это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4116063
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время растёт число эмоционально- неустойчивых, тревожных, замкнутых, агрессивных, гиперактивных детей. Чтобы ответить на вопрос: « Почему дети в столь раннем возрасте имеют проблемы в эмоциональном благополучии?» Необходимо заглянуть глубже в психологию. А в глубине всего человеческого развития лежит Перинатальная психология (психология внутриутробного развития ребёнка). Роль перинатального периода для эмоционального развития ребёнка остаётся, к сожалению, недооценена будущими родителями. Данный период развития сравнительно недавно стал считаться одним из важнейших этапов развития личности. Это во многом связано с исследованиями в области перинатальной психологии, охватывающей период с 22 полной недели внутриутробной жизни плода по 7-й день включительно внеутробной жизни. Г.И. Брехман отмечает, что активно развивающаяся последние 30 лет пренатальная и перинатальная психология и медицина как область знаний связана с исследованиями эмоционального восприятия неродившегося ребенка, его пренатальной памяти и влияния впечатлений, полученных ребенком во время беременности матери и родов, на эмоциональные проявления, образ мышления и стиль поведения в течение всей его последующей жизни. Г.Г. Филиппова,объединяя проблемы перинатальной психологии и медицины, говорит о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве. Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое мнение о том, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии как следствия материнской депривации. А.С. Батуев отмечает, что мать и плод составляют единый нейрогу-моральный организм и плод связан с матерью не только биологически, но и эмоционально. Переживания, стрессовые состояния матери оказывают значительное влияние на формирование основ психики. Медицинская перинатальная психология исследует особенности динамики психологического и психического развития системы «мать – дитя», закономерности самых ранних этапов в условиях патологии беременности, родов, отклонений в развитии на ранних этапах онтогенеза, а также занимается проблемой взаимоотношений медицинских работников учреждений акушерско-гинекологического профиля и пациенток, их родственников. В этот же раздел мы предлагаем включить вопросы оказания психологической помощи женщинам, их мужьям и родственникам в случае непроизвольного прерывания беременности, гибели ребенка в родах, рождения ребенка с врожденной патологией. К сожалению, в нашей стране не существует соответствующих методических разработок по оказанию психологической и психотерапевтической помощи. В результате женщины и члены их семей, оказавшиеся в подобной тяжелой ситуации, никакой помощи практически не получают. Специальная перинатальная психология призвана исследовать психологические особенности репродуктивных функций у людей с ограниченными возможностями, заниматься поисками путей оказания им психологической помощи.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬI.Психология зачатия 1 )Зачатие как начало репродуктивного процесса Исследование процесса зачатия встречает массу трудностей. Это процесс очень интимный, очень значимый как для его участников, так и для их ближайшего окружения. Биопсихосоциальный подход позволяет всесторонне рассмотреть проблемы, связанные с зачатием, вскрыть многие бессознательные механизмы этого процесса, понять причины его особенностей в том или ином частном случае. С биологической точки зрения успешность зачатия, течения беременности и родов во многом связана с состоянием психического и физического здоровья потенциальных родителей на момент зачатия. Безусловно, имеют значение и наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор. Большую роль играют материальное благосостояние семьи, особенности работы или учебы, социально-бытовые условия и т. п. И психосоциальным и биологическим фактором одновременно является возраст родителей. Исследования последних лет показали, что у 28,6 % женщин возрастной группы 36 лет и старше беременность служит причиной ухудшения состояния здоровья, а у женщин 21–25 лет это наблюдается почти в четыре раза реже (Безрукова О. Н., 2007). Особенности зачатия и его последствий могут быть связаны с тем, планировалось ли оно или произошло случайно, схожи ли эмоциональные реакции женщины и мужчины на возникшую беременность. О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории трансакционного анализа Э. Берн (Bern E., 1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу» (Bern E., 1972, с. 193). Непосредственно ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой» (Bern E., 1972, с. 194) и рекомендовал, независимо от того, была ли она «результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия… анализировать любой из этих вариантов, чтобы выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие. Планировалось ли оно? Если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, с темпераментом, разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии? В жизненном сценарии будущего ребенка могут отразиться все эти качества» (Bern E., 1972, с. 194), так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку. В. Р. Эмерсон (Emerson W. R., 2005) предлагает термин «травматическое зачатие», используемый в ситуации, когда женщина не готова стать матерью, но согласилась забеременеть (или оставить случайную беременность), уступив настоятельным просьбам нелюбимого мужчины или своей матери, мечтающей о внуке (Эмерсон В. Р., 2005). На основании своих исследований Э. Берн выделил различные «родовые сценарии». К пяти-шести годам они принимают почти завершенный вид, и человек начинает жить как «неудачник» или «победитель», растет «гордостью семьи», «наследником ее славных традиций» или «не оправдывающим надежды». Наиболее часто встречающимися Э. Берн считал сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго – его знание о том, как тяжелы были роды для матери. Большое значение Э. Берн придавал именам, нередко отражающим амбиции родителей, недовольство их полом ребенка (Bern E., 1972). Таким образом, если зачатие не случайно, то в работе перинатального психолога прояснение его мотивов имеет большое значение. А если зачатие случайно, необходимо выяснять мотивы сохранения беременности.2) Незапланированные зачатия К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не запланированным, а случайным. По статистике, в Российской Федерации до 30 % женщин вынашивают нежеланную беременность, каждый восьмой ребенок в стране рождается вне брака (Безрукова О. Н., 2007). В США примерно половина беременностей, заканчивающихся родами, не планировалась (Чемберлен Д., 2005). К огромному сожалению, аборт до сих пор остается одним из распространенных методов регулирования рождаемости. Неудачи при попытках прервать нежеланную беременность усугубляют психотравмирующее воздействие ситуации нежеланной беременности (Верни Т., 2005). Если женщина после периода сомнений решает оставить беременность, то, как правило, она нуждается в психологическом сопровождении. При этом психолог должен разобраться в мотивах сохранения беременности. От аборта при нежелательной беременности женщин могут удерживать опасения за свое здоровье, религиозные представления о грехе, доводы против, вовремя приведенные значимыми, уважаемыми людьми. Если женщина вынашивает нежеланного ребенка, то ее эмоциональный фон обычно характеризуется амбивалентностью. Во время беременности у таких женщин часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в системе «беременная – плод». При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства. В. В. Абрамченко считает, что осложненное течение беременности часто является соматическим проявлением внутриличностного конфликта, связанного с неблагоприятной ситуацией материнства (Абрамченко В. В., 2001). Нежеланных детей рожают преждевременно примерно в восемь раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45 % случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9 % нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8 % (Брутман В. И., Северный А. А., 2001). В. И. Брутман и А. А. Северный выявили, что у нежеланных детей часто отмечаются факторы риска психической патологии: • наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций); • психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде); • психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности; • задержки созревания плода и недонашиваемость (Брутман В. И., Северный А. А., 2001). При выявлении в анамнезе этих факторов желательна консультация психолога или психотерапевта. Отвержение еще неродившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны. Само решение иметь ребенка, как правило, неоднозначно воспринимается разными членами семьи. Его рождение приводит к смене социальных ролей, отношений в семье. Это может быть причиной скрытых и явных конфликтов, переживаний. Таким образом, еще до зачатия, только при планировании деторождения семья. II.Физиология и психология беременности Психология беременности является настолько важным в перинатальной психологии разделом, что многие врачи, а нередко и психологи видят задачи перинатальной психологии исключительно в изучении психологических особенностей беременной женщины и в разработке программ дородовой подготовки. Как уже указывалось, выделение перинатальной психологии оправданно прежде всего своеобразием объекта ее изучения, а именно диады «мать – дитя». Ни один другой раздел психологии не сталкивается со столь удивительным объектом, характеризующимся единством двоих – женщины и пренейта, имеющих общий орган (плаценту), общие границы и симбиотически связанные, зависимые друг от друга физиологию и психическое функционирование. С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности. Показано, что наиболее опасны для развития ребенка стрессы, депрессивные эпизоды и т.п. во втором и третьем триместрах беременности, усиление к концу беременности депрессивных состояний прогностично как для возникновения послеродовых депрессий у матери, так и психических нарушений у ребенка (в основном в сфере общения), а также связано с наличием психологических проблем в подростковом возрасте. Эмоции, которые испытывает мать, вызывают изменения биохимии крови, частоты дыхания, сердечных сокращений, артериального давления. Таким образом, несмотря на отсутствие прямой связи нервных систем матери и пренейта, он подвержен влияниям ее меняющегося эмоционального фона. Это подтверждается тем, что в момент волнения матери увеличивается его двигательная активность.часто нуждается в консультации психотерапевта.С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности. Показано, что наиболее опасны для развития ребенка стрессы, депрессивные эпизоды и т.п. во втором и третьем триместрах беременности, усиление к концу беременности депрессивных состояний прогностично как для возникновения послеродовых депрессий у матери, так и психических нарушений у ребенка (в основном в сфере общения), а также связано с наличием психологических проблем в подростковом возрасте. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанные с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще не родившийся ребенок – это формирующееся человеческое существо. Многие ученые и зарубежные и отечественные рассматривают перинатальную стадию жизни, как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают влияние на развивающийся организм и психику. Наиболее важный и влиятельный фактор в этот период это отношение будущей матери к своему положению, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка. Именно в этот период в общении с матерью у ребёнка формируется базовое доверие к миру, чего не может быть восполнено в последующей жизни (он двигается, бьется – а вы ему отвечаете, радуетесь). Данный период характеризуется максимально активным физическим развитием ребенка, по сравнению со всеми другими возрастными периодами, происходит и интенсивное развитие психики. Осуществляется не только закладка и развитие всех органов и нервной системы, но идет активное развитие всех анализаторных систем, моторики, становление рефлексов и в элементарной форме — эмоциональной сферы. Ряд исследователей отмечают функционирование памяти в этот период. Исследователи генетического развития опубликовали сенсационные данные, о том, что 1/3 всех качеств человека, его психических и физиологических особенностей зависит от генов; 1/3 формируется в период внутриутробной жизни человека и только 1/3 – это то, что воспитывается и складывается в течение всей жизни. Таким образом, значение внутриутробной жизни для человека равноценно всем воздействиям на него в течение многих лет жизни после рождения. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь же интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в фактически совершенное существо, обладающее определенными способностями. Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке. Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на развитие плода, формирование его психики и эмоционального состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоциональное и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Добряков, Игорь Валериевич. Перинатальная психология : [монография] / И. В. Добряков. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 271 с.2. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: СПбГУ, 1999.3.С.Н. Петросьян. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета;
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ И ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК КРИЗИСНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Еженедельный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». Выпуск 2(183) 2016 4.Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.5. Интернет ресурс: https://studme.org/6. Интернет ресурс: https://spravochnick.ru/7. Интернет ресурс: https://studfile.net/
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!