это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4007229
Ознакомительный фрагмент работы:
Проектирование промышленных объектов в арктических условиях
предъявляет особые требования к разработке природоохранных
мероприятий. С одной стороны, обусловлено особой уязвимостью
арктической природы и наличием здесь значительного количества
охраняемых представителей флоры и фауны, с другой стороны, большими
финансовыми и техническими издержками при ликвидации последствий
аварийных ситуаций. Для западного сектора российской
Арктики данная проблема усугубляется наблюдаемым потеплением климата,
сопровождаемым большим протаиванием многолетне-мёрзлых пород и
ростом частоты аномальных гидрометеорологических условий,
способствующих возникновению аварийных ситуаций.
При решении этой проблемы особенно
важным становится минимизация риска попадания в природную среду нефти
и нефтепродуктов при возникновении аварийных ситуаций на
нефтехранилищах. В условиях Арктики, как показал разлив дизельного
топлива на нефтехранилище в г. Норильске 29 мая 2020 года, не учет данного
фактора может привести к крайне негативным экологическим последствиям.
Целью проведенных исследований являлась
оценка возможности размещения объектов хранения нефти и
нефтепродуктов, обеспечивающая минимальный экологический ущерб при
возникновении авариных ситуаций, с учетом специфики природных условий
западного сектора российской Арктики. В ходе проведения исследований
были собраны и обобщены сведения, имеющие отношение к
рассматриваемой проблеме. Для оптимизации выбора
геоэкологической площадки с размещением нефтехранилища на западе
Российской Арктики важнейшим фактором их развития являются
значительные в мировом масштабе запасы нефти и газа.
По данным Министерства природных ресурсов (МПР) РФ,
извлекаемые ресурсы российского шельфа превышают 100 млрд. т у.т., из
них 41,77% приходится на шельф Баренцева и 33,46% на шельф Карского
морей. При наметившейся тенденции истощения материковых запасов нефти
и газа данные регионы к 2020-2030 гг. станут новой ресурсной базой
углеводородов России. Ее удачное расположение в относительной близости к
рынкам сбыта, наличие и дальнейшее развитие базовой транспортно-
промышленной инфраструктуры будут во многом способствовать
экономической интеграции рассматриваемых регионов и их ориентации в
основном на экспорт ресурсов на Северно-Американский, растущий
китайский и другие азиатские рынки. Материковые запасы нефти и газа
сосредоточены в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции,
значительная часть которой находится в Арктической зоне. Провинция
занимает территории Ненецкого автономного округа (НАО) Архангельской
области и северных районов Республики Коми. Это третья провинция в
России (после Западной Сибири и Урало-Поволжского региона) по
начальным суммарным извлекаемым ресурсам. Нефтяные ее ресурсы
оцениваются в 13,76 млрд. т, газовый конденсат - 352,9 млрд. т, свободный
газ - 2,44 трлн. куб. м, растворенный газ (находящийся в пластовой нефти в
жидкой фазе) - 1,06 трлн. куб. м. Негативные
последствия экологического ущерба, возникающего при аварии на
нефтехранилище, зависят, главным образом, от пространственных масштабов
распространения нефти и её попадании в уязвимые зоны с наличием
охраняемых видов флоры и фауны, скоплений промысловых видов рыб, птиц
и зверей, а также на участки значимых социально-экономических и других
интересов коренного населения арктических районов.
В данном отношении наиболее опасной ситуацией является попадание
нефти в морские воды, когда сложно спрогнозировать траекторию дрейфа
пятна, особенно при меняющихся гидрометеорологических условиях и его
ликвидация очень осложнена или даже практически невозможна. Последнее,
например, может иметь место при загрязнении прибрежной мелководной
зоны моря, недоступной для морских судов (ледоколов) с наличием
дрейфующего или припайного льда.
Кроме этого, в Белом и Баренцевом морях имеются участки с
большой величиной прилива, где содержание взвеси достигает 1000-10000
мг/л и даже более. Нефтяная пленка, попадая на подобный участок,
сорбируется взвесью, и частицы нефти распределяются по всей водной
толще, что делает использование бонов, различных плавающих сорбентов и
СПАВ малоэффективным. С другой стороны, прибрежные зоны западного
сектора российской Арктики характеризуются наличием значительного
количества «красно-книжных» птиц и морских млекопитающих.
Многие участки арктического морского побережья попадают под
действие Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях. Они имеют
международное значение, главным образом, в качестве местообитаний
водоплавающих птиц. В сильно опресняемых районах арктических морей
происходят нагульные и преднерестовые миграции ценных видов
ихтиофауны (семейство лососевых, сибирский осетр), также массовых
промысловых видов рыб.
Транзит нефти, в случае возникновении аварии на
проектируемом нефтехранилище может идти по разным водотокам. Это
приводит к необходимости выбора участка его расположения, который
обусловит наименьший экологический риск для окружающей среды при
попадании нефти в поверхностные воды. Здесь возникает довольно сложная
проблема выбора водотока, загрязнение которого минимизирует
экологический ущерб, т.к. на водосборах различных рек уязвимые зоны
могут иметь различный характер.
При возникновении подобной ситуации целесообразно
обратиться к экспертным технологиям для получения оптимального в
экологическом отношении и в то же время экономически эффективного
выбора участка.
Достигается это при следующем порядке процедур:
формируется группа экспертов;
производится выбор факторов, влияющий на конечный результат, и
показателей их оценки;
производится экспертный опрос по определению значимости факторов;
на основании полученных данных рассчитываются весовые
коэффициенты;
полученные весовые коэффициенты вводятся в модель, по которой
рассчитывается интегральный показатель альтернатив;
выбирается оптимальная альтернатива размещения объекта.
Наименьший экологический риск при возникновении аварий на
нефтехранилищах будет иметь место при растекании нефти по почвенно-
растительному покрову, не дренируемому сетью микро-водотоков. Скорость
её движения при этом будет на 2-3 порядка ниже, чем в водах приливного
моря и в реках. Исключение в этом отношении представляют малые реки,
мелководные участки которых могут быть полностью заняты зарослями
водных макро-фитов. Они формируют своего рода ботанический барьер,
способный в значительной мере затормозить и ограничить транзит нефти по
водотоку.
При попадании нефти в тундровое озеро скорость её распространения
также будет сравнительно низкой (не более нескольких см/с), что
увеличивает период для принятия необходимых мер по ликвидации
последствий аварии. Исключением в данном отношении могут быть водоемы
с сильной проточностью, или ситуации, когда штормовой ветер будет
способствовать дрейфу нефтяной пленки вдоль большой оси озера.
Анализ природных условий западного сектора российской
Арктики показывает, что наибольший экологический риск поражения
охраняемых представителей флоры и фауны при возникновении аварии на
нефтехранилищах будет иметь место в низменных сильнообводненных
районах. Если учитывать возможность попадания аварийной нефти в
морские воды, это к ним следует отнести побережье Большеземельской
тундры, южную оконечность Новой Земли и побережье Байдарацкой губы.
На шельфе западных арктических морей России сконцентрированы
крупнейшие углеводородные запасы. Планируемые проекты разработки
месторождений-гигантов предполагают существенное снижение затрат на
освоение ресурсов за счет эффекта масштаба. Однако значительный объем
инвестиций в освоение каждого из месторождений требует создания
благоприятных условий для финансирования, крупных долгосрочных
вложений, а также изменения транспортных тарифов. Рентабельность
освоения этих месторождений может быть достигнута при увеличении
спроса и повышении цен на энергоносители. Среди газоносных выделяются
Штокмановское, Ледовое, Русановское и Ленинградское газоконденсатные,
Лудловское газовое месторождения. Их разведанные балансовые запасы
промышленных категорий А+В+С1 составляют свыше 3 млрд. т нефти и
конденсата, а также более 4 трлн. куб. м газа, включая 3,8 трлн. куб. м
уникального по запасам Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Также в оптимизации выбора геоэкологической площадки с
размещением нефтехранилища на западе Российской арктики транспортные
средства для поставок газа, в том числе в сжиженном состоянии, согласно
проекту, будут предоставлены российской компанией «Совкомфлот»2. Она
является крупнейшим оператором морских танкеров и судов ледового класса
(143 судна общей грузоподъемностью 10 млн. т). Кроме того, в рамках
проекта планируется строительство 10 специальных судов общей
грузоподъемностью 0,8 млн. т. Для швартовки, приема и отправки газовозов
планируется использовать более 16 вспомогательных судов. Проекты по
строительству оборудования и спец-транспорта размещаются на
предприятиях Северо-Запада России. Две полупогружные буровые
платформы (ППБП) «Полярная звезда» и «Северное сияние» строятся на
Выборгском судостроительном заводе. Стоимость их оценивается примерно
в 2 млрд. долл. Платформы предназначаются для разведочного и
эксплуатационного бурения в суровых полярных условиях на глубину до
7500 м (на море - до 500 м). Морская транспортировка
нефтепродуктов в российской Арктике осуществляется на основе
использования инфраструктуры Северного морского пути (СМП). В
настоящее время морской транспорт на Западе Российской Арктики
обслуживает перевозку нефти и нефтепродуктов на экспорт. На долю портов
Северо-Западного бассейна приходится большая часть суммарного годового
грузооборота РФ. Большая часть российской нефти идет в Роттердам,
остальная часть в Германию, Бельгию, Великобританию, Францию и США.
Больше четверти объема нефти и газа, поставляемого в ЕС, импортируется из
России. Нефть экспортируется танкерами из Архангельска и Мурманска,
портов Варандей (Печорское море) и Витино (Белое море).
Таким образом, получаем, что особенно
внимательно к выбору мест размещения нефтехранилищ следует относится
при проектировании промышленных объектов на территории полуострова
Ямал с наличием густой речной (озерно-речной) сети и омываемого водами
Байдарацкой губы и сильно опресняемой Обской губы.
При проектном выборе места расположения
нефтехранилища вблизи крупных водных объектов можно рекомендовать
следующую схему действий. В районе нахождения планируемой
промплощадки с помощью анализа карт (космоснимков) оконтуриваются
локальные участки, не имеющие склона (дренажных водотоков) в сторону
моря, озер или больших и средних рек. Далее из найденных участков
выделяются те, где имеется наименьшее количество микроводотоков,
входящих в гидрографическую речную сеть. Затем из них выбирается зона,
откуда дренажные воды поступают на водотоки, на которых может
наблюдаться минимальный экологический ущерб, или водотоки
легкодоступные для оперативного принятия мер по ликвидации последствий
аварийного разлива. Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что оптимизация выбора геоэкологической площадки с
размещением нефтехранилища на западе Российской арктики
углеводородных ресурсов западной Арктики являются основой развития
промышленности западных арктических регионов РФ.
Эффективное использование
ресурсного потенциала обеспечит устойчивое региональное развитие в
долгосрочной перспективе. В ближайшие десятилетия Северо-Запад РФ
будет играть существенную роль в развитии нефтегазодобывающего
комплекса страны, формировании новых районов добычи ресурсов нефти и
газа, межрегиональной транспортной инфраструктуры и Арктического
транспортного коридора.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!