это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4043735
Ознакомительный фрагмент работы:
Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического
развития Республики Татарстан до 2030 года являются Федеральный закон от 28 июня 2014
года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закон
Республики Татарстан от 16 марта 2015 года № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в
Республике Татарстан».
(2 слайд) В Стратегии сформулирована главная стратегическая цель:
Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер
(основной источник роста) полюса роста "Волга - Кама".
Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала,
институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион
России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой
включенностью в международное разделение труда.
(3 слайд) Стержень стратегии - человек, и три приоритета:
- формирование и накопление человеческого капитала;
- создание комфортного пространства для развития человеческого капитала;
- создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован
экономикой и может успешно функционировать.
Экономическая политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в
которых человек - носитель талантов - может реализоваться. Это важнейший акцент и в
инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике.
(4 слайд) Методическая особенность подхода - использование специально
разработанной интегрирующей схемы - модели "Татарстан 7+6+3", задающей логику
стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления,
ориентированной на рост конкурентоспособности региона и его предприятий. Модель
отражает базовую идею - участие Татарстана в борьбе за лидирующие позиции в мировой
межрегиональной конкуренции полюсов роста, в которых развиваются
конкурентоспособные экономические комплексы и кластеры, создаются условия для
привлечения и удержания капиталов.
Модель совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий
конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи
направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру шести
базовых экономических комплексов (с выделением в каждом из них кластеров и проектов
развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских
агломераций (рис. 1).
Примечание. Модель является конкретизацией более общей методики "AV Region
Galaxy Model", разработанной AV Group, на основе развития подходов классиков теории
межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития Ф.Перру,
М.Портера, Й.Шумпетера и др.
(5 слайд) Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и
применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к
региону, что делает модель удобным инструментом изучения и описания взаимосвязанных
процессов - конкуренции регионов и предприятий (табл. 1.).
Таблица 1. Цели семи направлений конкуренции регионов/предприятий
Название
направления
(регион/предприятие)
Региональный уровень Уровень предприятия
Рынки продукции и
услуг
Конкурентоспособность региональных
отраслей специализации на их рынках.
Лучшие условия для продвижения
продукции местных предприятий на
внешние рынки
Объем продаж и доля
рынка
Институты/Управлен
ие
Качество частных, государственных и
государственно-частных институтов и
механизмов управления. Высокий уровень
развития предпринимательства. Понятный
доступ к административным ресурсам
Эффективное
внутрифирменное
управление
Человеческий
капитал/Персонал
Лучшие условия для привлечения и
удержания носителей человеческого
капитала. Высокое качество социальных
услуг
Мотивированные,
квалифицированные
сотрудники
(6 слайд)
Инновации и
информация/Техноло
гии
Лучшая экосистема инноваций. Высокое
качество телекоммуникационной
инфраструктуры
Разработка и
приобретение
передовых технологий и
новых продуктов
Природные
ресурсы/Сырье
Обеспечение лучших условий доступа к
природным ресурсам при сохранении
экологического благополучия
Доступ к сырью и
земельным ресурсам
Реальный капитал/
Материальные
активы
Высокое качество физической
инфраструктуры и пространства,
привлекающее бизнес и население
Обеспеченность и
эффективное
использование
основных фондов
Финансовый капитал
Условия для развития финансовых
институтов. Лучшие инструменты
привлечения внешних инвестиций.
Эффективное вложение федеральных и
региональных инвестиций
Обеспеченность и
эффективное
использование
финансовых ресурсов
(7 слайд) Ключевая задача для Республики Татарстан к 2030 году - обеспечение
глобальной конкурентоспособности региональной экономики в постоянно изменяющемся
мире. Одним из индикаторов конкурентоспособности является ВРП на душу населения по
паритету покупательной способности (ВРП на душу населения по ППС).
Республика Татарстан еще в 2008 году превзошла уровень ВРП на душу населения по
ППС Малайзии (рис. 2) и сохраняет разрыв, что говорит о высоком потенциале глобальной
конкурентоспособности республики, поскольку Малайзия имеет один из самых высоких
темпов экономического роста среди быстрорастущих экономик Азии.
(8 слайд) Глобальное позиционирование формируется путем сравнения ВРП на душу
по ППС Татарстана и «мировых полюсов роста» (региональными экономиками стран-
лидеров). В результате определен коридор «Мировые полюса роста» - от 25 до 45 тыс.
долларов США в ценах 2013 года.
Ключевым целевым ориентиром достижения Республикой Татарстан глобальной
конкурентоспособности является вхождение в коридор «Мировые полюса роста» во всех
сценариях развития, а также достижение его верхней границы в оптимистическом сценарии
(рис. 3). Позиция 1 - факт, 2013 год, позиция 2 – целевые показатели оптимистического
сценария на 2030 год в ценах 2013 года.
(9 слайд) Главной ценностью для Стратегии является Человек - неповторимая и
свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей
не только перед собой и окружающими, но и будущими поколениями.
Стратегия определена на 15 лет (2016 - 2030 годы) и предполагает четыре этапа (три
трехлетних и один шестилетний). При этом при необходимости раз в три года будет
проходить корректировка, а раз в шесть лет - обновление Стратегии.
(10 слайд) Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-
экономического развития и приоритетам экономической политики республики.
Первый этап (2016 - 2018 годы) базируется на реализации и расширении тех
конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика республики с целью повышения
эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала и
формирования предпосылок значительного роста конкурентоспособности. На данном этапе
необходимо будет структурировать систему государственных программ с формированием
программы развития ключевых экономических направлений, проработать набор
приоритетных проектов развития, структурированных в рамках портфеля региональных
кластеров (запускается и дает первые результаты модель кластерной активации). Темпы
роста будут низкими в силу ряда глобальных и российских факторов. Будут реализованы
проекты импортозамещения.
Реализация первого этапа Стратегии в условиях продолжающегося геополитического
кризиса, сохранения международных санкций в отношении ряда российских граждан,
компаний и банков, усиления ограничений на международных рынках капитала в
совокупности с низкой ценой на нефть, а также вызванного указанными факторами
ухудшения экономической ситуации и возможного продолжения спада российской
экономики сопряжена с существенными рисками недостижения целевых значений
показателей реализации Стратегии на данном этапе и обуславливает вероятность
существенных корректировок системы стратегических документов Республики Татарстан.
Второй этап (2019 - 2021 годы) базируется на модели роста конкурентоспособности.
Будут создаваться институциональные условия и технологические заделы развития. В
рамках кластерной активации ускорится модернизация "современной экономики" и начнется
создание заделов "умной экономики", стартуют проекты межрегиональной и международной
интеграции. Внешняя конъюнктура улучшится, темпы роста повысятся.
Третий этап (2022 - 2024 годы) - кластерная активация обеспечит заметный рост
конкурентоспособности экономики и социальной сферы Республики Татарстан на основе
перехода республики на новую сбалансированную модель развития, значительного
улучшения качества человеческого потенциала и социального пространства, углубления
структурной модернизации "современной экономики", значительного развития новой "умной
экономики", превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста.
Четвертый этап (2025 - 2030 годы и далее) - произойдет рывок в повышении
конкурентоспособности экономики, будут созданы условия для достижения глобальной
конкурентоспособности Республики Татарстан в рамках ряда ключевых направлений.
Республика Татарстан сможет занять позицию глобального субъекта - лидера полюса роста
"Волга - Кама", обеспечивающего развитие субъектов-партнеров и Российской Федерации в
целом.
(11 слайд) На официальном сайте Министерства экономики Республики Татарстан
выложены материалы о том, как реализуется стратегия и ее первые результаты по итогам 1
этапа. Так, в 2018 году по сравнению с 2015 г. наблюдается рост ВРП на 5,4%,
промышленности на 7,2%, сельского хозяйства на 11,9%, розничной торговли на 5,3%.
Негативно можно оценить лишь снижение в области строительства на 0,5%.
(12 слайд) Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость
использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено три сценария:
- сценарий 1 - инерционный (сценарий жестких ресурсных ограничений);
- сценарий 2 - базовый (сценарий умеренных ресурсных ограничений);
- сценарий 3 - оптимистический (сценарий мягких ресурсных ограничений).
(13 слайд) Так, в 2018 г. объем валового регионального продукта (ВРП) составил 2253,2
млрд. руб. На графике представлен его прогноз по интернациональному, базовому и
оптимистическому сценариям. В условиях мягких ресурсных ограничений объем ВРП
Республики Татарстан к 2030 г. в соответствии с изучаемой Стратегией составит 6854, млрд.
руб. Сценарий жестких ресурсных ограничений предполагает, что объем ВРП составит
3608,9 млрд. руб. А 5132,4 млрд. руб. приходится на сценарий умеренных ресурсных
ограничений.
(14 слайд) Как и говорилось ранее раз в три года будет проходить корректировка
Стратегии. Так в Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан в
2018 г. были включены новые направления. Среди них можно отметить:
- сокращение различий в качестве жизни в городах и сельской местности на основе
синхронизации уровня доходов и доступа к услугам организаций социальной сферы;
- установление рационального стандарта обеспеченности социальной, транспортной,
экономической инфраструктурой;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения
адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
- формирование механизма обеспечения краткосрочной формы подготовки и
переподготовки кадров, в том числе в формате online через личные кабинеты работодателей;
- формирование контрольных цифр приема в СПО с учетом государственного заказа и
потребностей экономики;
- создание виртуальных выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в
формате дополненной реальности;
(15 слайд) Далее охарактеризуем целевое видение, показатели достижения целей,
ожидаемые результаты реализации. Главная стратегическая цель развернута в семь
стратегических целей в проекции семи направлений межрегиональной конкуренции,
учитывающей и три стратегических приоритета (человеческий капитал, пространство,
экономика и управление): пять направлений конкуренции (с третьего по седьмое)
агрегируются в стратегический приоритет "экономика и управление".
(16 слайд)
СЦ-1 Человеческий капитал: накопленный человеческий капитал обеспечивает
конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в
накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание
условий достижения высокого качества жизни
СЦ-2 Пространство, реальный капитал: сбалансированное территориально-
пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность
среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные
фонды эффективно используются
СЦ-3 Рынки: отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на
межрегиональных и глобальных рынках
СЦ-4 Институты: сбалансированная система государственных, частных и
государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие
конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего
бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции
СЦ-5 Инновации и информация: республика лидирует в развитии "умной
экономики", создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и
технологий
(17 слайд)
СЦ-6 Природные ресурсы: природные ресурсы эффективно используются на базе
принципов устойчивого развития
СЦ-7 Финансовый капитал: республика инвестиционно привлекательна на мировом
уровне. Финансовая система высокоэффективна
(18 слайд) Значения индикаторов целевого состояния Республики Татарстан.
Индикатор 2013 2018 2021 2024 2030
ГСЦ: Главная цель
ВРП на душу населения по ППС, тыс.
долл. США, в ценах 2013 года
По инерционному сценарию 20,9 22 23 24 26
По базовому сценарию 20,9 23 25 28 35
По оптимистическому сценарию 20,9 24 28 33 43
СЦ-1: Человеческий капитал
Производительность труда, млн
руб./чел.
По инерционному сценарию 0,85 1,12 1,33 1,53 1,98
По базовому сценарию 0,85 1,17 1,43 1,76 2,58
По оптимистическому сценарию 0,85 1,23 1,59 2,00 3,20
(19 слайд)
СЦ-2: Пространство, реальный капитал
Протяженность магистральной
скоростной автодорожной сети
(автодороги I и II тех. категории), км
По инерционному сценарию 250 505 633 888 1 270
По базовому сценарию 250 612,4 793,6 1 200 1 700
По оптимистическому сценарию 250 810 1 100 1 650 2 500
СЦ-3: Рынки
Доля экспорта Республики Татарстан в
общем объеме экспорта Российской
Федерации, %
По инерционному сценарию 4,2 2,4 2,7 2,4 2,3
По базовому сценарию 4,2 3,0 4,0 4,2 5,0
По оптимистическому сценарию 4,2 3,6 5,4 6,9 6,6
(20 слайд)
СЦ-4: Институты
Доля малого и среднего бизнеса в
добавленной стоимости, %
По инерционному сценарию 25,6 26,9 27,4 28,0 29,0
По базовому сценарию 25,6 27,9 29,2 30,5 33,0
По оптимистическому сценарию 25,6 28,4 30,1 31,7 35,0
Доля населения, занятого в секторе
МСП, %
По инерционному сценарию 26,4 27,0 28,0 29,0 30,0
По базовому сценарию 26,4 28,0 30,0 31,0 32,0
По оптимистическому сценарию 26,4 28,5 31,0 32,0 34,0
СЦ-5: Инновации и информация
Доля инновационной продукции в
общем объеме промышленного
производства, %
По инерционному сценарию 22,0 21,8 22,2 22,7 23,5
По базовому сценарию 22,0 25,2 27,6 30,1 35,0
По оптимистическому сценарию 22,0 27,5 31,4 35,3 43,0
(21 слайд)
СЦ-6: Природные ресурсы
Степень озеленения поселений
(отношение площади, занятой под
зеленые насаждения, к общей площади
поселения), %
По инерционному сценарию 25,0 27,0 30,0 32,0 35,0
По базовому сценарию 25,0 28,0 32,0 35,0 40,0
По оптимистическому сценарию 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0
СЦ-7: Финансовый капитал
Доля Республики Татарстан в
суммарных российских инвестициях в
основной капитал, %
По инерционному сценарию 3,8 3,7 3,7 3,7 3,8
По базовому сценарию 3,8 4,1 4,5 5,1 6,4
По оптимистическому сценарию 3,8 4,6 5,3 6,4 7,6
Основным результатом реализации Стратегии, помимо достижения глобальной
конкурентоспособности, должно стать повышение уровня сплочения общества, степени
заинтересованности и вовлеченности каждого жителя в развитие республики.
(22 слайд)
Важно отметь, что данные по результатам второго и третьего этапов реализации
Стратегии на сайте Минэконом развития отсутствуют. В настоящий момент реализуется
кластерная активация
(23 слайд) В Республике Татарстан присутствует ряд системных проблем, большинство
которых характерны в целом для Российской Федерации.
1. Предпосылки "голландской болезни":
- пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия
высокоприбыльного углеводородного сектора;
- высокая зависимость от федеральных решений и финансирования.
2. Среднее качество и нехватка человеческого капитала:
- относительно низкая производительность труда; высокая дифференциация доходов;
- дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных
специальностей; значителен риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для
инновационной экономики;
- затрудненная вертикальная карьерная мобильность по меритократическим критериям
(компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и
дефициту профессиональных кадров;
- риски монопрофильности промышленных центров;
- недостаточный уровень менеджмента, несоответствие квалификации работников
осуществляемой профессиональной деятельности.
3. Системные проблемы конкурентоспособности:
- недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей
промышленности;
- недостаток сырья для нефтегазохимии;
- экологические проблемы;
- низкое качество инвестиционного портфеля; низкая эффективность инвестиций;
- недостаточное качество финансовой инфраструктуры;
- развитие региона в прошлом строилось на принципах закрытой системы при
отсутствии эффективной политики экономической экспансии на новые рынки и ограничении
каналов входа в регион для внешних инвесторов; слабое взаимодействие с регионами-
соседями и недостаточно активное продвижение продукции и услуг, а также
внутриматериковое положение при недостаточно развитой инфраструктуре затрудняет
расширение рынков сбыта;
- недоиспользование потенциальных агломерационных преимуществ, раскрываемых в
случае развития современной инфраструктуры и городской среды Казанской, Камской и
Альметьевской агломераций.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!