это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3963316
Ознакомительный фрагмент работы:
Генетические факторы реализуют видовую программу развития,
определяя на каждом этапе соответствующий уровень созревания ЦНС,
который создает предпосылки для появления психических новообразований.
К ним относят:
ДНК/РНК и информацию заключенную на них.
К средовым (экзогенным) факторам относят:
-экологические
-биогеографические (климат, сезонность и др.),
- социально-экономические (образование и профессия родителей, доход и
социально-экономический статус семьи, жилищные условия и т. д.),
-психологические (например, психологический климат в семье, детском
коллективе, среди соседей),
-антропогенные (урбанизация, индустриализация, промышленное
загрязнение, шум и др.).
Генетический контроль
Роль наследственного, генетического фактора необычайно велика на
всех этапах онтогенеза человека. Наследственность определяет не только
конечный результат ростового процесса, но и его темпы.
Хотя контроль над общими размерами тела включает в себя действие
многих генов, нарушения даже в одном гене или в одной группе генов могут
привести к необратимым последствиям, например, к состоянию
ахондроплазии, наследование которого осуществляется по принципу простой
доминантности. С другой стороны, воздействие генов может быть
ограниченным и специфическим.
Существенные различия параметров роста и развития между
представителями отдельных рас заставляют серьезно думать о генетических
воздействиях на рост, в то же время не отвергая роль таких средовых
факторов, как питание, социально-экономический статус и т. д.
Существуют расовые различия и в скелетном созревании. Дети
африканского происхождения в США опережают белых детей по этим
показателям на протяжении раннего детства. Они также обгоняют их по
развитию некоторых двигательных навыков, например, умения сидеть и
ползать. Однако примерно к трем годам белые дети догоняют
афроамериканцев по всем этим показателям, а затем начинают обгонять,
очевидно, за счет влияния более благоприятных условий жизни и лучшего
питания.
Тем не менее, прорезывание постоянных зубов у афроамериканцев
также происходит в среднем на год раньше.
Генетические факторы, несомненно, воздействуют на формирование
половых различий в размерах тела и ходе ростовых процессов. Мальчики и
девочки мало отличаются друг от друга в отношении размеров тела
практически вплоть до 10-летнего возраста, хотя мальчики в среднем
рождаются несколько более крупными, чем девочки. Однако формирование
основных различий, определяющих половой диморфизм у взрослых,
происходит во время пубертатного периода и реализуется в основном в
процессе ростового скачка — спурта. Начало спурта находится под сильным
генетическим контролем, тогда как его интенсивность и продолжительность
определяются гормональными и средовыми факторами.
Огромную роль в реализации наследственной программы
играет нейрогормональный контроль над ростом. Предположительно, в
гипоталамической области мозга существует «ростовой центр», по
возможности осуществляющий развертывание генетически
детерминированной стратегии роста. Если условия среды тормозят
реализацию этой программы, то после оптимизации условий наступает
период так называемого компенсаторного роста. Это обстоятельство
заставляет предполагать наличие мощного нейрогуморального центра,
локализацию которого вероятнее всего связывают с гипоталамусом,
поскольку именно он вместе с передней долей гипофиза участвует в
реализации одной из наиболее важных частей гормонального контроля над
ростом.
В регулирование процесса роста вносят свой вклад практически все
эндокринные железы. Соматотропин, инсулиноподобные факторы роста и
инсулин, рилизинг-гормон гормона роста и соматостатин, тиреоидные и
паратиреоидные гормоны, половые гормоны и другие гормональные факторы
роста — один только этот перечень может дать представление о сложных
механизмах гормонального контроля над ростом. .
Средовые факторы
Биогеографические (природные) факторы.
Эта группа факторов включает такие характеристики, как химический
состав воды и почв, температура, влажность, количество кислорода во
вдыхаемом воздухе, инсоляция и т. Д
Связь между климатическими факторами и морфологическими
особенностями населения различных географических зон изучалась многими
исследователями. В ряде работ показана справедливость экологических
«правил» Бергмана и Аллена для населения Земли: люди, живущие в жарком
тропическом климате, в среднем характеризуются меньшим весом, большей
длиной конечностей по сравнению с обитателями более холодных широт.
Т.И. Алексеева (1986) приходит к выводу о том, что особенности
телосложения и пропорций тела, типичные для коренного населения
тропиков, умеренной зоны и Арктики, проявляются уже на ранних стадиях
роста и развития.
Одним из наиболее четких примеров влияния климатогеографических
условий на процессы роста и развития является высокогорная гипоксия.
Адаптация к ней осуществляется в основном за счет
морфофункциональных перестроек самого организма и не может быть
компенсирована социальными факторами.
Социально-экономические факторы.
В XX в. было проведено огромное число исследований, посвященных
влиянию социально-экономических факторов на размеры тела у
подрастающего поколения во многих странах, и наиболее важным фактором
признано образование родителей. Для жителей практически всех стран
мира выявлена следующая закономерность: дети из более обеспеченных
семей выше и тяжелее детей из малообеспеченных семей, однако масштаб
различий сильно варьирует и зависит как от выбора критериев, положенных
в основу социальной стратификации, так и от фактических условий жизни в
рассматриваемых популяциях. Во многих случаях речь идет о кумулятивном
действии разных факторов: больше доход, лучше питание, жилищные
условия, гигиенические навыки, меньше братьев и сестер, более
внимательный уход за ребенком, ниже уровень инфекционных заболеваний и
т. д. Как правило, отмечена прямая зависимость между уровнем образования
родителей и экономическим статусом семьи и обратная — между уровнем
образования и количеством детей в семье. Это последний показатель связан
обратной зависимостью с размерами тела, т. е. длина тела тем меньше, чем
больше детей в семье.
О существовании значимых различий между детьми, родители которых
относятся к различным социальным слоям, сообщает Дж. Таннер . Эти
различия сохраняются вплоть до взрослого состояния и составляют у 20-
летних англичан 3 см для мужчин и 2 см для женщин (для анализа были
взяты только две категории: представители умственного и
неквалифицированного физического труда). В национальном исследовании
здоровья и роста детей, проведенном в Великобритании в начале 80-х гг.,
выявлены существенные различия в размерах тела между детьми
безработных и работающих отцов, относящихся к различным социальным
классам . Эти различия выражены у детей, начиная с 5-летнего возраста, и
достигают в среднем 3,3 см. Показан также устойчивый градиент в снижении
длины тела от I социального класса к V. Различия статистически значимы и
достигают 2 см у 5-летних и 3 см у 10-летних детей
Помимо анализа возрастной динамики размеров тела и интенсивности
ростовых процессов, для подтверждения социальной обусловленности
ростовых закономерностей используется уровень полового созревания,
являющийся одним из самых информативных критериев биологического
возраста. Влияние социально-экономических факторов на сроки и темпы
полового созревания настолько велико, что часто перекрывает возможные
этнотерриториальные и климатогеографические различия. Очевидно, что с
понижением социального класса значительно возрастают сроки достижения
соответствующих стадий зрелости, независимо от этнической
принадлежности обследованных групп.
Физическая нагрузка.
Снижение двигательной активности, или гиподинамия,
рассматривается как один из факторов увеличения размеров тела у городских
детей и повышения жироотложения. Это также один из акселерирующих
факторов, оказывающих влияние на направление секулярного тренда. С
другой стороны, существует большое количество работ, свидетельствующих
о замедлении роста и полового созревания при регулярной чрезмерной
физической нагрузке, спортивных тренировках и т.д.
Психоэмоциональные факторы.
Одним из первых классических исследований такого рода была работа
Э. Виддаусон, которая показала существенные различия в приростах
размеров тела у воспитанников двух сиротских приютов в Германии в
зависимости от работавшего с детьми персонала. Очевидно, такие факторы,
как «психологический климат семьи» и т. д., должны оказывать
существенное влияние на показатели роста и развития. За счет
психологических факторов могут быть отнесены различия между детьми
работающих и неработающих отцов и другие примеры социальных различий.
Как именно эмоции влияют на рост, до конца неизвестно. Возможно,
что это связано с гипоталамическим центром роста или с нарушениями
метаболизма и сверхпродукцией стероидов в результате хронического
стресса. Как бы там ни было, это не более чем предположения и нам еще
предстоит выяснить существо механизма психоэмоциональных влияний на
рост.
Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального
развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны
к специфическим влияниям окружающего мира.
В психологическом развитии ребенка выделяют следующие сензитивные
периоды:
От 0 до 1 года
Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и
к эмоциональному общению со взрослым. Если кроха был лишен теплого
эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в
Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего
развития малыша будет уже нарушен.
От 1 года до 3 лет
В этом возрасте малыш осваивает устную речь. С огромной скоростью
ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное
увеличение словаря в жизни человека.
От 3 до 6 лет
После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С
большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. В возрасте
около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет
научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!