это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4047091
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе по философии по теме: "Правы ли Платон, Достоевский, Соловьёв, Фромм о том, что "любовь - сила, подрывающая все корни отдельности личности"
Человек появляется на свет благодаря любви, с самого рождения окружен ей, это чувство будет с ним до конца его дней. Любовь является самым загадочным, волнующим и сильным чувством из всех, что может испытывать человек. Над ее вопросами трудились лучшие умы человечества, ей посвящены множество песен, картин, литературных произведений. Однако ответить на вопрос, что есть любовь и какое место это чувство занимает в его жизни, человек затруднится.
Философия любви является частью культуры, поэтому всегда рассматривается как культурная ценность, отражая исторические и национальные традиции. Каждая нация и каждый народ понимает смысл любви по-своему. Меняется и понимание эроса со временем, со сменой поколений. Поэтому важно оценивать место любви в духовной жизни человека не только в зависимости от культуры, нации человека, но и в контексте времени.
Любовь исторична, как и все человеческое. Она возникла наряду с институтами брака, семьи, которые развивались вместе с развитием человека и человеческого общества. Родиной европейского эроса были античная Греция и Рим. Оттуда до сих пор черпаются образы и идеи, связанные с пониманием сущности любви. Греческая мифология создала образы могущественных богов, которые отвечали именно за сферу любви, брака и семейной жизни, поощряя истинную любовь и наказывая всех, кто нарушал ее законы
Центральное место в «любви» тех времен занимала красота, напоминая о идее Платона, что природа любви – желание красоты. Но здесь к сложной диалектике любви добавляются житейские и практические вопросы любви. Античные философы пытались «построить картину мира, основанную на различных природных или космических началах». Наиболее известное учение тех времен о любви принадлежит Платону, где он приходит к выводам о неразделимой связи между любовью и познанием, то есть, что любовь является движущимся со ступени на ступень знанием. Более того, любовь есть познание высшей формы красоты и она по своей природе стремится к прекрасному [1].
Эпикурейцы в своих учениях в отличие от Платона осуждали любовь, считая ее необходимым злом, которое следует избегать. В этом две полярные философские школы (эпикурейцы считали чувственные наслаждения целью человеческого существования, а стоики призывали к воздержанию) сходились. Гибель античного мира привела к тому, что ценности, которые являлись достижением культуры были отодвинуты на задний план.
В итоге, Платон связывал любовь с человеком напрямую, с его природой так мыслить и жить.
Э. Фромм в «Искусстве любви» обвиняет современную цивилизацию в девальвации любви. Господство товарных отношений и рыночной экономики стимулирует узкоэгоистические чувства. Любовь должна утвердить себя как творческая сила. Фромм исходит из того, что любовь предполагает некое знание, методику и технику, и поэтому является искусством, которое надо постигать.
В русской философской традиции особое внимание проблеме любви уделяли В. Соловьев и Н. Бердяев.
По мнению В. Соловьёва, любовь - средство продолжения рода. Половая любовь в этом смысле является вершиной любви, т. к. затрагивает человека целиком. При этом Соловьев отличает любовь от внешнего соединения. Человеческой любви предшествует идеал Божьей любви. Бог как единое, соединяет с собой все другое, т. е. Вселенную. И это другое имеет для него образ совершенной, вечной женственности. Она является предметом любви для человека, хотя конкретная форма вечной женственности может быть приходящей. Поэтому земная любовь может повторяться.
Из философского учения «Антропология В. С. Соловьева»: предназначение человека, согласно Соловьеву, состоит в том, чтобы изменить мир, досотворить его. /Человек изначально был создан именно для этого, человеческое грехопадение, только отсрочило выполнение этой задачи, но не отменило ее/. Соловьев полагает, что законы материальной вселенной не являются чем-то неизменным, навсегда данным (мир не настолько закончен, чтобы усилия духа не могли влиять на принципы его существования).
И сила, которая, по мнению Соловьева, способна изменить мир – это любовь, любовь мужчины и женщины, («половая», «супружеская», как ее называет Соловьев).
Исследуемое утверждение всецело раскрывается через мнение Соловьева: « любящий и не заблуждается: он видит эйдос любимого человека (он смотрит на любимого глазами Бога и видит то, чем он мог бы стать, его суть)».
«Корни отдельности личности» затрагиваются в высказывании Соловьева: «человека еще не было, он еще только должен появиться. Пока что на лицо только половинки человека. «Пол» - означает «половину». Совершенный человек, по мысли Соловьева, был бы не мужчиной или женщиной, а свободным соединением того и другого (некой динамической системой, в которой не потерялась бы индивидуальность ни того, ни другого) Звучи это просто иначе, а смысл остается тем же. Перечисленные характеристики – корни человека, а именно, его пол, глаза, душа, сердце [5, c. 50].
Соловьев различает три вида любви:
- нисходящая любовь, когда любящий, больше дает, чем получает. Например, родительская любовь, которая основана на жалости и сострадании.
- восходящая любовь, когда любящий, больше получает, чем может дать. Относят любовь детей к родителям, основанное на чувстве благодарности.
- любовь, когда и то, и другое находятся в равной степени или половая любовь.
Если Фромм видит смысл любви в преодолении одиночества и отчужденности, русский философ Владимир Соловьев смысл любви видит в спасении от эгоизма, т.к. только любовь заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим, то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Признавая ценность другого человека, и перенося весь свой жизненный интерес с себя на другого человека. Т.е., смысл любви заключается в оправдании и спасении индивидуальности, которое можно преодолеть через жертву эгоизма. Только тогда возможно соединение двух ограниченных существ, которое создало бы из них идеальную личность, истинного, нового человека, что есть не что иное, как восстановление в человеке образа Божия.
При этом Соловьев считал, что половая любовь и размножение рода находятся между собой в обратном соотношении, чем сильнее одно, тем слабее другое. Сильная любовь очень часто остается неразделенной;
Идея Соловьева в том, что благодаря истинному физическому соединению, восстановив целостность человеческого существа, человек может стать бессмертным. Совершается акт истинной духовности, заключающийся в перерождении, спасении и воскресении плоти. Бессмертие обретается через любовь. Отсюда, перерождение человека неразрывно связано с перерождением вселенной, космическом соединении с Богом.
Также, он говорит о том, что физиологическое соединение не имеет определенного отношения к любви, оно бывает без любви и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви не как самостоятельная цель, а как ее конечная реализация. Если эта реализация становится как цель сама по себе прежде любви, она губит любовь.
Итак, Фромм и Соловьев говорят о любви как о единственном и вернейшем средстве разрешения проблемы существования и бытия человека. Если вернуться к названию моей темы, хотелось бы отметить, что труд Фромма гениален, уникален и актуален именно сейчас, он выделяет основные ошибки в отношениях и описывает их решение на практике. Соловьев же идет дальше, он обожествляет любовь, определяя ее значение в космической трансформации вселенной, творении нового человека, соединении человека с Богом.
Из «Братьев Карамазовых» философия любви Достоевского вся в этой богочеловеческой истине о любви. Его христоликие герои любят всех людей, любят всю тварь, ибо любят Христа Бога; его же христоборческие герои не любят людей, не любят мир, ибо не любят Бога во Христе. Настоящая любовь — подвиг, в котором творчески участвует, с одной стороны, Сам Богочеловек Христос, а с другой стороны, сам человек в полноте, своего существа. Чтобы любить людей непреходящей любовью, человек должен сначала сделать Христа душой своей души, сердцем своего сердца, умом своего ума, волей своей воли, жизнью своей жизни, любовью своей любви. Без Бога Любви невозможно любить божественно. Истинно, любовь делает Бога Богом и человека человеком. Именно поэтому Христос — истинный Бог во всех мирах. Единственный истинный Бог, потому что Он — любовь. "Солнце любви горит в Его сердце, лучи света, просвещения и силы текут из очей Его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца ответной любовью" [4].
Тема любви, или богоискательства, пронизывает все творчество Достоевского, по-разному отражаясь в жизни человека: любовь как свобода и полнота жизни в «Братьях Карамазовых»; любовь как личная истина в «Сне смешного человека»; любовь как судьба человечества в «Подростке»; любовь как счастье, без которого жизнь теряет всякий вкус и смысл, в «Бесах»; любовь как сила, воскрешающая Лазаря, в «Преступлении и наказании», любовь как призвание и действительное, а не мнимое присутствие человека в мире в романе «Идиот». Для того чтобы составить более или менее полную картину представления Достоевского о любви, нужно собрать вместе все части головоломки, рассеянные автором по страницам своих произведений.
Высказывание: «любовь - сила, подрывающая все корни отдельности личности» в общих чертах принадлежит В. С. Соловьеву. Так, он утверждал, что существуют три абсолютные ценности — благо, истина и красота — всегда образуют единство, смысл которого — любовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Боге. Это истинная духовность.
Фромм говорил: «есть только одна сила, которая может изнутри, в корне, подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь половая» [3]. Говоря о силе непрерывно действующей во всех частностях и подробностях нашего существования, Фромм упоминал эгоизм.
В разные эпохи развития философии любви ученые по своему понимали данную тему, связывая ее с Богом, религией, отчуждением от собственной личности, принадлежность другому человеку и прочие характеристики, которые приписывали любви.
И Платон, и Достоевский, и Фромм, и Соловьев пронизывали свои труды темой любви, ее философией, «корни» которой уходили в самого человека, в его истинную природу, душу, сердце. Все их мнения и высказывания напрямую указывают на самое святое, что есть у человека – способность любить всецело, отдаваясь чувствам, даря свою душу, порой, индивидуальность, не опасаясь потерять веру в человека.
Данное высказывание справедливо и имеет место быть в учениях всех вышеперечисленных философов, которые по своему отражали тему любви, сопрягая ее человеческими качествами.
Литература
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!