это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4006885
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕСОВ В РАМКАХ АСЕАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 7
1.1 США и Китай как основные торгово-экономические партнеры стран АСЕАН во второй половине 90-х гг. 7
1.2 Роль США и Китая в создании «зон свободной торговли» в рамках АСЕАН 12
1.3 Роль геополитики в интеграционных процессах между странами Юго-Восточной Азии на современном этапе 15
ГЛАВА II. КИТАЙСКИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ АСЕАН 18
2.1. Особенности внешнеэкономических отношений между США и Китаем в рамках АСЕАН 18
2.2. Место Китая в геополитических планах администрации Клинтона в Юго-Восточной Азии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Исследование автора касается процесса интеграции (экономической, военной и политической), развивающегося в настоящее время между странами Восточной и Юго-Восточной Азии при активном участии США и Китая. Во-первых, признать, что США и Китай, активно участвующие в создании "зоны свободной торговли" в Восточной и Юго-Восточной Азии, играют важную роль в процессе интеграции АСЕАН как основные торговые партнеры и экономические партнеры стран-членов АСЕАН; во-вторых, скромная цель данной статьи - подчеркнуть роль геополитики.Это исследование было проведено в конце 1990-х годов. Эти рамки определяют важность данного процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Окончание холодной войны, быстрый экономический рост новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии и укрепление экономических позиций США в мире стали ключевыми приоритетами внешней политики администрации Клинтона С начала 1990-х годов торгово-экономические факторы доминировали в отношениях АСЕАН и США Альянс АСЕАН и США сталкивается с новыми вызовами, порожденными эпохой глобализации и противоречиями десятилетий быстрого развития В сентябре 1993 года президент США Клинтон в своем первом обращении к Организации Объединенных Наций: "Наша важнейшая задача - расширить группу рыночных демократий". Во время холодной войны мы стремились ограничить угрозы для институтов свободного мира.Сейчас мы пытаемся расширить число стран, которые зависят от этих институтов. Наша мечта - построить всемирное сообщество. Это процветающая демократия демократий, работающих вместе и живущих в мире. .... В Азиатско-Тихоокеанском регионе доводы в пользу такой возможности кажутся более очевидными. В конце концов, Азиатско-Тихоокеанский регион является домом для трех из четырех последних подлинно социалистических стран - Китая, Вьетнама и Северной Кореи. Крах "подлинного социализма" в Европе, естественно, сделал их главной мишенью для мессианской политики. Более того, Китай, который будет соперничать с США как в экономической, так и в военной мощи, кажется, лучше всего подходит на роль их главного врага. Однако сближение национальных интересов Китая и США превосходит прежний взаимный антагонизм, по крайней мере, с точки зрения реальной политики. Этот процесс нашел отражение в визитах Цзян Цзэминя в США в октябре и ноябре 1997 года и в визитах Б. Клинтона в Китай в июне и июле 1998 года.Источниками для этой статьи послужили документы, информационные ссылки и новостные материалы.Документы, проанализированные для данной статьи, делятся на три категории.1) Официальные межправительственные документы, которые помогают понять уровень отношений между двумя странами: различные документы форумов стран-членов АСЕАН ("АСЕАН+3", саммит АТЭС в Сиэтле, ноябрь 1993 года); официальные документы Госдепартамента США по политическим вопросам в Юго-Восточной Азии ("Стратегия национальной безопасности США", 1997 год); различные совместные программы АСЕАН ("Программа действий АСЕАН", Ханой, 1998 год) и заявления (президента США Клинтона и премьер-министра Рютаро Хасимото, апрель 1996 года).2) Различные официальные заявления лидеров двух стран (речь президента США Б. Клинтона в ООН в сентябре 1993 года, речь президента Китая Цзян Цзэминя на Конференции иностранных послов в 1998 году, речь Цзян Цзэминя в Гарвардском университете в 1997 году, Совместная китайско-американская декларация от 29 октября 1997 года и Совместная китайско-американская декларация по Южной Азии (2 июля 1998 года)).3) Различные отчеты и документы Конгресса США и законодательной и исполнительной ветвей власти Китайской Народной Республики в отдельных блоках (документы по внешней политике 15-го съезда Коммунистической партии в сентябре 1997 года.Справочная информация включает несколько отчетов различных американских аналитических центров, таких как Центр по изучению проблем нераспространения.Были использованы советские и зарубежные газеты года, в том числе "Мировая экономика и мировая политика", "Международная жизнь", "США и Канада", "Дела Дальнего Востока" и т.д., а также "The Economist" и "Foreign Affairs".Мы опираемся на работы таких ученых, как А. Арин, А. К. Воронцов, А. Д. Богатуров, А. Г. Загорский, Б. Н. Занегин, С. М. Рогов, М. Г. Носов, Г. Ф. Кунадзе, В. П. Лукин и С. К. Якимцев. Опора на результаты.O. Алин, А.Г. Загорский, А.С. Федотов, С.М. Рогов, А.К. Воронцов, G. Ф. Кунадзе, М. Г. Носов и другие ученые писали. В историческом плане Азиатско-Тихоокеанский регион стал полигоном для испытания наиболее успешного рецепта восстановления экономики США. Япония стала первой страной, принявшей политику жесткого сотрудничества с США, продемонстрировав остальному миру эффективность такой политики и добившись впечатляющего успеха. За Японией последовала Южная Корея и другие "тигры" Восточной Азии. Парадоксально, но "экономическое чудо" этих стран сочеталось с глубоким неприятием американских ценностей. Этот факт, однако, не помешал США поддерживать очень тесные отношения с большинством стран АТР в различных областях и привнести прагматизм в свою внешнюю политику в условиях продолжающегося противостояния между США и СССР.Отношения между США и их союзниками, партнерами и друзьями в Азиатско-Тихоокеанском регионе постепенно превратились в сложную систему взаимозависимости. Это объясняется, во-первых, тем, что США обеспечивают военную и политическую безопасность этих стран, и, во-вторых, широким торгово-экономическим обменом. Между двумя сторонами существуют вполне реальные интересы, которые ограничивают более активное участие США в регионе. Конечно, эти отношения не обошлись без проблем и противоречий с точки зрения политической экономии и общественного мнения.К концу 1970-х годов США стали неотъемлемой частью АТЭС и являлись крупным игроком, а зачастую и ведущей силой в большинстве политических, экономических, социальных и военных процессов в стране. Крах разрядки еще больше укрепил позиции США. С одной стороны, ценность американской безопасности и общего сотрудничества с США в политической и военной сферах значительно возросла для большинства стран региона. Решающими событиями стали советское вторжение в Афганистан и вьетнамское вторжение в Камбоджу, которые возродили старый нарратив о чрезвычайно агрессивном коммунизме в лице СССР и его союзников и клиентов.Особенности китайско-американских отношений также учитывали в своих исследованиях такие ученые, как Б. Н. Занегин, Д. Т. Капустин, В. V. Кузьмин, В. П. Лукин, А. А. Нагорный и М. Г. Носов. Они отмечают, что крах "разрядки" в конечном итоге определил место Китая в политике США и, следовательно, устойчивый баланс между ее мессианскими и прагматическими элементами. Наконец, крах разрядки совпал с усилением экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот крах принес Соединенным Штатам значительные выгоды. Чем выше была стоимость американских военных и политических гарантий, тем охотнее она шла на удовлетворение экономических интересов США."Геополитика в международных отношениях США и других стран", - пишет ученый Нартов. В своей книге "Великая шахматная доска" Бжезинский пишет: "Первенство Соединенных Штатов и их геостратегические императивы" Бжезинский уделяет особое внимание вопросу Китая и его роли и положению в настоящем и будущем мире. Он высказывает свое мнение о ее позиции и затрагивает вопрос о внешней политике США.ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕСОВ В РАМКАХ АСЕАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ1.1 США и Китай как основные торгово-экономические партнеры стран АСЕАН во второй половине 90-х гг. Заметный экономический успех стран АСЕАН во многом обусловлен более ранними моделями развития экспорта Японии и Южной Кореи, их активным участием в международных экономических отношениях и нынешней вовлеченностью в глобализированную экономику.Торгово-экономические отношения с США играют в этом отношении неоднозначную, но решающую роль.Прямые иностранные инвестиции в регионе АСЕАН составили 19,6 млрд. долларов США в 1998 году и 16,9 млрд. долларов США в 1999 году в результате финансовых потрясений 1997-98 годов. По данным Министерства торговли США, их ПИИ увеличились с 1,1 млрд. долларов США в 1998 году до 9,4 млрд. долларов США в 1999 году. Такой резкий рост обусловлен реинвестированием прибыли и трансграничными слияниями и поглощениями. Другими словами, американские компании воспользовались трудностями, с которыми столкнулись многие компании в странах АСЕАН, и приобрели недвижимость, потерявшую в цене после кризиса, то есть купили существующие предприятия, а не построили новые.В 1999 году экспорт АСЕАН в США ($70 млрд.) был выше экспорта в ЕС ($55,7 млрд.) и Японию ($37,6 млрд.) и почти равен экспорту АСЕАН в другие страны региона. Он также почти равен внутриазиатскому экспорту (74,4 млрд. долларов США), причем большая часть внутриазиатской торговли - это внутрифирменные поставки, т.е. торговля между дочерними предприятиями транснациональных компаний в разных странах региона. Что еще более важно, торговля АСЕАН с США характеризуется постоянным и самым большим положительным сальдо, которое, например, в первой половине 1999 года оценивалось в 12,2 миллиарда долларов США. Этот платежный баланс покрывает отрицательный баланс торговли АСЕАН с Японией (5 млрд. долларов США в январе-мае 1999 года).Рост азиатского морского экспорта в Японию объясняется оживлением экономики США, растущим спросом на товары из Юго-Восточной Азии и резким обесцениванием валюты из-за предыдущих кризисов в ряде стран АСЕАН. Другим положительным аспектом является то, что в данном случае процесс глобализации пошел на пользу, а не во вред экономике региона. Как пишет лондонский журнал "Экономист", кризис 1997-98 годов в значительной степени произошел в контексте Юго-Восточной Азии, что позволило избежать нынешнего обвала мирового рынка и сохранить экспортные каналы для производителей региона.Взаимодействие между АСЕАН и США развивается во многих направлениях и включает новые области: через Региональный форум АСЕАН (расширенная встреча глав государств и министров иностранных дел АСЕАН с их коллегами из стран-партнеров по диалогу) и Деловой совет США-АСЕАН обе стороны участвуют в двусторонних обменах. Особо следует отметить частную некоммерческую организацию, которая организует встречи министров экономики стран АСЕАН с представителями деловых кругов США, а также различные делегации и форумы (одним из наиболее важных мероприятий Совета была отправка делегации АСЕАН в США в мае 2000 года для продвижения американской инвестиционной деятельности в Юго-Восточной Азии (Это было в рамках подготовки к мероприятию).Традиционные темы переговоров между США и АСЕАН включают экономические и социальные вопросы, защиту окружающей среды, а также вопросы региональной и международной безопасности.В последнее время приоритетным направлением стало техническое сотрудничество, особенно в области электронной коммерции. Эрнест Бауэр, председатель Делового совета, недавно заявил, что использование интернет-технологий является важным элементом программы реформ АСЕАН, который "откроет новые возможности для МСП в странах-членах и уравняет условия игры".8 Учитывая это, данное заявление является дальновидным. Электронная коммерция позволяет осуществлять закупки и поиск поставщиков, минуя дорогостоящие традиционные каналы поставок и распределения, что особенно важно для МСП.Еще одним важным аспектом сотрудничества является развитие и совершенствование институциональной среды и механизмов регулирования. В последние годы АСЕАН и США подписали несколько документов о сотрудничестве в области торговых стандартов и процедур соответствия (тестирование продукции и потребителей, сертификация и обеспечение качества).9 Их реализация будет иметь большое практическое значение, поскольку позволит избежать дублирования инспекции и сертификации товаров, обмениваемых между партнерами: Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству, Национальный институт стандартов и технологий США и Управление международной торговли США отвечают за координацию общей реализации соглашений. Ожидается, что введение общих стандартов значительно снизит затраты на торговые операции и увеличит объем двусторонней торговли, особенно в области электронной и электротехнической продукции.В частности, выиграют страны АСЕАН с самым высоким уровнем проникновения ИТ и самой высокой долей экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; цифровой разрыв в АСЕАН увеличивается, что пересекается с другими секторами в этой группе; и выиграют страны АСЕАН с самой высокой долей экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, так как они, скорее всего, имеют наиболее развитую ИТ-инфраструктуру.В рамках принятой в 1998 году Ханой-АСЕАНской программы действий также выдвинута новая инициатива по созданию центра по оценке и распространению экологически чистых технологий. Контроль над трансграничными пожарами в Юго-Восточной Азии считается наиболее актуальным вопросом для партнеров по диалогу. Соединенные Штаты явно заинтересованы в защите собственных легких.Как упоминалось ранее, Соединенные Штаты являются крупнейшим торгово-экономическим партнером АСЕАН и стратегическим гарантом стабильности. На карту поставлены огромные потоки товаров и инвестиционных ресурсов. Однако баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе меняется, и общая тенденция такова, что Китай становится все более важным и привлекательным партнером, поскольку его потребительская экономика процветает, а частный сектор способен поглощать больше товаров из Азии. Китаю не хватает политической гибкости, особенно в отношении китайской диаспоры. Систематически укрепляя собственные позиции, она может на неопределенное время отложить решение территориальных вопросов, по крайней мере, в отношениях с отдельными странами. Экономические и другие интересы, особенно китайские, могут на некоторое время перевесить стратегическое недоверие, которое сохраняется в странах Юго-Восточной Азии.Возможен и другой сценарий. В этом сценарии растущая мощь Китая еще больше укрепит союз стран АСЕАН с США и связи с другими внерегиональными державами и центрами силы.В настоящее время некоторые наблюдатели считают, что Китай уже ведет открыто антиамериканскую игру в регионе и преследует свои "сильные амбиции" стать лидером Азии. Вопрос в том, какую форму примет это лидерство и какими средствами. Китай уже является лидером по уровню развития и экономического роста.Во время китайско-советского конфликта Пекин гораздо больше поддерживал политику США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии. В настоящее время Китай не согласился предоставить портовые сооружения для прибывающего военного флота США или предоставить аэропорт Сингапура для посадки американских самолетов, а во время визита в Таиланд в 1999 году Цзян Цзэминь говорил о "баржевой дипломатии" и "экономическом колониализме" и о том, "почему США вмешиваются в дела Азии?". Он спросил. К раздражению США, Пекин поддерживает идею создания безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии.По данным одной из ведущих англоязычных газет, в 2001 г. Пекин пообещал закупать каучук и рис в Таиланде, где спрос на них низок. В Юго-Восточной Азии это было воспринято как поддержка страны, которую правительство США, казалось, бросило во время кризиса 1997 года.Политическое преимущество было получено, когда одна сторона призывала к реформам своих "капиталистических союзников", элиту, а другая демонстрировала сочувственное понимание особенностей страны. И хотя Китай предоставил камбоджийскому лидеру Хун Сену 190 миллионов юаней в виде кредитов и помощи во время его визита в Пекин в феврале 1999 года, в настоящее время Камбоджа не представляет особого интереса для Вашингтона. Другими словами, у Китая есть широкие возможности для "покупки" влияния в странах АСЕАН.Противостояние Китая с США не мешает ему конструктивно участвовать в глобальных и региональных делах, придерживаться правил политического и экономического поведения, коллективно диктуемых Пекином, таких как членство в ВТО, и отвергать старые аргументы о преимуществах участия в глобализации. По мере того, как меняется Китай, меняются и его мотивы: вступление в ВТО окажет сильное сдерживающее влияние на политику Пекина в Юго-Восточной Азии и его отношения с США.Китай ведет масштабное финансовое и политическое наступление в Юго-Восточной Азии. Например, выделение 4 миллиардов долларов США соседним странам, оказавшимся в бедственном положении во время кризиса, является достаточно просчитанной реакцией, а ранее резко настроенные против Китая страны заявили о необходимости восстановления отношений с Китаем. На недавнем саммите АТЭС в Куруа-Лумпуре участники почти с энтузиазмом приветствовали создание Китайского фонда научно-технического и промышленного сотрудничества.С быстрым успехом Китая становится все более очевидным, что США теряют свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вице-президент США А. Недавно на саммите АТЭС в Круа Лумумбулу Гор назвал поведение азиатских лидеров "поведением психопата, который пытается причинить себе боль, чтобы остаться в сознании". Поддержка Гором малазийского оппозиционного движения "Рефармази", которое в принципе выступает против дружественного Китаю правительства Махатхира, неясно, какова реальная цель его публичной поддержки. Однако единодушная критика со стороны азиатских стран, которые считают такие действия вмешательством во внутренние дела Малайзии, является серьезным "конфузом" для США. Нет нужды говорить, что Малайзия пережила кризис, потому что президент Махатхир отверг либеральную экономическую политику премьер-министра Анвара, проводимую под руководством США. То же самое можно сказать и об Индонезии, которая, по мнению экспертов, потерпела крах, потому что была слишком большой, слишком влиятельной, развивала слишком много высокотехнологичных производств и была слишком дружелюбна к Китаю. Другими словами, она представляла угрозу интересам США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.1.2 Роль США и Китая в создании «зон свободной торговли» в рамках АСЕАНС самого начала задачей ассоциации было обеспечение экономической интеграции между странами-членами, создание зон свободной торговли и реализация многосторонних проектов, таких как совместные промышленные проекты. Целью было снижение зависимости от внерегиональных сил и рынков и содействие развитию и процветанию. Но субрегиональные программы интеграции не могут и не будут конкурировать с более широкими восточноазиатскими или пан-тихоокеанскими программами.Настоящими интеграторами в Асеане являются американские, западноевропейские и японские транснациональные корпорации, которые гораздо больше заинтересованы в устранении внутрирегиональных барьеров, чем в развитии отечественной промышленности. И правительство США, и частный сектор поддерживают создание единого или интегрированного рынка АСЕАН. Такой рынок обеспечит более свободный поток товаров, капитала и высоких технологий, производимых региональными филиалами американских транснациональных корпораций. Для этого США готовы предоставить ресурсы для модернизации таможенных служб в странах АСЕАН. Создание такого рынка, которого АСЕАН стремится достичь путем устранения или минимизации тарифов на внутрирегиональную торговлю, должно также сопровождаться другими мерами, такими как развитие телекоммуникаций и либерализация авиации. Нетрудно представить, что местные протекционистские предприятия будут сопротивляться таким мерам.Из-за схожей структуры экспорта и международной специализации стран-членов АСЕАН внутрирегиональные экономические связи не имеют большого значения для общего объема внешнеторговых операций. Такая ситуация делает невозможным создание закрытого торгового блока в регионе, а расширение АСЕАН в Индокитай и Бирму делает это еще менее вероятным.АСЕАН в последние годы сотрудничает со старыми и новыми странами-членами Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Таиландом, Сингапуром и Брунеем в рамках де-факто Она де-факто приняла политику двухскоростной интеграции. Более того, Индонезия сейчас оказалась между этими двумя графиками, особенно из-за последствий финансового кризиса и резкого роста терроризма.Для стран АСЕАН рынок США гораздо важнее, чем внутрирегиональный рынок. Для Вьетнама, например, сейчас гораздо важнее нормализовать торгово-экономические отношения с США, чем участвовать в интеграции АСЕАН.Периодически возникают дискуссии о введении безтарифной торговли между странами АСЕАН и США, но только Сингапур действительно подходит для этого шага. Кроме того, в рамках АТЭС ведутся двусторонние и субрегиональные переговоры по соглашениям о свободной торговле и появляются сторонники либерализации торговли во главе с США, Австралией, Новой Зеландией, Чили и Сингапуром. В любом случае, все региональные разногласия по этому вопросу должны быть примирены, и то же самое может быть справедливо в отношении условий и требований, предъявляемых к членам ВТО. Можно упомянуть два важных результата саммита АТЭС, состоявшегося в Сиэтле в ноябре 1993 года. Во-первых, главы государств приняли большинство идей о будущем развитии организации, выдвинутых группой высокопоставленных политиков. Эта группа рекомендовала уделить приоритетное внимание гармонизации конкретных проектов, таких как свободная торговля в Азии, либерализация мировой торговли и промышленные стандарты. Во-вторых, главы государств и правительств заявили, что они будут углублять дух солидарности сообщества на основе общего видения того, как страны могут достичь стабильности, безопасности и процветания Лидеры АТЭС ясно дали понять, что, используя термин "сообщество", они не имеют в виду европейскую федеральную систему; в 1994 году термин "сообщество" был отменен и было принято китайское определение АТЭС как "большой семьи". Тем не менее, руководители выразили большие надежды на организацию.После саммита в Сиэтле дискуссии АТЭС в целом проходили в духе сотрудничества, консенсуса и коллегиальности, при этом АТЭС стремился определить, как, при каких условиях и когда может быть достигнута свободная торговля между странами-членами. В настоящее время рассматриваются альтернативные варианты. Группа относится к 2020 году и предлагает "переменную геометрию", аналогичную геометрии ЕС, при которой развитые страны (например, США и Япония) перейдут к свободной торговле раньше, чем менее развитые страны (например, Индонезия и Китай). Акцент делается на открытости соглашений о сотрудничестве для всех, т.е. на "открытом регионализме", без принуждения стран, которые по каким-либо причинам медленно продвигаются вперед.АТЭС предлагает важные преимущества для политики США в Азии. Она устраняет разрыв во внутриазиатской структуре между глобальной системой, представленной Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), и сетью двусторонних отношений. Инклюзивное членство - одна из очевидных сильных сторон организации. Тот факт, что Китай, Япония и США находятся под одной крышей, следует считать большим преимуществом. Недавние события показывают, что проблемы США в Азии, имеющие двустороннее происхождение, такие как китайско-японские торговые отношения, могут потребовать регионального подхода для их решения.1.3 Роль геополитики в интеграционных процессах между странами Юго-Восточной Азии на современном этапеСпоры между странами АСЕАН и США очень редко принимают открытую форму. В странах региона нет принципиально антиамериканских режимов. США нормализовали отношения со своим бывшим противником Вьетнамом, а правители Мьянмы, скорее всего, будут изоляционистами.Однако полного консенсуса нет и никогда не будет. На каждом этапе есть свои нюансы и различия в подходах: ни одна из стран АСЕАН не разделяет мнение Вашингтона о том, что Мьянма является "региональным дестабилизатором", и не поддерживает позицию США о том, что нарушения прав человека лежат в основе их отношений с этой страной. Они также не выражают озабоченности по поводу программы Северной Кореи по созданию ракет и ядерного оружия. Хотя они обеспокоены жестким подходом администрации Буша к Пхеньяну, они разделяют подход Сеула к диалогу Север-Юг и тесно сотрудничают с ним в рамках АСЕАН+ЯО.Страны АСЕАН часто привлекают США к ответственности и сохраняют возможность критиковать действия Вашингтона, особенно в других частях света". Другие страны предпочитают позволить США нести основную тяжесть конфронтации с Китаем и молчат, когда Китай проводит ракетные испытания или усиливает свое присутствие вокруг островов Спратли", - пишет ORBIS.Серьезные опасения государств Юго-Восточной Азии связаны не столько с угрозой интервенционизма со стороны США, сколько с интересами США в их регионе и возможным снижением их стратегической ценности в глазах Вашингтона.Но даже после поражения во Вьетнаме США не собирались делать то, чего АСЕАН боялась больше всего, а именно уходить из региона. Спустя десятилетия после того, как доктрина Никсона призвала к распределению военного бремени, перед США стоит задача повысить свою ответственность за безопасность в регионе и вовлечь страны в совершенствование региональной оборонной инфраструктуры. В этой связи американские аналитики отмечают, что, по их мнению, операция "Буря в пустыне" была успешной, поскольку Саудовская Аравия модернизировала военные объекты, используемые США, до стандартов НАТО. Это может включать такие меры, как предварительное хранение оружия и боеприпасов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако масштаб таких запасов ограничен, поскольку США вряд ли будут участвовать в крупных наземных операциях.В Юго-Восточной Азии США не нужны постоянные военные базы. Вполне достаточно точек входа, с которых американские войска могут перемещаться, устанавливать свое присутствие и находиться "где-то поблизости". Такой подход соответствовал бы политическим и коммерческим интересам стран региона и желанию Вашингтона сэкономить деньги, если только не существует явной и непосредственной угрозы. Действительно, важно иметь хорошо оборудованные порты и высококачественные услуги по ремонту и техническому обслуживанию.Вынужденный вывод американских войск с Филиппин в начале 1990-х годов не ослабил позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и Сенат Филиппин, давно настроенный против Америки, в мае 1999 года одобрил соглашение 18-5 голосами, включая совместные учения с американскими войсками на Филиппинах и визиты американских военных кораблей впервые с 1996 года. Соглашение впервые с 1996 года разрешило проведение крупномасштабных военных учений, включая совместные учения с силами США на Филиппинах и визиты американских военных кораблей. Однако постоянное присутствие США не было восстановлено.Двусторонние соглашения с Таиландом и Филиппинами остаются в силе как юридические документы, но система военно-политических союзов и соглашений в Юго-Восточной Азии стала в значительной степени бессмысленной с выводом американских баз, особенно в отсутствие серьезной внешней угрозы с применением обычных вооружений. Большинство военно-политических и геополитических планов и прогнозов в отношении региона являются чисто гипотетическими и очень осторожными.Однако в случае вооруженного конфликта обмены продолжаются. Например, летом 2000 года США, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Тайвань, Таиланд, Малайзия и Сингапур приняли участие в морских учениях "Летучая рыба" в Юго-Восточной Азии.ГЛАВА II. КИТАЙСКИЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ АСЕАН2.1. Особенности внешнеэкономических отношений между США и Китаем в рамках АСЕАНС момента окончания Второй мировой войны доктрина поведения США в отношениях с Китаем развивалась по маятнику от "сдерживания" к "вовлечению".1989 год стал поворотным пунктом в политике США в отношении Китая. Советский Союз все еще существовал, конфликт с Соединенными Штатами все еще продолжался, и многие рассматривали улучшение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами как часть нормального цикла для двух сверхдержав. Поэтому со времен Никсона и Киссинджера значение Китая для США заключалось в его классической роли противовеса Советскому Союзу; два одновременных события в мае 1989 года изменили эту привычную картину. Для большинства американцев жестокое подавление китайскими властями массовых студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь в Пекине стало напоминанием о том, что китайская политическая система несовместима с демократией29 . Поэтому подавление этих демонстраций рассматривалось как свидетельство намеренного укрепления политической системы. США не могли не отреагировать, решительно осудив эти действия и введя санкции против Китая. Что еще более важно, визит Горбачева в Китай впервые за долгое время показал, что Советский Союз и Китай способны преодолеть свои разногласия, снизив ценность знаменитой "китайской карты" и даже лишив ее ценности для США.Трудно сказать, какое влияние окажет формально идеологически близкое двустороннее соглашение на внешнюю политику США. С одной стороны, к концу 1980-х годов идеология объективно утратила свою существенную роль в международных отношениях, если рассматривать ее в отрыве от практических вопросов и проблем. С другой стороны, внешняя политика в целом, и внешняя политика США в частности, основывается на концептуальной перспективе, т.е. в некоторой степени субъективна. Возможно, США в конце концов разработают концепцию сближения между советским и китайским правительствами, которая не превратится в полноценное идеологическое сближение. Как мы знаем, на это нет времени. Россия, преемница Советского Союза, отказалась от коммунистической идеологии, и китайско-российские отношения стабилизировались в рамках "партнерства", основанного на общих интересах, хотя разногласия между двумя сторонами не исключены. Последнее обстоятельство оказало определенное влияние на восприятие США Китая не в контексте отношений США и России, а как самостоятельного фактора региональной и глобальной политики. В основе восприятия США Китая лежит вывод о том, что эта огромная страна переживает длительный процесс перемен, сроки и последствия которых сегодня невозможно предсказать. Также неразумно рассматривать эти изменения как победу или поражение социализма (или коммунизма).Наконец, и это самое главное, процесс трансформации в Китае в значительной степени ориентирован внутрь страны и основан на внутренней логике и внутренних ресурсах. Взаимодействие Китая с внешним миром подчинено требованиям внутреннего развития. В этом смысле "социалистический" Китай принципиально отличается от СССР и поэтому не подходит на роль нового главного противовеса США. В то же время внешняя политика Китая и США явно пересекается, и Китай не может оставаться вне интересов США почти во всех формах своего переходного процесса. Хотя США больше не являются сверхдержавой, потому что у них больше нет сверхврага, они остаются сверхдержавой со значительными интересами во всех регионах мира.По этой причине США постоянно обсуждают стратегические варианты в отношении Китая. В этих дебатах традиционно выделяются три точки зрения. Первый предполагает, что Китай будет полноценно участвовать в международных отношениях, торговле, экономическом и финансовом сотрудничестве без ограничений и корректировок, таких как его недемократическая форма внутренней организации. Сторонники этой точки зрения ожидают, что совокупным результатом такой политики станет то, что Китай постепенно научится следовать нормальным правилам в международных отношениях и станет более похожим на другие страны. В отличие от этого, предполагается, что китайские лидеры понимают только язык тех, кто находится у власти, будь то в прошлом, настоящем или будущем. Поэтому политика превентивного сдерживания должна применяться к Китаю как к стране, создающей реальные и потенциальные угрозы. Цель такой политики - "лишить Китай возможности внешнеполитического авантюризма" и подорвать его "псевдомарксистскую диктатуру". Сторонники последней точки зрения утверждают, что Китай, столкнувшийся с таким сильным сопротивлением, в конечном итоге будет вынужден принять общие правила поведения. Наконец, существует третья точка зрения, которая обобщает первые две. Идея заключается в том, что Китай готов ограничить свое гипотетическое дестабилизирующее поведение, предполагая при этом, что он будет участвовать в международных отношениях, особенно в экономическом обмене.Самым большим препятствием в отношениях Китая со всеми другими странами является вопрос Тайваня: основываясь на Шанхайском коммюнике 1972 года и решении 1979 года об установлении дипломатических отношений между США и Китаем, США придерживаются принципа "одного Китая", но с очень широкой интерпретацией, включающей подлинные гарантии военной безопасности Тайваня и допустимость тесных неофициальных отношений. По данным Министерства обороны США, к 2005 году Народно-освободительная армия Китая будет располагать техническими средствами для нанесения мощных воздушных ударов по Тайваню и разрушения его оборонительной и экономической инфраструктуры. К тому времени Китай сможет проводить десантно-высадочные операции, превосходящие его нынешние возможности. Самое интересное, что к 2005 году вооруженные силы Тайваня превзойдут НОАК по качеству основных видов вооружений (Отчет Конгрессу). Китайские военные аналитики разработали несколько сценариев развития ситуации вокруг острова. По крайней мере, один сценарий заканчивается международным кризисом и военным вмешательством США. Пересмотр Кодекса, расширение и перевооружение Сил самообороны, а также разработка японской системы противоракетной обороны, естественно, обеспокоят Китай. В любом случае, известно, что Тайвань также рассматривает возможность создания системы ПРО в регионе.В отличие от экономической и дипломатической политики "вовлечения", США придерживаются военной стратегии сдерживания Китая. Важным элементом этой стратегии является расширение военного сотрудничества между США и Японией и создание системы противоракетной обороны в Японии. Ситуация может ухудшиться, если (или когда) Китай станет сильнее и сможет бросить вызов доминированию США в Восточной Азии.Перечислим основные вопросы, которые рассматривает Китай в связи с внешнеэкономической деятельностью США и Китая.Во-первых, сохранение Китаем статуса наиболее благоприятствуемой нации и тревожные попытки сослаться на поправку Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, которая запрещает режим наибольшего благоприятствования для стран, нарушающих права человека; скандальные сообщения американских СМИ после выборов 1996 года о том, что китайский капитал незаконно финансировал предвыборную кампанию Клинтона с самого начала; обычно связывается с ежегодными лоббистскими усилиями нынешней администрации Белого дома в Конгрессе по предоставлению Китаю режима наибольшего благоприятствования. Денежные пожертвования китайско-американских бизнесменов Демократической партии и Клинтонов часто становились предметом серьезных судебных разбирательств на федеральном уровне. Например, дело Дж. Чанга в Калифорнии стало национальным скандалом после выборов. Конечно, это часто рассматривается как явное свидетельство прямого влияния китайских лоббистских групп на президента.Во-вторых, вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО), в чем ему помогали несколько крупных американских компаний. Китай пытается сделать это с момента создания ВТО в 1994 году, но пока безуспешно. Правительство США до сих пор блокировало вступление Китая в ЕС на том основании, что его политика не соответствует Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Однако лоббирование в этом направлении продолжается.В-третьих, он разрешает споры между США и Китаем по поводу большого количества нелегальных "пиратских" версий компьютерных программ, музыкальных компакт-дисков и видеокассет, произведенных в США, в Китае. Подавляющее большинство этих "пиратских копий" попадает на американский (не говоря уже о китайском) рынок, нанося огромный экономический ущерб соответствующим производителям и экономике США в целом. Хотя китайские власти действительно публично казнили владельцев нелегальных магазинов, многие считают, что эти действия - всего лишь устранение собственной конкуренции со стороны партии и влиятельных семей, вовлеченных в "пиратский" бизнес.Казни вновь подняли самый острый вопрос о правах человека в отношениях между США и Китаем. В сочетании с растущей мощью Китая этот вопрос стал основной причиной появления антикитайских статей в США. В книге "Грядущий конфликт с Китаем", вызвавшей гнев китайских чиновников, утверждается, что США должны быть более осторожными в отношениях с Китаем, который имеет сильное лобби в Вашингтоне и мощные вооруженные силы. Хотя эти взгляды несколько экстремальны, их следует принимать во внимание при оценке влияния Китая на США.Вопрос сохранения статуса РНБ, несомненно, имеет решающее значение, поскольку лишение этого статуса спровоцирует революцию цен и пересмотр экономических соглашений (согласно докладу Р. Карпера, председателя Комиссии по торговле между США и Китаем, речь идет не о статусе СЭВ, а о статусе BSS, т.е. об отсутствии конкретных санкций и санкций против Китая). С потерей статуса СЭВ тарифы на китайскую продукцию были фактически одним махом подняты с 0-10% до 50-70%, автоматически закрывая доступ на рынок США. Это особенно актуально для ключевых экспортных товаров из Китая, таких как детские игрушки и трикотаж. Если тарифы на эти товары будут повышены с 0% до 70%, это будет непоправимый удар.Сразу после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Китай оказался на грани потери статуса НЭК. Подобно тому, как Горбачев, находившийся в то время с визитом в Пекине, сделал вид, что за окном президента ничего не произошло, американские политики просто осудили грубое вмешательство китайских властей после трагедии. После распада Советского Союза никто в США не хотел видеть ухудшения отношений с Китаем и потери политического и военного центра силы в Азии. Только в 1992 году Конгресс США, как Палата представителей, так и Сенат, приняли законопроект о сохранении статуса РИК при условии соблюдения Китаем прав человека. Президент D. Однако Буш наложил на него вето, а обе палаты Конгресса не смогли его отменить и приняли его квалифицированным большинством. (В 1998 году в мире было всего семь стран без такого статуса - Афганистан, Азербайджан, Куба, Камбоджа, Лаос, Северная Корея и Вьетнам).В настоящее время в парламенте существует два противоречивых мнения по этому вопросу. Первое - заявление конгрессмена Гепхардта: "Соединенные Штаты не только руководствуются интересами, но и считают, что каждый человек рождается с естественной свободой самовыражения. Другими словами, неприлично рассматривать наши отношения с Китаем как простой бизнес. Вторая позиция - это позиция законодателей, чья политика основана исключительно на экономических мотивах. Во многих их избирательных округах есть люди, которые так или иначе зависят от развития экономических отношений с Китаем. Это хорошо иллюстрирует заявление конгрессмена из Миссури Маккарти. Для крупных компаний, таких как Farmers Industries, местных предприятий, таких как Hanna Rubber, и семейных предприятий, таких как Raytheon's Sun Electronics, открытие Китая NEA означает рабочие места, прибыль и возможности для бизнеса".2.2. Место Китая в геополитических планах администрации Клинтона в Юго-Восточной АзииУчитывая инклюзивную политическую позицию в отношении Китая в 1990-х годах, неудивительно, что Китай достигнет статуса сверхдержавы к 2025 году или даже раньше. Поэтому США могут сделать следующее: связать Китай экономическими зависимостями и международными договорами и сделать разрыв этих связей дорогостоящим. Однако не все в США поддерживают эту стратегию. В частности, в своих предвыборных речах Буш обещал "стратегическую конкуренцию", а не "стратегическое партнерство" с Китаем (хотя всегда следует помнить, что внешняя политика США не является единой и монолитной).После периода неуверенных попыток нынешняя администрация США постепенно подошла к третьему аспекту своей политики в отношении Китая и развила его до концептуально показательного уровня. По словам президента Клинтона, "китайская политика" США в самом общем смысле является "принципиальной и прагматичной, т.е. расширяющей сферы сотрудничества с Китаем, уделяя при этом особое внимание разногласиям с ним".42 Эта политика не претендует на инновационность или особую новизну. В чем-то она соответствует идее администрации Рузвельта о "сдерживании через интеграцию" в отношении Советского Союза в конце Второй мировой войны, а в чем-то напоминает первоначальную интерпретацию политики разрядки администрацией Рузвельта43. Дело в том, что хотя Соединенные Штаты осуждали нарушения прав человека и другие недемократические проявления во внутренней политике Китая, они не связывали сотрудничество с Китаем с преодолением этих проблем. Метафорически это выглядит так, как будто США готовы "вознаградить" Китай, если он предпримет конкретные шаги по открытию своей политической системы (часто понимаемые как то, что Китай не позволит внутренним эксцессам привлечь внимание американской общественности), но не желают "наказывать" Китай, если он не предпримет таких шагов. Основное внимание уделяется внешней политике. Именно в этой области США ожидают от Китая благоразумного и ответственного поведения, включая отказ от угрозы применения силы и нераспространения оружия массового уничтожения. Для Соединенных Штатов не менее важно, чтобы Китай обеспечил прозрачность своих оборонных программ и доступ на свой внутренний рынок для американской продукции и инвестиций.После саммита в Сиэтле администрация Клинтона начала политику взаимодействия с Китаем в 1994 году, в том же году, когда возобновились межправительственные визиты на высоком уровне после того, как США в одностороннем порядке приостановили их тремя годами ранее. В то же время, в дополнение к предоставлению Китаю РНБ, он объявил, что будет решать вопросы прав человека. Однако в 1995 году произошел очередной сбой в развивающихся китайско-американских отношениях: в мае 1995 года, несмотря на сильные протесты китайского правительства, правительство США официально согласилось на визит президента Ли в США, тем самым заморозив двусторонние отношения на самом низком уровне за 16 лет дипломатических отношений. Китайское правительство решительно протестовало против этого шага. Резкая реакция Китая привлекла внимание правительства США к серьезности и деликатности тайваньского вопроса.В октябре 1995 года, по случаю 50-летия ООН, Цзян Цзэминь и Клинтон провели официальные переговоры в Нью-Йорке. Цзян подчеркнул, что "углубление доверия, снижение трений, развитие сотрудничества и прекращение конфронтации" является основной установкой в урегулировании китайско-американских отношений, и подтвердил позицию Китая по тайваньскому вопросу. Клинтон подчеркнула важность установления "конструктивных контактов" с Китаем и подтвердила принцип "одного Китая". Эта встреча сыграла важную роль в выведении отношений между США и Китаем на правильный путь.B. Клинтон В 1996 году Пекин и Вашингтон приняли важное решение о взаимном визите на высоком уровне. Президент Китая Цзян Цзэминь посетил США с официальным визитом с 26 октября по 3 ноября 1997 г. Это был первый официальный визит китайского лидера в США за последние 12 лет. В ходе этого визита было опубликовано Совместное заявление Китая и США, в котором изложены цели, принципы и руководящие принципы развития китайско-американских отношений в 21 веке. С 25 июня по 3 июля 1998 года господин Клинтон посетил Китай. Стороны определили ориентиры и рамки для развития межправительственных отношений в следующем столетии. Во время этого визита Клинтон впервые публично выступила за политику "трех "нет" в отношении Тайваня. Успех обмена визитами придал новый импульс улучшению двусторонних отношений.Правительство США сохранило за Китаем статус наибольшего благоприятствования в торговле, который Конгресс США потребовал отменить из-за нарушений прав человека в Китае. Китай и США активно сотрудничают, в том числе неофициально, с целью заморозить ядерную программу Северной Кореи. Китайцы неофициально согласились присоединиться к основным международным режимам контроля ядерных вооружений и приостановить экспорт крылатых ракет и ядерных технологий, но теперь считают, что их официальное членство в Режиме контроля ракетных технологий связано с отказом США прекратить поставки оружия Тайваню.Перспективы военного сотрудничества между двумя странами углубились после визита министра обороны США У. Коэна в Пекин в январе 1998 г. на основе "Конструктивного стратегического партнерства на 21 век "48 , согласованного между лидерами двух стран во время визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Вашингтон в 1997 г. Во время встречи с У. Коэном китайская сторона подняла вопрос об отмене санкций, введенных после инцидента на площади Тяньаньмэнь, в частности, о поставке американских военных вертолетов. Расширение военных отношений между Китаем и Японией в целом поддерживалось китайскими властями.Как говорилось в Рамочном докладе о внешней политике Института национальных стратегических исследований США за 1999 год, главной целью в отношении Китая было "использование массированных экономических, политических и военных средств, чтобы убедить Пекин, что сотрудничество и дружественные отношения принесут ему больше пользы, чем открытый конфликт".49 Что США должны "научить" его сотрудничать на основе ценностей и норм, установленных "крупными державами" (Стратегический доклад США за 1999 год), США должны "научить" его сотрудничать на основе ценностей и норм, установленных "крупными державами".С 1997 года в ходе двусторонних переговоров и Конференции по сотрудничеству в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (CSCAP) Китай выступает за новую концепцию отношений с США, аналогичную нынешнему сотрудничеству в области безопасности между Китаем и Россией.Китай является участником ряда международных соглашений, включая Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Конвенцию о химическом и биологическом оружии. Но его политика по-прежнему основывается на "вечных интересах китайской династии", отказываясь от тесных двусторонних отношений и обязательств. Помимо политического взаимодействия, доктрина "вовлечения" также включала в себя максимизацию экономических отношений между США и Китаем. США ведут значительную торговлю с Китаем. По данным Бюро переписи населения США, в 1998 году объем торговли достиг $59,745 млрд, причем импорт из Китая превысил экспорт США в Китай на $42,5 млрд. Это немаловажно, если учесть, что Япония, один из важнейших торговых партнеров США, за тот же период имела дефицит торгового баланса в размере $46,8 млрд по сравнению с общим объемом торговли США в $121,8 млрд. Китай активно поощряет иностранные инвестиции, и многие американские компании ежегодно открывают в Китае свои дочерние предприятия. Эти прочные экономические отношения настолько важны для США, что администрация Клинтона поддерживала торговый режим наибольшего благоприятствования (РНБ) для Китая, который Конгресс потребовал отменить из-за нарушений прав человека в Китае.Что касается конфликтов между двумя странами, то их список бесконечен. Во-первых, две страны разошлись во мнениях относительно того, как решить самую сложную проблему - тайваньский вопрос. США, посредством Шанхайского коммюнике 1972 года и Решения 1979 года об установлении дипломатических отношений между США и Китаем, признали тесные неформальные отношения, включая существенные гарантии военной безопасности для Тайваня, с очень широкой интерпретацией, придерживаясь при этом принципа "одного Китая". В целом, США хотели, чтобы Китай взял на себя обязательство не применять военную силу против Тайваня.В отношении Тайваня администрация США до недавнего времени принимала правильные решения. Например, в июле 1999 года президентство решительно выступило против попытки Ли Тэн-хуэя объявить отношения между Тайванем и материковым Китаем "особыми двусторонними отношениями"; в сентябре представитель США на Генеральной Ассамблее ООН впервые высказался против членства Тайваня в ООН; а в ноябре представитель правительства США на Генеральной Ассамблее ООН выступил против членства Тайваня в ООН. США осторожно втягивают Китай в "международное сообщество", время от времени (например, бомбардируя китайские посольства) демонстрируя, что произойдет, если Китай внезапно выйдет из него. Китай, конечно, не может вытеснить США из региона, но он вполне может это сделать.Будучи провинцией-изгоем, Китай не может взять на себя такие обязательства по отношению к Тайваню, что строго подорвет его суверенитет. Китай не настаивает на немедленном присоединении Тайваня к материку и активно развивает экономические отношения с Тайванем. Однако Пекин неоднократно давал понять Тайваню и США, что провозглашение независимости Тайваня было бы абсолютно неприемлемым и что ему придется поставить Тайвань под свой контроль, даже с применением силы, как показал кризис 1996 года, когда США направили два авианосца в Тайваньский пролив в ответ на предвыборную демонстрацию военной мощи Китая. Вопрос независимости может привести к серьезному военному конфликту между двумя странами.Администрация Клинтона избегала уделять внимание тайваньскому вопросу, особенно после возвращения Гонконга в 1997 году, полагая, что этот вопрос рано или поздно будет решен самим Китаем в соответствии с формулой "одна страна - две системы".Нарушения прав человека в Китае остаются серьезной проблемой в китайско-американских отношениях. Решение этого вопроса администрацией Клинтона постоянно критиковалось общественным мнением США и средствами массовой информации, против него выступал Конгресс. Строго говоря, как общественная критика, так и, в особенности, оппозиция в Конгрессе отчасти носили демагогический характер. Всем ясно, что Китай ни сегодня, ни завтра, ни, возможно, никогда не будет эквивалентен идеальному американскому обществу. Чтобы понять это, необходимо обратиться к опыту многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона.Однако, похоже, между Вашингтоном и Пекином существует негласное соглашение о том, что США не будут ассоциировать себя с Китаем в вопросах прав человека, а китайская сторона будет отвечать так, как будто она выбрала "частичную" либерализацию внутренних институтов В 1998 году видным китайским диссидентам Вэй Цзиньшэну и Ван Дану было разрешено эмигрировать в Китай. Им было разрешено мигрировать. Китай подписал Международный пакт об экономических и социальных правах и обязался подписать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года.Демонстранты на площади Тяньаньмэнь требовали, чтобы США строго соблюдали китайско-американское коммюнике от августа 1982 года о поставках оружия на Тайвань и чтобы обе страны ясно дали понять, что Тайвань не подпадает под действие договора о безопасности между США и Японией. Китай выступает против размещения систем противоракетной обороны США в Азии и, в частности, против участия Тайваня. Китай также надеется на поддержку США при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).В конце 20-го века "невмешательство" вновь возникло в США как вызов китайско-американским отношениям: в мае 1999 года Конгресс США обнародовал документы, содержащие украденную информацию о китайских ядерных секретах. Отношения между США и Китаем снова пошли на спад, особенно после бомбардировки под руководством США китайского посольства в Союзной Республике Югославии во время бомбардировки Косово, и двусторонние отношения начали выходить из тени бомбардировки посольства в результате встречи Цзян Цзэминя с Клинтоном в Окленде, Новая Зеландия, в октябре 1999 года. В ноябре того же года две страны подписали соглашение о вступлении Китая в ВТО.В 2000 году китайско-американские отношения были восстановлены и постепенно развивались. Лидеры двух стран встречались на Саммите тысячелетия ООН и на неформальных саммитах АТЭС.В целом, "китайская" политика США казалась относительно стабильной, последовательной и эффективной в 1996-2000 годах, что подтвердил визит президента Клинтона в Китай в июне 1998 года. Эта политика была прагматичной, основанной на национальных интересах, независимой от идеологии или мессианства, и явно могла стать катализатором нового концептуального подхода к формированию международных отношений США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ конце 20-го века возобновился диалог по вопросам безопасности и военные отношения между США и Китаем. Конгресс США принял закон об установлении постоянных нормальных торговых отношений с Китаем. К началу века эти отношения стабилизировались. В целом, отношения развивались с некоторыми трудностями: во время холодной войны, которая длилась 40 лет, Китай и США постепенно перешли от враждебности к нормализации отношений. Эти отношения прошли через три изменения в начале, середине и конце 1990-х годов и до сих пор развиваются в том же направлении. Эволюция этих отношений за последние 50 лет позволила сделать следующие выводы.Во-первых, поворотные моменты в этих отношениях в основном связаны с политической независимостью Китая, быстрым экономическим развитием, ростом его авторитета на международной арене и повышением стратегической роли среди крупных держав. Проводимая Китаем политика реформ и открытости предоставила историческую возможность для общего развития двусторонних отношений. Во-вторых, представление времен холодной войны о том, что идеология определяет распределение политической власти, может привести только к противоречиям и конфронтации. У двух стран много общих интересов. Двусторонняя дружба, сотрудничество и общее развитие не только приносят пользу народам Китая и США, но и способствуют стабильности, миру и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. В-третьих, тайваньский вопрос является наиболее остро оспариваемым и горячо обсуждаемым вопросом между двумя странами со времен холодной войны, после установления дипломатических отношений и переговоров о нормализации. Стабильность, улучшение и развитие китайско-американских отношений в новом веке будет напрямую зависеть от решения этого вопроса в соответствии с тремя коммюнике. В-четвертых, США и Китай должны решать свои разногласия в духе взаимного уважения, равного согласия и поиска точек соприкосновения при сохранении своих различий. Любые меры сдерживания, санкции, угрозы или попытки применения силы не решат разногласий между государствами и приведут лишь к конфронтации и даже конфликту, что поставит под угрозу национальные интересы обеих сторон, а также региональную и глобальную безопасность.США особенно заинтересованы в сотрудничестве с Китаем по нескольким причинам. Во-первых, это может предотвратить разделение Азии на противоборствующие лагеря, позволит США сохранить сильное военное присутствие в регионе при относительно низких затратах, а также снизит вероятность развития Северной Кореей ядерного потенциала и дестабилизации Корейского полуострова. Во-вторых, партнерство будет способствовать процветанию по обе стороны Тайваньского пролива и участию американских компаний в модернизации огромной экономики Китая. В-третьих, сотрудничество будет способствовать проведению операций ООН по обеспечению безопасности во всем мире и укреплению международных соглашений в таких областях, как торговля, распространение ядерного оружия и охрана окружающей среды.Возвышение Азиатско-Тихоокеанского региона в конце 20-го века даже самые осторожные эксперты трактуют как признак фундаментального сдвига в будущем глобальном балансе сил. Внешне это проявилось в беспрецедентном уровне внешней дипломатической активности: Премьер-министр Японии Кеничи Обути посетил Москву 12 ноября 1998 года; Клинтон посетил Токио 19 ноября; саммит АТЭС прошел в Малайзии 16-19 ноября; саммит АТЭС прошел в Объединенных Арабских Эмиратах 18 ноября; саммит АТЭС прошел в США 18 ноября. Земин 23 ноября в Москву прибыл президент Китайской Народной Республики Земин; 25 ноября в Токио состоялся японо-китайский саммит; 4 декабря в Токио прибыл начальник российского Генерального штаба Александр Квашнин; 7 декабря бывший министр обороны США Перри встретился в Сеуле, а затем совершил поездки в Токио и Пекин. Оттуда он отправился в Токио и Пекин.После более чем столетней истории, полной поворотов и изгибов, китайско-американские отношения вошли в новое столетие относительно спокойно. Избрание Джорджа Буша президентом США представляет собой новый голос лидера в политике Республиканской партии в отношении Китая после холодной войны. Политика США в отношении Китая всегда отражала взгляды как республиканских, так и демократических лидеров, и можно надеяться, что новая администрация США продолжит содействовать прогрессу в двусторонних отношениях.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКитай не допустит независимости Тайваня // Golden Telecom [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/full.html?id=2847, свободный.Специфика формирования структур безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе: новые возможности для России // Национальная электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.nns.rusglobus.net/tra/sinica/sinica-05.htm, свободный.Фонд сотрудничества Россия – АСЕАН. – Режим доступа: http://www.asean-russia.ru/057-112499-idx.html, свободный.Deng Xiaoping’s Six Conceptions for the Peaceful Reunification. – Режим доступа: http://www.chinataiwan.org/tra/sinica/sinica-02.htm, свободный.Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw/regional/ea/uschina/taiwact.htm, свободный.President Bill Clinton. Confronting the challenge of a Broader World. Address to the UN General embly, 27.09.1993 // Dispatch (U.S. Department of State). – Vol. 4. – No. 39. – P. 600 — 653President Chen’s 520 Inaugural Speech. – Режим доступа: http://www.mac.gov.tw/052r-112499-idx.html, свободный.Tiang Zemin’s Eight-point Proposal for the Development of the Cross-straits Relations. – Режим доступа: http://www.chihataiwan.org/tra/int-0312.html, свободный.U.S. Department of Commerce. Merchandise Trade Forecast from Standard & Poor’s Data resources Inc. // Review of the U.S. Economy. – March. – 1998. – P. 80 – 95.Арин А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М.: Международные отношения, 1998. – 321 с.Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. – М.: Наука, 1990. – 284 с.Бжезинский З. Великая Шахматная Доска: Господство Америки и её стратегические императивы. – М.: Международные отношения, 2002. – 367 с.Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане.– М.: Конверт – Монф, 1997. – 352 с.Воронцов А.К. Проблема обеспечения безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. — № 3. — 2000. – С. 191 — 195.Жинкина И.Ю. Оценка угрозы в американской стратегии // США и Канада. – 1998. — № 10. – С. 22 – 33.Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. — № 6. — 2001. — С. 122 — 126.Занегин Б.Н. США и Китай // США и Канада. – 2000. — № 7. – С. 12 – 23.Капустин Д.Т.. Китай. – Режим доступа: http://www.kapustin.da.ru/press_gwy-1.htm, свободный.Капустин Д.Т. Тайвань и Южная Корея в Китайско-Американских отношениях. – М.: Наука, 1980. – 196 с.Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Международные отношения, 2002. – 256 с.Кузьмин В.В. Китай в стратегии американского империализма. – М.: Международные отношения, 1978. – 272 с.Кунадзе Г.Ф., Носов М.Г. Политика США в Восточной Азии. – М.: Международные отношения, 2001. – 254 с.Место Китая в глобальной политике США / В.П. Лукин, Б.Н. Занегин, А.А. Нагорный и др. – М.: Наука, 1987. – 359 с.Нартов Н.А. Геополитика: учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити –Дана, Единство, 2002. – 439 с.Носов М.Г. Политика Вашингтона в отношении Китая // США и Канада. – 1999. — № 3-4. – С. 24 – 35.Рогов С.М. Последние годы администрации Клинтона // США и Канада. – 2000. — № 2. – С. 18 – 34.Рогов С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии // Латинская Америка. – 1998. — № 8. – С. 24 – 32Федотов А.С. Формирование механизмов в сфере безопасности в АТР: Позиция США // Проблемы Дальнего Востока. — № 1. — 2001. – С. 37 — 43.Якимцев С.К. Проблема безопасности Китая в АТР // Проблемы Дальнего Востока. — № 1. – 2000. – С. 147 – 152.Bernstein R., Munro R.H. The Coming Conflict with China. — N.-Y., 1997. – 179 р.Courtis K. Economics and Security in Pacific // Foreign Affairs. – 1998. — № 1. — Р. 141 — 145.Grant R. China and it’s Asian Neighbors: looking forward 21 century // Foreign Affairs. – 2000. — № 3. — Р. 21 — 42.Harding H. A Fragile Relationship: The United States and China since 1972. — Wash., 1992. – 364 р.Hitch-Kock D. East Asia’s New Security Agenda. – Режим доступа: http://www.arc.org/m//usa-china.html, свободный.Kristoi N. The age of the Pacific. – Режим доступа: http://www.asiaheadlines.com/d-b/news/msg, свободный.Pan Zhenqiang. Future Security Needs of the Asia Pacific Region. – Режим доступа: http://www.house.chinadailv.gov/news/full.html7id=2647, свободный.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!