Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Расследование налоговых преступлений

Тип Курсовая
Предмет Криминалистика

ID (номер) заказа
4030578

500 руб.

Просмотров
980
Размер файла
185.5 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

На сегодняшний день в России в структуре коррупционных проявлений
все большее значение приобретают преступления, связанные с незаконным
расходованием целевых бюджетных средств и дальнейшей их легализацией.
Зачастую такое незаконное и необоснованное расходование целевых
бюджетных средств становится результатом деятельности преступных групп,
состоящих в большинстве своем из определенных должностных лиц.
Доказывание по таким уголовным делам бывает достаточно сложным.
Неуплата налогов в бюджет РФ означает, что бюджет РФ не пополняется.
В результате экономика Российской Федерации несет убытки.
Понятия «налоговые преступления» и «экономические преступления»
тесно взаимосвязаны. В соответствии с нормами уголовного законодательства
Российской Федерации лицо несет ответственность как за налоговые, так и за
экономические преступления. Расследованием экономических и налоговых
преступлений занимаются различные подразделения МВД России.
Экономические преступления расследуются - Отделом по борьбе с
экономическими преступлениями, а налоговые преступления - Отделом по
борьбе с налоговыми преступлениями. Независимо от названия отдела, его
задачи, функции и методы практически одинаковы.
Современное состояние экономической преступности, теневой
экономики, проникновение преступного капитала практически во все сферы
человеческой деятельности делает необходимым изучение этих преступлений и
методов их совершения, а также источников, питающих преступную среду.
Анализ научных публикаций, посвященных проблеме противодействия
налоговой преступности, свидетельствует о том, что к ней обращались ученые
различных отраслей знания.
Основой настоящего исследования послужили научные труды: Р.А.
Алексеева, Б.В. Волженкина, В.М. Егоршина, И.Н. Куксина, В.А. Козлова,
И.Н. Соловьева, О.Г. Шульги и других ученых.

3

Объектом исследования выступает деятельность, направленная на
предупреждение и раскрытие экономических и налоговых преступлений.
Предметом исследования выступает механизм правоприменительной
практики подразделений экономической безопасности и противодействия
коррупции органов внутренних дел в области обеспечения предупреждения и
раскрытия экономических и налоговых преступлений в сфере экономики.
Целью данной работы является изучение особенностей расследования
налоговых преступлений.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить криминалистическую характеристику налоговых преступлений;
-провести анализ методики расследования налоговых преступлений.
Методологической основой дипломной работы является диалектический
метод познания. При проведении исследования использовался также ряд
частнонаучных методов: сравнительно-правовой, формально-юридический,
системно-структурный и другие методы исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

4

1. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений
1.1 Специфика экономических и налоговых преступлений в социально-

бюджетной сфере

Преступления в сфере экономической деятельности - это
предусмотренные нормами главы 22 УК РФ 1 общественно-опасные деяния,
посягающие на определенные экономические отношения в обществе, связанные
с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и
иных благ.
Общественная опасность этих преступлений состоит в нарушении
основных принципов экономической деятельности: принципа законности,
свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции,
добропорядочности субъектов экономической деятельности. Эти принципы
составляют ядро экономических отношений в обществе. Посягая на них,
субъект подрывает эти отношения, причиняет вред государству, обществу,
отдельным гражданам. Поэтому государство берет на себя обязанность
охранять общественные отношения, основанные на этих принципах,
устанавливает уголовную ответственность за посягательство на них.
Характеристики преступлений, совершенных в бюджетной сфере,
позволяют сделать вывод о том, что особый вид преступной деятельности
разработан и эффективно осуществляется в отечественных условиях, подрывая
бюджетную систему России. Это связано с разработкой отдельными лицами,
являющимися руководителями или иными руководителями в федеральных и
региональных органах государственной власти, органах местного
самоуправления, а также в хозяйственных и иных организациях,
инструментария, позволяющего им конвертировать большие суммы
бюджетных средств в свою пользу для корыстных целей. В то же время, эта
преступная деятельность предполагает надлежащую маскировку совершенных

1 Яблоков Н. П., Александров И. В. Криминалистика. В 5 томах. Том 1. История
криминалистики. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред.
Александров И. В., Яблоков Н. П. М: Бакалавр. Специалист. Магистр, Юрайт, 2019. С.45

5

деяний, оказание сопротивления инспекционным и правоохранительным
органам, поскольку личность этих лиц позволяет им успешно решить проблему.
Информация о преступлениях в сфере экономической деятельности
поступает из различных источников. Независимо от их характера, всегда
существует необходимость проверки информации, когда невозможно принять
правильное решение о возбуждении уголовного дела без получения
дополнительных данных.
Сегодня предпринимаются попытки установить частную
криминологическую теорию, когда основное внимание уделяется конкретному
субъекту соответствующего преступного сообщества или конкретной сфере
социальной жизни, затрагиваемой преступлением, в том числе, например,
сфере социальных бюджетов. Однако в обоих случаях объектом изучения
является определенный комплекс преступлений или отдельный факт
преступления. Анализ бюджетных преступлений показывает, что в их составе
преобладают преступления против собственности.
Следует отметить, что структура преступлений против собственности,
типичная для бюджетной сферы, не является однородной. Преобладают такие
преступления, как мошенничество.
Оценивая это, прежде всего, следует отметить наличие в современной
России экономического мошенничества, под которым понимается
преступление, совершенное в отношении предприятий, учреждений,
организаций и иных структур, являющихся или не являющихся юридическими
лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность, либо мошенничество, совершенное в отношении большой
группы лиц в процессе экономической деятельности. Экономическое
мошенничество имеет свои особенности в том, как оно совершается и в каких
сферах оно проявляется. Некоторые криминологи объясняют высокую долю
мошенничества в структуре российской преступности определенными
обстоятельствами. Во-первых, существуют различные способы, с помощью
которых мошенники могут захватить чужое имущество путем обмана или

6

злоупотребления доверием под видом гражданско-правовых форм сделок. Во-
вторых, рост мошенничества связан с дальнейшим развитием рыночного
механизма экономики и периода экономического оборота.
Эта преступная деятельность действительно характерна для бюджетной
сферы, о чем свидетельствует практика контрольно-ревизионной деятельности
Счетной палаты Российской Федерации.
Структура преступлений в бюджетной сфере представлена отдельными
уголовными делами о мошенничестве или злоупотреблении доверием,
повлекшими имущественный ущерб (ст. 165 УК РФ). Следует признать, что
чиновники действуют агрессивно, когда нарушают бюджетную дисциплину,
что проявляется в преднамеренном использовании недостоверной информации
в сфере финансов, кредита и налогообложения для получения бюджетных
средств 2 .
Значительная доля преступлений против собственности, совершаемых в
бюджетной сфере, приходится на такие противоправные деяния, как хищение
(ст. 160 УК РФ). Воровство путем злоупотребления властью широко
распространено в бюджетной сфере, и его незаконность основывается на
нанесении значительного экономического ущерба государству.
Это преступление негативно влияет на сознание и психику граждан, так
как они теряют веру в возможность иной организации экономической и
социальной жизни. За этим противоправным поведением скрываются
некоторые элементы организованной преступности, имеющие непогрешимый
механизм и проверенные методы получения доходов от преступлений,
вовлекающие в свою деятельность тех, от кого зависит их благополучие,
поскольку хищение должностных лиц является основной причиной коррупции.
Криминологи, изучающие это противоправное поведение, признают, что оно
характеризуется высокой латентностью в 80-90% 3 .

2 Эксархопуло А. А. Криминалистика в схемах. Учебное пособие для академического
бакалавриата. М: Юрайт, 2019. С.89
3 Чашин, А. Н. Досудебное производство в уголовном процессе / А.Н. Чашин. - М.: Дело и
сервис, 2018. – С.78

7

Некоторые эксперты отмечают, что в современной ситуации одним из
направлений борьбы с организованной преступностью в сфере бюджетно-
правовых отношений органами ФСБ является разоблачение, предупреждение и
пресечение деятельности по хищению финансовых ресурсов в процессе
формирования и использования средств государственного бюджета.
Значительная часть структуры преступлений, зарегистрированных в
бюджетной сфере, относится к преступлениям против государственной власти,
интересов государственной службы и услуг местных органов власти. Наиболее
типичными преступлениями этой группы, обнаруженными в процессе
независимого финансового контроля, являются преступления, связанные со
злоупотреблением служебным положением (ст. 285 УК РФ) и служебной
халатностью (ст. 293 УК РФ).
Среди проанализированных групп типичные правонарушения в
бюджетной сфере включают также злоупотребление властью по ст. 286 УК РФ.
Как известно, в целях повышения эффективности борьбы с
преступностью в бюджетной сфере законодателем установлена уголовная
ответственность за опасный вид нарушения законодательства о бюджетной
системе Российской Федерации, а именно за нерациональное использование
бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ).
Вышеприведенная информация показывает, что новые общественно-
политические и экономические реалии привели к сдвигу в восприятии
категорий преступлений, находящихся на службе, что подтверждает гипотезу
некоторых криминологов о том, что социально-экономические преобразования
создадут определенные условия для появления новых форм преступлений,
находящихся на службе. Речь идет о том, что злоупотребление наемническим
характером принимает форму нарушения бюджетной дисциплины. То есть
замена административно-командного стиля хозяйствования на внедрение
рыночных отношений привела не к исчезновению явления наемничества, а
лишь к его модификации. Преступления против интересов коммерческих или
иных организационных служб составляют определенный процент в структуре

8

преступлений, зарегистрированных в бюджетной сфере. Типичным
преступлением является злоупотребление властью со стороны лиц,
выполняющих управленческие функции в предпринимательской или иной
организации, предусмотренное статьей 201 Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Таким образом, спецификой экономических преступлений являются
противоправные действия которые:
-совершаются преимущественно в процессе профессиональной
деятельности,
- связаны с использованием служебных полномочий, знаний
особенностей отрасли и конкретного производства, с активным
задействованием различных правовых механизмов и средств. 4
В настоящее время самым важным для российской экономики является
эффективное распределение и использование бюджетных средств. В
современных условиях наблюдается негативная тенденция к совершению
противоправных действий в сфере бюджетного финансирования.
Их особенность заключается в том, что именно чиновники нарушают
бюджетную дисциплину. Отдельные лица, занимающие руководящие
должности, разработали методы, позволяющие им использовать большой объем
бюджетных средств на собственные наемные цели. В то же время, эта
преступная деятельность предполагает надлежащее сокрытие деяния и
активное противодействие правоохранительным органам. В целях борьбы с
экономическими преступлениями, совершаемыми в сфере бюджетного
финансирования, Отдел экономической безопасности и борьбы с коррупцией
МВД России принимает меры по обеспечению ведомственного контроля за
распределением и целевым использованием бюджетных средств 5 .

4 Тюнис И.О. Криминалистика. Учебное пособие. М: Проспект, 2020. С.78
5 Тюнис И. О. Криминалистика. Учебное пособие. М: Издательский дом Университета
"Синергия", 2018. С.73

9

Для выполнения этих задач эти подразделения организуют рабочее
взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими
органами, действующими на территориях регионов.
Анализ совершенных преступлений показывает, что в настоящее время
преобладает хищение с использованием служебного положения, незаконный
характер которого влечет за собой значительные экономические потери для
государства, а также злоупотребление и превышение полномочий. Жилищно-
коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, а также оказание
социальной помощи населению по-прежнему являются районами, где наиболее
высока вероятность совершения преступлений.
Кроме того, все чаще граждане представляют заведомо ложную
информацию о размере полученных доходов в документах, подаваемых в
службы социальной защиты, и включают ее в расчет и выплату мер социальной
поддержки. Кроме того, был выявлен факт подачи в департаменты
Пенсионного фонда РФ заявлений с заведомо ложными сведениями для
получения средств на репродуктивный (семейный) капитал.
1. 2 Организация работы ОРД ОВД по выявлению и раскрытию
экономических и налоговых преступлений в социально-бюджетной

сфере

Контроль за распределением и расходованием бюджетных денежных
средств является важнейшей задачей подразделений ОРД ОВД России для
поддержания стабильности экономического развития страны.
При выявлении фактов налогового или экономического преступления
сотрудники подразделений осуществляют оперативно-розыскную деятельность
в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной
деятельности».
При проведении оперативно-розыскных мероприятий персонал
осуществляет следующие следственные действия: дознание, опрос, сбор
образцов для сравнительной экспертизы, проведение тестовых закупок, осмотр

10

объектов и документов, наблюдение, идентификация лиц, осмотр помещений,
зданий, сооружений, площадей и транспортных средств и др.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники отдела
по борьбе с налоговыми преступлениями и отдела по борьбе с экономической
преступностью должны руководствоваться принципами законности, уважения
и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также сочетать методы и
средства конспираторского, открытого и закулисного характера.
Деятельность следственных органов внутренних дел по расследованию
экономических преступлений включает в себя.:
- проверку информации о преступлении в сфере экономической
деятельности;
- возбуждение (отказ в возбуждении) дела о преступлениях в сфере
экономической деятельности;
- расследование и раскрытие преступления (в т.ч. изучение документов,
проведение документальных проверок и ревизий, проведение обыска и выемки,
допроса, др. следственных действий).
Проверка информации о преступлениях в сфере экономической
деятельности характеризуется тем, что основное внимание инспектора
сосредоточено на изучении полученного материала. Этими актами могут быть
аудиты, документальные и другие проверки, специальные расследования,
аудиторские заключения и т.д. При их изучении сначала необходимо выяснить,
имеются ли признаки преступлений, достаточные для возбуждения уголовного
дела 6 .
В законе об аудите, служебном расследовании и других материалах,
полученных от регулятора, как правило, не говорится о субъективной части
преступления, его характеристиках, поскольку их выявление не входит в сферу
ответственности регулятора, следственного органа. Однако эти материалы
могут также дать много ценной информации о внутренней стороне поведения
6 Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном
процессе : монография / Е. Р. Российская. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма : ИНФРА-М,
2018. С. 89

11

злоумышленника. В частности, признаки субъективной стороны могут быть
определены способом совершения преступления, характером поведения на
момент проведения проверки и других верификаций, образом жизни,
профессиональными качествами и т.д., и эта информация может быть получена
путем анализа представленных материалов.
Если рассматриваемый материал не содержит достаточных фактических
данных для возбуждения уголовного дела, проверку следует продолжить путем
сбора дополнительной информации. В таких случаях оперативно-следственные
органы могут оказать ценную помощь.
Рекомендуется использовать возможности этих учреждений для решения
других задач, возникающих при первичной проверке информации. Одно из них
- задокументировать факты нарушения виновным.
Практика показала, что передача контрольно-ревизионных или иных
проверочных материалов правоохранительным органам всегда приводит к
росту активности преступников, выступающих против проведения
расследования. Они могут также принимать меры по сокрытию документов,
вещественных доказательств, их уничтожению и т.д. Таким образом, в этот
период прослушивание телефонных переговоров, хищение информации с
каналов технической связи, наблюдение и другие следственные действия могут
дать очень ценную информацию о преступлении, о лицах, причастных к нему, и
других обстоятельствах, имеющих отношение к предмету предварительного
следствия, что имеет важное значение для возбуждения уголовного дела и
последующего расследования.
Помимо документирования, к выяснению способа совершения
преступления, изучению личности подозреваемого, его взаимоотношений,
образа жизни и других обстоятельств, имеющих отношение к уголовному делу
и последующему расследованию, могут привлекаться следственные органы.
Основаниями для уголовного преследования за преступления в сфере
экономической деятельности могут быть также заявления граждан, сообщения
в средствах массовой информации и т.д. В большинстве случаев эта

12

информация также подлежит предварительной проверке, характер которой
зависит от того, содержат ли эти заявления и сообщения конкретные факты,
указывающие на совершение преступления, или же они говорят в общих чертах
о преступлениях, которые готовятся или совершаются определенными лицами.
В рамках общего плана проверочной деятельности в этом случае могут
быть использованы следующие известные методы проверки:
- Изучение условий и структуры деятельности той организации, в которой
работают предполагаемые участники преступления, ознакомление с кругом их
должностных обязанностей, полномочий;
- Истребование и изучение различных документов для ознакомления с
порядком их составления и прохождения через различные инстанции,
состоянием учета и контроля в данной организации;
- Изучение хранящихся в ОВД отказных материалов, прекращенных
уголовных дел, обращение к данным криминалистических учетов, а также к
материалам, хранящимся в архивах судов;
- Проведение по предложению следователя проверок финансово-
хозяйственной деятельности организации;
- Получение консультаций у специалистов (бухгалтеров, товароведов и
т.д.);
- Получение объяснений у должностных лиц и граждан;
- Использование оперативных возможностей.
- Первоначальный и последующий этапы расследования. 7
С момента возбуждения уголовного дела начинается следующий этап
оперативно-розыскной деятельности - раскрытие и расследование
преступления. Следует отметить, что выявление и расследование
экономической преступной деятельности - это очень сложная и многогранная
задача, требующая многогранных знаний, обширного профессионального и
жизненного опыта, хорошей организации и квалификации оперативного

7 Александров И. В. Криминалистика. Практикум. Учебное пособие для бакалавриата и
магистратуры. М: Юрайт, 2017. С.158

13

персонала и следователей. Эффективность расследования таких преступлений
зависит также от того, насколько хорошо деятельность следователей и тех, кто
с ними сотрудничает, адаптирована к особенностям преступления и новым
обстоятельствам расследования. Поэтому важнейшим условием успешного
расследования таких преступлений является хорошее планирование досудебной
работы.
Планирование - это методика и метод определения наиболее оптимальной
организации деятельности объекта расследования, следователей и следователей
в конкретной следственной ситуации. Важность планирования следственных
операций диктует то, что оно обеспечивает:
- быстрое, полное и объективное решение задач расследования;
- оптимальное взаимодействие субъектов расследования;
- эффективность расследования (достижение максимальных результатов
при минимальных затратах сил, времени и средств).
Планирование расследований основано на законе, науке и фактах.
Планирование исследований проходит через ряд этапов
(взаимосвязанных элементов) в процессе разработки. Элементы (этапы) этого
планирования.
- Изучение предварительных данных (ситуации расследования) и
определение направления планируемого расследования.
- Предлагаю следственную версию.
- Деривация следственного варианта (определение дела, которое должно
быть определено, исходя из обстоятельств расследуемых событий и следовой
модели).
- Определение перечня и последовательности следственных и
оперативно-розыскных мероприятий.
- Определение исполнителя и времени исполнения.
Регулярной особенностью расследования уголовных дел в сфере
экономической деятельности является широкое использование документов как
источника информации о преступлениях. Это связано, прежде всего, с особым

14

характером экономических преступлений. Как упоминалось выше, они
осуществляются под видом законной предпринимательской или хозяйственной
деятельности, под видом различных операций и сделок. И поскольку многие из
них задокументированы, преступления, совершенные такими средствами, также
задокументированы. Таким образом, документы, использованные при
расследовании данного вида дел, являются основным источником информации
о преступлении.
Изучение документов позволяет определить способ совершения
преступления, преступника, мотив и цель преступления, характер и размер
ущерба, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и т.д. 8
Практика показала, что документы, как правило, изучаются экспертами в
ходе аудиторских, инвентаризационных, аудиторских, судебных
(почерковедческих, уголовнотехнических, бухгалтерских и т.д.) экспертиз и т.п.
Однако сам следователь должен обладать достаточными знаниями о
рассматриваемых документах, знать, для чего они используются, где они могут
находиться, в каких организациях, учреждениях и т.д., каким образом их
получают, как их отбирают и систематизируют, какие методы и средства
используются для их изучения и проверки и т.д.
Таким образом, канцелярская работа следователей является одним из
важнейших направлений в расследовании преступной деятельности. Это
направление работы имеет свои задачи, свои принципы, методы, средства и
приемы деятельности.
В частности, при работе с документами в таких случаях необходимо
учитывать основные принципы криминологии, такие как: оперативность;
эффективность; полнота сбора документов; совмещение параллелизма и
последовательности в изучении документов; исключение возможности изъятия
и уничтожения документов заинтересованными лицами; привлечение к
обработке документов знающих лиц (экспертов, ученых); широкое

8 Смирнов А. В. Уголовный процесс : учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский ; под общ.
ред. А. В. Смирнова. — 7-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. С.89

15

использование современных технологий и средств судебной медицины,
научных методов, классификации и аппарата методы обработки информации,
содержащейся в документах; получение из документов подробной информации,
имеющей отношение к расследованию, и ее эффективное проведение. Для
выяснения обстоятельств расследуемых событий можно изучить как отдельные
документы, так и несколько (групп) документов, отражающих одни и те же или
взаимосвязанные операции (сделки).
Необходимость проведения проверки может возникнуть как в ходе
расследования преступления, так и на стадии возбуждения уголовного дела. В
таких случаях с помощью аудиторской проверки проверяется информация о
преступлении с целью принятия решения о возбуждении уголовного дела.
При совершении преступлений в сфере экономической деятельности
производится обыск и досмотр места жительства и работы подозреваемого, а
также членов его семьи, близких родственников и друзей.
Личный обыск обычно сопровождается арестом подозреваемого. Целью
обыска является поиск документов и вещественных доказательств в одежде и
личных вещах обыскиваемого, а также доказательств преступлений и других
правонарушений. Планируя задержание и обыск задержанного, следователь
должен предписать меры по недопущению того, чтобы преступники могли
выбросить инкриминирующие им улики или применить оружие против членов
следственно-оперативной группы 9 .
Эффективность поиска во многом обеспечивается его внезапностью.
Поэтому общим правилом расследования экономических преступлений должно
быть то, что обыски проводятся в течение первых нескольких дней, а иногда и
часов после возбуждения уголовного дела.
Поиск должен быть сосредоточен на обнаружении документов. Лучше
всего изымать документы, имеющие отношение к работе подозреваемого, даже
если на момент проведения обыска следователь не знает, какое значение они
9 Александров И. В. Криминалистика. Тактика и методика. Задачник. Учебное пособие. М:
Юрайт, 2017. С.89

16

имеют для дела. Должны быть изъяты как официальные, так и неофициальные
документы, такие как ноутбуки, ноутбуки и т.д.
В процессе изъятия должны быть изъяты документы, имеющие
отношение к уголовному делу. Планируя изъятие, следует отметить, что
документы часто изымаются в нескольких экземплярах. Поэтому, если по
стратегическим причинам нецелесообразно получать документы в организации,
где было совершено преступление, соответствующие документы могут быть
изъяты в других организациях и учреждениях. Например, копия конкретного
контракта может быть получена от организации, которая является другой
стороной сделки. Документы, выданные организацией на готовую продукцию
(третий экземпляр накладной и первый экземпляр счета-фактуры), могут быть
изъяты у получателя (покупателя) данной продукции.
Особенности допроса подозреваемого (подсудимого) по конкретной
категории уголовных дел обусловлены, прежде всего, особенностями и
масштабами преступной деятельности этого лица, его должностным
положением, уровнем профессиональной подготовки, особенностями
занимаемой должности по отношению к предъявленному ему обвинению.
Особенно важно отметить, что подозреваемые (подсудимые) в этом виде
преступлений редко признают свою вину. Иногда они подтверждают факт
причинения материального ущерба, выражают готовность выплатить
компенсацию (хотя по этой причине у них нет или просто нет требуемого
имущества по известным причинам), но всегда отрицают умышленный
характер нанесенного ущерба.
Основным методом получения правдивых свидетельских показаний в
данном виде преступлений является предъявление доказательств, в основном
документальных. В случае каких-либо изменений, например, дополнений или
исправлений, необходимо предварительно провести судебно-медицинскую
экспертизу. Результаты телефонного наблюдения, а также другие
доказательства могут также использоваться в ходе допросов.

17

Оперативное сопровождение по уголовным делам о нарушении
налогового законодательства Российской Федерации осуществляется
сотрудниками подразделений экономической безопасности, осуществляющих
предварительное расследование (оперативно-розыскные мероприятия, до
подачи уголовных дел).
По окончании предварительного следствия уголовное дело направляется
в суд, а затем оправдывается или осуждается (в 95-97% случаев). 10
Важно отметить, что в уголовных делах, связанных с уклонением от
уплаты налогов, суды, как правило, не выносят приговоров к лишению
свободы. Фактическое лишение свободы может быть назначено, если виновный
имеет судимость за предыдущее преступление или если приговор является
суммарным (совершение двух и более преступлений, таких как уклонение от
уплаты налогов и мошенничество). Обычно в качестве наказания назначается
штраф или условное наказание. Помимо штрафов, назначенных в качестве
наказания за уголовные преступления (например, от 200 до 500 тыс. рублей по
части 2 статьи 199 УК РФ), с налогоплательщиков взыскиваются неуплаченные
налоги, штрафы и пени в пользу государства. Следует также отметить, что
меры пресечения в виде заключения под стражу на практике не применяются
при предварительном расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты
налогов. Следователи, как правило, ограничиваются письменным
обязательством не покидать место происшествия и вести себя надлежащим
образом. Это означает, что в случае возбуждения против Вас возможного
уголовного дела об уклонении от уплаты налогов, вероятность помещения в
следственный изолятор во время расследования уголовного дела практически
равна нулю, при условии соблюдения определенных правил. Например, вы не
можете дать следователю даже формальный повод для изменения меры
пресечения, т.е. вы не должны покидать свое постоянное или временное место
жительства или вмешиваться в уголовный процесс без разрешения следователя.

10 Скобелин С. Ю. Криминалистика. Учебник. Часть 1. М: Проспект, 2021. С.158

18

На практике существуют организации, которые привлекают внимание
различных служб экономической безопасности при выявлении и раскрытии
налоговых преступлений. Зачастую это является результатом сложных
программ оптимизации налогообложения, в которых цепочки создаются с
участием множества контрагентов и взаимодействием со значительным
количеством так называемых проблемных контрагентов с различными
географическими привязками. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия
могут проводиться подразделениями экономической безопасности всех уровней
и, как правило, вышестоящими органами внутренних дел для проверки
сведений, содержащихся по факту уклонения от уплаты налогов в особо
крупных размерах (ч. 2 ст. 199 УК РФ).
Учитывая, что уголовная ответственность может быть возложена только
за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах (более 2 млн.
рублей), Служба экономической безопасности в первую очередь проводит
оперативно-розыскные мероприятия, направленные на документальное
оформление налоговых правонарушений в отношении компаний с оборотом в
десятки миллионов рублей.
В связи с этим, по ст. 199 УК РФ в отношении организаций,
применяющих упрощенную систему налогообложения, уголовное дело
практически не возбуждается. Здесь следует отметить, что использование
упрощенной системы налогообложения не дает 100% гарантии от проблем с
правоохранительными органами.
Различные схемы уклонения от уплаты налогов возникают тогда, когда
экономически активная организация допускает использование упрощенной
системы налогообложения, когда ее налоговые отчеты показывают
незначительный доход.
Например, использование фиктивных комиссионных контрактов, когда
организация выступает комиссионером по сделкам купли-продажи товаров,
якобы принадлежащих другой организации (исполнителю). В этом случае
комиссионер взимает только минимальную комиссионную плату. В этой схеме

19

минимальный доход позволяет организации использовать упрощенную систему
налогообложения.
Когда в ходе проверки в полицию поступают данные, подтверждающие
фиктивный характер договора комиссии, использование упрощенной системы
налогообложения считается незаконным, а налог исчисляется по традиционной
системе налогообложения. Неуплата налога может быть также отнесена на счет
руководителя организации, применяющей упрощенную систему
налогообложения, при наличии документально подтвержденных доказательств
того, что часть хозяйственной деятельности осуществляется от имени
«проблемной» организации. По вышеуказанной схеме наименьшая сумма
хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной
платы, налогов и т.д.) осуществляется от имени головной организации,
применяющей упрощенную систему налогообложения. Основные суммы
хозяйственных операций осуществляются от имени «проблемных»
организаций, деятельность которых не подлежит налогообложению.
На практике это может создать серьезные проблемы для
контролирующих органов, так как правоохранительные и налоговые органы
накопили значительный опыт в выявлении и доказывании таких схем
уклонения от уплаты налогов 11
Помимо борьбы с налоговыми преступлениями подразделения
экономической безопасности также проводят оперативно-розыскные
мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение, выявление и
раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности,
предусмотренных разделом VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

11 Книга следователя / Ассоц.юр.центр; под ред. К.Ф. Амирова, С.Н. Аммосова, Н.А.
Даниловой – Санкт – Петербург: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2017, С. –
441 – 445.

20

2. Анализ методики расследования налоговых преступлений
2.1 Первоначальный этап расследований налоговых преступлений

Особенность налоговых преступлений состоит в том, что они могут быть
раскрыты только в ходе налоговых проверок, инспекций и аудиторских
проверок. В то же время типично, что факт совершения этих преступлений
часто обнаруживается не сразу, а только спустя некоторое время ---- месяцев,
иногда даже лет. Это определяет необходимость оптимизации способов
выявления налоговых преступлений, где анализ налогового и бухгалтерского
учета становится одним из основных способов.
Обычно основанием для возбуждения уголовного дела являются
сообщения контрольных органов ФНС России о нарушениях налогового
законодательства. К отчету обычно прилагается акт налоговой проверки,
возражение налогоплательщика на акт, копия решения по акту, принятого
администрацией ФНС России, документы, содержащие сведения о том, каким
образом и когда налогоплательщик подавал декларацию о доходах, копия
декларации с сопроводительными документами и расчетами, описание фактов
налогового нарушения за какой отчетный период и по какому виду налога.
Акты налоговой проверки, как правило, сопровождаются различными
декларациями, протоколами допроса свидетелей, проверки производственных
объектов и другими материалами, подтверждающими налоговые нарушения,
описанные в акте.
Исходные данные по налоговым преступлениям могут быть получены
путем проведения открытых или тайных оперативных следственных
мероприятий. Как правило, источником такой информации являются
материалы оперативных проверок. Отчеты, составленные по их материалам,
направляются в отдел налоговой инспекции для проверки и формирования
соответствующих актов.

21

Иногда данные по налоговым актам поступают из правоохранительных
органов, где в ходе уголовного расследования выявляются факты таких
преступлений.
В последнее время при раскрытии налоговых преступлений активно
используется база данных о фактах и лицах, причастных к уклонению от
уплаты налогов в особо крупных размерах. База данных (АИС «Налог») была
создана в Министерстве по налогам и сборам (ныне Федеральная налоговая
администрация). Кроме того, используются созданные правоохранительными
органами базы данных о методах совершения налоговых преступлений в
различных отраслях экономики, о привлеченных лицах и предприятиях, на
которых были совершены преступления. Признаки налоговых преступлений
могут быть очевидными и четкими, но не выделяться в более широком
контексте деятельности налогоплательщика.
Очевидными типичными признаками налоговых преступлений являются:
отсутствие надлежащих регистрационных документов в компетентных органах;
несоответствие юридического адреса; отсутствие декларирования доходов при
наличии налогового обязательства; неучет доходов и текущей хозяйственной
деятельности; полное несоответствие фактической хозяйственной деятельности
их документальному отражению; несогласованность учета основных учетных и
отчетных документов; наличие у налогоплательщика личных документов 12 .
Среди подразумеваемых признаков можно назвать: нарушение порядка
ведения бухгалтерского учета, отчетности, кассовых операций, списаний
товарно-материальных ценностей, документооборота, технической дисциплины
и т.д.; регистрацию нескольких счетов в разных банках, не зарегистрированных
в налоговых органах; наличие информации о большой сумме доходов субъекта
без его официальных источников и т.д. Характерно, что налогоплательщики -
физические лица - склонны скрывать доходы, полученные по
незарегистрированным гражданско-правовым договорам (аренда домов и вилл),

12 Белоносов, В. О. Российский уголовный процесс / В.О. Белоносов, И.В. Чернышева. - М.:
Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. – с.415

22

не уплачивая налоги, занижая сумму сделок купли-продажи или в качестве
подарков.
Для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, уклонение от уплаты налогов характеризуется
отсутствием лицензий и регистрации, искажением данных о доходах и расходах
в декларациях различными способами.
Типичная для начального этапа расследования преступной группы,
рассматриваемого для определения предварительных данных, основная
информация характеризуется относительной определенностью, независимо от
ее источника. Обычно они содержат данные о фактах правонарушения,
времени, месте совершения, способе совершения, механизме совершения,
некоторых следах, предмете совершения операции и т.д.

2.2 Типивые следственные ситуации первоначального этапа

расследования налоговых преступлений

Типичное расследование на начальном этапе определяется первичным
источником информации. Обычно эта информация поступает оттуда.
- налоговая инспекция самостоятельно или совместно с органом,
проводящим расследование, выявляет факт налогового преступления.
- правоохранительный орган, который раскрыл факт этого преступления
при расследовании других дел.
Иногда расследование начинается после проведения оперативно-
розыскных мероприятий, в ходе которых выявляется факт уклонения от уплаты
налогов, подтвержденный документальной проверкой.
В обоих этих типичных случаях первичная информация основывается на
документальных данных. В первом случае они представляются в виде акта
налоговой проверки и приложенных к нему обязательных документов, во
втором случае ---- проверяет основные материалы, проводя налоговую
проверку и прилагая к ней документы.

23

Документальный акт налогового аудита является самым важным при
принятии решения о возбуждении уголовного дела или нет. Документ является
общим источником информации о преступлении, основным доказательством,
раскрывающим объективные аспекты преступления, документирующим
механизм его совершения. Без него невозможно сделать правильный вывод о
существовании преступления и возможности возбуждения уголовного дела.
Предварительное расследование имеет определенные характеристики.
Прежде всего, необходимо изучить, проанализировать и приложить к
материалам уголовного дела нормативные документы, которые регулируют
порядок налогообложения и инкриминируют уклонение от уплаты налогов;
правовые документы, которые регулируют вопросы хозяйственной и
экономической деятельности налогоплательщика, и документы, регулирующие
статус последнего.
Затем последовательно осуществляются 13 :
- анализ акта документальной налоговой проверки;
- исследование документов, подтверждающих выводы проверки;
- получение и анализ показаний лиц, проводивших проверку;
- получение и анализ показаний проверяемых лиц по результатам
проверки;
- проверка пояснений
- проверяющих и проверяемых;
- установление факта преступления;
- определение размеров преступления;
- установление умысла на совершение преступления;
- обеспечение возмещения ущерба.
Для возбуждения уголовного дела, как правило, достаточно иметь
необходимую информацию о предмете преступления - налогоплательщике,

13 Лавров В. П., Шалимов А. Н., Романов В. И. и др.. Криминалистика. Конспект лекций. –
М.: Проспект., 2020. С.58

24

времени, месте, способе уклонения от уплаты налогов (сбора) и данные о
крупных или особо крупных суммах неуплаченных налогов.
В типичной следственной ситуации к комплексным актам
предварительного следствия обычно относятся: осмотр документов,
приложенных к акту налоговой проверки, изъятие и изучение дополнительных
документов, осмотр помещения, обыск, допрос налогоплательщиков и
свидетелей.
Самое главное - критический анализ оригиналов документов для
прояснения дела. Все представленные документы подлежат анализу. Важно
знать, подтверждаются ли выводы из акта налоговой проверки данными,
содержащимися в документах, прилагаемых к этому акту. Если нет,
необходимо запланировать второй или дополнительный просмотр документов.
В ходе проверки и расследования налоговых преступлений всегда
необходимо определить
- Является ли лицо налогоплательщиком, которому приписывается
уклонение от уплаты налогов (если есть обстоятельства, исключающие статус
налогоплательщика этого лица, то фиктивность должна быть доказана).
- От каких налогов (сборов) уклонялись, за какой период времени, и
сколько уклонялись?
- Как было осуществлено уклонение?
- Как налогоплательщик относился к незаконному занижению налогов
(было ли намерение совершить налоговое преступление и знал ли
налогоплательщик о налоговой ситуации).
- Смягчающие и отягчающие обстоятельства.
При расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты
налогов юридическими лицами, необходимо также устанавливать
- который отвечал за ведение бухгалтерского и налогового учета в
период, когда имел место уклонение от уплаты налогов; - этот человек, а также
руководитель и главный бухгалтер фактически участвовали в формировании
бухгалтерской и налоговой отчетности 14 .

25

Эти уголовные расследования характеризуются необходимостью
установления прямого умысла налогоплательщика. Необходимо доказать не
только то, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, знало о
требованиях налогового законодательства и правил бухгалтерского учета и
намеренно их нарушало, но и то, что искажение налогоплательщиком
налоговой и бухгалтерской документации было преднамеренным. Необходимо
также доказать, что преступник не был введен в заблуждение.
Кроме того, проводится тщательная проверка доводов и возражений
налогоплательщика. Установлена правильность исчисления налога (сбора) и
его уплаты. Каждый аргумент или возражение должны быть подтверждены или
опровергнуты документацией.
Расследования часто связаны с арбитражем или рассмотрением
налоговых споров в федеральных гражданских судах. Кроме того, в уголовных
и арбитражных делах часто встречаются такие же обстоятельства, которые
отражены в законе о налоговой проверке. Расследования по этим делам
затягиваются в ожидании соответствующих решений гражданского суда и
осложняются заявлениями правонарушителя и его адвоката о новых
обстоятельствах, связанных с делом.
Во многих случаях расследование налоговых правонарушений
осложняется множественностью и завуалированным характером преступной
деятельности; желанием лиц, привлеченных к ответственности, различными
способами влиять на исход дела, уничтожая или искажая документы;
необходимостью внесения изменений в документы, проверки и различные
экспертизы.
Вышеперечисленные особенности в совокупности определяют специфику
расследования этих преступлений и формируют основные направления и
задачи этой деятельности.

14 Багмет А. М., Антонов О. Ю., Бычков В. В. Криминалистика. Учебник. В 3-х частях.
Часть 2. Криминалистическая тактика. М: Проспект, 2020. С.158

26

В ходе расследования необходимо решить задачи в предметах
доказывания, определить все обстоятельства субъекта и наличие у него
заговора с целью совершения преступления, определить, в каких конкретных
бухгалтерских, финансовых и налоговых документах отражено преступление,
подтвердить или исключить наличие других экономических преступлений, как
правило, связанных с налогообложением, в действиях лица, несущего
ответственность 15 .
Эффективность решения задач расследования налоговых преступлений во
многом обеспечивается последовательным проведением комплекса
следственных и оперативно-разыскных действий, который включает в себя:
- допрос всех лиц, проводивших документальную налоговую проверку и
составивших акт налоговой проверки, о порядке, условиях, методах и
результатах ее проведения;
- выемку, осмотр и приобщение к материалам уголовного дела
регистрационных документов налогоплательщика, его лицевого счёта,
налоговых деклараций и отчётов с прилагаемыми к ним документами,
материалов предыдущих налоговых проверок, заявлений и писем
налогоплательщика по вопросам, связанным с его налогообложением (об
отсрочке платежей, реструктуризации налоговых задолженностей, зачетах
налоговых обязательств, справок об отсутствии хозяйственной деятельности
или имущества);
-допрос налогового инспектора, принимавшего и проверявшего
налоговую декларацию или отчет налогоплательщика, а также инспектора,
проводившего камеральную невыездную проверку этих документов;
- допрос начальника отдела контроля налогообложения юридических или
физических лиц инспекции ФНС России о порядке налогообложения данного
налогоплательщика;

15 Белоносов, В. О. Российский уголовный процесс / В.О. Белоносов, И.В. Чернышева. - М.:
Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. – с.145.

27

- обыск (выемка), осмотр и приобщение к материалам уголовного дела
документов, относящихся к учетной политике, распределению должностных
обязанностей, налоговому нарушению, искажению бухгалтерской и налоговой
отчетности (приказов, распоряжений, инструкций по бухгалтерскому и
налоговому учету в организации, первичных документов этого учета,
документов аналитического и синтетического учетов, справок бухгалтерии о
доходах налогоплательщика, платежных поручений с отметками банка о
перечислении налогов, платежных ведомостей или расходных кассовых
ордеров на выдачу заработной платы и т.д.);
- допрос главного (старшего) бухгалтера, бухгалтера расчетной и
материальной группы и кассира организации-налогоплательщика о порядке
начисления и уплаты налогов, состоянии налоговой дисциплины, финансовой и
хозяйственной деятельности;
-допрос сослуживцев руководителя организации-налогоплательщика о
хозяйственной и финансовой деятельности, доходах и расходах организации,
состоянии бухгалтерской и финансовой дисциплины;
- выемки у налогоплательщика документов, относящихся к финансово-
хозяйственной деятельности, доходам и расходам;
-допрос родственников, знакомых, соседей о служебной деятельности,
доходах и расходах налогоплательщика;
- наложение ареста на имущество налогоплательщика в целях
последующего обеспечения гражданского иска;
- выемка, осмотр и приобщение к делу документов, подтверждающих
объяснения налогоплательщика, которые он требует приобщить
дополнительно, и осуществление тех же операций в отношении документов
лиц, с которыми он осуществлял хозяйственные операции или финансовые
расчеты;
- назначение экономических, технологических, технико-
криминалистических, товароведческих, пищевых и иных экспертиз;

28

Справка о недвижимости налогоплательщика с унитарных предприятий
Государственной технической инвентаризации и реестра; справка в ГИБДД о
наличии транспортных средств; справка в банке о наличии депозитов и
конфискация всего такого имущества.
- запросы о семейных особенностях налогоплательщика и информации о
его судимости.
- Прилагаются к материалам уголовного дела нормы, определяющие
правовой статус налогоплательщика, порядок исчисления и уплаты каждого
вида налогов (нарушения которых отнесены к компетенции
налогоплательщика), документы о финансово-хозяйственном укладе
деятельности, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Такая система и последовательность действий является наиболее
эффективной и оптимальной при решении всех следственных задач и
определении обстоятельств, включенных в совокупность доказательств по делу.
Кроме того, результаты, полученные в одной следственной операции, во
многом определяют создание следующей. С учетом особенностей исходной
информации и информации, полученной после проведения следственной
операции, последовательность может быть изменена. Таким образом, если
следственная ситуация часто меняется, то вся система процессуальных
действий и оперативно-розыскных мероприятий меняет свою внутреннюю
структуру. Например, сначала может быть назначена судебно-медицинская
экспертиза, а затем - обыск и допрос коллег преступника 16 .
Тактические операции могут также проводиться в рамках этой
следственной системы. К типичным операциям относятся: «Обыск и
предварительное изучение документов», «Определение умысла налогового
правонарушения», «Обеспечение возмещения материального ущерба». Первая
названная операция охватывает весь комплекс оперативно-розыскных
мероприятий по выявлению и установлению документов, необходимых для

16 Лавров В. П., Шалимов А. Н., Романов В. И. и др.. Криминалистика. Конспект лекций. –
М.: Проспект., 2020. С.159

29

обоснования фактов налогового преступления и обеспечения их сохранности, а
также других следов преступления, которые изымаются и исследуются
специалистами. Вторая тактическая операция включает в себя идентификацию
документов и лиц, указывающих на заинтересованность виновного в уклонении
от уплаты налогов, его неоднократные нарушения налоговых правил, действия
с финансовыми возможностями в своевременном выполнении налоговых
обязательств, проверку и экспертизу этих документов. Третья операция
включает в себя оперативное разъяснение всех доходов и расходов
налогоплательщика, определение наличия его имущества, его
местонахождения, оценку его стоимости и наложение ареста, обеспечение
реализации для возмещения ущерба, причиненного государству, а также опрос
лиц, которые могут подтвердить право собственности на имущество
налогоплательщика.
Несовершенство налогового законодательства и неэффективность
органов налогового контроля предоставляют широкие возможности
непокорным налогоплательщикам находить всевозможные кривотолки для
совершения налоговых преступлений. Множество нормативных актов иногда
вводят в заблуждение простого налогоплательщика, а совершение
преступлений иногда невинно. Неразумные налоговые полномочия,
предоставленные регионам, часто приводят к произволу. Бремя
налогообложения реального сектора экономики слишком велико. Это угнетает
производителей, которые в целом могут работать без убытков и без налогового
учета только при условии, что они скрывают свой доход. Но разнообразие
налогов в стране ни в коем случае не является самой серьезной причиной для
неплательщиков, которые пользуются ситуацией, когда экономические
отношения развиваются гораздо быстрее, чем законные причины.
Масштабы налоговых преступлений намного превышают число
уголовных дел, которые могут доходить до суда.

30

Сумма всех этих проблем создает необходимость изучения и изучения
налоговых преступлений как вида преступления и налоговых преступлений в
целом как негативного социального явления.

31
Заключение

В современных условиях фиксируется негативная тенденция совершения
противоправных деяний в бюджетной сфере. Их специфика заключается в том,
что нарушения бюджетной дисциплины совершают должностные лица. В то же
время, внешняя форма этих нарушений может проявляться в различных
преступлениях: должностных преступлениях, налоговых преступлениях,
других нарушениях в сфере экономической деятельности. Оценивая
содержание вышеизложенных взглядов, следует понимать, что на самом деле
существует попытка создания частной криминологической теории, когда
объектом внимания является особый субъект соответствующей группы
преступлений (должностное лицо); или конкретная сфера общественной жизни,
криминально затронутая, в том числе и область социальных бюджетов среди
них и т.д. Однако в обоих случаях объектом изучения является определенная
группа преступлений или один уголовный факт. Описывая новую ситуацию в
борьбе с преступностью в экономической сфере, следует отметить, что она
превратилась в организованную преступность, обладающую всеми
необходимыми характеристиками традиционной организованной преступности.
В рамках Национальной стратегии экономической безопасности
разработана национальная политика расширения сотрудничества с
международными экономическими и финансовыми учреждениями.
Надлежащее сотрудничество между правоохранительными и
регулирующими органами позволяет подразделениям сосредоточиться на
следующих вопросах.
- Обеспечение наиболее полной компенсации убытков государству,
причиненных сокрытием или занижением объекта налогообложения.
- Принятие превентивных мер в отношении юридических и физических
лиц, являющихся должниками крупных сумм налогов и других обязательных
платежей.
- Дальнейшее усиление ограничений для налогоплательщиков.
- Информирование населения о налогообложении.

32

- Деятельность по расследованию и уголовному преследованию
направлена на выявление, предупреждение и пресечение организованных форм
налоговых преступлений в отраслях экономики с наиболее высоким уровнем
преступности, а также против легализации (отмывания) средств, полученных
преступным путем.
Вышеприведенные данные показывают, что в новых социально-
политических и экономических реалиях категории рассматриваемых
преступлений изменились, что подтверждает гипотезу некоторых
криминологов о том, что социально-экономические преобразования создадут
определенные условия для появления новых форм «белой воротнички»
преступности. Речь идет о том, что злоупотребления наемнического характера
принимают форму нарушений бюджетной дисциплины. То есть замена
административно-командного стиля управления экономикой на введение
рыночных отношений привела не к исчезновению наемнических
злоупотреблений, а лишь к их модификации. Налоговое преступление является
одним из наиболее опасных преступлений, поскольку наносит ущерб
экономическим интересам государства и общества в целом, соответственно,
создавая экономические трудности для граждан в рамках бюджета и для тех,
кто получает социальные выплаты из государственных внебюджетных фондов.
Поэтому необходимо уточнить ответственность за эти преступления,
разработать эффективные методы их раскрытия, обеспечить материально-
техническую базу налоговой милиции, совершенствовать меры безопасности
сотрудников и постоянно повышать их квалификацию. Поскольку среди
ученых нет единого мнения по отдельным положениям, необходимо
выработать единый подход к определению уголовно-правовой характеристики
преступлений. Методология расследования общих налоговых преступлений в
работах по данной тематике мало освещается. В частности, стратегии
отдельных следственных действий уделяется мало внимания, хотя этот вопрос
требует пристального внимания, поскольку от этого зависит успех
расследования.

33

Список использованных источников

I. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок) // Российская газета. - 1993. - № 237. -
25 декабря.
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от
17 июня 1996 г. N 25 Ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. №174-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2001.
№52. Ст. 4921.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (последняя
редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98,
ст.3824

II. Специальная литература

5. Александров И. В. Криминалистика. Практикум. Учебное пособие для
бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт, 2017. 354 с.
6. Александров И. В. Криминалистика. Тактика и методика. Задачник.
Учебное пособие. М: Юрайт, 2017. 354 с.
7. Багмет А. М., Антонов О. Ю., Бычков В. В. Криминалистика. Учебник. В 3-
х частях. Часть 2. Криминалистическая тактика. М: Проспект, 2020. 240 с.
8. Бегалиев Е.Н. Современный толковый словарь криминалиста. – Астана:
Лантар-трейд, 2019. – 240 с.
9. Белоносов, В. О. Российский уголовный процесс / В.О. Белоносов, И.В.
Чернышева. - М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2018. - 480 c.

34

10. Бертовский Л. В. Криминалистика. М: Проспект, 2021. 960 с.
11. Исаенко В. Н. Использование возможностей криминалистики и судеб.
экспертизы в прокурорской деятельности. М: Проспект, 2021. 152 с.
12. Исаенко В. Н. Использование возможностей криминалистики и судебной
экспертизы в прокурорской деятельности. Учебное пособие для специалитета и
магистратуры. М: Проспект, 2019. 152 с.
13. Ищенко Е. П. Криминалистика в вопросах и ответах. Учебное пособие. М:
Проспект, 2020. 304 с.
14. Книга следователя / Ассоц.юр.центр; под ред. К.Ф. Амирова, С.Н.
Аммосова, Н.А. Даниловой – Санкт – Петербург: Изд-во Р. Асланова
«Юридический центр Пресс», 2017, С. – 441 – 445.
15. Криминалистика / Отв. ред. Ищенко Е.П.. М: Проспект, 2021. 816 с.
16. Крюкова Н. И., Косолапова Н. В. Криминалистика. Учебное пособие. М:
Юстиция, 2019. 256 с.
17. Кушниренко С. П., Пристансков В. Д., Низамов В. Ю. Криминалистика.
(Бакалавриат). Практикум. М: Юстиция, 2019. 176 с.
18. Лавров В. П., Шалимов А. Н., Романов В. И. и др.. Криминалистика.
Конспект лекций. – М.: Проспект., 2020. – 256 с.
19. Лаврова В. П. Криминалистика. Конспект лекций. Учебное пособие. – М.:
Проспект., 2019. – 256 с.
20. Образцов В. А. Криминалистика. Избранные труды. М: Проспект, 2017. 368
с.
21. Савельева М. В., Смушкин А. Б. Криминалистика. Учебное пособие. М:
Феникс, 2017. 288 с.
22. Скобелин С. Ю. Криминалистика. Учебник. Часть 1. М: Проспект, 2021. 256
с.
23. Смирнов А. В. Уголовный процесс : учебник / А. В. Смирнов, К. Б.
Калиновский ; под общ. ред. А. В. Смирнова. — 7-е изд., перераб. — М. :
Норма : ИНФРА-М, 2018. — 752 с.

35

24. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и
уголовном процессе : монография / Е. Р. Российская. — 4-е изд., перераб. и доп.
— М.: Норма : ИНФРА-М, 2018. - 576 с.
25. Тюнис И. О. Криминалистика. Учебное пособие. М: Издательский дом
Университета «Синергия», 2018. 224 с.
26. Тюнис И.О. Криминалистика. Учебное пособие. М: Проспект, 2020. 220 с.
27. Чашин, А. Н. Досудебное производство в уголовном процессе / А.Н. Чашин.
- М.: Дело и сервис, 2018. - 336 c.
28. Эксархопуло А. А. Криминалистика в схемах. Учебное пособие для
академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 422 с.
29. Яблоков Н. П., Александров И. В. Криминалистика. В 5 томах. Том 1.
История криминалистики. Учебник для бакалавриата, специалитета и
магистратуры. / под ред. Александров И. В., Яблоков Н. П. М: Бакалавр.
Специалист. Магистр, Юрайт, 2019. 206 с.

III. Материалы судебной (и иной юридической) практики

30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48 «О
практике применения судами законодательства об ответственности за
налоговые преступления» // СПС Консультант Плюс


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
150387
рейтинг
icon
3156
работ сдано
icon
1368
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
145688
рейтинг
icon
5935
работ сдано
icon
2678
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
101736
рейтинг
icon
2066
работ сдано
icon
1288
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 900 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Московский международный университет
Работа выполнена досрочно, получен высший балл, очень довольна исполнителем
star star star star star
Улгту
Все супер! Оригинальность была больше чем нужна была, сдала на отлично! Всем советую
star star star star star
РУДН
Очередное огромное спасибо за досрочное выполнение работы и оперативное исправление замеча...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Республиканские взгляды б. франклина, т. джефферсона, т. пейна

Доклад, история политических и правовых учений

Срок сдачи к 20 мар.

только что

Курсовая работа по ТММ

Курсовая, ТММ

Срок сдачи к 10 февр.

только что

Решение задач

Контрольная, Статистика

Срок сдачи к 26 янв.

1 минуту назад

Уборка в офисе.

Другое, IT-сфера и телекоммуникации.

Срок сдачи к 28 янв.

1 минуту назад

Отчет по практике, Строительство

Отчет по практике, строительство

Срок сдачи к 29 янв.

1 минуту назад

Всё указанно в методичке

Курсовая, Система электроснабжения предприятий

Срок сдачи к 1 февр.

2 минуты назад

Помочь за экзамене по математике

Онлайн-помощь, Высшая математика

Срок сдачи к 25 янв.

2 минуты назад

Статистика

Тест дистанционно, Статистика

Срок сдачи к 25 янв.

2 минуты назад

18 вариант

Лабораторная, Материаловедение

Срок сдачи к 25 янв.

3 минуты назад

Выполнить расчет исходя из данный в таблице 1

Лабораторная, Железобетонные конструкции промышленных зданий с крановым оборудованием

Срок сдачи к 28 янв.

3 минуты назад
5 минут назад

Культурная дипломатия России в современных условиях: вызовы и возможности

Реферат, дипломатия, деловые коммуникации

Срок сдачи к 28 янв.

5 минут назад
8 минут назад

Презентация к дипломной работе

Презентация, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 24 янв.

10 минут назад

решить задачу

Решение задач, физика

Срок сдачи к 24 янв.

10 минут назад

Решить 2 контрольные работы

Контрольная, Линейная алгебра

Срок сдачи к 29 янв.

11 минут назад

Шаговый электропривод , 17 страниц

Реферат, Истрория отрасли электроэнергетики

Срок сдачи к 26 янв.

11 минут назад

Нет

Контрольная, административная деятельность УВД, административное право

Срок сдачи к 28 февр.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.