Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Преподаватели и учащиеся Московской духовной семинарии: по архивным документам 1960-1980-х годов

Тип Курсовая
Предмет История

ID (номер) заказа
4070226

500 руб.

Просмотров
910
Размер файла
243.04 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Преподавательский состав Московской духовной семинарии в 1960-1980-е годы

1.1 Кадровая обеспеченность: штатная численность и наличный состав, денежное содержание

1.2 Общий портрет преподавателя: социальное происхождение, принадлежность к клиру, средний возраст, образовательный уровень, педагогический стаж

Глава 2. Учащиеся Московской духовной семинарии в 1960-1980-е годы

2.1 Организация учебного процесса: учебная программа, формы научной работы

2.2 Общий портрет учащегося: социальное происхождение, семейный статус, средний возраст, образовательный уровень, отношение к воинской обязанности.

Заключение.

Список источников и литературы.

Приложение.

 

Введение

Актуальность темы. Московская духовная семинария (далее МДС) — духовно-учебное заведение, имеющее целью давать богословское образование и подготавливать клириков для Русской Православной Церкви (далее – РПЦ). Открыта в 1742 г. на территории Троице-Сергиева монастыря в здании Царских чертогов. Семинария получила название Троицкой, затем Троицкой Лаврской и уже с первых лет своего существования была тесно связана со Славяно-греко-латинской академией, впоследствии преобразованной в Московскую духовную академию (далее МДА). После революции в 1918 г. семинария, а затем в 1919 г. академия были закрыты. К концу 20-х гг. богословское образование абсолютно прекратилось на всей территории Советского Союза. Однако, несмотря на церковные гонения, в 40-х гг. началось постепенное возрождение духовного образования. Так, с июня 1944 г. Правительством разрешен к функционированию в Москве Богословский институт, рассчитанный на 3 г. обучения, и 2-х год. Богословско-пастырские курсы.С начала 1946-1947 учебного года институт и Богословско-пастырские курсы при нем переименованы в МДС с 4-х год. курсом обучения и в МДА так же с 4-х лет. курсом.В 1946 г. постановлением Совета Министров СССР деятельность МДС, наряду с МДА, было разрешено возобновить в стенах Троице-Сергиевой Лавры. В административном отношении академия и семинария были объединены и это событие стало определяющим для всей последующий истории. Во времена хрущёвских гонений на РПЦ (1958-1964 гг.) МДАиС находились под постоянным контролем властей, препятствующих поступлению в нее лиц с высшим и средним специальным образованием, запрещающих тиражировать учебные пособия и преподавать общеобразовательные дисциплины. Положение постепенно улучшилось к середине 1970-х гг., о чем скажем более подробно в последующих главах курсовой работы. Актуальность темы исследования определяется тем, что: во-первых, история МДС в целом во второй половине XX в. изучена значительно меньше, чем ее история в дореволюционный период; во-вторых, интерес к истории РПЦ и к отечественному духовному образованию в частности в последние годы значительно возрос. Объектом исследования являются персоналии преподавателей и учащихся МДС 1960-1980-х. Предметом исследования выступает образовательный процесс в МДС 1960-1980-х гг., как взаимодействие преподавателей и учащихся.Цель исследования — собрать архивные неопубликованные и опубликованные документы, проанализировать данные и составить общие портреты преподавателя и учащегося МДС в 1960-1980-х гг. Исходя из этой цели, можно сформулировать основные задачи исследования: 1)изучить преподавательский состав МДС в 1960-1980-е гг.; 2)изучить состав учащихся МДС в 1960-1980-е гг.Хронологические рамки исследования. На 1960-1980-е гг. приходится сложный для РПЦ период времени, который характеризуется: антирелигиозной кампанией, развязанной Н. С. Хрущевым (1958-1964 гг.), пристальный контролем со стороны советского государства и его влиянием на духовные школы посредством многих факторов, появлением женского религиозного образования, развитием Московской духовной академии и семинарии после своего возрождения в послевоенное время.Выбор временных рамок курсовой работы обусловлен еще и тем, что сведения на преподавателей и учащихся, отчеты о состоянии МДС в 1960-1980-е гг. хранятся в открытом доступе в Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО).Методы исследования. При написании настоящей работы автор опирался на принципы историзма и объективности. С помощью конкретно-исторического метода были составлены общие портреты преподавателя и учащегося МДС на основании полученных данных из архивных источников. Метод монографического описания позволил воссоздать целостную картину образования в Семинарии в указанный период. Степень научной разработанности. Тема профессорско-преподавательского состава и учащихся МДС освещалась в работах отечественных исследователей преимущественно как сопутствующая тема в контексте изучения духовного образования и обобщающих исследований положения РПЦ в советский период. В таком ключе интерес к изучению рассматриваемой темы нашел свое отражение в труде прот. В. Цыпина «История Русской Церкви в 1917-1997» и М. В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах)». Отдельного упоминания заслуживают мемуары проф. К. Е. Скурата «Воспоминания». В них описывается опыт обучения автором в Минской духовной семинарии (1947-1951 гг.) и МДА (1951-1955 гг.). В силу тесной связи семинарии с академией большое значение в контексте исследования приобрели статьи: Е. А. Глазова «Московские духовные академия и семинария в первые послевоенные годы в докладах уполномоченного по делам РПЦ по Москве и Московской области»; .Свящ. И. Кечкина и И. С. Рязанова «Московская духовная академия в период ректорства архиепископа Филарета (Вахромеева) (1966–1973): исторический очерк»;.Проф. А. А. Федотова «Духовное образование в 1943–1988 годах»;. Работа посвящена вопросу изменения образовательной системы РПЦ в советский период. Также в своей докторской диссертации на тему «Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России)» А. А. Федотов рассматривает проблему духовного образования. Основными опубликованными источниками исследования послужили учебные пособия, обзорные диссертации, статьи, монографии и мемуары выпускников МДА разных лет и отечественных ученых-историков. Те их труды, в которых затрагивается тема духовного образования в Советском Союзе во второй половине ХХ в. вообще и в МДАиС в частности. К неопубликованным источникам относятся архивные документы фонда 7483 Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО) и документы библиотеки МДА. Научная новизна. В курсовой работе изучены вопросы, ранее не рассмотренные в исторических исследованиях, а именно: состав преподавателей и учащихся МДС в 1960-1980-е г. на основе анализа архивных источников. Полученные новые данные позволяют создать наиболее полную картину процесса духовного образования в Советском Союзе. Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать при подготовке исследований по истории Московской епархии Русской Православной Церкви, истории Русской Православной Церкви.Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Введение содержит основные сведения о работе: историографию, актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, степень разработанности темы, краткий обзор источников и информацию о структуре работы. В первой главе, на основании неопубликованных и опубликованных документов анализируется преподавательский состав МДС в 1960-1980-е гг., кадровая обеспеченность, составляется общий портрет преподавателя. Во второй главе изучается организация учебного процесса и составляется общий портрет учащегося в МДС в 1960-1980-е гг.. В заключении суммированы выводы по всей работе. Список источников и литературы включает 15 наименований. Глава 1. Преподавательский состав Московской духовной семинарии в 1960-1980-е годы.1.1 Кадровая обеспеченность: штатная численность и наличный состав, денежное содержаниеО наличном составе преподавателей Московской духовной семинарии можно сказать, что он постепенно увеличивался вместе с ростом количества учеников. Если в 1963 году на 128 учащихся приходилось 20 преподавателей, то в 1966 на 143 семинариста приходился 21 преподаватель. Пропорциональный рост продолжился и в 1970-е гг. 36 преподавателей на 156 семинаристов и в 80-е гг. на 412 семинаристов 47 человек. Количество учащихся выросло в почти в 4 раза, а преподавателей в 2 раза. Можно предположить, что профессорско-преподавательский состав нуждался в пополнении. В Семинарии существовало 9 кафедр, а наличный состав профессоров в разные годы состоял из 4-6 человек. Некоторые кафедры пустовали или замещались доцентами. Число доцентов тоже колебалось от 4 до 11 человек. Количество преподавателей составляло от 10 до 20 человек. Денежное содержание профессорско-преподавательского состава по имеющимся архивным данным можно оценить лишь приблизительно. Согласно годовому отчету Семинарии и Академии за 1967 год расходы на зарплату профессорско-преподавательского состава составили 178 045 тыс. руб. Согласно Отчету на разных преподавательских и профессорских должностях в Академии работало 56 человек. Средняя месячная зарплата составляет примерно 264 рубля. Кроме этого, Духовная Семинария компенсировала преподавателям питание в семинарской столовой. За декабрь в 1967 году расходы на питание преподавателей составили 186 руб. Для 60-х годов такой размер зарплат можно считать высоким в среднем по стране, если сравнить с окладом профессора светского вуза в 1961 году, то последний окажется в два раза выше и составит 500 р. (не считая доплаты).1.2 Общий портрет преподавателя: социальное происхождение, принадлежность к клиру, средний возраст, образовательный уровень, педагогический стаж В дореволюционное время Московская семинария и Академия гордились своими профессорами и преподавателями. Во второй половине XX века протоиерею Константину Ружицкому предстояло собрать новые кадры, чтобы восстановить былую репутацию. Несмотря на препятствия властей, он мудро управлял Московскими духовными школами до 1964 года. Особой популярностью среди преподавателей академии пользовались протоиерей Александр Ветелев, читавший пастырское и нравственное богословие, литургист А.И, Георгиевский, позже Филарет (Вахромеев), епископ Питирим (Нечаев), протоиерей Иоанн Козлов, Андрей Сергиенко, Дмитрий Огницкий, В. Талызин, протоиерей Алексей Остапов, игумен Марк Лозицкий, Константин Скурат. Среди них священнослужителей было не много: в 1963 всего 5 из 20. Такое же положение сохранялось на протяжении всего изучаемого периода: в 1966 г. - 8 священников против 13 преподавателей без священного сана. Почему же для воспитания будущих священников не подбирали исключительно священнослужителей? Главной задачей профессоров и преподавателей было открыть семинаристам богословскую науку, расширить их культурный и интеллектуальный кругозор, а для этого не обязательно быть священнослужителем. В 70-х годах количество преподавателей священнослужителей становиться больше, чем преподавателей мирян без священного сана: в 1984 году – 31 священнослужитель против 16-ти мирян.Средний возраст преподавателей Семинарии составлял в разные годы 44 – 49 лет. Причем в 60-е гг., когда был небольшой контингент учеников, молодых преподавателей было мало и средний возраст составлял 49 лет, но с расширением количества семинаристов, в число преподавателей приглашали окончивших академию молодых ребят. Это повлекло за собой то, что средний возраст преподавателей к 80-м годам снизился до 44 лет. Своих педагогов Духовные школы воспитывали сами. Об этом говорят данные об их образовании. Из 20-ти преподавателей выпускниками Академии были 16 человек, причем все имели ученую степень. Однако для преподавания некоторых дисциплин приглашались профессора и преподаватели из светских вузов. К 80-м годам среди профессоров и преподавателей 41 человек имел ученую степень. Это свидетельствует о высочайшем уровне профессорско-преподавательских кадров, которые работали в Семинарии.Педагогический стаж еще один показатель профессионализма педагогических кадров учебного заведения. в 1963 году он составлял 7 лет. К 80-м годам средний стаж работы вырос до 10 лет. Этот высокий показатель говорит о верности педагогов Семинарии и о уникальности этого учебного заведения. Преподаватели воспринимали Семинарию не как место работы, которое в любой момент можно сменить на другое, где больше платят. Их отношение к Семинарии было как к месту служения Богу, людям и Церкви. Близость Троице-Сергиевой Лавры, участие в богослужениях, частых экскурсиях вместе с семинаристами. Большая библиотека и все необходимое для научной работы, создавали уникальный профессорско-преподавательский коллектив. Глава 2. Учащиеся Московской духовной семинарии в 1960-1980-е годы2.1 Организация учебного процесса: учебная программа, формы научной работыУчебный процесс в Московской Духовной семинарии был очень тесно связан с образом жизни и общим распорядком, так как приобретение знаний совмещалось с развитием духовной жизни. Наилучшей формой для воспитания будущих священнослужителей стал интернат, то есть студенты в течении всего учебного процесса находились внутри Духовной семинарии. Занятия были переплетены с богослужениями, сопровождались молитвами. В отчетах сохранился режим дня семинаристов. В этой работе акцентируется внимание на Семинарии, но в распорядке дня у семинаристов и академистов не было никаких отличий. «Трудовой день начинался в 7 утра в 8 утра в столовой совершается утренняя молитва с чтением Евангелия и завтрак;9:00-14:30 уроки с переменой на полдник с 11.35 до 11:55; до 5 часов занятия личными делами;с 5:00 до 8:15 вечера подготовка к урокам; 9 часов - ужин;10:25 - вечерняя молитва перед сном, читаемая в храме Академии. После вечерних молитв произносит краткое поучение поочередно учащимися Семинарии и Академии или преподавателем в священном сане».Таким образом обучение в Семинарии давало не только знания в богословии, но воспитывало навыки молитвы, чтения и слушания Слова Божьего, что было очень важно для возрастания в духовной жизни. К тому же распорядок дня формировал в учащихся дисциплинированность, порядочность и навык послушания общим правилам и Церковному уставу, что очень важно для священнослужителей. Послушание для христианина является началом добродетелей.Среди предметов, изучаемых в Семинарии, можно найти “гомилетику”, науку об искусстве проповеди. Не все молодые люди могут красиво и правильно сказать проповедь, обратиться к пастве, хотя это одно из обязательных действий любого священника. Обращаясь к пастве, священник может зажечь ее огнем веры или погасить его невнятным бормотанием. Было бы большим упущением изучать гомилетику только в теории. Но в распорядке дня указано, что студенты могли тренировать навык проповеди перед своими товарищами после вечернего правила. Иногда проповедь говорил преподаватель, чтобы показать пример, образец для подражания.В неделю семинаристы посещали по 36 уроков: по 6 уроков в день. В Отчетах имеются заметки, что иногда приходилось ставить занятия после обеда, так как ученый план расширялся и учебные часы не помещались в обычное время. Хотя надо заметить занятия после обеда не ставили в 1 и 4 классах, наверное, жалея их личное время. В личное время студенты могли заниматься в многочисленных кружках: музыкальный (например, научиться играть на фисгармонии или фортепиано), исторический, лингвистический, посетить библиотеку, или кино фото кружок. Неопустительно всегда утром и вечером совершалось молитвенное правило, что было нужно чтобы приучать учеников к христианскому образу жизни.В учебную программу семинарии входили следующие дисциплины:1. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов2. История Русской Церкви3. Сравнительное богословие4. Латинский язык5. Догматическое богословие6. Греческий язык7. Церковнославянский язык8. Русский язык9. Конституция СССР10. Общая Церковная история11. Церковное пение12. Катехизис13. Немецкий язык14. Английский язык15. Церковный устав16. Гомилетика17. Нравственное богословие18. Церковный устав19. СектоведениеВ этом перечне представлен полный набор предметов, которые необходимо изучить будущему священнослужителю. Московская Семинария старалась не только преподать своим ученикам знания необходимые пастырям на практике, но и дать им возможность получить классическое образование, в дореволюционных традициях. Семинария ставила себе задачу расширить кругозор и интеллект студентов. Для этого в программу были включены древние и современные языки. Усердное изучение древних языков позволяет почувствовать атмосферу античности, когда только зарождалась христианская вера. Без погружения в античность невозможно понять некоторые места Священного писания. Без знания древнееврейского языка и еврейской истории останутся непонятными многие места Богослужения. Латинский язык — основа схоластического богословия. Среди предметов также встречается странное название: Конституция СССР. Этот предмет, как и некоторые другие в разное время обязательно преподавался по указанию светских властей. Вообще нужно заметить, что государственная власть довольно сильно вмешивалась в разные стороны жизни семинарии. В 70-е гг. преподавался предмет История СССР. В отчетах за 71 учебный год зафиксировано: «Поручено профессору Жабатину чтение курса истории СССР». Но важно исследовать не только те предметы, которые преподавались, но то, чего не было в учебном плане. Советская власть внимательно следила, чтобы в Семинарии и Академии не преподавались те предметы, которые влияют на формирование мировоззрения. Сегодня есть в учебной программе семинарий психология, философия, педагогика, но в то время таких предметов в учебном плане не было.В Семинарии профессора, доценты и преподаватели были организованы как в университетах, по научным кафедрам, что упрощало и управление преподавательским составом, и учебным процессом, но также создавало условия для совместного научного труда и обмена мнениями внутри кафедр. В семинарии существовало 10 кафедр, каждой из которых заведовал один профессор.Вот перечень кафедр на 1961 год, этот перечень традиционный и был заложен еще в Киевской Академии в XVII веке Петром Могилой и лишь немного изменился. Список кафедр: 1. Священное Писание Нового Завета Священное Писание Ветхого Завета и Разбору Западных исповеданий;2. История Русской Церкви;3. Литургика ;4. Общая Церковная История и Патрология;5. Логика ;6. Пастырское богословие ;7. Каноническое право;8. Догматическое богословие;9. Древнееврейский и древнегреческий языки.Каждая кафедра отвечала за преподавание какой-либо дисциплины или даже нескольких. Этот перечень предметов сохраняется в семинарии до сих пор. Меня заинтересовало название кафедры со словами “Разбор Западных исповеданий”. В начале 19660-х годов г. Патриарх Алексий I обратился к генеральному секретарю ВСЦ доктору Виссерт Хуфту с официальным заявлением о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Русская Церковь явилась одной из основательниц образованной в 1959 г. региональной экуменической организации – Конференции европейских Церквей (КЕЦ). Это событие стало частью мирового движения христианских церквей к единству под названием Экуменизм. Такие события не могли пройти мимо научного интереса и поиска в Московской Духовной Семинарии и Академии. На Кафедре Священного Писания образовался отдел по Разбору Западных Исповеданий. В июне 1969 г. в Троице-Сергиевой Лавре была проведена II Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира. Научная работа на этой кафедре велась очень интенсивно. Ежегодно все профессора и доценты должны были предоставлять отчет о работе своей кафедры и фиксировать результаты работы. В Отчете о работе Семинарии и Академии за 1963-1964 г. один из доцентов В. Сарычев записал, чем он занимался в течении года на своей кафедре: 1. Составление доклада на тему о Предании и участие в собеседовании с германскими богословами в Октябре 1963 года.2. Участие в Конференции Комиссии “Вера и Устройство” в Монреале и составление статьи с изложением учения о Христе и его Церкви, напечатана в Журнале “Единая Церковь” (Доцент В. Сарычев).В этом отчете видно, как тесно взаимодействовали профессора МДС с богословами других вероисповеданий, в том числе и заграницей. Изучение любого предмета всегда заканчивается аттестацией. В Семинарии это годовые экзамены. Если взять Отчет за 1963-1964 г., то можно узнать: Таблица №1Годовые экзамены за 1963-1964 гг. допущены122 чел.уволены13 чел. выпустились36 чел.остались на осень3 чел. Если учитывать, что количество учеников на 1963 год было 128 чел., то четверо не справились с программой Семинарии и не были допущены к экзаменам. Действительно перечень изучаемых предметов довольно большой, к тому же древние языки, как и современные, даются не всем. Это показывает и список тех, кто получил возможность пересдать экзамен в следующем учебном году. Три человека оставшиеся на пересдачу не смогли сдать Катехизис, Немецкий язык и Латинский язык. В итоговых ведомостях оценок обязательно выставлялась оценка по поведению (за 1963-1964 гг. – у всех оценка “5”), во второй графе – балл за обязательное сочинение (аналог современных курсовых работ), а также средний балл по устным предметам. Студенты в зависимости от итогового балла попадали в одну из двух категорий (Примерно половина относилась к первой категории, и половина – ко второй.) В зависимости от категории выплачивалась стипендия. За первую категорию, семинарист получал 28 рублей, за вторую – 20 рублей. Семинария ежегодно тратила на материальную помощь учащимся 10 833 рубля (самая большая статья расходов после зарплат преподавателям) на книги и учебные пособия потратили 7606 руб., то есть в два раза меньше. Еще одной особенностью Семинарии стало большое внимание к практическим навыкам и умениям. О искусстве проповеди уже упоминалось. Но для священника важно также правильно совершать богослужение и таинства, знать последовательность службы и некоторые практические тонкости, о которых невозможно писать в учебниках, это можно узнать и прочувствовать лишь на практике. Кроме того, самым ценным и важным для христианина является общение с Богом чрез богослужение, и задача духовного учебного заведения дать своим воспитанникам возможность, не только увидеть это общение, но и поучаствовать в нем, чтобы в будущем привлечь к этому и других людей. «В течении года все воспитанники проходят церковную практику, воспитанники-священнослужители — непосредственно принимают участие во всех видах богослужения соответствии с установленными для них правами и обязанностями, а воспитанники миряне — участвуют в чтении и пении за богослужением и путем наблюдения усваивают практику исполнения обрядов и треб», — фиксирует в своем отчете проф. А. Георгиевский.Большое значение в учебном процессе и самообразовании учеников и научной работе профессоров играла Библиотека. «Наличный фонд библиотеки на 1 января 1964 года составляет 90 тыс. экземпляров книг. В течении года в фонд библиотеки поступило еще 900 книг». Причем эти книги не лежали мертвым грузом в фондах и запасниках, их очень активно читали, что можно узнать по показателю обращаемости книг: «Обращаемость книг между читателями абонентами библиотеки по Семинарии 6200 книг в год. 200 заказов сделано в Государственную Ленинскую Библиотеку и Историческую библиотеку в Москве». Если учитывать, что в Семинарии было только 128 учеников, то показатель обращаемость книг в 6200 книг в год – очень высокий. Итоговой аттестацией семинаристов было сочинение, темы которых утверждал ученый совет Духовной Семинарии и Академии. Приведу примеры тем, данных учащимся 1 класса Семинарии в 1963 г.: 1. Дни творения.2. Грехопадение прародителей3. Вавилонское столпотворение4. Жизнь св. Ев. Матфея5. о Втором члене Символа Веры и т. д.Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что учебный процесс в Семинарии был налажен хорошо. Все необходимое для подготовки будущих священнослужителей имелось в учебном заведении. Научные исследования велись профессорами, доцентами, и студентами. 2.2 Общий портрет учащегося: социальное происхождение, средний возраст, образовательный уровень, отношение к воинской обязанности.Чтобы составить общий портрет учащихся Московской Духовной Семинарии, нужно выбрать параметры исследования. Изучая архивные данные, можно проанализировать социальное происхождение, возраст, образование, род занятий и отношение к воинской обязанности. Ответы на эти вопросы помогут нам представить себе, каким был студент семинарии в 60-80 гг. XX века.Взаимодействие семинариста с Семинарией начиналась в подачи прошения о допуске в вступительным испытаниям. Изучая динамику изменений количества подавших прошения и прошедших вступительные испытания, можно найти закономерность:Таблица № 1:год196319661971197319791984кол-во подавших заявления83159147170260242не допущенных к испытаниям2536302500не явившихся на испытания10352811180сдавших вступительные испытания378857134242242принято на учебу33595776136133 Эти цифры собранные приемной комиссией Семинарии показывают на первый взгляд странную вещь. Почему так много молодых людей желающих учиться, подают прошение, но до вступительных испытаний не доходят, либо их допускают? Это связано с влиянием государственной власти, в лице ее органов, которая внимательно следила за теми, кто поступает в духовное учебное заведение. С ними проводилась работа, их отговаривали, пугали, стараясь не допустить, чтобы перспективные ребята шли в священники. Молодых людей вызывали в военкоматы на время приемной комиссии, стремясь не допустить их до экзаменов. В 1963 году таких потерявшихся было почти половина желающих учиться в Семинарии. Но когда хрущевские гонения рубежа 50-60 гг. закончились, ситуация с поступлением постепенно стала выравниваться. к 80-м годам все желающие были допущены к вступительным испытаниям, а в 1984 уже все ребята явились и смогли сдать вступительные экзамены. Хотя это удавалось не всем Если сопоставить количество сдавших экзамены и поступивших, то выясниться, что в начале 60-х годов принимали почти всех (из 37 отказали по конкурсу лишь 4-м), то постепенно конкурс возрастал, и к концу 80-х он составлял 2 человека на место.Это говорит о невысоком статусе и престиже Семинарии в 60-х годах, и постепенном, но неуклонном росте к концу изучаемого периода. Очень ярко вспоминал об этом митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх: «…хорошо помню, что происходило в семинарии в 60-х годах, и меня не покидала тогда мысль, что программа, которая существовала в семинариях и академиях, была приспособлена к достаточно невысокому уровню абитуриентов, которые поступали в советскую семинарию. Известно, почему у студентов был невысокий уровень – потому что людям образованным, подготовленным вход в семинарию был закрыт. Я поступал еще в то время, когда лучшим пропуском в семинарию был диагноз «шизофрения». Если у вас шизофрения, вас могли без экзаменов взять, потому что никакие власти не сопротивлялись этому. А если у вас аттестат с золотой медалью или диплом о высшем образовании — это была уже совершенно другая ситуация, когда поступить в духовную школу было невозможно. Слава Богу, все равно были в семинариях и здоровые, разумные люди, однако общий уровень был невысоким».Нужно обратить внимание на рост количества вакантных мест для набора поступающих. Если в начале периода Семинария, которая совсем недавно обосновалась в Троице-Сергиевой Лавре предоставляла лишь 77 вакантных мест, то через 25 лет это число выросло до 141 места. Это свидетельствует, что Семинария укреплялась и была очень востребованным учебным заведением среди поступающих.Нужно также обратить внимание на то, по каким причинам могло случиться отчисление из числа учеников Семинарии. В отчете за 1964 год есть сведения: «20 чел отчислено: 1. 14 чел. - за отказом в прописке;2. 11 чел. - демобилизовавшихся из армии за отказом в прописке;3. 5 чел. - за дух несоответствующий школе.Эти данные красноречиво описывают учеников Семинарии. Их можно поделить на три категории: первая группа, кто сознательно и целеустремленно пришел учиться, вторая группа, кто хочет учиться, но бюрократические препоны государства не дают им это сделать, и те, кто случайно попали число учеников и совершенно не понимают, что им делать в духовной школе. Причем очевидно, что чиновники не дали прописку и не допустили к учебе тех ребят, которые добросовестно отслужили в Армии. И по документам становиться ясным, что 31 человек их общего числа 128 учеников Семинарии являлся невоеннообязанным, то есть по семейным обстоятельствам или по здоровью был не годен к военной службе. Получалось, что органы власти препятствовали здоровым и благополучным ребятам поступать в Семинарию, а ребята с жизненными сложностями спокойно поступали, но самой Семинарии их приходилось отчислять “за дух, несоответствующий школе”. Нужно заметить, что чиновники Совета по делам религии в этот период вмешиваются во внутренние дела Московской духовной Семинарии, пытаются влиять на кадровую и финансовую политику духовных школ, контролируют каждый шаг представителей Церкви. На отправляемых в Совет журналах заседаний Учебного комитета появляются соответствующие пометки. Например, на журнале № 1 за 1961 г.: «Подсказать Ружицкому о нецелесообразности принятия экзаменов заочно», «заочный сектор ликвидировать». На заседании комитета 25 января 1961 г. обсуждался вопрос о выдаче дополнительных пособий на лечение больным преподавателям МДАиС. В Совете помечают на журнале этого заседания: «Выяснить, что за пособия на лечение».Нужно сказать, что администрация Семинарии помогала ребятам, которые испытывали трудности с бюрократическими преградами. Так ректор Семинарии протоиерей К. Ружицкий помогал восстановить прописку возвращающимся из армии семинаристам, которых власти отказывались прописывать. В частности, в 1963 г. ректор помог демобилизовавшемуся учащемуся Посошкову, которому паспортный стол Загорска отказал в прописке, добиться восстановления прав студента.Нам удалось выяснить средний возраст семинаристов на 60-е годы. Он составил 26 лет. Если проследить динамику изменения среднего возраста, то можно обнаружить некоторое снижение: к концу 80-х он стал 22 года. Это может свидетельствовать о том, что молодые ребята задолго до подачи документов, иногда с самого детства планируют и готовятся к поступлению в Семинарию, и после школы сразу поступают на учебу.Что можно сказать об образовательном уровне семинаристов? Здесь прослеживается тенденция, которая характерна и для всей страны: рост количества получивших полное среднее общее, средне специальное и к 80-х годам и высшее образование. Сравнивая Отчеты за 60-е - 80-е годы, становиться заметно, семинаристов с 6-7 классным образованием вначале периода 55 человек, к концу периода сходит на нет; 10-11 классов вначале периода — 42 чел., в конце вырастает до 267 человек; с высшим не было ни одного семинариста в 60-х годах, то к 80-м годам — 34 чел. Эти цифры показывают, как существенно изменился и социальный облик семинариста и его возможности к усвоению трудной семинарской программы обучения. Архивные данные могут помочь нам описать социальное положение семинаристов до их поступления. Начнем описание с национальности. В советское время национальность обязательно указывалась в документах. Большинство семинаристов, ожидаемо русские - 65 %, 37% - украинцы, 15% - белорусы. Эти данные не меняются весь изучаемый период, хотя в некоторые годы в семинарии учились по несколько человек чуваши, молдаване.Следующая социальная характеристика: происхождение. В государстве рабочих и крестьян это было очень важно. В изучаемый период доля рабочих по происхождению была больше всех остальных, на втором месте по количеству стояли крестьяне, за тем служащие. Важно заметить, что в 1963 году не было никого происходивших из семей церковно- или священнослужителей. В последующие годы это изменилось, в 1966 году стали принимать детей церковнослужителей (приняли 6 чел.), а в начале 70-х годов в Семинарию поступали и дети священников, например в 1971 г. поступило 10 чел., и их количество росло до 65 чел. к 80-м гг.), а к середине 80-х годов даже из семей военнослужащих двое молодых людей поступили в семинарию.Но происхождение далеко не всегда определяло род занятий. Если рассмотреть разбивку семинаристов по роду занятий, то получим следующую картину: были рабочими 80 %, 2-3% занимались крестьянским трудом, служащими были 8 %, и 8% являлись церковнослужителями, то есть пономари, пели, читали в приходских храмах. В 70-х годах среди семинаристов появляются бывшие военнослужащие и учащиеся, а количество церковнослужителей растет до 28 %, хотя рабочие профессии остаются в большинстве - к ним относиться 48 % семинаристов. Среди студентов также присутствовали и священнослужители. в 60-х года их было немного всего 13 человек, но у 80 годам их количество увеличилось до 50 человек. Но важно не только то, что есть в архивных данных, не менее важно и то, чего нет. К концу изучаемого периода исчезли записи об отчислениях за несоответствие духу школы, исчезли записи о судимости учеников, которые присутствовали в отчетах за 60-е гг. С точки зрения образовательного уровня учеников, то он существенно вырос, среди студентов появились люди с высшим образованием, что в целом повышало престиж и уровень учебного заведения. Учебный процесс в Семинарии был налажен хорошо. Все необходимое для подготовки будущих священнослужителей имелось в учебном заведении. Научные исследования велись профессорами, доцентами, и студентами. Хотя надо отметить, что некоторые семинаристы не справлялись с учебой. В учебном плане, в дореволюционных традициях присутствовали древние языки: латинский, древнегреческий, древнееврейский. Все это было слишком сложно для ребят, которые до поступления в большинстве были рабочими или служащими, лишь немногие где-то учились или были церковнослужителями.Заключение Исключительно сложный советский период своей истории Московские Духовные школы: Академия и Семинария преодолели благодаря своим уникальным ректорам, преподавателям, благодаря усердию семинаристов, которые целенаправленно стремились получить знание веры и духовной науки, несмотря на все препятствия.Преподаватели имели достойную зарплату, хотя и меньшую в сравнении с светскими вузами. Семинария целенаправленно подбирала кадры для преподавания, ориентируясь в первую очередь на своих выпускников. При отборе педагогов приоритет отдавался научным заслугам и опыту преподавания, а не социальному положению человека. Это формировало очень высокий статус преподавателей и в целом Духовной Семинарии и Академии. Если приглашался преподаватель не выпускник Академии, то к нему тоже были высокие требования по уровню образования, наличию ученой степени.Очень большим был педагогический стаж работы педагогов Семинарии, что свидетельствует о сильной сплоченной корпорации, сложившейся в преподавательской среде.Большая часть преподавателей имела ученую степень, а это говорит о том, что они профессионалы своего дела и занимаются научной работой на очень высоком уровне, а их заслуги признаются научным сообществом. Светские власти всеми силами стремились понизить престиж духовного образования. За период 60 - 80-е гг. Семинария преобразилась. Увеличилось многократно количество учеников. Стало больше поступать абитуриентов из семей священников, что говорит о преемственности служения и образовании священнических династий. В Семинарию приходили целеустремленные, образованные (иногда даже с высшим образованием) молодые люди, готовые послужить Церкви. Хотя государство всячески препятствовало поступлению в духовные учебные заведения талантливых молодых людей. Особенно трудно было поступить имеющим высшее светское образование. Тем не менее учебный процесс шел, через Московские духовные школы по всей стране распространялось православная вера. Все необходимое для подготовки будущих священнослужителей имелось в учебном заведении. Научные исследования велись профессорами, доцентами, и студентами, проходили научные конференции, как в самой Семинарии (причем с участием иностранных ученых), так и в других странах мира. Это обогащало научные исследования профессоров и преподавателей и делало наших ученых богословов частью мировой науки. Что важно, семинаристы, через общение с такими педагогами, тоже приобщались к научной деятельности, расширяли свой, культурный и интеллектуальный кругозор. К концу 80-х годов статус Московской духовной семинарии вырос, масштабы ее деятельности расширились, общий уровень семинаристов и учебный, и социальный поднялся. Нужно сказать, что учебное заведение продолжало испытывать довлеющий контроль со стороны светских властей, которые стремились искусственно сдерживать развитие духовных школ. Список источников и литературы Источники Архивные источники Центральный государственный архив Московской области (ЦГАМО)ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 185. Отчет о деятельности Московской духовной академии и Московской духовной семинарии за 1963/64 учебный год.ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 232 а. Отчет духовной академии и семинарии за 1966-1967 учебный год. ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 287. Отчет духовной академии и семинарии за 1971-1972 учебный год.ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 304 Отчет Московской духовной академии и семинарии за 1973-1974 учебный год.ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 339. Отчет Московской духовной академии и семинарии за 1979-1980 учебный год.ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 355. Отчет Московской духовной академии и семинарии за 1982-1983 учебный год.ЦГАМО. Ф. 7383 Оп. 2 Д. 366. Отчет Московской духовной академии и семинарии за 1984-1985 учебный год.Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 312. Л. 88-90.ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 310. Л. 49-55.ЛитератураГазов, Е. А. Московские Духовные Академия и Семинария в первые послевоенные годы в докладах уполномоченного по делам РПЦ по Москве и Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/3770375 (дата обращения: 07.02.2022).История академии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mpda.ru/history-of-academy/#structure (дата обращения: 07.02.2022).Кечкин, И. Рязанов, И. С. Московская духовная академия в период ректорства архиепископа Филарета (Вахромеева) (1966–1973): исторический очерк [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mpda.ru/publications/moskovskaja-duhovnaja-akademija-v-period-rektorstva-arhiepiskopa-filareta-vahromeeva-1966-1973-istoricheskij-ocherk/ (дата обращения: 07.02.2022).Кирилл, митрополит. Богословие должно быть актуальным // Пути развития русской богословской школы в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы международной богословской конференции. Смоленск, 2006.Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-1917-1997/ (дата обращения: 07.02.2022).Скурат, К. Е. Воспоминания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/vospominanija/ (дата обращения: 07.02.2022).Федотов, А. А. Духовное образование в 1943–1988 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/4033317 (дата обращения: 07.02.2022).Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-pri-staline-i-hrushheve-gosudarstvenno-tserkovnye-otnoshenija-v-sssr-v-1939-1964-godah/ (дата обращения: 07.02.2022).Марченко, А. Н. «Хрущевская церковная реформа» и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам Уральского региона: 1958-1964 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/khrushchevskaya-tserkovnaya-reforma-i-ee-vliyanie-na-vnutritserkovnuyu-zhizn-po-materialam--0 (дата обращения: 07.02.2022).Учебный план Казанской Духовной Семинарии (на 2000/2001 уч.год) http://www.otechnik.narod.ru/uchpkazds.htm (Дата оращения 15.05.2022)


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.