог с каждым из них под контролем.
- Переключаемость - это индивидуальная способность человека
переключаться с одного объекта или вида деятельности на другой. Скорость
переключения и способность быстро перестраивать внимание, например, от
чтения к диалогу с учителем, является важным инструментом для обучения и
дальнейшей работы в рабочие моменты.
- Объем - способность человека направлять и удерживать определенное
количество объектов за минимальный промежуток времени. С помощью
специального оборудования было доказано, что за одну долю секунды
человек может держать во внимании определенное количество (4-6)
предметов [26, c. 188].

9

1.2. Особенности развития произвольного внимания у детей

дошкольного возраста

Произвольное внимание – процесс, контролирующий деятельность,
поддерживающий устойчивость избирательной активности. В дошкольном
возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, а произвольное
внимание только начинает свое развитие. Оно является одной из важнейших
характеристик умственной деятельности детей дошкольного возраста.
Вместе с памятью, восприятием, мышлением произвольное внимание
является одним из важных приобретений ребёнка на данном возрастном
этапе.
О произвольном внимании говорят, если деятельность ребёнка
осуществляется сознательно и требует определенных усилий воли. Это
внимание отличается активностью, сложной структурой и по
происхождению связано с трудовой деятельностью. Психологической
особенностью произвольного внимания детей является сопровождение его
переживанием большего или меньшего усилия воли, а длительное его
поддерживание вызывает утомление, часто больше, чем трудовая или
физическая деятельность [11, c. 47].
Основные предпосылки произвольного внимания закладываются в
дошкольном возрасте и развиваются в первые годы обучения в школе.
Произвольное внимание развивается наиболее интенсивно, если при этом
формировать у ребёнка следующие умения:
1. Понимать постепенно усложняющиеся инструкции;
2. Удерживать их во внимании во время всего занятия;
3. Развивать навыки самоконтроля [9, c. 310].
Одна из важнейших задач в развитии произвольного внимания , это
формирование способности контролировать свои действия и проверять
результаты своей работы. Становление умственного контроля можно

10

обеспечить при самостоятельной работе детей с различным раздаточным
материалом.
Правильно организованная самостоятельная деятельность детей
позволяет:
1. Планировать свои действия;
2. Действовать в соответствии с этим планом;
3. Сравнивать работу с имеющимся образцом.
Такое построение деятельности дает возможность соответствовать
индивидуальному темпу ребёнка и степени его активности [7, c. 24].
Формирование произвольного внимания происходит благодаря тому,
что взрослые включают в жизнь ребёнка новые виды деятельности и при
помощи различных материалов направляют и организуют внимание. Также в
развитии произвольного внимания детей огромное значение имеет речь
взрослого. Л. С. Выготский пишет, что: « С первых дней жизни ребёнка
развитие внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов,
вызывающих внимание. Первый ряд – окружающие предметы, которые
своими свойствами приковывают внимание ребёнка. А с другой стороны -
это речь взрослого, которая выступает в роли стимулов, направляющих
непроизвольное внимание ребёнка» [8, c. 211].
Произвольное внимание непосредственно связано с речью человека. В
старшем дошкольном возрасте внимание формируется в связи с
возрастанием роли речи в регуляции поведения детей. Чем лучше у детей
дошкольного возраста развита речь, тем выше уровень развития
произвольного внимания.
Вместе с постепенным овладением речью ребёнок учиться управлять
своим собственным вниманием. Употребляя речь, для овладения внимание
по отношению к самому себе, ребёнок начинает управлять своим
поведением, то есть переходит к произвольному вниманию.
Проблема развития произвольного внимания – важные аспект
воспитания, потому что внимательные дети более точно воспринимают

11

информацию, усваивают новые знания и развиваются в интеллектуальной
сфере [1, c. 152].
Особенностью произвольного внимания является волевое усилие,
которое включает в себя постановку цели, планирование своих действий,
подбор педагогических приемов и преодоление разнообразных препятствий,
например, отвлечение ребёнка на что-то более интересное и занятное. По
Мнению С. Л. Рубенштейна: «Внимание – это избирательная направленность
на объект и сосредоточенность на нем, процесс который поддерживает
контроль за четким и организованным протеканием деятельности» [24, c. 51].
К началу школьного обучения у ребёнка формируется произвольное
внимание. Оно развивается более интенсивно, если воспитатели оказывают
содействие в его формировании. Большое значение имеет развития у
дошкольников работать целенаправленно. В начале обучения цель задается
взрослым, который помогает ребёнку добиться достижения этой цели.
Развитие предпосылок произвольного внимания идет постепенно, от
выполнения цели поставленной педагогом, к целям которые ставит сам
дошкольник и контролирует процесс их выполнения. Развитие
произвольного внимания также связано с развитием ответственности детей,
это предполагает выполнение разнообразных заданий, как интересующих
ребёнка, так и не очень интересных для детей [30, c. 371].
Произвольное внимание развивается последовательно, по мере
развития его свойств: объема, концентрации, распределения, переключения,
устойчивости. Исследователь – психолог Р. С. Немов отмечал: «Развитие
внимания означает его постепенное совершенствование по всем или
отдельным свойствам, в частности – повышение устойчивости,
концентрации, переключаемости и расширение объема. Под развитием
внимания также понимают переход от более простых, к более сложным
видам, от врожденных к приобретенным» [19, c. 97].

12

Глава 2. Эмпирическое изучение произвольного внимания у детей

дошкольного возраста

2.1. Организация и методы исследования

Цель исследования - исследовать возможности игры как средства
развития произвольного внимания.
Одним из важных условий получения достоверных результатов
является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между
исследователем и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо
проводить обследование в знакомой ребенку обстановке.
Чтобы создать условия, при которых ребенок не будет испытывать
отрицательных эмоций от общения с незнакомым человеком, работу с детьми
мы начали с игры «Заметить все» (См. параграф 2.2. Игры на развитие
произвольного внимания), а затем приступили к требуемым методикой
заданиям.
В исследовании приняло участие 15 детей в возрасте 6-7 лет из
Детского сада № 83 г. Тула.
Методики, использующиеся в исследовании:
1. Методика «Корректурная проба»;
2. Методика «Красно-черная таблица»;
3. Методика на определение концентрации и распределения внимания.
Методика «Корректурная проба»
Методика используется для определения объема внимания (по
количеству просмотренных букв или рисунков) и его концентрации - по
количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше,
концентрации - 10 ошибок и менее.
Детям было предложено выполнить рисуночный вариант теста:
Задание «Девочки» (Приложение 1, рис. 1):

13

Предлагаются бланки с изображениями девочек, расположенных по 8 в
каждом ряду (11 рядов). Варианты заданий:
а) подчеркни девочек с черными бантиками (белыми);
б) подчеркни девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) ... с белыми волосами и белыми бантиками;
г) ... с белыми волосами и черными бантиками;
д) ... с черными волосами и белыми бантиками.
На основе полученных результатов нами были выделены:
три уровня объема внимания:
- высокий – 400 и более знаков;
- средний – 350 – 399 знаков;
- низкий – 349 и менее знаков.
три уровня концентрации внимания:
- высокий – 10 и менее ошибок;
- средний – 11-15 ошибок;
- низкий – 16 и более ошибок [6].
Методика «Красно-черная таблица»
Методика предназначена для оценки переключения внимания.
Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и
черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое
запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до
12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем
нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время
выполнения Т(2) фиксируется). Затем ребенка просят показывать
попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в
убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется).
Нам пришлось, так же как и в первом случае, немного модифицировать
методику под уровень развития детей старшего дошкольного возраста.
Методику определения показателей Т(1) и Т(2) мы оставили без изменения, а

14

затем предложили каждому ребенку попеременно показывать черные и
красные цифры в возрастающем порядке (Т(3)).
Показателем переключаемости внимания являлась разница между
временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях:
Т(3) - (Т(1)+Т(2)).
По результатам тестирования выделено три уровня переключаемости
внимания:
- высокий уровень – показатель переключаемости ниже 20 сек;
- средний уровень – показатель переключаемости от 20 до 25 сек
включительно;
- низкий уровень – показатель переключаемости выше 26 сек [15].
Методика на определение концентрации и распределения внимания
Мы начертили квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместили в
произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, куб,
прямоугольник, треугольник, звездочка, цилиндр (Приложение 1, рис. 2).
При определении концентрации внимания ребенок предлагалось
ставить на заданной фигуре крестик. А при определении переключаемости
внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - черточку.
Инструкция: 1. «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь
ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не будешь».
При определении переключаемости внимания в инструкцию
включалось задание ставить на круге крестик, а треугольник - подчеркнуть. В
остальные ничего не ставить. Правильность, полноту выполнения задания
оценивалась по 10-балльной системе, снижаясь по 0,5 балла за каждую
ошибку или пропуск фигуры. На выполнение задания давалось 30 сек.
Обращалось внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется
задание.
На основе полученных результатов нами были выделены следующие
три уровня концентрации и переключаемости внимания:
- высокий – 9-10 баллов;

15

- средний – 7- 8 баллов;
- низкий – ниже 7 баллов [16].

2.2. Анализ результатов исследования

Результаты методики «Корректурная проба» представлены в таблице 1.
Таблица 1

Результаты методики «Корректурная проба»

Имя ребенка Рисуночный
вариант
уровень
объема
внимания

уровень
концентрации
Настя Б. средний средний
Вика С. высокий средний
Артем В. средний средний
Кирилл Д. высокий высокий
Аня П. средний высокий
Костя А. низкий низкий
Марина Н. высокий высокий
Алеша Б. высокий средний
Денис М. высокий высокий
Ксюша М. низкий низкий
Ульяна Ф. высокий высокий
Оксана О. средний средний
Егор Г. низкий низкий
Алина Ж. средний средний
Жанна Л. низкий средний
Высокий уровень объема внимания показали 40% (6 чел.) детей
группы, средний уровень отмечен у 33% (5 чел.) и низкий – у 27% (4 чел.)
дошкольников.
Высокий уровень концентрации внимания отмечен у 33% (5 чел.)
дошкольников, средний – у 47%(7 чел.) и низкий уровень обнаружили 20% (3
чел.) детей. Уровень концентрации внимания ниже, чем уровень объема, дети
часто отвлекались.
Результаты тестирования «Красно-черная таблица» представлены в
таблице 2.

16

Таблица 2

Результаты тестирования «Красно-черная таблица»

Имя ребенка Т1
(сек)
Т2
(сек)
Т3
(сек)

Результат
(сек)

Уровень
переключаемости
внимания
Настя Б. 24 37 80 19 высокий
Вика С. 32 44 96 20 средний
Артем В. 44 69 130 26 низкий
Кирилл Д. 32 44 96 20 средний
Аня П. 38 54 117 25 средний
Костя А. 46 56 131 29 низкий
Марина Н. 26 37 86 23 средний
Алеша Б. 32 41 96 23 средний
Денис М. 27 39 89 23 средний
Ксюша М. 46 67 141 28 низкий
Ульяна Ф. 39 54 115 22 средний
Оксана О. 41 57 122 24 средний
Егор Г. 53 71 154 30 низкий
Алина Ж. 36 48 109 25 средний
Жанна Л. 48 72 147 27 низкий

К высокому уровню переключаемости внимания отнесено 7%(1 чел.)
детей. Настя Б. без затруднений справилась с заданием, быстро и правильно
называла числа, как в прямом, так и обратном порядке, у нее самый высокий
показатель Т(3).
Больше половины детей, а именно 60% (9 чел.) обладают средним
уровнем переключаемости внимания. Эти дети хуже переходили с красного
цвета на черный, медленнее называли цифры. 33% (5 чел.) дошкольников –
низким уровнем. Этим детям в третьем задании приходилось напоминать об
условии, подсказывать.
Результаты исследования методики на определение концентрации и
распределения внимания размещены в таблице 3.

Таблица 3
Результаты методики на определение концентрации и распределения

внимания

Имя ребенка Концентрация
внимания

Переключаемость внимания

17

Результат
(баллы)

уровень
концентрации

Результат
(баллы)

уровень
переключаемости
Настя Б. 7 средний 9 высокий
Вика С. 8 средний 8 средний
Артем В. 7 средний 7 средний
Кирилл Д. 10 высокий 10 высокий
Аня П. 7 средний 7 средний
Костя А. 5 низкий 4 низкий
Марина Н. 9 высокий 10 высокий
Алеша Б. 7 средний 7 средний
Денис М. 9 высокий 9 высокий
Ксюша М. 6 низкий 5 низкий
Ульяна Ф. 10 высокий 9 высокий
Оксана О. 8 средний 8 средний
Егор Г. 5 низкий 4 низкий
Алина Ж. 7 средний 7 средний
Жанна Л. 4 низкий 4 низкий
Высокий уровень концентрации внимания показали 27% (4 чел.) детей
и столько же детей обладают низким уровнем концентрации внимания. У
47% ( 7 чел.) был отмечен средний уровень концентрации внимания, низкий
уровень – у 27% (4 чел) детей.
Высокий уровень переключаемости внимания показал чуть больший
процент детей, а именно 33% (5 чел.). Средним уровнем переключаемости
внимания обладают 40% (6 чел.) дошкольников, низким – 27% (4 чел.).
2.3. Дидактические игры на формирование произвольного
внимания для детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения на развитие внимания представлены в
таблице 4.

Таблица 4
Игры и игровые упражнения на развитие внимания [3, c. 9]

Способности Развивающие игры
Устойчивость
иконцентрация

«Сравни картинки», игра на пространственную ориентацию
на плоскости, работа с сюжетной картинкой, «Круги»,
«Селектор»

Переключаемость «Животные», «Веселое троеборье», «Утренняя гимнастика»,
«Параллельный счет предметов», «Не пропусти растения»,
«Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери»

18

Наблюдательностьи
объем

«Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных»,
работа с сюжетной картиной, «Кто больше увидит и
запомнит», игры с лабиринтами, задачи в стихах, работа на
запоминание с сюжетными картинками, игра в лабиринты
Распределение «Обратный счет», «Окна», работа с картинками с
изображением заслоненных предметов, работа с
картинками-загадками и зашумованными картинками

Произвольность и
целенаправленность

«Зеваки», «Треугольники», «Запретное слово», «Делай как
я», «Внимательные руки», «Запретное движение»

1. Игра «Ищи безостановочно»
В течение 10—15 секунд надо увидеть вокруг себя как можно больше
предметов одного и того же цвета. Первый участник по сигналу ведущего
начинает перечислять, другие его дополняют.
2. Игра «Заметить все»
Положить в ряд 7—10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв
их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребятам перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у детей, в
какой последовательности они лежали.
Поменять местами два каких-либо предмета, показать снова все
предметы на 10 секунд. Предложить детям уловить, какие два предмета
переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
3. Игра «Пуговицы»
На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в
девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок
в течение примерно 3 секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти
на такой же бумаге [12, c. 385].
4. Игра «Веселое троеборье»
Выбери три вида занятий, например конструирование домика из
кубиков, рисование какого-нибудь животного и рассказывание считалки.
Каждое задание нужно выполнять очень быстро и точно. Для контроля
используется секундомер. В соревновании побеждает самый быстрый и

19

самый точный. Игру можно разнообразить, меняя виды заданий и увеличивая
их количество.
5. Упражнение «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными,
только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее
договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать
вопросы:
— Ты спишь в ванной?
— Снег белый?
— Ты умеешь летать?
— Ты был на Луне? и т.д [20, c. 11].
6. Игра «Круги»
В игре используется таблица (Приложение 2, рис. 1). Предложить
малышу отыскать круги в порядке уменьшения их размеров. Двойные и
тройные круги следует игнорировать. Чтобы сделать игру более азартной,
предложите детям посоревноваться на время.
7. Игра «Замысловатая картинка»
Перед вами замысловатая картинка (Приложение 2, рис. 2).
Постарайтесь рассмотреть ее. Задание:
Что нарисовано на картинке?
8. Упражнение «Дорисуй»
Задание: дорисовать каждому домику окошко, яблоку — веточку, а
цветочку — серединку (Приложение 2, рис. 3).
9. Игра «Изображение предметов»
Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его
угадывают. Кто правильно назвал, становится водящим.
10. Игра «Сравни картинки»
Детей просят сравнить картинки и назвать все их различия
(Приложение 2, рис. 4) [4, c. 256].

20
Заключение

Таким образом, главные изменения внимания в дошкольном возрасте
заключается в том, что ребенок в первый раз начинает управлять своим
вниманием, при этом сознательно направляя его на определенные предметы
или явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
На протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства
внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность
распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка,
внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность.
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых
свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей
деятельности, осознанием ее цели.
Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного
воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в
школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые
включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам,
конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и
организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые
организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка
направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те
или иные обстоятельства.

21

Одним из основных средств развития произвольного внимания
является игра, выступающая как основной ведущий вид детской
деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую
роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами,
которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного
внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера,
активности, самостоятельности и целеустремленности.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: предложенный
нами комплекс дидактических игр и упражнений способствует повышению
уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

22

Список использованной литературы

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / Т. П.
Авдулова. – М.: Академия, 2014. – 329 с.
2. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А. М. Бандурка,
В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. – М.: Феникс, 2017. – 256 c.
3. Бармашова, Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию
внимания у детей дошкольного возраста / Е. Бармашова // Школьный
психолог. – 2005. – № 5. – С. 8–14.
4. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной
деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / З. М.
Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М.:
Просвещение. – С.254–268.
5. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С. И.
Розум. – М.: Питер, 2015. – 624 c.
6. Бокова, Ю. Н. Особенности развития произвольного внимания у
детей старшего дошкольного возраста / Ю. Н. Бокова // Научное сообщество
студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XLVIII
междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). URL:
https://sibac.info/archive/guman/11(48).pdf (дата обращения: 10.05.2019)
7. Венгер, Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном
возрасте /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1974. – №12. –
С. 24–30.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. –
М.: Люкс, 2005. – 714 с.

23

9. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н.
Веракса. – М.: Юрайт, 2014. – 445 с.
10. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П.
Я. Гальперин, С. Л. Кабельницкая. – М.: Московский ун-т, 1974. – 216 с.
11. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н. Ф.
Добрынин. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 118 с.
12. Ковалева, В. Р. Особенности использования игротерапии для
развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста / В. Р.
Ковалева, Л. В. Мамедова // Международный журнал экспериментального
образования. – 2015. – № 12. – С. 384–387.
13. Ланге, Н. Н Хрестоматия по вниманию / Н. Н. Ланге. – М., 1976.
14. Леонтьев, А. Н. Очерки развития психики / А. Н. Леонтьев. – М,
1947.
15. Лебедева, М. А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного
возраста / М. А. Лебедева, В. А. Иванова // Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12. – С.
1704–1706.
16. Мельник, Н. С. Диагностика и развитие произвольного внимания у
детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Н.
С. Мельник, Е. В. Декина // Международный студенческий научный вестник.
– 2018. – № 1.
17. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов
вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. –
Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2017. – 582 с.
18. Марцинковская, Т. Д. Психология и педагогика / Т. Д.
Марцинковская, Л.А. Григорович. – М.: Проспект, 2016. – 464 c.
19. Немов, Р. С. Психология. Психодиагностика, книга 3/ Р. С. Немов. –
М.: ВЛАДОС, 2004. – 193с.
20. Новосёлова, Л. Игра / С. Новоселова. – Аврора, 2014. – 15 с.

24

21. Ножкина, Т. В. Общая психология: курс лекций / Т. В. Ножкина. –
М.: Т8RUGRAM, 2017. – 381 с.
22. Пастюк, О. В. Психология и педагогика / О. В. Пастюк. – М.:
ИНФРА-М, 2018. – 160 c.
23. Пономарева, М. А. Общая психология и педагогика / М. А.
Пономарева, М.В. Сидорова. – М.: ТетраСистемс, 2018. – 144 c.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –
Спб.: Питер, 2011. –170 с.
25. Романов, В. Я. Психология внимания / В. Я. Романов. – М.: ЧеРо,
2001. – 858 с.
26. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум:
учебник / Д. М. Рамендик. – М.: Юрайт, 2016. – 303 с.
27. Смирнова, Е. Современный дошкольник: особенности игровой
деятельности / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С.
70–73.
28. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П.
Каширин. – М.: Академия, 2017. – 480 c.
29. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. –
М.: Юнити-Дана, 2014. – 170 c.
30. Томашова, Е. В. Возрастные особенности свойств внимания
младших школьников / Е. В. Томашова // Личность в меняющемся мире. –
2015. – С. 370–373.

25

Приложение 1

Рисунок 1 – Задание «Девочки»

26

Рисунок 2 - Методика на определение концентрации и распределения

внимания

Приложение 2

Игры для развития произвольного внимания

Рисунок 1 – Игра «Круги»

Рисунок 2 - Игра «Замысловатая картинка»

27

Рисунок 3 - Упражнение «Дорисуй»

Рисунок 4 - Игра «Сравни картинки»

28

Приложение 3

Протоколы

Протокол №1
Имя ребенка: Настя Б. Возраст: 6 лет Дата: 06.02.07
Методика 1. Корректурная проба.
Результат объема внимания - 384 знака.
Пропущено
а) 3 знака
б) 2 знака
в) 1 знак
г) 3 знака
д) 3 знака
Всего пропущено 12 знаков
уровень объема внимания – средний
уровень концентрации внимания - средний
Методика 2. Красно-черная таблица
Т(1)=24 сек.
Т(2)=37 сек.
Т(3)=80 сек.
Показатель переключаемости внимания =19 сек.
Уровень переключаемости внимания - высокий
Методика 3. Определение концентрации и распределения внимания.
6 пропусков звездочек.
Уровень концентрации – 7 баллов (средний)
Пропущен 1 круг, 1 треугольник.

29

Уровень переключаемости внимания – 9 баллов (высокий).
Задание выполнялось самостоятельно, без отвлечений.

Протокол №2
Имя ребенка: Костя А. Возраст: 6 лет Дата: 06.02.07
Методика 1. Корректурная проба.
Результат объема внимания - 337 знака.
Пропущено
а) 4 знака
б) 4 знака
в) 4 знака
г) 4 знака
д) 3 знака
Всего пропущено 19 знаков
уровень объема внимания – низкий
уровень концентрации внимания - низкий
Методика 2. Красно-черная таблица
Т(1)=46 сек.
Т(2)=56 сек.
Т(3)=131 сек.
Показатель переключаемости внимания =29 сек.
Уровень переключаемости внимания - низкий
Методика 3. Определение концентрации и распределения внимания.
10 пропусков звездочек.
Уровень концентрации – 5 баллов (низкий)
Пропущено 7 кругов, 5 треугольников.
Уровень переключаемости внимания – 4 баллов (низкий).
Задание выполнялось с помощью воспитателя, 3 отвлечения.

Протокол №3

30

Имя ребенка: Ксюша М. Возраст: 7 лет Дата: 06.02.07
Методика 1. Корректурная проба.
Результат объема внимания - 321знак.
Пропущено
а) 4 знака
б) 4 знака
в) 5 знаков
г) 4 знака
д) 4 знака
Всего пропущено 21 знак
уровень объема внимания – низкий
уровень концентрации внимания - низкий
Методика 2. Красно-черная таблица
Т(1)=46 сек.
Т(2)=67 сек.
Т(3)=141 сек.
Показатель переключаемости внимания =28 сек.
Уровень переключаемости внимания - низкий
Методика 3. Определение концентрации и распределения внимания.
8 пропусков звездочек.
Уровень концентрации – 6 баллов (низкий)
Пропущено 4 круга,6 треугольников.
Уровень переключаемости внимания – 5 баллов (низкий).
Задание выполнялось с помощью воспитателя, 3 отвлечения.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.