это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3960584
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКЦИЙ 5
1.1 Сущностные основы санкций 5
1.2 Особенности применения и последующее влияние санкций 6
ГЛАВА 2. ОБЗОР АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ 8
2.1 Антироссийские санкции 2014 года 8
2.2 Антироссийские санкции 2022 года 13
2.3 Контрмеры в связи с антироссийскими санкциями 2014-2022 гг. 22
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ И МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ 27
3.1 Оценка эффекта санкций и их влияния на жизнь населения 27
3.2 Меры по преодолению экономического кризиса 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ВВЕДЕНИЕ
Первые санкции против России были введены 6 марта 2014 года, но они были более символичными и больше походили на недружественный жест Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали гораздо более значимыми и могут нанести серьезный ущерб экономике России уже в среднесрочной перспективе.Правительственные чиновники, крупные банки, энергетические и оборонные компании пострадали от санкций; кроме того, европейские, американские, японские, канадские и австралийские компании решили ограничить поставки технологий, оружия, полезных ископаемых и других товаров на российский рынок. Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Ситуация в Украине, которая привела к введению экономических санкций в отношении России, подняла важные вопросы. Насколько чувствительна Россия к экономическим санкциям, какой ущерб она уже нанесла или может ли она причинить российской экономике? Каков его суверенитет? Как санкции повлияли на уровень жизни отдельных граждан.Объект исследования. Влияние антироссийских санкций на российскую экономику.Предмет исследования. Экономическая ситуация в Российской Федерации под влиянием санкций.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы исторического значения санкций, в частности следует провести обзор антироссийских санкций. В результате следует оценить влияние санкций и рассмотреть меры по преодолению экономического кризиса в России.Задачи работы:Рассмотреть сущностные основы санкций;Изучить особенности применения и определить последующее влияние санкцийОбозреть антироссийские санкции 2014 года;Обозреть антироссийские санкции 2022 года;Изучить контрмеры в связи с антироссийскими санкциями 2014-2022 гг.;Оценить эффект санкций и их влияния на жизнь населения;Рассмотреть меры по преодолению экономического кризиса.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде трёх глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКЦИЙ1.1 Сущностные основы санкцийСанкции против других стран действуют сотни лет. Государства всегда пытались воздействовать на своих соседей косвенными методами воздействия. Но история показывает, что санкции часто только усугубляли проблемы, которые они были призваны решить. Первый известный пример применения экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 г. до н.э. Афины, которые доминировали в Элладе, запретили торговцам из региона Мегара посещать их порты и рынки. Это привело к началу кровопролитных Пелопоннесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными соображениями: державы пытались подавить международную торговлю и скопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровопролитной войне в Греции. Сражаясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил континентальную блокаду, запретив европейским странам, оккупированным или зависимым от Франции, покупать британские товары. Санкции являются важным инструментом управления в мировой финансовой индустрии. Большинство стран использовали санкции или имели санкции, введенные против них или их граждан. Государства все чаще используют санкции для ведения экономической, а не физической борьбы, и поэтому санкции стали распространенным инструментом во внешних отношениях, поддержании мира и разрешении конфликтов. Учитывая их распространенность, каждый работник финансовой отрасли должен хорошо понимать, что такое санкции, как они работают и почему их используют. [34]1.2 Особенности применения и последующее влияние санкцийЭкономические санкции — это санкции, применяемые к стране, ее должностным лицам или частным гражданам либо в качестве наказания, либо для того, чтобы создать стимулы для проведения целевой политики и действий.Санкции могут варьироваться от запретов на поездки и экспортных ограничений до торгового эмбарго и ареста активов. По определению, такие санкции применяются к сторонам, которые не могут быть легко подвержены правоприменению со стороны юрисдикции, применяющей санкции. [37]Санкции представляют собой политический инструмент, не имеющий аналогов в военной силе, для наказания или предотвращения нежелательных действий. Они широко применяются за пределами границ страны, применяющей санкции, и могут быть дорогостоящими для своих целей на фоне роста мировой торговли и экономической взаимозависимости.Экономические санкции также могут быть тупым и неэффективным инструментом политики, налагая недостаточные издержки на правительства-мишени и непропорциональные - на их наиболее уязвимые группы населения.Будучи крупнейшей экономикой мира и крупнейшим торговым блоком, США и Европейский Союз имеют в своем распоряжении непропорционально большие санкционные полномочия. [39]Санкции могут принимать различные формы:Экономические санкции могут быть введены в одностороннем порядке одной страной или в многостороннем порядке группой стран или международной организацией. Санкционные меры включают в себя:Эмбарго - Торговое эмбарго — это широкий запрет на торговлю со страной, хотя иногда оно может включать исключения для поставок продовольствия и медикаментов по гуманитарным соображениям. Куба, Иран и Северная Корея уже давно являются объектами торгового эмбарго США.Экспортный контроль - экспортные ограничения запрещают поставки определенных товаров, услуг и интеллектуальной собственности в целевые страны. Они часто ограничивают продажу оружия, технологий военного назначения или, как в настоящее время в отношении России, технологий и оборудования для бурения нефтяных скважин. [25]Контроль за движением капитала - Контроль за движением капитала может ограничивать инвестиции в целевые страны или отрасли, или в целом запрещать доступ эмитентов страны к международным рынкам капитала.6Торговые санкции - Торговые санкции могут включать контроль за импортом в определенные страны, регионы или отрасли.Замораживание или арест активов - Активы в юрисдикции, против которой введены санкции, могут быть арестованы или заморожены, что препятствует их продаже или выводу. [27]Ограничения на поездки - должностным лицам и частным гражданам, а также ближайшим родственникам может быть отказано в доступе в юрисдикции, против которых введены санкции. Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы исторического значения санкций.Таким образом, успех санкций можно оценить по достижению желаемых целей политики или просто по их стоимости для стран и отдельных лиц, против которых направлены санкции, если целью является наказание. Они также могут налагать издержки на граждан страны-объекта санкций, а также на компании страны-объекта санкций.Если цель состоит в том, чтобы изменить поведение стран и отдельных лиц, против которых направлены санкции, их стимулы и возможности в конечном итоге будут иметь значение, по крайней мере, не меньшее, чем рычаги воздействия санкционирующих держав. ГЛАВА 2. ОБЗОР АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ2.1 Антироссийские санкции 2014 года После аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году США, ЕС и некоторые другие страны ввели ряд санкционных мер против России. Они включали ограничения в отношении конкретных фирм и лиц, имеющих тесные связи с российским правительством, а также секторальные меры, ограничивающие торговлю товарами, связанными с оборонным и энергетическим секторами. В ответ Россия ввела контрсанкции на импорт продуктов питания из США, ЕС и других стран, присоединившихся к первоначальным санкционным мерам против России. [15]6940554015105Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.center243485Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.Этот эпизод зеркального отражения пакетов санкций примечателен, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, эти санкции были введены по геополитическим мотивам, а не по экономическим соображениям. Если бы санкции были введены из-за обвинений в валютных манипуляциях или из-за других экономических факторов, было бы крайне сложно определить подходящие контрфактические данные для расчета влияния санкций на торговые потоки. [16] Однако этот эпизод настолько близок к естественному эксперименту, насколько это вообще возможно в сфере международной торговли. Другим примечательным фактором является то, что эти две разные санкционные меры произошли в быстрой последовательности (между мартом и августом 2014 года), были вызваны одним и тем же первоначальным импульсом и касались одного и того же набора стран. Такое сходство позволяет приписать изменения в торговых потоках санкциям, поскольку все остальные факторы, естественно, остаются неизменными. [17]Таблица 2.1.Антироссийские санкции 2014 г.ДатаКто ввелПротив когоНазванная причинаМарт 2014США, ЕС, Канада,Высокопоставленным украинским и российским политикам запрещен въезд, блокировка активов. Визовые ограничения для высокопоставленных чиновников, санкции против отдельных гражданДестабилизация обстановки в Крыму и на УкраинеАпрель 2014СШАКрымская нефтегазовая компания «Черноморнефтегаз», крымские и российские чиновники, госкомпании РФНесоблюдение «Женевских конвенций», разжигание конфликта на востоке УкраиныМай 2014Канада, ЕС,Российские банки, компании из Крыма и Севастополя, военное руководство РФНесогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФ, эскалация конфликта на востоке УкраиныИюнь 2014КанадаДополнительные экономические санкции, расширение ограничительного списка на 11 граждан РФНарушение территориальной целостности и суверенитета УкраиныИюль 2014США, Канада, ЕСРоссийские оборонные и сырьевые предприятия, банки, отдельные физические и юридические лица (в том числе ДНР/ЛНР)Позиция России по ситуации на УкраинеАвгуст 2014Канада, Норвегия, УкраинаРоссийские банки, командиры вооруженных формирований и власти ДНР/ЛНР, крупные компании КрымаНесогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФ, эскалация конфликта на востоке УкраиныСентябрь 2014ЕС, КанадаОграничения российским компаниям к финансовым капиталам ЕС; научные предприятия РФ; отдельные граждане РФВмешательство России в дела УкраиныДекабрь 2014США, Канада, ЕСЛюбые инвестиции в Крым; частные лица и компании, работающие в КрымуНесогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФВ качестве первого шага мы возьмем списки товаров, подпадающих под санкции западной коалиции и России, и посмотрим на совокупный приток этих товаров в Российскую Федерацию. На рисунках 2.2 и 2.3 показаны эти совокупные поступления, причем первый год санкций, 2014, отмечен вертикальной красной линией. [18, 19]11144258172Рисунок 2.2. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)Рисунок 2.2. Импорт добывающего оборудования (западные санкции) Рисунок 2.2. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)Рисунок 2.2. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)center9023Рисунок 2.3. Импорт продуктов питания (российские санкции)Рисунок 2.3. Импорт продуктов питания (российские санкции)Рисунок 2.3. Импорт продуктов питания (российские санкции)Рисунок 2.3. Импорт продуктов питания (российские санкции)Как видно из обоих рисунков, приток торговли санкционными товарами значительно снизился после 2014 года. Небольшое исключение составляет приток оборудования для добычи (нефти и природного газа) от импортеров, не попавших под санкции. Однако этот временной ряд очень волатилен, и был таковым даже до введения санкций, поэтому на его основе нельзя сделать твердых выводов. Определенной волатильности в этом импорте следовало ожидать, поскольку горнодобывающее оборудование импортируется крупными единовременными поставками при расширении производственных мощностей. [20]Поскольку импорт в Россию сократился даже у экспортеров, не попавших под санкции, маловероятно, что санкции стали причиной тенденции снижения импорта после 2014 года. По сути, к такому же выводу пришли Дрегер и другие (2016), которые считают, что снижение цен на нефть, вероятно, вызвало ослабление российского рубля, что, в свою очередь, могло стать причиной снижения импорта и удорожания этого импорта для российских импортеров.Возможно, еще более важным является то, что снижение притока товаров от экспортеров, не попавших под санкции, показывает, что, по крайней мере в совокупности, не происходит замещения каналов торговли. Было бы неразумно ожидать, что российские импортеры перейдут от поставщиков из стран, против которых введены санкции, к другим, не подпадающим под санкции. Действительно, есть некоторые анекдотические сообщения об отдельных случаях такого поведения, но вывод "общей картины" неизбежен - российский импорт сократился по всем направлениям, как от экспортеров, находящихся под санкциями, так и от экспортеров, не находящихся под санкциями. [21, 22]Последняя особенность цифр, требующая более подробного объяснения, — это сохранение импорта добывающего оборудования от экспортеров, находящихся под санкциями, после 2014 года. Отчасти это связано с ограничениями нашего набора данных, в котором категории товаров определяются только на 6-значном уровне ТН ВЭД, в то время как западные санкции были введены на 8-значном уровне. Это означает, что мы классифицируем очень похожие товары как находящиеся под санкциями, в то время как в действительности санкции к ним не применяются. Кроме того, западные санкции позволяют экспортерам выполнять контракты, заключенные до введения экспортных ограничений. [23]Таким образом, если российские импортеры заключили достаточно долгосрочные контракты на поставку добывающего оборудования, санкционные товары могут быть ввезены в Россию на законных основаниях. Для более точного расчета стоимости потерянной торговли (в отличие от оценки ее по приведенным выше агрегированным графикам) мы построили модель импорта в Россию с учетом различий. Для этого мы выбираем группы товаров, содержащие санкционные товары, а также другие аналогичные товары, на которые санкции не распространяются. [24]Приток товаров, не подпадающих под санкции, служит в данном случае контрфактическим показателем, позволяющим предположить, что произошло бы с притоком санкционных товаров в отсутствие санкций. Наш подход использует естественный эксперимент, который имел место в этом эпизоде - мы сравниваем аналогичные товары (с одинаковыми первыми четырьмя цифрами их кодов Гармонизированной системы), некоторые из которых, по сути, были случайным образом включены в санкционное "лечение", а другие - нет, таким образом, выступая в качестве "контроля". center383540Рисунок 2.4. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)0Рисунок 2.4. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)Рисунок 2.4. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)Рисунок 2.4. Импорт добывающего оборудования (западные санкции)center7620Рисунок 2.5. Импорт продуктов питания (российские санкции)Рисунок 2.5. Импорт продуктов питания (российские санкции)Рисунок 2.5. Импорт продуктов питания (российские санкции)Рисунок 2.5. Импорт продуктов питания (российские санкции)Оценки разницы в различиях представлены выше и показывают, что хотя западные санкции, возможно, оказали скромное понижающее влияние на импорт оборудования для добычи, разница по сравнению с эталоном незначительна и статистически не значима. [25]В целом, потерянная торговля составляет около $1,3 млрд (95% доверительный интервал - от -$2,6 млрд до +$0,02 млрд). С другой стороны, российские контрсанкции привели к гораздо более выраженному снижению импорта западных продуктов питания. В частности, импорт от экспортеров, попавших под санкции, сокращался быстрее, чем от экспортеров, не попавших под санкции. В результате российские контрсанкции привели к потерям в торговле на сумму около $10,5 млрд (95% ДИ от -$15,6 млрд до -$5,5 млрд).2.2 Антироссийские санкции 2022 года Санкции против России — ограничительные политические и экономические меры, введённые государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации и ряда российских лиц и организаций, которые причастны к признанию независимости ДНР и ЛНР, а также к вторжению российских войск на Украину в 2022 году в рамках российско-украинской войны. Введённые санкции включают в себя масштабные ограничения финансовой системы России (включая Центробанк и крупнейшие банки), деятельности ряда российских компаний и отдельных отраслей экономики, а также закрытие воздушного пространства и морских портов, персональные санкции против руководства России, крупнейших предпринимателей, и, в некоторых случаях членов их семей. [26]44032110485Рисунок 2.6. Антироссийские санкции 2022 г.Рисунок 2.6. Антироссийские санкции 2022 г.Рисунок 2.6. Антироссийские санкции 2022 г.Рисунок 2.6. Антироссийские санкции 2022 г.Обсуждение санкций началось сразу после того, как президент России Владимир Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР (22 февраля 2022 года). Ещё одним поводом для санкций стало начало вторжения вооружённых сил России на территорию Украины (24 февраля 2022 года).По словам президента США Джо Байдена, альтернативой санкциям была бы Третья мировая война.К 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран. К 22 марта число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 7116.Какие страны ввели санкции против России 2022 г. Самое первое, с чего нужно начать — это какие страны ввели санкции против Российской Федерации и на какие сектора они пытаются повлиять. Основное давление идет со стороны Соединённых штатов Америки и стран Евросоюза:СШАВсе страны Евросоюза (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония)Канада;Австралия;Япония;Южная Корея;Сингапур;Новая Зеландия.Санкции против банков России РФ 2022.Основная направленность санкций против России, сделать ее финансовый сектор полностью не работоспособным. Естественно, что полностью разрушить экономику страны таким способом не получится, но массу проблем все же придется испытать.Итак, какие банки попали под санкции и какие меры приняты в отношении них. Самые жесткие санкции были наложены на 4 банка и их дочерние предприятия. Активы данных банков полностью заморожены и им запрещено работать с зарубежными компаниями и лицами. А также, они не могут совершать международные валютные операции. [27, 28]Фактически, банки попавшие под максимальные санкции, могут работать только внутри страны!Открытие;Совкомбанк;ВТБ;Новикомбанк.Банки, которые попали под менее жесткие меры, здесь они делятся на несколько категорий. Банки которым запрещено привлекать средства путем размещения акций за границей и запрещено привлекать валютные займы из-за границы:Альфа-Банк;МКБ;Газпромбанк;Россельхозбанк;Банки в которых активы не были заморожены, но они так же не могут иметь отношения с американскими контрагентами.Промсвязьбанк;Сбербанк.Какие компании покидают Россию из-за санкций. Если финансовая составляющая еще хоть как-то решается государством или самой смекалкой граждан, то самый сложный вопрос — это компании, которые уходят с Российского рынка. Казалось бы, что и не важно, но это так же очень сильно влияет на рост цен внутри страны. Их очень много и поэтому список будет состоять из самых именитых!14260913350Рисунок 2.7. Какие компании покидают Россию из-за санкций 2022 г.Рисунок 2.7. Какие компании покидают Россию из-за санкций 2022 г.Рисунок 2.7. Какие компании покидают Россию из-за санкций 2022 г.Рисунок 2.7. Какие компании покидают Россию из-за санкций 2022 г.Список огромный и часть из них полностью уходят с рынка, часть на время. Какие-то компании просто приостановили производство и продолжают платить зарплату, но в любом случае, самой продукции скоро не станет на рынке:Shell — разорвала связи с партнёрами, отказалась от покупок;McDonald’s — приостановила работу;General Electric — приостановила деятельность;Visa и MasterCard -запретила выпуск карт банкам под санкциями;Amazon — приостановила доставку;PayPal — приостановила работу;Western Union — приостановила работу;Автомобильные компании: Volkswagen, Skoda, Harley-Davidson, BMW, Volvo, Ford, Scania, Honda, Mazda, Hyundai, Lamborghini, Mercedes, Toyota, Lexus, Man, Nissan, Rolls-Royce — приостановила поставки и производство/ или просто остановили продажи;Авиакомпании, которые приостановили работу в России: Boeing, Airbus, Dassault Aviation, AerCap;Apple — приостановила продажи iPhone и MacBook, ограничила работу Apple Pay;Гиганты техники, которые приостановили поставки в Россию: Dell, Intel, AMD, Nokia, Siemens, Ericsson, HP, Panasonic, Canon, Epson;OnlyFans — прекратила выплаты на карты российских банков, ограничивает учётные записи;Google — приостановила контекстную рекламу и регистрацию пользователей в облачном сервисе;YouTube — отключил монетизацию;Facebook — заблокировали в России;TikTok — ограничил возможность добавлять видео;Список действительно огромный, еще много интернет-площадок ограничили доступ к своим ресурсам. Уходят много магазинов одежды, косметики, украшений, программного обеспечения, продуктов и так далее. [29, 30]Хотя, что касается продуктов, то оно и к лучшему — это все производители не здорового питания: чипсы, газировки, шоколадки, соки (не лучшего качества) и алкогольная продукция.На неделе 4 апреля 2022 года Белый дом и Управление по контролю за иностранными активами Казначейства США ("OFAC") объявили о новых масштабных санкциях в отношении России, включая:запрет на новые инвестиции в Россию;блокирующие санкции в отношении двух крупнейших российских банков;санкции против двух крупнейших российских государственных предприятий;законодательство, кодифицирующее в закон запрет на импорт газа, нефти и угля из России и приостанавливающее нормальные торговые отношения с Россией и Беларусью;санкции против двух взрослых дочерей президента Путина, а также жены и дочери министра иностранных дел Сергея Лаврова. В то же время российская Дума (парламент) начала рассматривать новые меры, которые предусматривают уголовную ответственность за соблюдение иностранных санкций; позволяют арестовывать активы компаний и частных лиц из так называемых "недружественных государств"; и позволяют вводить "внешнее управление" в иностранных компаниях, которые объявили о своем уходе с российского рынка. [31]Новые меры США и угрожающие российские контрмеры позволяют предположить, что Россия и США движутся к полному, де-факто, если не де-юре, двустороннему торговому эмбарго. Учитывая быстро развивающуюся и сложную ситуацию, компании должны тесно сотрудничать с квалифицированными юристами на регулярной основе, чтобы быть в курсе всех событий, обеспечить соблюдение всех соответствующих санкций и защитить свою деятельность и сотрудников в России. [32, 33]Важно отметить, что торговые санкции США распространяются как на косвенные, так и на прямые сделки. "Содействие" торговле, подпадающей под санкции, запрещено (даже если сделка является законной в месте ее совершения); зарубежные филиалы американских компаний являются "лицами США" для целей санкций; все лица США обязаны соблюдать торговые санкции США, где бы они ни проживали или работали. Кроме того, иностранные лица рассматриваются как "лица США", находясь в Соединенных Штатах, а "обходные пути" могут преследоваться как уклонение. [34]Нарушения влекут за собой гражданское и уголовное наказание. Существуют также дополнительные наказания, начиная от ущерба репутации и заканчивая лишением права работать в качестве экспортера или государственного подрядчика. Кроме того, иностранные инвесторы, участвующие в международных сделках, которые были бы незаконными по американскому законодательству - даже если в остальном они законны - могут поставить под угрозу возможность того, что их американские приобретения и инвестиции пройдут проверку в Комитете по иностранным инвестициям в США. По всем этим причинам американские компании с любым видом глобального присутствия должны быть в курсе событий, связанных с санкциями, и при необходимости пересматривать и совершенствовать свои программы по соблюдению санкций для предотвращения нарушений.2.3 Контрмеры в связи с антироссийскими санкциями 2014-2022 гг.17 марта 2014 года МИД РФ назвал введенные США против России санкции отражением патологического нежелания признавать реальность и стремления навязать каждому свое одностороннее, несбалансированное и совершенно незнание. реальность приближается. [35]В ответ на санкции против ряда российских чиновников и депутатов Федерального Собрания Министерство иностранных дел Российской Федерации 20 марта опубликовало список санкций против официальных лиц и членов Конгресса США, в который вошли девять человек:Им запрещен въезд на территорию Российской Федерации.В ответ на санкции Канады 24 марта Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало список из 13 граждан Канады - официальных лиц, парламентариев и общественных деятелей, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию.После того, как платежные системы Visa и MasterCard по запросу Минфина США заморозили операции по пластиковым картам нескольких отечественных банков, Россия активизировала усилия по созданию собственной национальной платежной системы. Ходят разговоры о переходе на китайскую платежную систему UnionPay или японскую JCB. Госдума потребовала компенсации от Visa и MasterCard. 27 марта 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платежной системы в России. По прогнозам Morgan Stanley, при полном прекращении операций в России упущенная выгода Visa и MasterCard составит 350-470 и 160 миллионов долларов в год соответственно. [36]В ответ на прекращение поставок вооружений и военной техники из Украины в Россию президент России Владимир Путин заверил, что Россия найдет что-то для замены поставок украинской оборонной промышленности, и что нет никаких сомнений в том, что российская оборонная промышленность способна чтобы компенсировать это. 10 апреля Владимир Путин провел встречу с руководством предприятий ОПК и профильных ведомств. О потерях Укроборонпрома от разрыва отношений с Россией не сообщается. 17 июля, в день, когда администрация США ввела новый пакет санкций, МИД России выступил с заявлением о том, что Вашингтон цинично пытается уклониться от ответственности и грубо искажает факты и фактически подстрекает к кровопролитию. Дипломаты истолковали действия по введению санкций как попытку США обвинить Россию в гражданской войне с многочисленными жертвами в соседней стране. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что санкции незаконны, введены под надуманным и ложным предлогом и не принесут ничего, кроме осложнения российско-американских отношений. [46]6 августа Указом Президента России. О применении некоторых специальных экономических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья материалы и продукты питания, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Страны Евросоюза, США, Австралия, Канада, Норвегия оказались под эмбарго. Конкретный перечень товаров, в отношении которых действуют ограничения, определено Правительством РФ. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Общий годовой объем санкционированного импорта оценивается в 9 миллиардов долларов США. 11 августа были ограничены государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров входят ткани, верхняя одежда, спецодежда, нижнее белье, а также одежда из кожи и меха. Эти меры распространяются на все государства, за исключением членов Таможенного союза. Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 года. 20 августа правительство РФ исключило из санкционного списка безлактозное молоко, мальков лосося и форели, семенной картофель, лук, гибрид сладкой кукурузы и лука, биологически активные добавки.8 марта 2022 года президент Российской Федерации подписал указ, запрещающий ввоз и вывоз из страны продукции и сырья по спискам, определенным федеральным правительством РФ. Согласно указу, запрет и ограничения на ввоз и вывоз продукции и сырья применяются "в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности".Меры не распространяются на россиян, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях ввоза и вывоза для личного пользования. У правительства есть два дня на утверждение списка иностранных государств, к которым будет применяться запрет или ограничение на импорт и экспорт из России. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования - 8 марта 2022 года.Отсутствие выплат роялти владельцам патентов из "недружественных стран".7 марта 2022 года Правительство Российской Федерации опубликовало постановление, которое позволяет не выплачивать вознаграждение владельцам патентов из недружественных стран. Председатель Правительства внес изменения в методику определения компенсации, которая должна быть выплачена правообладателю при решении использовать изобретение без его согласия. Согласно Положению, в отношении владельцев патентов недружественных стран размер выплаты составляет 0% от фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, если соответствующие изобретения, полезная модель или промышленный образец были использованы в этих целях.Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования - 7 марта 2022 года.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился обзор антироссийских санкций.Таким образом, мы интерпретируем различное воздействие западных и российских санкционных мер как последствия различных способов введения этих санкций. В то время как санкции ЕС и США были направлены на экспорт очень узкого класса товаров с близкими заменителями, российские санкции ограничивали торговый импорт в гораздо более широком смысле. Это различие в политике, возможно, позволило российским импортерам найти близкие заменители для товаров, попавших под санкции, и поэтому воздействие на товары, попавшие под санкции на 8-значном уровне ГС, не обнаруживается в данных на 6-значном уровне. Возможно также, что параллельно с этим планом замещения западные экспортеры могут переклассифицировать свою продукцию, тем самым отправляя те же товары, что и раньше, под маркировкой, не подпадающей под режим санкций. Кроме того, западные санкции допускают "дедовский импорт", другими словами, экспортерам может быть законно разрешен экспорт санкционных товаров в Россию при условии, что экспорт осуществляется в соответствии с контрактом, заключенным до введения санкций. Эти особенности санкционного пакета облегчают экспорт западного добывающего оборудования в Россию по сравнению с экспортом западных продуктов питания.Хотя есть свидетельства того, что целенаправленные западные санкции оказали значительное влияние на российские фирмы и физических лиц, против которых эти санкции были введены, мы не можем подтвердить аналогичные выводы с точки зрения международной торговли. Это позволяет предположить, что стратегия западной коалиции заключалась в ограничении потенциального "побочного ущерба" путем введения довольно ограниченных секторальных санкций и сосредоточения на индивидуальных целевых санкциях. В отличие от этого, российские контрсанкции должны были затронуть европейский сельскохозяйственный сектор, что и отражено в данных о торговле. ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ И МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ3.1 Оценка эффекта санкций и их влияния на жизнь населенияЭкономические последствия санкций и контрсанкций, введенных США, ЕС, Россией и другими странами после незаконной аннексии Россией Крыма и Севастополя, а также действий России по дестабилизации ситуации на востоке Украины, широко документированы. Также общепризнано, что ограничительные меры различных сторон в конфликте были крайне асимметричными. США и ЕС в основном ограничили доступ отдельных российских организаций к рыночному финансированию и экспорту технологий, в то время как Россия сосредоточилась на запрете конкретного импорта, включая широкий спектр сельскохозяйственных товаров из разных стран. Можно также рассматривать запреты на импорт как часть политики "импортозамещения", направленной на повышение самодостаточности и поддержку отечественных производителей.Хотя трудно выделить влияние санкций, можно с определенной уверенностью сказать, что их роль в недавнем спаде российской экономики была значительно меньше, чем роль падения цен на нефть. Более того, влияние санкций было относительно ограниченным на совокупном уровне, но ярко выраженным для компаний и частных лиц, которых они непосредственно затронули. Это отражается, например, в трудностях доступа российских банков и компаний к иностранному финансированию. С точки зрения ЕС, совокупное воздействие взаимных санкций также представляется ограниченным, при этом некоторые сектора и компании пострадали сильнее других. В 2014 и 2015 годах от последствий российских санкций явно пострадал продовольственный сектор, хотя большинству подсекторов с тех пор удалось переориентировать свой экспорт за пределы ЕС на другие рынки.В этом подразделе мы рассмотрим данные о макроэкономических последствиях санкций для России. Прежде всего, следует отметить, что попытки оценить последствия санкций сопряжены с трудностями - особенно в ситуации, когда цены на нефть сначала падают, а затем восстанавливаются (рис. 8). Рост ВВП России начал резко замедляться в конце 2012 года. К 2013 году годовой рост ВВП замедлился до 1,8 %. В 2014 году квартальные темпы роста были отрицательными. В период с 2014 по 2016 год ВВП России в целом сократился примерно на 3 %. Рост возобновился в 2017 году, но достиг лишь 1,5 % (рис. 9). center325Рисунок 3.8. Цена на сырую нефть марки Urals, USD/барр.Рисунок 3.8. Цена на сырую нефть марки Urals, USD/барр.Рисунок 3.8. Цена на сырую нефть марки Urals, USD/барр.Рисунок 3.8. Цена на сырую нефть марки Urals, USD/барр.7699302717Рисунок 3.9. Квартальный рост ВВП России, год к годуРисунок 3.9. Квартальный рост ВВП России, год к году Рисунок 3.9. Квартальный рост ВВП России, год к годуРисунок 3.9. Квартальный рост ВВП России, год к годуНесмотря на трудности, исследователи пытались отделить влияние санкций от всех других факторов роста российского ВВП. Международный валютный фонд (2015) сообщил, что западные санкции и контрсанкции России, вероятно, снизили реальный ВВП России на начальном этапе на 1-1,5 %. В среднесрочной перспективе, по мнению МВФ, совокупные потери российского производства могут составить до 9 %. Однако такая большая потеря ВВП предполагает более низкий уровень инвестиций и более низкий уровень роста производительности (поскольку внутренняя политика России ведет к снижению уровня конкуренции). Если принять допущения МВФ за чистую монету, то лучше сказать, что оценки МВФ означают, что ВВП России в 2015 году снизился бы на 1,5 % без санкций, вместо фактического снижения на 2,5 %.Citibank (2015) попытался оценить влияние санкций на экономические показатели России, используя простую макроэкономическую модель России. Их аналитики обнаружили, что около 90 % наблюдаемого снижения ВВП можно объяснить падением цен на нефть. Таким образом, только 10 % падения производства в 2014-2015 годах объясняется санкциями (и всем остальным, что происходило в России и вокруг нее в этот период).Гурвич и Прилепский (2015) оценивают влияние финансовых санкций на доступность финансирования для российских компаний. Они обнаружили, что финансовые санкции сократили объем доступного финансирования. Однако этот эффект был смягчен тем фактом, что российские компании смогли воспользоваться собственными зарубежными активами. Забегая вперед, Гурвич и Прилепский сформулировали четыре сценария для различных комбинаций режимов санкций и цен на нефть. Они обнаружили, что кумулятивный эффект санкций на российский ВВП в 2014-2017 годах составил 2,4 процентных пункта, то есть без санкций уровень ВВП был бы на 2,4 % выше в конце 2017 года. Однако негативный эффект от низких цен на нефть в этот период был в три раза больше, чем эффект санкций, что усиливает главенствующую роль цен на нефть в российской экономике.Что касается последствий продовольственного эмбарго для самих россиян, Волчкова (2018) сообщает, что средний россиянин был вынужден сократить свое потребление продуктов питания, попавших под эмбарго, на 2 000 рублей (34 доллара по среднему курсу 2017 года) в год. Среднемесячная зарплата в 2017 году составляла 39 150 рублей.Дрегер и др. (2016) рассматривают влияние санкций на российские финансовые рынки, включая обменный курс. Они пришли к выводу, что цена на нефть является основным фактором, определяющим развитие событий на российских финансовых рынках, однако санкции объясняют некоторую часть волатильности. Ан и Лудема (2017) изучают последствия санкций на уровне российских компаний, отмечая, что компании, попавшие под санкции, теряют половину своей рыночной стоимости и четверть операционной выручки по сравнению с российскими компаниями, не попавшими под санкции. Они делают вывод, что санкции сработали так, как и предполагалось, то есть не нанесли побочного ущерба другим российским компаниям и другим частям российской экономики. Контрсанкции 2022 г.Российские компании смогут выплачивать долги зарубежным кредиторам из "недружественных стран" только в рублях в особом порядке;Предоставление заемного финансирования российскими кредиторами за рубеж;Разрешение на использование патентов без согласия правообладателей из «недружественных стран;Ограничения на операции с акциями российских компаний и недвижимым имуществом;Ограничения на выплату дивидендов и иных выплат по российским ценным бумагам;Ограничения на перевод денежных средств за рубеж;Льготы для российского IT-сектора;Амнистия капиталов для физических лиц;Расширение перечня организаций, которые могут получить статус Международной холдинговой компании (МХК), предоставление дополнительных налоговых льгот.3.2 Меры по преодолению экономического кризисаДискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики являются одной из основных угроз экономической безопасности страны, говорится в стратегии экономической безопасности.В качестве вызовов и угроз экономической безопасности страны в документе названы "дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, ограничение доступа к международным финансовым ресурсам и современным технологиям".Среди основных угроз стратегия называет также намерение развитых стран использовать экономическое развитие и высокотехнологичные преимущества в качестве инструмента глобальной конкуренции, а также уязвимость финансовой системы России, снижение спроса на энергоресурсы, недостаток технологий, несбалансированность бюджета и другие факторы.Стратегия направлена на предотвращение ухудшения качества жизни и предотвращение кризисов во всех секторах экономики.В качестве вызовов и угроз экономической безопасности России в стратегии названы "недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики из-за неблагоприятного инвестиционного климата, высоких издержек предпринимателей, избыточных административных барьеров, неэффективной защиты прав собственности". Среди основных угроз также названы отсутствие российского несырьевого бизнеса среди лидеров мировой экономики, слабая инвестиционная активность и отставание инновационной деятельности.В документе отмечается, что ресурсная база энергетических компаний истощается по мере истощения действующих месторождений. В свою очередь, несырьевой экспорт России ограничен из-за низкой конкурентоспособности, недостаточно развитой рыночной инфраструктуры и слабой вовлеченности России в глобальные "цепочки" создания стоимости.Определяя основные вызовы и угрозы экономической безопасности России, а также целевые показатели, основные цели и задачи государственной политики в этой области, стратегия направлена на предотвращение ухудшения качества жизни и недопущение кризисов во всех секторах экономики.В документе изложены основные препятствия и угрозы экономической безопасности России, а также цели и усилия государства по ее обеспечению. Стратегия направлена на предотвращение кризисов по всем направлениям экономики и противодействие ухудшению уровня жизни населения. Среди основных угроз экономической безопасности России - стремление развитых стран использовать экономические преимущества и высокие технологии как инструмент глобального соперничества, дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, уязвимость российской финансовой системы, снижение спроса на энергоресурсы, технологические недостатки и несбалансированный бюджет.Ключевыми направлениями реализации этой политики станут развитие системы государственного управления, экономического прогнозирования и стратегического планирования, а также создание условий для разработки и внедрения современных технологий. [40] В документе говорится, что меры по достижению этих целей включают улучшение инвестиционного климата, деофшоризацию экономики, продвижение ответных мер по борьбе с санкциями и оптимизацию бюджетных расходов. Стратегия предусматривает создание национальной системы управления рисками, которая выявляет и оценивает потенциальные вызовы и угрозы, а также намечает меры по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности. Предыдущая стратегия экономической безопасности была принята еще в 1996 году, и с тех пор ситуация в мировой экономике и в экономике страны существенно изменилась. Решение о разработке новой стратегии экономической безопасности России было принято на заседании Совета Безопасности в июле 2015 года.Оптимальные пути преодоления последствий антироссийских санкций.Негативное воздействие санкций на Российскую экономику заставляет правительство создать комплекс мер способных противостоять санкциям и стабилизировать дальнейшее экономическое положение в РФ, а именно:Спонсировать малый бизнес государством;Оптимизация банковских систем;Спонсирование и развитие отечественной отрасли производящие импортозамещаемую продукцию;Улучшение качества продукции в конкурентной среде;Открытие доступа отечественных производителей к более широкому кругу потребителей;Поиск новых потребителей Российского сбыта.Учитывая вышеперечисленные меры правительства по обеспечении стабильности развития страны в условиях санкций можно говорит как минимум о трех сценариях развития экономики:1. В рамках позитивного сценария предполагается ускоренное развитие реального сектора экономики, развитие отраслей, способных максимально заместить потери от сокращения объемов импорта, ускорение процессов разработки и внедрения собственных технологий.2. В рамках негативного сценария произойдет резкая переориентация на импорт необходимых позиций из стран азиатского и южноамериканского регионов.3. В рамках оптимального сценария ожидается по степенное замещение импорта посредством одно временного переструктурирования российского сектора и умеренных поставок импортной продукции из стран, не входящих в российский санкционный ограничительный список.Вывод по третьей главе работы. В данной главе работы оценивалось влияние санкций и рассматривались меры по преодолению экономического кризиса в России.Таким образом, мы рассмотрели режим санкций и контрсанкций, введенных ЕС, США и Россией после незаконной аннексии Россией Крыма и военного присутствия на востоке Украины. Существующая литература по экономическим последствиям свидетельствует о том, что санкции оказали негативное влияние на российскую экономику. Примечательно, что имеющиеся данные постоянно свидетельствуют о том, что в период с 2014 по 2016 год падение цен на нефть оказало гораздо более значительный негативный эффект на российскую экономику, чем санкции. С другой стороны, возможно, что если санкции с обеих сторон сохранятся в течение длительного периода, особенно если Россия активизирует политику импортозамещения, потенциал долгосрочного роста российской экономики будет снижен. Экспорт в Россию из ЕС, США и других стран, участвующих в санкциях, в последние годы сократился. Мы показываем, что прямой эффект от санкций на снижение экспорта был, однако, ограниченным. Основными факторами такого развития событий стали сокращение спроса в России и существенное обесценивание рубля. В банковском секторе России преобладают крупные государственные банки, такие как Сбербанк и ВТБ. Поскольку именно на них был наложен запрет на долгосрочное финансирование, неудивительно, что внешний долг российских банков резко сократился.Многие санкции ЕС прямо связаны с минским мирным процессом и его реализацией, которая в настоящее время кажется весьма отдаленной. В то же время российские запреты на импорт продовольствия, похоже, стали частью общей политики импортозамещения. Этих двух фактов самих по себе достаточно, чтобы предположить, что различные санкции на двустороннюю экономическую деятельность между ЕС, США и другими странами, а также Россией с другой стороны, будут действовать еще долгое время. Последний раунд санкций США в апреле 2018 года иллюстрирует, как дальнейшие санкции могут добавить неопределенности в отношении российской экономики. ЗАКЛЮЧЕНИЕРоссия импортирует значительную часть своих продуктов питания из-за границы, в том числе из стран, на которые распространяется продовольственное эмбарго. В 2013 году 40% импортируемой в Россию сельскохозяйственной продукции было произведено в ЕС, еще 4% - в США. В (Калининградская область) 80% всех продуктов питания поступает из ЕС. По расчетам Ведомостей на основе данных Федеральной таможенной службы за 2013 г., на Европейский Союз приходилось 37% российского импорта мяса, 13% - рыбы и моллюсков, 33% - продуктов животноводства (молоко, яйца, мед), 30%. - овощи, 24% - фрукты, 39% - готовая продукция из мяса и рыбы, 25% - напитки, на США приходится 18% импорта масличных и других семян и фруктов и 12% импорта мяса.Бытует мнение, что продовольственное эмбарго может положительно сказаться на агропромышленном комплексе России, вытеснив зарубежных конкурентов и расширив рынок сбыта продукции.Однако Россия не может обеспечить полное импортозамещение продукции, попавшей под санкции, поэтому ожидается рост цен.Местные российские поставщики, а также производители из других стран начали повышать отпускные цены на продукцию в связи с эмбарго. К концу 2014 года рыба, морепродукты, яблоки, некоторые овощи, сыр и молочные продукты могут подорожать на 30-40%. По словам главы Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, к концу года продовольственная корзина в России подорожает на 15-20%. Также ожидается снижение качества продукции, что объясняется снижением конкуренции. До введения санкций импорт составлял около 40% расходов россиян на продукты питания. Рост цен на продукты питания в связи с санкциями ударит по бюджету россиян, особенно по самым бедным слоям населения. По словам директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды, из-за эмбарго 30% российских семей не смогут обеспечить себя минимально необходимым питанием. Она связывает это с исчезновением некоторых дешевых продуктов, которые ели бедные семьи, а также с общим повышением цен на продукты питания. Поскольку США усиливают свои санкции, а Россия рассматривает возможность принятия чрезвычайных ответных мер, компаниям следует вместе с квалифицированными юристами тщательно проанализировать свою деятельность в России и оценить целесообразность или даже возможность ее продолжения в свете мер, принимаемых обеими странами.Предприятия должны уделять особое внимание защите своих российских сотрудников от возможного возмездия за соблюдение иностранных санкций и, в частности:обеспечить, чтобы все должностные лица, директора и сотрудники, особенно персонал, участвующий в международных сделках и сотрудники зарубежных филиалов, были полностью информированы о торговых санкциях и имели свободный доступ к рекомендациям сотрудников по соблюдению санкций в случае возникновения вопросов;убедиться, что зарубежные дочерние и зависимые компании, где бы они ни находились, имеют соответствующие программы обеспечения соответствия и полностью понимают запреты, налагаемые торговыми санкциями США на американских лиц - включая американских лиц, которые могут работать в иностранной компании;поддерживать тесный контакт с местными командами в России относительно потенциальных событий и российского законодательства и совместно с ними разрабатывать планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, основанные на различных возможных сценариях;информировать сотрудников, работающих в России, о намерениях компании, чтобы эти сотрудники не узнали о планах компании из внешних источников;хотя полное соблюдение американского законодательства имеет первостепенное значение, для сохранения всех имеющихся средств защиты от возможного преследования со стороны России целесообразно документировать коммерческое обоснование (отдельно от санкций) деловых решений, которые связаны с международными санкциями (включая, но не ограничиваясь санкциями США);рассмотреть возможность передачи полномочий по принятию решений за пределы России и;рассмотреть возможность перемещения управленческого персонала за пределы России.Наконец, Соединенные Штаты - не единственная страна, которая ввела санкции против России. Компании, ведущие деятельность за рубежом, также должны помнить о местных законах, правилах и нормах, которые могут предъявлять требования, отличные от тех, что предусмотрены законодательством США. Более того, как отмечалось выше, ответные санкции России, если они будут приняты, могут запретить соблюдение санкций, введенных против России не только США, но и США. Компании, на которые распространяется действие иностранных законов и нормативных актов, должны также проконсультироваться с квалифицированным местным юристом. В заключение можно сказать, что негативное воздействие санкций направленное на какое-либо государство вынуждает правительство создавать мануфактуры и институты направленные на смягчение и по возможности полному противостоянии санкциям направленных на те или иные экономические сферы государства. На время действий санкций важно добиться стабилизации экономического процесса, развивать все отрасли и сферы промышленности, в первую очередь, для того, чтобы обеспечивать Проблемы экономики и менеджмента необходимыми товарами своих граждан, а также для того, чтобы продукция отраслей промышленности была более конкурентоспособна на мировом рынке. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые актыDemocrats introduce new bill on Russia and Iran sanctions Reuters, 12 July 2017.Facing veto override on Russia sanctions, Trump’s signing statement raises constitutional issues USA TODAY, August 2, 2017H.R. 3364: Countering America’s Adversaries Through Sanctions ActH.R. 3364: Countering America’s Adversaries Through Sanctions ActHouse passes Russia sanctions deal, The Hill (July 25, 2017). Дата обращения 25 июля 2017.Roll Call Vote 115th Congress — 1st Session. Vote Number: 175S. 1221: Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act of 2017S.1221 — Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act of 2017: 115th Congress (2017—2018)Senate GOP, Dems agree on new sanctions on Russia AP, 13 June 2017.Senate overwhelmingly passes new Russia and Iran sanctions WP, 15 June 2017.Офис пресс-секретаря Белого дома (U.S. Mission Russia). Заявление Президента Дональда Трампа в связи с подписанием закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (2 августа 2017). Дата обращения: 27 января 2018. — перевод Statement by President Donald J. Trump on Signing the «Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act» — August 2, 2017Трамп подписал закон о новых антироссийских санкциях // РБК, 2017-08-02Трамп подписал закон о санкциях против России // Русская служба Би-би-си, 2017-08-02Трамп подписал закон о санкциях против России // ТАСС, 2017-08-02Список литературыАганин А.Д. Волатильность курса рубля: нефть и санкции / А.Д.Аганин, А.А.Пересецкий // Прикладная эконометрика. - 2018. - Т.52. - С.5-21.Архипова В.В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? // Экон. стратегии. - 2018. - Т.20, N 8. - С.14-23.Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения: учебник / Ачкасов В.А., Ланцов С.А. — Москва: Аспект Пресс, 2011. — 480 c. — ISBN 978-5-7567-0618-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/8893.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейБасов Ф.А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Евросоюза // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 10. - С.55-63.Басов Ф.А. Германия, Европарламент и политика санкций в отношении России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - Т.60, N 12. - С.62-68.Бахин С.В. Односторонние экономические «санкции» и международное право / С.В.Бахин, И.Ю.Еременко // Закон. - 2017. - N 11. - С.162-175.Варшавская Н. А. Антироссийские экономические санкции и их влияние на национальную экономическую безопасность // Научные горизонты. – 2020. – № 11. – С. 61–67.Вербицкая Т.В. Могут ли санкции носить политический характер // Вестник развития науки и образования. - 2016. - N 4. - С.11-16.Ветрова Е. А., Титимова В. С. Влияние экономических санкций на современную российскую экономику // Материалы ивановских чтений. – 2020. – № 1–2. – С. 71–78.Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России / Гаджиев К.С. — Москва: Логос, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2013. — 408 c. — ISBN 978-5-98704-734-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/16955.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейДавыдов А.А. О новом санкционном режиме США против Ирана / А.А.Давыдов, С.В.Кислицын // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 2. - С.28-36.Ершов М. Как нейтрализовать новые финансовые санкции против России // Эксперт. - 2020. - N 36. - С.41-43.Ершов М.В. Санкции против РФ: механизмы нейтрализации // Экон. стратегии. - 2020. - Т.19, N 7. - С.46-51.Заостровцев А.П. Реакция на контрсанкции: «Мы за ценой не постоим…» // Обществ. науки и современность. - 2020. - N 5. - С.46-60.Зинковский М.А. Гражданско-правовые аспекты экономических отношений в условиях санкций: монография / Зинковский М.А. — Москва: Зерцало-М, 2021. — 92 c. — ISBN 978-5-94373-490-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111793.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейЗолов А.В. США. Борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). Часть 1: учебное пособие / Золов А.В. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2000. — 100 c. — ISBN 88874-172-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/24098.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейКапогузов Е.А. Российская нефтехимия в период санкций: Carpe Diem / Е.А.Капогузов, Р.И.Чупин, М.С.Харламова // ЭКО. - 2020. - N 12. - С.71-86.Клинова М.В. Россия - Евросоюз: продолжение санкционного противостояния / М.В.Клинова, Е.А.Сидорова // Вопросы экономики. - 2020. - N 6. - С.114-127.Клинова М.В. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации / М.В.Клинова, Е.А.Сидорова // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 3. - С.159-170.Кокоева З. В. Влияние санкций на экономику Российской Федерации // Молодой ученый. – 2020. – № 23. – С. 568–570.Кононенко Д.Ф. Влияние экономических санкций на характер исполнения внешнеэкономического контракта // Рос. юрид. журнал. - 2020. - N 6. - С.176-180.Кошкин А. П. Антироссийские санкции: история и современность. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. – 92 с.Кузнецов С.В. Неопределенность навсегда: перспективы развития европейской и российской экономик в условиях взаимных санкционных режимов // Инновации. - 2020. - N 5. - С.34-36.Кузовкин А.И. Санкции США затронут «Северный поток-2» // Микроэкономика. - 2020. - N 5. - С.53-56.Кьеза Д. Санкции против России будут сняты в течение 2017 года // Рос. Федерация сегодня. - 2020. - N 3. - С.56-59.Мальков, В. Л. История межгосударственных отношений России и США в ХХ веке: монография / В. Л. Мальков. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-08896-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474927 (дата обращения: 07.11.2021).Матюшок В.М. О методологических аспектах формирования экономической стратегии России в условиях западных санкций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - Т.13, вып.12. - С.2273-2290.Миркин Я. Другая финансовая политика. Сильный ответ на кризис и санкции // Пробл. теории и практики управл. - 2020. - N 8. - С.100-107.Мировая экономика в 2 ч. Часть 1.: учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 689 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11204-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475959 (дата обращения: 07.11.2021).Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по специальностям «Мировая экономика», «Международные отношения» / В.Б. Мантусов [и др.]. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 447 c. — ISBN 978-5-238-02601-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81606.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейНосова Н.С. Международные экономические отношения: учебное пособие / Носова Н.С., Роньшина Н.И. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/6303.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейНуреев Р. М., Симаковский С. А. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // Journal of Economic Regulation. – 2020. – Vol. 7. – № 4. – Р. 32–47.Обухова Е. Восстать из ада / Е.Обухова, К.Пахунов, П.Скоробогатый // Эксперт. - 2020. - N 34. - С.12-17.Омельченко А.Н. Модель индекса интенсивности санкций (на примере России) / А.Н.Омельченко, Е.Ю.Хрусталев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - Т.14, вып.1. - С.62-77.Павлов П. Санкции в отношении российской алюминиевой отрасли // Экономическое развитие России. - 2020. - Т.25, N 9. - C.35-39.Пока не санкции, а призрак санкций / А.Лабыкин, Е.Обухова, К.Пахунов, П.Скоробогатов, А.Хазбиев // Эксперт. - 2020. - N 6. - С.12-19.Пономарева Е. Влияние продуктовых санкций на цены в России в 2014-2016 гг. / Е.Пономарева, Р.Магомедов // Экономическое развитие России. - 2020. - Т.24, N 3. - C.26-34.Российская экономика под гнетом санкций и дешевой нефти / И.Борисова, Б.Замараев, И.Козлова, А.Назарова, Е.Суханов // Вопросы экономики. - 2020. - N 7. - С.5-35.Россия и США в XXI веке. Особенности отношений / Т.А. Шаклеина [и др.]. — Москва: Аспект Пресс, 2020. — 352 c. — ISBN 978-5-7567-1066-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/96317.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейСалицкий А.И. Санкции и замещение импорта на примере опыта Ирана и Китая / А.И.Салицкий, Ч.Синь, В.И.Юртаев // Вестник Рос. акад. наук. - 2020. - Т.87, N 3. - С.263-271.Санталова М.С. Управление отношениями с инвесторами в условиях экономических санкций // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2020. - Т.62, N 4. - С.84-90.Саюнов В.В. О секторальных санкциях в нефтегазовой отрасли // Минерал. ресурсы России: экономика и управл. - 2020. - N 2. - С.71-78.Сильвестров С.Н. Новый американский законодательный акт о санкциях: очередные политические и экономические вызовы России // Рос. экон. журнал. - 2020. - N 3. - С.61-68.Скиданов Ю. Санкции США: лекарство от стагнации // Рос. Федерация сегодня. - 2018. - N 5. - С.44-47.Соколов Н.А. Количественная оценка влияния санкций на российскую экономику в краткосрочной перспективе / Н.А.Соколов, С.Н.Ларин, Е.Ю.Хрусталев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - N 8. - С.44-54.Сулейманов Д.Н. Экономика. Санкции-противосанкции: сб. ст. - М.: МНИ, 2020. - 213с.Сурова С. А. Влияние мировых санкций на экономику России // Противоречия и тенденции совре- менного развития России / отв. ред. Т. И. Лучкова, О. В. Перцева. – М.: Изд-во Моск. ун-та им. С. Ю. Витте, 2020. – С. 101–105.Телегина Е.А. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. возможности для России / Е.А.Телегина, Г.О.Халова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2019. - Т.63, N 2. - C.13-20.Тетушкин В.А. Анализ влияния санкций в сфере энергетики и проблем импортозамещения в РФ в условиях экономического кризиса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2020. - Вып.12. - С.94-110.Фадейкина Н. В., Демчук И. Н. Внешние экономические санкции по отношению к России и дедолларизация: их влияние на состояние национальных экономик // Экономика и социальная политика. – 2020. – № 4. – С. 3–24.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!