это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4122918
Ознакомительный фрагмент работы:
В статье рассматриваются основные характеристики социально-
экономического положения Ульяновской области. Выявлены достоинства и
недостатки региона, в частности, рассмотрены особенности миграционной
политики и предпринимательства. Проанализированы возможности и
выдвинуты предложения по развитию социальной сферы и экономики
Ульяновской области.
Уровень социально-экономического развития региона во многом
определяет его привлекательность, конкурентоспособность, перспективы и
возможности [1; 2]. В современной России сложилась тенденция
дифференциации социально-экономического развития регионов. В связи с
этим появились такие понятия, как депрессивные, отсталые регионы,
регионы-доноры, регионы-реципиенты и т. д.
Положение Ульяновской области нельзя оценивать однозначно. По
некоторым показателям регион имеет очень достойные результаты, а по
другим - негативные. Однако для того чтобы точнее оценить потенциал
региона, нужно провести анализ основных показателей развития. Авторами
представлены некоторые итоги исследований экономической и социальной
ситуации, сложившейся к настоящему времени в регионе. Такой анализ
может способствовать выработке предложений, направленных на развитие
области.
Еще совсем недавно Ульяновская область могла быть охарактеризована
как отсталый и депрессивный регион. Во время трансформационных
изменений, перехода от советской экономики к экономике нового типа
(рыночной) в России происходил отказ от старых устоев. Наблюдался
процесс либерализации цен, и экономики многих регионов быстро оказались
в кризисе. Это произошло из-за того, что правительство не вмешивалось в
экономическое развитие регионов, не занималось его регулированием. После
глубокого спада регионы начали активно развиваться. Так было, например, в
таких субъектах Приволжского федерального округа, как Самарская область,
Нижегородская область, Республика Татарстан.
Однако в Ульяновской области ситуация обстояла иначе. Региональные
власти придерживались стратегии сдерживания спада, устранения
негативных экономических явлении и всячески стремились сохранить
прежний социальный уровень. Система талонов на товары сохранялась до
1996 г. В результате этого регион достиг экономического дна тогда, когда
другие субъекты уже начали подъем. И это отставание сохраняется до
настоящего времени, что негативно сказывается на потенциале развития
региона и на его конкурентоспособности.
Конечно, нельзя отрицать, что в настоящее время ситуация в регионе
улучшилась, во всяком случае, по сравнению с тем, что было до середины
2000-х гг., что позволяет рассматривать Ульяновскую область как стабильно
развивающийся регион. Однако отставание от ведущих субъектов
Приволжского федерального округа все еще наблюдается.
Ульяновская область относится к регионам-реципиентам. Однако данная
категория не является определяющей, ведь подавляющее большинство
регионов РФ являются реципиентами.
Ульяновская область по рассматриваемому показателю находится в
настоящее время в центре рейтинга регионов Приволжского федерального
округа, обгоняя такие субъекты, как Республика Марий Эл, Республика
Мордовия, Чувашская 400 т
Республика, Кировская, Пензенская и Саратовская области, но уступая
Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Удмуртской Республике,
Пермскому краю, Нижегородской, Оренбургской и Самарской областям.
Однако необходимо отметить, что отставание от лидеров по данному
показателю является значительным.
Уровень среднемесячной номинальной заработной платы в расчете на
одного работника несколько отстает от средней величины по Приволжскому
федеральному округу и значительно меньше среднего значения по стране
(рис. 2). Исходя из представленных данных, вполне можно сделать вывод о
том, что уровень оплаты труда в регионе является сравнительно низким. С
одной стороны, это является благоприятным фактором, с помощью которого
увеличивается инвестиционная привлекательность региона, с другой
стороны, это ограничивает покупательную способность и потребительский
спрос, без которых экономическое развитие невозможно. При низкой
заработной плате нельзя обеспечить приток высококвалифицированных
специалистов. А без высокой квалификации не может быть обеспечено
внедрение инноваций в производство.
уровень безработицы в области наибольшее влияние оказывают две
тенденции: снижение численности трудоспособного населения и достаточно
активная инвестиционная политика, направленная на создание новых
рабочих мест. Следует отметить, что область уже сейчас сталкивается с
нехваткой рабочих кадров, что может препятствовать развитию экономики
региона в ближайшее время.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных
работ и услуг в расчете на 1 000 чел. населения по Ульяновской области
представлен в табл. 1. Проведенный анализ свидетельствует, что по величине
этого показателя за 2012 г. область находится в середине рейтинга. За период
с 2009 по 2012 г. значение показателя возросло более чем на 100 %. Однако
следует отметить, что Ульяновская область существенно (более чем в 2 раза)
отстает от таких регионов, как Пермский край и Республика Татарстан.
Важным параметром, который определяет уровень экономического
развития региона, является состояние сферы предпринимательства. Анализ
уровня, достигнутого предпринимательством в Ульяновской области [4],
основывался на данных проведенного в Российской Федерации в 2010 г.
сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего
предпринимательства. Это наблюдение в полном объеме отразило
закономерности развития предпринимательского сектора экономики страны,
в том числе и Ульяновской области. Авторами использовались итоги,
представленные на сайте территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Ульяновской области [5] (под
предпринимательскими структурами понимаются малые и средние
предприятия, индивидуальные предприниматели).
Предпринимательские структуры, в которых занято 24,6 %
экономически активного населения и вложения в которые составляют 22,7 %,
обеспечивают более половины всего объема производимых в Ульяновской
области товаров и услуг. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне
производства, достигнутого к настоящему времени на малых, средних
предприятиях и индивидуальными предпринимателями, а также о важной
роли, которую играет предпринимательский сектор в экономике региона.
Доля предпринимательских структур в общем объеме производства всех
предприятий и организаций Ульяновской области составляет 56 %, что на 6
% выше соответствующего показателя по стране.
Средний объем производства, приходящийся на одну
предпринимательскую структуру в Ульяновской области, составляет 7,2 млн
руб. Это на 13 % меньше, чем средний показатель по стране.
Объем производства в расчете на одного работника
предпринимательских структур составляет в настоящее время 1 197 тыс. руб.,
что на 11 % ниже соответствующего показателя по всем регионам страны в
целом.
Инвестиции, вкладываемые в настоящее время в основной капитал в
среднем на одну предпринимательскую структуру по Ульяновской области,
составляют 360 тыс. руб. Это на 16 % больше значений инвестиций по
стране в целом, что позволяет сделать вывод о более быстром развитии
предпринимательства в Ульяновской области по сравнению с большинством
других регионов.
Средняя численность работников по совокупности
предпринимательских структур (малых, средних предприятий и
индивидуальных предпринимателей) по Ульяновской области составляет 6
чел., что практически совпадает с соответствующим показателем по стране в
целом.
Учитывая имеющую место существенную дифференциацию
показателей, описывающих доли предпринимательских структур в общем
объеме производства субъектов страны по пяти основным видам
деятельности в нашей стране, был проведен анализ этих показателей по
Ульяновской области.
Доля предпринимательских структур в торговле составляет 83 %, что
более чем на 10 % выше соответствующего значения по регионам страны в
целом. Доля предпринимательских структур обрабатывающих производств
по Ульяновской области составляет 26 %, что достаточно близко к
соответствующему показателю по стране в целом. В строительстве доля
предприятий и предпринимателей достигла 76 %, что немного выше среднего
показателя по регионам нашей страны. Доля предпринимательских структур,
занятых в транспорте и связи, относительно невелика и составляет 32 %.
Доля предпринимательских структур, специализирующихся на операциях с
недвижимым имуществом по Ульяновской области, составляет 60 %, что
более чем на 10 % меньше, чем по всем регионам в целом.
Общий объем товаров и услуг всех предпринимательских структур в
Ульяновской области в расчете на одного жителя составляет 158 тыс. руб. в
год. Эта величина на 15 % ниже, чем средняя по стране, что позволяет
сделать вывод об имеющихся существенных резервах роста объемов
производства предпринимательскими структурами в области.
Учитывая существенную дифференциацию объемов производства по
видам экономической деятельности, далее приведены соответствующие
значения показателей по пяти основным видам деятельности в Ульяновской
области:
- предпринимательские структуры, занятые в торговле - 89 тыс. руб. в
год;
- предпринимательские структуры, занятые в обрабатывающих
производствах - 24 тыс. руб. в год (что на 20 % выше средней величины по
стране);
- предпринимательские структуры, занятые в строительстве - 15 тыс.
руб. в год;
- предпринимательские структуры, занятые в транспорте и связи - 5,43
тыс. руб. в год;
- предпринимательские структуры, специализирующиеся на операциях с
недвижимым имуществом - 11,47 тыс. руб. в год. Проведенный анализ
свидетельствует о существенной дифференциации уровня развития
предпринимательских структур, специализированных на основных видах
деятельности в МО Ульяновской области. Поэтому дальнейшее
совершенствование функционирования этого сектора экономики МО и
существенное наращивание объемов производства предпринимательских
структур должно предусматривать два основных направления.
Первое направление связано с увеличением количества
предпринимательских структур по тем видам деятельности, которые в
настоящее время еще не получили должного развития.
Второе направление связано со стимулированием межмуниципальной
кооперации.
Принятие решений о целесообразном преобладании каждого из
указанных направлений в процессе проектных решений может основываться
на дальнейших исследованиях и разработках, а также на разработке и
принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее
время сложилась существенная неравномерность в уровне развития
предпринимательских структур по различным МО Ульяновской области.
Большую роль эти структуры играют в городских муниципальных
образованиях, а также в Мелекесском, Новоспасском и Кузоватовском
районах. Недостаточное развитие характерно для деятельности малых,
средних предприятий и индивидуальных предпринимателей в
Тереньгульском, Старокулаткинском, Карсунском и Базарносызган-ском
районах.
Наряду с имеющейся дифференциацией по МО необходимо отметить
также существенные различия в уровне развития предпринимательских
структур по основным видам экономической деятельности. Учитывая, что
потребности в товарах и услугах предприятий и предпринимателей имеются
в каждом из МО, их удовлетворение должно предусматривать в качестве
основного принципа развитие кооперации и позиционирование
предпринимательских структур в различных отраслях экономики. Таким
образом, нужно создавать предпосылки для совершенствования конкуренции
и стимулировать кооперационные взаимодействия в Ульяновской области.
Одним из наиболее важных социальных показателей является
естественное движение населения. Тенденции изменения трех значений,
характеризующих этот показатель, представлены в табл. 4.
По уровню рождаемости Ульяновская область отстает от средних
показателей регионов как Приволжского федерального округа, так и
Российской Федерации в целом. Показатель уровня смертности в области
выше, чем среднероссийский и окружной показатели. Естественная убыль
населения в 2011 г. достигла 4 чел. на 1 000 чел. населения.
Динамика населения определяется уровнем младенческой смертности,
которая характеризует также уровень развития системы здравоохранения в
регионах. Этот показатель в Ульяновской области (7,6 умерших на 1 000
родившихся в 2011 г.) немного превышает средний показатель по
Приволжскому федеральному округу (6,3 умерших на 1 000 родившихся), а
также среднероссийское значение показателя (7,3 умерших на 1 000
родившихся в 2011 г.).
Если говорить о продолжительности жизни, то стоит отметить, что
данный показатель в Ульяновской области практически не отличается от
среднероссийского, а также среднего по округу. Поэтому в данном случае
нет оснований говорить о существенных достоинствах или недостатках
региона в данном аспекте.
Среди позитивных факторов можно выделить то, что в Ульяновской
области сохраняется невысокий уровень преступности даже по сравнению с
более развитыми регионами Приволжского федерального округа (рис. 5). Это
является положительным фактором, повышающим привлекательность
региона.
На социальное положение в Ульяновской области существенное влияние
оказывает миграция населения. Данный показатель неразрывно связан с
экономическим положением региона.
Объемы внешней миграции также имели тенденцию к сокращению: в
1993 г. миграционный оборот составил 21,8 тыс. чел., по итогам 2010 г. -1,5
тыс. чел., т. е. сократился в 14,5 раза.
Если доля внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших в
Ульяновскую область составляла 30,5 %, доля межрегиональной миграции -
35.3 %, доля международной - 34,2 %, то в 2010 г. доля
внутрирегиональной миграции в общем объеме прибывших составляла
40.4 %, доля межрегиональной миграции -
47.5 %, доля международной - 12,1 %. Если рассматривать структуру
выбывших, то доля внутрирегиональной миграции в общем объеме в 1993 г
составляла 50,7%,
доля межрегиональной миграции - 41,1 %, доля международной - 8,2 %
(в 2010 г. доля внутрирегиональной миграции в общем объеме выбывших
составляла 31,8 %, доля межрегиональной миграции -67,0 %, доля
международной - 1,2 %) [6].
Динамика изменения численности прибывших и выбывших по
Ульяновской области представлена на рис. 6.
За период с 1993 по 2010 г. численность прибывших на территорию
Ульяновской области сократилась с 55,8 до 11,4 тыс. чел., или на 80 %. За
этот же период численность выбывших уменьшилась с 33,6 до 14,5 тыс. чел.,
или на 57 %.
Кроме этого на социально-экономическое развитие Ульяновской
области усиливается воздействие негативных демографических факторов
(отсутствие резервов в структуре населения для повышения рождаемости,
старение жителей региона, сокращение доли трудоспособного населения,
рост нагрузки бюджетных обязательств на одного работающего, дисбаланс
спроса и предложения на рынке труда).
Численность населения Ульяновской области имеет устойчивую
тенденцию к снижению и ежегодно сокращается примерно на 0,5 %. При
этом миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль
только до 1996 г., далее наблюдается снижение этого показателя (в 2000 г.
его значение составило только 6,2 %).
Проведенные исследования позволили сделать вывод, что Ульяновская
область нуждается в научно обоснованных, креативных продуманных мерах,
направленных на стимулирование социально-экономического развития, ведь
именно от этого зависит будущее области. В целом можно констатировать,
что в Ульяновской области имеются необходимые предпосылки для
наращивания социально-экономического потенциала и сокращения
отставания от регионов-лидеров.
Основными стратегическими направлениями развития области, на
взгляд авторов, должны стать:
1) увеличение инвестиций (в частности, иностранных) на основе
улучшения инвестиционного климата;
2) повышение роли предпринимательской активности, увеличение
количества предпринимательских структур и занятого в них населения;
3) стимулирование инновационных производств, оказание им
необходимой финансовой и организационно-технической поддержки;
4) совершенствование региональной институциональной базы и
инфраструктуры;
5) привлечение в регион высококвалифицированных специалистов;
6) повышение профессиональной подготовки кадров.
Необходимо, безусловно, наращивать поступления средств в регион из
федерального бюджета за счет лоббирования интересов, стимулировать
новые инновационные проекты, которые способны привлечь
дополнительные средства. Если говорить о конкретных отраслях, то нужно
развивать те отрасли, которые уже имели опыт эффективного
функционирования в регионе, прижились в нем либо являются
приоритетными в современных условиях хозяйствования (авиастроение,
энергетика, атомная промышленность, машиностроение). В связи с этим
наибольшее внимание следует уделить расширению имеющихся
региональных кластеров (ядерный инновационный кластер, портовая
экономическая зона, автомобильный и авиационный кластеры) [7]. Для этого
необходимо увеличить количество входящих в эти кластеры отечественных и
совместных предприятий, развивать производство технологичной и
высококонкурентной продукции, а также усилить роль научных и
образовательных учреждений в деятельности кластеров.
Список литературы
1. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ. 2003.
495 с.
2. Пиньковецкая Ю. С. Предпринимательство в Российской Федерации:
генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: УлГУ. 2013. 226 с.
3. Пиньковецкая Ю. С. Управление развитием кластеров в региональной
экономике. Ульяновск: УлГУ. 2013. 146 с.
4. Погодина Е. А., Катаев Е. Н. Оценка ситуации и пути регулирования
миграционных потоков в Ульяновской области // Региональная экономика:
теория и практика. 2012. № 37(268). С. 51-57.
5. Региональная экономика / под ред. Видяпина В. И., Степанова М. В.
М.: ИНФРА-М. 2007. 666 с.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Ульяновской области. URL: http://uln. gks. ru/wps/wcm/connect/
rosstat_ts/uln/ru/census_and_researchmg/researchmg/
statistic_researching_2011/score_2011.
7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.
gks. ru.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!