это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4042975
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Первые санкции против России были введены 6 марта 2014 года, но они были более символичными и больше походили на недружественный жест Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали гораздо более значимыми и могут нанести серьезный ущерб экономике России уже в среднесрочной перспективе.Правительственные чиновники, крупные банки, энергетические и оборонные компании пострадали от санкций; кроме того, европейские, американские, японские, канадские и австралийские компании решили ограничить поставки технологий, оружия, полезных ископаемых и других товаров на российский рынок. Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Ситуация в Украине, которая привела к введению экономических санкций в отношении России, подняла важные вопросы. Насколько чувствительна Россия к экономическим санкциям, какой ущерб она уже нанесла или может ли она причинить российской экономике? Каков его суверенитет? Как санкции повлияли на уровень жизни отдельных граждан.Объект исследования. Защита торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного Запада.Предмет исследования. Торговая политика Российской Федерации в условиях санкционного давления.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы экономических санкций, в частности следует провести анализ системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного Запада.Задачи работы:Рассмотреть понятие и сущность экономических санкций;Изучить цели, принцип и задачи применения торгово-экономических санкций;Проанализировать антироссийские санкции;Провести обзор и оценка системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного Запада;Определить перспективы развития системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного Запада.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ1.1 Понятие и сущность экономических санкцийСанкции против других стран действуют сотни лет. Государства всегда пытались воздействовать на своих соседей косвенными методами воздействия. Но история показывает, что санкции часто только усугубляли проблемы, которые они были призваны решить. Первый известный пример применения экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 г. до н.э. Афины, которые доминировали в Элладе, запретили торговцам из региона Мегара посещать их порты и рынки. Это привело к началу кровопролитных Пелопоннесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными соображениями: державы пытались подавить международную торговлю и скопить как можно больше денег для казны. Первая санкция привела к кровопролитной войне в Греции. Сражаясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил континентальную блокаду, запретив европейским странам, оккупированным или зависимым от Франции, покупать британские товары. Санкции являются важным инструментом управления в мировой финансовой индустрии. Большинство стран использовали санкции или имели санкции, введенные против них или их граждан. Государства все чаще используют санкции для ведения экономической, а не физической борьбы, и поэтому санкции стали распространенным инструментом во внешних отношениях, поддержании мира и разрешении конфликтов. Учитывая их распространенность, каждый работник финансовой отрасли должен хорошо понимать, что такое санкции, как они работают и почему их используют. [34]1.2 Цели, принцип и задачи применения торгово-экономических санкцийЭкономические санкции — это санкции, применяемые к стране, ее должностным лицам или частным гражданам либо в качестве наказания, либо для того, чтобы создать стимулы для проведения целевой политики и действий.Санкции могут варьироваться от запретов на поездки и экспортных ограничений до торгового эмбарго и ареста активов. По определению, такие санкции применяются к сторонам, которые не могут быть легко подвержены правоприменению со стороны юрисдикции, применяющей санкции. [37]Санкции представляют собой политический инструмент, не имеющий аналогов в военной силе, для наказания или предотвращения нежелательных действий. Они широко применяются за пределами границ страны, применяющей санкции, и могут быть дорогостоящими для своих целей на фоне роста мировой торговли и экономической взаимозависимости.Экономические санкции также могут быть тупым и неэффективным инструментом политики, налагая недостаточные издержки на правительства-мишени и непропорциональные - на их наиболее уязвимые группы населения.Будучи крупнейшей экономикой мира и крупнейшим торговым блоком, США и Европейский Союз имеют в своем распоряжении непропорционально большие санкционные полномочия. [39]Санкции могут принимать различные формы:Экономические санкции могут быть введены в одностороннем порядке одной страной или в многостороннем порядке группой стран или международной организацией. Санкционные меры включают в себя:Эмбарго - Торговое эмбарго — это широкий запрет на торговлю со страной, хотя иногда оно может включать исключения для поставок продовольствия и медикаментов по гуманитарным соображениям. Куба, Иран и Северная Корея уже давно являются объектами торгового эмбарго США.Экспортный контроль - экспортные ограничения запрещают поставки определенных товаров, услуг и интеллектуальной собственности в целевые страны. Они часто ограничивают продажу оружия, технологий военного назначения или, как в настоящее время в отношении России, технологий и оборудования для бурения нефтяных скважин. [25]Контроль за движением капитала - Контроль за движением капитала может ограничивать инвестиции в целевые страны или отрасли, или в целом запрещать доступ эмитентов страны к международным рынкам капитала.6Торговые санкции - Торговые санкции могут включать контроль за импортом в определенные страны, регионы или отрасли.Замораживание или арест активов - Активы в юрисдикции, против которой введены санкции, могут быть арестованы или заморожены, что препятствует их продаже или выводу. [27]Ограничения на поездки - должностным лицам и частным гражданам, а также ближайшим родственникам может быть отказано в доступе в юрисдикции, против которых введены санкции. Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы экономических санкций.Таким образом, успех санкций можно оценить по достижению желаемых целей политики или просто по их стоимости для стран и отдельных лиц, против которых направлены санкции, если целью является наказание. Они также могут налагать издержки на граждан страны-объекта санкций, а также на компании страны-объекта санкций.Если цель состоит в том, чтобы изменить поведение стран и отдельных лиц, против которых направлены санкции, их стимулы и возможности в конечном итоге будут иметь значение, по крайней мере, не меньшее, чем рычаги воздействия санкционирующих держав.ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ТОРГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА2.1 Антироссийские санкцииЭкономические санкции представляют собой ограничение или полное прекращение торговых и финансовых операций для достижения целей, связанных с вопросами безопасности или внешней политики. Санкции могут вводиться как отдельными государствами, так и международными организациями в отношении физических и юридических лиц, организаций, или государств. Различают как всеобъемлющие санкции, полностью блокирующие любые виды торговых и финансовых операций с целыми странами (эмбарго США в отношении Кубы), секторальные санкции (затрагивающие отдельные отрасли экономики и группы лиц), так и адресные санкции, ограничивающие подобные операции с отдельными лицами и/или компаниями. Санкции могут принимать различную форму — от запрета на въезд отдельных лиц до заморозки активов, финансовых ограничений, запрета на поставку вооружений и военной техники и т.д.Санкции ООН. К подобным мерам относятся полное или частичное прерывание экономических отношений, запрет на любые виды сообщений и др. Наиболее распространенные меры воздействия на объект санкций со стороны ООН включают:заморозку активов;запрет на поставки вооружений и военной техники;запрет на перемещение.Кроме того, существует возможность создания международных трибуналов (например, международные трибуналы по бывшей Югославии (1993 г.) и Руанде (1994 г.)) или фондов для выплаты компенсации пострадавшим от действия агрессора.Санкции США. Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют:Заморозку активов;Запрет на въезд в США;Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе — высокотехнологичных и товаров двойного назначения);Запрет на поставки вооружений и военной техники;Ограничение доступа на финансовый рынок США;Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц);Ограничение предоставления помощи развитию и др.Санкции ЕС. К основным видам ограничительных мер ЕС относятся:Запрет на въезд в страны ЕС;Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС;Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.);Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами»; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» (в т. ч. — оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора); ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов и т.д.);Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие и др.);Транспортные ограничения и т.д.Ограничительные меры принимаются единогласным решением Совета Европейского союза по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy (HR)). Формированием предложений по конкретным ограничительным мерам на подготовительном этапе занимаются региональные рабочие группы Совета (в зависимости от региональной принадлежности объекта санкций), Рабочая группа советников по международным делам (Foreign Relations Counsellors Working Party (RELEX)), Комитет по политическим вопросам и безопасности (Political and Security Committee (PSC)), Комитет постоянных представителей (Committee of Permanent Representatives (COREPER II)). В случае если решение о введении ограничительных мер принято Советом ЕС, оно подлежит опубликованию в Официальном журнале Европейского союза (Official Journal of the European Union). Совет ЕС также обязан уведомить Европейский парламент о принятом решении. Также органы ЕС направляют официальное уведомление физическому или юридическому лицу о принятых в отношении него ограничительных мер. В свою очередь, физическое или юридическое лицо, ставшее объектом санкций ЕС может обратиться с официальным заявлением о пересмотре введенных ограничений.Принятые ограничительные меры обязательны к исполнению на национальном уровне странами-членами ЕС. Меры, включающие запрет на въезд в страны ЕС, а также запрет на поставки вооружений и военной техники выполняются без дальнейших согласований, в то время как меры финансового и экономического характера (заморозка активов, ограничения финансовых операций и т.д.) требуют дополнительного регламента Совета ЕС, которое уточняет конкретные ограничительные меры и механизмы их применения. Данные регламенты принимаются Советом по представлению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Европейской комиссии, после согласования Рабочей группой советников по международным делам (RELEX). Как правило данные регламенты Совета ЕС принимаются одновременно с решением Совета о введении ограничительных мер, для того, чтобы оба документа имели максимальный эффект.После аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией в 2014 году США, ЕС и некоторые другие страны ввели ряд санкционных мер против России. Они включали ограничения в отношении конкретных фирм и лиц, имеющих тесные связи с российским правительством, а также секторальные меры, ограничивающие торговлю товарами, связанными с оборонным и энергетическим секторами. В ответ Россия ввела контрсанкции на импорт продуктов питания из США, ЕС и других стран, присоединившихся к первоначальным санкционным мерам против России. [15]6940554015105Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.center243485Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.Рисунок 2. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Антироссийские санкции 2014 г.Санкции против России — ограничительные политические и экономические меры, введённые государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации и ряда российских лиц и организаций, которые причастны к признанию независимости ДНР и ЛНР, а также к вторжению российских войск на Украину в 2022 году в рамках российско-украинской войны. Введённые санкции включают в себя масштабные ограничения финансовой системы России (включая Центробанк и крупнейшие банки), деятельности ряда российских компаний и отдельных отраслей экономики, а также закрытие воздушного пространства и морских портов, персональные санкции против руководства России, крупнейших предпринимателей, и, в некоторых случаях членов их семей. [26]44032110485Рисунок 2.2. Антироссийские санкции 2022 г.Рисунок 2.2. Антироссийские санкции 2022 г.Рисунок 2.2. Антироссийские санкции 2022 г.Рисунок 2.2. Антироссийские санкции 2022 г.2.2 Обзор и оценка системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного ЗападаНесмотря на то, что экономические санкции — всего лишь один из инструментов внешней политики, именно они находятся в центре внимания экспертных и академических дискуссий в настоящий момент. Как правило, обсуждение ограничительных мер включает в себя следующие проблемы:Эффективность санкций. Так как цель санкций — изменение поведения того или иного участника МО, данный показатель достаточно легко операционализируется. Теоретически, санкции представляют собой наиболее оптимальную альтернативу дипломатическим и военным мерам воздействия. Вместе с тем, далеко не всегда санкции приводят к достижению желаемого эффекта, а иногда даже ведут к противоположным результатам, т.е. активизации нежелательных действий со стороны объекта санкций.Соотношение издержек и эффективности санкций. В июне 2016 г. французский исследовательский центр по мировой экономике Centre d`Etudes Prospectives et d'Informations Internationales (CEPII) опубликовал исследование, в котором оценивались потери экономик стран, использовавших санкций в отношении России в контексте украинских событий. В исследовании утверждается, что данные страны недополучили от экспорта около 60,2 млрд долл., учитывая, что основные потери пришлись на те группы товаров, которые не попали под ответные меры с российской стороны. Схожие цифры (до 50 млрд евро) называют и Еврокомиссия, и Австрийский институт экономических исследований (WIFO — до 92 млрд евро в долгосрочной перспективе).Кроме того, существует вероятность того, что в результате введения санкций могут выигрывать третьи страны, что также несет в себе вероятность больших издержек в будущем для стран, использующих ограничительные меры. Тем самым при оценке возможности введения санкций критически важно проанализировать возможные собственные потери стороны, применяющей ограничительные меры.Этичность санкций. Поскольку санкции могут принимать разные формы, начиная с адресных и заканчивая всеобъемлющими, в экспертной и политической среде обсуждается вопрос этичности подобных мер. И хотя примерно с начала 1990-х гг. большинство специалистов признает важность применения адресных санкций, которые затрагивают не все население страны-объекта санкций, а политическую элиту и те группы внутри элиты, ответственные за нарушение международно-правовых норм, наиболее результативными являются именно т.н. секторальные и всеобъемлющие санкционные режимы, которые не могут не затрагивать интересы широких слоев населения страны, в отношении которой вводятся ограничительные меры.Глобализация санкций. В отличие от санкций ООН, которые носят глобальный характер, как правило, санкции одной страны могут запрещать физическим и юридическим лицам, — ее резидентам взаимодействовать тем или иным образом с объектом санкций. Вместе с тем, многие из санкционных режимов США (в частности, — санкции в отношении Кубы и Ирана) затрагивают в том числе и зарубежные компании (кейс BNP Paribas и др.). Данные виды санкций иногда называют «вторичными санкциями». Это связано в первую очередь с ролью США в мировой экономике и финансовой системе, а также контролем над главной мировой резервной валютой — долларом США, что позволяет юридически обосновать применение штрафов в отношении нерезидентов США за нарушение режимов санкций. Вместе с тем, подобные случаи воспринимаются в негативном ключе со стороны ЕС, а также других стран.Контрмеры как системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного Запада.17 марта 2014 года МИД РФ назвал введенные США против России санкции отражением патологического нежелания признавать реальность и стремления навязать каждому свое одностороннее, несбалансированное и совершенно незнание. реальность приближается. [35]В ответ на санкции против ряда российских чиновников и депутатов Федерального Собрания Министерство иностранных дел Российской Федерации 20 марта опубликовало список санкций против официальных лиц и членов Конгресса США, в который вошли девять человек:Им запрещен въезд на территорию Российской Федерации.В ответ на санкции Канады 24 марта Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало список из 13 граждан Канады - официальных лиц, парламентариев и общественных деятелей, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию.После того, как платежные системы Visa и MasterCard по запросу Минфина США заморозили операции по пластиковым картам нескольких отечественных банков, Россия активизировала усилия по созданию собственной национальной платежной системы. Ходят разговоры о переходе на китайскую платежную систему UnionPay или японскую JCB. Госдума потребовала компенсации от Visa и MasterCard. 27 марта 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платежной системы в России. По прогнозам Morgan Stanley, при полном прекращении операций в России упущенная выгода Visa и MasterCard составит 350-470 и 160 миллионов долларов в год соответственно. [36]В ответ на прекращение поставок вооружений и военной техники из Украины в Россию президент России Владимир Путин заверил, что Россия найдет что-то для замены поставок украинской оборонной промышленности, и что нет никаких сомнений в том, что российская оборонная промышленность способна чтобы компенсировать это. 10 апреля Владимир Путин провел встречу с руководством предприятий ОПК и профильных ведомств. О потерях Укроборонпрома от разрыва отношений с Россией не сообщается. 17 июля, в день, когда администрация США ввела новый пакет санкций, МИД России выступил с заявлением о том, что Вашингтон цинично пытается уклониться от ответственности и грубо искажает факты и фактически подстрекает к кровопролитию. Дипломаты истолковали действия по введению санкций как попытку США обвинить Россию в гражданской войне с многочисленными жертвами в соседней стране. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что санкции незаконны, введены под надуманным и ложным предлогом и не принесут ничего, кроме осложнения российско-американских отношений. [46]6 августа Указом Президента России. О применении некоторых специальных экономических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья материалы и продукты питания, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Страны Евросоюза, США, Австралия, Канада, Норвегия оказались под эмбарго. Конкретный перечень товаров, в отношении которых действуют ограничения, определено Правительством РФ. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Общий годовой объем санкционированного импорта оценивается в 9 миллиардов долларов США. 11 августа были ограничены государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров входят ткани, верхняя одежда, спецодежда, нижнее белье, а также одежда из кожи и меха. Эти меры распространяются на все государства, за исключением членов Таможенного союза. Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 года. 20 августа правительство РФ исключило из санкционного списка безлактозное молоко, мальков лосося и форели, семенной картофель, лук, гибрид сладкой кукурузы и лука, биологически активные добавки.8 марта 2022 года президент Российской Федерации подписал указ, запрещающий ввоз и вывоз из страны продукции и сырья по спискам, определенным федеральным правительством РФ. Согласно указу, запрет и ограничения на ввоз и вывоз продукции и сырья применяются "в целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности".Меры не распространяются на россиян, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях ввоза и вывоза для личного пользования. У правительства есть два дня на утверждение списка иностранных государств, к которым будет применяться запрет или ограничение на импорт и экспорт из России. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования - 8 марта 2022 года.Отсутствие выплат роялти владельцам патентов из "недружественных стран".7 марта 2022 года Правительство Российской Федерации опубликовало постановление, которое позволяет не выплачивать вознаграждение владельцам патентов из недружественных стран. Председатель Правительства внес изменения в методику определения компенсации, которая должна быть выплачена правообладателю при решении использовать изобретение без его согласия. Согласно Положению, в отношении владельцев патентов недружественных стран размер выплаты составляет 0% от фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, если соответствующие изобретения, полезная модель или промышленный образец были использованы в этих целях.Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования - 7 марта 2022 года.2.2 Перспективы развития системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного ЗападаДискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики являются одной из основных угроз экономической безопасности страны, говорится в стратегии экономической безопасности.В качестве вызовов и угроз экономической безопасности страны в документе названы "дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, ограничение доступа к международным финансовым ресурсам и современным технологиям". Среди основных угроз стратегия называет также намерение развитых стран использовать экономическое развитие и высокотехнологичные преимущества в качестве инструмента глобальной конкуренции, а также уязвимость финансовой системы России, снижение спроса на энергоресурсы, недостаток технологий, несбалансированность бюджета и другие факторы. Стратегия направлена на предотвращение ухудшения качества жизни и предотвращение кризисов во всех секторах экономики. В качестве вызовов и угроз экономической безопасности России в стратегии названы "недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики из-за неблагоприятного инвестиционного климата, высоких издержек предпринимателей, избыточных административных барьеров, неэффективной защиты прав собственности". Среди основных угроз также названы отсутствие российского несырьевого бизнеса среди лидеров мировой экономики, слабая инвестиционная активность и отставание инновационной деятельности.В документе отмечается, что ресурсная база энергетических компаний истощается по мере истощения действующих месторождений. В свою очередь, несырьевой экспорт России ограничен из-за низкой конкурентоспособности, недостаточно развитой рыночной инфраструктуры и слабой вовлеченности России в глобальные "цепочки" создания стоимости.Определяя основные вызовы и угрозы экономической безопасности России, а также целевые показатели, основные цели и задачи государственной политики в этой области, стратегия направлена на предотвращение ухудшения качества жизни и недопущение кризисов во всех секторах экономики.В документе изложены основные препятствия и угрозы экономической безопасности России, а также цели и усилия государства по ее обеспечению. Стратегия направлена на предотвращение кризисов по всем направлениям экономики и противодействие ухудшению уровня жизни населения. Среди основных угроз экономической безопасности России - стремление развитых стран использовать экономические преимущества и высокие технологии как инструмент глобального соперничества, дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, уязвимость российской финансовой системы, снижение спроса на энергоресурсы, технологические недостатки и несбалансированный бюджет. Ключевыми направлениями реализации этой политики станут развитие системы государственного управления, экономического прогнозирования и стратегического планирования, а также создание условий для разработки и внедрения современных технологий. [40] В документе говорится, что меры по достижению этих целей включают улучшение инвестиционного климата, деофшоризацию экономики, продвижение ответных мер по борьбе с санкциями и оптимизацию бюджетных расходов. Стратегия предусматривает создание национальной системы управления рисками, которая выявляет и оценивает потенциальные вызовы и угрозы, а также намечает меры по реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности. Предыдущая стратегия экономической безопасности была принята еще в 1996 году, и с тех пор ситуация в мировой экономике и в экономике страны существенно изменилась. Решение о разработке новой стратегии экономической безопасности России было принято на заседании Совета Безопасности в июле 2015 года.Оптимальные пути преодоления последствий антироссийских санкций.Негативное воздействие санкций на Российскую экономику заставляет правительство создать комплекс мер способных противостоять санкциям и стабилизировать дальнейшее экономическое положение в РФ, а именно:Спонсировать малый бизнес государством;Оптимизация банковских систем;Спонсирование и развитие отечественной отрасли производящие импортозамещаемую продукцию;Улучшение качества продукции в конкурентной среде;Открытие доступа отечественных производителей к более широкому кругу потребителей;Поиск новых потребителей Российского сбыта.Учитывая вышеперечисленные меры правительства по обеспечении стабильности развития страны в условиях санкций можно говорит как минимум о трех сценариях развития экономики:1. В рамках позитивного сценария предполагается ускоренное развитие реального сектора экономики, развитие отраслей, способных максимально заместить потери от сокращения объемов импорта, ускорение процессов разработки и внедрения собственных технологий.2. В рамках негативного сценария произойдет резкая переориентация на импорт необходимых позиций из стран азиатского и южноамериканского регионов.3. В рамках оптимального сценария ожидается по степенное замещение импорта посредством одно временного переструктурирования российского сектора и умеренных поставок импортной продукции из стран, не входящих в российский санкционный ограничительный список.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ системы защиты торговых интересов Российской Федерации в условиях санкционного давления коллективного Запада.Таким образом, мы рассмотрели режим санкций и контрсанкций, введенных ЕС, США и Россией после незаконной аннексии Россией Крыма и военного присутствия на востоке Украины. Существующая литература по экономическим последствиям свидетельствует о том, что санкции оказали негативное влияние на российскую экономику. Примечательно, что имеющиеся данные постоянно свидетельствуют о том, что в период с 2014 по 2016 год падение цен на нефть оказало гораздо более значительный негативный эффект на российскую экономику, чем санкции. С другой стороны, возможно, что если санкции с обеих сторон сохранятся в течение длительного периода, особенно если Россия активизирует политику импортозамещения, потенциал долгосрочного роста российской экономики будет снижен. Экспорт в Россию из ЕС, США и других стран, участвующих в санкциях, в последние годы сократился. Мы показываем, что прямой эффект от санкций на снижение экспорта был, однако, ограниченным. Основными факторами такого развития событий стали сокращение спроса в России и существенное обесценивание рубля. В банковском секторе России преобладают крупные государственные банки, такие как Сбербанк и ВТБ. Поскольку именно на них был наложен запрет на долгосрочное финансирование, неудивительно, что внешний долг российских банков резко сократился.Многие санкции ЕС прямо связаны с минским мирным процессом и его реализацией, которая в настоящее время кажется весьма отдаленной. В то же время российские запреты на импорт продовольствия, похоже, стали частью общей политики импортозамещения. Этих двух фактов самих по себе достаточно, чтобы предположить, что различные санкции на двустороннюю экономическую деятельность между ЕС, США и другими странами, а также Россией с другой стороны, будут действовать еще долгое время. Последний раунд санкций США в апреле 2018 года иллюстрирует, как дальнейшие санкции могут добавить неопределенности в отношении российской экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия импортирует значительную часть своих продуктов питания из-за границы, в том числе из стран, на которые распространяется продовольственное эмбарго. В 2013 году 40% импортируемой в Россию сельскохозяйственной продукции было произведено в ЕС, еще 4% - в США. В (Калининградская область) 80% всех продуктов питания поступает из ЕС. По расчетам Ведомостей на основе данных Федеральной таможенной службы за 2013 г., на Европейский Союз приходилось 37% российского импорта мяса, 13% - рыбы и моллюсков, 33% - продуктов животноводства (молоко, яйца, мед), 30%. - овощи, 24% - фрукты, 39% - готовая продукция из мяса и рыбы, 25% - напитки, на США приходится 18% импорта масличных и других семян и фруктов и 12% импорта мяса.Бытует мнение, что продовольственное эмбарго может положительно сказаться на агропромышленном комплексе России, вытеснив зарубежных конкурентов и расширив рынок сбыта продукции.Однако Россия не может обеспечить полное импортозамещение продукции, попавшей под санкции, поэтому ожидается рост цен.Местные российские поставщики, а также производители из других стран начали повышать отпускные цены на продукцию в связи с эмбарго. К концу 2014 года рыба, морепродукты, яблоки, некоторые овощи, сыр и молочные продукты могут подорожать на 30-40%. По словам главы Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, к концу года продовольственная корзина в России подорожает на 15-20%. Также ожидается снижение качества продукции, что объясняется снижением конкуренции. До введения санкций импорт составлял около 40% расходов россиян на продукты питания. Рост цен на продукты питания в связи с санкциями ударит по бюджету россиян, особенно по самым бедным слоям населения. По словам директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды, из-за эмбарго 30% российских семей не смогут обеспечить себя минимально необходимым питанием. Она связывает это с исчезновением некоторых дешевых продуктов, которые ели бедные семьи, а также с общим повышением цен на продукты питания. Поскольку США усиливают свои санкции, а Россия рассматривает возможность принятия чрезвычайных ответных мер, компаниям следует вместе с квалифицированными юристами тщательно проанализировать свою деятельность в России и оценить целесообразность или даже возможность ее продолжения в свете мер, принимаемых обеими странами.Предприятия должны уделять особое внимание защите своих российских сотрудников от возможного возмездия за соблюдение иностранных санкций и, в частности:обеспечить, чтобы все должностные лица, директора и сотрудники, особенно персонал, участвующий в международных сделках и сотрудники зарубежных филиалов, были полностью информированы о торговых санкциях и имели свободный доступ к рекомендациям сотрудников по соблюдению санкций в случае возникновения вопросов;убедиться, что зарубежные дочерние и зависимые компании, где бы они ни находились, имеют соответствующие программы обеспечения соответствия и полностью понимают запреты, налагаемые торговыми санкциями США на американских лиц - включая американских лиц, которые могут работать в иностранной компании;поддерживать тесный контакт с местными командами в России относительно потенциальных событий и российского законодательства и совместно с ними разрабатывать планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, основанные на различных возможных сценариях;информировать сотрудников, работающих в России, о намерениях компании, чтобы эти сотрудники не узнали о планах компании из внешних источников;хотя полное соблюдение американского законодательства имеет первостепенное значение, для сохранения всех имеющихся средств защиты от возможного преследования со стороны России целесообразно документировать коммерческое обоснование (отдельно от санкций) деловых решений, которые связаны с международными санкциями (включая, но не ограничиваясь санкциями США);рассмотреть возможность передачи полномочий по принятию решений за пределы России и;рассмотреть возможность перемещения управленческого персонала за пределы России.Наконец, Соединенные Штаты - не единственная страна, которая ввела санкции против России. Компании, ведущие деятельность за рубежом, также должны помнить о местных законах, правилах и нормах, которые могут предъявлять требования, отличные от тех, что предусмотрены законодательством США. Более того, как отмечалось выше, ответные санкции России, если они будут приняты, могут запретить соблюдение санкций, введенных против России не только США, но и США. Компании, на которые распространяется действие иностранных законов и нормативных актов, должны также проконсультироваться с квалифицированным местным юристом. В заключение можно сказать, что негативное воздействие санкций направленное на какое-либо государство вынуждает правительство создавать мануфактуры и институты направленные на смягчение и по возможности полному противостоянии санкциям направленных на те или иные экономические сферы государства. На время действий санкций важно добиться стабилизации экономического процесса, развивать все отрасли и сферы промышленности, в первую очередь, для того, чтобы обеспечивать Проблемы экономики и менеджмента необходимыми товарами своих граждан, а также для того, чтобы продукция отраслей промышленности была более конкурентоспособна на мировом рынке. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые актыDemocrats introduce new bill on Russia and Iran sanctions Reuters, 12 July 2017.Facing veto override on Russia sanctions, Trump’s signing statement raises constitutional issues USA TODAY, August 2, 2017H.R. 3364: Countering America’s Adversaries Through Sanctions ActH.R. 3364: Countering America’s Adversaries Through Sanctions ActHouse passes Russia sanctions deal, The Hill (July 25, 2017). Дата обращения 25 июля 2017.Roll Call Vote 115th Congress — 1st Session. Vote Number: 175S. 1221: Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act of 2017S.1221 — Countering Russian Influence in Europe and Eurasia Act of 2017: 115th Congress (2017—2018)Senate GOP, Dems agree on new sanctions on Russia AP, 13 June 2017.Senate overwhelmingly passes new Russia and Iran sanctions WP, 15 June 2017.Офис пресс-секретаря Белого дома (U.S. Mission Russia). Заявление Президента Дональда Трампа в связи с подписанием закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (2 августа 2017). Дата обращения: 27 января 2018. — перевод Statement by President Donald J. Trump on Signing the «Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act» — August 2, 2017Трамп подписал закон о новых антироссийских санкциях // РБК, 2017-08-02Трамп подписал закон о санкциях против России // Русская служба Би-би-си, 2017-08-02Трамп подписал закон о санкциях против России // ТАСС, 2017-08-02Список литературыАганин А.Д. Волатильность курса рубля: нефть и санкции / А.Д.Аганин, А.А.Пересецкий // Прикладная эконометрика. - 2018. - Т.52. - С.5-21.Архипова В.В. Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста? // Экон. стратегии. - 2018. - Т.20, N 8. - С.14-23.Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения: учебник / Ачкасов В.А., Ланцов С.А. — Москва: Аспект Пресс, 2011. — 480 c. — ISBN 978-5-7567-0618-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/8893.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейБасов Ф.А. Антироссийские санкции как тест для общей внешней политики Евросоюза // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 10. - С.55-63.Басов Ф.А. Германия, Европарламент и политика санкций в отношении России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2016. - Т.60, N 12. - С.62-68.Бахин С.В. Односторонние экономические «санкции» и международное право / С.В.Бахин, И.Ю.Еременко // Закон. - 2017. - N 11. - С.162-175.Варшавская Н. А. Антироссийские экономические санкции и их влияние на национальную экономическую безопасность // Научные горизонты. – 2020. – № 11. – С. 61–67.Вербицкая Т.В. Могут ли санкции носить политический характер // Вестник развития науки и образования. - 2016. - N 4. - С.11-16.Ветрова Е. А., Титимова В. С. Влияние экономических санкций на современную российскую экономику // Материалы ивановских чтений. – 2020. – № 1–2. – С. 71–78.Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России / Гаджиев К.С. — Москва: Логос, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, 2013. — 408 c. — ISBN 978-5-98704-734-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/16955.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейДавыдов А.А. О новом санкционном режиме США против Ирана / А.А.Давыдов, С.В.Кислицын // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2018. - Т.62, N 2. - С.28-36.Ершов М. Как нейтрализовать новые финансовые санкции против России // Эксперт. - 2020. - N 36. - С.41-43.Ершов М.В. Санкции против РФ: механизмы нейтрализации // Экон. стратегии. - 2020. - Т.19, N 7. - С.46-51.Заостровцев А.П. Реакция на контрсанкции: «Мы за ценой не постоим…» // Обществ. науки и современность. - 2020. - N 5. - С.46-60.Зинковский М.А. Гражданско-правовые аспекты экономических отношений в условиях санкций: монография / Зинковский М.А. — Москва: Зерцало-М, 2021. — 92 c. — ISBN 978-5-94373-490-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/111793.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейЗолов А.В. США. Борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век). Часть 1: учебное пособие / Золов А.В. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2000. — 100 c. — ISBN 88874-172-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/24098.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейКапогузов Е.А. Российская нефтехимия в период санкций: Carpe Diem / Е.А.Капогузов, Р.И.Чупин, М.С.Харламова // ЭКО. - 2020. - N 12. - С.71-86.Клинова М.В. Россия - Евросоюз: продолжение санкционного противостояния / М.В.Клинова, Е.А.Сидорова // Вопросы экономики. - 2020. - N 6. - С.114-127.Клинова М.В. Экономические санкции Запада против России: развитие ситуации / М.В.Клинова, Е.А.Сидорова // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 3. - С.159-170.Кокоева З. В. Влияние санкций на экономику Российской Федерации // Молодой ученый. – 2020. – № 23. – С. 568–570.Кононенко Д.Ф. Влияние экономических санкций на характер исполнения внешнеэкономического контракта // Рос. юрид. журнал. - 2020. - N 6. - С.176-180.Кошкин А. П. Антироссийские санкции: история и современность. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. – 92 с.Кузнецов С.В. Неопределенность навсегда: перспективы развития европейской и российской экономик в условиях взаимных санкционных режимов // Инновации. - 2020. - N 5. - С.34-36.Кузовкин А.И. Санкции США затронут «Северный поток-2» // Микроэкономика. - 2020. - N 5. - С.53-56.Кьеза Д. Санкции против России будут сняты в течение 2017 года // Рос. Федерация сегодня. - 2020. - N 3. - С.56-59.Мальков, В. Л. История межгосударственных отношений России и США в ХХ веке: монография / В. Л. Мальков. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-08896-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474927 (дата обращения: 07.11.2021).Матюшок В.М. О методологических аспектах формирования экономической стратегии России в условиях западных санкций // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - Т.13, вып.12. - С.2273-2290.Миркин Я. Другая финансовая политика. Сильный ответ на кризис и санкции // Пробл. теории и практики управл. - 2020. - N 8. - С.100-107.Мировая экономика в 2 ч. Часть 1.: учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 689 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11204-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475959 (дата обращения: 07.11.2021).Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по специальностям «Мировая экономика», «Международные отношения» / В.Б. Мантусов [и др.]. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 447 c. — ISBN 978-5-238-02601-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81606.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейНосова Н.С. Международные экономические отношения: учебное пособие / Носова Н.С., Роньшина Н.И. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/6303.html (дата обращения: 07.11.2021). — Режим доступа: для авторизир. ПользователейНуреев Р. М., Симаковский С. А. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // Journal of Economic Regulation. – 2020. – Vol. 7. – № 4. – Р. 32–47.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!