это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4012868
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕОбеспечение сбалансированности государственного бюджета является одной из главных задач государства при осуществлении им экономической политики. Бюджет государства должен быть сбалансированным, но согласно макроэкономической теории, циклический характер рыночной экономики не позволяет постоянно поддерживать государственный бюджет в балансе. Спад в экономике порождает дефицит, а при подъёме – профицит. Однако современная экономическая обстановка не всегда предполагает соблюдение данной закономерности. Оказание воздействия различных внутренних и внешних факторов на экономику страны во многом предопределяют состояние бюджета страны.Влияние бюджетного дефицита на динамику экономического развития страны, характер перераспределения финансовых ресурсов в экономике и степень их обесценения (уровень инфляции) определяются источниками его финансирования.Вопросы бюджетного дефицита и источников его финансирования являются предметом научно-практических дискуссий, как в России, так и во всём мире, так как данная проблема присутствует в бюджетах почти всех стран с рыночной экономикой. Именно поэтому анализ источников финансирования дефицита бюджета является необходимым для комплексного изучения бюджетного дефицита федерального бюджета, что и обусловило актуальность темы исследования.Целью работы является исследование бюджетного дефицита и профицита.В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:рассмотреть теоретические аспекты дефицита и профицита бюджета;обозначить причины возникновения дефицита бюджета;проанализировать динамику сбалансированности федерального бюджета;определить структурные особенности источников финансирования дефицита федерального бюджета;выявить проблемы управления бюджетным дефицитом и определить пути совершенствования процесса.Объектом исследования являются дефицит и профицит.Предметом исследования является анализ методов достижения сбалансированности бюджета.Теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных экономистов, финансистов.Методологической базой исследования были системный, и сравнительный анализ, основополагающие концептуальные положения, которые содержатся в работах отечественных и зарубежных экономистов.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕФИЦТА И ПРОФИЦИТА1.1 Сбалансированность доходов и расходов бюджетаПриоритет государства в области финансовой политики состоит в макроэкономической стабилизации национальной экономики. Осуществлению стабилизации экономики способствует фискальная и денежная политика, а также применение инструментов налогообложения или политики регулирования государственных расходов. Уровень влияния перечисленных мер на экономический рост и стабильность экономики в целом является предметом анализа много лет. В целях проведения государством антициклической политики следует увеличить расходы бюджета и стимулировать спрос, либо сократить налоговое бремя или использовать эти меры в комплексе [5, c.121]. Сбалансированность – это важнейшая характеристика бюджета любого уровня. Сбалансированность подразумевает покрытие всех запланированных затрат собираемыми доходами. Однако в силу многих причин добиться этого бывает довольно сложно. Проблема сбалансированности является актуальной для всех бюджетов бюджетной системы РФ. Особо остро присутствует на уровне региональных и местных бюджетов. Кроме того, острота проблемы сбалансированности бюджетов усилилась под влиянием рода посткризисных явлений в экономике, в связи с этим одной из ключевых задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента РФ, является задача обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.Государственный бюджет – это смета государственных доходов и расходов на год. Деятельность органов государственной власти по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. В зависимости от количественного соотношения доходов и расходов государственного бюджета, бюджет может быть: сбалансированный и несбалансированный;профицитный и дефицитный (Рис. 1.1). Доходы (Д) Бюджет Расходы Сбалансированный бюджетД = РНесбалансированный бюджетДефицитР > ДПрофицитР < ДФинансированиеИнвестицииИзменение налоговых ставокЭмиссия денежных знаковГосударственные заимствованияДоходы (Д) Бюджет Расходы Сбалансированный бюджетД = РНесбалансированный бюджетДефицитР > ДПрофицитР < ДФинансированиеИнвестицииИзменение налоговых ставокЭмиссия денежных знаковГосударственные заимствованияДоходы (Д) Бюджет Расходы Сбалансированный бюджетД = РНесбалансированный бюджетДефицитР > ДПрофицитР < ДФинансированиеИнвестицииИзменение налоговых ставокЭмиссия денежных знаковГосударственные заимствованияДоходы (Д) Бюджет Расходы Сбалансированный бюджетД = РНесбалансированный бюджетДефицитР > ДПрофицитР < ДФинансированиеИнвестицииИзменение налоговых ставокЭмиссия денежных знаковГосударственные заимствованияРисунок 1.1 Виды бюджета и методы его балансирования [3, c.87]Сбалансированным бюджет считается, если доходы равны расходам.Дефицит бюджета означает, что расходы превышают доходы.Профицит бюджета - когда доходы выше, чем расходы. Финансовая наука трактует данное понятие как временное явление, возникшее в случайных обстоятельствах. Бюджетный профицит связан, как правило, с мерами сдерживающей бюджетно-налоговой политики, которая ограничивает циклические подъемы экономики путем сокращения бюджетных расходов, их перераспределения на выплату внешнего долга, роста налогов, либо сочетания этих мер. В краткосрочной перспективе такая политика способствует снижению инфляции, однако в долгосрочной перспективе, особенно при минимизации бюджетных инвестиций и жесткой денежно-кредитной политике, создает предпосылки для стагнации, спада в экономике [10, c.93]. На основании Статьи 94 Бюджетного Кодекса РФ. При дефиците бюджета требуются источники финансирования, в их состав включаются: кредиты, кредиты кредитно-финансовых организаций, ценные бумаги в национальной и иностранной валюте, акции, которые были выпущены, оформлены или получены от имени Правительства РФ. Доходы от продажи имущества и земельных участков, государственных запасов, а также денежная эмиссия (монетизация) и т.д. Рассмотрим данные источники подробнее: Денежная эмиссия (монетизация) – это наиболее легкий, но одновременно самый прочный способ балансировки бюджета. Однако выпуск необеспеченной товарами денежной массы неизбежно отзовется поднятием инфляции. Это обстоятельство делает использование данного способа довольно редким явлением в практике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния, коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условиях глубокого кризиса государственных финансов и т.п.Долговое финансирование или рост государственных займов у населения путем продажи государственных облигаций представляет собой в основном не инфляционный способ покрытия разницы. С его помощью государство осуществляет перераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также между разными территориями, не увеличивая совокупного спроса. За счет этого можно увидеть широкое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита. Однако за счет выпуска государственных займов увеличивается и рыночная ставка процента, а объем инвестиций сокращается и происходит «эффект вытеснения инвестиций». Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также не инфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.Таким образом, источники финансирования бюджета дефицита способны обеспечить финансирования и тем самым достичь сбалансированности бюджета.1.2 Бюджетный дефицит: причины его возникновения и способы регулирования Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами [11, c. 56].Согласно Бюджетному Кодексу РФ Статья 92, дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.Возможна следующая классификация дефицита бюджета (Табл. 1.1).Таблица 1.1Классификация бюджетного дефицитаКлассификационный признакВиды дефицита бюджетаПо отношению к плануПлановыйФактическийПо степени учетаконъюнктурных доходовСкрытый (латентный)РеальныйПо отношению к уровню бюджетаФедеральныйРегиональныйМестныйПо характеру возникновенияСлучайный (чрезвычайный)ДействительныйВ зависимости от периодичностиПостоянныйЦиклическийВременныйПо степени переложения на будущие поколенияПереложимыйНепереложимыйПо степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долгаПервичныйВторичныйПо способу воздействия на социально-экономические процессыАктивныйПассивныйИсточник: [10]По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефицит бюджета. Плановый дефицит или профицит имеет место быть при принятии закона о бюджете на очередной год. По результатам исполнения бюджетов величина дефицита может быть больше или меньше, тогда дефицит будет фактический. По степени учета конъюнктурных доходов различают скрытый (латентный) и реальный дефицит бюджета. Скрытый, дефицит определяется как разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т.е. доходов, полученных в результате роста цен на нефть, газ и другие факторы, влияющие на показатели доходов бюджета [5, с. 124].По отношению к уровню бюджета может быть дефицит федерального, региональных, местных бюджетов. Наиболее актуальной является проблема дефицита федерального бюджета. Хотя именно местные бюджеты чаще всего бывают дефицитными.По характеру возникновения разделяют случайный (чрезвычайный) и действительный дефицит. Чрезвычайные и незапланированные расходы порождают случайный дефицит. Действительный же дефицит подразумевает фактически сложившуюся сумму расходов, превышающую доходы бюджета.В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефицит. Циклический дефицит возникает в отдельные периоды экономического цикла по итогам проведения антициклической политики государства. В периоды экономического спада правительство может принимать бюджеты с дефицитом для стимулирования экономического роста. Временные дефициты возникают в течение года в результате кассовых разрывов между поступлением доходов и текущими расходами.По степени переложения на будущие поколения выделяют переложимый и непереложимый бюджетный дефицит. Последствием долгового финансирования дефицита бюджета является его переложение на будущее поколение и будет находить своё отражение в суммах государственной задолженности.По степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефицит. Первичный дефицит подразумевает дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга, а дефицит бюджета с учётом процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга — вторичным.По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджетов. Активный дефицит бюджета связан с дефицитом бюджета развития, а пассивный — с бюджетом текущих расходов [5, с.132].Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются внутренние и внешние источники финансирования.В соответствии со Статьей 94 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.Согласно статье 94 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.Основными причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть:• кризисные явления в экономике;• неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;• чрезвычайные обстоятельства (войны, социальные потрясения, крупные стихийные бедствия);• милитаризация экономики в мирное время;• осуществление крупных централизованных финансовых вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки экономики;• чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП [8, с. 155].Дефицит государственного бюджета или бюджетный дефицит появляется по причине необходимости тратить больше, чем может страна заработать. Т.е. когда сокращать расходы не получается, так как это приведет к социальному взрыву и сворачиванию начатых экономических проектов, что обернется еще большими убытками.Дефицит государственного бюджета или бюджетный дефицит появляется по причине необходимости тратить больше, чем может страна заработать. Т.е. когда сокращать расходы не получается, так как это приведет к социальному взрыву и сворачиванию начатых экономических проектов, что обернется еще большими убытками.Причины возникновения дефицита государственного бюджета:возросшие расходы вызваны необходимостью развития промышленности и структурными экономическими реформами;накопление государственного долга – увеличиваются расходы по его обслуживанию;доходы сокращаются вследствие экономического кризиса – экономика падает, меньше налоговых поступлений, падает рыночная цена на основные экспортные товары – меньше прибыль и т.д.;неэффективная финансовая политика государства;популизм правящей партии – политическая сила пытается заработать голоса избирателей, увеличивая расходы на социальные проекты – рост льгот, пособий и т.д., но ведь эти расходы не обеспечены доходом;коррупция – это большая проблема многих стран;теневая экономика – деньги проходят мимо бюджета, нет роста реального ВВП, нет налоговых поступлений, растет официальная безработица;форс-мажорные обстоятельства – крупные природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, ценами и пр.), промышленные катастрофы, массовые акции протеста, военные конфликты и др., они сбивают запланированный ритм, сокращают поступления и наращивают расходы. [16, с.180]Правительства и Центробанки могут прибегать к следующим методам решения проблемы бюджетного дефицита.Простой, но опасный для экономики способ устранения бюджетного дефицита – включение печатного станка, т.е. эмиссия фиатных денег. Этот шаг дает кратковременные плюсы, например, обесценивание внутреннего долга, что уменьшает расходы на его обслуживание. А еще можно повысить зарплаты бюджетникам и увеличить льготы. Однако чрезмерная эмиссия спровоцирует высокую инфляцию, нередко – гиперинфляцию. Последствия – резкое обесценивание сбережений населения, девальвация национальной валюты, рост процентных ставок по государственным облигациям и др.Введение дополнительных налогов или повышение действующих. Этот шаг тоже даст плюс только в краткосрочной перспективе. Налоги – основа наполнения госбюджета, повышение их ставок наполнит бюджет. Однако далее последует сокращение производства, рост уровня безработицы, сокращение ВВП. Как итог – доходы госбюджета перестанут расти, а экономика получила серьезный удар.Бюджетный секвестр. Снижение всех расходов госбюджета на пропорциональную долю. [7, c.55]Если сокращать расходы уже некуда, финансировать бюджетный дефицит можно такими способами:Денежное финансирование бюджетного дефицита. Государство обращается за помощью к Центральному банку, который включает печатный станок, увеличивая денежную массу.Долговое финансирование бюджетного дефицита через получение кредитов от:финансовых доноров – МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, МБРР и др., которые дают ссуду под небольшой процент, но выдвигают определенные требования по реформированию государства;выпуск долговых ценных бумаг (обычно государственных облигаций) и размещение их на фондовом рынке – фондовых биржах NYSE, Московской бирже, Лондонской фондовой бирже и др.;получение банковских кредитов;получение кредитов от других государств.Переброска средств из золотовалютных резервов. ЗВР для того и формируются, чтобы помочь в трудную минуту. Это поможет, если проблема с дефицитом бюджета несистемная, иначе резервы быстро растают, проблема тут же вернется, а ЗВР уже нет.Приватизация госсобственности. Это может быть полная приватизация – 100-процетная продажа государственного имущества частному инвестору, или частичная – продажа части акций госкомпании при сохранении за государством контрольного пакета.У дефицита бюджета есть не только минусы, но и плюсы.Минусы бюджетного дефицита:У дефицита госбюджета есть один ключевой минус – он практически неминуемо вызывает инфляцию. В определенных рамках инфляция – благо для экономики, она стимулирует экономический рост, но гиперинфляция – это зло. Именно поэтому дефицит бюджета чаще всего ассоциируется с негативом.Плюсы бюджетного дефицита:Известный британский экономист Джон Мэйнард Кейнс считает наличие умеренного дефицита бюджета необходимостью для остановки или смягчения экономического спада. Рост расходов из государственной казны стимулирует предпринимательскую активность, сокращается безработица, растут налоговые поступления и реальный ВВП.Делаем вывод, сейчас нередким состоянием для многих государств стал бюджетный дефицит – это финансовое явление, заключающееся в превышении расходов над доходами. Он имеет разные причины, бюджетный дефицит может быть как следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры, так и результатом целенаправленной бюджетной политики. Более редкое, но всё же существующее явление профицит государственного бюджета, является антиподом дефициту и заключается в превышении доходов над расходами. В зависимости от причин возникновения и последствий, бюджетный дефицит и профицит могут рассматриваться одновременно как положительные, так и отрицательные явления. Для борьбы с дефицитом и профицитом и установления баланса в государственном бюджете и экономике применяют одну из трех основных концепций: ежегодное балансирование бюджета, балансирование на протяжении всего экономического цикла или же балансирование экономики. Все эти методы направлены на достижение стабильности и процветания экономики страны.1.3 Сущность профицита, причины его возникновенияПрофицит – это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную. [14, с. 82]Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. В правительственных органах учитывают данную стоимость при расчете бюджета при условии, что нефть добывается и продается без скачков, на одинаковом уровне. Если объемы экспортируемой нефти не меняются, а цена на нее на международном рынке неожиданно повысилась, допустим до 100$, то тогда возникает огромный профицит.Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.Бюджет государства, как и бюджет любого физического или юридического лица может быть как дефицитным, так профицитным.Профицит госбюджета свидетельствует о том, что доходная часть бюджета превышает расходную. Это значит, что экономика государства находится в относительно стабильном состоянии: отсутствует чрезмерная инфляция (гиперинфляция), национальная валюта не дешевеет (нет скрытой девальвации).Профицит госбюджета является важным показателем для иностранных инвесторов (как желтый флажок в руках проводника поезда). Это максимально снижает риски инвесторов.Принято различать два вида профицита бюджета:первичный – учитывающий положительную разницу между доходами и расходами государства в определенном периоде без учета его долговых обязательств (долга по внешним и внутренним займам);окончательный – рассчитанный с учетом выплат по государственным долгам. [8, c. 96]Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:Увеличение пошлин на таможне;Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;Увеличение налогов для юридических и физических лиц;Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.Рассмотрим плюсы и минусы профицита.К плюсам профицита следует отнести:Когда будет составляться бюджет на следующий год, то будет оставлен запас на неожиданные расходы в виде непрогнозируемых природных аномалий или чрезвычайных ситуаций.При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т.д.;Но и минусов у данного экономического явления не меньше:при хранении избытка любых средств их ценность постепенно снижается;уменьшение возможностей производственных предприятий, другими словами, финансы практически отнимаются в областных бюджетах;региональные органы власти работают менее эффективно.Вполне закономерно, если деньги оседают в бюджете или во всевозможных накопительных фондах, то это отнюдь не прагматичная политика, ведь деньги не используются для развития.Профицит на первый взгляд может создать впечатление исключительно положительного явления независимо от разновидности. Но, чтобы избежать негативного эффекта, следует вовремя принять меры для правильного распределения данных средств. В противном случае могут возникнуть проблемы, которые ощутят на себе не только предприятия, а и население страны.ГЛАВА 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ2.1 Анализ основных показателей сбалансированности федерального бюджетаСогласно Бюджетному Кодексу РФ Статья 33 «Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов» [1].Проанализируем основные показатели федерального бюджета в 2018–2021 гг., оценим их динамику. На рисунке 2.1 представлены данные о доходах и расходах федерального бюджета Российской Федерации в 2018–2021 гг.Рисунок 2.1 Основные показатели федерального бюджета, млрд. руб.Составлено автором, источник [18]Анализ данных рисунка 2.1 позволят сделать вывод о том, что динамика доходов и расходов федерального бюджета за анализируемый период неоднозначна. Расходная часть бюджета ежегодно увеличивается и к 2021 г. составила 22821,6 млрд. руб., что на 7732,69 млрд. руб. больше, чем в 2018 г. Что касается доходов, отметим их снижение в 2018 и 2021 гг. Именно в эти годы наблюдается превышение расходов над доходами и как следствие, дефицит бюджета. В целом доходы к 2021 г. увеличились по сравнению с 2018 г. на 2297,8 млрд. руб. и составили в 2021 г. 18718,09 млрд. руб.Представим данные о дефиците/профиците федерального бюджета на рисунке 2.2Рис. 2.2 Дефицит/профицит федерального бюджета, трлн. руб.Составлено автором, источник [18]Исходя из статистических данных рисунка 2.2 можно отметить, что 2018 и 2021 г. отмечаются дефицитными. Самый высокий показатель отмечается в 2021 г. -3,8 трлн. руб. Такое положение возможно обусловлено кризисными явлениями в экономике России и мира в целом из-за распространения коронавирусной инфекции. В 2019 и 2020 гг. бюджет был профицитным, что свидетельствует о превышении доходной части бюджета над расходной. Наибольший профицит приходится на 2019 г. 2,6 трлн. руб.При анализе сбалансированности федерального бюджета нельзя не оценить динамику источников финансирования возникшего дефицита [20].На рисунке 2.3 представим информацию о внутренних источниках финансирования дефицита федерального бюджетРисунок 2.3. Динамика внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб.Составлено автором, источник [18]Данные рисунка 2.3 позволяют сделать вывод о том, что в целом динамика внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета неоднородна. Утвержденный показатель с 2018 го по 2020 г. сокращается, а в 2021 г. резко возрастает. Таким образом, тенденции динамики повторяют обще рыночные настроения, связанные с мировым кризисом пандемии. На рисунке 2.4 проанализируем информацию о внешних источниках финансирования дефицита федерального бюджета.Рисунок 2.4 Динамика внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб.Составлено автором, источник [18]Данные рисунка 2.4 свидетельствуют о том, что динамика внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета в целом повторяет динамику других показателей. Общеэкономический кризис находит своё отражение в динамике данного показателя.Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что Сбалансированный бюджет остается одним из обязательных условий экономического роста2.2 Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджетаАнализа сбалансированности бюджета, его дефицита предполагает анализ структуры внешних или внутренних источников финансирования.В таблице 2.1 представим данные о структуре внутренних источниках финансирования дефицита федерального бюджета России в 2018-2021 гг.Таблица 2.1Внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб.Наименование показателя2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.Изменение 2021 г. к 2018 г. (+/-)Источники внутреннего финансирования, всего2 091,291 395,98918,524529,82 438,51Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации1 123,48507,541377,564600,593 477,11Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов967,81888,44-459,03-70,8-1 038,61Составлено автором, источник [20]Анализ таблицы 2.1 позволяет отметить, что основная часть источников внутреннего финансирования приходится на государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, причем их сумма к 2021 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 3477,11 млрд. руб. Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов к 2021 г. наоборот сократились на 1038,61 млрд. руб.В таблице 2.2 представим данные о структуре внешних источниках финансирования дефицита федерального бюджета России в 2018–2021 гг.Таблица 2.2Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. руб.Наименование показателя2018 г.2019 г.2020 г.2021 г.Изменение 2021 г. к 2018 г. (+/-)Источники внешнего финансирования, всего-126,35-135,18289,33-300,78-174,43Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте40,86-50,21259,96-200,55-241,41Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте-20,00-15,21-5,65-6,2213,78Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов-147,20-69,7535,03-94,0153,19Составлено автором, источник [20]Анализ таблицы 2.2 позволяет отметить, что основная часть источников внешнего финансирования приходится иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов – 94,01 млрд. руб. в 2021 г.Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время из-за экономической нестабильности проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации становится все более актуальной. Государственный бюджет является ключевым показателем развития финансово-экономического состояния страны.ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ3.1 Проблема бюджетного дефицита в российской практикеПоследние годы развитие Российской Федерации сопряжено с дефицитом госбюджета. Этот разрыв между доходами и расходами отрицательно влияет на программы государства в социальной и экономической сфере.Внешние и внутренние факторы по-разному влияют на складывающуюся в экономике ситуацию. Например, масштабный кризис в мире 2014–2016 годов, скачки цен на энергоносители; уход с рынка инвесторов из-за экономических санкций; усиливающееся давление партнёров в военной сфере — всё это факторы, усиливающие дефицит госбюджета. На них государство не имеет прямого воздействия.Если обратить внимание на структуру федерального бюджета, то можно отметить увеличение расходов на военные нужды. Их доля составила 43%. Не менее важным остаётся социальное направление, величина расходов на эти программы 21%. Ещё одна крупная статья расходов — это обслуживание государственного долга (14%). Не стоит забывать о национальной безопасности (8%) и национальной экономике (9%). Одна из видимых причин дисбаланса российского бюджета: невысокая эффективность экономики и практически разорванные внешнеэкономические связи.Другая - крупные вливания в производство, часто не обоснованные, несоизмеримые военные расходы, братская помощь развивающимся странам, как правило, безвозмездная.Третья - неповоротливость механизма самого бюджета, который становится тормозом для осуществления программ в социально-экономической сфере.Бюджетный дефицит бывает следующих типов: структурный, циклический и фактический. Фактический дефицит — это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства. Циклический дефицит — это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.Рассмотрим структурный дефицит. Если кратко - то это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Причём в стране полная занятость при действующей системе налогообложения.Увеличение дефицита государственного бюджета при неизменной денежной массе, т.е. отсутствии денежной эмиссии, повлечёт рост цен, который представляет видимую инфляцию, а также, когда спрос населения не удовлетворяется из-за отсутствия ряда товаров, мы можем наблюдать подавленную инфляцию или по-другому –неудовлетворённый платёжеспособный спрос.Такая ситуация в стране вызывает нестабильность общества, усиливает существующие проблемы, приводит к недовольству населения, увеличивает разрыв между бедными и богатыми. Поэтому крайне важно проводить сбалансированную политику в области бюджетных средств и стремиться к уменьшению дефицита государственного бюджета Российской Федерации.Для правительства очень важно в какой степени и в каком темпе следует работать над балансом бюджета.3.2 Пути решения несбалансированности государственного бюджетаКонечно, сокращение расходной части бюджета не является популярным методом борьбы с его дефицитом. Дальнейшее сокращение расходов на здравоохранение, науку и образование может в конечном итоге привести к социальной напряженности в обществе.Мы полностью поддерживаем мнение тех экспертов, которые предлагают правительству вместо поиска точек роста в сложившейся экономической ситуации перейти к построению новой социально-ориентированной модели экономики. Для этого из ряда предложенных вариантов нужно выбрать тот, который мог бы обеспечить экономический рост при сохранении социальной направленности бюджета.При планировании бюджета на следующий трехлетний период необходимо обеспечить реальность бюджета, который будет основан на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходов населения, реального накопления ресурсов в предпринимательском секторе. экономика и реальные доходы поступают в бюджеты.В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Государственная Дума может принимать только сбалансированный бюджет. Если обнаружен профицит, предпринимаются следующие действия для уравновешивания бюджета: – направлять дополнительные доходы на погашение долговых обязательств; – увеличить бюджеты расходов на национальные проекты и социально значимые мероприятия; – прекратить сбор доходов от продажи государственного и муниципального имущества;– уменьшить налоговые поступления. При обнаружении дефицита определяются источники финансирования дефицита бюджета, чтобы его сбалансировать: – выпуск государственных ценных бумаг; – бюджетные кредиты; – выручка от продажи государственных финансовых активов, имущества, ценных бумаг;– привлечение иностранных займов.В связи с этим приоритетами правительства должны быть: – сокращение государственного долга с помощью инструментов денежно-кредитной политики, а также путем погашения части долга;– установление критических уровней с точки зрения государственных займов;– проведение системной инвестиционной политики в импортозамещающих отраслях;– обеспечение социальной направленности в бюджетном планировании;– оптимизация расходов бюджета за счет сокращения доли неэффективных статей, а также ужесточения контроля над расходами;– снижение зависимости страны от сырья.Из этого ясно, что в динамично развивающейся экономике со стабильными и, главное, эффективными международными отношениями, дефицит бюджета (конечно, в разумных пределах) не страшен. Поскольку многие экономически развитые страны жили и продолжают жить в долг. Правда, количество не должно превращаться в отрицательное качество, то есть Объем финансовых ресурсов, полученных государством в долг, не должен сильно падать на экономику страны, на плечи налогоплательщиков и сопровождаться сокращением социальных программ.Из-за роста расходов на ликвидацию пандемии дефицит бюджета значительно увеличился. В будущем году намечается консолидация бюджета и снижение дефицита, но возвратиться к бюджетному правилу удастся только в 2023 году.Общая конструкция бюджета по сравнению с предыдущим планом на трехлетие существенно изменилась. Влияние пандемии коронавируса на доходы и расходную часть бюджета заметно. Правительство пытается сочетать урегулирование последствий кризиса, используя бюджетные механизмы, и финансирование структурных изменений в экономике. Планы, намеченные до кризиса, теперь приходится корректировать с учетом того, как сократились бюджетные ресурсы.Доходная часть федерального бюджета в 2022–2024 годах предполагается на уровне от 16 до 17% ВВП, что на 1–2 процентных пункта ниже, чем в предыдущем плане. Это напоминает последствия кризиса 2014–2015 годов, когда из-за падения цен на нефть доходы также снизились и в течение трех лет держались на уровне около 16% ВВП. Тогда Минфин запустил программу бюджетной консолидации и пошел на сокращение расходов, чтобы постепенно сбалансировать бюджет и вернуться к бюджетному правилу.ЗАКЛЮЧЕНИЕПриоритетная цель бюджетной политики Российской Федерации — это долгосрочная сбалансированность бюджетной системы, для достижения которой расширяются границы планирования, вводятся новые усовершенствованные правила формирования бюджета, используются индикаторы его сбалансированности для оценки эффективности деятельности органов власти. Сбалансированность бюджета выступает одним из важнейших принципов бюджетной системы, декларируемых Бюджетным кодексом Российской Федерации.В настоящее время из-за экономической нестабильности проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации становится все более актуальной. Государственный бюджет является ключевым показателем развития финансово-экономического состояния страны.Динамика доходов и расходов федерального бюджета за анализируемый период неоднозначна. Расходная часть бюджета ежегодно увеличивается и к 2021 г. составила 22821,6 млрд. руб., что на 7732,69 млрд. руб. больше, чем в 2018 г. Что касается доходов, отметим их снижение в 2018 и 2021 гг. Именно в эти годы наблюдается превышение расходов над доходами и как следствие, дефицит бюджета. В целом доходы к 2021 г. увеличились по сравнению с 2018 г. на 2297,8 млрд. руб. и составили в 2021 г. 18718,09 млрд. руб.Исходя из статистических данных можно отметить, что 2018 и 2021 г. отмечаются дефицитными. Самый высокий показатель отмечается в 2021 г. -3,8 трлн. руб. Такое положение возможно обусловлено кризисными явлениями в экономике России и мира в целом из-за распространения коронавирусной инфекции. В 2019 и 2020 гг. бюджет был профицитным, что свидетельствует о превышении доходной части бюджета над расходной. Наибольший профицит приходится на 2019 г. 2,6 трлн. руб.Увеличение дефицита государственного бюджета при неизменной денежной массе, т.е. отсутствии денежной эмиссии повлечёт рост цен, который представляет видимую инфляцию, а также, когда спрос населения не удовлетворяется из-за отсутствия ряда товаров, мы можем наблюдать подавленную инфляцию или по-другому – неудовлетворённый платёжеспособный спрос.Такая ситуация в стране вызывает нестабильность общества, усиливает существующие проблемы, приводит к недовольству населения, увеличивает разрыв между бедными и богатыми. Поэтому крайне важно проводить сбалансированную политику в области бюджетных средств и стремиться к уменьшению дефицита государственного бюджета Российской Федерации.Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что для правительства очень важно в какой степени и в каком темпе следует работать над балансом бюджета.Список использованных источниковНормативно-правовые источникиБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021)Учебники, монографии, брошюрыАхинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Г.А. Ахинов, И.Н. Мысляева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 341 с. /1324021 (дата обращения: 24.11.2021). – Режим доступа: по подписке.Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Г.А. Ахинов, И.Н. Мысляева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 341 с. Баздарева, З. В. Статистика : учебник / З. В. Баздарева. - Москва: Изд. Дом МИСиС, 2017. - 238 с. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Н. Н. Семенова, С. С. Артемьева, С. Г. Бусалова [и др.]. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. — 345 с. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Г.Б. Поляк [и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.-391 с. Гриб, С. Н. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / С. Н. Гриб, Ю. И. Черкасова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 392 с. Грицюк, Т. В. Финансы муниципальных образований, регионов и субъектов Федерации: учебно-методическое пособие / Т. В. Грицюк, В. В. Котилко. - Москва: Финансы и Статистика, 2021. - 504 с. Иванов, Ю. Н. Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 584 с. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 445 с. Оганесян, Л. О. Макроэкономика: учебник / Л. О. Оганесян, Е. Н. Федюнина. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ «Нива», 2020. - 416 с. 4дщЭономаренко, Е. В. Экономика и финансы общественного сектора: учебник / Е.В. Пономаренко. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 377 с. Скрябин, О. О. Бюджетная система РФ: практикум / О. О. Скрябин, О. В. Кравченко, А. Ю. Анисимов. - Москва: Издательский Дом НИТУ «МИСиС», 2019. - 103 с. Финансовая грамотность: учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. Н. Козлов [и др.]; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. - 212 с. Финансы: учебник / А.З. Дадашева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 178 с. Чепик, О. В. Финансы и кредит: учебное пособие / О. В. Чепик, Н. М. Томина, А. А. Романов. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019. - 212 с.Периодические изданияБюджетная система государства в условиях развития цифровой экономики: правовые и экономические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 ноября 2019 г. / отв. ред. И. А. Цинделиани. - Москва: РГУП, 2020. - 643 с. Налоги и налоговая грамотность: сборник научных статей / под ред. О. Н. Савиной. - Москва: Дашков и К, 2017. - 68 с. Электронные ресурсыОфициальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации - https://rosstat.gov.ru/ Официальный сайт Банка России - https://www.cbr.ru/ Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» - http://budget.gov.ru/epbs/ Википедия - https://ru.wikipedia.org/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!