Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Древние германцы: социально-экономический строй.

Тип Курсовая
Предмет История

ID (номер) заказа
4097128

500 руб.

Просмотров
724
Размер файла
68.96 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

 ВВЕДЕНИЕ  3 

ГЛАВА I. ЭТНОГЕНЕЗ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА   6

§ 1. Происхождение и расселение германских племен   6

§ 2. Первые контакты германцев с античным миром   7

§ 3. Анализ трудов Цезаря и Тацита как источников о социально-экономическом строе древних германцев   12

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ ПО ДАННЫМ ГАЯ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ   18

§ 1. Хозяйственная жизнь германцев   18

§ 2. Общественный строй древних германцев   20

ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ ПО ДАННЫМ КОРНЕЛИЯ ПУБЛИЯ ТАЦИТА   23

§ 1. Изменения в хозяйственной жизни древних германцев  23

§ 2. Общественный строй и организация управления германских племен   27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   34

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. На обширной территории западных провинций Римской империи, на ее границах и далеко за пределами издавна обитали многочисленные племена и народности, которых греческие и римские писатели объединяли в три большие этнические группы. Это были кельты, германцы и славяне, расселившиеся по лесам и большим рекам Западной и Центральной Европы. В результате частых перемещений и войн усложнялись этнические процессы, происходили интеграция, ассимиляция или, наоборот, разобщение; поэтому лишь условно можно говорить об основных местах расселения отдельных этнических групп.Германские племена явились ядром в формировании ряда западноевропейских народов - немцев, голландцев, фламандцев, датчан и прочих. Их вторжение в Римскую империю привело к началу нового периода мировой истории. Поэтому изучение вопросов их хозяйственной, социальной и политической жизни до сих пор является актуальным. Количество источников по исследуемой теме, дошедших до наших дней, как письменных, так и материальных, недостаточно для точного описания жизнедеятельности древних германцев. Письменные источники противоречивы и могут нести неверные сведения. Данная тема недостаточно изучена и остается актуальной и в наши дни.Объект исследования: история древних германцев.Предмет исследования: социально-экономический строй древних германцев.Целью курсовой работы является освещение общественно-политической и хозяйственной жизни древних германцев на основе имеющихся источников и их анализа.Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить вопросы происхождения и расселения древнегерманских племен на основе трудов Цезаря и Тацита;выявить особенности хозяйственной жизни и общественного строя древних германцев по данным Цезаря;проанализировать изменения в социально-экономическом строе древних германцев по данным Тацита.Степень изученности темы. При написании курсовой работы использовался ряд научной литературы: Вейс Г. «Классическая древность до IV вв.», ««Темные века» в Средневековье, IV-XIV вв.»; «Всемирная история (Римский период)»; Дэвис Н. «История Европы»; Неусыхин А.И. «Общественный строй древних германцев»; Удальцов А.Д., Сказкин С.Д. «История средних веков»; Соловьёва Л. Н. «Древние германцы и их языки. Введение в германскую филологию» и др. В данной литературе наиболее конкретно уделяется внимание проблемным моментам по теме курсовой работы. Хозяйственный и общественный строй древних германцев остается предметом острых историографических дискуссий, что обусловлено, прежде всего, состоянием и особенностями источников.По данной теме необходимо при написании исследования были использованы источники, характеризующие хозяйственное устройство, аграрные и общественные отношения, систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Судить об этих переменах позволяют, прежде всего, нарративные (повествовательные) источники.Приводимые ниже выдержки из произведений Цезаря и Тацита подобраны таким образом, чтобы возможно ярче осветить наиболее существенные стороны жизни и быта германцев или такие моменты, которые имеют значение при анализе их позднейшей истории.Таким образом, основную роль, естественно, в написании курсовой работы сыграли первоисточники: произведения Цезаря и Тацита. Дополнительная научная литература сыграла второстепенную роль, но явилась весьма ценным источником сведений, так как в ней конкретно и понятно отражены сюжеты произведений Цезаря и Тацит, что дает возможность сравнить точки зрения на данную тему современных авторов, и позволяет более отчетливо сформулировать собственные выводы.Структура работы отражает поставленные задачи и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.ГЛАВА I. ЭТНОГЕНЕЗ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА§ 1. Происхождение и расселение германских племенЗаселение севера Европы индоевропейскими племенами происходило приблизительно за 3000–2500 лет до н. э., как об этом позволяют судить данные археологии. До этого побережья Северного и Балтийского морей были заселена племенами, по-видимому, иной этнической группы. От смешения с ними индоевропейских пришельцев и произошли племена, давшие начало германцам. Их язык, обособившийся от других индоевропейских языков, явился германским языком-основой, из которого в процессе последующего дробления возникли новые племенные языки германцев.О доисторическом периоде существования германских племен можно судить лишь по данным археологии и этнографии, а также по некоторым заимствованиям в языках тех племен, которые в древности кочевали по соседству с ними — финнов, лапландцев.Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером и на юге Скандинавии, включая и полуостров Ютландию. Данные археологии позволяют предполагать, что эти территории были заселены германскими племенами с начала неолита, то есть с третьего тысячелетия до н. э.Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н. э. Пифей путешествовал морем вдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми ему пришлось встречаться во время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н. э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э.). Они приводят извлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н. э.С первых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько более подробными. Греческий историк Страбон (умер в 20 г. до н. э.) пишет о том, что германцы (свевы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46–127 гг. н. э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, такие, как земледелие и скотоводство; их единственное занятие — войны. По свидетельству Плутарха, германские племена служили наемниками в войсках македонского царя Персея в начале 2 в. до н. э.К концу 2 в. до н. э. германские племена кимвров появляются у северо-восточных окраин Аппенинского полуострова. По описаниям античных авторов, это были рослые, светловолосые, сильные люди, часто одетые в шкуры или кожи животных, с дощатыми щитами, вооруженные обожженными кольями и стрелами с каменными наконечниками. Они разбили римские войска и после этого двинулись на запад, соединившись с тевтонами. На протяжении нескольких лет они одерживали победы над римскими армиями, пока их не разгромил римский полководец Марий (102–101 гг. до н. э.).В дальнейшем германцы не прекращают набегов на Рим и все больше и больше угрожают Римской империи.§ 2. Первые контакты германцев с античным миромПервое крупное столкновение германцев с Римом, описанное античными авторами, фиксирует устойчивые племенные этнонимы: кимвры, тевтоны, амброны, гаруды, которые около 120 г. до н. э. двинулись со своей прародины на севере Ютландии на юг. Преодолев территории свевов и бойев, они вторглись в места обитания кельтов-скордисков в бассейне Савы, Дравы и верхнего Дуная. В 113 году до н. э. они повернули в пределы союзного с Римом кельтского царства Норик, где у местечка Норея разбили два консульских легиона. В 110 г. до н. э. германцы направились в Галлию, где к ним присоединились кельты (товгены и тигурины). Попытка остановить соединившиеся племена на марше закончилась в 109 г. до н. э. новым разгромом римлян. В 107 г. до н. э. близ Гаронны тигурины разбили консульскую армию; консул Луций Кассий погиб, остатки легионов сдались. 6 октября 105 г. до н. э. в нижнем течении Роны у г. Араузиона (совр. Оранж) произошла военная катастрофа: до 60 тыс. римских солдат остались на поле боя. Кимвры беспощадно уничтожали пленных, топили лошадей и другую добычу. Ужас, испытанный римлянами от первых столкновений с германцами, отразили многие античные источники. Полтора века спустя поэт Лукан в своей поэме «Фарсалия» выразит его двумя словами — «тевтонская ярость».После Араузиона кимвры двинулись в Испанию, форсировали Эбро, но были вытеснены с Пиренеев кельтиберами. Тевтоны и амброны остались опустошать Галлию. В 102 г. до н. э. они проникли глубоко в Прованс, где у г. Секстиевы Воды (совр. Экс-ан-Прованс) были разбиты Гаем Марием. Год спустя кимвры перешли Альпы и были уничтожены у г. Верцеллы (совр. Верчелли).Помимо ужаса перед невероятно сильным и свирепым противником, одним из главных уроков, который римляне вынесли из первого прямого контакта с германцами, было осознание того, что зарейнский варварский мир пришел в движение из-за перенаселения и, как следствие, нехватки земель, продовольствия, голода. Кимвры и тевтоны «искали себе место жительства по всему свету» (Плутарх), а не сумев закрепиться в Галлии и Испании, они, по примеру многих союзников Республики, отправили в римский сенат посольство с просьбой о предоставлении им земель в обмен на поставку вооруженных отрядов. Массовость миграций продемонстрировала римлянам, что германцы нашли новое действенное средство для достижения своих целей: создание союзов племен, отчасти родственных друг другу в языковом и культовом отношении.Со сходной ситуацией пришлось в середине I в. до н. э. столкнуться Цезарю. К 70 г. до н. э. Ариовисту, одному из германских вождей, удалось создать мощный союз племен во главе со свевами. О свевах Цезарь сообщает, что это один род, проживающий в ста округах с обязанностью ежегодно выставлять по 1 тыс. воинов от каждого округа. С этой информации начинается так называемое interpretatio Romana («римское истолкование») истории, экономики, социальной структуры, политической организации, религии и нравов древних германцев в латинских, реже греческих терминах. Необходимо отметить, что латинские и греческие термины часто затрудняют понимание подлинных процессов в германском мире.В течение 14 лет миграций и поиска земель для поселения союз племен Ариовиста приблизился к границам Галлии. Приглашенный галлами-секванами Ариовист, перейдя Рейн, разбил галлов-эдуев, соперников секванов, но Галлию не оставил, оккупировав треть земель секванов. Далее Ариовист потребовал у секванов еще одну треть их высококачественных пахотных полей для расселения своих союзников гарудов. Встав на защиту галлов, Цезарь в 58 г. до н. э. разгромил германцев и вытеснил их за Рейн, где союз племен Ариовиста распался. Помогая галлам, Цезарь руководствовался римскими стратегическими интересами, так как стремление германцев закрепиться в Галлии представляло прямую угрозу Римской республике.Цезарь воочию убедился в военном соперничестве германских племен, многие из которых после разгрома крупного племенного союза претендовали на роль нового лидера. Новая стратегия Рима, по Цезарю, представляла собой традиционное разжигание вражды между племенами, которое позволило установить границу с германским миром по Рейну. Дважды Цезарь переходил Рейн лишь с целью продемонстрировать мощь римских легионов, после чего приказал сжечь мост через реку.В течение I в. н. э. в германском обществе произошли существенные изменения, напрямую связанные с попытками римлян покорить зарейнскую Германию и установить границу по Эльбе. Действия римлян сочетали попытки как военного подавления любого сопротивления, так и раскола германской знати путем дарования прав гражданства и других привилегий. В среде нобилитета германцев произошел раскол. Часть его не приняла позицию непротивления. Настроения сопротивления с особой остротой проявились среди херусков и хавков. В Богемии в 8 г. до н. э. возникло военно-племенное образование маркоманнов и свевов во главе с Марободом, обладавшее 70 тыс. пехотинцев и 4 тыс. всадников. Другой германский племенной союз во главе с херусками сложился на землях между Везером и Эльбой. В 6 г. н. э. римляне решили двумя параллельными ударами уничтожить оба германских военно-племенных союза. В 9 г. н. э. в Тевтобургском лесу херусско-хавский союз под руководством вождя (dux) Арминия уничтожил 30 тыс. римских солдат; победе способствовало крупное восстание в Паннонии (6-9 гг. н. э.). В результате Тевтобургской катастрофы, несмотря на походы римлян вглубь Германии в 14-16 гг. н. э., Рейн надолго стал стратегической границей империи с варварским миром.Противостояние Рима с тремя военно-племенными союзами (Ариовиста, Арминия, Маробода) отчетливо показало, что Европа вступала в длительный процесс Великого переселения народов. Структура этого процесса была довольно сложной, многофункциональной, затронувшей в разной степени все стороны жизни германского общества. Во-первых, резко возросли как хозяйственные, так и военные миграционные импульсы. В рамках германского мира десятки племенных образований искали места для поселения самыми различными способами, в том числе соединяясь с более сильными или поглощая более слабых. Начиная с конца II в. до н. э. «германское пространство» с определенной периодичностью выплескивало на античную цивилизацию агрессивные этнические группы, стремившиеся закрепиться на римской территории. Во-вторых, ускоряется имущественная дифференциация как между отдельными племенами, так и внутри племен. Так, в 17 г. н. э. два наиболее сильных союза — Арминия и Маробода — вступили в войну, в которой с обеих сторон участвовали их соплеменники. Потерпевший поражение Маробод вскоре был изгнан из Богемии дружиной знатного гота Катуальда. Победители нашли в резиденции Маробода значительную долю старой свевской добычи, а также товары римских торговцев, что подтверждается и археологическими данными. У отдаленного племени свионов, заметил Тацит, «богатство в большом почете». Имущественная дифференциация в племенном мире первой стадии Великого переселения хорошо иллюстрируется группой «княжеских захоронений», известных как Любсов-культура (ок. 50 — ок. 300), в погребениях которой количество драгоценной утвари во много раз больше, чем в простых могилах.§ 3. Анализ трудов Цезаря и Тацита как источников о социально-экономическом строе древних германцевДва исторических источника дают емкие описания жизни древних германцев: «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря и «Анналы. Малые произведения» («Германия») Публия Корнелия Тацита. «Записки о галльской войне» были написаны Цезарем во время его триумфальной кампании в Галлии, однако точная дата написания каждой книги неизвестна, но скорее всего книги кроме 8-ой были написаны в период 58-52 гг. до н. э. на латинском языке, а последнюю книгу после смерти Цезаря дописал Авл Гирций. «Германия» была написана Тацитом около 98 г. н. э. тоже на латинском языке.Оба произведения можно отнести к намеренным письменным описательным историческим источникам. «Записки о Галльской войне» могут быть отнесены к политическим сочинениям или к литературному произведению. «О происхождении и местоположении германцев» может быть отнесено к научным историческим трудам или к литературным памятникам.«Записки о Галльской войне» создавались как заметки Цезаря во время военной кампании в Галлии, однако каждая книга была доступна для прочтения гражданам Рима и «записки» были своего рода способом Гая Юлия рассказать о своих подвигах в Галлии народу Рима. Поэтому при прочтении именно о тактических и стратегических военных успехах проконсула Цезаря важно помнить, что автор хотел показать свои действия с максимально положительной стороны. Однако для нашей цели это не так важно, т. к. информацию о германцах и других народах Гай Юлий Цезарь не стал бы изменять, чтобы произвести впечатление на читателей среди римских граждан. Что касается «Германии» Тацита, то этот трактат был написан в конце I в. н. э после правления кровавого императора Домициана., однако римский историк, который никогда не был за Рейном, записал сведения о германцах со слов торговцев, пленных германцев, а также использовал военные записи легионов, стоявших на Рейне, и данные из исторических сочинений Тита Ливия и Плиния Старшего, которые не сохранились до нашего времени.После падения Римской империи сочинение Тацита было предано забвению до 1455 года, когда единственная его рукопись была обнаружена в Херсфельдском аббатстве. За изучение «Германии» взялся Энеа Сильвио Пикколомини, сообщаемые Тацитом сведения стали предметом горячих дебатов гуманистов. Вновь вошло в употребление давно преданное забвению слово «Германия». Немцам польстила нарисованная Тацитом картина жизни их предков как благородных дикарей. Сочинение Тацита было особо популярно среди мечтавших об объединении Германии в XIX в. А что касается «Записок о Галльской войне» они не были забыты в Средневековье и пользовались определенной популярность, став одним из учебных текстов на латинском языке.Официальных причин и целей, которые побудили Цезаря и Тацита написать свои произведения мы не знаем, однако можно предположить, что Гай Юлий писал свои «записки», чтобы оправдать свои действия перед гражданами Рима и сенатом, но и также прославить свое имя среди плебеев вечного города, что было даже важнее в период кризиса Римской республики. А что касается мотивов написания работы Публия Корнелия, то можно строить только догадки, которые ничем не будут подкреплены, однако, зная о том, что Тацит был историком и крупным писателем своего времени, можно сказать, что трактат о германцах был его очередной исторической работой, в которою он заложил важный посыл об упадке нравов римского народа.Что касается содержания «Записок о Галльской войне», то весь трактат разделен на 8 книг, 7 из которых написаны Цезарем, а 8- ая книга Авлом Гирцеем. Конкретно нам интересны 1, 4 и 6 книги «записок», в которых дается краткая этнографическая информация о германцах и описаны военных столкновения с ними. Работа Тацита написана одной книгой с 46-ю главами, условно первая часть книги посвящена жизни и быту древних германцев, а вторая часть дает краткую информацию об известных римлянам племенах германцев.Перейдем непосредственно к содержанию обоих источников. Остановимся на следующих темах: хозяйство, земледелие и землепользование, социальные и политические структуры, религия, традиционная культура германцев.В «записках» Гай Юлий Цезарь подробно описывает особенности хозяйственной составляющей жизни германцев: германцы хорошо переносят холод, потому многим из них в виде одежды достаточно шкур животных; рацион германцев не обладает изысканностью, они в основном едят хлеб, но больше молочные продукты; полностью отвергают вино как напиток, предпочитая сохранять чисток сознание; разводят низкорослых лошадей и обладают прекрасными кавалерийскими отрядами, однако при этом отвергают езду с седлом и считают это позорным. В своей работе Тацит описывает подробнее хозяйственную составляющую жизни германцев. В отличие от цезаря Тацит указывает, что германцы предпочитают много пить, а любимым их алкогольным напитком было пиво, которое они сами варили, но при этом покупали вино у римских торговцев. Тацит указывает, что германцы помимо одежды из шкур носили и тканевые рубахи и штаны, а женский костюм был более откровенным, по мнению автора, чем римский, т. к. женщины носили тканевые платья с открытыми плечами. Относительно добычи железа Тацит утверждает, что германцы не исследуют землю и не ищут залежи руды. Также в «Германии» говорится, что германцы не создают броню, но тщательно делают боевые щиты и разукрашивают их. Ремесленники германцев создают глиняную посуда и делают металлические фибулы, которые ценятся среди германцев. Тацит также, как и Цезарь указывает, что некоторые племена разводят лошадей.Что касается земледелия у германцев, то Цезарь говорит, что часть племени всегда обрабатывает землю, пока другая часть воют, поэтому недостатка еды этот народ не испытывает. Однако Гай Юлий, описывая систему землепользования германцев, говорит, что они раз в год меняют основное поле для запашки, огромные свободные территории Германии это позволяют. Тацит повторяет слова Цезаря, однако в его описании германцы чередуют поля раз в год, а не полностью уходят на другое место. Уточняя эту особенность, Тацит, видимо, хотел сказать, что германцы больше похоже на галлов или бриттов, чем на кочевников сарматов, которые были соседями для некоторых племен германцев.Описывая социальное устройство и политические институты германцев, Цезарь говорит о равенстве всех членов племени и отсутствие знатных, т. к. в германском обществе ценились личные качества, а не материальное богатство, на которое мало кто обращал внимания. Гай Юлий говорит о германском сенате, имея в виду совет старейшин, на котором решают основные вопросы всеми мужчинами, но голос старейшин племени мог становиться решающим. Что касается вождей и военных лидеров, Цезарь говорит, что германцы сами себе выбирают военного вождя среди наиболее харизматичных и сильных. Тацит подтверждает слова Цезаря, дополняя их сведением, что среди германцев были рабы, но, говоря римскими понятиями, то положение рабов германцев приравнивалось к римским колонам – материально зависимых людей. Тацит добавляет, что положение женщины было очень высокими в обществе, их уважали, но в политической жизни они не участвовали. Рассматривая политический аспект общества германцев, Тацит говорит, что совет племени назначал вождя среди родовитых германцев, но вождь был скорее распорядителем работ и номинальным правителем, хотя его личность была неприкасаемая. Также совет племени выбирал военных лидеров и созывал всех представителей племени в случае опасности на войну.Говоря о религии германцев, Цезарь пишет, что германцы поклоняются огню, ветру, небу и солнцу, у них нет храмов и идолов. Религия носит яркий анимистический характер. Также германцы часто занимаются гадательной практикой на палочках при принятии важных решений. Тацит же в своей работе рассказывает о полноценном пантеоне богов у германцев, каждый бог отвечает за важный для жизни человека мировой аспект. Это может говорить об эволюции религиозных верованиях в обществе германцев за 1,5 века с момента описаний Цезаря, но может говорить и о недостаточной достоверности информации из «Записок о Галльской войне» или «Германии». Тацит также рассказывает о гадательной практики на палочках, с помощью птиц и разъездов колесниц.Обрядовая колесница древних германцев, диск и конь сделаны из золота и бронзы, около 1400г. до н.э. Найдена в Трундхольме, о. Зееланд (Дания). Интересно, что найти более ранние археологические памятники реальных колесниц у германцев не получается, а вот у кельтов колесница гораздо чаще встречается, к тому же не только в ритуальном значении, но и военном.Что же касается традиций германцев оба источника дают много информации, которая уже рассматривались выше. Но стоит добавить, что Тацит сообщает об особенностях гадания на колесницах и раннему обучению верховой езды у некоторых племен германцев. Также Тацит упоминает о процессе инициации при совершеннолетии юноши, которая сопровождается опоясыванием его мечом. Также в «Германии» описывается брачный ритуал, который не обладает пышностью, сопровождается своеобразным выкупом. Оба, Тацит и Цезарь, подмечают высокий уровень нравственности германцев и моногамный характер их брака.Рассмотрев основное содержание, надо пару слов сказать о влиянии авторского взгляда на объективность изложенных фактов о древних германцах. Цезарь писал в «записках» о своих победах и цель этой работы была рассказать о своей войне народу Рима, а попутно и о врагах, которых одолел Гай Юлий, поэтому Цезарю не было смысла приуменьшать достоинства германцев, но важно понимать, что информация написанная римским проконсулом может быть не точной и по другой причине: Гай Юлий основывается лишь на своем опыте и через призму своего понимания трактует особенности того, что он видел у германцев.А что касается Тацита, то он, будучи противником падения нравов римлян в период его жизни, часто сравнивает благородных германцев с развращенными римлянами, а как следствие слегка идеализирует жизнь германских варваров. И при этом важно понимать, что источник знаний о германцах у Тацита не обладает особой достоверностью, т. к. это были в основном торговцы и солдаты, которые могли неосознанно из-за непонимания особенностей культуры германцев что-то исказить в своих рассказах римскому историку.И чтобы подвести итог анализу исторических источников, скажу пару слов об информативности каждого из них: в работе Цезаря подробно и со знанием дела описаны тактические приемы и военные особенности армии германцев и немного внимания уделяется особенностям их жизни, которые римский военачальник узнал во время своих непродолжительных карательных рейдов за Рейн. В то же время у Тацита дан полноценный этнологический обзор германских племен.ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ ПО ДАННЫМ ГАЯ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ§ 1. Хозяйственная жизнь германцевИз «Записок о галльской войне» следует, что германцы мало занимались земледелием и питались главным образом молоком, сыром и мясом. Скотоводство и охота — их главные занятия, если не считать войны. Земледелие находилось еще в зародыше, об этом свидетельствует высказывание Цезаря, о том, что германцы «не усердствуют в обработке земли», так как прочной оседлости еще не было, и германцы представляли собою еще полукочевой народ. Цезарь пишет, что «Земля у них не разделена и не находится в частной собственности, и им нельзя более года оставаться на одном и том же месте для возделывания земли», т.е. каждый год племенные власти (magistrates ас principes) назначают отдельным родовым группам необходимое для каждой из них количество земли и по истечении года заставляют их переходить на другое место. Необходимо отметить тот факт, что одна часть населения занималась войной, а другая вела хозяйство. Описывая в книге IV племя свевов, он отмечает, что каждый округ ежегодно высылает на войну по тысяче воинов, тогда как прочие остаются, занимаясь земледелием и «кормя себя и их; через год эти последние в свою очередь отправляются на войну, а те остаются дома.Частота земельных переделов, описанных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников. Правда, необходимо учесть, что данные археологии говорят о наличии у германцев, живущих стационарно, полей с постоянными границами, которые, как правило, маркировались небольшими (до 1 м) валами из земли или камней, заросших кустарником и предохранявшим землю от выветривания. Подобное землепользование исключало переделы между членами общины. Поэтому германские роды Цезарь называет "роды и родственные союзы людей, совместно обрабатывающих землю", для того чтобы выразить мысль, что в этих поселениях имеется налицо подлинная кровная связь.Община прошла три стадии развития:родовая, или кровнородственная община, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками;земледельческая, в которой собственность общины на территорию сочеталась с разделом пахотных участков между большими семьями;соседская, или община-марка, в которой господствовала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на другие угодья.Такой аграрный строй, естественно и непроизвольно вытекающий из общих хозяйственных условий стоявших на еще очень низкой ступени культурного развития германцев, изображается Цезарем как продукт сознательной социальной политики руководителей германского общества, боявшихся будто бы, чтобы оседлость, привязав германца к земле и к ее интересам, не превратила его из воина в земледельца, не развила в нем жадности к земельным владениям, заставляющей более сильных людей отнимать землю у более слабых, не приучила его слишком тщательно устраивать свое помещение из боязни холода и жары и не породила бы в нем страсти к деньгам, из которой рождаются партии и раздоры; они будто бы имели при этом в виду то соображение, что спокойствие массы будет обеспечено, когда каждый будет видеть, что самые могущественные люди не богаче его самого.§ 2. Общественный строй древних германцевИз слов Цезаря совершенно ясно, что обработка земли производилась всем родом сообща. При такой системе всем доставалась одинаковая доля продукта. Цезарь пытается объяснить, чем вызываются такие непривычные для римлян общественные порядки, и свои объяснения он вкладывает в уста самим же германцам: «По их словам, он не даёт им прельститься оседлым образом жизни и променять войну на земледельческую работу; благодаря ему никто не стремится к расширению своих владений, более могущественные не сгоняют более слабых, и никто не посвящает слишком много забот постройке жилищ для защиты от холода и зноя; препятствует возникновению жадности к деньгам, из-за которой происходят партийные распри и раздоры, и помогает поддерживать спокойствие в простом народе ощущением имущественного равенства его с самыми могущественными людьми». Всё это, конечно, домыслы Цезаря, понятные в его устах как отражение социальной борьбы в римском обществе. У Цезаря нет никаких указаний на наличие классов у германцев. Не упоминает он и о существовании у них рабства, хотя можно предполагать, что у них были немногочисленные рабы из числа военнопленных. У Цезаря, правда, упоминаются «вожди» и должностные лица, он говорит о старшинах и о «могущественных людях». Но при этом он подчёркивает, что в имущественном отношении не было никакой разницы между простыми германцами и «самыми могущественными людьми». Очевидно, здесь он имеет в виду родовых старшин и выборных военных предводителей племени. Война, военные походы и набеги играют в жизни изображаемых Цезарем германцев виднейшую роль. Разбойничьи набеги и грабёж не считались у германцев позорными. Цезарь так описывает набор отрядов для подобных набегов: «...Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своём намерении предводительствовать в военном предприятии и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, тогда поднимаются те, кто одобряют и предприятие, и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь. Те из обещавших, которые не последовали, считаются, беглецами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия». Создававшиеся таким образом военные дружины имели временный характер и, невидимому, распадались после похода. При отсутствии классов отсутствует и орган классового принуждения - государство. Германцы эпохи Цезаря выступают перед нами в виде множества раздробленных племён. В мирное время у них нет постоянных властей, кроме родовых старшин, главным делом которых являлся суд. Верховная власть принадлежала народному собранию. На время войны выбирался военный предводитель, имевший право карать смертью. Иногда несколько племён временно объединялись под властью одного предводителя для общих военных предприятий.Религия древних германцев, как и прочих арийцев (индусов, персов, эллинов, италиков, кельтов, славян), состояла в поклонении благодетельной силе света. Они также делили вселенную и ее силы на два начала: свет и мрак. Божества света были добрые, благодетельные для людей, созидающие, охраняющие; божества же мрака — злые, враждебные человеку, разрушительные.Главнейшими божествами германцев были: Один — верховный бог, Тор — бог грома, покровитель земледелия, Тир — бог войны, Балъдур — весеннего света, Браги — поэзии, Локи — зла, Фригга — супруга Одина, богиня брака, домашнего очага и плодородия, Фрейя — богиня любви и красоты, Хел — богиня подземного мира. Кроме того, почитались три норны, ткущие нити судьбы, и валькирии — девы-щитоносицы Одина, которые уносят павших воинов во дворец Одина — Валгаллу. У некоторых германских народов было распространено еще поклонение земле (богине Нерте). Одину приносились кровавые человеческие жертвы, для чего употреблялись пленники, рабы и преступники. В связи с почитанием богов находились различные гаданья. Жрецы гадали, разбрасывая на белом покрывале прутики с различными начертаньями на них, гадали по крику и полету птиц. Особенно же распространено было гаданье по фырканью и ржанью белых коней, содержавшихся в священных лесах и рощах и впрягавшихся только в колесницы, посвященные какому-либо богу или богине.ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ ПО ДАННЫМ КОРНЕЛИЯ ПУБЛИЯ ТАЦИТА§ 1. Изменения в хозяйственной жизни древних германцевВ конце I в. н.э. в экономике и социальном строе германцев произошли большие изменения. Теперь это были уже далеко не те племена, что населяли здешние земли во времена Цезаря. Теперь германцы окончательно перешли к оседлому земледелию, хотя скотоводство продолжало играть главную роль. На смену прежним временным хижинам пришли построенные из камня и крытые черепицей дома. Уменьшилось значение охоты в хозяйстве. На смену родовой общине, которая обрабатывала сообща землю еще во времена Цезаря, пришли большие семейные общины, которые жили отдельными поселениями. Такая община вспахивала каждый год новый участок земли, оставляя старый под паром. Пастбища, выгоны и другие угодья составляли общие владения, которые принадлежали сразу нескольким поселениям. Тем не менее, жизненный устой германцев оставался примитивным. Римские деньги распространялись только в пограничных с Римской империей областях, а наиболее отдаленные племена их даже не знали. Там господствовал натуральный обмен. Ремесла, в том числе и металлургия, были слабо развиты. Вооружение германцев оставалось несовершенным.По словам Тацита, германцы селились разбросанными деревнями. Жилища строили из дерева, обмазывая их глиной. Это были продолговатые строения, несколько десятков метров в длину. Часть помещения отводилась для домашнего скота. Для хранения продуктов устраивались подземелья и погреба. У германцев не было поселений городского типа, но для защиты от нападения они возводили земляные и деревянные укрепления. «…Народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строиться. Строят же они, не употребляя ни камня, ни черепицы; все, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы на него приятно было смотреть. Впрочем, кое-какие места на нем они с большой тщательностью обмазывают землей, такой чистой и блестящей, что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами. У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они наваливают много навоза и которые служат им убежищем на зиму и для хранения съестных припасов, ибо погреба этого рода смягчают суровость стужи, и, кроме того, если вторгается враг, все неприбранное в тайник подвергается разграблению».Исключение составляли только племена близ Рейна, переселившиеся из Галлии, а именно белготерманские народы. Адуатуки, убии и другие уже при Цезаре жили в хорошо укрепленных поселениях, а Тацит говорит о городе батавов и укреплениях. Это были, вероятно, деревни, окруженные тыном. У белгов укреплению поселений способствовали окружавшие их леса и болота; в этой провинции добывали камень, который распиливали пилой на кирпичи, что указывает, по-видимому, на то, что уже в то время там начали употреблять для построек камень наряду с деревом.К III-IV вв. происходит значительный хозяйственный прогресс: германцы достигли высокого уровня земледелия улучшилась обработка почвы, расширился ассортимент сельскохозяйственных культур, и повысилась их урожайность, начали распространяться садоводство и виноградарство; достигли высокого уровня металлообработки, кораблестроения, совершенствовались ремесла: обработка железа, бронзы, серебра. Поля обрабатывали с помощью тяжелого германского плуга, с использованием быков в качестве основной тягловой силы (об этом свидетельствуют находки деревянного ярма). Разнообразны зерновые культуры: несколько видов пшеницы, рожь, полба ячмень, овес. Начинается постепенное увеличение доли ржи и пшеницы, но основной зерновой культурой оставался ячмень.Выращивали бобы, горох, чечевицу, различные сорта льна, коноплю. Сажали огородные культуры: капусту, свеклу, морковь, салат, петрушку, пастернак. От римлян заимствовали и усвоили приемы выращивания сельдерея, кориандра, укропа, чеснока. Под влиянием римской агрикультуры на Рейне распространяется виноградарство, расширяются посадки плодовых деревьев (вишни, абрикоса, персика).Скотоводство получает дальнейшее развитие в связи с массовыми переселениями, расширением культивируемых земель, совершенствованием военного дела. К разведению улучшенных пород крупного рогатого скота побуждала необходимость обеспечения хозяйства тягловой силой. Коневодство стимулировалось частыми передвижениями и использованием конницы в военных действиях. Свиноводство доставляло быстрый прирост продукта питания; разведение свиней облегчалось обилием корма в дубовых лесах. Развитие скотоводства в целом было связано с совершенствованием агрикультуры и образованием индивидуального хозяйства свободных землевладельцев.В безлесных районах преобладало выращивание крупного рогатого скота, на лесных площадях – свиноводство. На побережье Северного моря овцеводство стояло на втором месте, а свиноводство – на четвертом. Значение коневодства возрастает, начиная с III-IV вв.В местах постоянных поселений разводили также домашнюю птицу (кур, уток, гусей), что существенно пополняло рацион питания.Одной из важнейших отраслей хозяйства германцев оставалась охота. В лесах водилось много зубров, медведей, оленей, лосей, косуль, диких вепрей, зайцев; в озерах и болотах – дичи, на реках – бобров. Среди погребального инвентаря находят разнообразное охотничье оружие, самоловные устройства. О значении охоты в жизни германцев свидетельствует так называемый звериный стиль в произведениях прикладного искусства. Пряжки-фибулы имели форму кабана, зайца, оленя, они украшены геометрическим и стилизованным животным орнаментом, некоторые сделаны в форме птицы с клювом.Не менее важное значение в хозяйстве имело рыболовство, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши.Переход к стойловому содержанию скота, улучшение пород, одомашнивание новых видов, использование римских приемов агрикультуры, расширение посевов высококачественных сортов и видов зерновых, огородных растений – все это обеспечивало улучшение питания и рост численности населения.Рост ремесленного производства и усложнение технических приемов, развитие металлургии, кузнечного дела и судостроения, увеличение продуктов сельского хозяйства стали условиями обособления профессионального ремесла внутри общинной организации. Развивался товарообмен. Оживленная торговля шла с Римской империей на рейнской и дунайской границах возникали торговые эмпирии. С окончанием Великого переселения народов германцы получили возможность основательнее познакомиться с римскими постройками; когда и на их собственных землях появилось множество храмов, дворцов и роскошных зданий, они продолжали строить жалкие хижины и отмечать места поклонения и могилы, умерших простыми, большею частью необработанными камнями.Постепенно связи с Римом усиливались. Во II и начале III вв. н.э. римские купцы стали проникать все глубже в отдаленные от империи области, теперь германская племенная знать могла покупать привозную утварь, вина и ювелирные изделия. Они стали остро нуждаться в деньгах для удовлетворения своих возросших потребностей. Римским торговцам стали продавать крупный рогатый скот, меха и рабов. Постепенно германские племена, подобно населению восточных земель, организовали оживленную транзитную торговлю, переправляя римские товары в Скандинавию, где, по словам Тацита, существовал один из наиболее сильных союзов германских племен, а также в Прибалтику. Развитие торговли повлекло за собой развитие мореплавания и совершенствование судостроения. Кроме этого, развивались и ремесла — керамическое, ткачество, ювелирное дело, металлургия. Германские мастера стали сами изготавливать вооружение, даже кольчуги. Все это привело к тому, что постепенно германские купцы стали вывозить на Север и Восток уже не только римские товары, но и предметы местного производства. Наравне с ремеслом, бурно развивалось сельское хозяйство. Стали выращиваться лучшие породы скота и лошадей. Это увеличило значение германской конницы во время боевых столкновений.§ 2. Общественный строй и организация управления германских племенВ первые века нашей эры социальная структура германских племен была довольно однородной. Основную их массу составляли полноправные свободные общинники. В качестве членов домохозяйств они владели землей, но одновременно являлись воинами, принимали участие в народных собраниях и отправлении культа. Такая нерасчлененность социальных функций (производственной, управленческой, военной, религиозной и др.) выступала характерной чертой древнегерманского социума и была тесно связана с соответствующей социальной организацией (большесемейной общиной). Важнейшей общественной единицей оказывался не индивид, а родовой коллектив, реализующий соответствующие права-обязанности через своих представителей.Между тем уже Тацит упоминает о появлении у германцев знати. Некоторые семьи начинали выделяться богатством, влиянием и авторитетом. Жизнь их членов защищалась более высоким вергельдом, но в то же время к ним предъявлялись более высокие социальные и моральные требования.Имелись у германцев и рабы, главным образом из числа военнопленных. Однако рабство носило ярко выраженный патриархальный характер и большого распространения не получило. На земле своих господ рабы вели самостоятельное хозяйство и отдавали в уплату некоторую долю зерна, скота и ткани. Им позволялось иметь семью, их дети росли вместе с детьми свободных германцев. Рабов редко убивали, чаще отпускали на волю или усыновляли.Свободные германцы, попавшие в зависимость от соплеменников, составляли категорию литов. Они сохраняли некоторые черты свободы (имели право свидетельствовать в суде, участвовали в народных собраниях, военном ополчении и др.), но в их положении прослеживаются и рабские черты (отпуск на волю, неполноправность браков со свободными).В III—V вв. социальная и имущественная дифференциация заметно усиливается, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок древних могильников и поселений. Однако даже спустя несколько столетий скандинавы и восточногерманские племена (саксы, тюринги) сохраняют многие черты, характерные для древнегерманского общества, описанного Тацитом.Социально-политический строй древних германцев накануне и в начальный период Великого переселения народов представлял собой военную демократию, что характерно для высшей ступени развития варварского общества. Главным органом власти являлось народное собрание, состоявшее из всех полноправных представителей племени — совершеннолетних мужчин, способных носить оружие.На совете обсуждались все важнейшие вопросы, связанные с жизнедеятельностью племени: дела войны и мира, выборы должностных лиц (вождей и старейшин), судебные разбирательства по наиболее тяжким преступлениям. Там же юноши проходили обряд посвящения, получали оружие и вступали во взрослую жизнь. В отдельных округах действовали свои собрания, избиравшие военных вождей и хранителей законов. Местные должностные лица (старейшины) обладали судебно-административной властью (следили за распределением земель и творили суд).На уровне всего племени действовал совет старейшин, который предварительно обсуждал вопросы, выносившиеся затем на общее собрание, и предлагал его участникам соответствующие решения. Рядовые воины шумом и криками выказывали свое одобрение или несогласие.Во главе отдельных племен или целых племенных союзов стоял племенной вождь — конунг, который был прежде всего военным предводителем. На фоне соплеменников конунг выделялся своим богатством. В его пользу шли добровольные подношения от свободных общинников и лучшая доля военной добычи. Однако реальной судебно-административной властью конунг не обладал, не имел права судить, единолично принимать решения, касавшиеся всего племени. На собраниях он лишь убеждал, но не приказывал. Вместе с тем конунг являлся чрезвычайно важным звеном в социально-политической организации варваров. Он мог участвовать в отправлении культа (что в большей мере характерно для скандинавских народов), нес персональную ответственность за военные поражения, а иногда за неурожаи, голод, эпидемии, социальные и природные катаклизмы. В представлении древних германцев конунг находился в родстве с богами и был персональным воплощением благополучия племени. Болезнь или физическое увечье конунга могли обернуться его смещением и даже ритуальным жертвоприношением.С первых веков нашей эры все возрастающую роль в жизни германских племен начинает играть война. Возникает группа профессиональных воинов. Па первых порах вокруг какого-либо удачливого предводителя собиралась молодежь с целью совершения военных набегов на соседей. В этом видели хорошую закалку для будущих воинов. По окончании похода все возвращались к своим повседневным занятиям в рамках большой семьи. Однако со временем дружина становится постоянной. Внутри нее складывается своя иерархия, основанная больше на личной доблести, нежели на происхождении. Таким образом, дружинные отношения вступают в явное противоречие с родовыми традициями. Личная преданность обесценивает значимость кровнородственных связей.Специфическое времяпрепровождение — охота, коллективная трапеза, состязания — диссонировали с привычным образом жизни подавляющего большинства членов племени. Дружинники отказывались работать на земле, считая это позорным занятием, а средства к существованию добывали войной. Отношения между вождем и дружиной строились на принципах свободного дарообмена. Дружинники обретали часть военной удачи и славы вождя, проводя время в совместных пирах, получая в подарок от предводителя оружие или золотые украшения и в свою очередь расплачиваясь с вождем верной службой. По сообщению Тацита, воин, выживший в бою, в котором погиб его предводитель, покрывал себя несмываемым позором.В IV—V вв. в политическом строе германских племен намечаются существенные изменения. Разрозненные племена сплачиваются в большие племенные союзы. В таких обстоятельствах привычное функционирование традиционных политических институтов становится невозможным. Народные собрания постепенно превращаются в сборы военных ополчений, хотя на них еще утверждаются важнейшие решения и выбираются конунги. Однако на первый план выдвигаются другие органы власти: усиливаются племенные вожди, а также родовая и особенно новая служилая знать из дружинной среды. Конунги обзаводятся постоянной дружиной, иногда даже казной, селятся в укрепленных лагерях. Их вергельд необычайно возрастает.Прогрессирующее разрушение традиционных социальных институтов наблюдается и на уровне верований. Варвары, тесно контактирующие с империей или оседающие на землях римских провинций, быстро христианизируются. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе написания курсовой работы был подробно рассмотрен вопрос об общественно-политической и хозяйственной жизни древних германцев на основе анализа ряда источников: Гай Юлий Цезарь «Записки о галльской войне»; Публий Корнелий Тацит «Малые произведения», «Анналы». Несмотря на то, что это источники римского происхождения, они являются весьма ценными, так как данные письменные источники одни из немногих дошедших до нашего времени.В курсовой работе внимание уделялось основным моментам социально-экономической жизни древних германцев, связь, взаимоотношение и влияние этих сфер между собой, последствия и итоги.Хозяйственная сфера жизни у древних германцев за период I-V вв. претерпела ряд существенных изменений. Если во времена Цезаря это были полудикие племена - «варвары», не занимающиеся хозяйственной жизнью и производительным трудом, жестокие и воинственные, то Тацит рассматривает германцев как более развитое общество, не делая постоянных параллелей в развитии с римлянами. Хотя и Тацит указывает на воинственный настрой германских племен, что вполне характерно зарождающемуся этносу. Здесь можно подчеркнуть взаимосвязь различных сфер жизни общества и выделить одну из цепочек развития. Воинственные и жестокие «варвары» ведут непрерывные войны с более развитым обществом (т.е. римляне), периодически попадая под влияние друг друга. В процессе такого «общения» древние германцы приобретают навыки и умения в обработке земли, торговле, ремеслах, появляется другое отношение к деньгам и роскоши и, соответственно, меняется и культурный уровень и уровень мировоззрения.Религиозно-культурная жизнь полностью отражает социально-экономическую, хозяйственную, общественно-политическую сферы жизни и быт общества. За период с I по V вв. у древних германцев появились зачатки рунической письменности, изменились религиозные взгляды. Вместо поклонения природным явлениям, деревьям и животным появились языческие боги. Здесь следует отметить, в основном это были воинственные боги, что отражает характер древних германцев. К концу V в. распространилось арианство и христианство. Все это явилось последствием развития германцев в других сферах жизни.Очевидно, что в сравнении с римской цивилизацией древние германцы и выглядели как «недочеловеки» с отставшими от римлян на несколько столетий хозяйственными навыками, примитивным образом жизни и далеко несовершенной организацией управления. Но, если сравнивать уровень развития древних германцев с параллельно развивающимися обществами, например славяне или кельты, то здесь не наблюдается существенной разницы в этапах эволюции политического строя, социально-экономического, в развитии быта и хозяйственной жизни.Таким образом, нельзя говорить о древних германцах I-V вв. как об отсталом «варварском» мире. Просто в силу каких-либо климатических и природных условий развитие этого общества началось гораздо позже, чем у тех же римлян, но уже к V-VII вв. германцы достигли относительно высокого уровня развития, что у цивилизованных народов достигалось не одно тысячелетие.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИсточникиГай Юлий Цезарь. Галльская война. // Записки. М.: Из-во «ОЛМА-пресс Инвест», 2004. - 477 с.Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том первый. Анналы. Малые произведения // Л.: Из-во «Наука», 1970. – 634 с.ЛитератураВейс Г. История цивилизации. Классическая древность до IV вв. Т. 1. М.: Из-во «Эксмо-пресс», 1999. - 751 с.Вейс Г. История цивилизации. «Темные века» в Средневековье, IV-XIV вв. Т. 2. М.: Из-во «Эксмо-пресс», 1999. - 599 с.Всемирная история: в 24 т. Т. 6. Римский период / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Мн.: Из-во «Эксмо-пресс», 1998. - 511 с.Гуревич А.Я. Древние германцы. URL: https://www.liveinternet.ru/users/2651004/post104472791Дельбрюк Г. История военного искусства Том 2. Германцы. URL: http://ancientrome.ru/publik/delbruck/ivi2-1-1.htmДревние кельты и германцы // Хрестоматия по истории средних веков под ред. Грацианского Н.П. и Сказкина С.Д. Т. 1. М.: Из-во Министерства просвещения РСФСР, 1949. - с. 49-72.Дэвис Н. История Европы. М.: Из-во «Транзиткнига», 2004. - 943 с.История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи. URL: http://www.k2x2.info/uchebniki/istorija_germanii_tom_1_s_drevneishih_vremen_do_sozdanija_geКамардин А.А. Образ жизни и общественный строй древних германцев по свидетельствам Цезаря и Тацита // Скиф. 2021. №9 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhizni-i-obschestvennyy-stroy-drevnih-germantsev-po-svidetelstvam-tsezarya-i-tatsitaКузьменко Ю.К. Ранние германцы и их соседи: Лингвистика, археология и генетика. СПб.: Нестор-История, 2011. – 178 с. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. М.: Из-во «Ронион», 1929. - 223 с.Никишин В.О. Чужеземцы в произведениях Цицерона, Цезаря и Саллюстия. К вопросу о существовании римского «шовинизма» в I веке до н.э. М.: Автореферат, 2020. – 78 с.Осокин Н.А. История средних веков. М.: Из-во «АСТ», Мн.: Из-во «Харвест», 2005. - 668 с.Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. Очерк второй- Общественный и политический строй древних германцев. URL: http://dugward.ru/library/petrushevskiy/petrushevskiy_ocherki2.html#a001Соловьева Л.Н. Древние германцы и их языки. URL: https://norse.ulver.com/articles/solovyeva.html#1.2Удальцов А.Д., Сказкин С.Д. История средних веков. М.: Типография Высшей партийной школы пи ЦК ВКП (б), 1952. - 214 с.Энгельс Ф. К истории древних германцев. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М.: Государственное из-во политической литературы, 1961. - 654 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.