это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4025038
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Данный реферат рассматривает определения объективности и антропоморфизма при изучении поведения животных. Цель данного исследования – рассмотреть понятия «объективность» и «антропоморфизм» , а также разобрать какую роль они играют в процессе изучения поведения животных. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что представленный вопрос довольно часто встречается в современной жизни.Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: рассмотреть понятие «объективность»;изучить, определение «антропоморфизм».
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Классическая зоопсихология появилась в самом начале 20 века внутри психологии. С ранних времен психологи были заинтересованы такой проблемой, как эволюционное появление специфических человеческих психологических функций ( к ним следует отнести мышление, внимание произвольного характера и память, интуицию, волю, и прочее). Стоит отметить, что определенные человеческие функции были именованы Выготским высшими психологическими функциями (по терминологии Выготского – они назывались психологическими, а не психическими - тем самым он подчеркивал знаковое, языковое общение как условие их появления). Трудность эволюции ВПФ думали разрешить, рассматриваю психику животных. Но исторически получилось так, что зоопсихология со временем выродилась в науку, которая изучала ключевым образом вопросы научения на белых крысах.[1]По словам Г.Г.Филипповой, объективность ключевой принцип в рассматриваемый во время наблюдения, который имеет тесную взаимосвязь с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных. Исследователь не может непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа (особенно это касается животных, с которыми мы взаимодействуем) и оценивает его только лишь по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только лишь те поведенческие проявления, которые он непосредственно видит. Соблюдение данного принципа непосредственно связано с квалификацией наблюдателя, его умением и способностью беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты.Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина (1809-1882). Его учение о происхождении видов путем естественного отбора позволяло анализировать эволюционные аспекты поведения. Оно не только обогатило эмпирические знания, но и углубило теоретические представления ученых, а также определило использование сравнительного метода в этой области.Следующий этап в изучении поведения животных, и в частности наиболее сложных форм их психики, был связан с введением объективных методов исследования в противовес господствовавшему в психологии человека методу интроспекции - описанию психики на основе самонаблюдения. Появляется целый комплекс близких, но самостоятельных дисциплин - зоопсихология, экспериментальная и сравнительная психология, физиология высшей нервной деятельности; особое положение в этом списке занимает бихевиоризм. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития животных разного уровня организации. Такие исследования позволяют пролить свет на возрастание сложности психики животных в эволюционном ряду.[2]Условный рефлексОсновоположником данного метода стал И.П. Павлов, он создал новое направление в физиологии - учение о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное изучение психики животных и человека.В основе учения И.П. Павлова лежал рефлекторный принцип, а "элементарной единицей" всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс.Первоначально Павлов считал условный рефлекс аналогом психологического термина "ассоциация" и рассматривал его как универсальный приспособительный механизм.[3]В дальнейшем метод условных рефлексов действительно послужил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов поведения и психики животных. Эта сторона научной деятельности И.П. Павлова широко известна, однако она не исчерпывает ни его реальных интересов, ни тех разносторонних работ, которые проводились в его лабораториях.И.П. Павлов отрицательно относился к гипотезе о наличии у животных более сложных форм высшей нервной деятельности, чем условный рефлекс. Такое представление имело вполне реальную основу. Так, его первая реакция на работы В. Келера и Р. Йеркса о способности шимпанзе к "инсайту" как проявлению способности к разумному решению была резко отрицательной.[4]Метод "проб и ошибок"Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И.П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход.Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых "проблемных ящиков" (идея была подсказана К.Л. Морганом, который видел, как собака научилась открывать задвижку садовой калитки). Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). После множества "проб" (достаточно беспорядочных движений), которые в своем большинстве бывают неудачными, т.е. "ошибками", животное, наконец, совершает нужное действие, а при повторных помещениях в этот ящик выполняет его каждый раз быстрее и чаще.[5]Бихевиоризм и необихевиоризмCоздателем бихевиоризма (от англ. behavior) был американский ученый Джон Уотсон. Он выдвинул радикальную для своего времени идею о том, что предметом психологии животных и / или человека должно быть только такое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Этот подход еще более жестко и решительно, чем подход Торндайка, исключал применение интроспекции к изучению психики, а также попытки антропоморфических трактовок поведения животных с привлечением понятий "воля", "желание", "сознание" и т.п.Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье в 1913 года "Психология глазами бихевиориста". Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Впоследствии они были дополнены и расширены другими исследователями. Наиболее сильно бихевиоризм затронул развитие американской психологии. [6]
ГЛАВА 2. АНТРОПОМОРФИЗМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Предмет зоопсихологии - психика животных - представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.Антропоморфизмом называют тенденцию наделять животных человеческими качествами, которых они не имеют. Антропоморфизм - проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства проецировать себя на предмет изучения. Вот что пишет по этому поводу Карл Юнг (в работе “Дух Меркурий”): “Практический опыт вновь и вновь показывает нам, что всякая продолжительная поглощенность каким-либо незнакомым предметом действует на бессознательное как почти неотразимая приманка, побуждая его проецировать себя в неведомую природу предмета и принимать вытекающее отсюда (предвзятое) восприятие и произвольное толкование за объективные. Нет сомнения, что (это явление) представляет собой не вполне изжитой остаток первобытности: ведь на первобытном уровне вся жизнь управляется анимистическими “предпосылками”, то есть проекциями субъективных содержаний в объективные данности.”[7]Примеры антропоморфной интерпретации поведения животных встречаются на каждом шагу. (При выполнении задания “создать музейную композицию и сложить небольшую лекцию об особенностях поведения животных-экспонатов”, студенты больше рассказали о своих проблемах, чем о повадках и особенностях экологии животных). Избежать проекций исследователя на предмет исследования полностью невозможно, но Юнг считает, что если проекция осознается, то энергия ее воздействия на сознание снижается.Тенденция, противоположная антропоморфизму - териоморфизм - то есть наделение человека свойствами животных, также не специфична для зоопсихологии, а известна из древности и вытекает из противоположного проекции качества психики - интроекции, то есть склонности человека идентифицировать себя с внешним объектом.С антропоморфизмом, то есть с чрезмерной тенденцией наделять животных человеческими качествами, боролся еще в конце прошлого века исследователь поведения животных Ллойд-Морган. В 1900 году он опубликовал труд “Введение в сравнительную психологию”, в котором сформулировал “закон экономии”, или “канон Ллойда Моргана”, который гласит: “то или иное действие нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической способности, если его можно объяснить на основе способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале”. Это утверждение является частным случаем утверждения, носящего название “бритва Оккама” (иногда - “лезвие Оккама”), по имени средневекового английского философа Вильяма Оккама. На современном языке принцип Оккама формулируют следующим образом: “То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего”, или “Без необходимости не следует утверждать многого”, или “Не следует множить сущности”, или “из двух объяснений следует выбирать наиболее простое”.[8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания реферата были решены следующие задачи: рассмотрено понятие объективность при изучении поведения животных;рассмотрено определение антропоморфизм.Все известные мировые психологи, в один голос утверждают о двойственной, биосоциальной человеческой природе. Однако, многие из них уклоняются от рассмотрения аналогичных черт в поведении животных. Это связано с тем, что аналогия не способна выступать доказательством в научном суждении, также не следует служить необходимым средством объяснения причин явлений. Что же до способов зоопсихологии, - раздела психологии, который изучает сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa - то самым распространенным считается метод аналогии.[9]Практическое значение зоопсихологии в человеческой жизни определяется огромным количеством факторов. Рассмотрение поведения и психологии детского возраста у животных и человека способно привести к умению отличать разновидности деятельности, которые базируются на внутреннем (инстинкты) и внешнем (научение) программировании; к раскрытию секретов их суммы, к управлению ими. Возникает возможность отличить врожденные формы поведения от приобретенных, а также отыскать биологический смысл и функциональное содержание рассматриваемых форм.Весь предоставленный материал демонстрирует, что у животных действительно имеются зачатки мышления как самостоятельная форма когнитивной работы. Приведено доказательство, что они имеют важную природу и по собственным механизмам отличаются от обучения подобным навыкам. Компоненты мышления демонстрируются у животных в самых различных формах, и диапазон его возникновения тем шире, чем сложнее по структуре и функциям их мозг. Основная важная черта мышления в том, что оно обеспечивает способность животного принимать новое адекватное решение при первой же встрече с необычной ситуацией.[10]В ходе развития исследований элементарного мышления происходило закономерное и необходимое изменение методологии. В середине XX века на смену простой констатации фактов и качественным описаниям пришел эксперимент с объективной регистрацией и скрупулезно точными количественными оценками всех параметров поведения. В конце XX века логика исследований вернула ученых к необходимости проводить не только количественный, но и качественный анализ наблюдаемых явлений, заставила учитывать результаты природных наблюдений. Большая заслуга в возвращении исследований элементарного мышления животных в "биологическое русло" принадлежит этологии, которая позволяет более надежно отличать истинно разумные акты от внешне "осмысленных" видоспецифических (инстинктивных) действий.Также, давая характеристику метода наблюдения, необходимо отметить, что при изучении психики животных наблюдение может быть использовано не только как самостоятельный метод (при осуществлении лонгитюдных исследований, направленных на изучение развития психики животного в онтогенезе), но и как компонент процедуры экспериментального исследования (данные наблюдений позволяют проанализировать поведенческий акт и выявить, каким образом животное достигло тех или иных результатов, охарактеризовать сам процесс решения задачи). [11]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вилкок Д. Психогенетика и эволюция поведения // Актуальные проблемы генети-поведенкя. Л., 1975.Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М.; Л., 1949.Воронин Л.Г. Эволюция высшей нервной деятельности. М., 1977.Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., I960.Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970а.Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М., 2000.Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г. Гроголева О. «зоопсихология и сравнительная психология». Словарь основных понятий. Фабри К. Основы зоопсихологии — Москва: изд-во МГУ, 1976. — 464 с.Филиппова, Г.Г.Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!