это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4056989
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему
«Конфликтная педагогическая ситуация и правила её решения»
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………3
Что такое конфликт? ....................................................................................................4
Любой ли конфликт носит деструктивный характер? ...................................................5
Конфликтная педагогическая ситуация и пути её решения……………………………6
Заключение………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………………13
Введение
Сегодня невозможно встретить учебное заведение где бы ни разу за всё время его существования не возникало конфликтов между учителем или преподавателем, или тренером и обучающимся, воспитанником. Проблемой конфликтов между учителем и учеником занимались многие учёные, такие как В.Е. Гурин, C.В. Кондратьева, Н.Г. Полехина, И.Г. Шульц, Ш.А. Амоношвили, Б.И. Хасан, В.П. Бедерханова, Г.С. Илюшкин, В.В. Скворцов и т.д. Несмотря на то, что существует много различных научных работ по конфликтологии, многие вопросы остаются не совсем освящёнными. На сегодняшний день конфликтология– наука о конфликтах находится на этапе своего развития [1, c. 55].
Естественно, что в разрешении возникающих конфликтов в системе образования огромная роль отводится педагогу. Ведь именно он управляет образовательным процессом. Поэтому для педагога очень важно обладать такими качествами как эмпатические способности, чувство такта, высокая компетентность в конструктивном разрешении конфликтов, стрессоустойчивость и т.д.
На наш взгляд именно от педагогического такта, опытности личности педагога зависит конструктивное решение конфликтной ситуации. Почему? Спросите вы. И мы ответим: у педагога больше житейского опыта, он старше, он мудрее, а ученик только становится на свой жизненный путь и ему свойственны ошибки. Как писал великий У. Шекспир в своём произведении «Отелло»: «Люди, они всего лишь люди. Им свойственно ошибаться». К сожалению, даже опытные педагоги совершают ошибки и именно из-за этих ошибок возникают конфликтные педагогические ситуации.
В сети интернет или в телевизионных передачах мы регулярно видим новости о конфликтных педагогических ситуациях, которые вышли за рамки образовательного учреждения. Это говорит о том, что далеко не все участники педагогического процесса обладают компетенцией конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, что подчёркивает актуальность данной темы.
На наш взгляд данную проблему можно решить при грамотном построении работы психологической службы в образовательных учреждениях.
Что такое конфликт?
Конфликт переводится с латинского как столкновение – это процесс, в котором два или более индивида пытаются противостоять друг-другу, помешать достичь определённых целей [1, c.89].
Конфликт может быть открытым, когда оба оппонента знают о его существовании и латентным, когда это не видно окружающим и самим участником, однако какие-то противостояния и противоречия уже возникают в отношениях. В ситуации, когда взаимоотношения между людьми складываются хорошо, не возникает ссор и противоречий, соответственно у нас не возникает вопросов, касающихся этих взаимоотношений, всё идёт своим чередом. Однако, если возникает конфликтная ситуация, мы сразу начинаем думать и анализировать что происходит, как быть, что делать. Неудивительно, что такая наука как конфликтология не перестаёт терять своей актуальности. Данная наука выросла из психологии, социологии, философии. Однако, важно понимать, что не всякую ссору можно назвать конфликтом. Исходя из житейского опыта, часто люди приравнивают ссору, разногласие, недомолвку к понятию «конфликт». Если мы заглянем в толковый словарь русского языка, то обнаружим чёткую формулировку данного понятия: «конфликт –столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор» [5, c.100].
Отличительная черта конфликта заключается в том, что конфликт всегда имеет под собой некую почву, фундамент, реальную причину. А какой бы то ни было спор можно прекратить, если он надоел его участникам, ссору тоже можно ликвидировать, простив друг друга, то же самое и с недомолвками.
Что касается конфликта– его можно только решить. Иными словами, найти такие способы его разрешения, которые бы позволили прийти к такому результату, который бы устраивал всех его участников. Эта задача является совсем не из лёгких. Ведь в какой бы сфере не происходил конфликт: в образовании, в семье, в политике, в коммерческой и т.д., он всегда сопровождается острыми эмоциями, переживаниями, иногда оскорблениями. Люди не всегда видят противоречия в ценностях и убеждениях, потому что во время конфликта люди ощущают злость, гнев, раздражение. Такими сильными эмоциями очень сложно управлять, каким бы проработанным с психологической точки зрения не был бы человек.
Любой ли конфликт носит деструктивный характер?
Конечно же, большинству людей на планете Земля неприятно находиться в конфликтной ситуации. Они испытывают негативные чувства и эмоции. Но всегда ли конфликт так плох как кажется? Давайте определим позитивные стороны конфликта.
Итак, первая позитивная сторона конфликта: получение социального опыта. Иными словами, чем больше человек прибывает в той или иной ситуации, тем лучше он приспосабливается к подобным возникающим ситуациям. Конфликт в этом случае тоже не является исключением.
Вторая позитивная сторона конфликта заключается в нормализации эмоционального состояния. Или, проще говоря, с помощью конфликта можно сбросить эмоциональное напряжение. Нет, нет, мы не призываем вас к конфликтам, но тем не менее, когда вас раздражает человек, наверное, вы замечали некое облегчение после того, как сообщали ем об этом.
Третья позитивная сторона конфликта- получение новой информации. Возможно, вы раздражали своего ближнего какими-то действиями и даже не подозревали, что вызываете раздражение у других людей, конфликт, как раз может помочь узнать эту информацию.
Четвёртая позитивная сторона конфликта заключается в том, что он помогает прояснить отношения. Не зря говорят: в споре рождается истина.
Пятая позитивная сторона конфликта заключается в том, что он стимулирует позитивные изменения. Как? Очень просто: после того, как конфликт достиг своей кульминации, эмоции стихли, оппоненты пришли к какому-то решению, выяснили всё, что было неизвестно, а затем, чтобы конфликт не повторился, его участники так или иначе стараются ликвидировать причины конфликта. К примеру, ученик, который конфликтовал с учителем из-за своего поведения, начинает вести себя лучше, становится более ответственным и прилежным.
Конфликтная педагогическая ситуация и пути её решения
Для сферы образования характерны конфликты разного рода. Педагогическая деятельность направлена на передачу социального опыта более младшему поколению. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие ментальный комфорт педагогу, ученику и родителям. В дошкольном детстве общение со взрослыми отличалось от того общения, которое предлагает учитель, меняются требования, вид деятельности [4]. Поэтому нередко в школе возникают разного рода противоречия. Те педагоги, которые имеют большой опыт знают каким образом нужно сказать ученику ту или иную фразу.
Во взаимодействии педагога и обучающегося важно не только содержание речи, но и её тон, мимика, жесты. То, как была сказана фраза.
Все педагогические конфликты можно проанализировать с точки зрения трёх позиций:
1. С точки зрения особенностей учебного пространства;
2. с точки зрения характерологических особенностей детского коллектива или отдельного ученика;
3. с точки зрения возрастных, гендерных, и других особенностей его участников [4].
Вся успешность учебного процесса определяется тем, какие отношения развились у учителя с учениками. Одних учителей ребята слушаются беспрекословно, другие же жалуются на поведение учеников, от этого ученики в свою очередь раздражаются, возникают недопонимания. Хорошо, если педагогу удалось создать благоприятную и безопасную среду для детей.
Социальные психологи и педагоги выделяют пять типов отношений:
-отношения диктата – характерная черта этого типа состоит в том, что учитель обращается с учениками, как с солдатами, имеет место палочная дисциплина.
-отношения нейтралитета – обычное общение учителя с обучающимися на интеллектуальные темы, беседы проходят в доброжелательной атмосфере;
-отношения опеки – можно сравнить со стилем воспитания «гиперопека», когда идёт тотальный контроль, тесный контакт с законными представителями;
-отношения конфронтации – когда учитель недолюбливает своих учеников, но скрывает это, общается в пренебрежительном тоне;
- отношения сотрудничества – педагог выступает другом-наставником, задаёт оптимистичный настрой, создаёт благоприятный фон для учёбы.
Проанализировав данные типы отношений, можно с уверенностью сказать, что самый благоприятный тип отношений– сотрудничество. По своему опыту можно сказать, что встречаются различные типы отношений, но для учеников предпочтительнее отношение нейтралитета, однако отношения опеки свойственны начальной школе, когда обучающиеся ещё совсем маленькие.
В основе педагогики лежит общение, и зачастую очень сложно для педагога подобрать вербальные и невербальные средства её выражения, чтобы не преступить этические нормы, не навредить психике ребёнка, не потерять свой авторитет в детском коллективе, не потерять доверие своих учеников.
Слово педагога имеет для обучающегося вес тогда и только тогда, когда учитель через совместную деятельность выстроил хорошие, доверительные отношения с обучающимся, к примеру, как-то помог, поддержал, чему-то научил. Тем не менее, некоторые педагоги считают, что сам по себе его слово, должно привести обучающегося к послушанию.
Педагогические конфликты образуются чаще всего из-за желания педагога утвердить свою позицию, и из-за желания подростка или более младшего ученика продемонстрировать свой протест к несправедливому решению, убеждению учителя.
Педагогические конфликты имеют свои отличительные особенности, они связанны прежде всего со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон:
1. статус педагога подразумевает взять решение конфликта в свои руки, т.к. он является сформированной личностью, обладает определёнными психолого-педагогическими знаниями [3, c. 98];
2. Учитель может понести серьёзное наказание за деструктивное поведение в конфликтной ситуации, вплоть до увольнения, так как школа или любое другое образовательное пространство – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми [3];
3. В сфере образования гораздо проще осуществить профилактику конфликта, чем конструктивно разрешить его [3, с. 89];
4. учитель и ученик находятся в различных социальных статусах, что является очевидным фактом;
5. возрастные различия участников конфликта, учитель намного лет старше, а значит несёт большую ответственность за разрешение конфликта, в отличии от обучающегося[3];
6. конфликт может нести воспитательную функцию, если за ним наблюдают другие ученики [3];
7. если при разрешении конфликта учитель ошибётся, это может послужить поводом для возникновения других конфликтов;
8. различное видение конфликта учителем и учеником, в этом случае учителю нужно стараться посмотреть на ситуации с позиции ученика, а обучающемуся нужно стараться справиться со своими импульсивными эмоциями [3].
Таким образом, мы выделили все существенные признаки педагогических конфликтов.
Американский психолог К.У. Томас выделяет пять основных стратегий поведения в конфликте: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание [1, с. 87]. Охарактеризуем каждую из них.
Сотрудничество. Данная стратегия примечательна тем, что первая сторона конфликта отстаивает не только свои интересы в разгоревшемся конфликте, но и думает, как бы удовлетворить интересы противника. Оба участника являются активными, каждый отстаивает свою точку зрения. Сотрудничество –длительная тактика выхода из конфликтной ситуации. Каждый участник должен чётко высказать свою позицию, мотивы, только после этого наступит возможность разрешить конфликт верно. Такая стратегия, как сотрудничество оптимальна тогда, когда у каждой из сторон имеются какие-то латентные потребности. Но если объектом конфликта является нечто жизненно важное хоть для одной из сторон, осуществление данной стратегии является невозможным, всё зависит от типа конфликта. Отсюда следует, что применять данную стратегию целесообразно людям, которые хотят сохранить тёплые и доверительные отношения на долгие годы. Это обычно происходит между близкими людьми, родственниками. Иными словами, качество отношений между оппонентами может повлиять на качество их жизни в целом.
Соперничество. Эта стратегия является полярной сотрудничеству. Люди, которые прибегают к соперничеству обычно уверенные в себе, немного эгоистичны, не терпят неудач. Когда конфликт решается таким способом, как соперничество, одна из сторон всегда будет в числе проигравших, а другая любыми способами овладеет объектом конфликта. При этом здесь есть место угрозам, манипуляциям и прочим деструктивным действиям. При окончании третьего этапа конфликта и воображаемом его решении, оппонент, который подчинился напору другого оппонента, из-за своих личностных особенностей или влияния авторитета, всё равно пребывает в состоянии латентного конфликта, который в любой момент может возобновиться снова из-за той же причины или из-за другой. Поэтому данная стратегия весьма неэффективна, она не способствует конструктивному исходу противоречия.
Компромисс «характеризуется взаимными уступками для выработки обоюдного компромиссного решения. В результате чего происходит частичное удовлетворение потребностей обеих сторон» [1, с. 44]. Заблуждением является то, что эта стратегия наиболее благоприятна. В ходе использования данного типа поведения оппоненты жертвуют своими интересами и в итоге нет победителей, то есть все остались при своём мнении.
Компромисс можно использовать только в том случае, когда объект находится одинаковым для сторон конфликта, но тогда возникает вопрос о целесообразности конфликта, ведь конфликт синоним слову противостояние.
Приспособление означает, «что субъект жертвует своими интересами в пользу другой стороны, полностью уступая её интересам» [1, с. 48]. Причинами такого стиля поведения в конфликте могут быть личностные особенности человека, такие как нежелание конфликтовать, неумение вести себя в конфликте, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, обидчивость и другие. Данную стратегию можно применять, когда целью для оппонентов является восстановление благоприятного фона.
Избегание. «Этот стиль реализуется в том, что человек не отстаивает свои интересы, он не готов сотрудничать с другой стороной для выработки наилучшего совместного решения и потому уклоняется, уходит от разрешения конфликта» [1, c. 55]. Стратегия избегания совсем неэффективна, потому как ни одна из сторон не достигает своей желаемой цели, отсюда следует, конфликт нельзя считать разрешённым.
На вопрос какую стратегию применять в педагогическом конфликте ответить сложно. Всё зависит от самой ситуации, её структуры, а также от характерологических особенностей личностей оппонентов. Важно учитывать, что для педагога главным является сохранение собственного авторитета в глазах учащихся, гуманное отношение к личности ребёнка, соблюдение этических правил в ходе конфликтной ситуации.
Все мы люди, и бывает очень сложно сдерживать свои эмоции, когда ученик хулиганит, оскорбляет, ведёт себя не подобающим образом. Но нам, педагогам, нужно взращивать и развивать в себе психологическую компетентность, умение вести себя достойно в любой сложившейся ситуации, не краснеть при любом тревожном звонке, не переходить на личности. Многие педагоги считают шутку и юмор в целом залогом успеха педагогических взаимоотношений. Однако, юмор очень тонкая вещь. Кому- то шутка может показаться весьма смешной и забавной, а кто-то разрыдается от обиды и это послужит поводом для очередного конфликта.
В психологии существует схема конструктивного выхода из конфликта, она представлена в трёх этапах. Первый–нужно чётко сформулировать мотив оппонента. Второй– с частицей с противительным союзом «но» нужно заявить о своей позиции, с точки зрения сопротивления её позиции оппонента. Третий этап заключается в том, чтобы в доброжелательной форме предъявить своё требование. Разберём на примере, чтобы проиллюстрировать данный способ.
Ученик Петя срывает урок: кричит, разговаривает, не слушает учителя. Мария Ивановна решает этот конфликт представленным нами способом: «Петя, я понимаю, что разговор с соседом по парте гораздо интереснее, чем тема квадратных уравнений, но ты мешаешь вести мне урок, а другим ребятам слушать и получать важные знания, я бы хотела, чтобы ты перестал разговаривать, а обратил свой взор сюда, на доску». Данный способ позволяет показать ученику, что его позиция учитывается, его понимают и принимают как уникальную личность, но при этом, эта схема даёт понять, что есть и другие интересы, которые оппонент нарушает. Главное при использовании любой стратегии использовать доброжелательный тон и формулировки. Тогда вероятность решить конфликт конструктивно возрастает.
Как уже отмечали выше, что конфликты в образовательной среде гораздо легче предотвратить, чем решить. Для этого существует психологическая служба в образовании. Различные тренинги, занятия для педагогов и для учеников способствуют благоприятному взаимодействию между учителем и учеником.
Заключение
Важно отметить, что ответственность за конструктивное разрешение педагогического конфликта целиком лежит на педагоге. Поэтому любому педагогу важно работать над своей конфликтоустойчивостью, гуманностью и эмоциональной стабильностью. Ведь успешность процесса обучения не возможно без зрелой личности учителя. Умение решать конфликты приходит с опытом, чем больше опыта конфликтов у педагога, тем проще он их решает и ведёт себя в них более уверенно. Стоит отметить, что педагоги тоже люди, и им свойственно ошибаться. Главное не навредить психике ученика, ведь любое слово может так ранить ещё неокрепшую психику, что потом это может отразиться не самым лучшим образом во взрослой жизни ученика.
В конце нашего эссе представим упражнения и рекомендации для педагогов по преодолению сложностей в конфликтной ситуации с учениками
Список использованной литературы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!