это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3962763
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
1. Особенности политической системы Российской Федерации 5
1.1. Общая характеристика политической системы России 5
1.2. Российский парламентаризм 9
2. Федерализм Российской Федерации как основа ее политической системы 16
2.1. Федеративное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1993 года 16
2.2. Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением понятия политической системы, типологии политических систем, а также с проблемами становления демократической политической системы. Указанные вопросы требуют сегодня серьезной теоретической разработки, осмысления. В последнее двадцатилетие в Российской Федерации осуществляются глубокие государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования. Сопутствующее этому процессу новое политико-правовое мышление ставит человека, его жизненные проблемы и интересы в качестве важнейшего объекта исследования общественных наук. Одним из фундаментальных понятий, наиболее тесно связанных с реальными условиями существования человека, его правами и обязанностями, является политическая система. В связи с этим вполне закономерна актуальность в наши дни идеи демократизации политических систем в современном мире (в том числе и в России). От того, какой будет политическая система, в значительной степени зависит будущее того или иного государства в целом, а соответственно всего общества и каждого человека в отдельности. От того, как организована политическая система, определяющим образом зависит эффективность политического руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.Объект исследования - политическая жизнь российского общества. Предмет исследования - институциональные элементы российской политической системы.Цель работы – выявление особенностей политической системы Российской Федерации.Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:1Рассмотреть основные черты политической системы Российской Федерации;2Охарактеризовать российский парламентаризм;3Рассмотреть особенности российского федерализма.1. Особенности политической системы Российской Федерации1.1. Общая характеристика политической системы РоссииПолитическая система определяется как совокупность отношений и взаимодействий субъектов политики, организованная на единой нормативно-ценностной базе с целью осуществления власти и управления обществом.Ссылаясь на работу Г. Алмонда «Политика развивающихся регионов», А.С. Мельвиль выделяет систему функций политической системы, которая включает в себя:- функцию политической социализации;- функцию политической адаптации к условиям внешней и внутренней среды;- функция реагирования;- экстракционная функция;- дистрибутивная функция;- регулирующая функция.Исходя из обозначенных функций, исследователь выделяет перечень задача, которые они призваны решать:- политическое руководство обществом;- согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы;- ориентация членов общества на известные идеалы и ценности;- восприятие и реагирование на потоки информации.Обращаясь к проблеме структурности политической системы, А.С. Мельвиль выделяет ее подсистемы: институциональная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно-идеологическая подсистема. Более того, исследователь обращает внимание на иерархичность элементов структуры политической системы, расположенных на мегауровне, мезоуровне и микроуровне.Определяя модель политической системы, исследователи исходят из различных подходов. Современная теория политической системы базируется на общей теории систем, автором которой стал австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Согласно данной теории складывается общая классификация систем: открытые и закрытые; простые и сложные; статические и динамические (изменяющиеся во времени); жесткие и гибкие, механические (состоящие из неживой материи); органические (живые). Кроме того, выделяются социально-кибернетическая модель политической системы Д. Истена, структурно-функциональная концепция политической системы (Клод Леви-Строс, Габриэль Алмонд), информационно-коммуникативная модель политической системы (К. Дойч).Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т.д. Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции. Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии. Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.Таким образом, политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.1.2. Российский парламентаризмФедеральное Собрание ‒ парламент Российской Федерации ‒ является постоянно действующим, представительным и законодательным органом. Структура Федерального Собрания предполагает функционирование двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. История формирования Совета Федерации связана с периодизацией. К настоящему времени она насчитывает четыре периода:Временные рамки первого периода ограничены январем 1994 года и январем 1996 года. Выборы первого состава Совета Федерации состоялись 12 декабря 1993 года. Выборы проходили по двухмандатным округам. Первый состав СФ работал с 11 января 1994 года по 15 января 1996 года. Деятельность первого состава показала, что Совет Федерации не в полной мере выполняет возложенную на него функцию своеобразного фильтра принимаемых Государственных Думой законов и часто голосует с целью преодоления президентского вето.Второй период связан с датами январь 1996 года – декабрь 2001 года. В конце 1995 года был принят закон, регламентирующий членство в Совете Федерации губернаторов и председателей законодательных собраний субъектов по факту занимаемой ими должности. Работа второго состава носила непостоянный характер. Члены Совета Федерации принимали участие в заседаниях комитетов и комиссий. Работа данного состава продолжалась с 23 января 1996 по 26 декабря 2001 года.Следующий этап ограничен периодом с января 2002 по декабрь 2012 года. С этим временем связано проведение реформы Совета Федерации, предложенной Президентом РФ В.В. Путиным. Ее смысл заключался в том, чтобы изменить существующий порядок формирования Совета Федерации. Теперь его членами становились не губернаторы и главы заксобраний субъектов Федерации, а их назначенные представители. Предполагалось, что их работа будет носить постоянный характер на профессиональной основе. Новый совет был полностью сформирован к 1 января 2002 года на неограниченный срок.Четвертый этап связан с периодом, ограниченным декабрем 2012 года и настоящим временем.Законодательная работа Совета Федерации предполагает его функционирование в двух направлениях: - разработка и рассмотрение законопроектов и законов, принятие решений, связанных с ними, осуществляемые совместно с Государственной Думой;- самостоятельная работа по разработке проектов законодательных актов федерального значения.Отметим, что обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат все законы, принятые Государственной Думой, по вопросам войны и мира, ратификации и денонсации международных договоров России; статуса и защиты государственной границы; бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.Одобрение федерального закона требует, чтобы за него проголосовало больше половины членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него отдано не менее трех четвертей голосов.При этом, действует порядок, при котором, федеральный закон, не подлежащий обязательному одобрению Советом Федерации, не был рассмотрен в течение 14 дней, он считается одобренным. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона формируется согласительная комиссия, призванная преодолеть возникшие противоречия. После проведения всех необходимых процедур федеральный закон снова поступает на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания. Совет Федерации наделен правом законодательной инициативы, которое он реализует путем внесения на рассмотрение Государственной Думой новых законопроектов. Кроме того, верхней палатой парламента готовятся законопроекты о внесении изменений и дополнений в законы РСФСР и Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, о признании утратившими силу актов законодательства РСФСР, Российской Федерации либо законопроектов о признании недействующими на территории Российской Федерации актов законодательства СССР. Определенные законопроекты могут вноситься в Государственную Думу совместно с региональными парламентами в качестве консолидированной законодательной инициативы. Не менее важно отметить, что каждый член Совета Федерации обладает правом законодательной инициативы и уполномочен самостоятельно вносить в Государственную Думу законопроекты и поправки к ним. Совет Федерации имеет право пригласить на заседание для ответов на вопросы Председателя и членов Правительства, Генерального прокурора, Председателей Центрального банка, Центральной избирательной комиссии, руководителей других федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов и иных должностных лиц. По сложившейся традиции Председатель Правительства приглашается на заседание палаты не реже одного раза в год. Доклад Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации является ежегодной формой подведения верхней палатой итогов деятельности по мониторингу законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики России, определяемых посланиями Президента Федеральному Собранию. Подготовка доклада осуществляется Советом Федерации во взаимодействии с Президентом, Государственной Думой, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным Судами, Генеральной прокуратурой, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, Общественной палатой, общественными объединениями и научными учреждениями. В частности, свой ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению представляет Совету Федерации лично Генеральный прокурор. Дата представления данного доклада на заседании Совета Федерации согласовывается Председателем с Генеральным прокурором лично. С целью взаимодействия с региональными (межрегиональными) ассоциациями субъектов Российской Федерации, парламентскими ассоциациями регионов, ассоциациями и союзами муниципальных образований Председатель и Совет палаты создают координирующие и совещательные советы с участием представителей указанных ассоциаций и союзов. Кроме того, по решению Совета палаты в субъектах Российской Федерации могут проводиться Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок их проведения устанавливается Председателем по согласованию с Советом палаты и региональными органами государственной власти.В свою очередь, в Совете Федерации регулярно проводятся Дни субъекта Российской Федерации, целью которых является представление региона в верхней палате. Дни субъекта Российской Федерации обычно проводятся по инициативе сенатора, представляющего в Совете Федерации этот субъект. При этом данная инициатива должна быть обязательно согласована с соответствующими региональными органами государственной власти. Решение о проведении Дней того или иного субъекта Российской Федерации принимается Советом палаты по предложению Комитета по делам Федерации и региональной политике, а конкретный порядок проведения мероприятия устанавливается Председателем по согласованию с Советом палаты и региональными органами государственной власти. При открытии Дней субъекта Российской Федерации на заседании Совета Федерации проводится "час субъекта Российской Федерации", на котором могут выступить руководители органов государственной власти данного субъекта. Государственная Дума Российской Федерации была учреждена в 1993 году Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Выборы первого созыва Государственной Думы состоялись 12 декабря 1993 года. Согласно Конституции РФ в состав Государственной Думы входят 450 депутатов. Половину из них граждане избирают по одномандатным округам в один тур. Вторая половина формируется политическими партиями, прошедшими 5% барьер по результатам голосования из списка партий. Данная схема формирования состава Государственной Думы функционировала в период с 1993 по 2003 годы и снова утверждена с 2016 года.В Конституции Российской Федерации закреплены положения о праве граждан избираться депутатами Государственной Думы. Однако в данной области прописаны ряд ограничений. Так, может быть избран гражданин, достигший 21-летнего возраста и имеющий право принимать участие в выборах. В данном случае необходимо учитывать, что один и тот же человек не может являться одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации. В Государственной Думе первого созыва допускалось одновременное депутатство и членство в Правительстве Российской Федерации.Срок полномочий Государственной Думы первого созыва был ограничен двумя годами. Полномочия 2-5 созывов действовали 4 года. Начиная с 6 созыва, депутаты избираются сроком на 5 лет.Работа Государственной Думы координируется председателем и его заместителями. Государственная Дума как орган народного представительства призвана выполнять следующие функции: представительную, системообразующую, обеспечительную, охранительную и коммуникационную. Как орган государственной власти Государственная Дума должна реализовывать такие важные функции, как законодательная и контрольная. В соответствии со ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся следующие кадровые вопросы: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.Помимо перечисленных в Конституции Российской Федерации полномочий, Государственная Дума назначает и освобождает от должности 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии.Крайне важным контрольным полномочием Государственной Думы является ее право выражать недоверие Правительству. Вопрос о доверии может ставиться как самой палатой, так и непосредственно Правительством.Выражение недоверия по собственной инициативе Государственной Думой не влечет обязательных правовых последствий. Президент вправе отправить Правительство в отставку либо проигнорировать такое решение Государственной Думы. Повторное выражение недоверия Государственной Думой Правительству в течение трех месяцев автоматически влечет одно из двух негативных последствий: роспуск Государственной Думы либо отставку Правительства (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Какому органу прекратить существование, решает Президент.Таким образом, парламентаризм сегодня является необходимым элементом государственного устройства всех развитых демократических государств. При этом российский парламентаризм находится пока в зачаточном состоянии, и требуется большая работа по его совершенствованию. Прежде всего это касается вопросов, связанных с выборами в парламент (выработка критериев для кандидатов в депутаты, отмена выборов по спискам, снятие проходных барьеров для партий, установление оснований ответственности депутатов и др.), и с расширением полномочий по парламентскому контролю за деятельностью исполнительной власти и Президента, в том числе путем включения в Конституцию РФ главы, посвященной парламентскому контролю. При этом все новеллы должны вводиться крайне осторожно, дабы не повторить негативный опыт предшествующего парламентаризма в истории России.2. Федерализм Российской Федерации как основа ее политической системы2.1. Федеративное устройство Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1993 года25 декабря 1993 года в силу вступила Конституция РФ. В ней федерализм был закреплен как основа конституционного строя России. Конституционный смысл этого понятия отражен в 1, 4, 5, 11, 65, 68 статьях Основного Закона. Ни одно правовое государство не может существовать без конституционного строя. Он представляет собой, своего рода, юридический каркас.«Федерализм – это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, на что специально указывает преамбула Конституции, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов Российской Федерации, то есть всего многонационального народа России, сохранить «исторически сложившееся государственное единство». Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий».В части 3 статьи 5 Конституции РФ сформулированы основные принципы федеративного устройства России:Государственная целостность Федерации. В основе этого принципа историческая геополитическая преемственность, суверенитет РФ, ее целостность и неприкосновенность территории.Единство системы государственной власти. Источником государственной власти является многонациональный народ России, в пределах субъекта – его население.Разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти.Равноправие народов. На территории России проживают представители более 140 народов. Все они в равной степени имеют право участвовать в осуществлении власти, сохранять родной язык, создавать условия для его изучения и развития.Самоопределение народов.Равноправие всех субъектов федерации в процессе взаимоотношений с органами федеральной государственной власти.В тексте Конституции РФ закреплены виды и наименования субъектов. Конституция РФ 1993 года выделены 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.Наименования субъектов даны в Конституции в том виде, в котором они приняты в конституциях республик, уставах или иных нормативных актах субъектов Федерации. Изменение наименования – прерогатива самого субъекта. При установлении нового названия оно включается в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Президент не имеет права отклонить данное решение. В его обязанность входит обнародование изменений.«Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено путем: а) объединения двух или более субъектов в один; б) разделения одного субъекта с образованием новых; в) выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой; г) вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта Российской Федерации».Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила федерализм в качестве государственного строя нашей страны. В тексте Основного Закона прописаны основные принципы федерализма и процедуры внесения изменений в состав РФ. В период с 1996 по 2003 год произошла смена названий пяти субъектов Российской Федерации, что не влечет за собой образование новых субъектов. Изменения в Конституцию РФ вносятся на основании Указа Президента России, который выступает ее гарантом.В период с 2005 по 2008 год из 10 субъектов путем объединения были сформированы 5.В марте 2014 года в составе Российской Федерации появились еще два субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Историческое значение этого событие связано не только с улучшением политической и экономической сфер на полуострове. Присоединение этих территорий к России способствует сохранению и развитию русской культуры и культурного сегмента других народов. В настоящее время в состав Российской Федерации входят 89 субъектов.Таким образом, Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.2.2. Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решенийОсновные принципы федерализма, закрепленные в ст. 5 Конституции РФ, по мнению Михалевой Н. А., «обусловливают закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как единого целостного организма, а также ее составных частей — субъектов». Рассматривая данные принципы федерализма, и учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то оно, следовательно, имеет ряд проблем. Одна из проблем российского федерализма связана с противоречивостью закрепления федеративной формы государственно-территориального устройства Российской Федерации. Ни в одном государстве с федеративным территориальным устройством в мире нет такого видового разнообразия членов федерации, как в России (в настоящее время насчитывается 6 видов субъектов РФ). Конституция РФ фактически установила ассиметричную федерацию, назвав в ч.2 ст. 5 республику «государством». В то же время в ч.4 ст. 5 Конституции РФ говорится, что субъекты федерации равноправны в своих взаимоотношения с федеральной властью. Однако же на практике разные виды субъектов РФ имеют различные права и обязанности, вследствие чего происходит разрыв законодательного пространства.Например, согласно статье 66 части 1 Конституции РФ статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией самой республики, а согласно статье 68 части 2 республика вправе устанавливать свои государственные языки (так, в Республике Дагестан 14 государственных языков) в отличие от автономных округов и автономной области, которые также образованы по национальному принципу. Но они обладают дополнительными элементами статуса, согласно статье 66 части 3 Конституции Российской Федерации: «По предоставлению законодательных и исполнительных органов автономных областей, автономного округа может быть принят Федеральный закон об автономной области и автономного округа». Однако данная норма является только формальной, но на деле, до настоящего момента не было принято соответствующего Федерального закона. В отличие от республики края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют устав, принимаемый законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 66 часть 2), также они не вправе устанавливать государственные языки, кроме русского. Таким образом, несмотря на формальный симметричный конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, они на самом деле обладают ассиметричным конституционно-правовым статусом. Следовательно, Конституция Российской Федерации противоречит установленному ей же принципу равенства субъектов Российской Федерации. На мой взгляд, эту проблему очень сложно решить, ведь устанавливая равенство всех субъектов, Российская Федерация сохраняет мир и порядок на всей территории страны. А если Федеральный центр попытается ограничить конституционно-правовой статус субъектов РФ, то это может привести к развитию сепаратизма. Конюхова А. И. предлагает более безопасный путь решения данной проблемы. Она считает, что нужно все субъекты Российской Федерации превратить в республики без национальной окраски. Другой немаловажной проблемой является противоречие норм конституции субъектов Российской Федерации и Федеральной Конституции Российской Федерации. Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части 1) суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Под суверенитетом понимается верховенство и независимость. Верховенство означает, что федеральные законы, а главное Конституция РФ обязательны для исполнения на территории всех субъектов Российской Федерации, а законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ. Однако существуют нормы Федеративного договора 1992 года и ряд Конституций республик, которые закрепляют суверенитет данных республик. Такие нормы являются ошибочными, так как если республики, а также другие субъекты Российской Федерации будут суверенны, то Россия из Федерации превратится в конфедерацию (союз независимых государств). Также в конституциях Республики Чечни и Республики Тывы есть нормы, закрепляющие право выхода из состава Российской Федерации, а в Конституции Российской Федерации таких норм нет. Ведь если бы они были в Конституции Российской Федерации, то это привело бы к «параду суверенитетов» как это было в 1988–1991 годах. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность страны, однако в Конституции Республики Чечни содержится норма, которая обязывает всех граждан Чеченской республики нести службу в составе Вооруженных Сил Чеченской Республики, а это положение противоречит Конституции РФ. Данная проблема была разрешена Конституционным Судом РФ, который постановил, что Конституция Российской Федерации не допускает суверенитета субъектов Российской Федерации. Другой проблемой федеративного устройства Российской Федерации является федеральное вмешательство в дела субъектов Российской Федерации. Так, например, Президент Российской Федерации может отстранить от должности и назначить на должность главу исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а назначенный глава может назначать на должность или отстранять от должности глав на уровне района и города своего субъекта. С одной стороны, это хорошо, ведь тогда сам Президент будет контролировать деятельность назначенного главы, однако, с другой стороны, это показывает, что центр «насаждает» свою власть на территории субъектов Российской Федерации. Следующая проблема российского федерализма связана с большой территорией Российской Федерации. В связи с тем, что в настоящее время Российская Федерация насчитывает большое количество субъектов возникает проблема уменьшения количества регионов, которая может быть решена лишь через их укрупнение. Не стоит также игнорировать тот факт, что между субъектами РФ существует большой разрыв по условиям жизни людей, по уровню безработицы, доходов, культуры, по развитию инфраструктуры и т.д. Основная задача федеральных властей состоит в недопущении чрезмерных разрывов в уровне жизни между регионами и справедливом перераспределении собранных на федеральном уровне средств.Указанные особенности российского федерализма порождают также проблему управления регионами. Возможно, наиболее вероятным решением указанной проблемы будет децентрализация федеративных отношений. В процессе развития федеративных отношений предметы ведения федерации и субъектов РФ подвергаются многочисленным изменениям и уточнениям. Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ вправе делегировать отдельные полномочия региональным органам исполнительной власти и, наоборот. В настоящее время уже создана специальная рабочая комиссия по вопросам перераспределения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Региональным органам государственной власти планируется передать 101 полномочие в качестве собственных полномочий в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов. В то же время федеральные органы власти оставляют за собой право контролировать осуществление делегированных полномочий, а также предусмотрено изъятие полномочий, если их исполнение будет признано неэффективным. При этом важно не только предусмотреть делегирование части полномочий регионам на постоянной основе, но также предусмотреть и передачу постоянных источников доходов в экономически разумном объеме. Однако часть субъектов РФ неоправданно надеются на федеральной финансовое обеспечение тех проектов, которые могут быть претворены в жизнь за счет регионального бюджета. Данная позиция приводит к тому, что субъекты Российской Федерации, пытаясь на законодательном уровне расширить свои полномочия, пытаются минимизировать свои расходы на реализацию закрепленных полномочий с целью получения федеральных субсидий. Тут важна и работа самих регионов, чтобы определить те сферы, за которые субъект федерации может нести ответственность в полном объеме. В этой связи важное значение имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы. Суд выразил правовую позицию, согласно которой перераспределение полномочий между Федерацией и субъектами Российской Федерации не может повлечь снижение достигнутого уровня социальных гарантий, предоставляемых гражданам. Так, в случае если муниципальное образование тратит деньги на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, то при нехватке этих средств данные расходы покрываются за счет средств вышестоящих бюджетов в субсидиарном порядке.В итоге перераспределения полномочий между федерацией и субъектами РФ предполагается, что региональные и муниципальные власти должны получить большую автономность и функционировать исключительно в интересах общества. Однако некоторые исследователи утверждают, что в настоящее время избыточная децентрализация государственной власти сменяется чрезмерной концентрацией властных полномочий у федерального центра.Таким образом, Российская Федерация имеет ряд проблем федеративного устройства, которые требуют решения для системного, продуктивного и эффективного развития федеративных отношений на территории нашей страны. При этом, исходя их анализа проблем российского федерализма и беря во внимание исторические особенности Российской Федерации, модель современного федерализма должна соответствовать таким признакам, как сильная центральная власть, симметричность, административно-территориальная структурная организация субъектов Российской Федерации.ЗаключениеСогласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Наша страна является светским государством. Для российской политической системы присущ принцип разделения властей. Гарантом Конституции является Президент Российской Федерации. Зародившись на заре ХХ века, российский парламентаризм смог преодолеть несколько этапов преобразований и деформаций. Досоветский период развития парламентаризма в нашей стране характеризуется тем, что сформированная Государственная Дума носила, скорее, статус высшего законосовещательного органа, несмотря на то, что ей были все присущие для полноправного парламента функции.Современный парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание – структурно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Обе они носят законодательный и представительный характер. Причем, в формировании состава Государственной Думы принимают участие сами граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, посредством реализации своего избирательного права.Анализ исследовательской литературы показывает, что исследователи обращают внимание на особенную роль и значение контрольной функции Федерального Собрания в нашей стране. При этом отмечается необходимость учитывания двойственной природы российского парламента: законодательной и представительной. Таким образом, несмотря на то, что история российского парламентаризма насчитывает чуть более 100 лет, она представляется как хронология этапов становления и развития этого явления в нашей стране. Значение Федерального Собрания как высшего органа законодательной власти неоспоримо велико. Его деятельность представляет собой опосредованное участие граждан России в законотворчестве. Конституция РФ 1993 года среди принципов федерализма провозглашала государственную целостность Федерации, единство системы государственной власти, разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти, равноправие и самоопределение народов, равноправие всех субъектов федерации в процессе взаимоотношений с органами федеральной государственной власти.Конституция не закрепляет существующие федеративные отношения административного центра с субъектами, она даёт основу для дальнейшего складывания федерализма на основе взаимоотношений и посредством договора между участниками федеративных отношений. Если в результате данных действий будет достигнут взаимовыгодный результат, то федеративные отношения могут приобрести правовой характер. Но на сегодняшний день результат, который удовлетворил бы и федеральный центр, и регионы, не достигнут, следовательно, строительство федерализма продолжается, а значит и острые проблемы асимметричности и разделения власти между федеральным центром и субъектами остаются не решёнными.Список использованной литературыНормативные правовые акты и другие официальные материалыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // "Парламентская газета". N 90. 31.12.2008Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6626493/ (дата обращения 22.04.2022 г.)Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ «О внесении изменений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://base.garant.ru/12154542/ (дата обращения 22.04.2022 г.)Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24 ст. 2253 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27571/ (дата обращения: 25.04.2022)Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации URL: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-27062000-n/ (дата обращения: 25.04.2022)Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-15052006-n/ (дата обращения: 25.04.2022).Книги, монографии, учебные пособияБаранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. - СПб.: ЮРАЙТ, 2011. - 284 с.Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 449 с. // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/477982 (дата обращения: 22.04.2022).Конюхова А.И. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. - М., 2004. - 592 с.Кудрявцев К.С. Конституционное право РФ. - М.: Юриздат, 2000 - 340 с.Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль и др. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 618 с. Теория политики: учебное пособие / под. ред. Б.А. Исаева. - СПб: ПИТЕР, 2008. [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/politologiya/teoriya_politiki-isaev-2008-a.htm#_Toc185433086. (дата обращения: 22.04.2022).Научные статьи и публикацииГлазырина М.В., Петренко Н.И. Проблемы совершенствования федеративного устройства России // Марийский юридический вестник. 2015. №4 (15). С. 27-29.Какителашвили М. М. Некоторые проблемы современного российского федерализма//Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2015. № 8. С. 89-93.Михалёва Н. А. Конституция 1993 г. — юридическая модель настоящего и будущего России // Lex Russica. 2013. № 12. С. 1307–1317.Першин Е.В., Глигич-Золотарева М.В. Актуальные вопросы разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 2. С. 11-13.Портнова Е.В. Некоторые современные проблемы российского федерализма // Социально-политические науки. 2016. №3. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-sovremennye-problemy-rossiyskogo-federalizma (дата обращения: 25.04.2022). Степанян Д. А. Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 150-153.Шайхеев Т. И. Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации/Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 3-8.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!