Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Народная сказка.

Тип Курсовая
Предмет Литература

ID (номер) заказа
4000163

500 руб.

Просмотров
919
Размер файла
61.54 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические основы изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения начальной школы

1.1. Требования ФГОС НОО к результатам освоения программы по литературному чтению…………………………………………………………………..5

1.2. Русские народные сказки как жанр устного народного творчества …………………………...………………………………………………………..6

Глава 2. Способы изучения русской народной сказки на уроках литературного чтения в начальной школе

2.1. Методические рекомендации изучения русской народной сказки в начальной школе.………………………………………………………………18

2.2. Анализ УМК школы России под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г…………………………………………………………………………..……24

Заключение…...…………………………………………………...………….….35

Список использованной литературы…...…………………………….………..36

 

Введение

Сказки – важная часть жизни человека как в детстве, так и во взрослой жизни. Они воспитывают в нас любовь к ближним, к окружающему миру и к самому себе, благодаря им мы погружаемся в волшебные миры воспоминания, которые сопровождают нас и всё существование, и также они поддерживают нас в трудные минуты.Первыми книгами в жизни многих людей является сказки, миры этих произведений красочны и понятны каждому, они особенно радуют детей, удивляя разными магическими существами, мирами, историями, в которых главный герой всегда побеждает зло.По мере взросления, читая их раз за разом, мы находим новые морали, которые можно вывести из истории. Поэтому их важно читать не только в детстве, но и взрослые годы.В сказках все просто и понятно. В жизни все намного сложнее и запутанней. Но если люди и в жизни будут применять мудрость, умение и опыт, полученные из сказок, так сказать, базовые знания, то выходить из сложных жизненных ситуаций будет намного проще.Среди всех видов народного творчества сказка является самым популярным жанром. Она передается из поколения в поколение, причем с каждым разом в нее добавляются выдуманные элементы, отчего текст обретает оригинальность и яркость.Русско-народные сказки — это наследие, в котором скрыто много мудрости, напутствия и получения. Русские народные сказки раскрывают душу русского человека, его личность, качества характера. В большинстве своём воспитываются положительные качества: доброта, ум, красота и щедрость. Особенность русских сказок в том, что добро всегда одерживает победу над злом. Для русского человека важно верить в хорошее, а лучше всего этому учат сказки. ценность русских народных сказок заключается в том, что они показывают религию, культуру народа. Современный мир отличается от того, что было несколько столетий назад. Поэтому детям полезно узнать, как жил человек, какие обычаи были, как он работал и отдыхал.Таким образом, сказки – это одни из самых важных произведений в жизни человека, они играют большую роль на протяжении всей жизни. И, главный вывод, раз уж сказки дошли до нашего времени, значит, этот жанр действительно стоит всеобщего внимания и является источником ценных знаний.Объект исследования: процесс изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе. Предмет исследования: условия изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения начальной школы. Цель исследования заключается в выявлении способов изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе.Задачи исследования: 1.Проанализировать требования ФГОС НОО к результатам освоения программы по литературному чтении.2.Рассмотреть русские народные сказки как жанр устного народного творчества. 3.Рассмотреть методические рекомендации изучения русской народной сказки в начальной школе.4.Проанализировать УМК школы России под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г.Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, подбор методик для изучения русских народных сказок начальной школе.Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются Теоретические основы изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения начальной школы, во второй главе мы рассматриваем способы изучения русской народной сказки на уроках литературного чтения в начальной школе.Глава 1. Теоретические основы изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения начальной школы1.1.Требования ФГОС НОО к результатам освоения программы по литературному чтениюФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательный программы начального общего образования.Стандарт предъявляет следующие требования к предметной области литературного чтения: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;2) осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.В рамках нашего исследования рассматриваются осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности и владение элементарными приемами интерпретации, анализа художественных текстов.1.2. Русские народные сказки как жанр устного народного творчестваРусская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые "сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество. Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно поэтому сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например, гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.Что касается героев русских народных сказов, то один из самых любимых - Иван-царевич, Иван - дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Царевна или Синеглазка.Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.Можно выделить некоторые синтаксические особенности русских народных сказок. Например, в русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли.Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная.Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно-ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: -то, вот, что за, -ка, например («Вот чудо-то!», «Пойду-ка я направо», «Что за чудо!»).Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера". Что "сказывалось", то и именовалось "сказкой". Скоро заметили изъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно называло его тематические разновидности. Под определение подходили и бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового характера [1, с.446].Мы предлагаем разные толкования сказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке:"Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности" [3, с.17].Сказка - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил). Выдумка, неправда, небылица [15, с.102].Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел [15, с.356].Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [6, с.941].Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания, а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный жанр оказался так жизнеспособен потому, что дети прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия.Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то, что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего, благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы. Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий.Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир, в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои, их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное однообразия и бытовой серости."В детстве фантазия, - писал В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности" [2, с.31]. Вероятно, этим свойством детской психики - тягой ко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым и действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке. Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и мечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.Образность дополняется забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.Исходя из этого, мы выделили следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность, забавность и дидактизм.А.Н. Афанасьев, систематизируя народные сказки, выделил по содержанию четыре основных вида сказок: сказки о животных как самые древние, волшебные сказки, бытовые сказки, авантюрные (авантюрно-новеллистические) и докучные сказки.В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в тотем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в поверьях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме») [4, с.25].Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.Природа вымысла в волшебных сказках, по мнению В.П. Аникина, связана с магическими понятиями и представлениями древнего человека. Магической силой в сказках наделены различные предметы («Сейчас он перстень взял, с руки на руку передел. Явились два молодца. «Что, - говорят, - вам угодно?»); вещи («Вот потом он приносит бочонок, который всякие кушанья дает»); магией могут обладать слова («Избушка-избушка, стань ко мне передом, к лесу задом»); действия («Ударился оземь») [4, с.27].Бытовые и авантюрные сказки очень близки друг к другу, и иногда их очень трудно отличить, но все же у них есть некоторые отличия.Героями бытовых сказок являются бояре, чиновники, церковнослужители, судьи, наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью и т.д. им противопоставлены умные, хитрые, сметливые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Герои бытовых сказок – это герои-антагонисты. Победителем, как правило, бывает тот, кто стоит на низкой ступени социальной лестницы. Бытовые сказки, по сути, являются социальной сатирой на неправедное судопроизводство, взяточничество и крючкотворство чиновников, глупости и неприспособленность к жизни бар и помещиков, фальшь церковнослужителей. Отличаются бытовые сказки от других видов сказок отсутствием в них волшебных помощников и волшебных предметов, а также иной природы сверхъестественного.По природе вымысла и поэтике бытовые сказки близки к авантюрным (авантюрно-новеллистическим). Но авантюрные сказки, являясь сатирическими по сути, не достигают социальных обобщений. Здесь высмеиваются не общественные, а общечеловеческие пороки.Это сказки о строптивых и болтливых женах, неурядливых и ленивых хозяйках, о супружеской измене, дремучей человеческой глупости, беспредельной наивности и простоте. Эти сказки близки к новелле – краткому занимательному рассказу, сюжет которого взят из реальной жизни, но в то же время отличаются от нее несоответствием между реальной ситуацией и способом ее разрешения: мужик ищет утонувшую строптивую жену, идя вверх по течению реки, - она и мертвая, по его представлению, все наперекор делает [4, с.33].Докучные сказки – это сказки с постоянно повторяющимся содержанием.Название сказок введено В.И. Далем, образовано от слова «докучать» - надоедать. Они могут быть прозаическими («Про белого бычка», «На колу мочало») и поэтическими:Жили-были два солдата – Вот и сказочка начата.Жили-были два павлина – Вот и сказка половина.Жили-были два гуся – Вот и сказка вся.Исследователи не проявляют особого интереса к докучным сказкам. Их роль в сказочном эпосе не столько эстетическая, сколько психологическая. С их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то, наоборот, останавливал тех, кто готов был слушать их бесконечно [4, с. 35].Вне зависимости от вида каждая сказка имеет общий эстетический план или архитектонику. Народная сказка может иметь в своем содержании такие элементы как присказку, зачин, основную часть, концовку.Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки. Присказка существует в сказке сама по себе: она не связана с содержанием произведения. Одна и та же присказка может быть у двух разных сказок. Надо заметить: чаще всего присказка встречается перед волшебной сказкой и является такой же цветистой, яркой, самобытной, как и сама сказка: «Сказывается сказка, разливается по печи кашка, сквозь печь капнуло, в горшок ляпнуло; течи потечи, идет добрый молодец из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом; квашня старуху месит. Я ей сказал: спорынья в старуху! Она как схватит из-за лопаты печь, меня печью хлесть; я побежал через портки, приступок и изорвал» («Сучье рождение») [4, с.23].Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент архитектоники. Он уводит слушателей в сказочный мир, подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич» [4, с.22].Сказки имеют и своеобразные концовки, которые подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадет» [4, 21].Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.Глава 2. Способы изучения русской народной сказки на уроках литературного чтения в начальной школе2.1. Методические рекомендации изучения русской народной сказки в начальной школеНародная сказка обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности. Именно поэтому работа с русской народной сказкой на уроках литературного чтения должна быть тщательно продумана и методически грамотно выстроена.Сказка обладает огромной воспитательной и познавательной значимостью, особенно для детей младшего школьного возраста. Для многих детей она является любимым жанром. И не случайно в программу начальной школы включено много разных сказок. Каждая сказка по-своему индивидуальна, своеобразна и неповторима. При работе с ней (чтение детьми, чтение учителем, разные виды пересказа и др.) учителю надо показать детям её особенности, совместно приходить к морали сказки, её осмыслению детьми.По свидетельству В. Г. Горецкого, «...Одна из наиболее стойких первопричин методической не успешности в работе с художественными текстами кроется в однобоком обращении учителей в ходе чтения и анализа преимущественно к познавательной стороне произведения. Школьный разбор нередко строится без достаточного учета того, что художественный образ по своей эстетической сути двуедин, что в нем органически сливаются два начала – конкретно-чувственное, индивидуально-неповторимое и обобщенное, типическое, эмоциональное и логическое, объективное и субъективное, правдивость и условность» [16, с.321].Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем позволит развиваться естественной потребности самому разобраться в прочитанном.Выделяют несколько подходов к анализу литературного произведения. В данном исследовании мы опираемся на точку зрения М.С. Соловейчик, которая выделяет четыре вида анализа художественного текста.Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов – образов проявляется авторская отношение к изображаемому.Проблемный анализ – по проблемным вопросам и ситуациям.Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события – к смыслу текста.Анализ художественных образов. Для эпического произведения основные образы – это действующие лица, пейзаж, интерьер.Все направления литературного анализа в той или иной степени присутствуют на уроках чтения, чаще всего в различных сочетаниях. При изучении русской народной сказки наиболее продуктивными нам кажутся анализ развития действия и анализ художественных образов.Анализ развития действия. Как уже говорилось, предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т.д.). При этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждом части произведения и органичную связь части с целым[16, с.323].Анализ событий в их последовательности близок младшим школьникам, проявляющим интерес к действию, и не представляет собой трудности для них, тем более что большинство произведений в книгах для чтения невелики по объёму и просты по композиции. При произведении этого вида анализа важно помнить, что в работе над эпизодами нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения. Иногда анализ развития действия включает в себя анализ композиции, который раскрывает логику развития авторской мысли, но для младших школьников это сложно, так как требует умение обобщать и абстрактно мыслить. В практике начального обучения такой анализ применятся очень редко.При композиционном анализе может быть использован прием сравнение фабулы и сюжета. Но такая работа будет использоваться только в случае, если фабула и сюжет произведения не совпадают, что встречается довольно редко.Эффективным бывает анализ, который начинается с ключевой сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Также большое значение для понимания текста имеют начало и конец, так как они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Анализ художественных образов. В силу того, что основной элемент художественной литературы — образ, анализ художественного произведения — это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т. д.), и смысл этого образа, т. е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения [16, с.325]..Часто, в том числе и при образном анализе текста, учителя задают случайные вопросы, не связанные друг с другом и с общим смыслом произведения. А существует ли логика постановки вопросов, соответствующая логике постижения идеи произведения, которая, в свою очередь, определяется закономерностями создания и восприятия литературного произведения?Последовательность анализа художественных образов:1. Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей. (Причины могут крыться либо в личных качествах характера, либо в обстоятельствах социальной действительности.)3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте.4. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея — это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.5. Поначалу разбор — это общение с произведением и его автором, а ученик также является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).Анализ языка художественного произведения непременно должен осуществляться на каждом из этапов разбора содержания, кроме последнего.Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.Какие же приемы помогают организовать работу над характеристикой персонажа? Перечислим некоторые из них:— учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;— детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более 2—3 качеств характера и показан в действии);— сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений («Похожа ли лиса из этой сказки на лису из сказки ...? Чем?»). Наиболее легкий вид сравнения — противопоставление (падчерица и дочка из сказки «Мороз, Красный Нос», тимуровцы и их противники из произведений А. П. Гайдара «Тимур и его команда»). При сравнении уточняется авторское отношение к героям.Для выявления авторского отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяются следующие приемы (Н. Я. Мещерякова):— учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;— учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым «эмоциональным знакам», ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;— совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;— при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. Организуя работу над определением авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель передает душевное состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний, так как только тогда может возникнуть сопереживание.Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя).Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. В этом направлении как раскрытие функции названных художественных образов в произведении и проводится работа над ними.Довольно распространенной ошибкой учителей начальных классов является то, что они зачастую не помогают детям раскрыть идею произведения, а искусственно «прикрепляют» ее к произведению. Как этого избежать?Нужно помнить, что смысл произведения не в отдельных образах, а в системе, в их взаимодействии. Постигнуть идейный смысл литературного произведения — значит исследовать «лабиринт сцеплений» персонажей и обстоятельств.Осознание идеи произведения — это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое творение. Очевидно, основными вопросами, возникающими в душе уже сформировавшегося читателя, будут такие: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» [17, с.19].Начинающие читатели только учатся этому. И не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своем произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?»; «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?»; «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?»Известно, что для развития школьников важно формировать их личностное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.Итак, рассмотрению подлежат только такие элементы произведения, которые наилучшим образом раскрывают смысл, идейное содержание прочитанного. Поэтому, когда учитель готовится к беседе с детьми, ему самому нужно начать с уяснения главной мысли произведения, которая, как маяк, высветит все вопросы, необходимые для коллективного целенаправленного рассуждения.2.2. Анализ УМК школы России под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.ГВ представленном исследование для анализа взяты учебники по литературному чтению УМК «Школа России». На 4 года обучения рассчитано восемь учебников 1, 2, 3 и 4 классы - это учебники в 2 частях под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Были проанализированы задания, которые даются при изучении русских народных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе.УМКТекст упражненияЗадания к упражнениюУМК «Школа России» 1кл., 1 ч.«Теремок»Прочитай сказку, обращая внимание на знаки препинания. Определи, с какой интонацией ты будешь читать.Продолжи рассказывать сказку по памяти.Прочитай имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке. Как заканчивается сказка? Каких героев в ней не хватает?Какой конец сказки можешь предложить ты? Придумай свой вариант сказки.Подумай, можно ли эту сказку закончить словами: «Всё хорошо, что хорошо кончается».Разыграйте с друзьями по ролям один из эпизодов сказки.Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок» Е. Чарушина?УМК «Школа России» 1кл., 1 ч.«Рукавичка»Назови действующих лиц сказки.Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку.Как начинается сказка?Кто за кем появляется в сказке?Кто был последним?Пустили звери медведя в рукавичку?Кто испугал зверей?Сравни сказки: русскую народную «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются?Название;главные герои;содержание сказки;конец сказки.Обсудите с другом смысл пословиц. Придумайте небольшой рассказ на тему одной из пословиц.Не учись разрушать, а учись строить. Сила сломит всё, а ум — силу.УМК «Школа России» 1кл., 1 ч.«Петух и собака»1. Обсудите с другом, какая мысль в сказке самая главная, важная.2. Прочитай пословицы. Подумай, к кому из героев сказки они подходят.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Не рой другому яму — сам в неё упадёшь.УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«Петушок и бобовое зернышко»1. Подумай, изменится ли смысл сказки,если хозяйка не даст курочке маслица.2. Расскажи сказку по рисункам. Озаглавь каждый эпизод.3. Обсудите с другом. Какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки?УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«У страха глаза велики»1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: «трё-ё-х, плё-ё-х»; «трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх»?Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку? 5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуй свой ответ.7. Подготовься к пересказу по плану:Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.Пошли водоносы за водой.Вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в «Рабочей тетради».УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«Лиса и тетерев»1. Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо? Найди этот эпизод в тексте. 2. Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева? 3. Поддался ли тетерев на ласковые слова лисы?4. Найди слова, которые показывают, как с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису.5. Каким оказался тетерев? Выбери ответ: находчивым, умным, слабым, весёлым.6. Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева, как в театре:сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева (громко, тихо, льстиво, с насмешкой);определите основные слова, которые надо выделить голосом.7. Перескажи сказку от лица тетерева.УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«Лиса и журавль»1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?2. Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«Каша из топора»1. Удивило ли тебя название сказки? Почему? 2. Понравился ли тебе солдат? Дай ему характеристику. Какой он? Выбери ответ:находчивый;смелый;смекалистый;рассеянный.3. Почему солдат не стал возражать старухе, спорить с ней?4. Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Какая она? Выбери ответ:добрая;жадная;весёлая;умная.5. Как ты понимаешь смысл предложения: А солдат ест да посмеивается?6. Найди в сказке слова, которые не употребляются в современной речи. Постарайся объяснить их смысл. Посмотри значения в словаре. 7. Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«Гуси-лебеди»1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуйте свой ответ.3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?4. Подготовься к пересказу:вспомни последовательность событий;раздели текст на части;определи главную мысль каждой части.5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из «Рабочей тетради».УМК «Школа России» 2кл., 1 ч.«Два мороза»1. Какую забаву придумали Морозы? Найди и прочитай эти строки.2. Кто и почему выиграл спор?3. Сравни, как два Мороза пытались заморозить купца и дровосека. Как купец и дровосек спасались от холода?4. Вспомни содержание сказки и докажи, что слова топор лучше шубы греет выражают основную мысль сказки.5. Соотнеси пословицы со смыслом сказки.Мороз не велик, да стоять не велит.Где тепло, тут и добро.Хочешь есть калачи,так не сиди на печи!У работающегов руках дело огнём горит.Береги нос в большой мороз.УМК «Школа России» 3 кл., 1 ч.Докучные сказки1. Докучная сказка начинается, как обычная сказка («Жили-были»), но неожиданно заканчивается.2. Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».3. Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в «Рабочую тетрадь».УМК «Школа России» 3 кл., 1 ч.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»1. Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?2. Прочитайте с другом по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? 3. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой. Объясни почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?4. Перечитай слова козлёночка. Как он звал свою сестрицу: весело, жалобно, печально?Как отвечала Алёнушка? Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда. 5. Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?6. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?7. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая?Объясни. Приведи примеры из сказки. 8. Обсудите с другом. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?9. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их. Запиши в «Рабочую тетрадь».УМК «Школа России» 3 кл., 1 ч.«Иван-Царевич и серый волк»1. Сравни сказку и иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различаются? Какое настроение создают? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».2. Что тебе особенно запомнилось в сказке?3. Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь? 4. Прочитай эпизод, в котором братья отправляются искать Жар-птицу. Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем? Кто стал помогать герою?5. Что необычного в изображении серого волка? 6. Почему Иван-царевич забыл наказ серого волка? Простил ли волк героя? Почему?7. Какие чудесные превращения происходят в сказке? Мог ли Иван-царевич добыть Жар- птицу без помощи серого волка? 8. Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.9. В чём заключается чудесная сила живой и мёртвой воды?10. Раздели сказку на три части. Озаглавь их.11. Подумай и объясни, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей. 12. Каким был Иван-царевич? Опиши его. 13. Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом. 14. Расположи события по порядку: Старшие братья караулят сад. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. Иван- царевич стережёт сад и получает перо Жар- птицы. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.15. Подумай, почему важна последовательность событий в сказке.УМК «Школа России» 3 кл., 1 ч.«Сивка-Бурка»1. По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь».2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке? 4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке? 5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ:доброта;жестокость;смелость;жадность;упорство;умение исполнить порученное дело;находчивость.Почему ты так думаешь? Приведи примеры. 6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.7. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.8. Придумай вопросы по содержанию сказки. Запиши их в «Рабочую тетрадь».В УМК «Школа России» по литературному чтению всего содержится 14 народных сказок. В 1 классе - «Теремок», «Рукавичка», «Петух и собака»; во 2 классе – «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два мороза»; в 3 классе – Докучные сказки, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сивка-бурка». После прочтения каждой сказки детям предлагается выполнить 5-8 заданий различного характера:1) Проблемные вопросы: «Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная?», «Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья?», «Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?».2) Вопросы по содержанию сказки (анализ развития действия): «Подготовься к пересказу:вспомни последовательность событий;раздели текст на части;определи главную мысль каждой части».3) Вопросы о героях сказок (анализ художественного образа): «Подумай и объясни, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей. Каким был Иван-царевич? Опиши его». 4) Вопросы, направленные на языковой и интонационный анализ: «Перечитай слова козлёночка. Как он звал свою сестрицу: весело, жалобно, печально? Как отвечала Алёнушка? Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда»; «Прочитай сказку, обращая внимание на знаки препинания. Определи, с какой интонацией ты будешь читать».Всего ребятам предлагается выполнить 87 заданий, 7 из которых направлены на языковой и интонационный анализ, 41 – анализ развития действия, 25 – анализ художественного образа, 14 – проблемное обсуждение вопросов. Вопросов, направленных на стилистический анализ сказок, в учебниках нет.ЗаключениеВ данной курсовой работе был рассмотрен вопрос выявления способов изучения русских народных сказок на уроках литературного чтения в начальной школе. В ходе подготовки была изучена методическая литература и УМК «Школа России» по литературному чтению. Цели и задачи, поставленные в данной работе, были полностью реализованы и освещены. В заключение можно отметить, что влияние изучения народной сказки на младшего школьника весьма существенно, так как ребенок активно познает окружающий мир и самого себя, приобретает активный опыт действования в этом мире, в том числе и посредством знакомства и усвоения опыта народной педагогики. Именно через различные методы работы над народной сказкой учитель имеет возможность достичь необходимого результата не только в изучении народной сказки, но и в воспитании младшего школьника посредством ее изучения. Народная сказка способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Список использованной литературы1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.3. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2012г. – 352 с.5. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.6. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.7. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.— 81 с.8. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.— 80 с.9. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2018.— 223 с.10. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2018.— 223 с.11. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013.— 223 с.12. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013.— 223 с.13. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015.— 223 с.14. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015.— 223 с.15. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2004.16. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. – М.: издательский дом «Академия», 1997г. – 383 с.17. Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.—М., 1951.—Т. 30.—С. 19.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.