Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Управление изменениями в социально-экономичеческих системах и обществе

Тип Доклад
Предмет Социология, экономика

ID (номер) заказа
4122918

300 руб.

Просмотров
703
Размер файла
599.68 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

В статье рассматриваются основные характеристики социально-
экономического положения Ульяновской области. Выявлены достоинства и
недостатки региона, в частности, рассмотрены особенности миграционной
политики и предпринимательства. Проанализированы возможности и
выдвинуты предложения по развитию социальной сферы и экономики
Ульяновской области.
Уровень социально-экономического развития региона во многом
определяет его привлекательность, конкурентоспособность, перспективы и
возможности [1; 2]. В современной России сложилась тенденция
дифференциации социально-экономического развития регионов. В связи с
этим появились такие понятия, как депрессивные, отсталые регионы,
регионы-доноры, регионы-реципиенты и т. д.
Положение Ульяновской области нельзя оценивать однозначно. По
некоторым показателям регион имеет очень достойные результаты, а по
другим - негативные. Однако для того чтобы точнее оценить потенциал
региона, нужно провести анализ основных показателей развития. Авторами
представлены некоторые итоги исследований экономической и социальной
ситуации, сложившейся к настоящему времени в регионе. Такой анализ
может способствовать выработке предложений, направленных на развитие
области.
Еще совсем недавно Ульяновская область могла быть охарактеризована
как отсталый и депрессивный регион. Во время трансформационных
изменений, перехода от советской экономики к экономике нового типа
(рыночной) в России происходил отказ от старых устоев. Наблюдался
процесс либерализации цен, и экономики многих регионов быстро оказались
в кризисе. Это произошло из-за того, что правительство не вмешивалось в
экономическое развитие регионов, не занималось его регулированием. После
глубокого спада регионы начали активно развиваться. Так было, например, в

таких субъектах Приволжского федерального округа, как Самарская область,
Нижегородская область, Республика Татарстан.
Однако в Ульяновской области ситуация обстояла иначе. Региональные
власти придерживались стратегии сдерживания спада, устранения
негативных экономических явлении и всячески стремились сохранить
прежний социальный уровень. Система талонов на товары сохранялась до
1996 г. В результате этого регион достиг экономического дна тогда, когда
другие субъекты уже начали подъем. И это отставание сохраняется до
настоящего времени, что негативно сказывается на потенциале развития
региона и на его конкурентоспособности.
Конечно, нельзя отрицать, что в настоящее время ситуация в регионе
улучшилась, во всяком случае, по сравнению с тем, что было до середины
2000-х гг., что позволяет рассматривать Ульяновскую область как стабильно
развивающийся регион. Однако отставание от ведущих субъектов
Приволжского федерального округа все еще наблюдается.
Ульяновская область относится к регионам-реципиентам. Однако данная
категория не является определяющей, ведь подавляющее большинство
регионов РФ являются реципиентами.
Ульяновская область по рассматриваемому показателю находится в
настоящее время в центре рейтинга регионов Приволжского федерального
округа, обгоняя такие субъекты, как Республика Марий Эл, Республика
Мордовия, Чувашская 400 т
Республика, Кировская, Пензенская и Саратовская области, но уступая
Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Удмуртской Республике,
Пермскому краю, Нижегородской, Оренбургской и Самарской областям.
Однако необходимо отметить, что отставание от лидеров по данному
показателю является значительным.

Уровень среднемесячной номинальной заработной платы в расчете на
одного работника несколько отстает от средней величины по Приволжскому
федеральному округу и значительно меньше среднего значения по стране
(рис. 2). Исходя из представленных данных, вполне можно сделать вывод о
том, что уровень оплаты труда в регионе является сравнительно низким. С
одной стороны, это является благоприятным фактором, с помощью которого
увеличивается инвестиционная привлекательность региона, с другой
стороны, это ограничивает покупательную способность и потребительский
спрос, без которых экономическое развитие невозможно. При низкой
заработной плате нельзя обеспечить приток высококвалифицированных
специалистов. А без высокой квалификации не может быть обеспечено
внедрение инноваций в производство.
уровень безработицы в области наибольшее влияние оказывают две
тенденции: снижение численности трудоспособного населения и достаточно
активная инвестиционная политика, направленная на создание новых
рабочих мест. Следует отметить, что область уже сейчас сталкивается с
нехваткой рабочих кадров, что может препятствовать развитию экономики
региона в ближайшее время.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных
работ и услуг в расчете на 1 000 чел. населения по Ульяновской области
представлен в табл. 1. Проведенный анализ свидетельствует, что по величине
этого показателя за 2012 г. область находится в середине рейтинга. За период
с 2009 по 2012 г. значение показателя возросло более чем на 100 %. Однако
следует отметить, что Ульяновская область существенно (более чем в 2 раза)
отстает от таких регионов, как Пермский край и Республика Татарстан.
Важным параметром, который определяет уровень экономического
развития региона, является состояние сферы предпринимательства. Анализ
уровня, достигнутого предпринимательством в Ульяновской области [4],
основывался на данных проведенного в Российской Федерации в 2010 г.

сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего
предпринимательства. Это наблюдение в полном объеме отразило
закономерности развития предпринимательского сектора экономики страны,
в том числе и Ульяновской области. Авторами использовались итоги,
представленные на сайте территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Ульяновской области [5] (под
предпринимательскими структурами понимаются малые и средние
предприятия, индивидуальные предприниматели).
Предпринимательские структуры, в которых занято 24,6 %
экономически активного населения и вложения в которые составляют 22,7 %,
обеспечивают более половины всего объема производимых в Ульяновской
области товаров и услуг. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне
производства, достигнутого к настоящему времени на малых, средних
предприятиях и индивидуальными предпринимателями, а также о важной
роли, которую играет предпринимательский сектор в экономике региона.
Доля предпринимательских структур в общем объеме производства всех
предприятий и организаций Ульяновской области составляет 56 %, что на 6
% выше соответствующего показателя по стране.
Средний объем производства, приходящийся на одну
предпринимательскую структуру в Ульяновской области, составляет 7,2 млн
руб. Это на 13 % меньше, чем средний показатель по стране.
Объем производства в расчете на одного работника
предпринимательских структур составляет в настоящее время 1 197 тыс. руб.,
что на 11 % ниже соответствующего показателя по всем регионам страны в
целом.
Инвестиции, вкладываемые в настоящее время в основной капитал в
среднем на одну предпринимательскую структуру по Ульяновской области,

составляют 360 тыс. руб. Это на 16 % больше значений инвестиций по
стране в целом, что позволяет сделать вывод о более быстром развитии
предпринимательства в Ульяновской области по сравнению с большинством
других регионов.
Средняя численность работников по совокупности
предпринимательских структур (малых, средних предприятий и
индивидуальных предпринимателей) по Ульяновской области составляет 6
чел., что практически совпадает с соответствующим показателем по стране в
целом.
Учитывая имеющую место существенную дифференциацию
показателей, описывающих доли предпринимательских структур в общем
объеме производства субъектов страны по пяти основным видам
деятельности в нашей стране, был проведен анализ этих показателей по
Ульяновской области.

Доля предпринимательских структур в торговле составляет 83 %, что
более чем на 10 % выше соответствующего значения по регионам страны в
целом. Доля предпринимательских структур обрабатывающих производств
по Ульяновской области составляет 26 %, что достаточно близко к
соответствующему показателю по стране в целом. В строительстве доля
предприятий и предпринимателей достигла 76 %, что немного выше среднего
показателя по регионам нашей страны. Доля предпринимательских структур,
занятых в транспорте и связи, относительно невелика и составляет 32 %.
Доля предпринимательских структур, специализирующихся на операциях с
недвижимым имуществом по Ульяновской области, составляет 60 %, что
более чем на 10 % меньше, чем по всем регионам в целом.

Общий объем товаров и услуг всех предпринимательских структур в
Ульяновской области в расчете на одного жителя составляет 158 тыс. руб. в
год. Эта величина на 15 % ниже, чем средняя по стране, что позволяет
сделать вывод об имеющихся существенных резервах роста объемов
производства предпринимательскими структурами в области.

Учитывая существенную дифференциацию объемов производства по
видам экономической деятельности, далее приведены соответствующие
значения показателей по пяти основным видам деятельности в Ульяновской
области:

- предпринимательские структуры, занятые в торговле - 89 тыс. руб. в
год;

- предпринимательские структуры, занятые в обрабатывающих
производствах - 24 тыс. руб. в год (что на 20 % выше средней величины по
стране);

- предпринимательские структуры, занятые в строительстве - 15 тыс.
руб. в год;

- предпринимательские структуры, занятые в транспорте и связи - 5,43
тыс. руб. в год;

- предпринимательские структуры, специализирующиеся на операциях с
недвижимым имуществом - 11,47 тыс. руб. в год. Проведенный анализ

свидетельствует о существенной дифференциации уровня развития
предпринимательских структур, специализированных на основных видах
деятельности в МО Ульяновской области. Поэтому дальнейшее
совершенствование функционирования этого сектора экономики МО и
существенное наращивание объемов производства предпринимательских
структур должно предусматривать два основных направления.

Первое направление связано с увеличением количества
предпринимательских структур по тем видам деятельности, которые в
настоящее время еще не получили должного развития.

Второе направление связано со стимулированием межмуниципальной
кооперации.

Принятие решений о целесообразном преобладании каждого из
указанных направлений в процессе проектных решений может основываться
на дальнейших исследованиях и разработках, а также на разработке и
принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее
время сложилась существенная неравномерность в уровне развития
предпринимательских структур по различным МО Ульяновской области.
Большую роль эти структуры играют в городских муниципальных
образованиях, а также в Мелекесском, Новоспасском и Кузоватовском
районах. Недостаточное развитие характерно для деятельности малых,
средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в

Тереньгульском, Старокулаткинском, Карсунском и Базарносызган-ском
районах.

Наряду с имеющейся дифференциацией по МО необходимо отметить
также существенные различия в уровне развития предпринимательских
структур по основным видам экономической деятельности. Учитывая, что
потребности в товарах и услугах предприятий и предпринимателей имеются
в каждом из МО, их удовлетворение должно предусматривать в качестве
основного принципа развитие кооперации и позиционирование
предпринимательских структур в различных отраслях экономики. Таким
образом, нужно создавать предпосылки для совершенствования конкуренции
и стимулировать кооперационные взаимодействия в Ульяновской области.

Одним из наиболее важных социальных показателей является
естественное движение населения. Тенденции изменения трех значений,
характеризующих этот показатель, представлены в табл. 4.

По уровню рождаемости Ульяновская область отстает от средних
показателей регионов как Приволжского федерального округа, так и
Российской Федерации в целом. Показатель уровня смертности в области
выше, чем среднероссийский и окружной показатели. Естественная убыль
населения в 2011 г. достигла 4 чел. на 1 000 чел. населения.

Динамика населения определяется уровнем младенческой смертности,
которая характеризует также уровень развития системы здравоохранения в
регионах. Этот показатель в Ульяновской области (7,6 умерших на 1 000
родившихся в 2011 г.) немного превышает средний показатель по

Приволжскому федеральному округу (6,3 умерших на 1 000 родившихся), а
также среднероссийское значение показателя (7,3 умерших на 1 000
родившихся в 2011 г.).

Если говорить о продолжительности жизни, то стоит отметить, что
данный показатель в Ульяновской области практически не отличается от
среднероссийского, а также среднего по округу. Поэтому в данном случае
нет оснований говорить о существенных достоинствах или недостатках
региона в данном аспекте.

Среди позитивных факторов можно выделить то, что в Ульяновской
области сохраняется невысокий уровень преступности даже по сравнению с
более развитыми регионами Приволжского федерального округа (рис. 5). Это
является положительным фактором, повышающим привлекательность
региона.

На социальное положение в Ульяновской области существенное влияние
оказывает миграция населения. Данный показатель неразрывно связан с
экономическим положением региона.
Объемы внешней миграции также имели тенденцию к сокращению: в
1993 г. миграционный оборот составил 21,8 тыс. чел., по итогам 2010 г. -1,5
тыс. чел., т. е. сократился в 14,5 раза.

Если доля внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших в
Ульяновскую область составляла 30,5 %, доля межрегиональной миграции -

35.3 %, доля международной - 34,2 %, то в 2010 г. доля
внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших составляла

40.4 %, доля межрегиональной миграции -

47.5 %, доля международной - 12,1 %. Если рассматривать структуру
выбывших, то доля внутрирегиональной миграции в общем объеме в 1993 г
составляла 50,7%,

доля межрегиональной миграции - 41,1 %, доля международной - 8,2 %
(в 2010 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме выбывших
составляла 31,8 %, доля межрегиональной миграции -67,0 %, доля
международной - 1,2 %) [6].

Динамика изменения численности прибывших и выбывших по
Ульяновской области представлена на рис. 6.

За период с 1993 по 2010 г. численность прибывших на территорию
Ульяновской области сократилась с 55,8 до 11,4 тыс. чел., или на 80 %. За
этот же период численность выбывших уменьшилась с 33,6 до 14,5 тыс. чел.,
или на 57 %.

Кроме этого на социально-экономическое развитие Ульяновской
области усиливается воздействие негативных демографических факторов
(отсутствие резервов в структуре населения для повышения рождаемости,
старение жителей региона, сокращение доли трудоспособного населения,

рост нагрузки бюджетных обязательств на одного работающего, дисбаланс
спроса и предложения на рынке труда).

Численность населения Ульяновской области имеет устойчивую
тенденцию к снижению и ежегодно сокращается примерно на 0,5 %. При
этом миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль
только до 1996 г., далее наблюдается снижение этого показателя (в 2000 г.
его значение составило только 6,2 %).

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что Ульяновская
область нуждается в научно обоснованных, креативных продуманных мерах,
направленных на стимулирование социально-экономического развития, ведь
именно от этого зависит будущее области. В целом можно констатировать,
что в Ульяновской области имеются необходимые предпосылки для
наращивания социально-экономического потенциала и сокращения
отставания от регионов-лидеров.

Основными стратегическими направлениями развития области, на
взгляд авторов, должны стать:

1) увеличение инвестиций (в частности, иностранных) на основе
улучшения инвестиционного климата;

2) повышение роли предпринимательской активности, увеличение
количества предпринимательских структур и занятого в них населения;

3) стимулирование инновационных производств, оказание им
необходимой финансовой и организационно-технической поддержки;

4) совершенствование региональной институциональной базы и
инфраструктуры;

5) привлечение в регион высококвалифицированных специалистов;

6) повышение профессиональной подготовки кадров.

Необходимо, безусловно, наращивать поступления средств в регион из
федерального бюджета за счет лоббирования интересов, стимулировать
новые инновационные проекты, которые способны привлечь
дополнительные средства. Если говорить о конкретных отраслях, то нужно
развивать те отрасли, которые уже имели опыт эффективного
функционирования в регионе, прижились в нем либо являются
приоритетными в современных условиях хозяйствования (авиастроение,
энергетика, атомная промышленность, машиностроение). В связи с этим
наибольшее внимание следует уделить расширению имеющихся
региональных кластеров (ядерный инновационный кластер, портовая
экономическая зона, автомобильный и авиационный кластеры) [7]. Для этого
необходимо увеличить количество входящих в эти кластеры отечественных и
совместных предприятий, развивать производство технологичной и
высококонкурентной продукции, а также усилить роль научных и
образовательных учреждений в деятельности кластеров.
Список литературы

1. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ. 2003.
495 с.

2. Пиньковецкая Ю. С. Предпринимательство в Российской Федерации:
генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: УлГУ. 2013. 226 с.

3. Пиньковецкая Ю. С. Управление развитием кластеров в региональной
экономике. Ульяновск: УлГУ. 2013. 146 с.

4. Погодина Е. А., Катаев Е. Н. Оценка ситуации и пути регулирования
миграционных потоков в Ульяновской области // Региональная экономика:
теория и практика. 2012. № 37(268). С. 51-57.

5. Региональная экономика / под ред. Видяпина В. И., Степанова М. В.
М.: ИНФРА-М. 2007. 666 с.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Ульяновской области. URL: http://uln. gks. ru/wps/wcm/connect/
rosstat_ts/uln/ru/census_and_researchmg/researchmg/
statistic_researching_2011/score_2011.

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.
gks. ru.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
46 527 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
РАНХиГС
Работа выполнена досрочно. Автор отвечает на все вопросы. Работа выполнена хорошо, без зам...
star star star star star
Курганская Академия доп.образования
Спасибо, Ольга Вам за выполненную работу. Безукоризненно! Надеюсь на дальнейшее сотрудниче...
star star star star star
РГУТиС
большое спасибо все выполнено на высшем уровне без нареканий. приятно было поработать с вами
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.