это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4090780
Ознакомительный фрагмент работы:
Курсовая работа по дисциплине«Методы исследований в социальной работе»Исследование умений организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернатеСОДЕРЖАНИЕ TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc104201852 \h 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ PAGEREF _Toc104201853 \h 51.1. Умение организации досуга как социально-педагогическая проблема PAGEREF _Toc104201854 \h 51.2. Особенности формирования умений в организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате PAGEREF _Toc104201855 \h 10Выводы по Главе I PAGEREF _Toc104201856 \h 14ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ PAGEREF _Toc104201857 \h 152.1. Планирование проведения исследования умений в организации досуга у молодых людей с инвалидностью PAGEREF _Toc104201858 \h 152.2. Проведение экспериментальной работы и интерпретация ее результатов PAGEREF _Toc104201859 \h 17Выводы по Главе II PAGEREF _Toc104201860 \h 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc104201861 \h 23СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc104201862 \h 26ПРИЛОЖЕНИЕ А PAGEREF _Toc104201863 \h 30ВВЕДЕНИЕАктуальность изучаемой проблемы заключается в том, что досуг современного человека – значимая сфера его самореализации в современных реалиях жизни и является одной из первостепенных ценностей, в которой молодые люди находят ответы на свои социокультурные вопросы и потребности. Сформированность умений организаций собственного досуга обеспечивает полноценную жизнедеятельность у молодежи, а формирование и дальнейшее развитие навыков и умений самостоятельно организовывать свой досуг является важнейшей социально-педагогической задачей на пути к овладению культурой досугового времяпрепровождения.Особую актуальность приобретает проблема формирования умений организации досуга у молодежи с инвалидностью, проживающих в особых условиях закрытого интернатного учреждения. Это связанно с тем, что в первую очередь необходимо полноценно изучить вопрос проведения досуга нынешней молодежи. Именно из-за того, что наиболее важным фактором в вопросе свободного времени является личная свобода, желание самого молодого человека и его способность распоряжаться свободным временем по своему усмотрению.Исследование умений организации досуга у молодых людей, проживающих в психоневрологическом интернате, описание и анализ особенностей их сформированности, таким образом, является актуальной проблемой социальной науки и практики социального обслуживания.Актуальность проблемы обусловила выбора темы нашего исследования на тему: «Организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате», в соответствии с которой были определены объект, предмет, цели, задачи исследования, сформулирована гипотеза.Объект - молодые люди с инвалидностью, проживающие в психоневрологическом интернате.Предмет - умения организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающие в психоневрологическом интернате.Цель - изучить особенности сформированности организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате.Задачи:Проанализировать научную литературу по теме исследования.Разработать программу диагностики сформированности умений организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате.Провести исследование умений организаций досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.Гипотеза: для молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, характерны сформированности умений организации досуга, при должном подходе специалиста молодым людям с инвалидность становится легче заниматься досуговой деятельностью и связано это с тем, что к каждому необходим свой психологически подход для предоставления необходимых условий с учетом всех особенностей заболевания.Методы исследования:Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.Эмпирические: анкетирование, опрос, беседа. База исследования. В исследование приняли участие молодые люди с инвалидностью, проживающие в психоневрологическом интернате города Красноярска. Выборка: 12 человек (5 юношей и 7 девушек), в возрасте от 18 до 23 лет.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ1.1. Умение организации досуга как социально-педагогическая проблемаВопросы, затрагивающие досуг (досуговую деятельность) молодежи, сегодня достаточно актуальны и являются одним из важнейших направлений в социально-педагогической деятельности. Этот вопрос особенно важен при рассмотрении вопроса о досуге молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), проживающих в психоневрологическом интернате. Досуг является объектом исследований в социологии, философии, психологии, педагогике и т.д., каждый из которых вносит свой вклад в собственное понимание этого понятия [1].Термин «досуг» образован от основы «dosog» - «досягать». Существует несколько интерпретаций этого понятия: «то, что получает», «то, что получил», «способность чего-то достичь», «время, не занятое работой» [3]. В отечественной педагогике и психологии проблемой досуга занимались следующие ученые: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.Б. Зацепина, В.А. Воловик, Н.Н. Ярошенко, Т.С. Комарова, К. Д. Ушинский, Н.В. Шарковская, Л.Н. Юмсунова и др. Педагогика всегда рассматривала досуг как важнейшее средство успешного формирования личности человека, его культуры. К. Д. Ушинский подчеркивал: «Если человек не знает, чем заняться в часы досуга, то у него портятся голова, сердце, нравственность» [5. с.1].В.А. Воловик первым раскрыл основные аспекты досуга, выделив его как особый вид деятельности. По его мнению, «досуговая деятельность» состоит из мотива, задачи и действия. Также В. А. Воловик дал описание особенностей проведения досуга: o мотивом досуговой деятельности являются потребности; o разнообразие досуга определяет его цели; o нравственный и культурный уровень человека определяет направление досуга (общественно полезное, нейтральное, антисоциальное) в зависимости от содержания самой досуговой деятельности. [2].Л.Н. Юмсунова определяет, что «досуг» - это время, свободное от неизменных обязанностей, позволяющее каждому человеку выбирать те виды деятельности, которые обладают теми характеристиками, которые отсутствуют во многих видах трудовой/учебной деятельности [6]. М.Б. Зацепина также отмечает, что «досуг» характеризуется способностью человека, которым можно заниматься в свободное время, заниматься различными видами деятельности в соответствии со своими интересами и самостоятельно выбирать вид занятий [3].Н.В. Шарковская отмечает, что в постоянно меняющемся обществе досуг направлен на реализацию гуманистического предназначения человека и подтверждение его «способности быть личностью» в социально-культурной деятельности [7]. Исследуя происхождение понятия «досуг» в современной педагогической мысли, следует различать два методологических подхода: «сущность досуга рассматривается с точки зрения познания пространственной среды субъектов, которая «задается» культурной составляющей, а также с учетом оценок конкретной социокультурной среды и ориентации в ней; o досуг рассматривается с точки зрения развития личности, с учетом ее возрастных особенностей, привития навыков саморазвития и самоорганизации досуга.Обобщая эти 2 подхода, можно сказать, что досуг - это не просто свободное времяпрепровождение, но и время, наполненное разнообразными занятиями, связанными с активностью, поэтому понятия «досуг» и «досуговая деятельность» являются синонимами. Досуговая деятельность - это сознательная и направленная деятельность человека, которая удовлетворяет его потребности в познании собственной личности и социальной реальности, в результате чего происходит повышение способности к самовыражению и удовлетворению индивидуальных интересов. Досуг включает в себя комплекс мероприятий для отдыха, развлечений, физического и духовного развития. Человек самостоятельно выбирает его цели и содержание, в зависимости от своих культурных ценностей, потребностей, возможностей и интересов. Умение организовать свой досуг является целенаправленным процессом самоорганизации своего свободного времени, удовлетворяющее потребности и интересы самого человека. Умение организовать досуг выполняет ряд функций: Когнитивная функция (удовлетворение потребности в дополнительной информации; развитие старых и познание новых знаний). Воспитательная функция (формирование мировоззрения, ценностей, развитие взглядов, убеждений, сохранение традиций; реализуется через социальные институты: школу, семью). Образовательная функция (осуществляется учебными заведениями, где человек получает систематизированные ЗУНы). Рекреационная функция (снятие усталости, психологического перенапряжения, интеллектуальных и эмоциональных сил молодых людей). Социальная функция (интеграция человека в общество, удовлетворение потребности в самоидентификации).Функция формирование здорового образа жизни (укрепление здоровья путем реализации досуговых объединений игровых, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных программ, вечеров отдыха, развлекательных мероприятий, театрализованных представлений, массовых гуляний). Коммуникативная функция (расширение возможностей для общения, преодоление одиночества, поиск новых друзей; дискуссии, вечера отдыха, конференции, конкурсные и развлекательные программы). Творческая функция (создание условий для проявления и развития творческого мышления человека вне образовательной деятельности, путем участия в различных выставках, творческих вечеринках, литературных и других кружках).Рассматривая вопрос изучения «досуга», стоит коснуться понятий «свободное время» и «культура». «Свободное время» и «досуг» не тождественны. Досуг заключается в том, чтобы проводить свободное время с целью узнать что-то новое; свободное время можно использовать как вам нравится, например, есть люди, которые предпочитают вообще ничего не делать. Поэтому не стоит отождествлять «свободное время» с «досугом», поскольку свободное время есть у всех, и не у всех есть досуг.Досуг - это часть свободного времени человека, набор занятий, которые восстанавливают его физически и умственно; деятельность для его собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения других целей по его собственному выбору, а не из-за материальной необходимости. Досуг - это не просто свободное время, а время, наполненное различными занятиями: спортивными играми, философскими размышлениями, общением с близкими и т.д.Досуг также включает в себя такое понятие, как «культура». По словам Ю.М. Лотмана, «культура - это деятельность людей по воспроизводству и обновлению общественного существования, а также ее продукты и результаты, включенные в эту деятельность» [13]. Таким образом, культура подразумевает способы человеческого самовыражения и самопознания, накопления знаний, умений и навыков (далее ЗУН) человеком и обществом. Культура влияет на все сферы досуговой деятельности человека; формирует благоприятную атмосферу и различные системы в досуговой деятельности.Н.Ф. Максютин отмечает, что «досуг - это специализированная подсистема духовной и культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовных и культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга с целью формирования гармонично развитой, творчески активной личности». Эффективность досуговой деятельности зависит от культуры личности, от того, насколько широко она способна профессионально решать частные задачи, реагировать на условия и требования общества, насколько она владеет набором информации, знаний, опыта, насколько развита потребность в новом, умение «идти в ногу» с темпами развития общества [4].Подводя итог, следует отметить, что в современном российском обществе, в которой нестабильна нормативно-ценностная система, в связи с этим сфера досуга наиболее актуальна в настоящее время. Изучив понятия как «досуг», «досуговая деятельность», «свободное время», «культура» можно сделать вывод, что часто авторами они отождествляются [8]. На наш взгляд, досуг - это более широкое по содержанию понятие, нежели свободное время. Досуг-это время, которое не занято работой и какими- либо другими делами, которое мы можем направить на обогащение самого себя. В то время как свободное время - это только часть общего времени, которое мы можем потратить на незначительный отдых. Формирование умений организации досуга людей с инвалидностью является социально-педагогической проблемой и связано это с тем, что в работе с ними преобладает медико-социальный подход, не ориентированный на использование различных форм досуга в реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями.Для формирования умений молодых людей с инвалидностью к досугу предполагает перечень специальных организованных социально-педагогических, педагогических и психологических условий, таких как:Реализация специальных программ по получению систематизированной системы ЗУН;Обеспечить условия для творческой и развлекательной деятельности.1.2. Особенности формирования умений в организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернатеДосуговая деятельность в обществе обычно понимается как сознательная и направленная деятельность человека, удовлетворяющая его потребности в познании собственной личности и социальной реальности, в результате чего повышается способность человека к самовыражению и удовлетворению личных интересов. При организации досуга людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) для их лучшей адаптации в социокультурном пространстве и установления социокультурных связей необходимо ориентироваться на существующую специализированную государственную политику, учитывающую индивидуальные особенности этой категории населения.Законодательством Российской Федерации закреплено право каждого человека на культурно-творческую деятельность, свободный выбор нравственных, эстетических и иных позиций, приобщение к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и методов. Федеральное законодательство также утверждает обязанности государства в области культуры, включая обеспечение доступности культурных ценностей для всех граждан. [8]. Для молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) досуг - это процесс создания условий для организации свободного времени, связанного с реализацией их потребностей и интересов. Их участие в различных видах досуга является необходимой частью социализации, самоутверждения и самореализации.В жизни молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) имеет место социально-культурная деятельность, которая является особой отраслью педагогической науки и практики, призванной решать задачи воспитания субъектов в области свободного времени. Досуг также способствует реабилитации молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) [5]. Социально-культурная реабилитация - это целостный комплекс мер, который помогает молодым людям с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) достигать и поддерживать оптимальную степень их участия в социальных отношениях, реализации культурных интересов и запросов. Это положительно сказывается на позитивных изменениях в образе жизни данной категории граждан и наиболее полной интеграции в общество за счет расширения сферы их независимости [11, с. 124].Под социальной независимостью молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) стоит подразумевать достижение максимально возможного уровня самостоятельного участия в культурных и досуговых мероприятиях как внутри интерната, так и вовне него, использование собственного потенциала как для личного удовольствия, так и на благо ближайшего окружения [4]. Реализация социальной независимости молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) является одной из основных задач психологов, социальных педагогов/работников, педагогов дополнительного образования, которые создают благоприятные условия для активного приобретения воспитанниками психоневрологического интерната ЗУН, раскрывая при этом их способности и возможности, активизируя и стимулируя их активное участие в личностно значимых культурных и досуговых мероприятиях.В.Н. Наумчик выделяет следующие функции социально-культурной деятельности при организации досуга молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) в интернате:адаптивная функция (вовлечение в систему социальных отношений, овладение основами культуры, для успешной адаптации в обществе, приобретение способности к саморегуляции); развивающая функция (последовательное и позитивное изменение психических качеств личности, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, эстетическое и духовное совершенствование); образовательная функция (постоянный процесс приобретения новых знаний, повышения уровня образования, приобретения опыта самообразования, дополнения и углубления знаний, полученных в официальных учебных заведениях, которые обеспечивают развитие культурных ценностей);культурно-ценностная функция (последовательное приобщение к миру культуры, осознание ее важности в жизни каждого человека, внедрение эстетических принципов во все виды и формы человеческой деятельности); культуротворческая функция (вовлечение в процесс создания культурных ценностей, в различные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества); реабилитационно-оздоровительная функция (формирование праздничной и обрядовой культуры, организация развлекательно-оздоровительного досуга с целью восстановления сил, затраченных на профессиональную деятельность, психологической разрядки человека); коммуникативная функция (создание условий для реализации потребностей индивида в полном соответствии с его интересами и запросами на освоение культурных ценностей, формирование деловых и межличностных отношений, диалог культур, позитивное восприятие людьми друг друга) [10, с.93].Следовательно, содержанием деятельности учреждения является создание условий для самореализации молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), удовлетворение их эстетических, коммуникативных, рекреационных, творческих и других потребностей, организация досуга посредством культурно-педагогически направленного воздействия. Социально-культурная деятельность в учреждении направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельного человека, так и общества в целом.Досуг молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью): общение; отдых; прогулки; познавательная деятельность, включая чтение, экскурсии, занятия в клубах, просмотр телевизора, прослушивание музыки и т.д.; любительская прикладная деятельность, включая шитье, вязание, конструирование и моделирование [9, с.26]. Отечественные и зарубежные работы, касающиеся проблем социальной адаптации и социокультурной реабилитации молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) через приобщение к культуре, спорту и искусству, говорят об эффективности соответствующих программ и технологий, о возможностях обеспечения интеграции молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) в социальную и культурную жизнь общества.Адаптация данной категории граждан в социум реализуется с помощью организации клубов для инвалидов (с умеренной умственной отсталостью), где они смогут быть вовлечены в творческий процесс, пройти физкультурно-оздоровительную реабилитацию и принять участие в организации и проведение календарных праздников, конкурсных мероприятий.Клубные учреждения - это общественная организация, предоставляющая услуги социально-культурного, образовательного и развлекательного характера, создающая условия для самодеятельного художественного творчества [6]. Работа клубных объединений заключается в том, чтобы направить молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) на коллективную творческую деятельность для их самореализации и успешной адаптации в обществе. Одним из направлений работы клубных объединений является творческая реабилитация молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью): процесс, способствующий развитию личностного потенциала путем включения человека в различные виды художественной деятельности, направленной на приобщение личности к творчеству, накопление и приобретение ЗУН; развитие художественных способностей; совершенствование речи; мелкая и крупная моторика; эстетический вкус [3].Для наиболее успешной реабилитационной работы клубы организуют группы по интересам, фестивали, мастер-классы, выставки творческих работ, выполненных самими молодыми людьми с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью). Итак, проблемы связанные с формированием умений организации досуга у человека с инвалидностью в первую очередь связаны с нестабильностью их эмоционально-волевой сферы, неустойчивостью интересов и предпочтений, сложностями в установлении и поддержании стабильных социальных контактов, наличием неуверенности в себе и в своих силах, снижением организованности и целенаправленности в досуговой деятельности, следовательно, приводит к значительному ослаблению личности молодого человека с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), проживающего в психоневрологическом интернате.Выводы по Главе IВ главе 1 нами были взяты за основу и проанализированы такие понятия как: досуг, досуговая деятельность, досуговые предпочтения, свободное время, культура. Были выявленные взаимосвязи между данными понятиями, разная классификация вышеперечисленных понятий, подходы к их пониманию. Но главное, были рассмотрены концепция реализации досуговой деятельности молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), проживающими в психоневрологическом интернате.Таким образом, при изучении этой темы мы пришли к выводу, что есть существенные проблемы в развитии досуговой деятельности большинства воспитанников психоневрологического учреждения.Получив теоретические знания по проблематике нашей работы, мы перешли к исследовательской ее части.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ2.1. Планирование проведения исследования умений в организации досуга у молодых людей с инвалидностьюБаза исследования. В исследование приняли участие молодые люди с инвалидностью, проживающие в психоневрологическом интернате проживающие в психоневрологическом интернате города Красноярска.Выборка: 12 человек (5 юношей и 7 девушек), в возрасте от 18 до 23 лет.Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов:1-й этап: разработка критериев уровней содержания досуга молодых людей, проживающих в психоневрологическом интернате (таб.1.);2-й этап: формирование выборки исследования (таб.2.);3-й этап: организация и проведение экспериментальной работы;4-й этап: анализ результатов и формулировка выводов по исследованию.Совместно со специалистами психоневрологического интерната: психологом, социальными педагогами/работниками, педагогами дополнительного образования и прочими специалистами по работе с молодыми людьми с инвалидностью (умеренной умственной отсталостью) этого учреждения был выбран наиболее продуктивный способ диагностики их личностных качеств, в соответствии с целью и задачи нашего исследования. Данный момент был необходим, потому что специалисты, постоянно находящиеся и работающими с данной категорией людей, знают каждого воспитанника, его индивидуальные особенности, склад характера. Работники психоневротического интерната сразу откликнулись на нашу просьбу и сопровождали нас на протяжении всего взаимодействия с молодыми людьми с инвалидностью (умеренной умственной отсталостью).Таблица 1. Критерии и уровни организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате.Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньОсведомленность о видах досугаОтсутствие знаний и понятий о видах досуга Недостаточные представления и понятия о видах досуга, требуется помощь взрослого Владеет информацией о современных видах досуговой деятельности.Мотивация к организации свободного времениОн не мотивирован в организации своего свободного времениМотивирован в организации своего свободного времени, но нуждается в помощи взрослогоНаличие ярко выраженных навыков в организации своего свободного времениВыбор досуговых предпочтенийОтсутствие знаний и навыков в выборе подходящего для него досугаНаличие единичных и частично систематизированных знаний в планировании досуга требует помощи взрослогоНаличие выраженных и полных знаний и умений в выборе необходимого досуга, выполняет досуговую деятельность самостоятельноПотребность в посещении культурно-досуговых местНет потребности и желания посещать общественные и культурные местаНаличие мотивации при посещении общественных и культурных местНаличие ярко выраженных потребностей в посещении общественных и культурных местУмение планировать свой досугНе может организовать свое время без сопровождения и помощи взрослыхМожет заниматься досугом, но с помощью кого-то другогоОн может сам выбирать себе занятие и организовывать свой досугВместе с специалистами психоневрологического интерната была определена выборка. Согласно табл. 2, средний возраст респондентов составляет 18 лет: 5 человек - мальчики (35%) и 7 человек (65%) - девочки. Все респонденты имеют умеренную умственную отсталость (F71).Таблица 2. Характеристика экспериментальной группы.№ респондентаПолВозрастДиагнозСколько лет живет в интернатеРеспондент № 1М18 летУмеренная умственная отсталость (F71)6 летРеспондент № 2М22 лет Умеренная умственная отсталость (F71)8 летРеспондент № 3М19 летУмеренная умственная отсталость (F71)5 летРеспондент № 4Ж20 летУмеренная умственная отсталость (F71)10 летРеспондент № 5Ж18 летУмеренная умственная отсталость (F71)14 летРеспондент № 6Ж21 летУмеренная умственная отсталость (F71)7 летРеспондент № 7Ж19 летУмеренная умственная отсталость (F71)4 годаРеспондент № 8Ж20 летУмеренная умственная отсталость (F71)11 летРеспондент № 9Ж18 летУмеренная умственная отсталость (F71)8 летРеспондент № 10М23 летУмеренная умственная отсталость (F71)12 летРеспондент № 11М20 летУмеренная умственная отсталость (F71)9 летРеспондент № 12Ж18 летУмеренная умственная отсталость (F71)6 летТаким образом, низкий(неудовлетворительный) уровень организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, характеризуется: отсутствие знаний и понятий о видах досуга, неосведомленность. Нередко бывает такое, что молодые люди с инвалидностью не знаю куда деть свое свободное время и связанно это с пренебрежением информирования специалистом о видах досуга. Отсутствие знаний и навыков в выборе подходящего для него досуга, в таких случаях необходимо попробовать себя в новых направлениях, от специалиста же требуется задать мотивации и создать благоприятные условия для досуговой деятельности. Иными же причинами нередко бывает то, что молодые люди с инвалидностью не мотивированы и/или нет потребности и желания посещать общественные и культурные места в организации своего свободного времени. И последней причиной можно выделить неспособность организовать свое время без сопровождения и помощи взрослых, в данном случаи необходимо организовать специальные группы и замотивировать их на совместную деятельность.Средний (удовлетворительный) уровень организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, характеризуется следующими показателями: недостаточные представления и понятия о видах досуга, требуется помощь взрослого в реализации досуговой деятельности, в целях реализации досуговой деятельности необходимо разработать урок, посвященный мотивационным представлениям каждого вида досуга. Мотивирован в организации своего свободного времени, но нуждается в помощи взрослого, это же в свое виде не так критично, в большинстве заведений имеются специальные группы, которые строятся на особенностях каждого человека. Наличие единичных и частично систематизированных знаний в планировании досуга требует помощи взрослого, все что касаемо недостатка знаний в досуговой деятельно исправимо с помощью специальных обучающих уроков или мероприятий, которые в свою очередь мотивируют молодых людей с инвалидностью на распределение своего свободного времени на творчество и развития личностных качеств по средствам искусства и т.д. Может заниматься досугом, но с помощью кого-то другого, как и было сказано выше данная категория людей с ограниченными возможностями распределяются на группы для эффективной досуговой деятельности.Показатели, отражающие высокий (благополучный) уровень, представлены ниже:Владеет информацией о современных видах досуговой деятельности.Наличие ярко выраженных навыков в организации своего свободного времени.Наличие выраженных и полных знаний и умений в выборе необходимого досуга, выполняет досуговую деятельность самостоятельно.Наличие ярко выраженных потребностей в посещении общественных и культурных мест.Он может сам выбирать себе занятие и организовывать свой досугВсе вышеперечисленные показатели указывают на то, что данная категория людей стримиться распределить свое свободное время правильно и провести свой досуг с пользой. Обычно такая категория стримить попробовать себя во многих направлениях и является весьма целеустремленной.2.2. Проведение экспериментальной работы и интерпретация ее результатов С каждым респондентом была проведена индивидуальная беседа в комнате отдыха, в форме полуструктурированного интервью (Приложение А), с целью выявления параметров способности к организации досуга у молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), что позволило нам определить уровень каждого из компонентов, которые мы выделили ранее в таб. 1. Посчитав количество набранных баллов каждого респондента и обобщив все результаты, мы пришли к выводу, что 76% респондентов имеют низкий уровень умения организовать свой досуг, у них отсутствует стремление коммуницировать как с знакомимы, так и новыми людьми, любят проводить время в одиночестве за просмотром телепередач, прогулкой или отдыхать в своей комнате, редко проявляют инициативу, избегают принимать самостоятельные решения; 21% респондентов имеют средний уровень способности самостоятельно организовывать свой досуг, молодые люди открыты к новым знакомствам и стремятся общаться с людьми, отстаивают свое мнение и позицию, потенциал их интересов и склонностей недостаточно стабилен. Рисунок 1. Уровень организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернатеМолодым людям этой группы дальнейшая воспитательная работа с психологами, социальными педагогами/работниками, педагогами дополнительного образования по формированию и развитию у них вышеизложенных личностных качеств; у 3% респондентов выявлен высокий уровень умения организовывать свой досуг, они способны самостоятельно выбирать и организовать свою досуговую деятельность, коммуникабельны в коллективе, готовы оказать помощь товарищу, могут организовать группу людей для совместной творческой и продуктивной деятельности, постоянны в своих интересах и увлечениях. Выводы по Главе IIВо 2 главе нашей исследовательской работы мы провели и проанализировали с помощью опросника (Приложение А) досуговые предпочтений молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), проживающих в психоневрологическом интернате. Также в опроснике были "открытые" вопросы, на которые респонденты могли дать развёрнутые ответы на поставленные ответы.Получив ответы респондентов, мы проанализировали их и можем дать им интерпретацию: результаты говорят нас о том, что молодые люди с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) преимущественно ведут активный разнообразный досуг, но только в условиях, организованными самим интернатом. В частности, педагоги дополнительного образования планируют и организуют разные виды досуга для воспитанников психоневрологического интерната: кружки, секции и объединений по интересам молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), выявленные педагогами, психологами, социальными работниками ранее.Таким образом, благодаря изучению критериев и уровней развития умения в организации досуга у молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), проживающих в психоневрологическом интернате (таб.1) можно сделать следующие выводы:1. Воспитанники психоневрологического интерната больше предпочитают спокойный и пассивный досуг, организуемый и проводимый в условиях интерната, также они избегают всевозможное активное и коллективное времяпровождение;2. У воспитанников интерната отсутствует мотивация к продуктивной и творческой деятельности, таким образом, им требуется помощь всех специалистов психоневрологического интерната, для активизации заинтересованности в совершенствовании деятельности;3. Воспитанники интерната не знакомы с правилами целесообразного планирования своей досуговой деятельности, они проводят досуг за тем, что им говорят специалисты психоневрологического интерната.ЗАКЛЮЧЕНИЕКонец формыПроблема разработки и реализации социально-педагогических условий для успешного формирования навыков досуга у молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) в психоневрологическом интернате является предметом исследования в нашей работе. Следовательно, мы рассмотрели понятия досуга, досуговой деятельности, досуговых предпочтений. Под досуговыми предпочтениями мы подразумеваем повышенный интерес к определенным видам досуга, желание выбрать из них более привлекательные, соответствующие их желаниям и потребностям.Сформулирован ряд принципиальных подходов к организации досуга молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) в условиях данного учреждения, которые основаны на следующих принципах: равенство всех молодых людей, проживающих в учреждении, в предоставлении возможностей для проведения досуга и услуг; индивидуальный подход к каждой личности воспитанника психоневрологического интерната с учетом его потребностей и интересов; принятие мер на коллективном и индивидуальном уровнях; предоставление основных социально-культурных услуг для поддержания жизненного тонуса каждого воспитанника психоневрологического интерната; максимальная интеграция в общество посредством организации социально-культурных мероприятий в учреждении; учет региональных, национальных, религиозных и профессиональных особенностей при организации досуга учащихся.Досуг является важной составляющей полноценной жизни молодых людей с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью), проживающих в психоневрологическом интернате. Наличие сформированных зон самоорганизации является важным социально-педагогическим условием овладения молодежью с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) культурой досугового времяпрепровождения.В процессе выполнения работы были выполнены следующие поставленные задачи:Была проанализирована научная литература по теме исследования, в последствии чего и была выстроена конструктивная работа.Была разработана и использована программа диагностики сформированности умений организации досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате.Проведено исследование умений организаций досуга у молодых людей с инвалидностью, проживающих в психоневрологическом интернате, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.Полученные результаты диагностики показали, что молодые люди с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) предпочитают формы досуга, организованные учреждением, такие как посещение клубов, проведение досуга и организованные походы в учреждения культуры. По содержанию досуговой деятельности для этой категории людей характерен досуг альтруистического характера. Итак, молодые люди с инвалидностью (с умеренной умственной отсталостью) предпочитают такие формы досуга (досуговой деятельности), которые запланированы и организованы педагогами в интернате: посещение клубов по интересам, развлекательные мероприятия, организация спектаклей и просмотров кино, организованные походы в учреждения культуры); их досуг (досуговая деятельность) направлена как на удовлетворение собственных интересов, так и на творческую деятельность для других; их досуг (досуговая деятельность) носит регулярный характер, организуемый учреждением, а также отмечается удовлетворенность формами досуга, предлагаемыми в интернате и разработанные педагогами дополнительного образования. В психоневрологическом интернате педагоги дополнительного образования организовывают и планируют те мероприятия, которые буду соответствовать индивидуально-возрастным особенностям воспитанников, а также с учетом тяжести их заболевания (преимущественно с умеренной умственной отсталостью).Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале работы подтвердилась: при должном подходе специалиста молодым людям с инвалидность становится легче заниматься досуговой деятельностью и связано это с тем, что к каждому необходим свой психологически подход для предоставления необходимых условий с учетом всех особенностей заболевания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андреева. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). -Пермь: Меркурий, 2015. - С. 1-3. -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 11.04.2022).Ветрова Е.А. Риски использования social media в деятельности предприятий индустрии туризма гостеприимства/ Е.А.Ветрова, Е.Е. Коновалова, М.А. Атаманова, М.А. Болгова // Ученые записки Российского государственного социальног университета. 2019. Т. 2. № 4 (127). С. 331-337. Воловик А.Ф. Педагогика досуга: Учебник /А.Ф. Воловик, В.А. Воловик // – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2018. – 240 сДашковская О.Д. Организация досуговой деятельности Электронный ресурс // http://www.studmed.ru/view/dashkovskaya-od-organizaciyadosugovoy-deyatelnosti-tekst-lekciy_7b998e304f8.htm (дата обращения 24.03.2022)Ганьшина Г.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации / Ганьшина, Г.В. Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. //Современные проблемы науки и образования. – 2018. № 6. – С. 323-328Грибкова Г.И. Проектная деятельность как элемент профессиональной компетентности бакалавров социально-культурной сферы / Г.И. Грибкова // Вестник экономической интеграции. – 2018. № 4 (61). – С. 147-151Головина Г.В. Досуговая культура личности в процессе ее формирования в современном информационном обществе / Г. В. Головина // Научный вестник Южного института менеджмента. –2019. –No1. –С. 45-51.Организация досуговой деятельности инвалидов. Электронный ресурс // https://bstudy.net/729917/sotsiologiya/organizatsiya_dosugovoy_ deyatelnosti_invalidov (дата обращения 24.03.2022)Выготский Л.С. Педагогика подростка - М. 2019Дьяконов М.Ю. Сфера молодёжного досуга: настоящее и будущее государственного управления / Материалы IX Афанасьевских чтений. – 2019. с.189-193Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников // Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2018 – 539 сКультурно – досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 2019Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры / под ред. Е.В. Пермякова // Труды по знаковым системам. Тарту, 2019. Вып. 3. С. 23. Левина, И.Д. О формировании исследовательской культуры у будущих педагогов / И.Д. Левина // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса. – М., 2019. – С. 6-12. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 240с.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. –М.: Издательство МГУК, 2017.Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные аспекты психологии. СПб., 1995.Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье. //Электронный ресурс // https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/C73ED42F-7BA0-439F-B898-7DC6D2CB6C79.pdf (дата обращения 24.03.2022)Зацепина М.Б. Культура досуга в семье. Электронный ресурс //https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-v-semie (дата обращения 24.03.2022)Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. –– Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 50 с. Электронный ресурс// http://pedlib.ru/Books/3/0381/3_0381-1.shtml (дата обращения 24.03.2022)Шарковская Н. В. Понятие «досуг» В контексте гуманитарного дискурса. Электронный ресурс //https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-dosug-v-kontekste-gumanitarnogo-diskursa/viewer (дата обращения 24.03.2022)Юмсунова Л. Н. Краткий словарь современной педагогики. Электронный ресурс // https://didacts.ru/slovari/kratkii-slovar-sovremennoi-pedagogiki.html (дата обращения 24.03.2022)Фролова Е.В. Инфраструктура муниципальных образований: социологический анализ. Москва, 2019. Шумская, Н. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного лагеря: из опыта работы с аутичным ребенком/ Н.А. Шумская, С. Ю. Ильина. // Специальное образование. 2020. № 4. – С. 67-76Педагогические ресурсы досуга / Н.Ф. Максютин, Р.Г. Салахутдинов, А.А. Тихомиров и др.; Казан. гос. акад. культуры и искусств. – Казань: Медицина, 2018Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 358 с.Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018. — 363 с.Опыт социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. Е.В. Жижко и М.М. Хохловой. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. – 124 с.Дементьева Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат).ПРИЛОЖЕНИЕ ААнкета «Мой жизненный тонус и мое свободное время»Ф.И.О. респондента ____________________________________________________________Возраст респондента ____________________________________________________________Дата и время проведения исследования____________________________________________________________Можете ли вы сказать, что чувствуете себя достаточно комфортно и безопасно в интернате?а) Да б) НетНасколько Вы удовлетворены досугом в вашем учреждение?а) 40% б) 70% в) 100%3. Есть ли у Вас свободное время? а) Да б) Нет 4. Как Вы предпочитаете проводить свой досуг? (несколько вариантов ответа) а) Просмотр телепередачб) Посещение кружковв) Компьютерные игрыг) Прослушиваю музыкад) Занимаюсь спортоме) Гуляюж) Читаю книги, журналы, газетыз) Посещаю кинотеатры, театр, цирк и т.д.и) Другой ответ ________________________________________5. Планируете ли Вы свой досуг?а) Да б) Нет 6. Довольны ли Вы досугом? а) Да б) Нет 7. Какие Вы кружки посещаете? (свободный ответ) _____________________________________________________________8. Какие бы Вы хотели посещать? (свободный ответ)_____________________________________________________________9. Посещаете ли Вы театры, музеи, выставки и т. п.?а) Да б) Нет10. Отдаете ли Вы свое свободное время Вашему увлечению- хобби?а) Да б) Нет11. Считаете ли Вы, что в вашем распоряжении достаточно свободного времени для отдыха?а) Да б) Нет12. Используете ли Вы свое свободное время для общения и укрепления отношений с разными людьми? (друзья, знакомые, учителя).а) Да б) НетБлагодарим Вас за участие в опросе!
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!