это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4042804
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение ……..…..…………………………………….. 2
Основная часть …………………………………………4
Заключение …………………………………………….. 8
Список литературы ……….…………………………... 10
Введение
Гармонически развитая личность предполагает наличие определенных качеств и характеристик. Именно они раскрывают и определяют ее отношение к обществу и окружающим людям, с которыми личность взаимодействует на протяжении всей жизни. Они формируют ее моральный облик. Это гуманность, сострадание, ответственность, честность, совестливость, трудолюбие и многие другие. При этом среди всех этих качеств выделяется одно самое ключевое и ведущее – это моральная ответственность.
Данное качество играет важную роль в реализации нравственного поведения и осуществлении морального выбора. Поскольку оно позволяет человеку выбирать правильный вектор поведения и ориентир в неоднозначных с точки зрения морали, нравственности и этики ситуациях. Личность, благодаря этому, может выстраивать оптимальные стратегии поведения и давать адекватную моральную оценку своим и чужим поступкам.
Наличие этих личностных характеристик является критерием определения нравственной зрелости, психологической стабильности и показателем высокого уровня сознательной саморегуляции личности с точки зрения этики, психологии и православного вероучения. Таким образом, можно обозначить цель данной работы – это рассмотрение и анализ этических, аспектов понятия морали и морального выбора, его сущности и того как человек его совершает.
В целом мораль является одним из способов общественного регулирования и личностного саморегулирования поведения человека. Это особая форма общественного сознания и отношений. Существует большое количество определений морали, в которых отражены ее существенные свойства и факторы. Человеческое общество состоит из людей, каждый из которых является личностью и индивидуальностью. Поэтому то, каким образом будет вести себя данное общество и какой моралью руководствоваться, как действовать, о чем думать, вставая перед морально - нравственным выбором имеет большое и важное значение, так как от всего этого зависит развитие и существование мира. Без исследования личности, морали, нравственности, биологического и социального в человеке невозможно сложить понимание по тем или иным процессам, связанным с моральным выбором и факторами на него влияющим для объяснения, изменения, воспитания, воздействия на них в существующем историческом глобальном процессе бытия. В связи с этим изучение данной темы является весьма актуальным, востребованным и не вызывает сомнений.
Основная часть
Для создания лучшего понимания лучше стоит сначала дать определения понятиям морали и моральному выбору. Этимология слова «мораль» корнями уходит к латинскому словарю - mos, mores, moralis - нрав, нравы, обычаи, касающийся нравов. Мораль и нравственность имеет разные оттенки. Мораль предполагает наличие неких субъектов оценивания из вне. В этом качестве могут выступать другие люди, общество, церковь и другое. В свою очередь нравственность в большей степени нацелена на внутренний мир человека и его личные, сакральные убеждения.
Свое воплощение мораль находит в правилах и нормах. Их основная функция состоит в регулировании поведения и взаимоотношений людей через предписания, запреты, дозволения, традиции. Любое индивидуальное и общественное действие имеет персональную моральную глубину и меру. Вместе с предметным результатом каждого случая мораль воспроизводит ряд моральных ценностей.
Способами проявления и фиксации морали является большое количество вербальных, невербальных, телесных проявлений человеческой активности. Это мимика, речь, жестикуляция, молчание, одежда, жилище и прочее. Как правило, за всем этим может скрываться определенная морально-нравственная позиция. Моральную жизнь человека можно поделить на два сегмента. Первый из них – это область сущего, de facto того, что на деле, реально практикуется в плане нравов. Вторым сегментом можно обозначить сферу должного – то есть нормативных, письменно зафиксированных догм, канонов, заповедей и установок морального сознания. Стоит отметить, что мораль при этом нельзя свести к моральному сознанию.
Мораль включает в себя не только моральные понятия, нормы и добродетели. Скорее больше то, что кроется за ними и находит отражение в них, не имея искаженного характера и смысла. Это то, что имеет реальный ценностный смысл, заключенный в составляющих его основную сущность общественных отношениях. Этим нельзя назвать только лишь поучающие назидания родителей, учителей или речи нравоучительных «всезнающих» ораторов с телевизионных экранов.
Для морали имеет специфичное и особое неисчерпывающее значение понятия борьбы и противоположности добра и зла. Добро и зло являются морально-нравственными понятиями. Они содержат в своей основе формы и проявления общественных связей между людьми, свойствами их поступков и главными критериями для морального выбора. Данные моральные понятия в этике являются фундаментальными и основополагающими, которые используются в определениях морали. Кроме того, без обращения к тезисам морального сознания проблематично идентифицировать мораль.
Мораль охватывает нравственные взгляды, чувства, жизненные ориентации, принципы, мотивы поступков, отношений, выбор. Она очерчивает границу и разделяет добро и зло, совестливость и бессовестность, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость, милосердие и жестокость.[1] С точки зрения этики мораль - это выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми.[2] В свою очередь моральный выбор - это акт нравственной деятельности. Он проявляется в самоопределении личности относительно системы ценностей, принципов, норм, а также способов их реализации в своем поведении.
Только в ситуации выбора мораль может проявить себя в виде специфической формы и определенном способе деятельности. Такая ситуация составляет необходимое условие морали. Противоречие находится в основе между должным и сущим. Оно разрешается посредством выбора одного из вариантов. Субъект морали и нравственности в процессе бытия, существования постоянно находится в состоянии выбора ценностей, мотивов, целей, средств и прочего, что определяет его поведение, наряду с сознанием. Осуждение или одобрение поступка – то есть его моральная оценка имеет место лишь тогда, когда человек предпочел один из нескольких альтернатив поведения. Сделал выбор в пользу добра, вместо зла. Хотя условия были для того и другого выбора. Следовательно, можно отметить, что без выбора нет морали. И, наоборот, без внутренней морали человек бы не смог этот выбор реализовать, сделать, понять правильное направление для него.
Моральный выбор предполагает присутствие нужных условий. К ним можно отнести – наличие объективной возможности выбирать, субъективное знание и оценка вариантов для предпочтения одного из них по доброй воле в качестве наиболее предпочтительного для личности.
С нравственного угла зрения оценивается, прежде всего, ценностно-мотивационный аспект морального выбора, а не предметно-целесообразный. Важно отметить, что при этом моральная ответственность за практический результат такого выбора с человека не снимается.
Такие исторические мыслители и философы, как Аристотель, Локк допускали, что человек может выбирать лишь практические возможности для достижения своих высшего порядка целей и получения желаемого, которые определяет ему бог или природа.[3] В свою очередь такие философы, как Кант и Гегель предполагали, что моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели. В этом как раз проявляется система морально-нравственных ценностей и принципов. С обеих сторон эти взгляды выражают крайности морально-этической дилеммы, которая проявляется в спорности установки – мораль для человека или человек для морали. Главная суть состоит в том, что человек несет ответственность за свой моральный выбор в целом, за выбор целей и нравственных средств для их достижения.
Для того, чтобы достойно выходить из разного рода моральных дилемм и конфликтов, то есть делать правильный моральный выбор моралисты и этики занялись в какой-то момент поиском универсальной моральной нормы для этого. Она была найдена и получила название – «золотое правило» морали и нравственности. В ней видели что-то вроде панацеи от всех ложных решений и неправильного морального выбора. Вообще стоит отметить, что первые упоминания этого волшебного правила уходили еще древнеегипетскую и шумерскую эпоху. Мир знает это «золотое правило» для морального выбора под видом нескольких широко-известных изречений. Первая от Конфуция – «Не делай другим того, что не желаешь другим».[4] Вторая от Иисуса Христа – «Во всем, как хотите, чтобы c вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». [5]
Большое и важное нравственное значение этих формулировок «золотого правила» выражается в том, что оно устраняет деление людей на «своих» и «чужих». Таким образом, объединяя все человечество единой моралью и основными критериями для морального выбора. При этом закрепляется право и обязанность личности брать на себя ответственность за свой моральный выбор. Но, cложность заключается в том, что из-за различий в личностных проявлениях, качествах, склонностях, взглядах и целях невозможно придать данному правилу статус моральной нормы для правильного морального выбора универсального характера для всех.
Моральный выбор при определении его сущности представляет собой нравственную самоидентификацию личности. Это самоопределение нравственного характера выражается в способности личности совершать моральный выбор. Такая личностная возможность в этике выразилась также в понятии моральная свобода и нравственная свобода воли. В морально-этических учениях это названо необходимым условием и основой нравственности, которая характеризует уровень развития нравственной личности. В целом принято разграничивать свободу воли в морали, то есть возможность выбирать между добром и злом, также моральную свободу в виде осознанного и добровольного выбора добра.
Заключение
Подводя итоги данной работы, можно отметить следующее. Человек, оказываясь в ситуации морального выбора, осуществляет моральное поведение, базирующиеся на осознанных нравственных ориентирах, составляющих предмет морали. Когда человек оказывается в ситуации морального выбора, опорой и ориентиром ему служат свои личные представления о морали.
Именно в ситуациях морального выбора происходит действие морали на поступки человека. Основная суть морального выбора заключается в том, что человеку необходимо решать, не противоречат ли некоторые ценности интересам сохранения и развития его личности. В ситуации морального выбора то, что хорошо для становления личности, противопоставляется тому, что непосредственно полезно или доставляет удовольствие. Категория «хорошо» противопоставляется порой категории «правильно».
В ситуации морального выбора появляется внутреннее ощущение, что следует поступить не так, как хочется, а порой вопреки этому, но правильно. Безусловно, это вызывает определенные усилия воли. В итоге в любом случае человек поступает по своей моральной воле, то есть так, как он сам желает. Моральный выбор всегда связан с отказом от собственных притязаний. Это делается ради того, чтобы сохранить моральное достоинство.
Моральный выбор — это не прикидка в теории того, как следует поступить в некоторых обстоятельствах и ситуациях. Моральный выбор совершается в моменте — в обстоятельствах, над которыми никто не властен. В случае, когда человек оказавшись в неблагоприятных условиях, действует по обстоятельствам, а не по моральным ориентирам, откладывая моральный выбор на потом, то этим фактически отказывается от морального поступка, пытаясь плыть по течению.
В христианской этике высочайшая мораль и моральный выбор также доступны каждому человеку. Как пишет апостол Павел: «Слава и честь и мир всякому делающему доброе. Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:10-11). Речь в данном случае идет об основаниях общечеловеческой морали и критериях осуществления морального выбора, содержащиеся в религиозных источниках.
Свобода представляет одну из традиционных проблем этики. Она появляется в связи с проблемой морального выбора, определением условий, делающих такой выбор возможным, осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его совершения и ответственностью личности за результаты этого выбора.
В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность и круг общественных отношений. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других людей. Могут отвечать или частично отвечать интересам одних людей и не отвечать интересам других.
Таким образом, моральная ответственность появляется, потому что такой выбор затрагивает интересы других людей. Этот выбор способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь.
На мой взгляд, моральная ответственность является обратной стороной свободы морального выбора. Быть свободным - значит, быть ответственным. Свобода и ответственность всегда взаимосвязаны: чем больше свободы, тем больше ответственности.
Список литературы
словарь. М: Фонд имени Александра Меня, 2002. Т. 3. С. 474–481.
Сост. Иеромонах Мелхиседек (Хижняк). – Пенза: Пензенская духовная семинария, 2021. - 84 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Индивидуальное задание. Выбор конкурентной стратегии организации
Реферат, Маркетинг инноваций
Срок сдачи к 25 мая
Выполнить практическую работу и вопросы для самоподготовки в ворде
Контрольная, Электронные технологии предоставления гос. и муниципальных услуг
Срок сдачи к 16 мая
Курсовая работа+программа по теме
Курсовая, Методы и средства проектирования информационных систем и технологий
Срок сдачи к 20 мая
Курсовая работа "Разработка проектных мероприятий по стратегическому развитию авиастроения"
Курсовая, Стратегическое государственное управление
Срок сдачи к 12 мая
Разработка информационной системы для автоматизации деятельности...
Диплом, Программирование
Срок сдачи к 14 мая
Выполнить расчетную контрольную работу из файла под вариантом №3
Контрольная, Методы принятия управленческих решений
Срок сдачи к 12 мая
Административный истец обратился в суд с иском к Администрации о...
Решение задач, административное право
Срок сдачи к 14 мая
административное принуждение понятие виды тенденции применения
Курсовая, административное право
Срок сдачи к 10 мая
Необходимо выполнить задачу в ворде как в примере решения
Решение задач, Расчет тонкостенной балки
Срок сдачи к 20 мая
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!