это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4058048
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему «Психоанализ З. Фрейда»
Не смотря на то, что психоанализ как особый психологический подход возник на рубеже XIX – XX веков, его актуальность себя не исчерпала. Многие аспекты психоаналитической теории психологи используют в консультативной и групповой работе. Также, к психоанализу как к системе взглядов прибегают многие современные аналитики с целью интерпретации актуальных социальных явлений нашей действительности.
С моей точки зрения, это объясняется тем, что психоаналитическая теория обладает широкой объяснительной способностью, она логична, закончена и, в целом, характеризуется внутренней гармонией. Хотя, как мы покажем ниже, и несет в себе отдельные аспекты, которые могут подвергаться разумной критике.
Чаще всего, на мой взгляд, фрейдизм критикуют за его чрезмерную центрированность на сексуальной жизни человека, за сведение всей человеческой природы к животному, биологическому началу.
Однако, теория сексуальности – далеко не единственное, и не самое главное из того, что сегодня применяется многими психологами на практике. С моей точки зрения, необходимо обратить внимание на такой, открытый З. Фрейдом, принцип как принцип тотального психического детерминизма, который на простых жизненных примерах описан в его книге «Психопатология обыденной жизни» [2].
Согласно этому принципу, в психической жизни человека нет ничего случайного. Отдельным пунктом внутри этого принципа можно рассмотреть оговорки, ослышки, описки человека, те или иные его случайные действия, которые, на самом деле, вовсе не случайны. Все вышеописанное – один из королевских путей в бессознательное [2].
Проглатывание слюны, покашливание, случайные движения, забывание тех или иных вещей в каких-то местах – все это можно анализировать с точки зрения неосознанных желаний человека. Все это вовсе не является случайностью.
Рассмотрим конкретный случай из жизни моей знакомой, который легко объясняется с опорой на метод психоанализа, а именно на принцип тотального психического детерминизма.
Моя знакомая, человек увлеченный психологией. Она – частый посетитель всевозможных лекций на тему: отношений, психологии любви, социального взаимодействия.
Как человек, склонный и умеющий анализировать свои состояния, она умеет прислушиваться к своим внутренним, телесным ощущениям.
Однажды она посетила лекцию одного профессора и около двух часов находилась в аудитории с большим количеством таких же увлеченных слушателей, как и она сама.
Где – то в начале лекции лектор обратился в качестве примера к одному жизненному случаю, произошедшему с одной из его клиенток. Интересно, что озвученный им случай очень сильно напоминал события, происходившие недавно с моей знакомой и значимо повлиявшие на ее жизнь. В этот момент моя знакомая начала очень активно кашлять. Как она вспоминала – у нее вдруг сильно запершило в горле. При этом, с ее слов, она не болела, не простужалась. По крайней мере, боли в горле или простуды у нее не было.
После этого, лектор, перешел к другим темам, которые уже не настолько были близки моей знакомой, и она перестала кашлять.
Говорил он долго, прежде чем снова вернулся к тому самому примеру, который упомянул в начале лекции. В этот самый момент, моя знакомая снова начала активно кашлять – у нее снова запершило в горле.
Необходимо отметить, что все время до этого, на протяжении почти всей лекции, в горле у нее не першило.
Моя знакомая сочла этот случай очень интересным, а свой кашель – не случайным, и мы вместе с ней решили провести анализ того, что же, в действительности, произошло.
Мы вспомнили теорию психоанализа и принцип тотального психологического детерминизма [2]. Если проводить анализ ситуации с опорой на позицию З. Фрейда, то в тот самый момент, когда лектор коснулся актуального для моей знакомой примера, у нее появилось желание включиться в беседу с ним. Возможно, что-то добавить из своего личного опыта по теме, возможно, спросить профессора о чем-то важном или просто сообщить, что ей этот случай знаком и поблагодарить говорящего за значимую и важную для нее тему.
По какой-то причине, женщина не решилась реализовать возникшее у нее желание. Возможно, она постеснялась, или ей не хватило уверенности в себе. Она так и не включилась в диалог и не заявила о себе. Возможно, она даже не осознала возникшее у нее желание в полной мере, а может, она смутно догадывалась о нем.
Согласно З. Фрейду, желание говорить привело в движение голосовые связки женщины. Однако, работа голосовых связок, не реализовалась в речевом сообщении, и как следствие, в горле началось першение.
Всякий раз, когда лектор возвращался к значимой для нее теме, возникало подавленное желание вступить в диалог, провоцирующее першение в горле и, как следствие, кашель.
Таким образом, после проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что психологу необходимо обращать внимание на любые, казалось бы, несущественные действия клиента: заикание, покашливание, изменения в интонации голоса и т.д. Наблюдение за подобными проявлениями поможет понять внутренние потребности и состояния клиента.
Теперь проанализируем одну из важнейших социальных проблем, не имеющую очевидного ответа и предложим свой вариант ее решения методом психоанализа с опорой на лекции и труды З.Фрейда.
Из всех существующих в современном обществе проблем мы выбрали, на наш взгляд, наиболее актуальную. А именно - проблему социальной вражды и ненависти различных народов и этносов друг к другу.
Казалось бы, мы живем в современном цивилизованном обществе, в котором давно сформулированы права и свободы человека, однако, межнациональные конфликты и военные столкновения не исчезли и в наши дни.
Однозначного решения этого вопроса, имеющего глобальное значение, не существует. Каждый философ и мыслитель дает свою рецептуру преодоления проблемы. Мы предлагаем подход З. Фреда для объяснения межнациональной ненависти. Не только с целью объяснения ее причин, а также с целью предложения стратегии разрешения столь значимой проблемы.
В своем фундаментальном произведении «Я и Оно» [4] З. Фрейд говорит о двух основных видах влечений, изначально присущих биологической природе человека. Это два инстинкта: влечение к жизни (либидо) и влечение к смерти (мортидо).
Именно они управляют поведением человека и, на самом деле, являются источником любой человеческой активности.
Если сексуальное влечение, которое, в том числе, выражается в любви и привязанности, легко понять и объяснить, то влечение к смерти не всем понятно и не для всех легко объяснимо. Попробуем разобраться в нем.
Основным выражением инстинкта смерти З. Фрейд считал садизм. Задачей инстинкта смерти является лишение всего живого жизни. Следствием влечения к смерти является вражда, ненависть, стремление причинить вред, различные виды агрессии, включая обиду на кого-либо, которая, также, является агрессией, только вытесненной.
Таким образом, мы имеем два диаметрально противоположных по своей целевой программе инстинкта. Парадокс заключается в том, что они существуют в каждой личности одновременно и сопровождают друг друга, переходя друг в друга, и замещая друг друга.
На самом деле, это очень тонкий психологический механизм, который создает баланс между чувством ненависти и чувством любви. З. Фрейд также называет это амбивалентностью чувств, то есть их двойственностью [4]. В связи с этим, вспоминается одна очень меткая народная поговорка: от ненависти до любви один шаг.
Дальше З. Фрейд размышляет: если ненависть легко переходит в любовь, а любовь – в ненависть, то должен быть какой-то психологический фактор, который осуществляет это переключение на диаметрально противоположное чувство [4].
В противоположном случае, данное превращение может считаться чисто случайным. Однако, как мы помним, в психоанализе нет случайностей, там господствует принцип тотального психологического детерминизма.
Далее, З. Фрейд озвучивает свое предположение, что если нивелировать чувство соперничества, порождающее борьбу с объектом и ненависть к нему, то психическая энергия, которая ранее уходила в русло агрессии и разрушения, направится в русло любви и созидания, начнет подпитывать исключительно позитивные чувства к объекту. Произойдет идентификация с объектом.
В связи с этим, если мы кого-то очень сильно ненавидим, это означает, что подсознательно мы тянемся к этому объекту, и наша ненависть способна при определенных обстоятельствах превратиться в такую же сильную любовь.
Причиной межнациональной ненависти и вражды, которая может выражаться, в том числе, в экстремизме, нетерпимости и религиозном фанатизме является не что иное, как естественный для животной человеческой природы, инстинкт смерти.
Поэтому, с точки зрения психоанализа, нет ничего удивительного в том, что у современного человека этот инстинкт смерти сохраняется.
Не смотря на то, что наша цивилизация развивается, мы уже вошли в эпоху цифровизации и высоких технологий, мы не перестаем оставаться носителями животного начала. Это то, что сближает нас со всеми живыми существами на планете. И на сегодняшний момент еще не открыто способа преодолеть эту инстинктивную природу.
Однако, опираясь на труды З. Фрейда, мы можем предложить иной путь разрешения этой непростой проблемы. Особая ненависть одной нации к другой, всегда может трансформироваться в не менее сильную любовь и идентификацию с объектом.
Для того, чтобы данная трансформация произошла, необходимо устранить все те факторы, которые подталкивают к соперничеству между представителями различных наций, народностей и социальных групп.
Задача специалистов психологов, с нашей точки зрения, как раз будет заключаться в том, чтобы обнаружить и описать эти факторы, а затем, опираясь на любой доступный психологический инструментарий, устранить эти факторы.
Следующим пунктом, мы представим свой собственный критический анализ тезиса З. Фрейда из книги «Введение в психоанализ» [1] о том, что сновидения невротиков не отличаются от сновидений здоровых людей.
При этом, необходимо отметить, что критику этого тезиса мы проведем, опираясь на другой труд З. Фрейда, «Толкование сновидений» [3]. Таким образом, мы раскроем некоторое противоречие, которое, как нам кажется, существует внутри достаточно стройной в целом теории психоанализа.
С одной стороны, З. Фрейд заявляет о том, что нет особых различий в содержании сновидений здоровых людей и невротиков, с другой стороны, он говорит о том, что большинство сновидений выполняют функцию ослабления подавленных влечений и нереализованных потребностей личности. Потому что сновидение в символической и зашифрованной форме, как бы, обходным путем, удовлетворяет наши скрытые и неприемлемые на сознательном уровне желания [3].
Если же мы обратимся к этиологии психических заболеваний по З. Фрейду, мы обнаружим, что он понимал любой невроз как следствие вытеснения в бессознательное важных влечений, воспоминаний, а также неприятного для нашего сознания травматического опыта [4].
Таким образом, целью психоанализа как психотерапии является: отвоевать у бессознательного, то есть у Оно, как можно больше психического пространства и превратить его в сознательный опыт, принимаемый и понимаемый на рациональном уровне.
Пока этот травматический опыт не осознан, он будет проявляться во вне как в виде тех или иных невротических симптомов, например, фобий или навязчивых действий, так и в виде информационных сигналов, идущих из бессознательного по, так называемым, королевским путям в бессознательное. Сюда мы отнесем оговорки, ослышки, описки, случайные действия, свободные ассоциации, воображение и сновидения.
Действительно, сновидение по З. Фрейду представляет собой один из таких важнейших королевских путей или лазеек в область бессознательного [3].
Поэтому, когда мы анализируем сновидение и раскрываем его смысл, представленный в символической форме, мы, тем самым, отвоевываем у Оно часть психического пространства, которое, становясь осознанным, выздоравливает.
Что же это означает?
Дело в том, что именно у невротика по логике З. Фрейда, больше, чем у здорового человека, этого неосознанного психического материала. Напрашивается логический вывод о том, что именно у невротика в сновидениях будет больше зашифрованных, срытых от сознания потребностей и влечений. В связи с этим, мы полагаем, что тезис З. Фреда о том, что сновидения невротика ничем не отличаются от сновидений здорового человека, заключает в себе противоречие.
Помимо сновидений, в которых содержатся символические образы, З. Фрейд выделял также сновидения, в которых образы желаний проявляются напрямую, в открытом виде [3]. Например, когда человек, в действительности, не ел уже долгое время, ему может присниться еда или сексуальный партнер, о котором сновидец в действительности мечтает и осознает эту свою мечту.
Мы полагаем, что такие «прямые» сновидения, в которых истинные желания не прячутся за более приемлемой для нашего Сверх - Я ширмой, а проявляются открыто, присущи здоровым людям, в отличие от невротиков.
Помимо этого, З. Фрейд описывал еще один вид сновидений, которые он называл «дневными остатками»[3]. Это сновидения, в которых также ничего не зашифровано, за ними ничего не скрывается. Они всего лишь представляют собой набор впечатлений ушедшего дня, которые отпечатались в нашей памяти. Это предметы, явления, звуки и цвета, которые наше сознание не заметило днем, но которые, тем не менее, просочились в наше бессознательное.
Как мне кажется, этот вид сновидений также будет более характерен для здоровых людей, нежели для личности невротического склада.
Таким образом, как мы видим, теория психоанализа также содержит в себе спорные тезисы, которые, однако, не умаляют заслуги З. Фрейда и практическую ценность его теории.
Литература
1. Фрейд З. Введение в психоанализ - М.: АСТ, - 2020 г. -544 с.
2. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни, - М.: - Азбука, 2018 г.- 192с.
3. Фрейд З. Толкование сновидений - СПб.: Лениздат – 2020 г. - 640 с.
4. Фрейд З. Я и Оно – М.: Эксмо, - 2019 г. – 160 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!