это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4074601
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание:
Введение
1. Отношение России к СНГ
2. Россия и Украина
3. Отношения с другими членами СНГ. Проблемы региона
Вывод
Литература
Для внешней политики России развитие отношений с странами СНГ является приоритетным. Россия долгое время выполняла роль системообразующего ядра для стран СНГ. В 1993 г. в состав СНГ вошли, помимо России, еще одиннадцать государств. Особенностью возникновения этого межгосударственного объединения является то, что его образование связано не с интеграцией государств, а следствием дезинтеграции некогда единого государства СССР. Мне кажется, это заложило предпосылки будущих проблем и противоречий. С самого момента своего образования СНГ роль России в нем сводилась в основном к кругу военных проблем, проблем положения русских, вопросов связанных с поставками газа и нефти.
Среди экспертов распространено мнение, что для успешной модернизации России, необходима гармонизация отношений с новыми государствами на постсоветском пространстве. Я думаю важно понимать, что здесь должна реализовываться концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции, которая предполагает продвижение интеграционных процессов с теми государствами, кто к этому готов. Несмотря на ведущую роль России, прагматически мыслящие специалисты в геополитике небезосновательно считают, для нормального развития всех государств Содружества, нужно положить в основание взаимоотношений принцип равноправия и самоопределения субъектов международного общения.
Важной предпосылкой, отправной точкой последующей интеграции на постсоветском пространстве стал Указ Президента России от 14 сентября 1995 г. № 940. Этот документ определил стратегическое направление во взаимодействии стран, членов Содружества: Россия, Киргизия, Казахстан, Беларусь. Но плотью и кровью интеграции всегда является экономика. Следующим этапом стала новая экономическая интеграция: создание Таможенного Союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Это привело к активизации обмена между этими странами.
Осложняют экономическую интеграцию неразрешимые геополитические проблемы являются вооруженные конфликты на постсоветском пространстве.
Стремление России к укреплению интеграционных связей выражается правительственных инициативах по созданию межгосударственного комитета стран СНГ с резиденцией в Москве, внутри которого был разработан и утвержден Устав Содружества, а также по инициативе Москвы, между Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими государствами был подписан Договор о коллективной безопасности. При анализе взаимоотношений стран на постсоветском пространстве нельзя забывать и дезинтеграционных процессах, начало которым было положено еще в предшествующую эпоху. Неблагоприятными факторами осложняющими взаимодействие стали территориальные проблемы, вопросы связанные с русскоязычным населением, живущим за границей России, разная политическая ориентация стран. Правительство России ставит своей целью стабильность и нормальное развитие в блоке стран СНГ, и уделяет большое внимание решению экономических, социальных, политических проблем.
Во внешней политике России в течении всей ее истории боролись две тенденции, стремление к сближению с соседними странами и стремление к изоляции. Первая тенденция исходит из понимания того, что интеграция имеет положительные последствия в экономике, науке, культуре. Политическая открытость выгодна России с точки зрения наличия партнеров - союзников в постоянно меняющейся расстановке сил в масштабах всего Мира. Вторая тенденция стремиться к экономическому размежеванию и изоляции России. Это связано с опасностью экономической зависимости импорта со стороны партнеров, деиндустриализацией экономики, а также вестернизацией образа жизни и культуры населения. Дезинтеграции также способствуют политические силы в странах ближнего зарубежья, которые недовольны усилением России, ее условиями поставок, расчетов, развитием экономических реформ.
Если в начале 90-х годов политики пессимистично относились к судьбе Содружества, то позже высшие руководители стали больше обращать внимания на укрепление и согласование экономической политики. Можно предположить, с чем это могло быть связано. В первую очередь, дезинтеграция разрушила хозяйственные связи, расстроила финансово-валютные связи, деформировала механизмы ценообразования и взаиморасчетов, что привело к стремительному ухудшению экономической ситуации. Так, действуя в своих интересах, Россия Стала повышать таможенные пошлины на сырьевой экспорт в эти страны. Это привело к повышению цен на эти ресурсы до общемировых показателей..
Во-вторых, элиты стран Содружества поняли, что, проводя совершенно самостоятельную экономическую политику, невозможно быстро решить насущные проблемы, насытить рынок товарами и провести необходимые реформы
В-третьих, пришло сознание роли ожидаемой помощи от развитых стран Запада. В этих условия элиты стран СНГ пришел к пониманию, что необходимо воссоздавать единое экономическое пространство, через законодательные акты, для нормализации экономических взаимоотношений на основе рыночной системы.
Особенно много противоречий и проблем связано с российско-украинскими отношениями. С самого начала своей независимой государственности Украина испытывает тяжелый социально-экономический и политический кризис. В последние годы под видом программы жесткой экономии и смелого пакета реформ страна предпринимала усилия по оздоровлению своей экономики и обеспечению своего места на мировой арене.
Состояние украинской экономики можно назвать бедственным. Россия идя на встречу, оказывает реальную помощь, особенно это касается энергоносителей. Западные страны ограничивается моральной поддержкой. Украина рассчитывает на финансирование, которое в масштабах страны можно назвать скудным. Даже эта финансовая помощь сопряжена с невыполнимыми требованиями. Евросоюз выдвигает жесткие условия на свои предложения о помощи, например, обязывая власти закрыть Чернобыльскую Атомную электростанцию, хотя она дает дешевое электричество 5-ти процентам жителей страны. Многие украинские экспортные товары не допускаются в Западную Европу, и некоторые украинцы видят в этом согласованную политику, направленную на то, чтобы не допустить экономической интеграции Украины и Евросоюза..
В то же время у части населения Украины сложилось мнение, что Россия по-прежнему стоит на пути независимости Украины. Примечательно, что антироссийские настроения усилились после поражения России в первой чеченской войне. Официальная российская политика поддерживает суверенитет Украины, но многие россияне продолжают рассматривать Украину как часть своей страны — культурно, политически и экономически, и наоборот.
В этих условиях Россия продолжает оказывать экономическую помощь Украине, хотя между Россией и Украиной существуют разногласия по ряду вопросов. В частности, по поводу Донецкой и Луганских Народных Республик, по принадлежности Крымского полуострова, по выплате украинского долга за энергоносители и т. д. И в условиях таких сложных отношений между Украиной и Россией Евросоюз пока не готов принять Украину в качестве полноправного соседа. «На данный момент официальная позиция Евросоюза заключается в том, чтобы провести линию к югу от Балтики», — говорит посол ЕС в Украине Морено. По одну сторону этой линии – Польша, страны Балтии, Чехия и другие кандидаты на вступление в ЕС, по другую – Украина и другие страны бывшего СССР.
Дезинтеграция наносит ущерб национальным экономикам обеих стран. Стали ниже не только количественные показатели, но и снизилось качество производства. Так например, после отключения от российской энергосистемы, Украина не смогла получать прибыль от продажи электричества за границу Болгарии, Румынии, Чехии, так как частота напряжения стала сильно колебаться, отклоняясь от 50 герц. Эти колебания понижали качество электроэнергии и приводили к быстрому износу оборудования на электростанциях и создавали опасность выходы оборудования из строя и даже разрушения энергосистемы страны. В итоге Болгария, Румыния, Чехия отказались от импорта электроэнергии из Украины и та потеряла много миллионов долларов, которые получила от этой торговли.
Политика укрепления содружества вовсе не означает, что России и Украине нужно замыкаться только в рамках СНГ. Необходимо и дальше развивать отношения с другими странами, особенно с соседями. Важно, чтобы внешняя политика этих государств не противоречила долгосрочным интересам как России, так и Украины.
Важным шагом в укреплении взаимоотношений между странами СНГ стало подписание соглашения о Евразийского экономического сообщества. Его подписали в Астане (сегодня -Нурсултан) (Казахстан) главы пяти государств - Беларуси, Таджикистана, России, Кыргызстана, Казахстана.
Этот проект не стал мертворожденным, он включал в себя меры экономического сближения. Цели ЕврАзЭС связаны решением задач в внешнеэкономической политике стран-участниц. Постепенно формировался режим свободной торговли, к единообразию приведены меры тарифного регулирования, также урегулированы нетарифные меры, установлены единые правила торговли и входа на внутреннем рынки стран, была выработана согласованная позиция в отношении Всемирной Торговой Организации, сформировалась единая платежная система, был создан общий энергетический рынок. В 2015 году деятельность ЕврАзЭС продолжила новая организация Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Целью ЕАЭС стало обеспечение устранение барьеров для движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, а также согласование и координация экономической политики стран-участниц.
Новые организации в рамках Содружества – это еще одна попытка создания единого экономического пространства на территории СНГ. Обновленный Таможенный Союз, должен реализовать идею создания зоны свободной торговли. Это означает, что Россия готова пойти навстречу своим партнерам по Содружеству. Москва даже решила сохранить безвизовый режим передвижения граждан в рамках Евразийского экономического союза.
В настоящее время отношения России со странами СНГ продолжают развиваться. Россия стремится не только отстаивать свои прагматические интересы, но и учитывать интересы участников Содружества. Регулярно проводились встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.
Осложняют взаимоотношения России и стран СНГ вооруженные конфликты на постсоветском пространстве. Результатом этих конфликтов стало появление самопровозглашенных государств: Нагорно Карабахская Приднестровско-Молдавская республики, Абхазия, Юж.Осетия, Донецкая и Луганская народные республики. Во всех этих случаях прослеживается однотипная проблема: противоречие между принципом территориальной целостности государства и правом народов на самоопределение. Эти два принципа международного права каждая сторона трактует по своему. Вектор роли России в этих конфликтах изменился после 2008 года. От поддержки территориальной целостности государства, она перешла к политике поддержки права народов на самоопределение.
В сферу стратегических интересов России входят независимые государства, образовавшиеся после распада СССР. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политической, экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ в России сложились рынки, где промышленная продукция и технический опыт Российской Федерации могут найти наибольший спрос и продажи. Кроме того, для России важно, чтобы процесс реформирования шел максимально органично и одновременно во всех сопредельных странах. Это будет в будущем способствовать более тесной интеграции.
Я считаю, что в долгосрочной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран окажется выгоднее изоляции. Расширение военной интеграции в рамках СНГ, подтвержденное Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., рассматривается как один из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности. Но на сегодняшний день остается множество противоречий и проблем между странами СНГ. Под сукно положены многие стратегически важные идеи и проекты по интеграции России с сопредельными странами, Сообщества Суверенных Республик и др. Большой вред интеграции наносит акцентирование принципа прав народов на самоопределение в ущерб целостности государства.
Список использованной литературы
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!