Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Монополия и антимонопольное регулирование в рыночной экономике: западный опыт и российская практика.

Тип Курсовая
Предмет Микроэкономика

ID (номер) заказа
3965926

500 руб.

Просмотров
1098
Размер файла
145.94 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение   3

1 Теоретические аспекты функционирования монополий   5

1.1 Понятие монополии и её сущность   5

1.2 Виды монополий   9

2 Анализ сферы монополий в России и за рубежом  13

2.1 Тенденции развития монополий в России  13

2.2 Особенности антимонопольной политики в России   17

2.3 История монополий и борьба с ними в западных странах   23

Заключение   26

Список использованных источников   28

 

Введение

Изучению характера воздействия монополии на экономику и общество посвящено большое количество научных работ. При этом анализ показывает, что в экономической науке нет единства в трактовке и оценке данного феномена. В традиционном устоявшемся понимании монополизация экономики - это отрицательное явление, а монополия как субъект хозяйствования исключительно паразитирует в социально-экономическом пространстве. Такое представление в современных условиях мирового развития является не более чем стереотипом. Практика убедительно демонстрирует эффективность деятельности компаний, обладающих экономической и технологической мощью. Вопросами исследования по проблемам конкуренции и монополии занимались многие экономисты, которые были отражены в их работах: П.А. Тверского, А.Н. Гурьева, М.А. Курчинского, Д.И. Пихно, В.Я. Железнова, М.И. Туган-Барановского, И.И Янжула, А.А. Исаева, И.М. Гольдштейна, П.Б. Струве и другие. Но эти учёные не ограничивались только экономическими вопросами, они также рассматривали и правовые аспекты.Цель курсовой работы изучение как российского, так и зарубежного опыта государственного регулирования монополий, анализ эффективности проведенных реформ, выявление достоинств и недостатков, а также последствий монополизации, влияющих на экономику и общество в целом.В курсовой работе для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:рассмотреть различные точки зрения учёных на проблемы существования и регулирования деятельности монополий, существующих на российском рынке;изучить источники формирования естественных монополий в Российской Федерации;выделить возможные варианты дальнейшего развития их деятельности.Объектом курсовой работы монополии.Предметом курсовой работы является особенность государственного регулирования развития монополий в России.Методы исследования: обзор различных источников, анализ и синтез, сравнение, конкретизация и т.д.Теоретической базой послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия по рассматриваемой тематике, материалы периодической печати, материалы Банка России.Цель и задачи работы обусловили её структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.1 Теоретические аспекты функционирования монополий1.1 Понятие монополии и её сущностьМонополия (моно... и греч. Pōléō, что в переводе продаю один) это производственная отрасль какой-либо компании, которая способна нормально функционировать только при условии, если на рынке не будут присутствовать конкуренты [27, с. 113]. Монополия – это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма.Среди ярких черт монополии можно выделить следующие [15, с. 54]:отрасль полностью состоит из одной масштабной компании, вследствие чего кривая отраслевого спроса совпадает с кривой спроса на продукцию данной фирмы-монополиста;товар является уникальным и не имеет товаров-субститутов;вступление в отрасль не является свободным и имеет значительное количество барьеров;монополист обладает уникальной информацией, которая не доступна для остальных членов данного сегмента рынка, что образует несомненное конкурентное преимущество;монополист обладает возможностью диктовать цену и имеет над ней полный контроль, что является ключом и к максимизации выручки, так и максимизации прибыли;обычно производителю-монополисту не требуется реклама;потребитель не имеет выбора: он либо приобретает товар (услугу) у монополиста, либо отказывается от данного товара (услуги);монопольная компания регулирует количество товара на рынке.В общем случае термин «монополия» описывает особую форму отраслевой структуры или конкурентную позицию конкретного экономического субъекта, при которой рынок обслуживается одним продавцом (или ничтожно малым числом субъектов, что позволяет влиять на цены и другие экономические параметры), реализующим продукцию (товар, услугу) при отсутствии близких заменителей [8, с. 23]. То есть это или субъект, или состояние рынка. Чаще всего монополия ассоциируется с крупной хозяйственной организацией, которая за счет высокой концентрации капитала и производства занимает лидирующее положение и получает возможность извлекать сверхприбыль, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены (демпинг). Доминирование позволяет монополии влиять на состояние рынка: она подавляет потенциальные возможности других конкурентов, а кроме того, распространяет свое влияние на многие сферы общественной жизни.К экономическим причинами появления монополий относятся [14, с. 123]:исключительный контроль над ключевыми факторами производства и ресурсами (наличие и доступность полезных ископаемых и других значимых ресурсов, использование в производственном процессе уникальных высококвалифицированных кадров, достаточное количество финансовых ресурсов для обеспечения и развития избранных видов деятельности и т. д.);экономия, связанная с ростом масштаба производства (обеспечивает за счет концентрации производственных мощностей и их использования для изготовления одной и (или) однотипной продукции массового назначения возможность уменьшения постоянных затрат и достижения такого объема, при котором удельные издержки на единицу продукции имеют достаточно низкое значение);неэластичность спроса на конкретную продукцию.К технологическим факторам, которые являются причинами образования монополий, можно отнести:особенности технологии производства продукции и обслуживания потребителей;значительные затраты на организацию и обеспечение производства продукции, которые не окупаются в конкурентной среде, делая ее невозможной и неэффективной;ярко выраженный территориальный характер процесса производства продукции и обслуживания потребителей (выгодное географическое положение, ограниченность распространения монопольного рынка, зависимость от доступности и условий функционирования транспортной инфраструктуры, использования способов соединения территорий и т. д.);особенности функционирования внешней среды, в которой может быть ограничена доступность уникальной социально значимой продукции, не имеющей заменителей, для всех членов общества.К административным источникам формирования монополий относятся барьеры для входа на рынок, которые создаются посредством применения мер государственного регулирования и обеспечивают организации эксклюзивные условия функционирования, в том числе: правовые барьеры (монопольное право собственности (индивидуальной, групповой или акционерной), патенты, лицензии, франшизы); государственные закупки; особенности государственной политики (предоставление государством отдельным организациям исключительного права на выполнение конкретного вида деятельности; ограничение иностранного участия на рынке и поддержка отечественных производителей с помощью высоких импортных пошлин и т. д.).В исследованиях феномена монополизации, специфики проявления ее природы по мере перехода общества на очередную ступень своего развития и роли монополий в истории экономической мысли можно выделить три ключевых направления (таблица 1).В целом, изучение работ ученых, посвященных формированию и развитию монополий в современной экономике, позволяет определить данную рыночную структуру как закономерный результат конкурентной борьбы, полученный субъектом экономики за счет реализации стратегии использования уникальных условий при осуществлении своей деятельности. Фактически процесс монополизации представляет собой уход от конкурентной борьбы и создание собственной ниши с особыми свойствами внутри конкретного рынка продукции.Таблица1 Представления о сущности монополии в основных экономическихтеориях [8, с. 30]ПодходПредставителиСутьНеоклассическийи неолиберальныйподходУ. Джевонс, А. Маршалл,Дж. Б. Кларк, В. Ойкен,Ф. Хайек, М. Фридман,М. Ротбард, У. Баумоль,А. Крюгер, Э. Уэст,Дж. Бьюкенен и др.Монополии являются механизмом, который мешает формированию справедливой конкуренции и должен быть отторгнут рынком естественным путем либо устранен соответствующими мерами государственного регулированияСоциально-психологическийинституционализмТ. Веблен, Й. Шумпетер,М. Портер, Дж. Робинсон,Э. Чемберлин, Дж. Стиглици др.Процесс монополизации является объективным явлением конкурентного взаимодействия и рыночного развития, базируется на основе дифференциации продукта; монополия имеет как положительные, так и отрицательные черты для социально-экономического развитияДиалектическийподходК. Маркс, Ф. Энгельс,B. И. Ленин, Р. Гильфердинг, Р. ЛюксембургМ. Калецкий, П. Суизи,П. Баран, И. Г. Блюмин,Е. С. Варгу. C. М. Меньшиков, А. Г. Милейковский,Н. Н. Иноземцев и др.Монополизация представляет собой неизбежный этап развития капиталистической экономики, ведущий его к ее самоотрицанию и, с одной стороны, создающий благоприятные условия для повышения производительности труда и технологического роста, а с другой - порождающий стремление быть единственным в своей сфере деятельности и контролировать рынок данного товара, а также ряд особенно острых и крупных противоречий, трений, конфликтовТо есть первопричиной монополизации является дифференциация продукции, уникальность ее отдельных характеристик и отсутствие на конкретном рынке доступных и (или) приемлемых заменителей.Ключевыми факторами, создающими среду для образования монополизированных структур, являются:степень отличия существенных характеристик продукта от аналогичных продуктов данной категории, которые выделяются и ценятся потребителями;значимость потребности, реализуемой с помощью данного свойства;устойчивость спроса на рассматриваемую продукцию;невозможность копирования существенных признаков дифференциации оперативно и без привлечения значительных затрат [23, с. 563].Таким образом, ключевой задачей для монополии является определение и расширение рыночных границ собственного влияния с одновременным недопущением технологической близости производства и продажи товаров-субститутов. Важным моментом в функционировании монополии является то, что данный феномен представляет собой временное явление. Возможность проявления экономической силы сохраняется до тех пор, пока не возникнут новые продукты, материалы, технологии, средства производства и способы использования ресурсов, которые выступят в качестве заменителей дифференцированной продукции, соответственно, уменьшив ее потребительскую ценность.1.2 Виды монополийНа практике выделяют несколько видов монополий: естественную, искусственную, открытую и государственную (закрытую) [15, с. 55].Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий. При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как ценовое маневрирование, демпинг цен, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.Открытая монополия это рынок единственного поставщика. Открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.Государственная (закрытая) монополия это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют: субъект монополии (монополиста); товарные границы монопольного рынка; способы контроля над его деятельностью и ее регулированием; компетенцию контролирующего органа. Государственная монополия защищена от конкурентов законодательством. При государственной (закрытой) монополии ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка.Естественные монополии возникли исторически и закрепились благодаря специфике российского экономического уклада. Их развитие оказывает мультипликативный эффект на национальную экономику. В советской экономике институт естественных монополий отсутствовал. В то же время такая государственная структура, как Главное производственное управление по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть – предшественник ПАО «Транс-нефть»), созданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР No 96 от 5 февраля 1970 года обладала многими признаками естественных монополий. В постсоветское время проведение рыночных реформ потребовало выделения отдельных секторов экономики, в которых развитие конкуренции технологически невозможно или экономически неэффективно, а рыночное ценообразование неоптимально.Субъект естественной монополии это хозяйствующий субъект, занимающийся производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Естественные монополии на сегодняшний день выступают гарантами целостности, безопасности, результативности экономики. Примерами естественных монополий являются предприятия, осуществляющие транспортировку газа по трубопроводам, реализацию природного газа; услуги общедоступной электросвязи, захоронение радиоактивных отходов, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение и др.Выделяют 4 типа естественных монополий: природные, основанные на использовании уникальных природных ресурсов, добычи редких полезных ископаемых;технологические: основанные на значительном положительном эффекте от масштаба, позволяющем лишь единственной фирме присутствовать в отрасли;местные (локальные): возникающие на территориально отдельных рынках товаров, обладающих неэластичным спросом; государственные: связанные с рынками, находящимися в исключительном ведении государства (выпуск особых товаров – медали, банкноты, монеты и т. д.), и реализацией государством регулирующих функций [37, с. 224]. Также естественные монополии разделяют на постоянные и временные. Для постоянных характерно возрастание отдачи от масштаба при любых объемах производства, которые могут удовлетворяться единственным производителем, а затраты при этом будут минимальными. Временные естественные монополии возникают в ситуациях, когда эффект отдачи от масштаба остается положительным до определенной величины объема производства, а затем принимает отрицательные значения.Исходя из территориальных границ, естественные монополии могут быть разделены на федеральные, региональные и локальные. Очевидно, что ПАО «Транснефть» и другие монополии, производственные фонды которых распределены по всей стране, следует отнести к федеральным естественным монополиям, которые оказывают колоссальное влияние на национальную экономику и выступают как фактор, определяющий устойчивое и динамичное развитие ее хозяйственной системы.Классифицировать естественные монополии можно и по другим критериям, например по отношению к отраслевой принадлежности или по форме собственности. Немаловажный факт, который необходимо при этом учитывать: границы естественных монополий достаточно подвижны, и в этой связи их сферы способны расширяться, сужаться или ликвидироваться в зависимости от тех или иных факторов.Важным естественным монополистом выступает РЖД. На протяжении уже более 180 лет железнодорожный транспорт является ключевым звеном транспортной системы и экономики России.Естественным монополистом в газовой отрасли является ПАО «Газпром». «Газпром» уникальное явление в отечественной и мировой практике. Доминирующее положение «Газпром» в российской газовой отрасли позволяет компании определять «правила игры» для остальных участников газового рынка в России. Газпром является естественной монополией за счет того, находится на первом месте по добыче газа во всем мире. Доля в Российской добыче газа составляет 69%. В современной мировой экономике именно крупные монополизированные рыночные игроки имеют более высокие показатели экономической эффективности по сравнению с предприятиями малого и среднего бизнеса. Это касается организаций и промышленности, и торговли, и банковской сферы. Сама природа информации и знаний способствует созданию монопольных ниш. Имея значительную концентрацию производственных и финансовых ресурсов, монополии добиваются более высокого уровня производительности труда, демонстрируют инновационную активность, часто становятся двигателями прогресса в капитало- и наукоемких отраслях, их деятельность вызывает мультипликативный эффект для экономического роста.Таким образом, в современных условиях монополизация может быть представлена как важный элемент эффективности общественного развития. Ключевым аспектом конкурентной стратегии данной рыночной структуры становятся действия, направленные на достижение временного монопольного положения посредством разработки и использования инноваций.2 анализ сферы монополий в россии и за рубежом2.1 Тенденции развития монополий в РоссииЕстественная монополия является таковой, когда она, во-первых, соответствует признакам монополии, во-вторых, имеет технологические особенности производства, связанные с «эффектом масштаба», а также у её товаров нет заменителей, и цена не сильно влияет на спрос, то есть, наблюдается низкая ценовая эластичность спроса. Именно эти факты отличают естественные монополии от прочих монополий [16, с. 462].Основными методами регулирования являются:ценовое регулирование (тарифное);определение приоритетных потребителей.Кроме того, государство обеспечивает контроль:Сделок естественного монополиста по приобретению основных средств на сумму более 10% собственного капитала. Сделок по приобретению основных средств естественного монополиста на сумму более 10% собственного капитала монополиста. Инвестиций монополиста в производство (реализацию) продукции (товаров), не попадающих под регулирование и превышающих 10% собственного капитала монополиста. Цен (тарифов) монополиста. Соблюдения стандартов раскрытия информации.Работа монополий в России занимает огромную часть экономики. В нашей стране к естественным монополиям относятся «Газпром», «Почта России», «РЖД» и др. В российской промышленности существуют 4 тысячи предприятий − монополистов, из них естественных монополий − 500. Данные монополии занимают лишь 4 % рабочей силы, в то время как составляют 13,5 % валового внутреннего продукта: 20,6 % инвестиций; 16,2% прибыли: 18,6 налоговых доходов консолидированного бюджета страны [21, с. 57]. Вклад естественных монополий в ВВП страны показан на рисунке 1. Рис. 1. Доля субъектов естественных монополий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, % [40]Наибольшей долей в ВВП страны характеризуется железнодорожный транспорт, а также электроэнергетика и газовая промышленность. Их вклад соответственно 34, 28 и 26%%.Доля субъектов естественных монополий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в России составляет около 20%. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к снижению (рисунок 2).Рис. 2. Вклад естественных монополий в ВВП страны, в % [40]По данным, представленным Росстатом, охарактеризуем оборот организаций естественных монополий в России за 2019-2020 годы.Пандемия и связанные с ней ограничения сказались, прежде всего, на работе аэропортов. За 2020 год их оборот составил лишь 32% от показателя 2019 года. Железнодорожные перевозки также вошли в ряд отраслей, наиболее пострадавших от ограничений: оборот снизился и составил 59,5% от показателя 2019 года. Также серьезные изменения произошли в сфере услуг общедоступной электросвязи, где оборот составил 64,7% относительно предыдущего периода.Снижение оборота наблюдается и в транспортировке нефти и нефтепродуктов, в транспортировке газа. В ряде отраслей, напротив, наблюдается рост оборота. Это, прежде всего, услуги портов, водоснабжение, услуги по передаче электрической (тепловой) энергии. Таблица 2Оборот организаций по сферам деятельности естественных монополий по РФ за 2019-2020 гг., тыс. руб. [40]2020 год2019 годТемп роста 2020 год в % к 2019 годуТранспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам1475551043162760811390,7Транспортировка газа по трубопроводам7834700303883949587088,6Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии1309968789210642698955123,1Железнодорожные перевозки30302741150891169059,5Услуги портов (речной и морской транспорт) и услуги транспортных терминалов 745896060383436976194,5Услуги аэропортов22185022269013821532,1Услуги общедоступной почтовой связи184034653170238343108,1Услуги общедоступной электросвязи659665475101925832664,7Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике3268788029019503112,6Захоронение радиоактивных отходов979235804350121,7Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры33838134432495426497135,6Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути4059162038373339105,8В сфере естественных монополий России достаточно высокий уровень оплаты труда (табл. 3).Самые высокие зарплаты отмечены в сфере услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (141,8 тыс. руб. в 2020 году), в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам средняя заработная плата составила в 2020 году 119,1 тыс. руб., что на 14,4% выше показателя 2019 года. Во всех сферах наблюдается рост оплаты труда, кроме сферы услуг аэропортов.Таблица 3Среднемесячная заработная плата работников по сферам деятельности естественных монополий, тыс. руб. [40] Фактически заТемп роста в % к 2020 год к 2019 году2020 год2019 годТранспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам119,1104,2114,4Транспортировка газа по трубопроводам77,372,7106,3Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии64,260,5106,2Железнодорожные перевозки59,757,5103,8Услуги портов (речной и морской транспорт) и услуги транспортных терминалов 101,396,9104,6Услуги аэропортов54,755,997,7Услуги общедоступной почтовой связи27,924,0116,5Услуги общедоступной электросвязи74,467,2110,7Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей102,998,5104,4Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике141,8138,2102,6Захоронение радиоактивных отходов135,6131,6103,1Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры57,153,1107,7Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути108,0101,5106,4Проанализировав данные о естественных монополиях в России, хотелось бы подытожить все вышесказанное тем, что в связи с установленными условиями российской экономики, значение естественных монополий огромна и в то же время противоречива. Роль данных монополий стремительно увеличивает в условиях современного кризиса. Можно сказать о том, что на сегодняшний день естественные монополии стоят в центре почти всех экономических проблем России. Таким образом, под естественной монополией следует понимать определяемую государством деятельность компаний, которая в условиях ограниченной конкуренции и в силу технологических особенностей производства, а также в связи с менее затратным использованием инфраструктуры, является более эффективной в обеспечении социально значимых задач.2.2 Особенности антимонопольной политики в РоссииАнтимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию. Антимонопольное регулирование является необходимым по многим причинам. Прежде всего, оно призвано обеспечить стабильные цены, что наверняка будет интересно потребителю. Также оно призвано определить структуру тарифов, принимая во внимание справедливость соотнесения издержек для разных групп покупателей. К причинам также можно отнести побуждение фирм к снижению издержек и превышающей норму занятости, повышению уровня обслуживания, улучшению эффективности производства, а также создание надлежащих условий для конкурентной борьбы.Значение антимонопольного регулирования для любой страны с рыночной экономикой трудно переоценить. Это важнейшая составляющая экономической политики государства. Грамотная антимонопольная политика служит залогом успешного социально-экономического развития. Успех в данном случае во многом зависит от правильной и хорошо продуманной системы, отвечающей за контроль над монополистическими фирмами и процессами монополизации.Антимонопольная политика государства это совокупность мер, которые осуществляются государством в экономической, административной, законодательной областях с целью гарантированно эффективных условий для существования и нормального функционирования рынка свободной конкуренции и отсутствию монополизации, превышающей норму [27, с. 113].Среди целей антимонопольной политики можно обозначить предупреждение чрезмерного возвышения монопольных цен и дефицита выбора на рынке, перераспределение монопольных доходов, регулирование объема экономических ресурсов в обществе.Для достижения поставленных задач возникает необходимость в следующих аспектах: Создание единого экономического пространства в стране посредством постановки определенных барьеров (введение ограничения на вывоз и ввоз продукции, чрезмерное лицензирование и др.) Контроль за некой «прозрачностью» операций, которые непосредственно имеют отношение к возникновению, объединению и перестройке структуры коммерческих фирм, приобретением ценных бумаг и т.д. Осуществление данного пункта предполагает вмешательство законодательства. Наиболее строгий контроль за деятельностью компаний, доминирующих на рынке; уменьшение количества препятствий для входа товара на свой предполагаемый рынок сбыта; своевременный анализ процедуры образования цен, а также изъятия прибыли, которые появились вследствие пренебрежения антимонопольным законодательством. Проектирование таких правовых методов, которые будут давать эффективный результат в виде обеспечения гарантированного исполнения запрета на запрет индивидуального предпринимательства среди представителей государственных должностей, а также предупреждения ухищрений по использованию муниципальных и государственных предприятий не по назначению, в корыстных целях. Особенный контроль за недобросовестной конкуренцией на хозяйственных рынках. Одним из основных пунктов, требующих внимания, считается нарушение исключительного права на интеллектуальную собственность. Пересмотр порядка оказания гос. помощи с целью её улучшения. Обеспечение соответствующих условий для успешного развития мелкого предпринимательства, малых предприятий. Осуществление контроля в рамках антимонопольной политики на рынке финансов. Здесь стоит уделить особое внимание разработке механизма определения границ рынков (продуктовых, географических), определения положения фирмы на рынке (доминантное ли), а также определения способа и порядка применения негативных санкций за нарушения.Напрямую государство контролирует экономическую систему следующими способами. Оно осуществляет контроль за ценообразованием через преследование законом и судом цен, превышающих норму, а также через установление этой самой нормы.В современных условиях наиболее простым способом отслеживания являются формы концентрации, которые юридически закреплены и принимают формы договоров. Сейчас рынки имеют развитую структуру и для борьбы с монополиями может быть достаточно публикации уполномоченных органов требований договоров, ведь таким образом конкуренты начинают тоже владеть данной информацией.Также уровень конкуренции повышается косвенным путем. Как пример, снижение ставки налога в стране, а также предоставление стартового капитала начинающим предпринимателям, доступ предпринимательства, которое инвестирует средства в отрасль с высоким уровнем монополизации, к займу и кредиту.Большое значение в структуре рынка имеют уравновешивающие силы, которые сглаживают негативные последствия монополизации рыночной структуры. Сюда входят потребительские ассоциации на покупательском рынке, а также профсоюзы рабочих. Они стараются сформировать отрицательное отношение к монополии со стороны общества, а также контролируют добросовестность заключения различных договоров, вникая в их антимонопольную достоверность.Остановимся на некоторых нормативно правовых актах РФ поподробнее, которые были приняты в последние годы. В настоящее время регламентация монополий осуществляется кодифицированными актами. Основными кодексами являются: Арбитражный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.В Гражданском кодексе РФ описываются основные методы по регулированию конкурентных правоотношений на рынке. Именно в этом акте содержаться положения об осуществление защиты гражданских прав. Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы РФ устанавливают порядок рассмотрения спора между различными субъектами экономических отношений. Уголовный кодекс РФ устанавливает различные виды санкций за нарушение предписанных актов в сфере рыночных отношений. В рамках Уголовно-процес-суального кодекса РФ могут проводиться судебные разбирательства в случаи если человека обвиняют за совершение преступления в сфере конкурентного права.Антимонопольное регулирование принято рассматривать как систему определенных законов и нормативно-правовых актов, которые направлены на преодоление отрицательных последствий монополий. К таким можно отнести:1. Закон «О защите конкуренции»2. Федеральный закон «О естественных монополиях»3. Федеральный закон «О защите прав потребителей»4. Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведении государственного контроля»Одним из основных Федеральных законов является закон «О защите конкуренции», он был принят в 26.07.2006 [2]. В его основу был взят Федеральный закон о конкуренции 1991 г. Данный закон регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, с пресечением возникновения монополистической деятельности, а также в целом этот Федеральный закон является экономической базой для антимонопольного регулирования. Ещё одним немаловажным законом является Федеральный закон «О защите прав потребителей», принятый 07.02.1992. Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами, регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями при продаже товаров и услуг, надлежавшего качества, а также получение достоверной информации о товарах.Закон от 23.06.1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». В соответствующем законе определены формы недобросовестной конкуренции, которые показаны на рисунке 3.Рис. 3. Формы недобросовестной конкуренции [27, с. 117]На основании выше перечисленного можно сделать вывод о том, что антимонопольная политика имеет как положительные, так и отрицательные стороны (рис. 4).Таким образом, мы можем заметить, что правовое регулирование монополий является необходимым аспектом в российском законодательстве, так как монополии препятствуют свободному развитию рыночной экономики в нашей стране. Из-за своего доминирующего положенья они могут трактовать свои условия (завышать иены на товары и услуги, при этом снижать качество продукта и чаще всего они работают только в своих интересах, тем самым забывая о потребностях общества). В связи с этим антимонопольная политика является важной частью законодательства Российской Федерации для благоприятного хозяйственного развития.Все направления антимонопольной политики не могут полностью избавить страну от монополий. Вся система антимонопольного регулирования по большей части только ограничивает монополии, чем полностью запрещает их деятельность.Рис. 4. Плюсы и минусы антимонопольной политики [27, с. 117]Конечно же понятно, что в антимонопольной политики ещё есть некоторые недоработки (недостатки), которые следует в дальнейшем проработать, чтобы вся концепция антимонопольной конкурентной политики в России в будущем была направлена развитии и процветание экономики.2.3 История монополий и борьба с ними в западных странахВ различных странах, вне зависимости от принадлежности к европейской, азиатской либо другой культуре имеется своя история антимонопольного права. В Европе и США исторический опыт развития монополий имеет как различия, так и определенные сходства. В то же время, изменения антимонопольного регулирования, как правило, сопровождались революциями, начиная с XVII века в Англии.Если говорить об организациях-монополистах, то в Европе они начали появляться лишь в XVII веке [30, с. 323]. Интересно, что монополии воспринимались государствами как благо. На тот момент монополии были продуктами государства. Например, институт каперства являлся узаконенным морским грабежом, то есть монополией на пиратство, выдаваемого правителями Англии, Нидерландов, Испании и Португалии.Позднее в эпоху Возрождения в Англии начали развиваться монополии-организации. Монополии создавались частными лицами, но по инициативе государства, так как на тот момент это было выгодно для английской власти. Только в первой половине XVII века было выдано более 700 привилегий на создание монополий. К 1630-м годам были монополизированы все сферы экономики, что в дальнейшем привело к пагубным последствиям. Пример Англии символизирует чрезвычайный вред монополии. Стремление наполнить казну за счет создания крупных налогоплательщиков опасная идея, хотя она может выглядеть эффективной в краткосрочной перспективе.Таким образом, в Англии эпохи Возрождения не боролись с монополиями, напротив, способствуя их возникновению. Предпринимателям выдавались патенты на продажу либо производство той или иной продукции. Английский опыт, во многом, в дальнейшем перенесется и на другие страны Европы, как и сценарий развития государства с точки зрения формы правления.Начальный период противодействия современным монополиям приходится на развитие индустриализации. Конец XIX начало XX века связан не только с созданием крупного автоматизированного производства, но и с развитием общественных движений, переходом от монархий к демократиям либо парламентарным монархиям по типу Германии и России. Развитие общества привнесло и новые запросы населения, к которым относились запрет на повальный рост цен на тот или иной товар. Как следствие, возникала тенденция на борьбу с монополиями. Именно в эру индустриализации евроатлантические государства перестали поддерживать монополизированность экономики, напротив, вводя ограничения. Так в 1890 году в США был принят антитрестовский закон Шермана, в последствие перенятый и в других странах. Остановимся на примере ФРГ. С точки зрения истории опыт послевоенной Германии по восстановлению экономики является абсолютно уникальным.В правовой доктрине Германии существующее антимонопольное законодательство считается отдельной отраслью права, которое имеет свои уникальные термины. Например, «предотвращение злоупотреблений рыночной властью», содержащаяся в п. 16 абз. 1 ст. 74 Основного закона ФРГ [8, с. 23]. Опыт Германии наиболее ценен для государств с федеральной системой, в том числе для России. Однако, если сравнивать законодательство РФ и ФРГ, то можно сделать вывод, что земли ФРГ обладают большей автономией, чем субъекты в РФ, следовательно, могут более эффективно подстраиваться под общественно-социальные запросы.Если рассматривать современную историю общеевропейского антимонопольного регулирования, то она берет начало в 1957 году с подписания Римского договора, в котором были сформулированы основные принципы борьбы с монополиями. Целями Римского договора являлись повышение уровня жизни жителей Европы и рост экономики. Страны, подписавшие договор члены ЕОУС (Европейского объединения угля и стали). ЕОУС считается предшественником Европейского союза, куда входили Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Интересно, что целью подписания договора считался рост экономики, а одним из средств антимонопольное регулирование, что говорит об абсолютной неприязни монополий для европейских менеджеров уже в середине XX века.Распад СССР породил новое экономическое европейское пространство. В Европе был взят курс на расширение рынка сбыта для стран бывшего советского лагеря. Так в 1995 создается Всемирная торговая организация, в рамках которой, в том числе, прописывались правила антимонопольного регулирования. ВТО это не только юридическое лицо, но и целый комплекс договоров, регулирующих экономическую сферу.Кроме того, в ЕС был создан наднациональный антимонопольный орган, действовавший вместе с другими национальными структурами Европейская комиссия по конкуренции [15, с. 54]. Данный орган функционирует в соответствии с Единой согласованной политикой, заключающейся в следующем: обеспечение свободной конкуренции между фирмами, надгосударственное регулирование и контроль за деловой ограничительной практикой, гибкое и последовательное следование общим правилам и т.д.Таким образом, мировая история борьбы с монополиями показывает, что введение антимонопольных законов следствие экономического или политического кризиса. ЗаключениеВ данной работе рассмотрена сущность понятия «монополия», ее основные признаки и классификация, а также рассмотрены основные методы и особенности государственного регулирования монополий. В первой главе курсовой работы представлен анализ понятия «монополия» и его признаков, полномочий государственных органов в сфере контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, подходов государственных органов к вопросу о возможности и необходимости демонополизации национальной экономики.Выделены черты, которые присущи монополиям. Среди них: отрасль полностью состоит из одной масштабной компании; товар является уникальным; вступление в отрасль не является свободным и имеет барьеры; монополист обладает возможностью диктовать цену и имеет над ней полный контроль; монопольная компания регулирует количество товара на рынке. Рассмотрены причины появления монополий, среди которых выделяют экономические, технологические и административные факторы.Изучение работ ученых, посвященных формированию и развитию монополий, дало возможность сформировать вывод о том, что данная рыночная структура представляет собой закономерный результат конкурентной борьбы, полученный субъектом экономики за счет реализации стратегии использования уникальных условий при осуществлении своей деятельности. Ключевая задача монополии определение и расширение рыночных границ собственного влияния с одновременным недопущением технологической близости производства и продажи товаров-субститутов. В первой главе курсовой работы рассмотрены также виды и типы монополий, среди которых можно выделить естественную, искусственную, открытую и государственную (закрытую). Определено место и роль монополий в современной экономике. Можно выделить как негативные, так и позитивные аспекты воздействия монополий на экономику. К негативным следует отнести тот факт, что монополии подавляют конкуренцию, а также монопольный рынок не уделяет должного внимания качеству продукции при высоких ценах. Во второй главе курсовой работы проведен анализ сферы естественных монополий в России. В советской экономике институт естественных монополий отсутствовал, а впервые понятие «естественная монополия» было введено в 1994 году. Работа монополий в России занимает огромную часть экономики. В нашей стране к естественным монополиям относятся «Газпром», «Почта России», «РЖД» и др. В российской промышленности существуют 4 тысячи предприятий − монополистов, из них естественных монополий − 500. В работе рассмотрен вклад естественных монополий в ВВП страны. Наибольшей долей в ВВП страны характеризуется железнодорожный транспорт, а также электроэнергетика и газовая промышленность. Доля субъектов естественных монополий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в России составляет около 20%. Анализ тенденций развития естественных монополий в России позволяет сделать вывод о том, что роль данных монополий стремительно увеличивает в условиях современного кризиса. Сегодня естественные монополии стоят в центре почти всех экономических проблем России. Во второй главе курсовой работы рассмотрены также основные положения антимонопольного законодательства. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию. Антимонопольное регулирование призвано обеспечить стабильные цены, призвано определить структуру тарифов.Таким образом, правовое регулирование монополий является необходимым аспектом в российском законодательстве, так как монополии препятствуют свободному развитию рыночной экономики в нашей стране. Из-за своего доминирующего положенья они могут трактовать свои условия. Список использованных источниковНормативно-правовые акты Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 11.06.2021). Режим доступа: https://base.garant.ru/10104442/Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. от 01.04.2022). Режим доступа: https://base.garant.ru/12148517/Учебная и научная литератураАлексеева Д.А. Государственный контроль за деятельностью естественных монополий в современной России // В сборнике: Устойчивое развитие цифровой экономики, промышленности и инновационных систем. 2020. С. 205-207.Алиханов М.М., Баисова С.Р. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1-2. С. 5-10.Андреева Е.М., Галямина А.В. История монополий и борьба с ними в России и зарубежных странах: сравнительно-правой анализ // Современное российское право. 2020. № 8 (17). С. 16-22.Анциферова Е.К. Естественные монополии: к вопросу о сущности и регулировании их деятельности // В сборнике: Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. 2019. С. 52-59.Барцева Н.С., Готовчикова В.А., Коломенцева В.С. Естественные монополии в экономике современной России // Синергия Наук. 2019. № 35. С. 81-88.Бельский В.И., Тригубович Л.Г. Исследование влияния монополии на экономику и общество в современных условиях // В сборнике: Вестник института экономики НАН Беларуси. Сборник научных статей. Минск, 2020. С. 23-39.Богомолов В.В. Естественные монополии и их роль в экономике РФ // Научный альманах. 2020. № 10-2 (72). С. 15-17.Буркеева Р.Г. Специфика организационно-экономических форм российской естественной монополии // В сборнике: Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. 2019. С. 17-22.Власова Н.В., Мельник А.Р. Роль естественных монополий в экономике России // Энигма. 2019. Т. 1. № 9-1. С. 276-282.Гарифуллина, К.С. Естественная монополия: понятие и сущность // Modern Science. 2019. № 11-2. С. 56-58.Гогу К.А. Естественные монополии в экономике современной России // В сборнике: Вопросы экономики и экономического образования. Сборник научных трудов. Под редакцией С. Е. Урванцевой; МГОУ.  Москва, 2020. С. 206-232.Гусейнов Г.С.О. Влияние естественных монополий на национальную экономику // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2020. № 3 (33). С. 123-131.Игнатенко А.К., Лучкова Д.В. Теоретические основы исследования монополий и антимонопольной политики // В сборнике: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 54-58.Калаева Д.М., Шаховский Р.А. Естественные монополии в экономике России // E-Scio. 2020. № 6 (45). С. 462-468.Краснова Т.А. Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 51-54.Лазарева Т.С. Определение субъектов естественных монополий // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: теория, методология, практика. Петрозаводск, 2021. С. 184-187.Леонтьева Н.В. Регулирование естественной монополии в Российской Федерации // Студенческий форум. 2020. № 41-2 (134). С. 41-42.Марьина А.В., Шаяхметова Э.Ф. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта регулирования естественных монополий // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2020. № 2 (20). С. 129-135.Муратова З.Л. Естественная монополия: сущность, условия возникновения и функционирования // В сборнике: Экономика, управление, финансы: теория и практика. 2019. С. 56-58.Николаев И.Б. Естественные монополии и их роль в российской экономике // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 3 (30). С. 486-497.Пятаев Д.А., Додонова К.В., Давыдова Э.И., Будагова С.П., Тишина А.О. Способы борьбы с монополией в России // Форум молодых ученых. 2020. № 10 (50). С. 563-566.Рогова Д.С., Барсукова К.В. Правовое регулирование монополий в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира. 2020. С. 186-189.Рубан А.О., Шевченко С.А. Естественные монополии: сущность понятия и характерные признаки // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 11-3 (69). С. 26-30.Сапожникова Н.Т. Актуальные проблемы регулирования естественных монополий в России // В сборнике: Актуальные проблемы управления – 2018. 2019. С. 423-426.Смородина Е.П., Логвинова В.А. Правовое регулирование монополий и противоречивость их развития // Цифровая и отраслевая экономика. 2020. № 4 (21). С. 113-119.Солодуха Т.А. Понятие и виды естественной монополии // Modern Science. 2019. № 7-1. С. 117-120.Трунов С.С. Проблемы, возникающие при борьбе с монополиями в России // Научный электронный журнал Меридиан. 2021. № 2 (55). С. 216-218.Халгылыджова Д.Х. Монополия: возникновение, эволюция и роль в современной экономике // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. Карачаевск, 2020. С. 323-328.Хромченко Р.Д., Максимов Ю.В. Понятие естественной монополии в теории современной экономической мысли // В сборнике: Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития. 2019. С. 11-12.Чанкарова А.Д. Естественные монополии в Российской Федерации // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2020. № 2 (27). С. 83-85.Чиркова В.И. Отечественный и зарубежный опыт реформирования естественных монополий // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки. 2020. С. 75-79.Шипилова И.Р. Динамика рынка труда естественных монополий в нефтегазовой отрасли России // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 4. С. 30-34.Шишкин М.В., Мисько О.Н., Смирнов А.В. Естественные монополии и экономическое развитие современной России // Проблемы современной экономики. 2020. № 2 (74). С. 80-84.Шляжко П.С. Проблема реформирования естественных монополий в России // В сборнике: Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах. 2019. С. 211-214.Яганов М.Р.А., Рябичева О.И. Ценообразование в условиях монополии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-3 (39). С. 224-227.Яковлев А.И. Может ли быть "монополия без монополиста"? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 218. № 4. С. 236-242.Ресурсы ИнтернетПАО «Газпром». Официальный сайт. Режим доступа: https://www.gazprom.ru/Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://www.gks.ru/


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.