Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Образ возлюбленной в лирике А.А. Григорьева

Тип Курсовая
Предмет Русская литература

ID (номер) заказа
4112970

500 руб.

Просмотров
1100
Размер файла
45.97 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

 ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………...  

1.1. Художественный образ: определение понятия......………. .……...... 

 1.2. Женские образы в литературе XIX века ……………………..…….  

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.А. ГРИГОРЬЕВА…………………. ………………………………....  

2.1. Жизнь и творчество А.А. Григорьева……………………...  

2.2. Женские образы в лирике А.А. Григорьева………………………..….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в литературоведении нет серьёзной научной работы или монографии, которая была бы посвящена непосредственно анализу поэтического наследия А. А. Григорьева. Несмотря на то, что его творчеством интересовался ещё В.Г. Белинский, и в XIX, и в XX веке его стихи остались без должного внимания. В начале XX века творчеством А.А. Григорьева заинтересовался А. А. Блок, который редактировал и комментировал его первый сборник собрание сочинений.В статье, предваряющей его, А. Блок дал высокую оценку поэтическому наследию Григорьева, отметив, что «чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах».Блок одним из первых отметил у Григорьева наличие мистического сознания: «Человек, который через любовь свою, слышал, хотя и смутно, далёкий зов; который был действительно одолеваем бесами»; который говорил о «каких-то чудесах, хотя бы и замолкших».В позднейших монографиях литературоведов Б. Кормана, Б. Бухштаба, Н. Скатова, Григорьев как поэт только упоминается, а творчество его практически не анализируется.Все остальные статьи, в которых можно встретить краткий анализ стихотворений А.А. Григорьева, чаще всего просто располагаются в его сборниках и содержат малый обзор жизни и творчества. Актуальность данной работы состоит в значимости личности и творчества А. Григорьева в русской литературе XIX века. Григорьев связан со многими важнейшими и перспективными линиями в развитии русской культуры: история идей Шеллинга в России, рецепция немецкого идеализма вообще и философии Гегеля в частности, русский мистицизм, попытки синтеза светской и духовной культуры, романтического неогуманизма и принципов христианской этики (этики и эстетики).Объектом исследования является любовная лирика А.А. Григорьева. Предмет исследования - образ возлюбленной в лирике А. А. Григорьева.Цель работы: выявить модификации образа возлюбленной в лирике А. А. Григорьева.Задачи:Определить круг лирических произведений А. А. Григорьева, в которых раскрывается тема любвиРаспределить стихотворения по группам в зависимости от воплощенного в них образа возлюбленной. Проанализировать, как образ возлюбленной коррелирует с лирическим сюжом и системой образов и мотивов в конкретных стихотворениях. Разработать типологию образов возлюбленной в любовной лирике А. А. Григорьева.Практическая ценность данной работы заключается в возможности использовать её как методическое пособие на уроках литературы, изучении творчества поэта или написании работ о его творчестве. Теоретическая значимость заключается в разработке типологии образов возлюбленной в любовной лирике Григорьева. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ PAGEREF _heading=h.3znysh7 \h 1.1. Художественный образ: определение понятияСлово образ является лексической единицей, которая вербализует концепт и выступает как другие концепты, выступающие «условным конструктом нашего сознания, помощью которого возможно познание чего-то сущностного». [Колесов В.В. Философия русского слова. СПб., 2002. С.51] Проанализировав значение слова образ из разных источников, мы пришли к выводу, что все значения этого слова можно разделить на два основных варианта: 1 значение (образ человека) и 2 значение (образ окружающего человека мира). [Чернова С.В. Семантика слова образ в русском языке// Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК/ под ред. Г.Н. Манаенко. Ставрополь, 2014]Образ человека - совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных непроцессуальных (внешность, одежда, социальное происхождение, система ценностей, пристрастия, желания и т. д.) и процессуальных (деятельность, модель поведения, образ жизни) характеристик реального человека или литературного персонажа, формирующихся в сознании другого лица (группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах. [Чернова С.В. Художественный образ: к определению понятия. Вестник вятского государственного гуманитарного университета, 2018, №2, с.101]Образ окружающего человека мира – совокупность субъективно окрашенных и ассоциативно связанных характеристик живых существ, а также неодушевленных предметов и явлений окружающего мира, формирующихся в сознании человека (группы лиц, поколения и т. д.) посредством восприятия, памяти и воображения и получающих отражение в языковых формах по аналогии с образом человека. [Чернова С.В. Художественный образ: к определению понятия. Вестник вятского государственного гуманитарного университета, 2018, №2, с.102]Слово образ в качестве самостоятельной лексической единицы редко используется в живой речи, так как оно несет в себе комплексное восприятие действительности, в котором основными являются визуальные ощущения. Рассмотрев образ с точки зрения семиотики, Н.Д. Арутюнова указала на недостаточную сформированность значения данного слова. [Арутюнова Н. Д. Семиотические концепты. Образ // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 32.]С точки зрения психологии, образ – «чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по форме, образ по своему содержанию может быть как чувственным (образ восприятия, образ представления, образ сновидения и др.), так и рациональным (образ атома, образ мира, образ войны и т. п.). [Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997]С точки зрения культурологии, образ – «возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации – духовной или физической. Образ есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. [Культурологическая энциклопедия. URL: http://culture.niv.ru/doc/culture/ encyclopedia-xx-vek/382.htm]В литературе и лингвистике понятие «художественный образ» является столь же многогранным и противоречивым, как и в других науках. В лингвистике «художественный образ» содержит в себе в качестве основных составляющих системы языковых средств, а в литературоведении – содержание литературных произведений.Художественный образ (в литературе) – это единое образование, которое формируется постепенно, в процессе изучения предмета. Художественный образ человека идентифицируется в литературном произведении с образом героя, который «как субъект внутритекстовой коммуникации реконструируется в сознании читателя постепенно, в результате серии последовательных появлений, или серии вербальных презентаций» [Чурилина Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М., 2006. С. 9]. Например, чтобы иметь представление о художественном образе Маши Мироновой из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», необходимо ознакомиться с произведением, осмыслить его, и только после этого можно рассуждать о сформированности в понимании читателя образа героини. Благоприятнее всего анализируется материал для воссоздания художественного образа произведений, в которых представлен жизненный путь героя либо его значительный фрагмент.1.2. Женские образы в литературе XIX векаВ литературе образы женщин всегда притягивали внимание читателей. Во многих произведениях различных исторических эпох женские образы являются носителями таких свойств характера, которые ценились во все времена. Рассмотрим некоторые образы, появившиеся в произведениях писателей XIX столетия.Образ Светланы, описанный В. Жуковским в одноименной балладе, являет в себе истинный образ русской души. Девушка, находясь в преддверии новой жизни, обеспокоена неизвестностью своего будущего. Хотя и все предопределено, у нее есть жених, чувства молодых взаимны, но сердце Светланы не может найти покоя. После гадания на святки ей снится страшный сон, в котором ее суженый появляется в гробу. Но, проснувшись, она понимает, что это всего лишь сон, что в реальной жизни все хорошо, и счастье не за горами. Светлана скромна, честна, верна, преданна своему возлюбленному и полна надежд на прекрасное будущее.Говоря о женских образах, нельзя не вспомнить о нравственном идеале А.С. Пушкина – Татьяне. Татьяна Ларина – доверчивая, невинная, простая провинциальная девушка, которая обладает неисчерпаемой силой духа. Ее судьба – это испытание женской души на стойкость и верность. Полюбив Евгения Онегина с первого взгляда, она проявляет решительность и прямоту, написав ему откровенное письмо, в котором признается в своих чувствах. Через несколько лет после печальных происшествий в деревне Татьяна выходит замуж и становится светской дамой. При повторной встрече Татьяны с Евгением мы узнаем, что она по-прежнему его любит, как раньше, но отказывает ему, так как считает своим долгом быть верной женой: «Но я другому отдана, и буду век ему верна». Этим поступком она проявила жертвенность и уважение по отношению к своей семье. Она пренебрегает своими чувствами ради чести и достоинства семьи и мужа.Не менее удивителен образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Она обладает такими чертами характера, как преданность, доброта, честность, умение ценить и любить близких и родных людей. Несмотря на простую внешность, образ Маши Мироновой запоминается читателю своей уникальностью. В повести она ничем не отличатся от других обычных девушек того времени, но ее поступки говорят о многом. Полюбив однажды Петра Гринева, она не дает согласие на предложение руки и сердца, так как его родители не благословляют на брак, тем самым она проявляет глубокое уважение к родителям и послушание. Еще более не допустим для Маши брак по расчету с ненавистным Швабриным, она предпочитает верную смерть такому замужеству. На долю Маши Мироновой выпадает множество горестных испытаний: смерть родителей, плен, арест Петра Гринева – все эти невзгоды она преодолевает с мужеством и честью, что говорит о ее высокой нравственности.Стойкость и силу духа проявляют также дамы в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». Эта поэма поражает любого читателя сюжетом и образами, которые были взяты из реальной жизни. В поэме говорится о том, как после ареста и ссылки на каторгу восставших декабристов, их жены и невесты, оставив свое положение в обществе, состояние, отправляются вслед за ними. Эти женщины проявляют стойкость и силу духа, ради семейного счастья они отказываются от всего, что у них было, и отправляются в Сибирь на каторгу, чтобы поддержать своих мужей. Княгиня Волконская даже расстается со своим маленьким сыном ради мужа. Не способная полюбить никого другого, во имя любви она жертвует самым дорогим, что у нее есть. Так поступают многие русские женщины. Н.А. Некрасов восхищается их стойкостью и силой духа.Умна, пылка, честна также и тургеневская девушка Ася. Ее главные черты характера – вдумчивость и честность с другими людьми. После того, как умирает мама девушки, Ася начинает задумываться над той действительностью, которая ее окружает. Тургеневскую девушку смущает собственное происхождение, и она решает не выходить замуж за человека, который по статусу выше ее, тем самым проявляя заботу и уважение к нему. Через этот поступок Ася проявляет безграничную заботу и любовь к ближнему. Итак, проанализировав женские образы произведений XIX века, мы можем с уверенностью сказать, что скромность, стойкость, честность, верность, трудолюбие, самопожертвование были главными чертами в образах русских женщин большинства писателей. Именно эти качества воспевались авторами в произведениях XIX столетия. Главное предназначение такого образа – быть хранительницей семейного очага, быть верной женой, подругой, матерью. Ей свойственны сила духа, терпение, скромность и любовь. Произведения русских писателей содержат немало прекрасных образов, которые не только воплощают в себе лучшие качества человеческой натуры, но и символизируют саму Россию.Выводы Художественный образ (в литературе) – это единое образование, которое формируется постепенно, в процессе изучения предмета. Художественный образ человека идентифицируется в литературном произведении с образом героя, который «как субъект внутритекстовой коммуникации реконструируется в сознании читателя постепенно, в результате серии последовательных появлений, или серии вербальных презентаций» [Чурилина Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М., 2006. С. 9]Во многих литературных произведениях различных исторических эпох женские образы являются носителями таких свойств характера, которые ценились во все времена. Скромность, стойкость, честность, верность, трудолюбие, самопожертвование были главными чертами в образах русских женщин большинства писателей XIX века. Главное предназначение такого образа – быть хранительницей семейного очага, быть верной женой, подругой, матерью. Ей свойственны сила духа, терпение, скромность и любовь.ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.А. ГРИГОРЬЕВА2.1. Жизнь и творчество А.А. ГригорьеваРодился будущий поэт в 1822 году в Москве. Это событие было весьма драматичным. Дело в том, что матерью Аполлона Александровича стала Татьяна Андреевна, дочь крепостного, служившего кучером у его отца. Сам Александр сильно любил девушку, но обвенчаться они смогли только через год после рождения сына. Таким образом, Аполлон был незаконнорожденным ребенком, и его могли записать в крепостные. Опасаясь этого, родители отдали ребенка в Московский воспитательный дом, все воспитанники которого записывались в мещанское сословие.Сразу после венчания родители вернули ребенка из приюта. Поэтому пробыл он там всего лишь год. Однако от своего мещанского звания он смог избавиться только в 1850 году. К тому же всю его юность ему постоянно напоминали о низком происхождении.В 1838 году Аполлон Григорьев, не оканчивая гимназии, успешно сдает вступительные экзамены в Московский университет, после чего его принимают на юридический факультет. Изначально он собирался поступать на литературный, но отец настоял на том, чтобы его сын получил более прибыльную профессию.Учеба стала для Григорьева единственным способом избавиться от комплекса неполноценности и выделиться на фоне сверстников не своим низким происхождением, а знаниями. Однако все было не так просто. Одни были талантливее него, например, А.А. Фет и Я.П. Полонский. Другие похвалялись дворянским происхождением. У всех них было большое преимущество - они были полноправными студентами, Аполлон же - простым слушателем.В 1842 году Аполлон Александрович Григорьев оканчивает университет и получает степень кандидата. Он больше не мещанин. Затем он год заведовал университетской библиотекой, что являлось весьма почетной должностью. А в 1843 по конкурсу был избран секретарем Совета Московского университета.Однако ожиданий он не оправдал. В работе проявил разгильдяйство и пренебрежение к своим бумажно-бюрократическим обязанностям. Также он успел наделать немало долгов.Поэт Аполлон Григорьев, можно сказать, официально родился в августе 1843, когда его стихи впервые были напечатаны в журнале «Москвитянин». Правда, публиковался он тогда под псевдонимом А. Трисмегистов.В 1845 Григорьев начинает сотрудничать с «Отечественными записками» и «Репертуаром и Пантеоном», где размещает свои стихотворения и первые критические статьи.В 1846 году выходит первый сборник стихотворений поэта. Однако критика встречает его довольно прохладно и не принимает всерьез. После этого Григорьев стал не столько писать сам, сколько переводить зарубежных поэтов, среди которых Шекспир, Байрон, Мольер и пр.Аполлон Григорьев, стихи которого тогда не пользовались особой популярностью, стал главным теоретиком «Москвитянина». В это же время началась ожесточенная борьба с петербургскими журналами. Чаще всего нападкам противников подвергался именно Григорьев. Война велась на идейном уровне, однако же петербургская критика была довольно слаба, за исключением самого Аполлона Александровича, и не могла достойно защищаться. Особым нападкам подвергались воспевания Григорьевым Островского. По прошествии лет сам критик со стыдом вспоминал эти свои статьи. И понимал, насколько был глуп.В 60-х непопулярность Григорьева достигла своего апогея. Его статьи совсем прекратили читать, а «Москвитянин» через некоторое время закрылся.2.2. Женские образы в лирике А.А. ГригорьеваКаждое стихотворение поэта тесно связано с его жизнью. Из биографии А.А. Григорьева нам известно, что сам поэт неоднократно был влюблен, и этот факт непременно отражается на его творчестве. Впервые образ возлюбленной в стихотворениях А.А. Григорьева появляется после его встречи с Антониной Корш в 1846 году. Увидев ее, Аполлон Григорьев страстно влюбляется и посвящает ей стихотворение «Вы рождены меня терзать»:Вы рождены меня терзать —И речью ласково-холодной,И принужденностью свободной,И тем, что трудно вас понять, …… И ничего, чего другиеНе скажут вам, мне не сказать.Первая любовь Аполлона Александровича была безответной, его «терзала» эта мысль; ее холодная речь мучила его. Поэт, плененный внутренними переживаниями, не мог найти в себе силы отказаться от своей любви. Фразой «принужденностью свободной» автор подчеркивает намеренный отказ героини отвечать взаимностью, она не испытывает в отличие от лирического героя мучительных чувств, она свободна. Несмотря на то, что герой испытывает страстную любовь к своей возлюбленной, он искренне не может ее понять. Стихотворения, которые пишет поэт в 1840-ые годы являются полным откровением его любви к этой женщине. Несчастная любовь отразилась в лирике и романтических повестях 1840-х годов. Любовной драмой объясняются и темы лирики поэта - роковая страсть, необузданность, стихийность чувств, любовь-борьба, любовь-страдание. После неудачной попытки построить свое счастье Аполлон Александрович полностью посвящает себя работе. Он работает учителем, пишет циклы стихотворений и повести. В более поздних произведениях Аполлон Григорьев неоднократно возвращается к женским образам, которые красивы, темпераментны, страстны и вызывают противоречивые чувства у поэта. А.А. Григорьев в своем творчестве создал несколько женских типов, совершенно новых, не имеющих аналогов в литературе до него. Любимые образы А.А. Григорьева – это женщины страстные, нервные, темпераментные. Женщина-комета – идеал поэта. Женские образы в его поэзии, независимо от прототипов, юны, нервны, болезненны и имеют голубые глаза.Все женские образы в любовной лирике поэта можно разделить на шесть типов – «недоступная», «любовница», «былая любовь», «дитя», «ангел», «святая дева».Образ недоступной возлюбленной появляется в стихотворениях А.А. Григорьева после очередной безответной любви к Л.Я. Визард. В каждой строке стихотворений, посвященных этому образу, звучит нота отчаяния и неистовой земной любви, любви-тоски, любви-рыдания:Что же ноешь ты, моеРетиво сердечко?Я увидел у нееНа руке колечко!..Басан, басан, басана,Басаната, басаната!Ты другому отданаБез возврата, без возврата! («Цыганская венгерка», 1857г.)Используя метафоры «Гитары Жалобно заныли», «горькое веселье», «слиянье грусти злой» в начале стихотворения «Цыганская венгерка», поэт передает настроение грусти и печали. Квинты резко дребезжат,Сыплют дробью звуки…Звуки ноют и визжат,Словно стоны муки.Образ квинты используется в стихотворении неслучайно: она символизирует некое неменяющееся расстояние между двумя людьми, как две ноты, имеющие всегда расстояние в 5 ступеней. Перебор… и квинта вновьНоет-завывает;Приливает к сердцу кровь,Голова пылает.Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка,С голубыми ты глазами, моя душечка!Замолчи, не занывай,Лопни, квинта злая!Ты про них не поминай…Без тебя их знаю!Обращаясь к образу недоступной голубоглазой возлюбленной, лирический герой наполнен противоречивыми чувствами и мыслями: Уж была б она моя,Крепко бы любила…Да лютая та змея,Доля, — жизнь сгубила……Что за дело? ты моя!Разве любит он, как я?Нет — уж это дудки!Доля злая ты моя,Глупы эти шутки!Нам с тобой, моя душа,Жизнью жить одною,Жизнь вдвоем так хороша,Порознь — горе злое!Глаголы в условном наклонении «была б», «любила бы» говорят о том, что он принимает тот факт, что возлюбленная никогда не будет рядом с ним и никогда не полюбит, но тут же с уверенностью говорит об обратном, о своей любви, которая намного сильнее ее любви его соперника и которая дает уверенность в том, что все происходящее вокруг – это глупая шутка. Обращаясь к совей возлюбленной, лирический герой испытывает «смертельную тоску»:Для чего немой укор?Вымолви хоть слово!Я у ног твоих — смотри —С смертною тоскою…Не имея возможности говорить с ней, он готов вынести муки ада ради того, чтобы почувствовать на себе хотя бы ее взгляд:Неужель я виноватТем, что из-за взглядаТвоего я был бы радВынесть муки ада?Образ недоступной любимой прослеживается во многих стихотворениях поэта: «Волшебный круг», «Вы рождены меня терзать», «Я вас люблю… Что делать — виноват!», «Вечер душен, ветер воет», «Ничем, ничем в душе моей», «Нет, не тебе идти со мной», «Нет, за тебя молиться я не мог», «Они меня истерзали».Обращаясь в своих стихотворениях к недоступной возлюбленной, лирический герой испытывает противоречивые чувства: равнодушие, жалость, боль, гордость, стыд, страсть, тоску, мученье, вину, злость, боязнь. В стихотворении «Я вас люблю… Что делать — виноват!» он испытывает вину из-за своих чувств к даме, которая намного младше него, и сравнивает себя с наивысшей темной силой потустороннего мира, тем самым обожествляя ее: Я знаю сам, что были бы преступныПризнанья или смысла лишены:Затем, что для меня вы недоступны,Как недоступен рай для сатаны.Сравнивая свою возлюбленную с «недоступным раем», лирический герой тем самым обожествляет ее, делая акцент на безысходности своих чувств. Говоря о невозможности быть вместе с возлюбленной, поэт упоминает о «неразрывных цепях», которые олицетворяют душевный плен, отсутствие свободы:К чему они, к чему свиданья эти?Бессонницы — расплата мне за них!А между тем, как зверь, попавший в сети,Я тщетно злюсь на крепость уз своих.Осознавая безысходность своего положения по отношению к даме сердца, поэт испытывает мученья:Я к ним привык, к мучительным свиданьям…Я опиум готов, как турок, пить,Чтоб муку их в душе своей продлить,Чтоб дольше жить живым воспоминаньем…Рисуя в своих стихотворениях образ любовницы, Аполлон Григорьев использует разнообразную лексику: при описании непосредственно самого образа автор прибегает к архаизмам («лик», «чело», «очи»), к возвышенной лексике («светла, как лучи зари», «воздушно-легкий идеал», «неразрешимая загадка»), тем самым возвышая и обожествляя объект обожания. Подчеркивая утонченность и яркость данного образа, автор использует в стихотворениях эпитеты «глубокая тайна», «юное чело», «светлый образ», «светлая», «чужая жена», «жена молодая»: Глубокий мрак, но из него возникТвой девственный, болезненно-прозрачныйИ дышащий глубокой тайной лик…Глубокий мрак, и ты из бездны мрачнойВыходишь, как лучи зари, светла;Редеющий вкруг юного чела,Тебя обвил своей любовью страстной …Наряду с высокой устаревшей лексикой автор применяет и низкие слова, которые можно отнести к самому лирическому герою: «пожрать воздушно-легкий идеал», «эгоист больной», «всевластная прихоть». Несмотря на то, что образ женщины-любовницы обожествлен и возвышен, сам лирический герой не испытывает возвышенные чувства, называя свое состояние как «порыв исступленья»: Тебя в свои объятья заковал,И только раз по прихоти всевластнойТвой светлый образ миру показал,Чтобы потом в порыве исступленьяПожрать воздушно-легкий идеал!Несмотря на то, что лирический герой переживает «глубокие» чувства по отношению к своей возлюбленной и называет единство двоих «божьим миром», в стихотворениях рядом с образом любовницы появляются такие образы, как «мрак», «хаос», «тьма», «прах». Любовь изначально обречена на гибель, она не есть высшее блаженство, а несовершенное чувство, всего лишь «страстная любовь», «сила роковая», «огонь соблазна», «сон любви», которые несут страдание, муку, скуку и разрушенье. Такая любовь кратковременна, так как характеризуется автором «полнотой блаженства этой ночи», а после нее лихорадка, вера в счастье и безысходная скука.А с ним была невольно лихорадка…И лгал ли он пред вами и собой,Или ему блеснула вера в счастье —Что нужды вам? зачем ему участье?Он вас любил как эгоист больной…И сон любви, и сон безумной мукиЕго доныне мучит, может быть,Но, думаю, от безысходной скуки…По-моему, пора бы позабыть!В стихотворениях влюбленные - он и она, которые не до конца понимают друг друга, но одержимы «демонской властью», они не принадлежат сами себе, а идут на поводу у сиюминутных влечений, которые порождают низменные чувства: страсть, соблазн, тоску, прихоть. Сам лирический герой называет это состояние «неисцелимыми муками», «неизлечимым недугом».Муками и страданьями наполнены также стихотворения о былой любви. Лирический герой вспоминает о «радостях былых» и призывает позабыть его. Он называет былое «сном души», «безумством грез», «обманчивым счастьем». То, что было, это ненастоящее, сон и грезы, реальная жизнь лучше:Не вспомяну… что было, то прошло…Пусть светлый сон души рассеять больно,Жизнь лучше снов — гляди вперед светло.Безумством грез нам тешиться довольно.Отри слезу и подними чело. [А.Е. Варламову]Он и она полны «безумной верой в счастье муки». Они живут отрадой, которую приносят воспоминания о былом, в то же время испытывая «безвыходную муку» от «вечной разлуки». Сердце же ее «чисто и свободно», он призывает ее к новой любви, которая будет еще сильнее той, которая была:О, полюби, коль можешь ты, опять,Люби сильней и глубже, чем любила…Не дай лишь сердца силам задремать,Живым душам бесстрастие — могила,А на твоей — избрания печать.Обращаясь к своей возлюбленной в прошлом, лирический герой говорит о своем безразличии к тому, будет ли помнить о нем она, он легко прощается с ней, так и не открыв тайны своей души: Оставь меня… Страдал ли много,Иль знал я райИ верю ль в жизнь, и верю ль в бога —Не узнавай.Мы разойдемся… Путь печальныйПередо мной…Прости,- привет тебе прощальныйНа путь иной.По мнению лирического героя, у нее безрассудное сердце, понимающее только забвенье, а не блаженство.В стихотворении «Ты веришь в правду и закон» подруга и дитя соединяются в одном образе. Лирический герой задается вопросами к ней о том, верит ли она в его любовь, добро, свободу, вечную любовь, страсть, и призывает верить хотя бы в его страсть, которая не властвует над ним:— «Ну, если так — то верь хоть в страсть,Предайся ей вполне!»— «Тебе ль не знать, что верю в страсть?Но я, храня рассудка власть,Блаженствую вдвойне!»Образ ребенка встречается во многих стихотворениях А.Григорьева: «Я ее не люблю, не люблю», «Благословение да будет над тобою», «К *** (Ты веришь в правду…)», «Обаяние», «Опять, как бывало, бессонная ночь!», «Пригрезился снова мне сон былой», «Страдаешь ты, и молкнет ропот мой», «Тебя таинственная сила». Что мне в них, в простодушных речахТихой девочки с женской улыбкой?Что в задумчиво-робко смотрящих очахЭтой тени воздушной и гибкой?Отчего же - и сам не пойму -Мне при ней как-то сладко и больно,Отчего трепещу я невольно,Если руку ее на прощанье пожму? [«Я ее не люблю, не люблю]«Дитя», так называет свою возлюбленную лирический герой, причина тому – большая разница в возрасте:Я стар, как грех, а ты, как радость, молода,Я долго проходил все развращенья бездны,А ты еще светла, и жизнь твоя чиста. [«Благословение да будет над тобою»]«Старость» не мешает лирическому герою любить дитя, названное им «чистою звездою», «любимою сестрою», «воздушной гостью». Он любит ее чистой и святой любовью с бесстрастной нежностью, как брат. Она, «воздушная тень» с «сияющим лазурным оком и ребяческим лепетом» абсолютно свободна. Лирический герой благословляет свою героиню на счастье с другим: Душа твоя была мне вверенной святыней,Благоговейно я хранить ее умел…Другому вверено хранить ее отныне,Благословен ему назначенный удел. [«Благословение да будет над тобою»]Все стихотворения с образом ребенка проникнуты любовью, нежностью, бесстрастием лирического героя. В стихотворении «Опять, как бывало, бессонная ночь!» автор обращается к ней как к земному ангелу.Во многих стихотворениях образ «ангела» является для лирического героя неким божеством, речи которого льются в грудь влюбленного «грешной хулой». Используя в своих стихотворениях такие эпитеты, как «светлый ангел», «душа родная», «далекий ангел», «таинственная звезда», «гордый ангел», «ангел света», поэт подчеркивает, что она далека от лирического героя, который не знает о взаимности ее чувств. Поэтому в стихотворениях изобилуют вопросительные предложения, говорящие о неопределенности героини: Скажи: ты слышала ль? Скажи: ты поняла ли?Скажи — чтоб в жизнь души я верить мог вполнеИ знал, что светишь ты из-за туманной далиЗвездой таинственною мне!Называя свой объект обожания ангелом, лирический герой не говорит о любви, скорее, он испытывает противоположные чувства: «тоску», «страданье», «неверье», «гордость», сопровождаемые «проклятьем», «укором», «безумным стоном», «рыданьями», «упреками», «ропотом». Он сравнивает себя с мертвецом, с отверженным духом, которого изгнали навсегда из Эдема:Как мертвец, к стенаньям глухо,Как эдем, навек закрытоДля отверженного духа?Отчего же сердце проситВсё любви, не уставая,И упорно память носитДней утраченного рая?Используя в стихотворениях такие библеизмы, как «распятье», «молитва», «смиренье», автор говорит о том, что лирический герой желает устремить свои чувства к более высоким идеалам, но в то же время гордость не дает это сделать, любовь к себе и к своим увлечениям мешают возможности смириться с положением:Молитва не дружна с безумными мечтами,Страданьем гордости смиренья не купить… Образ «святой девы» встречается в трех стихотворениях А.Григорьева: «Прощай, прощай! О, если б знала ты», «О, помолись хотя единый раз», «К Мадонне Мурильо в Париже». В них лирический герой обращается с мольбами к образу самой пресвятой Богородицы:Прости же мне, моя Святая Дева,Мои грехи — плод скорби безнадежной. [«О, помолись хотя единый раз»]Лирический герой, осознавая болезненность своей неспокойной души, просит святую помолиться о нем, чтобы облегчилась «тяжкая печать проклятья, греха и отверженья…». Он верит, что ее «лучи любви» способны «заклясть силы власти враждебной». Благодать, которая является нечастым гостем в душе лирического героя, все-таки проникает в самое сердце через чувства раскаянья и горького плача:Я, мучася, ревнуя и пылая,С тобою был спокоен, чист и тих,Я был с тобою свят, моя святая!Я не роптал — главу во прах склоняя,Я горько плакал о грехах своих. [«Прощай, прощай! О, если б знала ты»]Образ «святой девы» в стихотворениях окружен братьями-ангелами и серафимами, которые «рады служить ей подножьем». Пред ней склонился в умиленье весь мир незримый. Она чиста, свята, невинна. Ее образ – свет Божий, спасение от мучимых грехов, от «глубины паденья»:Не знаешь ты ни страсти мук преступной,Наш грешный мир стопами попирая,Ни мук борьбы, мир лучший созерцая. Тебя несут на крыльях серафимы,И каждый рад служить тебе подножьем.Перед тобой, дыханьем чистым, БожьимСклонился в умиленье мир незримый.[ «К Мадонне Мурильо в Париже»]Стихотворения, посвященные образу «святой девы», содержат раскаянье, сожаленье, плач лирического героя. Только в этом образе он находит утешенье и благодать для своей неспокойной и угнетенной муками души. ВыводыА.А. Григорьев в своем творчестве создал несколько женских типов, совершенно новых, не имеющих аналогов в литературе до него. Любимые образы А.А. Григорьева – это женщины страстные, нервные, темпераментные. Эти образы в его поэзии, независимо от прототипов, юны, нервны, болезненны и имеют голубые глаза.Темы лирики поэта объясняются его любовной драмой: роковая страсть, необузданность, стихийность чувств, любовь-борьба, любовь-страдание. Все женские образы в любовной лирике поэта нами были разделены на шесть типов – «недоступная», «любовница», «былая любовь», «дитя», «ангел», «святая дева». Обращаясь в своих стихотворениях к этим образам, лирический герой испытывает противоречивые чувства: равнодушие, жалость, боль, гордость, стыд, страсть, тоску, мученье, вину, злость, боязнь. И только лишь в образе «святой девы» он находит утешенье и благодать для своей неспокойной и угнетенной муками души.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе был рассмотрен вопрос образа возлюбленной в лирике А. Григорьева. В ходе подготовка была изучена его любовная лирика и разработана типология образов возлюбленной. Цели и задачи, поставленные в данной работе, были полностью реализованы и освещены. В заключение можно отметить, что многие поэты и писатели XIX века рисовали в своих произведениях женские образы. Они олицетворяли такие качества, как скромность, стойкость, честность, верность, трудолюбие, самопожертвование. Главное предназначение такого образа – быть хранительницей семейного очага, быть верной женой, подругой, матерью. Таким образам свойственны сила духа, терпение, скромность, любовь. А.А. Григорьев в своем творчестве создал несколько женских типов, совершенно новых, которые не похожи на те образы, которые воспевались А.С. Пушкиным, В. Жуковским, И.С. Тургеневым. Все женские образы в любовной лирике А.А. Григорьева нами были разделены на шесть типов: «недоступная», «любовница», «былая любовь», «дитя», «ангел», «святая дева». Каждый из них неповторим для поэта, он восхваляет и возвышает их, испытывая противоречивые чувства: любовь и разочарование, восхищение и муку, трепет и печаль. Из этих образов хочется отметить лишь «святую деву», образ которой приносит лирическому герою умиротворение и покой.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрутюнова Н. Д. Семиотические концепты. Образ // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 32.Колесов В.В. Философия русского слова. СПб., 2002. С.51Культурологическая энциклопедия. URL: http://culture.niv.ru/doc/culture/ encyclopedia-xx-vek/382.htmПсихологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997Чернова С.В. Семантика слова образ в русском языке// Язык. Текст. Дис-курс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК/ под ред. Г.Н. Манаенко. Ставрополь, 2014]Чурилина Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М., 2006. С. 9Жуковский В.А. Стихотворения и баллады/ В.А. Жуковский; Ил.Ю.Иванова. ─ М.: Детская литература,2006. ─ 269сПушкин А.С. Евгений Онегин [Текст] : [роман в стихах] / А. С. Пушкин. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. – 349Пушкин А.С. Капитанская дочка // Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.8. - М.: Воскресенье, 1995. - с. 277 - 385. Некрасов Н.А. Русские женщины [Текст] : поэмы / Н. А. Некрасов. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. – 190Тургенев И.С. Полное собр. соч. и писем в 30 тт., т. 5. - М., 1982. Волгоград, 2001.Григорьев А.А. Собрание сочинений Аполлона Григорьева [Текст] / А. А. Григорьев; под ред. В. Ф. Саводника. - М. : Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1915 - 1916. Вып. 11 : О национальном значении творчества А. Н. Островского (Две статьи). - 1915. - 61 с


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.