это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3973223
Ознакомительный фрагмент работы:
Изменения политических, экономических и социальных условий в нашей стране ликвидировало существовавшую продолжительное время ситуацию, при которой ограниченный объем знаний иностранных языков, получаемый в обычной средней образовательной школе, оставался невостребованным. Новое политическое мышление и реалии современного мира, для которых все в большей степени становятся характерными и необратимыми интеграционные процессы во всех областях деятельности, делают владение иностранным языком профессионально, общественно и личностно значимым и вносят существенные изменения в систему обучения иностранным языкам. В педагогическом сообществе появилось осознание настоятельной потребности определить новые цели и задачи в системе воспитания и образования. И высшая и средняя школа озабочены проблемой продуктивной адаптации в меняющемся мире каждого человека, раскрытия и эффективного использования его потенциала.Социальный заказ общества всегда определял работу общеобразовательной школы и обучение отдельным предметам. Особенность такого учебного предмета как иностранный язык состоит в том, что учащимся предстоит овладеть не столько основами науки о языке, сколько новым по сравнению с родным языком средством коммуникации, т.е. приобрести умения и навыки общения с помощью изучаемого языка. Поэтому все усилия должны быть направлены на формирование новой системы коммуникации. Целью данного реферата является рассмотрение системы, а также целей и задач обучения иностранному языку языку на современном этапе.Система обучения иностранным языкамРассматривая методику обучения иностранным языкам с позиции системно-структурного подхода, следует рассмотреть понятие системы обучения, которое происходит от понятия системы. По мнению А.И. Филюкова, система как образование представлена совокупностью ее элементов, взаимосвязанных между собой, характеризуется своей структурой и функциями [12]. Система никогда не остается в неизменном состоянии, поскольку под влиянием условий внешней среды происходят изменения свойств ее компонентов, что приводит к противоречию между ними. Таким образом, система приспосабливается к внешним изменениям, получая импульс к саморазвитию. Перенося понятие системы на сферу обучения, И.K. Бим характеризует систему обучения иностранным языкам как взаимодействие двух подсистем: учебного предмета «иностранный язык» и методики как науки [2, с. 27]. Иностранный язык как учебный предмет включает следующие компоненты: цели обучения, содержание учебного предмета, процесс обучения и воспитания, совокупность методов обучения и средства обучения. Методика преподавания иностранного языка выполняет в системе обучения управленческую функцию, регулирующую учебно-воспитательный процесс. Система обучения развивается под влиянием внешней среды в виде условий реальной жизни, отраженных в требованиях социального заказа, и смежных наук [2, с. 28]. Таким образом, по мнению И.Л. Бим, система обучения иностранным языкам – информационная система, нацеленная на передачу учащимся иноязычного речевого опыта и функционирующая за счет взаимодействия компонентов учебного предмета друг с другом, методикой обучения и внешней средой. Подчеркивая важность изменяющихся условий внешней среды, в которой функционирует система языкового образования, Н.Д. Гальскова отмечает их влияние на методическую науку. Изменения в методике преподавания иностранного языка позволяют определить адекватность всей системы языкового образования конкретному этапу исторического развития общества. Кроме того, эффективность системы зависит от профессионализма преподавателя и согласованности целей преподавания и целей изучения языка. А.Н. Щукин относит систему обучения к базисным категориям методики и трактует ее как «…совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения» [13, с. 71]. Цели и задачи обучения иностранным языкамЦели обучения выполняют доминирующую функцию. Помимо целей, содержания, методов и средств обучения в систему также входят подходы к обучению, принципы и организационные формы работы. В изменяющихся условиях среды цели оказывают влияние на подходы, принципы, методы, средства и организационные формы обучения. Система обучения реализуется в процессе практических занятий через совместную речевую деятельность преподавателя и студентов, представленную циклами речевых действий. Речевые действия, в свою очередь, отражают владение учащимися речевыми навыками и умениями. Основными характеристиками системы обучения являются: – целостность – способность функционировать как целостное образование, объединяющим началом которого является совместная деятельность преподавателя и учащихся; – самостоятельность компонентов – каждый компонент можно рассматривать независимо от остальных; – функциональность – способность реализации системы в процессе достижения поставленных целей обучения; – сложность – способность компонентов системы взаимодействовать друг с другом и со средой; – открытость – готовность включать в свою структуру новые компоненты, появляющиеся в процессе развития методики, смежных дисциплин и под влиянием условий среды. Наблюдая изменения условий среды, в которой функционирует система обучения, можно сделать вывод о том, что изменяется не только состав компонентов системы, но и содержательное наполнение этих компонентов. Такие изменения прослеживаются в процессе смены подходов к обучению и условий образовательной среды с течением времени. В соответствии с подходом менялась стратегия обучения. Лингвистический подход подразумевал овладение системой языка в виде правил и инструкций. Содержание обучения, включающее модели предложений, сведения о лексическом, фонетическом и грамматическом строе языка в виде правил и инструкций, тексты, тренировочные упражнения, было направлено на формирование навыков структурного оформления речи безотносительно к ситуациям общения. Данный подход не обеспечивал достаточного развития речевых умений. На смену лингвистическому в 1960-е гг. прошлого столетия пришел условно-коммуникативный подход. Целью подхода было развитие грамматических, фонетических и лексических умений речевой деятельности в виде логически организованных цепочек высказываний на базе языкового материала. Данный подход также не обеспечил надежного фундамента для развития иноязычной речи, так как авторы подхода не ставили в приоритет обучение свободному общению, внимание было сосредоточено на психологическом аспекте обучения языку. В 1970–1980-х гг. сформировался коммуникативный подход, раскрывающий ключевую функцию иностранного языка – функцию общения и нацеленный на формирование у обучаемых навыков речевого поведения. Содержание обучения носит коммуникативный характер и моделирует условия реального общения. В 1980-х гг. акцент смещается в сторону социокультурного подхода с попыткой интегрировать иноязычную культуру в процесс обучения иностранному языку. Обучаемый из объекта превращается в субъект обучения, меняется характер содержания и способов организации обучения, овладение иноязычной речью происходит в творческой деятельности учащихся в различных ситуациях общения. Методическая модель обучения иностранным языкам на современном этапе имеет ярко выраженную ориентацию на реальное, непосредственное и опосредованное общение с представителями иноязычной культурной реальности, то есть на межкультурную коммуникацию. Естественность общения как важная черта аутентичного коммуникативного поведения и нацеленность коммуникации на взаимодействие субъектов общения образуют благоприятный контекст для формирования у обучаемого межкультурной компетенции. С этим связано использование аутентичного языка и аутентичной языковой информации, методики сопоставления исходной культуры учащихся и культуры их сверстников за рубежом, а также применение технологии обучения, имеющей ярко выраженный интерактивный характер. Здесь речь идет об усилении личностно-ориентированной направленности обучения иностранным языкам и создания условий, при которых учащиеся получают возможность свободно генерировать и использовать все речемыслительные операции и действия, также порождающие высокую мотивацию к разностороннему общению на изучаемом иностранном языке в образовательном процессе и в свободное время. Поскольку успешность межкультурной коммуникации определяется уровнем развития у обучаемого социальной и социокультурной компетенции, то есть способностью социально взаимодействовать с носителями языка, то языковое образование должно перейти от принципа: «Следуй за мной» к принципу: «Веди себя сам». В процессе изучения иностранных языков учащийся проявляет собственную умственную, речемыслительную и творческую деятельность. Основная задача современного педагога заключается в том, чтобы помочь учащимся осознать и найти свой путь к овладению иностранным языком. При этом надо отметить смещение акцентов в процессе преподавания с преподавательской деятельности учителя на деятельность обучающегося по изучению предмета и о формировании автономности ученика как его личностной характеристики. Современная методическая модель обучения направлена на стимулирование коммуникативной деятельности и повышение мотивации к изучению иностранного языка и включает интерактивные технологии обучения (проекты, кейсы, ролевые и деловые игры). «Проблемность и разнообразие форм и видов интерактивных технологий предполагает наличие широких межпредметных связей, кросс-культурных знаний, что позволяет дать студенту яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о его будущей профессии и ее роли в обществе» [6, с. 62]. На современном этапе развития общества устойчивое положение в методике занял компетентностный подход. Целью обучения ставится формирование компетентного специалиста средствами иностранного языка. Процесс обучения нацелен на формирование межкультурной коммуникативной компетенции на уровне, обеспечивающем ведение профессиональной деятельности на иностранном языке с учетом специфики конкретной сферы профессиональной деятельности. Авторы, занимающиеся разработкой компетентностной модели специалиста [7; 4; 10; 3], считают, что в отличие от знаниевой методической модели компетентностная предполагает не только получение определенного объема академических знаний, но и применение полученных знаний в профессионально-ориентированной деятельности. В процессе изучения иностранного языка происходит формирование системы профессиональных знаний и умений, знакомство с областью будущей профессиональной деятельности. Таким образом, при подготовке компетентного специалиста модель обучения иностранному языку интегрирует несколько сфер, необходимых для профессиональной деятельности – производственную, научную и педагогическую. Появление электронных средств общения – социальных сетей, блогов, голосовой и видеосвязи, Интернет-приложений для обмена фото- и видеозаписей с элементами соцсетей привело к изменению характера коммуникации и образовательной среды, насыщенной информационно-компьютерными технологиями. В результате возникла необходимость пересмотра вопросов преподавания иностранного языка, касающихся выбора содержания, методов и средств обучения. Не все современные образовательные стандарты, цели, содержание обучения и инструменты оценки достигнутых результатов учебного процесса учитывают потенциал информационно-компьютерных технологий. Сегодня цифровые технологии являются частью традиционных форм обучения. Для подготовки специалистов XXI в. с устойчиво высоким уровнем сформированных компетенций требуется в полной мере использовать потенциал цифровой информационной среды. Максимальная эффективность образовательных программ будет достигнута, если использование цифровой информационной среды предусмотрено еще на стадии их проектирования. Цели и способы их достижения должны быть соотнесены с новыми возможностями организации учебной работы с учетом информационно-компьютерных технологий [9, с. 15]. Информационные технологии помогают преподавателю быстро найти материал для раскрытия темы, позволяют быть в курсе новейших тенденций в образовании, открывают возможности для самообучения и дистанционного обучения, позволяют обучаемым углубить и систематизировать полученные знания через базы данных и электронные библиотеки, отработать сформированные умения в ситуациях, смоделированных преподавателем. Анализируя возможности электронной образовательной среды, можно сказать, что «эффективность достижения образовательных результатов, обозначенных в стандартах, в полной мере увязывается с необходимостью использования технологий электронного обучения иностранным языкам» [1, с. 80–81]. Это объясняется общей информатизацией образования и огромным значением цифровых технологий в жизни современных учащихся. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод – четко поставленные цели и задачи обучения, рациональное использование средств обучения и определение содержания занятий по иностранному языку на современном этапе, все это способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, формированию учебных навыков, повышению интереса к изучаемому предмету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном реферате была описана система, а также цели и задачи обучения иностранному языку. Все цели обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Главной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие личности учащегося, которая способна и желает участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке, а также самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком.Рациональное использование разнообразных средств обучения на уроках иностранного языка помогает быстро и доходчиво объяснить новый материал, закрепить его и проверить уровень усвоения полученных знаний.Содержание обучения составляет всё то, что вовлекается в деятельность преподавателя, учебную деятельность учащихся, учебный материал, а также процесс его усвоения. Ориентация на конечный результат обучения, проявляющийся в определенном уровне развития у учащихся способности к общению на межкультурном уровне, диктует необходимость говорить о многокомпонентности содержания обученияТаким образом, с учетом направленности обучения на формирование компетентностной модели специалиста, считаем, что система обучения иностранному языку представляет собой иерархически организованную совокупность взаимосвязанных компонентов: целей и задач, содержания, принципов, подходов и технологий обучения. Цели и задачи формулируются с опорой на социальный заказ. Под воздействием изменяющихся условий среды цели оказывают влияние на выбор подходов, принципов, методов, средств и организационных форм обучения. Содержание и технология обучения разрабатываются с позиции современных подходов к обучению, на основе дидактических принципов с учетом специфики областей профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бартош Д.К., Гальскова Н.Д., Коптелов А.В., Харламова М.В. Технологии электронного обучения иностранным языкам: состояние и перспективы. М., 2018. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М., 1977. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Орел, 2010. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М., 2009. Данилина Е.А. Интерактивные технологии обучения студентов иностранному языку на основе компетентностно-модульной организации обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). Зимняя И.А. Компетентностные инновации современной образовательной программы ВПО (необходимые и возможные) // Социальные компетенции / компетентности в образовательной программе ВПО. М.; Уфа, 2007. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация-трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования: интернет-журнал. 2016. № 2. URL: http://www.pmedu.ru (дата обращения: 15.03.2022). Филюков А.И. Вероятность как функциональная характеристика системы // Проблема уровней и систем в научном познании. Минск, 1970. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 2007.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!