это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4024732
Ознакомительный фрагмент работы:
Политические права и свободы российских гражданСОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc102555375 \h 31. Сущность политических прав и свобод PAGEREF _Toc102555376 \h 52. Система политических прав и свобод PAGEREF _Toc102555377 \h 133. Гарантии реализации прав и свобод в Российской Федерации PAGEREF _Toc102555378 \h 22Заключение PAGEREF _Toc102555379 \h 34Список использованных источников и литературы PAGEREF _Toc102555380 \h 36ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Нормативное правовое регулирование о политических правах и свободах отличается некоторыми системными недостатками, противоречиями и явно выраженной проблемностью. Закрепленные в России виды политических прав все еще не получили полного и качественного правового регулирования, а непродолжительный опыт правового регулирования некоторых новых институтов исключает возможность выработки высокоэффективного механизма реализации таковых. Поэтому одна из слагаемых актуальности темы состоит в необходимости продолжить работу по осмыслению сущности политических прав и свобод, так как только таким образом возможно обеспечить совершенствование их нормативного правового регулирования. Отдельные права и свободы продолжают требовать научного обоснования с точки зрения содержания. Политическая сфера является одной из тех, которая нуждается в подобном осмыслении. Развитие политического сектора в России в последние 30 лет идет по специфическому пути. Как итог, самостоятельным направлением актуальности такой темы в современных условиях является научная разработка видового состава политических прав и свобод, которые бы коррелировали с российским государственным устройством и тенденциями развития.Смысл любых прав и свобод состоит в том, чтобы обеспечивать их реализацию на началах принципа всеобщности. Реализация прав и свобод требует их гарантирования, защиты.Политические права и свободы в России критикуются в стране как явление по мотивам их декларативного характера. Механизм реализации политических прав и свобод далек от совершенного, поэтому не функционирует полноценным образом. Сказанное подтверждается примерами реализации в практической деятельности, что требует совершенствования системы гарантий реализации политических прав и свобод в стране. Все сказанное в общей совокупности обусловливает актуальность настоящего исследования. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере реализации политических прав и свобод.Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о политических правах и свободах. Цель исследования – анализ политических прав и свобод российских граждан. Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:выявить сущность политических прав и свобод;охарактеризовать систему политических прав и свобод;изучить гарантии реализации прав и свобод в России. В исследовании были применены методы научного познания – изучение научной и специальной литературы, анализ законодательства, сравнительный метод, ситуативный и системный анализ, логико-юридические методы.Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых о проблематике политических прав и свобод. Правовая основа исследования представлена такими элементами, как: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные акты. Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОДПринципиальным значением в осмыслении политических прав и свобод обладает их сущность. Точное осмысление сущности политических прав и свобод – залог достижения полноты и качества их практической реализации. Таким образом, в пределах настоящего раздела ставится задача подвергнуть осмыслению сущность политических прав и свобод. На высшем уровне – в Конституции РФ – регулярно встречаются два таких понятия, как «права» и «свободы». Согласно Конституции РФ, права и свободы – это одна из основ конституционного строя. Каждый человек – источник своей свободы и воля государства в этом вопросе не должна играть решающего значения. В науке количество точек зрения о данных понятиях исчисляется десятками. При этом отправным проблемным моментом в таком вопросе, вероятно, следует признать изначально соотношение таких слов, как «права» и «свободы». Как важнейшие категории, слова «права» и «свободы» практически всегда применимы в пределах одного словосочетание. Уже этого факта достаточно для того, чтобы предполагать, что они находятся в тесной взаимосвязи. Но, так как два этих слова выделены в самостоятельные, логично утверждать, что они отличаются не только общими чертами, но и различными. Ряд авторов предпринимает попытки отграничить два данных слова в пределах одного словосочетания.Е. А. Лукашева считает, что права и свободы совпадают друг с другом, так как имеют одинаковую юридическую природу. С учетом положений международных документов, объективно сделать предположение, что «права» и «свободы» фактически являются правами.В. И. Фарыма полагает, что «свобода» - это право делать что-либо свободно, без воздействия ограничений. Такая трактовка указывает на то, что свобода означает не только способность, но и реально обеспечиваемую возможность индивида выбирать свое поведение на основе сознательно-волевого критерия. Право в рамках такой модели, хотя и обладает, вероятно, большим значением, имеет более узкое содержание, потому что оно требует ограничения, чтобы свободные граждане могли сосуществовать. С учетом обозначенных позиций и других, которые превалируют в науке, можно прийти к выводу, что права и свободы сходятся в том, что по содержанию они означают возможность избрать определенный вид поведения. Принципиальная же разница между ними состоит в том, что права обычно предполагают возможность получить какое-то благо, потому что право направлено на получение чего-либо. Свобода, в свою очередь, предполагает, что человек может избегать государственно-властного воздействия, может не подвергаться ограничениям, препятствиям, стеснениям. Политические права и свободы являются частью системы прав и свобод. Подобное обособление происходит в условиях существования ряда характерных признаков политических прав и свобод, определяющих их сущность и правовую природу.Не оспаривается и не требует отдельного внимания тот аспект, что политические права и свободы являются конституционными. Все указанные выше виды политических прав и свобод, обоснованные в качестве таковых, имеют конституционно-правовую основу. Такой характер политические права и свободы приобрели под влиянием того, что они относятся к Первому поколению прав и свобод – поколению прав, провозглашенных Великой Французской революцией и борьбой за независимость в других странах. Политические права и свободы требуют, чтобы при их реализации происходило взаимодействие государства и гражданина. Собственно, такое взаимодействие является условием реализации комплекса политических прав. Государство в пределах этих отношений должно быть активным субъектом, создавая предпосылки и условия для того, чтобы человек мог реализовывать политические права и свободы. Из общей теории права, конституционного права известно, что позитивное право представляет собой систему общеобязательных норм, формализованных государством, направленных на регулирование жизни субъектов права. То есть, позитивное право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый силой государственного принуждения. В соотношении с тем, что политические права и свободы предполагают взаимодействие государства и гражданина, а государство при этом должно создавать предпосылки для этого взаимодействия и реализации прав и свобод, таким образом, делается вывод о том, что политические права и свободы – это позитивные права и свободы. Другие основополагающие признаки политических прав и свобод отличаются дискуссией. Особенно проблемным в таком контексте следует назвать причисление политических прав и свобод к группе естественных прав и свобод. Обладание политическими правами и свободами чаще всего связывается с принадлежностью к гражданству РФ. Это также один из основополагающих признаков политических прав и свобод. Права гражданина, что существенно отличает их от прав человека, охватывают собой сферу отношений индивида и государства. Такое их содержание не актуализирует вторичный характер или производность от воли государства. Тот факт, что политические права и свободы закреплены в позитивном праве и обычно только за гражданами, не влечет за собой отмены их естественной природы. Политические права и свободы в любом случае являются естественными правами и свободами в современном демократическом государстве. Такой их признак раскрывается в том, что политические права и свободы позволяют вовлечь индивида в жизнедеятельность общества и совместную с государством деятельность. При подобной модели не должно идти речи о вторичном характере политических прав и свобод. Не характер политических прав и свобод отличает их от других прав и свобод, а ограниченный состав носителей таковых, что, тем не менее, несущественно, так как гражданством соответствующего государства обычно обладает основное количество населения, проживающего на его территории. Таким образом, политические права и свободы являются естественными. На сущность политических прав и свобод, помимо указанных выше основополагающих признаков, специальным образом может указывать область осуществления таковых, те возможности, которые они предоставляют индивидам в обществе. Н. Л. Гранат считает, что реализация политических прав и свобод обеспечивает для граждан возможность принимать участие в политической жизни общества, в управлении делами государством. Многие другие авторы схожим образом оценивают роль политических прав и свобод, достаточно часто возводя в абсолют право на участие в управлении делами государства, признавая его основополагающим во всей системе политических прав и свобод (Е. И. Козлова, Е. А. Лукашева и др.).По мнению ряда авторов, политические права и свободы в своей совокупности – это возможность для участия граждан в государственной и общественно-политической деятельности. При наличии ряда других позиций в данном вопросе, обнаруживается единая линия в понимании предоставляемых гражданам возможностей политическими правами и свободами – область взаимоотношений человека и государства. Сущность политических прав определяется преимущественно характером этих взаимоотношений. По мнению А. В. Лебедева, «Политические права и свободы включают две основные системы связей между государством и его гражданами: во-первых, права на участие, предоставляющие гражданину возможность формировать не только государственные органы, но и волю государства; во-вторых, права на свободу, сущность которых определяется существованием «в сфере невмешательства, а следовательно, и возможность для индивида воздействовать на общественные отношения (конечно в законных пределах), находясь под защитой этой сферы». Таким образом, благодаря политическим правам и свободам, граждане могут участвовать в осуществлении государственной власти (формировать органы государства); граждане могут оказывать влияние на государство (путем собраний, митингов и т.п.). Сказанное позволяет развить сущность политических прав и свобод путем указания на еще один принципиально важный их признак: участия в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти.Сущность политических прав и свобод находится в прямой взаимосвязи с юридическим содержанием. Поэтому понять сущность политических прав и свобод возможно путем более подробного раскрытия отдельных их видов. Характер и значение, проблемы реализации избирательных прав граждан в России, делается предположение, что являются наиболее подходящими для подобного анализа. В отношении избирательных прав граждан в научной литературе выделилось и было обосновано два подхода – широкий и узкий. Не только по названию, но также по содержанию, довольно объемное определение понятия в пределах широкого подхода дает Л. В. Туманова. В частности, автор характеризует избирательное право следующим образом: речь идет о подотрасли, выделяемой в качестве самостоятельной; возможность подобного самостоятельного выделения обоснована автором в связи с характерностью предмета, метода и самостоятельный системы регулирования. Используя в качестве основы такие параметры, предлагается понимать под данной системой систему норм права, урегулировавших общественные отношения в процессе деятельности субъектов избирательного процесса и их правовой статус.Узкий подход обычно разрабатывается в пределах отдельной отрасли и науки – конституционного права. Если возводить воедино разные мнения, можно отметить, что избирательное право наделяется дуалистической природой. Такой вывод делается на той основе, что избирательное право состоит из двух компонентов – права избирать и права быть избранным. Категория «избирательные права граждан» - это категория, которая в силу её особого специфического значения раскрывается российским законодательством. Так, в правовом смысле избирательное право граждан – это, во-первых, конституционное право, а, во-вторых, право избирать и быть избранным, в-третьих, участвовать в выдвижении кандидатов, их списков, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования, а также определение результатов выборов. Как видно из предлагаемого законодателем определения, право граждан быть избранными является конституционным; более того, данное право включено в развернутую систему всех избирательных прав граждан и политические права и свободы человека и гражданина.Закрепленное в статье 32 Конституции РФ право быть избранным входит в двуединое. В этой системе оно выступает как право пассивного характера, что подтверждается не только действующим законодательством, но и преимущественным количеством классификаций, дающихся конституционно-правовой наукой. Объединяет данные виды избирательных прав не только закрепление в рамках одной статьи и довольно схожая природа, но также базовые условия реализации. Собственно, условия реализации также могут рассматриваться как определяющие критерии при понимании правовой природы избирательных прав. Активное избирательное право возникает при достижении гражданином возраста 18-и лет, если не имеет место никаких ограничительных обстоятельств. Пассивное право, то есть право быть избранным, реализуется также по достижении совершеннолетия. Но пассивное избирательное право связано с рядом дополнительных ограничений, установленных законодательством по объективным причинам.В части 3 ст. 32 Конституции РФ нормативно устанавливается сразу два ограничения права быть избранным. Во-первых, лишены возможности реализовывать рассматриваемое право в двух его проявлениях лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда. Во-вторых, недееспособные лица также не могут реализовывать соответствующее право. Два данных положения подкреплены нормами о возрастном цензе и цензе гражданства в ст. 81 и 97 Конституции РФ в отношении кандидатов на выборы в Государственную Думу в Президенты РФ. В данном случае представляется важным уточнить ограничение пассивного права по критерию гражданства, указав на то, что такого права лишаются граждане РФ с гражданством другого государства и те граждане РФ, которые на постоянной основе проживают в другой стране, независимо от того, о какой именно зарубежной стране идет речь. Иные ограничения закреплены уже не на конституционном уровне, а во всевозможных законах различных уровней. Оценив общетеоретические аспекты о правах и свободах, а также системообразующие признаки политических прав и свобод, предлагается следующе их понятие: «политические права и свободы человека и гражданина – это обеспеченная возможность участия в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти». Данное понятие сформулировано таким образом, чтобы быть взаимосвязанным с ранее установленными видами политических прав и свобод. Тем не менее, оно не претендует на исключительный характер, так как процесс по выработке понятия политических прав и свобод в условиях продолжающегося их развития должен идти. Политические права и свободы характеризуются такими признаками: это конституционные права и свободы, позитивные и естественные. Главным признаком, определяющим их сущность, следует назвать такой, как участие в осуществлении государственной власти и общественно-политической жизни государства. Это одновременно указание на то, какие возможности политические права и свободы предоставляют гражданину, каким образом они могут быть реализованы. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина не может быть сведена только к указанным их признакам, характерным в тех или иных случаях, в разных видовых вариациях для всех видов прав и свобод. Поэтому, обосновывается, что сущность политических прав и свобод должна быть искомой в юридическом содержании отдельных видов политических прав и политических свобод. 2. СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОДПрава и свободы – многогранный институт, представляющий межотраслевой интерес. На протяжении длительного периода времени он широко изучается в науке, что привело к выделению множества подходов к классификации политических прав и свобод. Но окончательно система политических прав и свобод до сих пор не является выстроенной. В связи со сказанным, в пределах настоящей главы представляется важным рассмотреть подходы, сложившиеся к классификации, и прийти на основе критической оценки различных подходов к единому выводу.Политические права и свободы встроены в систему более высокого уровня – систему прав и свобод человека и гражданина. При выработке единой классификации важно учитывать это обстоятельство. Поэтому обоснование тех видов прав и свобод, которые подпадают под категорию политических без каких-либо оговорок, в первую очередь требует обращения к общим классификациям прав и свобод. Любая проводимая классификация прав и свобод будет отличаться условным характером. Поэтому данный процесс требует применения различных критериев. Причем, далеко не каждая классификация отличается строгим характером, где каждый из элементов безоговорочно занимает свое место и может занимать только его. Сложный характер прав и свобод допускает, что одновременно одно право может входить в разные классификационные группы, это возможно в том числе и в отношении свобод. Под таким влиянием и создаются принципиальные сложности по выстраиванию строгой системы политических прав и свобод, включающих те или иные права и свободы без каких-либо оговорок.Современной науке известен ряд оснований для классификации прав и свобод. Но некоторые основания получили широкое распространение в силу своей универсальности. Например, по характеру образования права и свободы делятся на две такие группы:конституционные (основные);отраслевые (дополнительные).Столь же распространенным является такое основание, как генезис прав и свобод, предполагающее выделение также двух самостоятельных групп: естественные (прирожденные); производные (закрепленные нормативными правовыми актами).Вероятно, самым распространенным основанием для классификации прав и свобод является их содержание. Если говорить о традиционном варианте, в пределах этой классификации прав и свобод чаще всего выделяется пять самостоятельных групп. Каждая группа отличается видовым разнообразием, то есть, в пределах выделяемых групп называются конкретные виды политических прав и свобод и др. Так, по содержанию права и свободы делятся на пять таких групп:личные права и свободы. Это группа прав и свобод, которые принадлежат каждому. Поэтому нет возможности утверждать, что они связаны с принадлежностью к гражданству какого-то государства, не вытекают из него. Личные права являются неотъемлемыми, они возникают у человека с момента его рождения. Среди разновидностей личных прав и свобод обозначаются такие, как: право на жизнь; неприкосновенность личности; свобода совести и вероисповедания и т.д.;политические права и свободы. Эта группа прав специфична в своем происхождении тем, что привязана к гражданству государства. Некоторые виды прав могут быть характерны для гражданина только в связи с тем, что он является гражданином РФ. Политические права и свободы, можно сказать, что являются транслятором участия граждан в общественно-политической жизни страны;социально-экономические права и свободы обеспечивают для человека возможность принимать участие в производстве и распределении материальных благ, в ходе чего происходит удовлетворение экономических и других потребностей, интересов человека. Примерами таких прав являются следующие их виды: право на жилище; право на образование и т.п.;культурные права и свободы – еще один неотъемлемый элемент при воспроизводстве классификации прав и свобод. Ценность культурных прав и свобод состоит в том, что они способствуют духовному развитию человека, вовлекают индивида в политический, духовный, социально-культурный прогресс в качестве полезного участника. К культурным правам и свободам относятся такие виды прав: право на образование; право на творчество; право на доступ к культурным ценностям и т.п.;экологические права.Две первые указанные классификации прав и свобод обладают научной ценностью. Но они являются слишком общими, что не позволяет четким образом определять место и роль всех прав и свобод.Последняя названная классификация, несмотря на ее распространенность в современной науке, также заслуживает критики, так как конституционные права и свободы выстраиваются в некую систему по сферам деятельности (политическая сфера, культурная, гражданская и т.п.). При подобных обстоятельствах объективно невозможно обозначить границы такой системы, что и делает классификацию достаточно условной, превращая вопрос о системе, содержании, составе политических прав и свобод как отдельной группы в достаточно дискуссионный. Классификация прав и свобод может быть проведена и по другим основаниям. Все они в любом случае будут условными, но будут обладать научной ценностью. С учетом общих приведенных классификаций, как представляется, назвать виды политических прав и свобод, являющихся такими по российскому законодательству, в приближенном к полному списке, необходимо провести оценку научных подходов именно к классификации политических прав и свобод. При этом, единство видов политических прав и свобод также требует учета положений действующего российского законодательства. Дифференциация политических прав и свобод с учетом законодательных положений вполне может быть объективной.Один из широких подходов к классификации политических прав и свобод демонстрирует Н. В. Витрук, обособив сразу три самостоятельные группы таковых:права участия в государственной и общественно-политической жизни страны;права, обеспечивающие свободу мнений;права участия в управлении производством. Помимо группирования политических прав и свобод, Н. В. Витрук в ходе их исследования также подходит к вопросу путем составления простого перечня, используя некие критерии-характеристики (не критерии для классификации). В частности, по принадлежности лица к государству среди политических прав автором названы: право на гражданство, право на убежище. Путем вычленения из принципа равенства всех граждан перед законом Н. В. Витрук выделяет право на равный доступ к государственной службе и право на проведение публичных мероприятий. В качестве критерия-характеристики используется также принцип народовластия, очевидно, что включающий избирательные права, право на референдум и т.п. Политические свободы отдельной дифференциации подвергнуты не были, хотя самостоятельно и обособлены, включая такие виды свобод политического характера: свобода объединений; свобода печати и мнений и т.д. Л. Д. Воеводин схожим образом подходит к классификации политических прав и свобод, но разрабатывает лишь один из называемых Н. В. Витруком элементов. В частности, по мнению Л. Д. Воеводина, политические права и свободы следует классифицировать в области государственной и общественно-политической деятельности. В рамках этой группы им обозначены конкретные наименования политических прав и свобод, что вполне универсализировано в соотношении с другими авторскими позициями: право на объединение, свобода слова и печати, свобода собраний, митингов, шествий, демонстраций.Обращает на себя внимание, что Л. Д. Воеводин право на участие в управлении делами государства, которое обычно формируют именно таким образом, формулирует более объемным образом, охватывая общественные дела. Данный подход является чрезмерно широким, так как управление делами государства предполагает вовлечение населения во властную деятельность, но общественные дела, в собственном смысле, ею не охватываются. Кроме того, и вовсе в качестве обособленного от всех прав, то есть, самостоятельного политического права, ученым названо право на референдум. Видный вклад в разработку классификации политических прав и свобод был внесен Ю. А. Дмитриевым и А. А. Златопольским. В основу одной из классификаций была положена сфера деятельности человека, поэтому политические права и свободы выделяются через юридические возможности, обеспечиваемые законодателем. Во-вторых, для классификации используются особенности взаимоотношений человека и государства, что позволило обособить такой критерий, как участие в организации деятельности государства и непосредственно в деятельности государства. Первая группа (неотъемлемые свободы граждан, вовлекающие их в активное участие в жизни общества и государства) включает только свободы:свобода слова и печати;свобода союзов;свобода собраний. Во второй группе (участие в организации и деятельности государства), по мнению Ю. А. Дмитриева и А. А. Златопольский, состоит из таких видов:избирательное право;право на референдум;право петиций.Е. А. Лукашева полагает, что основополагающим правом в системе политических прав и свобод должно признаваться право на участие в управлении делами государства, так как оно с правовой точки зрения обеспечивает включение граждан в сферу принятия и непосредственного осуществления государственных решений в сфере политики. Автор считает, что в рамках такой модели все другие политические права и свободы должны быть производными от названного: пассивное и активное избирательное право, право участвовать в референдуме и т.п. В остальном, хотя Е. А. Лукашева и отдельно выделяет политические права и свободы по группам, их видовой состав совпадает со мнением многих других авторов.Хотя классификаций достаточно много, основное количество авторов сходится во мнении по видовому составу политических прав и свобод. Различия сводятся к наделению отдельных видов прав и свобод особой ролью по отношению к другим правам и свободам; разной дифференциации прав и свобод по группам и т.п.Наиболее разительным образом различия проявляются в тех случаях, когда авторы приводят те виды политических прав и свобод, которые обычно не включаются в их систему. Поэтому обосновать состав видов политических прав и свобод по действующему российскому законодательству возможно с учетом предлагаемых в науке классификаций, но для этого необходимо выделить особенности этих прав и свобод. Все политические права и свободы имеют разные характеристики, признаки, разные формы проявления, выполняют разные функции, но, в то же время, они могут обладать исключительно индивидуальным значением, они – часть системы. Политическая сфера очень разнообразна, она охватывает разные институты, виды деятельности. Такую же по характеру и разнообразию роль играет и человеческая деятельность, в том числе реализуемая в политической сфере. Поэтому, вероятно, объективной возможности для формулирования исключительно исчерпывающего перечня политических прав и свобод сегодня нет. Но основная группа таких прав и свобод однозначно должна выделяться. Ранее упоминалось, что не все виды прав и свобод в пределах тех или иных классификаций имеют строго свое место. Политические права и свободы достаточно часто вступают в такие противоречия, вплоть до того, что можно назвать это их особенностью. Например, свобода мысли одновременно может рассматриваться и как политическая свобода, и как личная. При причислении тех или иных прав и свобод к политическим важно предпринимать попытки к разрешению таких проблем. Третья специфическая особенность – зависимость политических прав и свобод от действующего на текущий момент времени законодательства. Избирательные права именно по этой причине наиболее полным образом разработаны в науке, что необоснованным образом обделяет другие виды политических прав и свобод. Но другие права и свободы также остро нуждаются в разработке. Более того, российское законодательство находится в стадии постоянного развития, государственная политика периодически подвергается серьезным изменениям, на этом фоне всегда можно ожидать возникновения новых возможностей для граждан в политической сфере. При отсутствии перспективы сформулировать закрытую систему политических прав и свобод, как представляется, следует ориентироваться на некий базис таковых, например, закрепленный в международных документах. При научной ценности изученных выше классификаций, более оправданной с практической точки зрения, то есть, реализации политических прав и свобод, усмотрена отраслевая классификация, так как она позволяет отразить характер взаимоотношений гражданина, общества и государства.Современная модель взаимоотношений человека и государства такова, что первый обычно имеет гражданство второго. Это автоматически превращает гражданина государства в члена общества, участника политического процесса, что не может не предполагать оказания влияния на политическую жизнь теми или иными способами. Интересы общества в широком смысле не могут обеспечиваться, если государство не будет вовлекать граждан в организацию и деятельность государства, впрочем, и сами граждане должны инициативно вовлекаться в этот процесс, так как речь идет о политических правах и свободах, а не обязанностях.Таким образом, среди политических прав и свобод следует назвать такие основополагающие их виды: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на информацию; право на обращение; право на объединение; свобода мысли и слова; свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСовременный уровень научной разработки механизма реализации политических прав и свобод и его развития не позволяют сказать, что достигнуто однозначное понимание данного механизма, его элементов и их взаимодействия. Это негативно сказывается на практике реализации политических прав и свобод, что требует осмысления.Наличие норм права, которые будут создавать условия и обеспечивать фактическую реализацию политических прав и свобод – объективная необходимость в правовом и демократическом государстве, в котором провозглашены политические права и свободы.Ведущая роль в обеспечении всех позитивных прав и свобод отведена государству и праву. Сегодня в России закреплен ряд основных прав и свобод, но этого недостаточно. Недостаточно формального закрепления политических прав и свобод, потому что это одно из условий их реализации, но далеко не единственное. Смысл политических прав и свобод утрачивается, если не происходит его реализация.А. В. Лебедев приводит одно из самых обоснованных и полных понятий реализации политических прав и свобод: «Реализация политических прав и свобод – это правомерная положительная деятельность субъекта права (человека, гражданина), направленная на практическое использование предусмотренных правовыми нормами возможностей, в результате чего он (субъект) получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения прежде всего личных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей». Используя данное понятие в качестве основного, логично предположить, что обеспечение реализации политических прав и свобод на практике требует определенных средств. В итоге, комплекс средств, обеспечивающих реализацию и применение политических прав и свобод, образует собой некий механизм. С точки зрения модели, это типовой механизм, но каждый гражданин реализует свои политические права и свободы в индивидуальном порядке при таких же обстоятельствах. Механизм политических прав и свобод граждан – это система, которая образована многообразием организационно-правовых способов, форм, методов, средств обеспечения данных прав и свобод, формально определенных в международном и национальном праве и системы органов государственной власти (органов местного самоуправления) их применения. Особым значением для механизма реализации политических прав и свобод обладает гарантированность таковых. Механизм реализации политических прав и свобод определяется именно обеспечением прав и свобод и их реализацией. Обеспечение политических прав и свобод – это система их гарантирования, условий и юридических средств, обеспечивающих правомерную реализацию таковых и только при необходимости – их охрану. То есть, за обеспечение «отвечают» гарантии реализации политических прав и свобод. Проблемы гарантирования политических прав и свобод граждан начинаются еще на стадии осмысления гарантий как института. В юридической литературе идут дискуссия о том, что собой представляют гарантии. Единого понятия гарантий нет. В ст. 17 Конституции РФ определено общее положение, что в России признаются и гарантируются права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. В названной статье понятия «гарантии прав и свобод человека и гражданина» и «гарантии прав и свобод личности» используются как тождественные.Гарантии прав и свобод в современной науке, что, впрочем, подтверждается и законодательством, позиционируются как способ и средство обеспечения действенности и действительности элементов конституционно-правового статуса личности. Их роль сведена к недопущению препятствий для осуществления прав и свобод и устранению таковых.Конституция РФ не просто устанавливает права и свободы, на конституционном уровне закрепляется обязательность обеспечения таковых. Поэтому, гарантии прав и свобод – это совокупность условий и средств обеспечения реализации прав и свобод, что универсально по отношению и к политическим правам и свободам. Обеспечение политических прав и свобод – фактически система их гарантирования – условий и специальных юридических средств, применение которых обеспечивает правомерную реализацию и охрану, если возникает такая необходимость.Закрепления политических прав и свобод на конституционном уровне недостаточно. Конституционные нормы не должны характеризоваться декларативностью, они должны получать непосредственное воплощение в практической деятельности, что является важным условием функционирования и развития правового и демократического государства. Обеспечить практическое воплощение закрепленных на различных уровнях политических прав и свобод возможно посредством применения высокоэффективных механизмов их гарантирования. В таком контексте особым образом актуализируется роль и назначение гарантирования реализации прав и свобод, на отдельные элементы которого представляется важным обратить внимание в пределах настоящего параграфа.Правовые гарантии реализации политических прав и свобод позволяют претворять в жизнь весь комплекс закрепленных элементов, то есть, каждое политическое право, свободу. Гарантии политических прав и свобод означают признание и закрепление таковых в конституционном законе страны, иных нормативных актах и одновременное обеспечение их реализации.Одно из базовых основополагающих условий реализации рассматриваемой группы прав и свобод – всеобщность таковых. Параллельно законодателем и уполномоченными лицами должна обеспечиваться возможность защищать свои права и свободы теми способами, которые не запрещены законом и не противоречат ему, на что также должно распространяться правило всеобщности. Второй принцип, без которого невозможно обеспечить гарантирование реализации политических прав и свобод в современных условиях – комплексность гарантий и их полнота. Все субъекты гарантирования реализации должны безоговорочно руководствоваться им в своей деятельности.Констатировать реализацию политических прав и свобод будет невозможно, если гарантии не будут являться эффективными. Гарантии современного этапа должны обеспечивать возможность реально использовать свои права и свободы политического характера, которые закреплены в Конституции РФ и иных нормативных актах. С деятельностной точки зрения гарантии реализации прав и свобод положены в основу компетенции органов власти и их должностных лиц, общественно-политических организаций. Все субъекты, вовлеченные в данный процесс, должны решать вопросы реализации правового статуса личности. Субъекты гарантирования реализации политических прав и свобод должны применять те полномочия, которыми они наделены для того, чтобы обеспечивать реализацию политических прав и свобод.Достаточно проблематично представить практическую реализацию гарантий политических прав и свобод без установления ответственности. Ответственность в этой сфере распространяется на всех субъектов – на государственные органы, на органы власти на местном уровне, на общественно-политические организации и должностных лиц. При подобных обстоятельствах применимы разные виды юридической ответственности, что зависит от тяжести и характер совершенного нарушения. Если говорить о едином основании для привлечения к ответственности, таким следует рассматривать неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей по реализации политических прав и свобод. С видовой точки зрения гарантии реализации политических прав и свобод в РФ достаточно разнообразны. Все они имеют закрепление и выражение в пределах норм права, в противном случае, их практическая реализация была бы существенно осложнена. Часто гарантии реализации прав и свобод подвергаются классификации по отраслевому признаку. В настоящем исследовании отдельный интерес представляет классификация в пределах такой отрасли, как конституционное право. Именно конституционные гарантии – это связующее звено между общими и специальными гарантиями. Среди главных гарантий конституционно-правового характера могут быть обозначены гарантирующие систему политических прав и свобод, определяющие общие установки ориентации личности элементы. Если же привести конкретные примеры правовых гарантий, то, не обращаясь к обширно представленным в науке классификациям, они могут быть обобщены в пределах нескольких групп. Первая группа включает нормы, определяющие пределы политических прав и свобод, конкретизирует их в законодательстве; она включает юридические факты, с которыми связывается обладание и пользование политическими правами и свободами; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной реализации прав и свобод и т.п. Вторая группа существующих гарантий не менее значима: это конституционный контроль; применение мер защиты и ответственности виновных за нарушение политических прав и свобод; процессуальные формы контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений и т.п. Такая система гарантий также не претендует на исчерпывающий характер, так как может быть дополнена отдельными элементами. Но, как представляется, выше упомянуты все основные виды гарантий реализации политических прав и свобод, известные современной практике. С учетом обоснованных принципов и признаков гарантий реализации политических прав и свобод, механизм реализации политических прав и свобод может быть представлен рядом следующих элементов: информирование о правах и свободах; применение правовых средств, которые используются для обеспечения соблюдения, охраны и непосредственно защиты; функционирование системы уполномоченных органов, деятельность которых ориентирована непосредственно на обеспечение реализации политических прав и свобод, как профильное для них направление и др. В пределах названных элементов выстроена система конкретных механизмов гарантирования политических прав и свобод.Конституционный Суд РФ в современных условиях является активным участником гарантирования политических прав и свобод. Граждане регулярно обращаются в этот орган конституционного контроля, изъявляя желание законным образом реализовать свои политические права и свободы: проверяется конституционность; разрешаются споры между органами государственной власти; дается толкование Конституции РФ. Но куда чаще гражданам отказывается в принятии жалобы к рассмотрению.В одной из жалоб оспаривалась конституционность положения о том, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо собрать подписи избирателей (минимум 3%) от указанного в законе общего числа избирателей (если количество избирателей на территории соответствующего округа составляет менее 100 000 избирателей, то количество подписей составляет минимум 3 000 подписей избирателей).Заявительнице, как кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, было отказано в регистрации в качестве кандидата по причине недостающего количества собранных подписей избирателей (более 80% от требуемого в законе количества). Заявительница Л. ссылается на то, что положения о количестве подписей избирателей нарушают пассивное избирательное право гражданина – самовыдвиженца, так как подобное требование фактически преодолеть невозможно, потому что сбор подписей ограничивается во времени, выпадая на период отпусков избирателей. Так как сбор подписей в местах значительного присутствия граждан запрещен, а ряд избирательных округов характеризуется труднодоступной территорией, констатируется неадекватность установленного требования. Конституционный Суд РФ решил, что указанные законоположения не являются примером нарушения конституционных прав заявителя. Регулярно граждане обращаются в Конституционный Суд РФ с жалобами на неконституционность положений законов о выборах в субъектах Федерации. Например, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. № 2503-О, гражданин Р. оспаривал положения закона Самарской области о выборах в той части, что оно ставит кандидатов-самовыдвиженцев в неравные условия в связи с предоставлением большего количества подписей, чем минимально необходимо для регистрации, по сравнению с кандидатами, которые предоставили количество подписей, максимально приближенное к необходимому по закону минимальному порогу. Ряд позиций Конституционного Суда РФ, в том числе и до рассматриваемой жалобы, содержал четкую позицию о том, что при создании нормативного правового регулирования порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, законодатель имеет право беспрепятственно предусматривать предварительные условия, благодаря которым из избирательного процесса исключаются участники, не обладающие поддержкой избирателей достаточно уровня. Требование к сбору подписей избирателей в поддержку кандидата является одним из подобных механизмов. Тем более, что выработан механизм проведения проверки подписей в поддержку кандидата, что может повлечь за собой в том числе признание части подписей или в целом всех собранных подписей недействительными, если не был соблюден необходимый порядок. В удовлетворении жалобы было отказано, так как законодательство Самарской области о выборах установило единые для всех кандидатов требования проверки подписей, собранных в поддержку и единую норму подписей, которая подлежит случайной выборке для осуществления их проверки.Во многих других случаях орган конституционного контроля не выявляет нарушений политических прав и свобод граждан, что не всегда фактически соответствует действительности. Но, в любом случае, при вынесении постановлений по соответствующим категориям дел, Конституционный Суд РФ способствует реализации такой конституционной гарантии права граждан, как право на судебную защиту. Собственно, судебная защита также гарантируется каждому, и граждане могут пользоваться данной гарантией для реализации своих политических прав и свобод. Правосудие является важнейшим, вероятно, основным видом государственной деятельности, реализуемым для защиты прав граждан; это вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно судами по вопросам разрешения конфликтов, связанных с уже случившимися фактически или только предполагаемыми нарушениями нормативных правовых актов. Законодательство раскрывает множество других вопросов о судебной системе, судьях и иных аспектах, как и имеет место вовлечение иных федеральных законов, которые заслуживают внимания в пределах отдельных исследований. На современном этапе развития уже принят кодифицированный акт, урегулировавший процессуально-правовые аспекты разбирательства по делам о защите политических прав и свобод. Речь идет о Кодексе административного судопроизводства РФ. Самой распространенной категорией дел являются дела об избирательных правах. Положения Главы 24 КАС РФ посвящены производству по делам в сфере обеспечения защиты избирательных прав. То есть, законодателем рассматриваемая группа прав расценивается как весьма значимая. Возможность обращений за судебной защитой по смыслу конституционно-правового содержания этой категории дел в сложившейся системе правового регулирования – это вспомогательная гарантия обеспечения соблюдения принципов избирательного права. Это одно из самых перспективных направлений по повышению качества и полноты реализации политических прав и свобод. Основа защиты избирательных прав заложены в том, что право обратиться с исковым заявлением предоставлено не только кандидатам, но и иных лицам, ряду других субъектов в суд в том случае, если эти лица полагают, что были нарушены их права, свободы, законные интересы. Государство исходит из необходимости обеспечить гарантирование всех прав и свобод лица, их защиту даже тогда, когда самостоятельно лицо реализовать право на обращение не может. Поэтому в КАС РФ предусматривается возможность обращения в суд прокурора, если лицо, право которого быть избранным, например, было нарушено, не может сделать этого самостоятельно в связи с возрастом, по причине недееспособности, по состоянию здоровья и другим причинам, так как этот перечень в законе закрытым не является.Законодатель довольно расширенно подходит к раскрытию системы субъектов, которые обладают правом на обращение по рассматриваемой категории дел. Соответствующие субъекты представлены в ст. 239 КАС РФ. Речь идет об избирателях и участниках референдума, как основных субъектах. Тем не менее, специфический характер избирательных правоотношений наделил правом оспаривания в суде таких субъектов, как наблюдатели. Наблюдатели могут оспаривать решения, действия (бездействие) органов власти, общественных объединений, избирательных комиссий, их должностных лиц в условиях наличия нарушения прав. Это не исчерпывающая система, так как в законе упоминается еще несколько категорий субъектов, обладающих правами по части обращения. Такая дифференциация вполне однозначно указывает на сложность избирательных правоотношений на современном этапе, особенно с учетом того факта, что законодатель раскрывает отдельные категории дел и называет конкретных субъектов, которые могут обращаться с административным иском под ним. Степанов М. Г. обратился в Шумихинский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Шумихинского района Курганской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Шумихинского муниципального округа Курганской области первого созыва по трехмандатному избирательному округу № 5 от 6 сентября 2020 г. и др. Сравнение законодательства путем составления имеющихся списков, обнаруживает раскрытие в КАС РФ довольно исчерпывающего, хоть и не закрытого перечня лиц, наделенных правом на обращение в суд с иском о защите избирательных прав, как и в принципе всех видов избирательных прав. Это позволяет существенно увеличить количество правильных по подсудности и подведомственности обращений, как следствие, обеспечивает куда более высокий уровень эффективности рассмотрения и разрешения дел о защите права.Одним из императивных требований к содержанию административного иска, если основываться на построении некой системы характерных особенностей дел по защите избирательных прав, выступает такой элемент, как точно и четко формулируемые требования, решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, не являющиеся законными и повлекшие нарушение избирательных прав. В силу императивного характера требования, сформулированное таким образом, оно требует представления доказательств. Суд может установить в конкретном деле нарушение избирательного права и вынести на основе этого судебное решение. Речь идет об удовлетворении исковых требований полностью или в определенной части. Это предполагает соблюдение требований полноты, определение сроков и способа восстановления нарушенных прав и свобод, а также устранения последствий любых незаконных нарушений.Заключительную группу видов гарантий реализации политических прав и свобод составляют административно-правовые гарантии защиты. Численно это, вероятно, самая большая группа гарантий, так как она охватывает: деятельность исполнительной власти; административный порядок обжалования актов органов; специальные формы государственного контроля; прокурорский надзор. Каждое из таких направлений гарантирования реализации политических прав и свобод основано на специальном правовом регулировании, созданных механизмах их реализации, заслуживая внимания в силу широты и значимости вопроса в пределах самостоятельных исследований. По результатам сказанного в пределах настоящей главы можно прийти к выводу, что гарантии прав и свобод – это совокупность условий и средств обеспечения реализации прав и свобод, что универсально по отношению и к политическим правам и свободам.Обеспечение политических прав и свобод – система их гарантирования – условий и специальных юридических средств, применение которых обеспечивает правомерную реализацию и охрану, если возникает такая необходимость.Механизм гарантирования политических прав и свобод может быть представлен рядом следующих элементов: информирование о правах и свободах; применение правовых средств, которые используются для обеспечения соблюдения, охраны и непосредственно защиты; функционирование системы уполномоченных органов, деятельность которых ориентирована непосредственно на обеспечение реализации политических прав и свобод, как профильное для них направление и др. В пределах названных элементов выстроена система конкретных механизмов гарантирования политических прав и свобод: конституционный контроль; судебная защита; административно-правовые гарантии защиты: деятельность исполнительной власти; административный порядок обжалования актов органов; специальные формы государственного контроля; прокурорский надзор. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов о политических правах и свободах, особенностях их реализации на современном этапе.Политические права и свободы человека и гражданина – это обеспеченная возможность его участия в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти.Политические права и свободы характеризуются такими признаками: это конституционные права и свободы, позитивные и естественные. Главным признаком, определяющим их сущность, следует назвать участие в осуществлении государственной власти и общественно-политической жизни государства. При сохранении дискуссии о видах политических прав и свобод, обоснована такая их система: право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на информацию; право на обращение; право на объединение; свобода мысли и слова; свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.Механизм политических прав и свобод граждан – это система, которая образована многообразием организационно-правовых способов, форм, методов, средств обеспечения данных прав и свобод, формально определенных в международном и национальном праве и системы органов государственной власти (органов местного самоуправления) их применения. Ценность механизма реализации политических прав и свобод состоит в том, что он создает правовые и фактические условия, благодаря которым гражданин не просто проинформирован о том, что Конституция РФ, федеральные законы закрепили политические права и свободы, он в действительности может реализовать их на практике. Реализация, в свою очередь, требует одновременно и закрепления прав и свобод, и создания условий для реализации (органов государственной власти, судебных органов и т.д.).Гарантии политических прав и свобод в механизме их реализации являются совокупностью условий и средств обеспечения реализации прав и свобод.В пределах обоснованных элементов механизма реализации политических прав и свобод система их гарантирования представлена такими элементами, как: конституционный контроль; судебная защита; административно-правовые гарантии защиты: деятельность исполнительной власти; административный порядок обжалования актов органов; специальные формы государственного контроля; прокурорский надзор.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫПравовые актыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, 05февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993, 25 декабря; 2009, 21 января; 2020, 04 июля.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 01 июля 2021 г.) // СПС «Гарант» (дата обращения: 04.05.2022).Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2020 г.) // СПС «Гарант» (дата обращения: 04.05.2022).Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 13 января 2022 г.) // СПС «Гарант» (дата обращения: 04.05.2022).Судебная практика Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. № 714-О // URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx (дата обращения: 04.05.2022).Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 2503-О // URL: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx (дата обращения: 04.05.2022).Решение Ромненского районного суда от 21 сентября 2020 г. по делу № 2А-132/2020 // URL: http://romnenskiy.amr.sudrf.ru/ (дата обращения: 04.05.2022).Учебная литератураВитрук, Н. В. Статус личности в политической системе общества. В кн.: Политология. Курс лекций / Н. В. Витрук. Москва, 1993. 255 с. Воеводин, Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л.Д. Воеводин. Москва: Изд-во Моск. ун-та. 1972. 300 с. Дмитриев, Ю.А. Гражданин и власть / Ю.А. Дмитриев, А.А. Златопольский. Москва: Манускрипт, 1994. 161 с. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Москва: Проспект, 2019. 592 с.Лукашева, Е.А. Права человека / Е.А. Лукашева, Т.А. Васильева, В.А. Карташкин и др. Москва: Норма, 2021. 512 с. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях / Т.Н. Радько. Москва: Проспект, 2021. 176 с.Научная литератураАфанасьева, С.А. Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина / С.А. Афанасьева // Инновационная наука. 2015. № 6. С. 176-179. Визер, Б. О сути и истории советских и российских конституций / Б. Визер // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2018. № 6. С. 9-18. Воронин, С.А. Эволюция политических прав граждан Российской Федерации / С.А. Воронин, Е.Н. Никитин // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2016. № 2. С. 264-266. Дигоева, К.А. Механизм реализации гарантий избирательных прав граждан / К.А. Дигоева, А.С. Лолаева // Новые импульсы развития : вопросы научных исследований. 2021. С. 260-267. Иванов, С.М. Конституция Российской Федерации и неправовые гарантии основных прав и свобод человека и гражданина / С.М. Иванов, Е.Б. Султанов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 3. С. 425-429. Ивушкин, А.С. Конституционно-правовая классификация основных прав и свобод российских граждан / А.С. Ивушкин // Отечественная юриспруденция. 2019. С. 5-7. Ларионова, М.А. Конституционно-правовые гарантии прав человека, как элемент конституционализма в России / М.А. Ларионова // Право и практика. 2018. С. 43-47. Лебедев, А. В. Политические права и свободы граждан Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): канд. … юрид. наук / Лебедев А. В. Челябинск, 2003. 223 с. Плуталов, И.Ю. К вопросу о классификации конституционных прав и свобод в целях использования Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации / И.Ю. Плуталов // Право и политика. 2020. С. 124-135. Туманова, Л.В. Некоторые вопросы совершенствования судебной защиты избирательных прав / Л.В. Туманова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 2. С. 115-117.Фарыма, В.И. Понятие и классификация основных прав и свобод личности / В.И. Фарыма, А.И. Ладыгина // Правопорядок : история, теория, практика. 2014. № 1. С. 47-50.Филатова, Э.А. Эволюция политических прав и свобод / Э.А. Филатова, Д.А. Салминова // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 332-333. Хазов, Е.Н. Правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России / Е.Н. Хазов, Р.М. Халилов // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 147-151. Худолей, Д.М. Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации / Д.М. Худолей, К.М. Худолей // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. Вып. 53. С. 562-601.Чуклин, А.В. Правовые проблемы установления субъектами Российской Федерации дополнительных гарантий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина / А.В. Чуклин // Правоприменение. 2017. № 1 (4). С. 87-95.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!