это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4096151
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к теме «Конституционное право граждан на образование» в современной науке, а также ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.Цель исследования — рассмотрение спорных вопросов. В частности, рассмотрены дихотомия образования как общественного блага и обязанности, соотношение принципа «каждый имеет право на образование» и механизмов его реализации, в том числе в неочевидных ситуациях, а также спорные вопросы, связанные с образовательной правоспособностью и дееспособностью.В соответствии с ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование является обязательным. Подобная формулировка конституционной нормы требует предметного осмысления в силу разнообразия потенциальных подходов к ее возможному толкованию.Право на образование закреплено также в важнейших международно-правовых актах. Так, в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.Система образования входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала. В силу того, что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает. Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования.Сформулирован вывод, что российское законодательство рассматривает образование как специфическое общественное благо, получение которого невозможно без целенаправленных, систематических и активных действий лица, его получающего, что обусловливает необходимость возложения на данное лицо ряда обязанностей по получению данного блага с одновременным установлением корреспондирующих обязанностей государства по обеспечению соответствующих гарантий получения образования. При этом обязанность гражданина получить среднее общее образование является «мягкой», что подтверждается рядом положений законодательства, предусматривающих возможность не выполнять эту обязанность. Важнейшей составной частью права на образование является возможность лица самостоятельно совершать выбор в процессе реализации своих образовательных прав. Образовательные правоспособность и дееспособность представляют собой несовпадающие явления. Обосновывается возможность существования ограниченной образовательной правоспособности и образовательной недееспособности как логично вытекающей из действующих норм законодательстваСтановление конституционного права на образованиеПраво на образование, как и другие социальные, экономические и культурные права, традиционно относят ко второму поколению прав человека. Его появление в законодательстве подавляющего большинства государств и признание на международном уровне оказались обусловленными значительным распространением в мире социалистических и «левых» политических идей, возрастанием влияния рабочего движения, признанием ценности и общественной значимости образования. Как пишет Н.В. Вечканова, на современном этапе мировое сообщество считает право на образование «фундаментальным естественным основным правом человека»Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится, что образование должно содействовать «полному развитию человеческой личности», возрастанию «уважения к правам человека и основным свободам», «взаимопониманию, терпимости и дружбе» среди всех групп людей. Выступая за бесплатность хотя бы начального и общего образования, документ требовал от государств обязательного начального образования, а также доступного профессионального и высшего образования.Настоящие положения получили логическое развитие в профильных международных актах. Декларация прав ребенка 1959 г. заявляет, что благодаря образованию несовершеннолетние должны «развить свои способности» и «стать полезным членом общества». Отдельно для лиц, имеющих отклонения в развитии, гарантировалось создание специальных условий для получения образования. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., вторя Всеобщей декларации прав человека, видит предназначение образования в «полном развитии человеческой личности».Конвенция о правах ребенка 1989 г., кроме того, возлагает на государства обязанность обеспечить реализацию рассматриваемого права посредством функционирования системы школьного образования.В отечественных конституционных актах право на образование было установлено в первой половине XX в. В пореформенной Российской империи шло широкое обсуждение необходимости предоставления права на образование всем категориям российских подданных и даже закрепления обязательного начального образования, однако на практике это осуществилось только большевиками. Уже одни из первых конституционных актов советской власти ставили задачу предоставить трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование. В Конституции СССР 1936 г. законодатель, видевший высокое значение ликвидации безграмотности для развития народного хозяйства, поместил право на образование одним из первых в списке основных прав советских граждан, отдав преимущество только правам на труд, отдых и материальное обеспечение при потере работоспособности. В ст. 121 Основного закона СССР определялось несколько принципов права на образование:– бесплатный характер образования;– всеобщность и обязательность 8-летнего школьного образования;– ориентация образования на потребности жизни и производства;– получение общего образования на родном языке;– развитие различных форм среднего профессионального и высшего образования;– государственное стипендиальное обеспечение;– возможность рабочих совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки.В последующем настоящие положения получили продолжение в ст. 45 Конституции СССР 1977 г. Немногочисленные изменения стремились расширить образовательные права граждан Советского Союза. Среди таких мер следует назвать обязательный характер среднего образования, которое молодежь могла получить на безвозмездной основе, предоставление льгот обучающимся и студентам, бесплатная выдача школьных учебников, создание условий для самообразования.Действующая сегодня Конституция РФ 1993 г. в целом сохраняет преемственность с законодательством советского периода, но и отличается новыми подходами к образовательной сфере.Таким образом, если советское государство исключало принцип свободы образования и признавало право на образование, главным образом, как право социальное, искажая в том числе и социальный смысл данного права, то в настоящее время ситуация существенно изменилась. Благодаря общественно -политическим и социально - экономическим переменам, приведшим к принятию Конституции РФ и формированию российского образовательного законодательства, в настоящее время в России право на образование понимается в контексте основных прав и свобод человека.Оно тесно взаимосвязано с принципом свободы образования, что существенно дополняет и расширяет его содержание как социального права и права человеческой солидарности. Такой подход к пониманию права на образование обусловливает принципы, условия возникновения и содержание образовательных отношений, источником которых оно является.Понятие и содержание конституционного права на образованиеПраво на образования - важнейшее право человека в современной России. Образование является одной из фундаментальных основ любого государства, позволяющее создать его крепкий политический и экономический фундамент. Конституция Российской Федерации, Законы «Об образовании», международные пакты о правах человека устанавливают конституционно-правовые и международно правовые основы прав человека и гражданина. Для их успешной реализации требуются соответствующие условия. Сегодня исполнение указанных норм происходит в условиях социально-экономического и духовного кризиса, имеющих место в нашей стране. Что в полной мере относится и к образовательной сфере. Образование в России (особенно высшее) претерпело существенные изменения, переключившись на болонскую систему обучения, потребовавшей кардинального пересмотра многих положений и методик, а также создания новых условий для ее успешного проведения в жизнь. Встала задача использования более современные технологий в образовательной системе, способных обеспечить наиболее высокий уровень удовлетворения потребности российских граждан в образовании, в подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для успешного развития страны.Сегодня в Российской Федерации существует много ключевых проблем, требующих своего скорейшего разрешения: обеспечение прав и свобод человека и гражданина в образовательной сфере; расширение доступности образования; кардинальное улучшение качества образования на всех его ступенях; коренное повышение эффективности государственно общественного и муниципального управления сферой образования; увеличение бюджетного финансирования и совершенствование организационно-экономического механизма развития образования.Эти проблемы широко обсуждаются в средствах массовой информации, что свидетельствует об интересе к данному вопросу, а, следовательно, указывают на актуальность рассматриваемой проблемы.Обучение представляет собой процесс, который начинается задолго до того, как человек приступит непосредственно к образованию, если под обучением понимать передачу знаний от человека к человеку, от общественной системы к человеку. Хотя и принято считать, что образованность населения - фактор развития общественных отношений, но и само обучение существенно зависит от уровня производственного и культурного развития общества. Образование становится видом обучения, но обучение в первоначальном смысле сохранило свое значение: первые образы и понятия, навыки и умения, знания об окружающем мире человек получает в самый начальный период своей жизни, чаще всего в семье, но нередко в специализированных воспитательных учреждениях.Образование представляет собой процесс, в ходе которого происходит трансляция от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно исторического знания, отраженного в науках о природе, обществе, в искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.В Конституции РФ закреплено право каждого на образование (ч. 1 ст. 43). Дальнейшая конкретизация этой нормы касается различий в правомочиях получения того или иного вида образования.Во-первых, Конституцией РФ определены виды образования: дошкольное образование, основное общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование (ч. 2 и 3 ст. 43).Во-вторых, предоставлена государственная гарантия для безусловного получения трех из перечисленных выше видов образования: дошкольного, основного общего и среднего профессионального, для чего создаются государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечиваются условия для получения образования на предприятиях (ч. 2 ст. 43).В-третьих, гарантиями получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования названы его общедоступность и бесплатность (ч. 3 ст. 43).В-четвертых, определено, что при получении высшего образования гарантией его является бесплатность при условии победы в конкурсе (ч. 3 ст. 43).В-пятых, указано, что основное общее образование обязательно (ч. 4 ст. 43).В-шестых, субъектами, обязанными обеспечить получение детьми основного общего образования, названы родители и лица, их заменяющие (ч. 4 ст. 43).В-седьмых, установлено, что обучение проводится в соответствии с федеральными государственными стандартами, устанавливаемыми РФ (ч. 5 ст. 43).В-восьмых, указано, что государство поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43).Итак, из анализа конституционной нормы можно сделать следующий вывод:a) получение основного общего образования является обязанностью;b) субъектами, которые должны обеспечить получение детьми данного вида образования, являются родители или лица, их заменяющие;c) государство же гарантирует право доступа и бесплатность получения основного общего образованияТаким образом, становится очевидным, что одних только конституционных гарантий явно недостаточно и, как было отмечено выше, на первый план выходит судебная власть, обязанная, в первую очередь обеспечивать соблюдение конституционных прав человека на образование в соответствии с его идеологическими и религиозными убеждениями.Спорные вопросы реализации права на образование в россииДля реализации конституционной нормы о получении основного общего образования необходимо, чтобы государство гарантировало его общедоступность и бесплатность; а родители или лица, их заменяющие, обеспечивали бы получение данного образования детьми. В обязанности ребенка входит получение основного общего образования, т. е. выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов, представляющих собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 2 Закона об образовании). Таким образом, налицо три субъекта, ответственных за реализацию конституционной нормы об обязательности основного общего образования: ребенок, достигший возраста получения основного общего образования, его родители и государство в роли гаранта предоставления образования.Вывод о том, что обязанным субъектом является ребенок, можно сделать на основе следующих фактов: в Конституции РФ имеется оговорка о том, что такое образование получается детьми (ч. 4 ст. 43), а в Законе об образовании уточнено, что требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ч. 5 ст. 66).Правда, законодатель пошел дальше Конституции РФ, установив, что среднее (т. е. полное) общее образование является обязательным (ч. 5 ст. 66 Закона об образовании), хотя основное общее образование является лишь средней ступенью получения общего образования. Справедливо ли такое требование? Есть мнение, что для приведения в соответствие норм Конституции РФ и Закона об образовании, регулирующих обязанность ребенка получить основное общее образование, необходимо понятие «основного общего образования» распространить на «школу третьей ступени» [4, c. 9]. Представляется, что целесообразнее всего не забегать вперед и обеспечить соответствующий уровень получения основного общего образования (т. е. неполного среднего образования) нужного качества, не превращая его в формальность.К тому же, возникает вопрос, а вправе ли законодатель увеличить объем требований по сравнению с тем, что зафиксирован конституционной нормой? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, Конституцией РФ предусмотрена необходимость в получении детьми только основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ), с другой стороны, граждане обязаны соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), а закон предписывает получение среднего общего образования.В прежнем Законе об образовании было и еще одно противоречие: вместо термина «каждый» употреблялся «гражданин», тем самым законодатель, по сути, предлагал сокращенный вариант действия конституционной нормы. Закон 1992 года об образовании появился ранее Конституции РФ, что не умаляет вины законодателя, так как коллизия нормативно-правовых актов существовала почти двадцать лет.На практике право на получение основного общего образования иностранными гражданами и лицами без гражданства обеспечивалось в полной мере с требованиями Конституции РФ.В школах не отказывали в принятии на обучение лиц, не имеющих российского гражданства. В отношении получения высшего образования конституционная норма трактовалась всегда ограничительно.Выполняется ли обязанность получения основного общего образования детьми, т. е. несовершеннолетними гражданами (и не гражданами)?Как правило, ответственность за получение детьми знаний возлагается на педагогов: именно от их профессионализма, как отмечают многие, зависит то, каковы будут результаты учебного процесса [6, c . 185–186]. Это очень твердый, давно сложившийся и в послереформенный период лишь еще более крепившийся стереотип. Однако процесс обучения может привести к положительным результатам лишь тогда, когда на него направлена деятельность не только педагога.Для решения имеющихся проблем необходимо внести изменения в действующее законодательство, в том числе посредством введения реальных мер ответственности за нарушение как конституционной нормы об обязательности получения детьми основного общего образования, так и требования Закона об образовании относительно получения детьми полного среднего образования. Только таким образом можно изменить сложившуюся нелучшую ситуацию в сфере образования, устранив пренебрежительное отношение как со стороны родителей, так и их детей к праву на получение бесплатного среднего образования – благу, предоставляемому государством, а, вернее, от его имени обществом, и гарантировать получение детьми не формального, а качественного образования.
Заключение
В Конституции Российской Федерации (1993г.) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, где утверждается, что каждый имеет право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.Право на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации можно рассматривать как элемент системы прав человека.Современное конституционное право на образование в Российской Федерации превосходит минимальные требования международных правовых актов, но в отдельных аспектах решительно расходится с советскими стандартами получения образования. Это обусловлено переходом государства к иной модели социально-экономического и политического развития, которая по-прежнему признает образование социальным благом, но видит его предназначение в удовлетворении потребностей не только государства, но и отдельной личности, других участников общественных и экономических отношений. Поддерживается баланс социальных гарантий российских граждан на получение бесплатного образования, ориентация на интересы каждого человека и полноценного функционирования демократического федеративного государства, гражданского общества и рыночной экономики.Конституционное право на образование выступает сложным правовым и социальным явлением, которое создает условия для всестороннего развития личности, а также влияет на состояние правосознания и уровень правовой культуры несовершеннолетних в частности и общества в целом. Право на образование получает каждый человек на основании факта своего рождения, вне зависимости от воли власти, что заставляет государство выступать гарантом его реализации. Понимание содержания конституционного права на образование, которое сложилось к сегодняшнему дню, предоставляет гражданину свободу образования. Она подразумевает получение образования в любых образовательных организациях, условия которых отвечают интересам и потребностям личности, с применением наиболее предпочитаемых методов, способов и форм обучения, языка обучения, при учете идейно-религиозных убеждений получателя образования.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. (утратил силу) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. 6 декабряКонституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 7 октября 1977 г. (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.Всеобщая декларация прав человека: принят Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. 1995. 5 апреля.Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)Вечканова Н.В. Право на образование в Российской Федерации: конституционный аспект // Теория и практика общественного развития. 2017Образовательное право: учебное пособие / М. В. Ожиганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!