это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3982671
Ознакомительный фрагмент работы:
Психологические знания в гражданском процессе, как и всякая
судебная экспертиза, представляет собой совокупность особых
процессуальных действий, строго регламентированных законом и
направленных на получение судебного доказательства - заключения
эксперта-психолога. Как вид самостоятельного экспертного
исследования, ПЗГП прошли в своем развитии сложный путь: от попыток
адаптировать к нуждам юридической действительности данные
экспериментальной психологии до создания, примерно после 1960 г.,
собственной теории судебно-психологической экспертизы. Этот процесс
продолжается, он тесно связан с развитием общей и экспериментальной
психологии. Необходимо отметить, что в гражданском процессе, в отличие
от уголовного, психологическая экспертиза остается малоизвестной.
Использование психологических знаний в гражданском процессе
получило значительное распространение за последние десятилетия.
Особенно активно она применяется в таких странах, как Австрия, Венгрия,
Германия, Польша, Чехия и Словакия, Швеция. Наибольшее
распространение этот вид экспертизы получил при рассмотрении судами дел,
возникающих в сфере брачно-семейных отношений, дел с участием в
процессе несовершеннолетних, а в Германии - также наследственных споров
и некоторых категорий дел, связанных с возмещением вреда.
По видам психологических экспертиз наиболее часто
используются экспертиза проверки достоверности показаний свидетеля (в
Германии, Польше, Чехии и Словакии); диагностика психологических
состояний, например, аффекта; общая психологическая характеристика
участника процесса, т.е. психологический портрет (в Польше, Чехии и
Словакии). Некоторый опыт проведения данной экспертизы накоплен и на
Украине (по брачно-семейным делам).
Изменившиеся в последнее десятилетие материальные и
процессуальные кодексы резко повысили возможность и необходимость
участия психолога в юридически значимых действиях. Его деятельность
строится на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, прав юридического лица, а также независимости,
объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с
использованием современных достижений науки и техники.
Основной задачей участия психолога в судопроизводстве
является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам,
производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения
специальных, профессиональных вопросов.
Важно отметить, что термин психолог в российском
процессуальном законодательстве употребляется лишь в ч. 4 ст. 25.6 КоАП,
ч. 3,4,5, ст. 425 УПК, которые говорят о необходимости его участия при
проведении некоторых процессуальных действий в отношении
несовершеннолетних. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 425 в допросе
несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста
шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего
психическим расстройством или отстающего в психическом развитии,
участие педагога или психолога обязательно.
Использование психологических знаний в судебном
процессе – это форма использования специальных знаний, которыми
участники процесса не обладают.
Психолог – носитель специальных знаний, он привлекается в
судебные процессы для оказания содействия государственным органам. В
любом статусе (эксперта и специалиста), психолог разъясняет специальным
субъектам (Представителям органов правосудия или другим лицам,
являющимся в соответствии с законом заинтересованными сторонами)
психологические знания и явления.
Различают две формы использования специальных психологических
знаний в судебном процессе:
1. Процессуальная – при привлечении психолога в качестве эксперта или
специалиста в соответствии с требованиями АПК, КоАП, ГПК и УПК
РФ.
Например: проведение судебно-психологической экспертизы, дача
специалистом заключения, участие специалиста в судебном заседании,
или проведении следственных действий.
2. Не процессуальная – использование психологических знаний, вне
соответствующих процессуальных процедур.
Например: консультирование следственных или судебных органов,
обращение за пояснениями, предварительное определение вопросов для
экспертизы.
При привлечении эксперта или психологических знаний в гражданском
процессе для участия в следственных действиях или судебном процессе,
следователь или суд должен удостовериться в компетентности специалиста
для осуществления конкретных мероприятий. Понятие компетентности в
процессуальном законодательстве отсутствует, в теории под ним понимают
достаточную совокупность знаний в области теории и практики изучаемого
вопроса.
При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении
следователь либо суд направляет руководителю соответствующего
экспертного учреждения постановление (определение) о назначении
судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.
Вопрос о компетентности того или иного эксперта не возникает. Это связано
с тем, что работники государственных учреждений должны регулярно
повышать свою квалификацию, проходить аттестацию на соответствие
занимаемой должности, и.т.д.
Руководитель экспертного учреждения после получения постановления
поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или
нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и
уведомляет об этом следователя или суд.
Деятельность психолога в судебном процессе носит весьма объемный
характер и зависит от процессуального статуса, необходимо разобрать
процедуру привлечения эксперта и специалиста отдельно. Эксперт в
гражданских правоотношениях, если речь идет о процессуальном
использовании специальных психологических знаний, может быть привлечен
исключительно судом по своей инициативе, либо по инициативе сторон.
В соответствии со ст. 80 ГПК РФ в определении о назначении
экспертизы суд указывает:
наименование суда;
дату назначения экспертизы и дату, не позднее которой заключение
должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший
экспертизу;
наименования сторон по рассматриваемому делу;
наименование экспертизы;
факты, для подтверждения или опровержения которых назначается
экспертиза;
вопросы, поставленные перед экспертом;
фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного
учреждения, которому поручается проведение экспертизы;
представленные эксперту материалы и документы для сравнительного
исследования;
особые условия обращения с ними при исследовании, если они
необходимы;
наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.
В определении суда также указывается, что эксперт предупреждается
судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза
проводится специалистом этого учреждения, об ответственности,
предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации за дачу
заведомо ложного заключения.
Уяснение вопросов о частных предметах психологической экспертизы,
пределах использования в процессе и основаниях назначения позволяет
найти общий критерий для определения того, возможно ли в принципе
применение такой экспертизы по той или иной категории гражданских дел. И
уже затем такая потенциальная возможность, конкретизируясь
обстоятельствами данного дела, наличием оснований назначения, становится
(или нет) реальной необходимостью.
Прежде всего, следует выяснить наличие в содержании нормы
материального права так называемых психологических элементов. При этом
следует иметь в виду, что взаимосвязь между психологическим содержанием
нормы права и потребностью в психологической экспертизе носит не
причинно-следственный, а функциональный характер. Наличие
психологических элементов в юридической норме еще не свидетельствует о
том, что для их выявления необходима экспертиза.
Участие психолога в гражданском процессе, в большинстве случаев
носят несистематический характер и являются для специалистов неким
«обременением». У данной проблемы есть минимум два аспекта: неумение
психологов выполнять достаточно специфическую работу, требующую
дополнительной проработки и отсутствие материально-финансового
обеспечения данной деятельности.
Психолог может работать с данными или с людьми. Вопросов по
обеспечению деятельности при работе государственного эксперта не
возникает
– есть специальное помещение, утвержденные или рекомендованные
методики, месячная заработная плата.
Сложности возникают при проведении экспертизы
негосударственными экспертами. Они не связаны никакими обязательствами
с государственными органами.
Специальные знания психолога должны быть
профессиональными психологическими, полученными в результате
специальной подготовки (образования), и не пересекаться с юридическими
знаниями: дело в том, что очень многие понятия, такие как личность, мотивы
и др., являются объектом рассмотрения и в рамках права. По объему
специальные знания психолога, проводящего исследования в юридическом
контексте, должны включать профессиональные знания прежде всего в
областях общей (в узком смысле), клинической, возрастной (особенно
детской и подростковой), социальной психологии, психодиагностики, а
также знания психологических аспектов виктимологии, суицидологии,
сексологии, наркологии, криминологии. Кроме того, в них входят
основы таких дисциплин, как судебная психиатрия, уголовное и уголовно-
процессуальное право, гражданское, семейное и гражданское процессуальное
право (в объеме, необходимом для ориентировки в экспертной деятельности),
теория и методология судебно-психологической и психолого-
психиатрической экспертизы (последний пункт особенно важен при оценке
заключений судебных экспертиз). Именно такое представление о
необходимых компетенциях положено в основу обучающих программ
подготовки юридических психологов, и особенно - программ постдипломной
подготовки судебно-психологических экспертов. В результате
многие заключения психологов, выполняющих исследования по запросу
сторон гражданского процесса, отличаются низким уровнем, оказываются
выходящими за пределы компетенции психолога, особенно часто психологи
невольно решают правовые вопросы. Например, пишут в заключении для
ООП, с кем из отдельно проживающих родителей должен проживать
ребенок, или, обследовав только ребенка и не обследовав одного из
родителей, делают вывод о негативном влиянии этого родителя на
психическое развитие данного ребенка и т.д.
При составлении заключения на проведенную судебную экспертизу
также необходимо избегать этических нарушений, к которым чаще всего
относятся следующие ошибки:
1. Психолог при оценке экспертного заключения, не проводя
исследования, приводит собственные экспертные выводы. Он должен
ограничиваться оценкой полноты и обоснованности экспертного
исследования.
2. Психолог выносит оценочные суждения не только в отношении
экспертного заключения, а в отношении самого эксперта.
3. Психолог демонстрирует тенденциозность позиции при оценке
экспертного заключения в пользу заказчика.
В отношении взаимодействия психолога со сторонами уголовного иди
гражданского судопроизводства в непроцессуальной форме на сегодняшний
день единственным регулятором имеющихся проблем является внутренняя
этическая позиция самого психолога.
Таким образом, использование психологических знаний в гражданском
процессе, для гарантий прав человека выводит и на более широкий круг
вопросов, связанных с психологическим воздействием на личность в рамках
судебного процесса. Заслуживает внимания вопрос о допустимости тех или
иных психологических средств воздействия на стороны, третьих лиц,
свидетелей при даче ими объяснений и показаний. В рамках гражданского
процесса это очень актуально. Важно так же, чтобы судьи учитывали
психологическую атмосферу судебного заседания, психологическое
воздействие всей конфликтной ситуации, которая привела к судебному
процессу.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!