это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4003157
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение……………………………………………………...…….……...3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ВЫЖИГАНИЯ ПО ДЕРЕВУИстория выжигания по дереву……………...………………..……....5
1.2 Разновидности выжигания………...……………………………..…...7
2.ДЕКОРАТИВНОЕ ВЫЖИГАНИЕ Приборы для выжигания…………………………….........................10 Технологическая последовательность изготовления изделия……14
Создание медали «Сова»…………………………………….……...15
Заключение………………………………………………………...…….18
Список литературы………………...……………………………………19
Приложение…………………………….………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п.В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивам народной резьбы рельефным узором.В наше время применяют электровыжигатель. Актуальность изучения технологии выжигания по дереву заключается в том, что технические умения и навыки нужны всегда и во все времена, а помимо технических навыков и умений, выжигание по дереву способствует развитию фантазии, мышления, внимания, творческих способностей и эстетического вкуса.Объект исследования: выжигание по дереву.Предмет исследования: технология выжигания по дереву.Цель курсовой работы: изучить выжигание по дереву.Задачи курсовой работы:Рассмотреть историю выжигания по дереву.Проанализировать разновидности выжигания.Изучить приборы для выжигания.Технологическая последовательность изготовления изделия.1. СТАНОВЛЕНИЕ ВЫЖИГАНИЯ ПО ДЕРЕВУ История выжигания по деревуВ России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.Декоративное украшение деревянных изделий было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.Так уж устроен человек, что помимо удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного. Именно отсюда и берет, наверное, свое начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание.Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при раскопках на самых разных континентах. Интересно, что возраст некоторых предметов быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.А вот древние китайцы традиционно употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних иероглифы или элементы окружающей природы. Согласно одной из легенд, родоначальником этой техники в Китае был мастер У Тянь из провинции Юньнань, живший во времена династии Цин, который однажды, находясь вблизи печки слегка подшофе, впервые (и совершенно случайно) использовал выжигание для нанесения на палочки изображений цветов, птиц и животных.Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления.Изначально для этой техники основным инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра, жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт) начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема. Но особую популярность в массовом искусстве выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным электрическим приборам для выжигания.Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.Как правило, художественное выжигание лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина). Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости. Как видите, все достаточно просто, но только в руках настоящих мастеров на свет появляются удивительные, вызывающие неподдельное восхищение произведения декоративно-прикладного искусства!Разновидности выжиганияСуществует несколько способов выжигания. Виды выжигания по дереву условно можно разделить на несколько типов:-при помощи пирографа;-альтернативные.Контурное выжиганиеПри плоскостной пирографии изображение и фоновая часть располагаются в одной плоскости. При глубоком – изображение находится в уровне полотна, а фон создается при помощи ножевидных штифтов.Преимуществом хобби считается и то, что процесс можно производить на любом виде древесины. Это могут быть как обработанные дощечки, подстаканники, так и выжигание на спилах дерева. Главное требование, чтобы дерево для выжигания было сухим.Выжигание при помощи пирографа бывает:-контурное;-силуэтное.Контурное выжигание подходит больше для новичков, поскольку это напоминает эскиз на бумаге, для выполнения которого не нужны особые умения. Такой стиль применяется и профессиональными мастерами для выполнения надписей или как штриховка в сложных картинах.Силуэтное выжигание подразумевает под собой создание изображений при помощи полной их затушёвки. Проще говоря, при такой технике, желаемый рисунок или узор остается нетронутым, а выжигается фон вокруг него.Силуэтное выжиганиеЧаще всего, профессиональные мастера комбинируют эти две техники для создания сложных изображений, в которых появляются тени и штриховка. В такой технике мастер передает перспективу, не теряя при этом фон изображения. Чтобы хорошо работать в художественном выжигании, необходимо обладать навыками рисования карандашом. Ведь без умения делать рисунки в карандаше, вряд ли у вас получится делать качественные картины при помощи электроинструмента.Помимо основных способов, есть и альтернативные методы нанесения рисунка на дерево. К ним относятся:-выжигание кислотой;-пиротипия;-выжигание при помощи электрического разряда;-лазером;-солнечным лучом;-трением.Выжигание при помощи кислоты происходит за счет воздействия на дерево химических составов. На изделие наносится слой воска, либо парафина, рисунок прорисовывают прямо по защитному слою, а затем наносят кислоту.Пиротипия представляет собой нанесение рисунка при помощи готового штампа. Четкость и яркость изображения регулируются при помощи степени нажатия.Процесс создания рисунка с использованием электрического разряда имеет общие черты с выжигание при помощи кислоты. Только в данном случае контур рисунка наносится электролитами, а после по дощечке пропускается ток.Искусство выжигания на дереве при помощи лазера позволяет создавать сложные и четкие узоры. Преимуществом данного метода, является то, что при помощи таких станков создается большой объем продукции. На многих станках, операторам даже не обязательно иметь художественные навыки, поскольку необходимый рисунок считывается с USB – носителя. Это позволяет создавать сложные работы.Техника выжигания при помощи солнечного луча возможно только в ясную погоду. Для этого понадобится лупа и фанера. Это трудоемкий и долгий процесс, поскольку лупу необходимо держать так, чтобы луч солнца фокусировался на поверхности дерева. Применение такой техники станет неплохим творческим опытом, поскольку полученная картина будет уступать в качестве.ДЕКОРАТИВНОЕ ВЫЖИГАНИЕПриборы для выжиганияВ богатой лесами России деревянные промыслы всегда занимали особое место: древние славяне, селившиеся у Днепра, Дона и озера Ильмень, владели навыками художественной обработки древесины и использовали её при строительстве домов и создании бытовой утвари. Простые, рубленые топором куклы использовались в качестве идолов и оберегов. Но со временем искусство усложнялось, и появлялись различные техники: резьба по дереву, художественная роспись, выжигание.Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.Для выполнения пирографических рисунков можно воспользоваться электровыжигателем с проволочными штифтами. Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки. Прибор для электровыжигания проволочным штифтом можно приобрести готовый, но можно сделать и самому.Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.Кроме проволочных штифтов широко применяются корпусные штифты, которые могут быть использованы для плоского и для глубокого выжигания.Для работы корпусными штифтами пользуются термокаустером с газовой горелкой, на которой нагревают наконечник штифта. Правда, подобные приборы для пирографии сейчас перестали изготовлять, но они остаются лучшими при выполнении высокохудожественных рисунков. Впрочем, газовую горелку можно заменить бензиновой. Бензиновым термокаустером работать тоже очень удобно. Другим прибором для выжигания корпусными штифтами может служить торцовый электропаяльник, вместо стержня (жала) которого пристраивается головка с винтовой нарезкой для штифтов.Регулирование нагрева осуществляется за счет подключения прибора к понижающему трансформатору.Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки. Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают желаемую форму. Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой. Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом и другими способами. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно.Корпусные штифты изготавливают из платины, железа или латуни. Сделать их более сложно, чем проволочные, но они надежнее в работе. Кроме того, как уже говорилось, корпусные штифты могут быть использованы и для плоского и для глубокого выжигания.Заточкой на наждаке или напильником наконечнику штифта можно придать любую желаемую форму. Чтобы штифты не портились, необходимо следить за их хорошей пригонкой к ручке. Плохо прогревающиеся и загрязненные наконечники следует хорошо прокалить на огне, после чего они вновь примут прежний вид и пойдут в дело.Ручку для штифта изготавливают из теплоизоляционного материала - эбонита, текстолита или дерева, она должна быть удобной и красивой по форме. Сквозь оправу ручки проходит трубка с винтовой нарезкой, в которую и ввинчивается медная головка штифта.Приступая к выжиганию необходимо подобрать подходящую древесину, так как не всякое дерево годится для этой цели. Лучше всего взять липу, ольху, тополь или каштан. Эти породы светлые, мелкопористые и имеют однородное строение. Древесина должна быть достаточно сухой, без сучков и других пороков.Перед выжиганием поверхность циклюют и зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют.Чтобы уберечь работу от загрязнения, нужно на поверхность дощечки наклеить лист папиросной бумаги с нанесенным на него рисунком. Затем можно приступить к выжиганию. По мере того, как выжигают отдельные части рисунка, снимают наклеенную бумагу. Таким образом загрязнения удаляются вместе с бумагой.К выжиганию на доске приступают после того, как паяльный элемент пирографа раскалится до требуемой температуры. Неравномерное прогревание наконечника в момент выжигания свидетельствует о неполадках инструмента или необходимости провести смену рабочей насадки. Чтобы избежать перегрева выжигателя, периодически его нужно отключать.Стереть или удалить нанесенные линии невозможно — нужно избегать помарок, ошибок. Для удобства древесину фиксируют под наклоном, рабочей руке с выжигателем обеспечивают устойчивую опору.Объем художественным работам придают с помощью оттенков. Их добиваются линиями разной толщины, различной интенсивностью прожига. Чем быстрее перемещается раскаленный наконечник по доске, тем тоньше получается выжженный контур. Регулировать оттенок рисунка можно варьированием температуры пера. Чем она больше, тем темнее получается узор. Выжигать необходимо легко, без натиска, резких толчков, долгих остановок.Если нужно нанести штрих под углом, то его прорисовывают сверху вниз, не прожигают древесину на полную глубину. Можно предварительно формировать углубления долотом. Оформляют декоративный фон рисунка при помощи фигурных насадок.Инструкция для начинающих:Необходимо занять удобное положение. Спина, шея, руки не должны уставать при работе. Доску располагают на столе таким образом, чтобы любой участок рисунка можно было легко достать.Начинать рекомендуется с внешних линий: ошибки на них будут не так заметны (к тому же их можно зашлифовать). Затем следует сделать переход на основную часть рисунка, только после его завершения — к второстепенным фрагментам.Производят выжигание сразу в нескольких участках холста поочередно. После окончания выжигания можно раскрасить изображение или покрыть его лаком.О чем нужно помнить во время работы:-Движения рук должны быть точными.-Скорость проведения инструмента по дереву, интенсивность нажатия влияют на толщину линии, глубину цвета.-Насадки на паяльник позволяют получать линии разной формы, толщины.-Насадки нужно периодически очищать от нагара шлифовальной колодкой.2.2 Технологическая последовательность изготовления изделияПоследовательность выполнения работ:Шаг 1. Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию.Шаг 2.Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40. После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем.Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие.Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой.Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку.Получить изделие, именно такое, какое нравится, соответствует твоему вкусу, можно только изготовив его самостоятельно. Бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к творчеству, но и особой интуицией или вкусом. Как и в других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний и навыков, без которых процесс изготовления изделия превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.2.3 Создание медали «Сова»Я выбрала самый простой вид - контурное выжигание.Оборудование и материалы: срез (спил) дерева, шлифовальная шкурка, лак, карандаш, выжигатель.Последовательность работы:Берем деревянный срез и шлифуем, с помощью шлифовальной шкурки, затем покрываем лаком, ждём высыхания (рис. 1).Рис. 1 Деревянный срезЗатем эскиз совы перенесён на деревянную заготовку с помощью карандаша (рис. 2).Рис. 2 Перенесенный эскизВыполняем выжигание рисунка по нарисованному эскизу на срезе, не забывая при этом выполнять правила безопасности безопасности (рис. 3). Зачищаем мельчайшей шлифовальной бумагой.Рис. 3. Готовая работаПравила безопасности при работе с электровыжигателем:работай в проветриваемом помещении;проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.Эстетическая оценка: изделие выполнено аккуратно, в соответствии с запланированными в начале работы над проектом критериями.Экологический аспект: при изготовлении данного изделия вред окружающей среде не нанесен.Практическая ценность: Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины с применением технологии выжигания по дереву.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать такие выводы:Выжигание – это, безусловно, творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения. Все линии необходимо выполнять очень точно и осторожно, иначе вся работа может быть испорчена одним неверным штрихом.Целью моей работы было изучение технологии выжигания по дереву. Для этого я изучила историю выжигания по дереву, приборы для выжигания, основные виды и способы выжигания по дереву. А также изготовила деревянную медаль «Сова» с применением технологии выжигания. Я считаю, что все поставленные мной задачи были выполнены и цель работы достигнута.Для того чтобы выполнить работу нужно знать определенные правила при работе с древесиной: как правильно ее подготовить, какая древесина лучше подходит, как обработать уже готовую работу и др.Мне кажется, что художественное выжигание по дереву, это очень увлекательное занятие. Список литературы:1. Карабанов И.А. Технология обработки древисины. М.: Просвещение, 2002.-136с.2. Райт Д. Искусство выжигания по дереву. «Издательская группа«Контэнт». 2004.-141с.3. Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву . – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.Грегори, Н. Выжигание по дереву. Практическое руководство / Н. Грегори. - Москва: Ниола-Пресс, 2009. - 205 c.Женская энциклопедия [Электронный ресурс] / Выжигание по дереву. – Москва, 2013. Интернет журнал Zagge [Электронный ресурс] / Солнечная пирография. – Москва, 2016. Музей дерева [Электронный ресурс] / Выжигание. – Екатеринбург: Табуркин Д. А. – Москва, 2012. -117с.Подольский Ю.Ф. Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия / Ю.ф Подольский. – Белгород; Харьков: Клуб семейного досуга, 2014. — 127 с.Пул, С. Пирография [Текст]: пер. с англ. / С. Пул. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. - 80 с.Ращупкина, С. Ю. Выжигание по дереву / С. Ю. Ращупкина. – Москва: Рипол Классик, 2015. — 192 с.Пул Стефан Выжигание по дереву; АСТ-Пресс Книга - Москва, 2013. - 869 c.Семенцав, А. Ю. Всё о резьбе по дереву / А. Ю. Семенцев. - 2-е изд. - Минск: Современная школа, 2010. - 672 с.Зайцева, А. А. Пирография : уроки выжигания по дереву / А. А. Зайцева. - Москва: Эксмо, 2012. – 64 с.А.Ф. Афанасьев Резчику по дереву / А.Ф. Афанасьев. - М.: Московский рабочий, 2016. - 256 c.Г.И. Соловьева Марийская народная резьба по дереву / Г.И. Соловьева. - М.: Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство; Издание 2-е, перераб., 2016. - 136 c. Д.М. Гусарчук 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Д.М. Гусарчук. - М.: Лесная промышленность, 2015. - 208 c. Е.И. Песикина Народный комиссариат по делам национальностей и его деятельность в 1917-1918 гг. / Е.И. Песикина. - Москва: РГГУ, 2016. - 156 c. Ф. Герригель Плоская резьба по дереву / Ф. Герригель. - М.: Эксмо, 2015. - 366 c.Приложение 1Технология изготовления картиныв технике выжигания по дереву№ п/пЭтапработыИзображениеПоследовательность выполненияМатериалы1Подготовка заготовки (замер ширины и высоты)Нанесение размеров заготовки, зачистка поверхности2Нанесение рисунка через калькуКалька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашомКалька, рисунок (схема)3Выжигание контуров, нанесение тенейСначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)Электровыжигатель4Покрытие готовой картины лакомС помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность картинылак, кисть
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!