Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Политические основы конституционного строя РФ: понятие и общая характеристика

Тип Курсовая
Предмет Конституционное право

ID (номер) заказа
4107848

500 руб.

Просмотров
887
Размер файла
91.28 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение.  3

1. Политические основы конституционного строя РФ: понятие и общая характеристика  5

1.1. Основные подходы к определению политических основ конституционного строя: история и современность..  5

1.2. Основные правовые подсистемы политических основ конституционного строя РФ.   .9

2. Понятие экономических основ конституционного строя РФ   16

2.1. Понятие, свойства и система экономических основ конституционного строя РФ   16

2.2. Особенности закрепления отдельных экономических основ конституционного строя РФ.   20

Заключение.   26

Список использованных источников   28

 

Введение

Основы конституционного строя РФ являются главной составляющей частью для единства системы российского законодательства, обеспечения согласованного функционирования всех ветвей и уровней власти РФ, территориальной целостности нашей страны. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Конституции РФ, положения первой главы основного закона страны составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).По вопросу о понятии термина «конституционный строй», его составных элементов в науке существуют разные, порой диаметрально противоположные точки зрения. Представляется возможным, путем анализа и синтеза норм не только первых двух глав, но и других положений Конституции РФ, используя метод сравнения с прежними российскими конституциями и логический метод, установить, что основы конституционного строя в современной России включают пять составных: основы правового положения человека, конституционные основы экономической системы, политической системы, социальной системы и духовной жизни общества.Настоятельная потребность частично ответить на вопросы и решить проблемы, стоящие перед государством при реализации основ конституционного строя и предопределяет актуальность темы исследования. Цель настоящей работы видится в следующем: необходимо исследовать политические и экономические основы конституционного строя России.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть основные подходы к определению политических основ конституционного строя;- дать характеристику основным правовым подсистемам политических основ конституционного строя;- раскрыть понятие, свойства и систему экономических основ конституционного строя;- охарактеризовать особенности закрепления отдельных экономических основ конституционного строя.Объект изучения в данной работе заключается в конституционно-правовых отношениях, в рамках которых находят свою реализацию закрепленные в Конституции РФ политические и экономические основы конституционного строя РФ.Предметом исследования в данной работе выступает совокупность правовых норм, регулирующих закрепление как политических, так и экономических основ конституционного строя России.Общетеоретическое ядро настоящей работы составили положения научных работ отечественных ученых, а именно: Чиркина В. Е., Саудаханова М. В., Кудиновой М. Г., Чашина А. Н., и др.В практическую основу вошли нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также судебные акты Конституционного суда РФ.Общенаучные методы составили основу методологии исследования данной работы. В работе применяются следующие общенаучные методы: анализ и синтез, раскрывающиеся в аналитическом обобщении известных научных суждений и мнений ученых, законодательных актов и их изменений. Помимо названных выше в методологию исследования данной работы вошли такие методы как:- исторический метод, заключенный в выявлении исторических фактов относительно становления основ конституционного строя; - метод сравнения, используемый для детального рассмотрения некоторых вопросов в отечественном законодательстве.Структура данной работы состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа в каждой главе, заключения и списка литературы.Данная работа является попыткой осветить дискуссионные вопросы теории и практики применения форм взаимодействия органов власти.1. Политические основы конституционного строя РФ: понятие и общая характеристика1.1 Проблемы подхода к определению политических основ конституционного строя: история и современностьВ юридической литературе наиболее распространена точка зрения, в соответствии с которой конституционный строй есть общее начало, а его основы – это частное. По мнению ряда исследователей, под конституционным строем следует, прежде всего, понимать совокупность всех социальных отношений, а под его основами – только систему принципов, которая регламентирует их.Основной закон существует для выполнения определенного социального назначения, и даже в сжатом, нераспространенном виде он должен содержать минимально необходимую совокупность правовых норм. И здесь стоит сделать оговорку относительно того, что в этом плане понимание свойств конституции прошло некоторую эволюцию во всей мировой истории. Буржуазные конституции XIX - начала XX вв. принимались как документ для государства, его органов власти. При таких воззрениях нормы социально-экономического характера, о правах и свободах включались в текст конституций в минимальном количестве.Нельзя не обратить внимание, что составители первых советских конституций придерживались нового представления о предмете конституционного регулирования, связанного с его расширением: наряду с устройством государства появляются также главы и разделы, которые посвящаются политике, экономической системе, общественному строю, положению граждан. Такая тенденция сохраняется также при разработке всех последующих советских конституций.Естественно, что линия, направленная на расширение предмета всего конституционного регулирования была также воспринята и конституциями в зарубежных государствах, в частности, они закрепляли достаточно и необходимо широкий перечень прав и свобод граждан.Как отмечается в научных исследованиях, аналогичный подход к предмету конституционного регулирования в целом сохранила и действующая ныне Конституция РФ, в которой содержится много норм, посвященных и конституционному строю всего государства, и правам и свободам человека и гражданина.Первые разделы и главы конституций постольку посвящены вопросам о сущности существующего в конкретной стране строя, о государственной власти, структуре политической организации в обществе, собственности, постольку они являются решающими в жизни всего общества. Необязательно они должны быть пространными. Так, в Конституции СССР 1936 г. глава I «Общественное устройство» включала в себя всего 12 статей. Но уже раздел 1 Конституции СССР 1977 г. «Основы общественного строя и политики СССР» состоял из пяти глав: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества.Конституция РФ 1993 г. содержит нормы по указанным вопросам в главе I – «Основы конституционного строя».Правовой и политический строй в России испытал довольно существенные изменения, которые следует связать с проводимыми масштабными конституционными корректировками в 2020 г. и продолжающейся в настоящее время трансформацией законодательства.Как отмечают ученые-правоведы и практики, «конституционная ревизия имела вполне выраженный консервативно-реставрационный вектор, поставив под сомнение достижения либеральной фазы постсоветского цикла». В этой связи вполне естественно возникло желание законодателя бросить «взгляд за горизонт». Иначе говоря, стратегия всех правовых преобразований не может быть оторвана от происходящей ситуации в мире и от того политического режима, которые в конечном счете определяют конституционные ожидания, масштабы необходимых и достаточных корректировок, а также методы проведения реформ. Здесь возникают вопросы, которые недостаточно освящены в научной литературе: внешние и внутренние факторы правовых изменений, определившие принятие обновленной формулы власти; способность существующего политического режима сохранить ту стабильность, которая поможет оставаться в правовом поле; определение всех правовых возможностей трансформации политических основ конституционного строя и политических технологий для их осуществления; осмысление при осуществлении конституционных реформ либерального подхода.В научных исследованиях учеными-правоведами отмечается, что российский политический режим в своей сущности вполне устойчив и стабилен. Также акцент внимания смещен на факт его изменения, которое однако едва ли способно в ближайшее время обеспечить переход к демократии по западному образцу. Однако такая стабильность, вполне успешно решая текущие задачи, имеет ярко выраженный механистический характер, так как основана на информационной монополии прямом государственном контроле. Исходя из этого, такая стабильность не может быть реализована в длительной перспективе.В сравнительной перспективе аналогичных процессов в других зарубежных странах возможна некоторая реконструкция трех гипотетически возможных вариантов того, каким образом изменения режима повлияют на конституционную повестку: 1) продолжение как правовой, так и институциональной стагнации. Иначе говоря, воспроизводство в новых формах системы «мнимого конституционализма или конституционной диктатуры» с возможной перспективой ее перехода в неконституционные, а порой и репрессивные, формы, которые вовсе не связаны правовыми ограничениями;2) спонтанное крушение системы под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Анализ научных трудов, позволяет сказать, что это крайне негативный вариант, связанный с очень серьезной дестабилизацией всей правовой системы, вероятным воспроизводством конституционного авторитаризма, но в других формах, в том числе – парламентской, которая однако сама по себе никак не гарантирует либерального вектора развития;3) внутреннее конституционное реформирование всей политической системы в силу все более нарастающего и осознаваемого отчуждения общества и власти, ставящего под угрозу сохранение всего контроля действующей элитой. Этот теоретически возможный вариант принимается исследователями как наименее социально затратный, но предполагающий полную готовность к нему общества, а также трудную работу в сознании элиты, прагматичность и гибкость ее мышления. Все три указанные варианта уже отработаны странами на постсоветском пространстве, где существует три стратегии возможных конституционных преобразований в политической сфере: поддержание незыблемости правовой системы авторитарного типа; ее крушение (с возможным восстановлением олигархического правления); вариант политической модернизации «сверху». На практике, естественно, сценарии пересекаются, а итог трансформации политических основ определяется степенью общественного недовольства, с помощью профессионализма элиты и лидерства. Либеральная общественность должна стремиться к реализации третьего сценария, категорически отвергая первые два.В настоящее время Конституция РФ 1993 г. объявляет Россию в качестве «демократического правового федеративного государства». Эти три элемента можно считать базисом политических основ конституционного строя РФ, надстройкой же выступают прежде всего народовластие, разделение властей, политическое многообразие и самостоятельное местное самоуправление. Данным элементам и будет посвящен следующий параграф.1.2. Основные правовые подсистемы политических основ конституционного строя РФЦентральным принципом для должного демократического устройства в соответствии с Конституцией РФ является именно народовластие. В ней закреплено то главное положение, согласно которому «носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ». Фактически в ст. 3 Конституции РФ закреплен главный принцип построения всей государственной власти в России − народ осуществляет свою власть, как непосредственно, так и через органы власти государства и местного самоуправления. Непосредственным выражением власти народа высшего порядка, наряду со свободными выборами, является, конечно, референдум.В научных работах обращают внимание на слишком абстрактный и собирательный характер категории народовластия, требующий комментариев. Конечно, в соответствии с действующими нормами Конституции РФ высшим и непосредственным выражением власти от народа являются референдум и свободные выборы, но они в условиях продления срока полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ и вовсе могут стать весьма редким явлением.При всем этом, принцип народовластия можно сказать является сложным «многослойным» образованием: ядро находится под тремя самостоятельными слоями: в центре национальный, затем общественный и по периферии демократический. Национальный пласт представляет собой всю совокупность ценностей, которые способствуют объединению народов, проживающих на территории государства, в единую политико-историко-культурную общность. Именно эти основополагающие идеи образуют «несгибаемый стержень» любой общественной системы, а их совокупность представляют собой один из элементов данного конституционного принципа. Национальные особенности оказывают несомненное существенное влияние на весь общественный слой, который включает в себя политические, экономические, социальные и духовные основы народовластия. Третий слой – демократический – объединяет в себе общепризнанные либеральные ценности. Как показывает история, это наиболее изменчивая составляющая принципа народовластия. Народовластие как компонент политических основ конституционного строя РФ состоит из следующих наиболее стабильных факторов: - невозможность для установления государством каких бы то ни было оснований для исключения отдельных граждан или их групп из состава народа; - признание народа в качестве носителя власти; - установление воли народа как ориентира в развитии государства и права; - свободное осуществление принадлежащей всему народу власти исключительно в правовых формах; - формирование органов власти на основе полностью свободного волеизъявления народа; - возможность осуществления народного контроля за функционированием органов государственной власти; - участие народа в осуществлении также и иных форм власти; - признание суверенитета народа; - обеспечение информированности народа; - взаимная защищенность государства и народа. Исходя из сказанного выше, можно заключить, что народовластие, являясь принципом российского права и одной из политических основ конституционного строя, в свою очередь, также базируется на ряде принципов: народный суверенитет, реальное осуществление всеми гражданами политических прав и свобод, свободный и равный доступ к управлению делами государства и общества, сочетание непосредственной и представительной форм народовластия.Подлинно демократический политический режим неизбежно должен конструироваться на основе принципа разделения властей. В ст. 10 Конституции РФ закреплено именно это положение. Однако следует акцентировать внимание, что толкование этой нормы в качестве положения о полной независимости ветвей власти, не является полностью верным. Далее попробуем пояснить это положение.В научной литературе обоснованно выделяют следующие основополагающие принципы разделения власти на ветви: - закон есть высшая юридическая сила, принимаемая исключительно законодательными органами;- исполнительная власть занимается в основной массе исполнением законов;- между исполнительной и законодательной властью на конституционном уровне должен существовать баланс;- судебные органы также независимы и осуществляют деятельность в пределах своей компетенции;- нельзя допускать и объединять полномочия разных властей;- все возникающие споры о компетенции решаются путем обращения в Конституционный суд;- должны быть определены взаимные противовесы.По мнению ряда ученых и практиков, разделение властей есть, прежде всего, разделение полномочий всех государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.Целесообразно рассмотреть роль Конституционного суда РФ реализации такой политической основы конституционного строя России, как разделение властей. С одной стороны, Конституционный Суд при осуществлении своих функций и полномочий осуществляет охрану Конституции РФ, рассматривает конституционные споры, разрабатывает правовые позиции, производит толкование норм. Осуществляемое Конституционным Судом РФ правосудие дает гарантию для удержания властей в рамках их компетенций и в соответствии с принципом разделения властей. С другой стороны, Конституционный суд РФ существует в качестве органа судебной власти, и сам также находится в системе разделения властей.Отличительной особенностью Конституционного суда РФ от иных судов можно считать то, что именно первый при осуществлении деятельности затрагивает такой аспект, как «Конституционный суд – законодательная власть», иные суды в деятельности затрагивают аспект «суд – исполнительная власть». Однако, весьма распространено мнение, что Конституционный суд РФ нарушает принцип разделения властей, поскольку осуществляет нормотворческую функцию и тем самым вступает во взаимоотношения с законодательной властью С этим мнением нецелесообразно соглашаться. Более логичным представляется, что Конституционный суд РФ своей деятельностью дает только необходимый вектор, направление для законодательной власти, но никак не вмешивается в деятельность этой ветви власти.Подводя итог рассуждению о принципе разделения властей как одной из политических основ конституционного строя России, отметим факт существенного изменения данного принципа. Он имеет основополагающее значение при решении многих конкретных вопросов при построении государственного механизма.И наконец, сделаем общетеоретические суждения относительно российского федерализма. Федерализм, федеративные отношения не только служат оболочкой конституционного строя России, но и его «прочным вертикальным стержнем». Сложное федеративное государственное устройство согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается на следующих принципиальных началах:- единство системы государственной власти;- государственная целостность;- равноправие и самоопределение народов РФ;- равноправие субъектов РФ в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.Сущностная характеристика российского федерализма постоянно конкретизируется в решениях Конституционного суда РФ. Так, Конституционный суд РФ подчеркнул именно конституционный, а не конституционно-договорный или договорный характер РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 г. № 10-П).Федерализм как элемент политической основы конституционного строя порождает взаимные права и обязанности между органами государственной власти федерального значения и органами государственной власти субъектов РФ, а также необходимость их взаимодействия по обеспечению соответствия нормативных актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).В этой связи исследователи высказывают такую точку зрения: «федеральный законодатель должен установить такой контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов РФ их конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных нормативных актов».Необходимо заметить, что многие конституционные новеллы расширили существующие рамки дискреции для федерального законодателя, тем самым создав очередную дополнительную неопределенность и угрозу нарушения конституционных принципов и прав. Именно поэтому, уже выработанные ранее правовые позиции по вопросам федерализма в российской конституционно-судебной практике не теряют свою актуальность и вполне могут послужить вектором для поиска баланса, а также в процессе следующей законодательной интерпретации новых конституционных положенийТаким образом, резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что все политические элементы конституционного строя Российской Федерации, как следует из их пристального научного рассмотрения, ориентированы прежде всего на либеральную гуманистическую эволюцию. В условиях, когда динамично меняются общество, а также его духовные ценности, сделать это удается далеко не всегда. Конечно, в данной ситуации немаловажным условием для практической реализации ценностных установок конституционного строя выступает рациональная организованность и стабильность права и правовой системы.2. Понятие экономических основ конституционного строя РФ2.1. Понятие, свойства и система экономических основ конституционного строя РФЭкономические основы всегда пробуждали интерес и привлекали внимание ученых. Причина тому заключается в их роли по закладыванию правовой базы для организации экономической деятельности в стране, а также созданию средств существования. Иначе говоря, исследователи признают экономические основы в качестве одной из важнейших составных частей конституционного строя РФ.Ни во всем известной Декларации прав и свобод человека и гражданина, ни в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах не содержится необходимого понятия «экономические основы». Не содержатся в них и термина «экономические права», который так или иначе связан с рассматриваемой темой. Экономические права в системе конституционных прав стоит рассматривать вместе с политическими, социальными и культурными правами. Экономические права и свободы чаще всего анализируют как определенную совокупность конституционных прав, которые дают «определение юридическим возможностям гражданина в экономической отрасли и включает в себя право частной собственности, право частной собственности на землю, право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы)».Для понимания определения понятия экономических основ конституционного строя России следует обратиться к составляющим его аспектам, которые отмечены в юридической науке. Так, в некоторых исследованиях акцентируют внимание на аспект правовой защиты экономических основ. Поясним данную мысль. Правовая защита связана с поддержкой со стороны государства конкурентоспособной среды для предпринимательской, а также иной не запрещенной законом деятельности. Помимо этого правовая защита экономических основ также связана с непосредственным наделением конкретных государственных органов, их должностных лиц всеми соответствующими полномочиями. Авторы, придерживающиеся данной позиции, обращаются к роли государства в развитии рыночной экономики и выделяют две его основные функции: издание конкретных законов, которым обязаны будут следовать все субъекты экономической и хозяйственной деятельности; контроль за соблюдением установленных правил и защитой субъектов, органов, а также должностных лиц государства. Ряд ученых правоведов (например, Хабриева Е.Я. и Чиркин В.Е.) единогласно утверждают, что экономические основы конституционного строя качественно состоят из благ, создаваемых посредством труда, причем государство является лишь посредником в создании соответствующих условий для нормальной жизни. Можно сказать, эти авторы поддерживают зафиксированные в ст. 8. Конституции РФ основополагающие принципы современной рыночной экономики. Нельзя не отметить и такую точку зрения: экономические основы закреплены в так называемой «экономической конституции» (ст.ст. 8, 9 Конституции РФ), а, соответственно, связаны с принципами современной экономики. В целом можно отметить, что понимание названного термина усложняется и в связи с отсутствием его закрепления на законодательном уровне. Рассмотренное выше многообразие авторских точек зрения, которые однако не являются исчерпывающими, говорит об отсутствии более менее единообразного научного подхода в понимании экономических основ конституционного строя. Для целей настоящего исследования экономические основы конституционного строя можно определить, как установленные нормами конституционного права и основанные на конкретных принципах общественные отношения, возникающие в результате экономической деятельности и охраняемые государством.Любой автор, исследователь, раскрывая сущность понятия экономических основ конституционного строя России, должен учитывать, что абсолютно все решения государственной власти предполагаются ориентированными на социум, т.е. направленными на воплощение в частности экономических основ конституционного строя РФ в повседневной жизни общества и государства. Такое умозаключение логично вытекает из конституционного признания России именно социальным государством, что предполагает также и социальное партнерство между обществом и государством в построении экономических отношений.Данная точка зрения нашла свое отражение в ежегодном послании Президента РФ, адресованном Федеральному Собранию РФ: «Россия сегодня – одна из ведущих держав с мощным внешнеэкономическим и оборонным потенциалом. Но с точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно же, еще не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это. <...> Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам». Нельзя не принимать во внимание последние события в мире, когда необходимо искать новые пути и способы развития, и когда старые механизмы просто не работают. России, как и другим государствам, необходимо либо адаптироваться в новым условиям, либо так называемый сейчас «турбулентный период» не получится преодолеть.Далее рассмотрим, как понятия «часть» и «целое» связаны в контексте экономических основ и конституционного строя РФ. Дело в том, что и основы конституционного строя, и каждая его составная часть есть система принципов, которая обладает уникальностью.В научных трудах отмечается, что сердцевину экономических основ конституционного строя России составляют такие принципы, как: равенство всех форм собственности; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; единство экономического пространства; использование и охрана земли и других природных ресурсов в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; свобода экономической деятельности; поддержка конкуренции.Необходимо подчеркнуть особую важность толкования экономических основ конституционного строя, ведь именно такая деятельность позволяет правоприменителям избежать противоречий и коллизий в понимании нормативных правовых актов, которые относятся к данной отрасли общественных отношений. Таким образом, именно соблюдение положений экономических основ конституционного строя как всей вертикалью власти, так и рядовыми гражданами, и принятие социально-ориентированных экономических решений образую собой залог для динамичного обновления экономики в сторону расширения рыночных отношений. В этом случае неизбежно повышается качество жизни граждан России и создаются благоприятные условия для малого и среднего предпринимательства, которые являют собой основную движущую силу экономического развития.2.2. Особенности закрепления отдельных экономических основ конституционного строя РФКак показывает практика для более полной и достоверной характеристики государственной экономической основы как составной части конституционного строя и всех возникающих на ее базе экономических прав необходимо, в частности, изменить акценты при рассмотрении тех структурных элементов экономической системы, которые позволяют говорить о ней как об одной из конституционного строя. Также большинство исследователей единодушно предлагают рассматривать экономические права во взаимном действии с существующей экономической основой конституционного строя. Именно в таком ключе проанализируем прежде всего принцип признания равной защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Это один из основополагающих принципов, лежащий в основе конституционного строя России с экономической точки зрения.Как отмечают исследователи, Конституционный суд РФ в своих решениях, которые затрагивают вопросы права частной собственности, опирается именно на системно-структурный подход в вопросе о роли и месте указанного правового института в экономических основах конституционного строя РФ.Так, в Постановлении Конституционного суда РФ от 16 июля 2008 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева» был сделан вывод, что те фундаментальные правовые начала собственности, а также свободы экономической деятельности, которые определены в Конституции РФ и Гражданском кодексе Российской Федерации, «лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также соответствующего объема их защиты и правомерных ограничений».При анализе иных решений Конституционного Суда РФ можно увидеть, что институт частной собственности, как и принцип равенства всех форм собственности также были предметом защиты, причем в рамках не только разных отраслей российского права, но и в сфере публично-правовых, а также частно-правовых отношений, возникающих в связи с различными обстоятельствами между физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и частными корпорациями.В отношении рассматриваемого принципа признания и защиты различных форм собственности можно также привести Определение Конституционного суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 221-О, в котором акцентируется внимание на следующем обстоятельстве. Конституция РФ закрепляет полное признание и защиту равным образом абсолютно всех форм собственности, также гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту, в том числе судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом.Конституция РФ гарантирует ряд правовых принципов: единый рынок, отсутствие препятствий для свободного обращения различных товаров, услуг, финансов на рынке, обеспечение финансового регулирования. Вместе эти положения формирует такую составляющую экономических основ конституционного строя как единство экономического пространства.Необходимость постоянного увеличения эффективности производства и роста потребления в стране предопределяет важность принципа единого экономического пространства для государства, в котором такой принцип не просто декларируется, но и активно реализуется на практике при регулировании и управлении экономикой государством.Подтверждение данные рассуждений можно найти в Постановлении Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П. также, исследователи отмечают роль законодательства в развитии «таких типов экономических отношений, которые бы предоставляли условия для беспрепятственного перемещения финансов, товаров и услуг во всех регионах страны, создавая этим общий рынок для всех участников на ее территории, включая самые отдаленные».Можно привести и другой пример, который также стал предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Из Постановления Конституционного суда РФ от 17 января 2019 г. № 4-П следует, что Российская Федерация дает гарантию возможности осуществления своим гражданам любой законной экономической деятельности. Это не только один принципов экономических основ конституционного строя, но также он является системообразующим принципом «правового демократического государства и всего конституционного строя». Также уточняется, что право обладания, пользования и распоряжения имуществом (собственностью), а также право требования необходимо трактовать как часть правомочий понятия имущества. Этот вывод подтверждается конституционным правом каждого свободно использовать собственные способности и имущество для предпринимательской деятельности.Целесообразно отметить, что право, дающее свободно владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, в частности отчуждать свое имущество, передавать часть прав или все три правомочия владения, пользования, распоряжения, оставаясь при этом собственником другим лицам является следствием закрепленных в Конституции РФ принципов экономических основ конституционного строя: неприкосновенность и свобода собственности, свобода договора и равенство собственников, которые являются участниками гражданского оборота.В научных работах большинство исследователей допускают «ведение законодательного регулирования экономических отношений в той направленности, которая способствует системному единству бюджетной системы (финансово-экономической основы реализации публичных функций государства)».Государственный бюджет следует считать одним из наиболее важных инструментов, который позволяет государству осуществлять экономическое регулирование.Относительно понятия бюджета страны исследователи высказывают разные точки зрения. Целью настоящей работы не является анализ этих интерпретаций, но для понимания роли бюджета как одного из факторов, образующих экономические основы конституционного строя, необходимо рассмотреть некоторые взгляды на понимание данной категории. Для начала необходимо отметить, что существует легальное определение бюджета, закрепленное в ст. 6 БК РФ: это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Исследователи в свою очередь акцентируют внимание на том, что бюджет – это всегда имеющий силу закона «финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год». Также совокупность денежных отношений императивного характера, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд также составляет понятие бюджета. Бюджет – это не только экономическая категория, но также и политическая, социальная, историческая. Государство, эффективно используя бюджет в качестве одного из действенных и основных механизмов, имеет возможность непосредственно воздействовать на жизнь общества.При такой характеристике, по мнению исследователей, очевидна «непосредственная зависимость характера бюджетной системы России от основ конституционного строя». В свою очередь, конституционный строй, его экономическая составляющая зависит от того, как государство построит бюджетную систему.При анализе бюджетной системы России может показаться, что существует явное противоречие: ст. 29 БК РФ закрепляет единство бюджетной системы, а ст. 31 БК РФ – принцип самостоятельности бюджетов. Однако, необходимо внимательно рассматривать содержание указанных принципов, а именно: единство заключается в единстве правовой базы, денежной системы, бюджетных мер принуждения; самостоятельность заключается в способности органов власти и местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс без помощи извне, находить собственные источники доходов.Принцип самостоятельности бюджетов РФ взаимодействуя с принципом единства бюджетной системы образуют такую концепцию устройства, органы власти различных уровней имеют равные права и обязанности и следуют правилам бюджетного процесса на всех его стадиях.Таким образом, после анализа понятия бюджета, а также принципов построения бюджетной системы в России, вполне логичным представляется сделать следующий вывод: бюджет является важным системообразующим фактором экономических основ конституционного строя России.Резюмируя все сказанное выше, можно сделать некоторые выводы. Так, экономические основы конституционного строя следует рассматривать системно, выделяя их основные принципы, например, единое экономическое пространство, свобода экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности, единство бюджетной системы и самостоятельность бюджетов.В целом же системный подход к исследованию и реализации принципов экономической основы конституционного права гарантирует человеку максимальные возможности для обеспечения достойных условий жизни, труда и предпринимательства.ЗаключениеВ настоящей работе затронуты актуальные вопросы тактики допроса и приемы ее реализации.В результате анализа нормативно-правовой базы и научных работ были сделаны следующие выводы.Политико-правовые основы конституционного строя занимают ведущее место в системе всей системы основ конституционного строя Российской Федерации. Под политико-правовыми основами конституционного строя понимаются основополагающие принципы устройства государства, обеспечивающие подчинение государства праву и устанавливающие пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества. Политико-правовые основы конституционного строя определяют содержание правового воздействия на все сферы жизни общества, влияют на развитие всей правовой системы РФ.Результаты властвования в обществе независимо от их оценки преломляются в ценностных установках, поведенческих стереотипах, формируя национальный менталитет. Народовластие – это основополагающий принцип демократического государства, выражающийся в признании народного суверенитета, наличии эффективного механизма реализации гражданами своих политических прав путем свободного и равноправного участия в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через представителей.Современные федеративные преобразования в целом носят конструктивный характер, они вызваны к жизни требованиями новых политико-правовых и социально-экономических реалий, что стало возможным благодаря взвешенной и комплексной переработке стратегии развития федеративных отношений в России в ближайшей перспективе. Грамотное выстраивание отношений по линии «центр-регионы» и принятие во внимание фактора интересов субъектов РФ при формировании государственной власти и осуществлении государственной политики позволили остановить деструктивные признаки процесса децентрализации и даже распада страны.Разделение властей является сущностной характеристикой и результатом степени развитости права, а также условием и предпосылкой для организации и функционирования государства, законности. Как известно, без разделения властей с эффективной системой сдержек и противовесов не может быть построено правовое государство, а вследствие этого не могут быть реализованы права и свободы человека и гражданинаПо нашему мнению, в зависимости от состояния и степени развитости, а также демократизма реализации принципов, составляющих в совокупности экономическую основу, будут реализовываться и остальные основы — государственности, правового статуса человека и гражданина и др. Анализ постановлений и определений Конституционного суда РФ дает возможность понять, что, несмотря на относительно небольшое количество данных решений, вопросы толкования принципов единого экономического пространства, свободы экономической деятельности, признания и защиты различных форм собственности и поддержки конкуренции дают основу для устранения в будущих нормативно-правовых актах неопределенности понимания законодательстваНа основе вышеизложенного представляется правильным сделать следующий вывод: тема данного исследования далеко не исчерпана и будет продолжать вызывать интерес среди ученых.Список использованных источников:Нормативные правовые актыКонституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020г. № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998 г. № 31. Ст. 3823Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2003 г. № 50. Ст. 4850.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1999 г. № 42. Ст. 5005.Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2021 г. № 52 (часть I). Ст. 8973.Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях» (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2021 г. № 1 (часть II). Ст. 175.Научная литератураАкоева Р. В. Разделение власти как основа конституционного строя // Инновационное развитие и потенциал современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, Чехия, 18 февраля 2018 года. 2018. – С. 324-329.Ахъядов Э. С. М., Хаджиев У.К. Теоретико-правовые аспекты сравнительного анализа конституционно-правовой ответственности парламентов субъектов зарубежных федеративных государств // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. – С. 49-53.Батлукова А. Д., Бутурлина Е. С. Народовластие как основа конституционного строя России // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год, Краснодар, 26 апреля 2019 года. 2019. – С. 1081-1083.Владимиров А. Н. Правовое содержание народовластия как принципа конституционного строя Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 43. – С. 121-128.Гошуляк В. В. Правовые принципы закрепления основ конституционного строя России в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Lex russica (Русский закон). 2017. № 1 (122). – С. 121-129.Гошуляк В. В. Конституционный строй, конституционное государство, конституционализм как основные категории конституционного права // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №3 (47). – С. 25-33.Ильин И. М. К вопросу о правовой защите социально-экономических основ конституционного строя России // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 6A. – С. 39-48.Кузьмина О. Ю., Казанкова Т. Н. Экономические основы конституционного строя в Российской Федерации // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2019. № 1-2. – С. 276-277.Кагерманов А. С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). – С. 57-59.Комарова В. В. Демократия в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации // Lex russica (Русский закон). 2017. № 1 (122). – С. 94-106.Кулешова Д. С. Роль конституционного суда в системе разделения властей в Российской Федерации и конституционное правосудие // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 2. – С. 225-229.Лановой В. Г. Реализация принципа народовластия как основа конституционного строя в Российской Федерации // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2019. № 4. – С. 20-24.Лебедева Н.В., Огурцов А.Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Общество: политика, экономика, право. 2017. №1. – С. 56-59.Лукина П. О. Роль государственного бюджета в реализации фискальной политики государства // Научно-практические исследования. 2017. № 9 (9). – С. 67-68.Моисеенко Е. Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной системы // E-Scio. 2021. № 6 (57). – С. 453-457.Медушевский А. Н. Российский правовой и политический строй: смысл текущих реформ и перспективы будущих конституционных трансформаций // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2022. № 1 (11). – С. 68-78.Мустафаев М. Г. Конституционно-правовые аспекты развития федерализма в Российской Федерации // Правовая культура. 2022. № 1(48). – С. 122-123.Никитенко В. Е., Агапов А. Д. Толкование конституционным судом экономических основ конституционного строя // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. – С. 144-147Саудаханов М. В. Понятие и структура экономической основы конституционного строя Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. – С. 42-44.Саудаханов М. В. Экономическая основа как составная часть основ конституционного строя Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. – С. 89-91.Саудаханов М. В., Елинский В. И. Особенности экономической основы конституционного строя Российской Федерации как системы // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. – С. 241-244.Сидорова С. А. Политические принципы конституционного строя Российской Федерации: теоретические аспекты и практика реализации // Вестник Международного юридического института. 2018. № 3 (66). – С. 35-45.Титова Е. А., Безгодова О. И., М. Г. Кудинова М. Г. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации // Закон и власть. 2021. № 3. – С. 12-16.Чашин А. Н. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 255 с.Чиркин В. Е. Социально-экономические положения конституции: новое регулирование и изучение в курсе конституционного права // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). – С. 170-176.Шестаков Д. А. Реализация конституционного принципа разделения государственной власти // Современные подходы к обеспечению и реализации прав человека: теоретические и отраслевые аспекты: Ежегодная всероссийская научно-практическая конференция. Сборник трудов конференции, Москва, 08 декабря 2021 года. 2022. – С. 85-90.Материалы судебной практикиПостановление Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 2000 г. № 25. Ст. 2728.Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // Собрание законодательства РФ. 2004 г. № 27. Ст. 2803.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева» // Собрание законодательства РФ. 2008 г. № 30. Ст. 3695.Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2019 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 19.1 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” в связи с жалобой гражданина Е.Г. Финкельштейна» // СПС «КонсультантПлюс».Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 221-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рискиной Елены Борисовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 4 пункта 2 статьи 54 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)”» // СПС «КонсультантПлюс».


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.