это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4113402
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются после рождения или дети из социально неблагополучных семей). Нестабильность социально-экономической ситуации рождает нестабильность семьи как отдельной общественной единицы. Это сказывается на всех уровнях семейного существования: экономическом, коммуникативном, бытовом, эмоциональном. Особое внимание государства должно быть обращено на помощь молодой семье, так как в ходе воспроизводства населения страны молодая семья имеет определяющее значение: 3/4 общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Острый является вопрос о смене отношения к семье, о важности рассматривания семьи как самоценности. При этом важным моментом является нахождение такого соотнесения ценностей, которые бы отвечали требованиям современного общества, и семьи ведь общество заинтересовано в стабильной, духовно прочной семье. Существует противоречие между потребностью современного российского общества в укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психологических факторов развития семейных ценностей определяет проблему исследования. Для перспектив развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия нужно целенаправленно и систематически влиять на ценностное содержание представления о семье у молодых людей тем самым формировать готовность к качественной, здоровой семейной жизниЦель данной работы – изучить и описать основные особенности феномена социального сиротства в современной России.1. ОБЩАЯ НАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО»Социальное сиротство – симптом, который свидетельствует не только о нездоровых процессах в социально-экономической сфере, но и о нарастающем культурно-нравственном дефиците, деформации института семьи. При этом причиной социального сиротства являются и обще цивилизационные процессы, которые связаны со понижением фамилистических ценностей, преобладанием личностных мотиваций над родительскими как у мужчин, так и у женщин. Феномен социального сиротства был описан и введен в теорию и практику социальной работы А. А. Реаном и получил название «уличные дети». «Уличные дети» – это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает на них основополагающее влияние. По мнению Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги, социальные сироты – это дети, которые остались без попечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Это особая социально- демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые лишены попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, медицинским, психологическим причинам [19, с. 57]. Е. Б. Бареева предлагает следующее определение социального сиротства: «дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах» [3, с. 45]. Ю. В. и Т. А. Васильковы под «социальными сиротами» понимают детей (до 18 лет), имеющих биологических родителей, которые каким‐либо причинам не осуществляют воспитание и содержание ребенка, не проявляют заботы. В этой ситуации заботу о детях берет на себя общество и государство. Так же к этой категории несовершеннолетних относятся дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Выделяют следующие категории детей-сирот: - «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав; - «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав; - «скрытое» социальное сиротство, характеризующееся вытеснением детей из семей вплоть до бродяжничества и беспризорности [7, с. 130]. По мнению ученого А. Ю. Нестерова, основными видами сиротства являются:1. биологические сироты – дети, у которых погибли родители;2. дети, чьи родители отказались от родительских прав;3. дети, чьи родители были лишены родительских прав;4. дети, находящиеся в интернате, родители которых не принимают участия в воспитании;5. домашние сироты, родители которых не занимаются воспитанием детей, но проживают совместно с ними [16, С. 118].Исследование психологического аспекта понятия «социальное сиротство» подчеркнуло, что оно несет с точки зрения психологии негативные последствия для психического развития детей, а также для их социальной адаптации. Учитывая специфику социально-психологического развития детей-сирот, И. Ф. Дементьева считает, что социальная реабилитация – основное направление деятельности учреждений социальной защиты при работе с этой группой детей [19, с. 129]. Социальные сироты – это дети, которые лишены социальных, экономических, культурных ресурсов, не имеют защиты в лице семьи и общества. Дети считаются сиротами так как родители уклонились от их воспитания или от защиты интересов и их прав, отказались забрать своих детей из воспитательных, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения. При рассмотрении понятия необходимо отметить ситуацию отказа родителей от ответственности за ребенка и от выполнения в отношении ребенка своих функций – эмоциональной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, досуговой. Социальное сиротство – комплексная, многоуровневая психологическая и социальная проблема. Это явление связано с наличием в обществе детей, которые остались без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, безвестно отсутствующими, недееспособными и т. д. По мнению О. М. Дорожкиной «социальное сиротство» представлено как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, которое охватило значительную часть детей, оторванных от своих родителей [11, с. 155]. Таким образом, социальные сироты – это несовершеннолетние, имеющие биологических родителей, но родители по различным причинам не занимаются воспитанием и не заботятся о детях. В практике все чаще встречается феномен «скрытого социального сиротства». Основные причины роста случаев социального сиротства связаны с жестоким обращением в семьях, отказом родителей от своих воспитательных обязанностей, низкой педагогической компетентностью. Эти причины обусловлены кризисом воспитательного института семьи.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИБезнадзорность и социальное сиротство – одна из характеристик современного российского общества. Дефиниция «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в ХХI веке приобретает иную интерпретацию. Понятие «сиротство» – не новое социальное явление для Российской Федерации: количество сирот и беспризорных детей резко возрастало в годы политических, экономических и социальных потрясений. Многочисленные войны, стихийные бедствия, социальные катаклизмы оставляли огромное число детей без родительского попечении. Не менее значимой являлась проблема незаконнорожденных детей.Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным после войны 1812 года, а затем отмены крепостного права в 1861 г. Всплеск роста числа беспризорных произошел во время Первой мировой Войны. В начале ХХ века вклад в увеличение бедности, нужды и сиротства внесли гражданская войта, а после нее – многолетняя хозяйственная разруха, эпидемии и голод. Не случайно массовое детское беспризорничество стало своеобразным символом 20-х годов. Огромное количество породила Великая Отечественная Война, среди них дети родителей, погибших на фронте, в концлагерях, угнанных на работы в Германию. В послевоенное время в России сохраняется количество беспризорников. Проблема массовой беспризорности новой остротой встала после распада Советского Союза. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения. Масштаб проблемы сравним с таковой в 20-е годы прошлого века, считающиеся наиболее неблагополучными по количеству беспризорных детей. Социальные катаклизмы постсоветского периода, кризис в экономике и других сферах общественной жизни привели к ухудшению социально-экономического положения большинства российских семей. Низкий уровень жизни, безработица, рост преступности, снижение нравственного воспитания, приводящие к увеличению распространению алкоголизма, наркомании, явились причиной роста насилии в семьях, безнадзорности и беспризорности. Как отдельную проблему после распада СССР можно выделить резко возросшую миграцию населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов.В 90-е годы ХХ века только 10% от общего числа детей-сирот стали сиротами вследствие смерти их родителей, остальные – сироты при живых родителях. Более половины от общего числа детей-сирот помещаются в дома ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении. Особую группу составляли отказные дети. Самые распространённые причины отказа от ребенка – трудные материальные и бытовые условия семьи, тяжелая болезнь ребенка.В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ от 07 июля 1998 г. Генезис детской беспризорности и безнадзорности определен следующим образом «Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального благополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализации среды» [9].По мнению А. М. Нечаевой причины детской беспризорности и безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами как:- экономический кризис;- безработица;- обнищание широких слоев населения, чье большинство живет за чертой бедности;- повсеместное ослабление семейных устоев;- утрата поколениями моральных ценностей;- алкоголизм, наркомания;- распространение психических заболеваний [17, с. 48].Перечисленные факторы, являясь условиями для возникновения наиболее серьезных негативных социальных явлений, не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы детская безнадзорности и беспризорности. Одной из основных причин роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Другая причина становления сиротства в современном обществе состоит в кризисе семейных отношений: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.Следует отметить, что к причинам происхождения детской безнадзорности и беспризорности современные исследователи в области социологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера. Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности и беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические причины [22, с. 348].К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми физическим наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.Медико-психологические причины он связывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие генетической предрасположенности).Нельзя не согласиться с мнением Н.А. Палиевой, которая считает, что сиротство как явление сформировалось в России в результате влияния нескольких факторов. Во-первых, вследствие делегирования государству воспитание детей и, фактически, снижения воспитательной роли семьи. Государство приняло на себя роль патрона. Это означало, что, предоставляя ребенку необходимый минимум услуг, государство требовало безусловного подчинения и лояльности. Семья воспринималась в большей степени как дополнительный фактор контроля над личностью и как институт воспроизводства населения. Во-вторых, подрыв института материнства, семьи и брака революционными экспериментами с последующим ужесточением семейной и репродуктивной политики. В-третьих, ослабление государства с подрывом на этом фоне стабильности семьи вызвало упадок основных семейных ценностей, снизило ценность детей, сформировало гедонистические установки у родителей, вызвало увеличение числа неблагополучных семей и, как результат, количество социальных сирот [18, с. 142].Этиологическими факторами социального сиротства в современной России являются- экономические (экономический кризис: безработица; голод; эпидемии и др.).- социальные (ослабление социальных традиций; утрата моральных ценностей; кризис семьи; увеличение разводов и др.).- психологические (незащищённость детской психики, дефекты воспитания и др.).- медико-социальные (распространение алкоголизма, наркомании и др.).- политические (политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах и др.).- социально-правовые (не достаточно четко проработанный механизм профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности сложность процедуры усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.).По мнениям Д. В. Волкова и Г. М. Погореловой социальное сиротство в России имеет свои особенности:- обострение в семьях проблемы жестокого обращения с детьми;- увеличение числа социально неблагополучных семей;- постоянный рост численности детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;- неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов воспитания, дальнейшей судьбы и временного жизнеустройства детей;- низкий уровень предупреждения социального сиротства;- сокращение или отмена социальных льгот;- ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;- резкое увеличение количества безнадзорных детей [8, с. 158].Предполагается, что социальное сиротство порождается одним из важнейших факторов современности – процессом урбанизации. Город ускоряет эмансипацию женщин, изменяет мораль, способствует распаду патриархальных семейных связей, создает для человека особый покров социальной анонимности, приводит к распространению среди женщин мужских пороков – наркомании, преступности, алкоголизма, то есть к психическому и физическому отторжению от ребенка.Причины социального сиротства, как многоаспектного явления, по мнению Г. Н. Соломатина, заключаются в:- добровольном отказе матерей от своих несовершеннолетних детей (отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные);- принудительном изъятии ребёнка из семьи, когда родители лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка (асоциальный обзор жизни, недееспособных родителей);- природных или социальных катаклизмах, вынуждающие население страны к хаотической миграции (потеря ребёнка, отказ от ребёнка) [9].А. Ю. Васильев феномен социального сиротства связывает, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуются круг причин проявления социальных сирот:- социальная дезориентация семей;- материальные и жилищные трудности родителей;- слабость нравственных устоев;- негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребёнка) [5, с. 108].Итак, сиротство в современной России имеет свои признаки и особенности: появление новых характеристик социального сиротства, которые определяются падением нравственных устоев семьи, постоянным ухудшением жизни семьи россиян, следовательно, значительное увеличение размеров социального сиротства. Все это приводит к безнадзорности огромного количества подростков и детей практически во всех регионах страны, изменению отношения взрослых к детям вплоть до полного вытеснения их из понятия «семья», обескультуриванию русского народа.Необходимо изучать причины возникновения сиротства, чтобы вовремя предупреждать ее. Несомненно, что основной причиной детской безнадзорности является аморальный образ жизни и пьянство родителей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей. Отчуждение ребенка от семьи также часто вызвано внутрисемейным конфликтом, который основан на упорном нежелании взрослых помочь преодолеть кризисную ситуацию и простить ребенка, войти в положение их ребенка.Гражданам необходимо всегда помнить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особом внимании взрослых и заботе со стороны своего государства, поддержке государства в самых разных областях. Неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства таких детей, низкий уровень предупреждения социального сиротства, воспитания и малый интерес к дальнейшей судьбе таких детей также порождают беспризорность и безнадзорность, могут повлечь за собой нарушение прав ребенка, повышение уровня преступности в целом.3. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИТрадиционно выделяют следующие пути решения проблемы сиротства:- стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, повышение жизненного уровня; - возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи;- создание системы экономической, законодательной, социальной поддержки семьи, материнства и детства;- возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме и уважении к ребенку; - реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, воспитательных систем этих учреждений;- совершенствование системы устройства детей-сирот.Можно выделить государственные и негосударственные пути решения данной проблемы.Деятельность государства по решению вопроса социального сиротства включает в себя издание различных законодательных актов, а также обеспечение и содержание детских домов и интернатных учреждений, в том числе контроль над их деятельностью. По проблеме социального сиротства в России проводятся правительственные собрания, конференции и круглые столы. Приоритетом социальной политики в настоящее время является профилактика социального сиротства.В свете существующей проблемы сиротства в России государственная социальная политика направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на предотвращение случаев оставления детей без родительской опеки. Наиболее эффективным инструментом в данном случае считается профилактика социального сиротства органами опеки и попечительства. Она включает в себя психологическую, педагогическую, социальную, правовую, медицинскую, образовательную и иную помощь семьям, имеющим и не имеющим факторов риска неблагополучия.Предоставлением данной помощи занимаются специалисты органов опеки, а также иные специалисты социальных служб – психологи, педагоги, юристы и врачи. Применяемые ими технологии профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства зависят от степени существующих рисков и аудитории, для которой предназначена профилактика. Среди них следует различать:1) Технологию первичной профилактики. Речь идет о работе с семьями, не имеющими потенциальных рисков неблагополучия. Такие технологии могут включать медицинские мероприятия, направленные на рождение здоровых детей, медико-социальную помощь беременным, проведение общественных и спортивных мероприятий для поддержки семей, мероприятия, направленные на формирование ответственного родительства, ценностей семейной жизни и так далее.2) Технологию раннего вмешательства. Речь идет о ранней поддержке семей, живущих в условиях социального риска – малообеспеченность, безработица, насилие по отношению к ребенку, и так далее. Работа предусматривает более плотное сотрудничество и тесный контакт социальных работников с семьями, находящимися в группе риска. Она может включать в себя семейное индивидуальное консультирование, домашнее посещение, работу с врачами и педагогами, привлечение сторонних специалистов, проведение образовательных и воспитательных тренингов, профилактических бесед и иных мероприятий.3) Альтернативное семейное устройство. Если указанные мероприятия не дали положительного результата, а дети не получают полноценной поддержки, органы опеки обязаны поднять вопрос об изъятии ребенка и передаче его в специальное учреждение или приемную семью [21, с. 17].По результатам своей работы каждая из организаций формирует отчет по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Информация, указанная в такой отчетности, позволяет определить позитивные стороны профилактической работы и учесть эффективность применяемых методик в будущем.Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также отдельных граждан.Общественные негосударственные организации ведут продуктивную и эффективную работу по профилактике социального сиротства. Важным моментом этой работы является сотрудничество государственных учреждений и негосударственных организаций. Именно такая политика может привести к необходимым результатам. Потому что, если стороны будут действовать обособленно, то проблема полностью решена не будет, это будут лишь временные меры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранение социально-экономической нестабильной обстановки в России, огромное число беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности, а кроме того, отсутствие действенных механизмов реализации закона приводят к обострению проблем сиротства. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота.Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.На основе анализа ранее выделенных причин сиротства и согласно отечественной практике, можно сказать, что основными причинами сиротства в современной России являются:- отказ родителей от ребёнка в роддоме;- тяжёлое материальное положение семьи;- нежелательная беременность (в большинстве случаев такая беременность возникает у несовершеннолетних детей, которые рано вступили в половую жизнь);- социальная дезадаптация родителей ребёнка, связанная чаще всего с потреблением наркотиков, алкоголя;- рождение ребёнка с патологией (сюда относят детей-инвалидов, детей с неизлечимыми заболеваниями и т.д.);- смерть или неизлечимая болезнь одного или двух родителей, при отсутствии близких родственников;- родители ребёнка в местах лишения свободы отбывают наказание;- родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);- родители уклоняются от обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, то есть лишены родительских прав;- жестокое обращение с детьми в семье.Таким образом, можно заключить, что современные причины возникновения и распространения социального сиротства связаны с правовыми и социально-поэтическими аспектами функционирования государства, с национальными семейными традициями, социальной защищенностью института семьи.В настоящее время необходимы законы, необходима реконструкция интернатных учреждений, а также тесное сотрудничество государства и общества, только тогда проблема социального сиротства будет решена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева И. С. Модель оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству в малодоступных и отдаленных районах / И. С. Алексеева // Социальная профилактика и здоровье. – 2016. – № 3. – С.56-59 2. Асильдерова М. М. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие / Асильдерова М. М., Явбатырова Б. Г. – Махачкала: Алеф, 2013. – 187 с.3. Бареева Е. Б. Социальное сиротство / Е. Б. Бареева // Социологические исследования. – 2014. – № 4. – С. 44-50. 4. Безнощенко Е. А. Семья в системе ценностных установок современного общества / Е. А. Безнощенко // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2013. – № 4. – С.4-15. 5. Васильев А. Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России / А. Ю. Васильев, Н. А. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 108-110. 6. Васильев А. В. Социальное сиротство как явление современного российского общества. – Уфа: Правовые проблемы современности, 2017. – 113 с.7. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 2019. – 544 с.8. Волков Д. В. Проблемы социального сиротства в современной России / Д. В. Волков, Г. М. Погорелова // Социальное и пенсионное право. – СПб, 2017. – № 1. – С. 155-163.9. Генезис детской беспризорности и безнадзорности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Genezis-detskoi-besprizornosti-i-beznadzornost... (дата обращения 25.04.2020).10. Глазунова М. А. Социальная педагогика. – М., 2014. – 417 с.11. Дорожкина О. А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России / О. А. Дрожкина. – М., 2011. – 405 c.12. Долбиева Е. С. Сущность понятия сиротства // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Проблемы современности. – Ульяновск, 2013. – № 1. – С. 717.13. Ибрагимов А. И. Состояние здоровья и пути оптимизации медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей: дис. д-ра. мед. наук. – М. – 2016. – С. 338.14. Лобатюк В. В. Социальные технологии профилактики сиротства в условиях современного российской общества. – СПб., 2017. – 187 с.15. Мазур Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур // Молодой ученый. – 2019. – № 7 (245). – С. 227-229. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/245/56592/ (дата обращения: 26.04.2020).16. Нестеров А. Ю. Социализация и социальная адаптация российских детей-сирот в системе ювенальной институционализации: теория и практика / А. Ю. Нестеров. – М.: ИСПИ РАН, 2014. – 312 с.17. Нечаева А. М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. – 2017. – № 6. – С. 45-49.18. Палиева Н. А., Горовая В. И. Феномен детского сиротства и факторы его возникновения. – Ставрополь: Литера, 2016. – 356 с.19. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2015. – 274 с.20. Осипова И. И. Государственные стратегии предотвращения социального сиротства // Социальная педагогика. – 2018. – №2. – С. 19-25.21. Скаткова Н. В. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Скаткова, С. Н. Манькова // Проблемы детей. – 2018. – № 3. – С. 17-20.22. Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. // Социс. – 2018. – № 3. – С. 348-349.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!