это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4012194
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Физическая культура и спорт в XXI веке представляют собой социальные феномены, которые способны преобразовывать как современное общество, так и личность [5, с. 11].Воспитательный потенциал физической культуры и спорта, в этом отношении, имеет свои специфические особенности. Целью физкультурного воспитания является формирование физической культуры личности в результате освоения ценностного потенциала этой части культуры общества [4, с.10].Ценностный потенциал физической культуры и спорта можно считать реализованным лишь тогда, когда он становится достоянием личности, именно в этом его основная ценность.Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания личностных качеств детей и подростков, при этом важное место отводится формированию у детей и подростков физической и спортивной культуры личности.В последние годы в области физической культуры и спорта интенсивно идет процесс выработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы различных технологий, способных обеспечить каждому человеку индивидуализированный подход к проблеме его личного здоровья и безопасности. Имеется достаточно большой ассортимент, как видов, так и форм, методов и средств физической подготовки. Цель данной работы заключается в изучении ценностного потенциала физической культуры и спорта как основа формирования здорового образа жизни.1. Физическая культура - социальный фактор воздействия на биологическое развитие организмаСегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, которая общепризнана как матариальная и духовная ценность общества в целом и каждого человека в отдельности.В то же время, по данным социологических исследований, лишь небольшая часть населения придерживается принципов здорового образа жизни. У большинства молодежи, крайне низка ориентация на заботу о своем здоровье и физическом развитии. И это вызывает особую тревогу.Физкультурно-спортивная активность населения, является одним из важнейших показателей здорового образа жизни, но в целом остается достаточно низкой. А ведь занятия физической культурой и спортом оказывают общее профилактическое воздействие на организм человека, повышают уровень его здоровья, способствуют увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствуют отказу от вредных привычек, а повышение уровня двигательных навыков существенно снижает риск травматизма. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой, способной помочь молодым людям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Всё это актуализирует требование формирования у них ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования. [5, с.36]Физическая культура представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования студента, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и психических способностей.Одной из форм функционирования физической культуры в обществе является физическое воспитание, отличительные особенности которого определяются в основном тем, что это процесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств студента, необходимых для формирования професиональных психофизических свойств личности, совокупность которых, в свою очередь, определяет его физическую дееспособность. В этом аспекте физическое воспитание является формой социального воздействия на биологическое развитие организма студента.Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физичесих возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений.Важным аргументом в пользу значимости физической культуры, для всестороннего развития общества может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена. [7, с.18]Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит прежде всего в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке.Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который, в свою очередь, может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясть на познание его законов и сущности.2. Общественный и личностный уровень ценностей физической культуры, как основы формирования здорового образа жизниГоворя о ценностном потенциале физической культуры, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный, и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждого.Именно физическая культура, по словам В.К.Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.К общественным ценностям физической культуры мы относим накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни - ведущего фактора, определяющего состояние здоровья населения. [2, с.27]Сам по себе здоровый образ жизни представляет собой не только деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья, но и организацию всей жизнедеятельности человека, способствующую повышению "количества здоровья". Следовательно, для формирования общественных ценностей необходимы целенаправленная экономическая и социальная политика: разработка и внедрение в практику общественных отношений системы стимулов здорового образа жизни, научно обоснованных критериев воздействия на формирование потребностей - материальных, духовных, в здоровье (в отличие от потребности в лечении, которая сразу формируется при "стеснении свободы жизни").[4, с.45]Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется сформированной потребностью в вооружённости - знаниями человека в области физического самосовершенствования, сформированными двигательными умениями и навыками, и потребностью наращивать эти знания, умения и навыки; способностью к самоорганизации здорового стиля жизни; социально-психологическими установками; ориентацией на занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью.3. Социальная значимость спорта в современном миреСпорт пронизывает все уровни современного общества, оказывая широкое влияние на основные сферы общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, социальный статус, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена А. Волкова:. спорт сегодня - главный социальный фактор, способный противостоять вторжению дешевой культуры и вредных привычек. Это лучшая погремушка, способная отвлечь людей от текущих социальных проблем. Это, пожалуй, единственный клей, способный склеить всю нацию, что не удается ни религии, ни даже политикам. Действительно, спорт обладает мощной социальной силой. Долгое время политики рассматривали спорт как национальное увлечение, способное объединить общество единой национальной идеей, наполнить его своеобразной идеологией, желанием людей добиться успеха, побеждать. Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует исходное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех и достижение успеха. Стремление быть первым, победить не только соперника, но и себя. [7, с.54]Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им развить веру в собственные силы и возможности, а также умение ими пользоваться. Спорт учит жертвовать ради достижения цели. Уроки, извлеченные юными спортсменами на спортивной площадке, также помогают в жизни. Многие спортсмены утверждают, что именно спорт сделал их человеком, способным быть личностью. Через спорт реализуется принцип современной жизни - полагайся на себя. Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств: амбиции, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков. В ряде наук о человеке и обществе ведущее место отводится социологии - науке о социальном мире, социальных отношениях и личностных взаимодействиях. [4, с.76]Поэтому каждому, кто работает в области физической культуры и спорта, крайне необходимо не только хорошо знать методы, методы и формы спортивной тренировки, другие особенности профессиональной деятельности, но и понимать жизненные интересы и социальные отношения людей, на основу которых составляют группы, сообщества, общество и глобальное сообщество.В социологии физической культуры как молодой науки существующие подходы к оценке значимости спорта в современном обществе в настоящее время пересматриваются. Новые социально-экономические условия развития общества поставили проблемы формирования новых ценностей ориентации, образов поведения, смыслов и стилей жизни для занятий физической культурой и спортом. [6, с.83]Одна из основных проблем социальной физической культуры и спорта - формирование ценностного отношения общества и личности к физкультурно-спортивному образу жизни.В настоящее время физическая культура и спорт - это многофункциональное социальное явление. Это связано с тем, что данная сфера деятельности касается воспитания человека - основного элемента производительных сил общества. Физическое движение осуществляется под непосредственным влиянием социальных отношений, складывающихся между людьми, проникает не только в сферу культуры, но и в другие важные стороны жизни: политику, экономику и др. Физическая культура и спорт, как явление общественной жизни, характеризуются как специфической, так и общекультурной, а также оздоровительной и воспитательной функциями. Все эти функции тесно взаимосвязаны, переплетаются между собой, разделение их условно, поисковое по своей природе. Первый должен включать: развитие физических характеристик, удовлетворение социальных и естественных потребностей в физической активности и оптимизацию на основе физического состояния. Особое значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека определяется как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать, двойную детерминацию. Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и сокращению ряда заболеваний. Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими социальными явлениями. Основная цель и важный фактор приобщения населения (особенно молодежи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом - всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и сокращению ряда заболеваний. Использование средств физической культуры и спорта в жизненном процессе способствует профилактике самых разных заболеваний. Сохранение здорового образа жизни имеет особое значение для улучшения здоровья населения. [6, с.72] Спорт предоставляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Рекреационно-оздоровительная функция спорта положительно сказывается на функциональных возможностях человеческого организма, особенно ярко это проявляется в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических физических упражнений, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является источником положительных эмоций, он выравнивает душевное состояние детей, позволяет снять умственное переутомление, заставляет познать мышечную радость. Особенно велика его роль в устранении негативных явлений гиподинамии у детей. Важная роль отводится современному спорту и работе со взрослым населением. Это средство оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным резким снижением двигательной активности в трудовой деятельности и в повседневной жизни. Спорт - одна из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации человека в спорте является одним из самых мощных факторов вовлечения людей в социальную жизнь, привязанности к ней и формирования опыта социальных отношений у студентов. Исходя из этого, важна его роль в процессе социализации личности. [6, с.43] 4. Физическая культура и спорт, как основа формирования здорового образа жизни населенияВ современном Российском обществе особое внимание уделяется вопросам укрепления духовного и физического здоровья граждан и формированию здорового образа жизни. В связи с этим в настоящее время уделяется пристальное внимание физической культуре и спорту, как приоритетному направлению социальной политики государства.Актуальность данных проблем неоднократно отмечал в своих выступлениях президент РФ В.В.Путин. Он утверждает, что задача государства – привлечение к занятиям физической культурой и спортом как можно большее количество граждан, что в конечном счете должно формировать и укреплять ценности здорового образа жизни. Данного мнения придерживаются многие современные исследователи, среди которых А.В,Цприк, В.В,Борисов, Л.Н.Бибик и другие.Не смотря на все усилия государства, принятые нормативные и законодательные акты, внедряемые программы, в целом по стране уровень вовлеченности населения в массовую физическую культуру и спорт, остается на низком уровне. В связи с этим данная тема остается актуальной в отношении разных слоев населения и разных социальных групп.Многочисленные исследования, проводимые в последнее время разными исследователями, говорят о том, что население страны не соотносит здоровый образ жизни с возможностью вести полноценную активную жизнь. При ранжировании ценностей «Спорт и занятия физической культурой» занимает в рейтинге лишь 10 место, уступаю позиции «Деньгам», «жизни без конфликтов», «наличию друзей», «престижной работе» и др.При этом смысл самого понятия «Здоровый образ жизни» понимают лишь треть опрошенных, остальные либо имеют слабые представления о нем, либо вообще никогда не сталкивались с этим вопросом.Досадным является также тот факт, что время провождение «в Интернете» и «у телевизора» превосходит «занятия физкультурой и спортом» [2, с. 93].Основой формирования здорового образа жизни является личностно-мотивационная установка конкретного человека на воплощение своих социальных физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей.Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности человека, который направлен на сохранение здоровья и его укрепление. При этом здоровый образ жизни рассматривается как условие для существования и развития различных сторон жизни.К здоровому образу жизни можно отнести все то, что благоприятно влияет на здоровье и здесь особую роль занимают занятия физической культурой или спортом. Здоровый образ жизни благоприятно влияет на процесс сохранения и укрепления здоровья и является основополагающим компонентом в вопросе профилактики заболеваний. Данные ряда исследований, проведенных отечественными и зарубежными специалистами, здоровье населения любой страны более чем на 50% зависит от образа его жизни [3, с. 102].Физическая культура является частью общественной культуры, которая способствует усвоению и воспроизведению человеком социального опыта. В процессе становления и развития социальных воспитательных и образовательных систем, физическая культура на современном этапе приобретает роль главенствующего фактора в формировании и развитии физических качеств. Физическая культура и спорт в данном случае должны быть основой для формирования всесторонне развитой личности по средствам формирования навыков здорового образа жизни.Программа здорового образа жизни в данном случае должна представлять собой комплексную программу, направленную на формирование целей, установок, личностных ориентиров, норм поведения, которые в свою очередь обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения.Среди основных элементов физической культуры принято выделять ряд элементов: культура телосложения, культура здоровья и двигательная культура. Ряд исследователей выделяют показатели, характеризующие личностную физическую культуру, к ним относятся:- отношения человека к своему здоровью как у ценности, а также степень проявления данного отношения;- произвольность или декларативность этого отношения;- средства, которые используются для сохранения и укрепления здоровья, а также умение ими воспользоваться;- уровень владения знаниями о собственном физическом состоянии, средствах, способах сохранения и укрепления здоровья;- желание и возможности оказывать посильную помощь окружающим с целью их оздоровления и физического совершенствования.Таким образом, системный подход к формированию ценностей здорового образа жизни должен строится учитывая факторы влияющие на состояние здоровья населения страны и разных его социальных слоев. К таким факторам можно отнести особенные социальные, экономические и экологические условия; факторы риска имеющие место быть на производстве, в процессе получения образования; формирование комплектных установок, привычек и правил поведения.В связи с этим для формирования культуры здорового образа жизни важно придерживаться в развитии общества ряда аспектов: формирование представлений о положительных факторах влияющих на здоровье человека, обучение выполнению правил личной гигиены; формирование представлений о правильном питании; формирование представлений о правильном режиме дня и значении его выполнения; формирование представлений об основных составляющих культуры здоровья и здорового образа жизни. Реализация данной деятельности зависит не только от представителей образования и медицины, но и от каждого из нас.
Заключение
Итак, в данной работе мы рассмотрели значение спорта в современной многогранной жизни, проблемы спорта в России, сущность спортивной педагогики, показали педагогическую и социальную роль спорта, что очень важно в наше непростое время. Но необходимо иметь в виду, что возможности в спорте для реализации гуманистических культурных ценностей не реализуются автоматически, особенно в полной мере. Поэтому для правильной оценки современного спорта необходимо четко различать его гуманистический потенциал и степень, в которой этот потенциал реализуется на практике, а также те ценности, связанные со спортом, которые только провозглашаются (декларируются), и те, которыми люди действительно руководствуются в своем реальном поведении.Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся влияния спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, все их разнообразие.Как видим, спорт - это многогранная активная жизнедеятельность, вошедшая в жизнь человека как один из основных факторов их влияния. Спорт - это досуг, развлечение, бизнес, здоровье и защита. Спорт и физическая культура стали частью жизни каждого человека, что позволяет нам расслабляться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких. Спорт прочно вошел в нашу жизнь, каждый человек уже задумывается о пользе спорта, развитие спорта становится приоритетной задачей для многих государств. Спорт стал той стремительной силой, которая развивает мировосприятие общества в направлении здорового образа жизни. Спорт и физическая культура, безусловно, должны развиваться и стать двигателями общественного прогресса, с помощью которых человек встанет на естественный путь здоровья.
Список использованной литературы
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в области физического воспитания: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ. / Ашмарин Б.А. - М.: Физическая культура и спорт, 2017. 2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. изучать. учреждения / И.С. Барчуков; под общ. под ред. Н. Н. Маликова. - М.: Академия, 2015. 3. Биологические и социальные основы физической культуры: учебное пособие по дисциплине Физическая культура для студентов всех специальностей / сост. В.А. Пасиченко, Д.Н. Давиденко. - Минск: БГТУ, 2016. 4. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие. для техникумов нац. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физическая культура и спорт, 2018. 5. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебник. пособие для студентов высших учебных заведений. изучать. учреждения / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н / д: Феникс, 2017. 6. Карсаевская, Т.В. Социально-биологическая обусловленность изменений физического развития человека. / Т.В. Карсаевская. - Ленинград,2018. 7. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его развития обществом и личностью: Теоретические вопросы / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2015.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!