это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4018409
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Историография теории и практики суверенитета 6
1.1. Историческое развитие суверенитета 6
1.2. Понятие суверенитета 9
2. Конституционно-правовое содержание суверенитета в РФ 14
2.1. Народный суверенитет, как принцип конституционного строя РФ 14
2.2. Формы выражения власти народа 17
3. Проблемы практической реализации суверенитета в РФ 21
3.1. Новые поправки в Конституции РФ 2020 21
3.2. Проблемы суверенитета и практика КС РФ 23
Заключение 27
Библиографический список 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное международное право направлено на регулирование отношений, складывающихся в процессе взаимодействия его субъектов. Имеющееся в научной литературе различное понимание того, кто к ним относится, тем не менее, не является препятствием для единой позиции относительно правового статуса государств как первичных субъектов международного права.Среди всех субъектов международного права именно государства являются единственными безусловными носителями суверенитета. Современная трактовка данного понятия выражается философскими, социологическими, политологическими, а также юридическими формами понимания сущности явления. В контексте межгосударственных норм и принципов суверенитет представляет собой неотъемлемое свойство любого государства, обуславливающее наличие у него важнейшего юридического свойства как субъекта международного права – международной правосубъектности.Это означает, что обладание всей полнотой международных прав и обязанностей возможно только для полностью суверенного государства, приобретшего таковой статус в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Поэтому категория суверенитета, будучи производна от философских и политологических понятий, представляет собой важнейшую юридическую составляющую современной системы международного права. Именно этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.Помимо отмеченного, в качестве еще одного аргумента в пользу обозначенной темы, является факт того, что принцип народного суверенитета как теоретическое и правовое основание народовластия, является одним из важнейших принципов конституционного строя Российской Федерации (далее – РФ). Статья 3 Конституции РФ закрепляет: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Наряду с этим, актуальность исследования обусловлена наличием практических и законодательных проблем по изучаемому вопросу.Во-первых, основная проблема суверенитета заключается во взаимоотношении РФ и ее субъектов. Так, согласно Договору № 2689-1 от 10 апреля 1992 г., республики в составе РФ выступают как самостоятельные суверенные субъекты России. Таким образом, в состав суверенного государства входят суверенные субъекты (суверенитет в суверенитете), что порождает на практике различные коллизии.Во-вторых, существует проблема национального суверенитета, которая заключается в отсутствии четких критериев определения «национальный суверенитет».В-третьих, понятие суверенитета многомерное и объемное, что, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с изучением суверенитета. Цель исследования – провести анализ суверенитета, как фундаментальной основы конституционного строя России.Объект исследования – суверенитет РФ. Предмет исследования – конституционно-правовые нормы, закрепляющие правовые основания суверенитета в России. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:- рассмотреть историческое развитие и понятие суверенитета, а также формы выражения власти народа;- определить признаки суверенитета, как принципа конституционного строя РФ;- рассмотреть новые поправки в Конституции РФ 2020 г.;- проанализировать практику Конституционного суда РФ (Далее – КС РФ) по изучаемой теме;- выявить основные проблемы суверенитета и предложить пути их решения. Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как М.И. Климовой «Народный суверенитет как конституционный принцип», Л.Ю. Черняк «К вопросу о носителе государственного суверенитета» и т.д.Нормативную базу работы составили Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ и т.д.В соответствии с намеченной целью и задачами определены следующие методы: анализ, индукция и дедукция, классификация, сравнение и синтез. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и библиографического списка 1. Историография теории и практики суверенитета 1.1. Историческое развитие суверенитетаТема суверенитета, как фундаментальной основы конституционного строя, всегда была и является актуальной к рассмотрению в теории конституционного права: понятие суверенитета многомерное и объемное, что, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с изучением суверенитета. Суверенитет как историческая категория возник на определенном этаперазвития человечества как юридическое качество государства, идея о нем постоянно привлекала внимание философов, политологов и юристов. Анализируя природу этого явления, можно утверждать то, что при смене исторических условий изменялось содержание самого понятия, субъектный состав на который оно распространялось и сфера его применения.Понятие суверенитета было введено в 1576 г. Жаном Боденом:«Политическое превосходство государственной власти в пределах территории определенной страны».Помимо введения термина Жан Боден связал суверенитет с носителем (монарх, народ и т.д.). Именно труд Жана Бодена стал толчком в развитии суверенитета, как правового явления. Г. Гроций определял суверенитет как верховную власть, никому и ничему не подчиненному, потому как она является верховной. В этот период развития суверенитет рассматривался как верховная власть (государственный суверенитет), отголоски же суверенитета как власти народа, нашли свое отражение позднее в 1615 г. Томас Гоббс отмечал:«Изначально суверенитет исходил от народа…». Естественно появление нового правового явления (суверенитет) не могло не отразиться на церковной жизни государств: выдвигались идеи суверенитета, как «священной» власти, исходящей от бога.В XVII-XVIII вв. активно обсуждалась новая теория – теория ограниченного суверенитета, которая зародилась на основе ограниченной власти монархов. Конституционное положение суверенитета начало зарождаться в XVIII в. (Джон Локк):«Государственная власть всегда принадлежит большинству, но власть эта не абсолютна, так как люди перенесли на государство не все права, а только карательную власть и правосудие в пределах естественных прав человека в целях большего обеспечения свободы и собственности каждого. Поэтому всякая власть истекает от народа и возвращается к нему с упразднением правительства». В этот период активно обсуждалось деление государственной власти на ветви (Шарль Луи де Монтескье). XIX в. – период споров в мировом обществе (некоторые утверждали, что человек, обладая разумом, сам способен решить общественные и государственные проблемы), который продолжился и в XX в. В этот период идет активное отрицание суверенитета, что обусловлено следующими факторами:Во-первых, идет международная глобализация, Во-вторых, активно развиваются институты гражданского общества,В-третьих, увеличивается число сложных государств. Россия же, приняв суверенитет в 1990 г., закрепила свое положение в мировом обществе. Поскольку РСФСР состоял из республик, встал вопрос о суверенитете субъектов РСФСР - Договор № 2689-1 от 10 апреля 1992 г., республики выступают как самостоятельные суверенные субъекты. Таким образом, в состав суверенного государства стали входить суверенные субъекты (суверенитет в суверенитете). Следующий толчок в формировании суверенитета России пришелся одновременно с распадом СССР: развивалась государственная символика, поменялось официальное наименование государства.1990-х гг. стали переломными в формировании суверенитета России: 1993 г. - разделение властей и самостоятельность местного самоуправления, формирование законодательной власти, военный конфликт в Чеченской республики и т.д. Конституционное закрепление суверенитета России отразилось в ст. 3 Конституции РФ:«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».Безусловно, невозможно подробно рассмотреть всю историю развитияконцепции суверенитета и особенности ее интерпретации с античных времендо новейшего времени. Каждый новый этап в развитии общества, государства и права приводит к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Необходимо учитывать, что развитие идей о суверенитете основывается на определенных исторических событиях и соотносится с эволюцией политико-правовой мысли.Таким образом, историческое развитие суверенитета России можно представить в следующем порядке:XVI в. – зарождение понятия суверенитета;XVII-XVIII вв. – мировое обсуждение нового правового явления;1990 г. – принятие суверенитета Россией;1993 г. - конституционное закрепление суверенитета России. В заключение первого пункта настоящего исследования, полагаем необходимым отметить основные причины принятие суверенитета в России:Во-первых, шла перестройка государства,Во-вторых, Россия испытывала внутреннее давление: народное недовольство, желание отдельных республик закрепление верховенства власти на местном уровне.И, в-третьих, России необходимо было закрепить свое положение в мировом обществе.1.2. Понятие суверенитетаПонятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Понятие суверенитета многогранно, поэтому изучению данной темы посвящено много научных трудов. В первую очередь, суверенитет рассматривается как политическое явление. Суверенитет – от французского «зоиуегатеге» – верховная власть. Суверенитет – это всегда верховенство власти (государственной, народной, власти монарха и т.д.). Верховенство же означает неограниченность, неподотчётность, господство. В дореволюционной России данное понятие рассматривалось как необходимый признак государства: «Суверенитет есть лишь чисто формальное, юридическое понятие».Большое количество школ придерживалось именно формально-юридического подхода к определению понятия суверенитета (французская, английская и т.д.).В современное время же понятие суверенитета рассматривается в более широком смысле. Так, А.А. Вихров, М.В. Сальников рассматривают суверенитет следующим образом:«Суверенитет – это система политико-правовых отношений, норм и факторов, выражающих способность власти и государства обеспечить свою самостоятельность, независимость и территориальную целостность».Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и тому подобное. Политическая основа суверенитета зиждется на существовании стабильного, сложившегося государства, наличии политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституция, законодательство, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств.Во все времена развития и становления суверенитета в научном мире подчеркивали, что понятие суверенитета довольно дискуссионное. Одни авторы научной литературы ограничивали суверенитет только лишь с правовой и юридической жизнью государства, другие же рассматривали суверенитет, не только как правовое и юридическое явление, но и социальное, экономическое, потому как считали, что суверенитет напрямую влияет на социальную и экономическую составляющую любого государства. Автору же более близок второй подход к изучению понятия суверенитета. Рассмотреть мнения некоторых авторов научных трудов (М.Н. Марченко, В.А. Овчинников и др.) по теме суверенитета, автор выделил следующие признаки данного понятия:Во-первых, суверенитет – это, в первую очередь, отдельный институт конституционного и международного права. Во-вторых, правовое понятие, которое выражается в верховенстве власти (государственности, народной, власти монарха и т.д.).В-третьих, суверенитет нельзя рассматривать в одной плоскости – правовой, понятие тесно связано с социальной, экономической жизнью государства.В-четвертых, суверенитет выражается в господстве власти, ее независимости, неподотчетности. В-пятых, суверенитет наделяет государство способностью обеспечивать свою самостоятельность и независимость, в том числе и территориальную; наделяет государство политическим и юридическим господством. Таким образом, суверенитет – это политико-правовое, экономическое, социальное явление, которое напрямую относится к правосубъектности государства. Наличие суверенитета говорит о государстве, как о субъекте международного права, международно-правовых отношений. Понятие суверенитета разделяется в зависимости от его видов: народный суверенитет, национальный суверенитет, государственный суверенитет – рисунок 1. Рис. 1 – Виды суверенитетаТаким образом, рассмотрено понятие суверенитета и его виды. Заключение первой главы настоящего исследования автор выражает следующими тезисами:Историческое развитие суверенитета России можно представить в следующем порядке:XVI в. – зарождение понятия суверенитета;XVII-XVIII вв. – мировое обсуждение нового правового явления;1990 г. – принятие суверенитета;1993 г. - конституционное закрепление суверенитета. Основные причины принятие суверенитета в России:Во-первых, шла перестройка государства,Во-вторых, Россия испытывала внутреннее давление: народное недовольство, желание отдельных республик закрепление верховенства власти на местном уровне.И, в-третьих, России необходимо было закрепить свое положение в мировом обществе.Таким образом, суверенитет – это политико-правовое, экономическое, социальное явление, выражающееся в верховенстве власти (государственной, народной, национальной и т.д.), которое напрямую относится к правосубъектности государства.Выделяют три вида суверенитета: народный суверенитет, национальный суверенитет и государственный суверенитет.2. Конституционно-правовое содержание суверенитета в РФ2.1. Народный суверенитет, как принцип конституционного строя РФЛюбое государство имеет свой государственный строй – совокупность признаков, которые раскрывают форму организации государства. Когда такой строй закрепляется в конституции, – речь идет о государственном строе:«Конституционный строй – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства».РФ, также имеет свой конституционный строй. Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Элементы и признаки конституционного строя РФ представлены на рисунке 2. Одним из важнейших и основополагающих принципов конституционного строя РФ является народный суверенитет. Как отмечает Г.Ю. Курскова:«Народный суверенитет (суверенитет народа) – в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами».Рис. 2 - Элементы и признаки конституционного строя РФКонституционный принцип народного суверенитета закреплён в Конституции РФ:«Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».Из анализа основных положений Конституции РФ, закрепляющих принцип народного суверенитета, можно выделить следующие нормы народного суверенитета в РФ:Во-первых, основные нормы народного суверенитета в РФ закреплены в ст. 3 Конституции РФ (см. выше).Во-вторых, принцип народного суверенитета закрепляет право граждан принимать участие в управлении делами государства, право на объединение, право на митинги, пикетирование и т.п. В-третьих, принцип народного суверенитета закрепляет право граждан принимать участие в управлении делами государства на местном уровне (местное самоуправление). То есть народный суверенитет в РФ реализуется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Именно народный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета РФ, в основе публичной власти. Автор полностью согласен с мнением Л.Ю. Черняк:«Признание народа носителем суверенитета означает, что именно народ как единое целое является основой государственности, источником власти в государстве, что он обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти». Таким образом, публичная власть исходит от суверенной воли многонационального народа России. Никто и ничто не может выступать в качестве источника власти и носителем суверенитета в РФ, кроме как ее многонациональный народ. Стоит отметить, что за насильственный захват власти или насильственное удержание власти нормами законодательства предусмотрена уголовная ответственность – лишение свободы до 20 лет. Таким образом, народный суверенитет, как принцип конституционного строя РФ, заключается в «постулате верховенства интересов государствообразующего народа в решении вопросов организации и строительства собственного государства, определении основных направлений внутренней и внешней политики, осуществляемых при его непосредственном участии в формах и рамках, установленных конституционный законодательством, предусматривающем также определенные способы контроля со стороны народа за деятельностью всех органов власти».2.2. Формы выражения власти народаФормами выражения власти народа являются референдум и свободные выборы. Выражать свою власть многонациональный народ РФ может как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Автор полагает необходимым рассмотреть основные моменты, связанные с референдумом и свободными выборами, как формами выражения власти народа в РФ. «Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения».Референдум проводится по инициативе непосредственно граждан РФ, Конституционного Собрания и федеральных органов государственной власти. Содержание референдума заключается в всеобщем, равном, прямом и свободном волеизъявлении граждан РФ при тайном голосовании. Дискриминация граждан не допускается, на референдуме граждане имеют равные права и возможности.«Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно».Стоит отметить, что в России прошло только три референдума, на последнем собственно и была принята Конституция РФ (в 1993 г.). Проходили также и референдумы на местном уровне в отдельных республиках РФ, к примеру, конституционные референдумы в Чечне в 2003 и 2007 гг. Именно вопрос референдума, как формы выражения власти народа, является актуальным в настоящее время, в 2020 г. в связи с внесениями поправок в Конституцию РФ посредством всенародного голосования, а не референдума. В отличие от всенародного голосования, которое именуется как «плебисцит», референдум имеет под собой четкую законодательную базу, которая и регламентирует порядок его проведения, сроки, полномочия и т.д. Однако, поправки в Конституцию РФ в 2020 г. проводились посредством всенародного голосования. Встает вопрос: зачем же тогда референдум? Всенародное голосование, как форма выражения власти народа, никак не закреплена в Конституции РФ. Статья 3 четко устанавливает, как народ может выражать свою власть: референдум и свободные выборы. Тогда необходимо внести изменения в ст. 3 Конституции РФ следующего содержания:«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум, свободные выборы и всенародное голосование».Второй и наиболее часто применяемой (нежели референдум) формой выражения власти народа являются свободные выборы. Как устанавливает ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ:«Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образов» . Выборы органов государственной власти, органов местного самоуправления или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В России принято выделять следующие уровни выборов: федеральные, региональные и муниципальные. Все они разделяются на следующие виды:а) очередные выборы – проводятся по истечении срока полномочий органов или должностного лица;б) досрочные выборы – проводятся, если орган или должностное лицо досрочно прекратило свои полномочия по определенным причинам;в) выборы в порядке ротации – проводятся на местном уровне, объектами таких выборов являются депутаты;г) дополнительные выборы – проводятся на местном уровне, объектами таких выборов являются депутаты в случаи, когда они досрочно прекратили свои полномочия;д) повторные выборы – проводятся, если очередные выборы не состоялись или были признаны недействительными.Таким образом, рассмотрены формы выражения власти народа в РФ. При проведенном исследовании во второй главе настоящего и исследования автор отмечает проблему референдума, как формы выражения власти народа:Именно вопрос референдума, как формы выражения власти народа, является актуальным в настоящее время, в 2020 г. в связи с внесениями поправок в Конституцию РФ посредством всенародного голосования, а не референдума. В отличие от всенародного голосования, которое именуется как «плебисцит», референдум имеет под собой четкую законодательную базу, которая и регламентирует порядок его проведения, сроки, полномочия и т.д. Однако, поправки в Конституцию РФ в 2020 г. проводились посредством всенародного голосования. Встает вопрос: зачем же тогда референдум? Всенародное голосование, как форма выражения власти народа, никак не закреплена в Конституции РФ. Статья 3 четко устанавливает, как народ может выражать свою власть: референдум и свободные выборы. Тогда необходимо внести изменения в ст. 3 Конституции РФ следующего содержания:«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум, свободные выборы и всенародное голосование».3. Проблемы практической реализации суверенитета в РФ3.1. Новые поправки в Конституции РФ 202015 января 2020 г. Президент Путин В.В. предложил систему изменений Конституции РФ. Автор полностью согласен с предложением Президента, ведь Конституция РФ была принята в 1993 г. и с того года не менялась. Основные поправки:«- Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются;- государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;- в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится в числе прочего защита института брака как союза мужчины и женщины;- Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;- Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;- дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;- государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;- в Российской Федерации осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;- органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации;- Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, заместителям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, сенаторам, депутатам Государственной Думы, судьям, прокурорам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».Несомненно, вышеназванные основные поправки Конституции РФ призваны укрепить не только государственный суверенитет, но и народный. Однако, автор не согласен с тем, каким способом проходило голосование по вопросу принятия новых изменений в Конституцию РФ – посредством всенародного голосования, а не референдума. В отличие от всенародного голосования, которое именуется как «плебисцит», референдум имеет под собой четкую законодательную базу, которая и регламентирует порядок его проведения, сроки, полномочия и т.д. Однако, поправки в Конституцию РФ в 2020 г. проводились посредством всенародного голосования. Встает вопрос: зачем же тогда референдум? Всенародное голосование, как форма выражения власти народа, никак не закреплена в Конституции РФ. Ст. 3 четко устанавливает, как народ может выражать свою власть: референдум и свободные выборы. Тогда необходимо внести изменения в ст. 3 Конституции РФ следующего содержания:«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум, свободные выборы и всенародное голосование».3.2. Проблемы суверенитета и практика КС РФЛюбое правовое явление может содержать не только законодательные пробелы, но и практические проблемы реализации этого явления. Так существуют и проблемы суверенитета:Основная проблема суверенитета заключается во взаимоотношении Российской Федерации и ее субъектов. Так, согласно Договору № 2689-1 от 10 апреля 1992 г., республики в составе РФ выступают как самостоятельные суверенные субъекты России. Таким образом, в состав суверенного государства входят суверенные субъекты (суверенитет в суверенитете), что порождает на практике различные коллизии. Это подтверждается высказыванием К. Маркса:«Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном государстве; это - нелепость вроде квадратуры круга».Конституция РФ четко не разграничивает пределы суверенитета между федерацией и ее отдельными субъектами. Статья 73 устанавливает:«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».Таким образом, Конституция РФ только лишь указывает на компетенционную отчужденность, а не на разграничение суверенитета между федерацией и ее отдельными субъектами, что порождает на практике споры. Так, к примеру, в 2000 г. Конституционный суд РФ рассматривал дело о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».Конституция Республики Алтай содержала положения, которые противоречат вышеназванному федеральному закону: «об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных ресурсов, находящихся на ее территории, о запрете складирования радиоактивных отходов и отравляющих веществ в Республике Алтай, о конституционном долге родителей обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, об отрешении от должности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай в случае совершения им умышленного преступления и т.д.».В этом же Постановлении КС РФ указано: «суверенитет Российской Федерации в силу Конституции исключает существование двух уровней суверенной властей». Однако, согласно Договору № 2689-1 от 10 апреля 1992 г., республики в составе РФ выступают как самостоятельные суверенные субъекты России. Таким образом, прослеживается явное законодательное противоречие. Кроме практических проблем разграничения суверенитета между РФ и ее субъектами существуют и иные:Существует проблема национального суверенитета, которая заключается в отсутствии четких критериев определения «национальный суверенитет».Понятие суверенитета многомерное и объемное, что, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с изучением суверенитета. Таким образом, резюмируя проведенное исследование автор отмечает основные тезисы заключительной главы:Несомненно, принятые в 2020 г. поправки Конституции РФ призваны укрепить не только государственный суверенитет, но и народный. Однако, автор не согласен с тем, каким способом проходило голосование по вопросу принятия новых изменений в Конституцию РФ – посредством всенародного голосования, а не референдума. В отличие от всенародного голосования, которое именуется как «плебисцит», референдум имеет под собой четкую законодательную базу, которая и регламентирует порядок его проведения, сроки, полномочия и т.д. Однако, поправки в Конституцию РФ в 2020 г. проводились посредством всенародного голосования. Встает вопрос: зачем же тогда референдум? Всенародное голосование, как форма выражения власти народа, никак не закреплена в Конституции РФ. Статья 3 четко устанавливает, как народ может выражать свою власть: референдум и свободные выборы. Тогда необходимо внести изменения в ст. 3 Конституции РФ следующего содержания:«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум, свободные выборы и всенародное голосование».Основная проблема суверенитета заключается во взаимоотношении Российской Федерации и ее субъектов. Так, согласно Договору № 2689-1 от 10 апреля 1992 г., республики в составе РФ выступают как самостоятельные суверенные субъекты России. Таким образом, в состав суверенного государства входят суверенные субъекты (суверенитет в суверенитете), что порождает на практике различные коллизии и споры (примером выступает Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П).ЗАКЛЮЧЕНИЕПри проведенном исследовании была достигнута поставленная цель работы – проведен анализ суверенитета, как фундаментальной основы конституционного строя России.Суверенитет – это политико-правовое, экономическое, социальное явление, выражающееся в верховенстве власти (государственной, народной, национальной и т.д.), которое напрямую относится к правосубъектности государства. Основные причины принятие суверенитета в России:Во-первых, шла перестройка государства,Во-вторых, Россия испытывала внутреннее давление: народное недовольство, желание отдельных республик закрепление верховенства власти на местном уровне.И, в-третьих, России необходимо было закрепить свое положение в мировом обществе.Из анализа основных положений Конституции РФ, закрепляющих принцип народного суверенитета, можно выделить следующие нормы народного суверенитета в РФ:Во-первых, основные нормы народного суверенитета в РФ закреплены в ст. 3 Конституции РФ.Во-вторых, принцип народного суверенитета закрепляет право граждан принимать участие в управлении делами государства, право на объединение, право на митинги, пикетирование и т.п. В-третьих, принцип народного суверенитета закрепляет право граждан принимать участие в управлении делами государства на местном уровне (местное самоуправление). То есть народный суверенитет в РФ реализуется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Именно народный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета РФ, в основе публичной власти. Формами выражения власти народа являются референдум и свободные выборы. Автор отмечает проблему референдума, как формы выражения власти народа:Именно вопрос референдума, как формы выражения власти народа, является актуальным в настоящее время, в 2020 г. в связи с внесениями поправок в Конституцию РФ посредством всенародного голосования, а не референдума. В отличие от всенародного голосования, которое именуется как «плебисцит», референдум имеет под собой четкую законодательную базу, которая и регламентирует порядок его проведения, сроки, полномочия и т.д. Однако, поправки в Конституцию РФ в 2020 г. проводились посредством всенародного голосования. Встает вопрос: зачем же тогда референдум? Всенародное голосование, как форма выражения власти народа, никак не закреплена в Конституции РФ. Статья 3 четко устанавливает, как народ может выражать свою власть: референдум и свободные выборы. Тогда необходимо внести изменения в ст. 3 Конституции РФ следующего содержания:«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум, свободные выборы и всенародное голосование».Основная проблема суверенитета заключается во взаимоотношении Российской Федерации и ее субъектов. Так, согласно Договору № 2689-1 от 10 апреля 1992 г., республики в составе РФ выступают как самостоятельные суверенные субъекты России. Таким образом, в состав суверенного государства входят суверенные субъекты (суверенитет в суверенитете), что порождает на практике различные коллизии и споры (примером выступает Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П).БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые акты Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237; Российская газета. 2020. № 144Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // URL: https://constitution.garant.ru/act/base/10200087/О Федеративном договоре: Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. № 2689-I // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1992. № 17. Ст. 898Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 1996. № 113-115, 118О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) // Российская газета. 2004. № 137-д; Парламентская газета. 2004. № 117Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022) // Российская газета. 2002. № 106; Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020. № 55; Собрание законодательства РФ. 2020. №11. Ст. 1416Правоприменительная практика1. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27571/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/Статьи в периодических изданиях1. Белякович Е.В. О понятии территории государства // Сибирский юридический вестник. 2006 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-territorii-gosudarstva2. Вихров А.А., Сальников М.В., Адамян Г.А. Понятие и сущность суверенитета // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-suvereniteta3. Гайнутдинова Л.А., Гайнутдинов Р.И. Концепция разделения властей Ш. Монтескье и ее практическое измерение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razdeleniya-vlastey-sh-monteskie-i-ee-prakticheskoe-izmerenie4. Грачев Н.И., Тихонов А.А. Основы конституционного строя как общеправовые принципы // Legal Concept. 2013 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-konstitutsionnogo-stroya-kak-obschepravovye-printsipy5. Климова М.И. Народный суверенитет как конституционный принцип // Вопросы современной юриспруденции. 2015 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnyy-suverenitet-kak-konstitutsionnyy-printsip6. Курскова Г.Ю. Суверенитет народа (народовластие) как основа демократического политического режима Российской Федерации и его конституционное закрепление // Вестник Московского университета МВД России. 2008 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverenitet-naroda-narodovlastie-kak-osnova-demokraticheskogo-politicheskogo-rezhima-rossiyskoy-federatsii-i-ego-konstitutsionnoe7. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С. 186-197.8. Максименко Ю.А. Учение Джона Локка о государстве и праве как классическое выражение революционной идеологии // Проблемы современной науки и образования. 2015 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-dzhona-lokka-o-gosudarstve-i-prave-kak-klassicheskoe-vyrazhenie-revolyutsionnoy-ideologii9. Полуда О.Н. Теоретические основы концепции государственного суверенитета Ж. Бодена // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-kontseptsii-gosudarstvennogo-suvereniteta-zh-bodena10. Овчинников В.А. Суверенитет как государственно-правовое явление // Управленческое консультирование. 2013 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverenitet-kak-gosudarstvennopravovoe-yavlenie11. Черняк Л.Ю. К вопросу о носителе государственного суверенитета // Сибирский юридический вестник. 2006 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nositele-gosudarstvennogo-suvereniteta Специальная литература1. Палиенко Н.И. Суверенитет: История развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль: тип. Губ. правл., 1903. 591 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!