это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4034468
Ознакомительный фрагмент работы:
Томмазо Кампанелла (Джованни Доменико) – известный итальянский
философ, писатель, поэт, политический деятель, один из самых первых
коммунистов-утопистов, основоположников утопического социализма и
коммунистического учения.
По мнению французского математика Марена Мерсенна, Томмазо
Кампанелла и Г. Галилей являются «величайшими сынами Италии».
Томмазо Кампанелла появился на свет 5 сентября 1568 года в городе
Стило. Был крещён под именем Джованни Доменико. Его семья считалась
бедной, отец философа был калабрийским ремесленником. Какое-то время
Кампанелла обучался в доминиканском монастыре, где получил начальное
образование. Юноша по своему желанию покинул монастырь и отправился в
путешествие по Италии, посетив Рим, Венецию и Падую. Возможно, что
именно во время этого путешествия философ впервые встретился и
пообщался с Г. Галилеем. В поездке юношу заинтересовала натурфилософия
Б. Телезио, и он защитил данное учение в своем первом трактате
«Философия, доказанная ощущениями» или «Философия, основанная на
чувствах» (1591). С этого момента Кампанелла стал противником
схоластизированного учения. Философа не раз обвиняли в ереси, подвергали
преследованиям за его свободные взгляды, труды, увлечение магией и
астрологией, за предположение того, что на солнце, луне и звездах
существуют пятна, опровергающего высказывание Аристотеля о вечном и
нетленном мире.
Еще в поездке на мыслителя начались гонения орденских властей, и он
был вынужден бежать из Неаполя на север Италии, там его и арестовали.
После тюремного заключения Кампанелла решил снова отправиться в
Неаполь, а затем вернулся в Калабрию, где стал предводителем масштабного
антииспанского заговора, раскрытого в августе 1599 года. Кампанелла был
настоящим патриотом, боролся против испанского гнета, возглавил тайную
организацию, целью которой было освободить Италию (планировалось
поднять восстание и призвать на помощь турок). Он не смог достичь своих
целей, организация была ликвидирована. Философа задержали и подвергли
всяческим допросам и жестоким пыткам. Но ему удалось избежать смертной
казни, так как его посчитали безумным. Инквизиционный трибунал
приговорил Кампанеллу к пожизненному сроку, признав его политическим
преступником и еретиком. Мыслитель провел в тюремном заключении 27
лет. За это время Кампанелла написал большое количество сочинений по
философии, богословию, политике, медицине, астрологии, астрономии,
физике, математике. В число самых известных работ философа входят
«Философия, доказанная при помощи чувств» (1591), «О христианской
монархии» (1593), «Об ощущении вещей и магии» (1620), «Апология
Галилея» (1616, изд. в 1622), «Избранное» (1622), утопия «Город солнца»
(труд создан в 1601-1602, опубликован в 1623), «Побежденный атеизм»
(опубликован в 1631), «Монархия Мессии» (опубликована в 1633),
«Метафизика» (1638). Кампанелла также писал канцоны (от окситанского
слова «canso», итал. canzone – песня) – стихотворные лирические
произведения в строфической форме, изначально посвященные рыцарской
любви; мадригалы (стихотворение-комплимент); сонеты (стих из 14 строк).
Его книги были частично опубликованы в Германии и
распространявшихся списках, пользовались большой популярностью в
книжных лавках Рима, Неаполя и Падуи. Философские стихотворения
(«Poesie filosofiche») Кампанеллы были изданы в Италии только в 1834 году.
У философа часто отбирали книги, но память заменяла ему целую
библиотеку. Когда у него не было бумаги, Кампанелла фиксировал свои
мысли на стенах камеры с помощью собственной системы знаков. Даже
«Метафизику» (около 1000 страниц) он восстанавливал по памяти аж 5 раз.
В тюрьме мыслителя навещали испанские и итальянские аристократы,
которые с большим удовольствием вели с ним беседы и с интересом слушали
его проповеди.
В 1626 году Кампанелла добился своего перевода в Рим. Сочинения и
астрологические предсказания философа заинтересовали папу Урбана VIII,
благодаря чему Кампанелла смог выйти на свободу.
Кампанеллу поддерживали кардинал Ришелье и король Людовик XIII, они
считали его гением и великим астрологом. Ведь философ предсказал королю
долгожданное появление сына, который проживет долгую и счастливую
жизнь (Спустя 22 года Анна Австрийская родила Людовика XIV).
С весны 1628 года Кампанелле разрешили передвигаться в пределах
Дворца инквизиции, в июле философ был переведен в монастырь и получил
назад свои труды. В 1629 году он был полностью оправдан, а его книги
удалены из списка запрещенной литературы. Мыслитель даже получил
степень магистра римско-католического богословия.
Но в 1635 году испанские власти потребовали им выдать философа, и
Кампанелла был вынужден бежать во Францию, где находился под
покровительством кардинала Ришелье, который назначил ему пенсию.
Философ смог издать большинство своих сочинений и создать новые
политические труды для того, чтобы убедить правительство Франции начать
вести борьбу за освобождение Италии от испанского влияния. Томмазо
Кампанелла умер 21 мая 1639 года на 71 году жизни, находясь в монастыре
якобинцев в Париже. Интересен тот факт, что философ заранее предсказал
свою приблизительную дату смерти (1 июня), а умер за 10 дней раньше
предсказанной даты.
Кампанелла подвергал критике схоластическое мышление, призывал к
опытному познанию природы, а не только к теоретическому. Философ
обожествлял природу, считал ее живым организмом. По его мнению, земля –
большой зверь, а люди – паразиты, обитающие внутри этого зверя.
Кампанелла продолжал развивать идеи сенсуализма (ощущение –
основной источник познания) и деизма (Бог сотворил мир и мир продолжает
развиваться по своим законам). Данные идеи сочетались у философа с
религиозно-мистическими взглядами.
Кампанелла пытался предоставить доказательство христианства с точки
зрения науки, опираясь на чувственное восприятие и познание разумом
самого себя; высказывался о вселенной как о смеси бытия с небытием;
изменение происходит за счет противоположных принципов любви и
раздора. Каждая вещь имеет душу и чувства; все стремится к
самосохранению, но этого можно достичь только путем соединения с Богом.
В труде «Поверженный атеизм» мыслитель подверг жесткой критике
политиков, не верящих в Библию, в Коран, не считающихся с папой, с
Кальвином, подчиняя всё себе ради собственной выгоды.
Философ отвергал атомизм (учение о дискретном строении материи)
Демокрита и Эпикура и часто говорил о том, что все вещи в мире
взаимосвязаны. Кампанелла поддерживал идею множественности миров и
пришел к пантеистическому представлению бога, который обеспечивает
единство всего мира, и если миру может грозить конец, то Бог бесконечен.
Антропоцентризм (человек – центр Вселенной) подводит философа к
астрологии и он делает вывод, что смена времен может зависеть от всеобщих
(небесных) причин и все действия человека имеют место быть при условии
действия неба.
Если известные теологи полагали, что в магические предсказания могут
вмешаться темные и светлые силы, разделяя магию на черную и белую, то
Кампанелла считал, что есть естественная магия и искусственная
(изобретение телескопа; артиллерийское искусство).
Философ возражал против магического фатализма и детерминизма,
возможно, поэтому, называл себя физиком, а Галилея математиком, хотя и
защищал его от нападок инквизиции.
Кампанелла был коммунистом-утопистом, занимался построением
идеальной общественной системы, развивал идею политического и
экономического равенства людей, но этот принцип не развивался им
последовательно. Учено-жреческая каста, «сословие мудрых» (мудрейший
первосвященник – Солнце и три соправителя – Мощь, Мудрость и Любовь)
является правящей силой в Городе Солнца, власть жрецов носит
теократический характер.
Произведение «Город солнца» (1623) представляет собой диалог между
Мореходом и Гостинником. Мореход рассказывает своему собеседнику, что
во время своего кругосветного путешествия он очутился в Индийском океане
на прекрасном острове с Городом Солнца.
В своей утопии философ критиковал эксплуататорское общество,
утверждал, что нищета делает из людей негодяев, воров, лжесвидетелей,
заставляет их хитрить, лукавить, лгать ради денег, а богатство превращает
человека в невежду, изменника, хвастуна, обидчика, делая его гордым,
надменным, черствым, безжалостным. Кампанелла предсказывал хорошее
качество жизни, невиданный расцвет искусства, науки и техники, но только
при условии отсутствия в обществе угнетения, частной собственности и
социального неравенства. В Городе Солнца нет семьи, воспитанием детей
занимается государство. В этом городе нет разбоев, убийств, насилия, блуда,
кровосмешения. Граждане Города Солнца несут воинские обязанности,
могут заниматься земледелием и скотоводством.
Жители Города Солнца (солярии) для упрощения труда и дальнейшего
изобилия используют более совершенную технику во всех отраслях
производства. Быт строго регламентирован. Все люди имеют право на
самореализацию. Жители должны трудиться 4 обязательных часа в день. Для
граждан этого города труд – внутренняя потребность, любая служба, любой
труд считаются почетными. Здесь нет рабов, каждый обслуживает себя сам.
Большое внимание в Городе Солнца уделяют науке, просвещению,
искусству, и воспитанию. Коммунистический идеал мыслителя отображал
настроения и безысходность бедных горожан, интеллигентских низов,
деревенских жителей Италии конца XVI- начала XVII века. Утопические
идеи Кампанеллы об идеальном общественном строе можно скорее считать
его мечтами, догадками, личными пожеланиями, которые хоть и носили
отчасти положительный характер, но были далеки от реальных законов
функционирования и развития общественной системы.
Томмазо Кампанелла является современником выдающихся философов
Нового времени – Кеплера, Галилея, Бэкона, Декарта, но его можно больше
отнести к культуре уходящего Возрождения. Кампанелла был талантливым и
разносторонним человеком, самостоятельно изучил большое количество
книг, считал себя самоучкой, писал не только трактаты, но и сочинял стихи.
Мыслитель стремился в своих трудах к универсальному философско-
научному синтезу, который вобрал бы в себя различные идеи частных
естественных и гуманитарных дисциплин, способствовал разработке
программы всемирного общественного и политического переустройства
(идея идеального общества).
Философ был убежден в том, что в этом мире многое зависит от человека,
который не только может наблюдать за тем, что происходит вокруг него, но и
способен изменить мир. В антропологии Кампанеллы чувство и разум имеют
одинаковое значение (влияние трудов Петрарки и Манетти), философ
сравнивает природу человека с ареной, на которой происходит борьба его
двух сторон (светлой и темной).
Кампанелла не был высоко оценен как философ Нового времени, так как
его идеи вызывали у людей сомнения и много вопросов. Одним его учение о
причастности всего существующего Богу могло показаться чистым
пантеизмом. Других отпугивал описанный в его трудах коммунизм. Третьи
не поддерживали его религиозные верования, теократические взгляды,
увлечение магией и астрологией. Кого-то также могло смутить, что
материалистические идеи натурфилософии Кампанеллы все еще сочетались с
остатками схоластического мышления. Несмотря на всю критику,
Кампанелла имел сторонников в лице испанских и итальянских
аристократов, высокопоставленных лиц, мыслителей и простых горожан;
издал много трудов в различных областях науки; рискуя жизнью, пытался
освободить Италию от испанского гнета и защищал Галилея.
Список использованной литературы и интернет-источников
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. – М.:
Юрид. лит., 2003. – 606 с.
2. Александров Л.Г. О магическом антропоцентризме Томмазо Кампанеллы
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylosophy/2020/04/2020-04-01.pdf (дата
обращения: 20.05.2022).
3. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского
Возрождения. – М.: Мысль, 1977. – 359 с.
4. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла / А. Х. Горфункель. – М.: Мысль,
1969. – 246 с.
5. Кампанелла Т. Город Солнца : пер. с лат. / Т. Кампанелла [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt
(дата обращения: 19.05.2022).
6. Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. Из сонетов
Кампанеллы / Т. Кампанелла ; пер. под ред. В.П. Волгина. – М.: Изд-во АН
СССР, 1954. – 504 с.
7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. – М., 2010. –
С. 149-150.
8. Радугин А.А. Философия – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1997. –
224 с.
9. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. –
М.: Высш. шк., 1984. – 448 с.
10. Томмазо Кампанелла [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kampanella04.php (дата обращения:
21.05.2022).
11. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии / под ред. П.С. Гуревича. – М.: Политиздат, 1991. – 132 с.
12. Штекли А.Э. Утопия и социализм / А.Э. Штекли. – М.: Наука, 1993. – 274
с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!