Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Мотивация и мотивы занятий спортом

Тип Курсовая
Предмет Психология физического воспитания и спорта

ID (номер) заказа
4130625

500 руб.

Просмотров
718
Размер файла
43.53 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение

Актуальность темы. Главным действующим лицом в спорте является спортсмен и тренеру небезразлично, что же движет спортсменом в его спортивном совершенствовании? Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата. В настоящее время психология признанно является эффективным средством для реализации и организации спортивной деятельности. Одним из факторов успешного овладения тем или иным видом спорта и повышения мастерства в данном виде деятельности спортивная психология рассматривает вопросы мотивации. Мотивационная сфера – значимый компонент в процессе организации спортивной деятельности, поэтому очень важно формировать мотивы у спортсменов, которые необходимы для рационализации деятельности спортсмена, для организации правильной подготовки к соревнованиям. В связи с вышесказанным, мы ставим целью нашей работы изучение мотивов и мотивации занятий спортом. Объект курсовой работы: мотивационная сфера личности спортсменов, занимающихся спортом. Предмет курсовой работы: иерархия мотивов спортсменов.Задачи курсовой работы:Изучить мотивацию как компонент занятий спортом.Рассмотреть мотивы спортивной деятельности.Охарактеризовать мотивацию достижения и избегания неудач в спортивной деятельности.Проанализировать исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ

1.1 Мотивация как компонент занятий спортомЗанятия спортом способствуют укреплению здоровья, совершенствованию функциональных и двигательных возможностей. Они являются неотъемлемой частью здорового образа жизни и ведут к гармоничному физическому и духовному развитию личности. Систематические занятия спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъём.Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям спортом. В основе любой программы по занятиям физической культуры должен быть заложен принцип постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование и саморазвитие в спорте. Мотивация к занятиям спортом является важнейшим аспектом, во многом не уступающим по значимости самому процессу тренировки. Она отражает интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к спорту и является одним из факторов успешного освоения программы тренировок и прогресса.«Мотивация – это побуждение к действию; психо-физиологический процесс, который управляет поведением человека, способный задавать его направленность, организацию, активность и устойчивость; умение человека удовлетворять собственные потребности». Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Мотивацию можно разделить на кратковременную и долговременную. Кратковременную мотивацию можно понимать как первоначальный эмоциональный толчок, который побуждает человека начать занятия физической культурой и поменять свой образ жизни. Причины такого толчка, как правило, являются сугубо личными и могут быть связаны с какими-то событиями или личностными особенностями. Основной особенностью кратковременной мотивации является то, что она представляет лишь ежеминутное желание, идею, связанную во многом с настроением. Такая мотивация может быть использована только для того, чтобы начать изменения образа жизни. Со временем она иссякнет, и желание отдавать себя тренировкам пойдёт на спад. Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация, которая позволит тренирующемуся сохранить желание заниматься и не бросать, сделать тренировки своей привычкой.Долговременную мотивацию можно рассматривать как совокупность нескольких факторов, позволяющих тренирующемуся заниматься физическими упражнениями с комфортом и получать удовольствие от процесса. Само занятие должно быть, в первую очередь, качественным. Одним из самых важных критериев качественного занятия физической культурой является грамотное построение плана занятий. Они не должны быть единообразными, а должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая, так и психическая усталость. Программа каждого занятия должна учитывать индивидуальные потребности занимающегося, связанные с его способностями к выполнению того или иного упражнения и физическим состоянием.В структуре мотивации к занятиям спортом важно учитывать и общественные, моральные мотивы и мотивы самоутверждения, самовыражения. Успешное формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам.Для достижения положительной мотивации к занятиям спортом должны учитываться следующие положения:1) деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат;2) этот результат должен оцениваться качественно и количественно;3) требования к оцениваемой деятельности должны быть не слишком высокими, не слишком низкими;4) для оценки результатов должна быть определенная шкала и в рамках этой шкалы - некий нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня может вызвать гордость или, соответственно, разочарование;5) деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.При исследовании возрастной динамики мотивации к занятиям спортом отмечено, что содержание и структура мотивации существенно изменяется по мере взросления ребенка. Поэтому для учителя физической культуры существенное значение имеет изучение мотивации к занятиям спортом на разных возрастных этапах становления личности по следующим признакам:-по срокам поставленных целей;-по методам формирования и поддержания установки на достижение успеха;-по видам возможных поощрений; -по видам совместных мероприятий для развития коллектива;-по способам придания эмоциональности учебным занятиям;-по особенностям присущих личности учителя физической культуры. Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.Внешние факторы - это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.Внутренние факторы - это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности.Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

1.2 Мотивы спортивной деятельности

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней.Мотив как предмет (цель). Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл, отвечая на вопрос: «для чего осуществляется деятельность», но, не отвечая на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения». На этот вопрос отвечает точка зрения, согласно которой мотив – это потребность. Приверженцами этой точки зрения на сущность мотива являются Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн. Потребность личности – это постоянный источник активности, направленный на преобразование окружающей среды с целью удовлетворения нужды в чем-либо. Таким образом, взгляд на мотив как на потребность раскрывает источник энергии для волевой активности. Мотив как намерение рассматривается в работах В. А. Аверина, в которых он утверждает, что «намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено». При этом существование намерений предполагает, как правило, осознанность личностью средств достижения поставленной цели. Поэтому подобный взгляд на мотив помогает ответить на вопросы: «чего человек хочет достичь, и как он собирается это сделать». Осознанность средств деятельности – одно из главных отличий намерений личности от состояния ее неудовлетворенных потребностей.Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру. Непосредственные мотивы спортивной деятельностипотребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельностистремление стать сильным, здоровым;стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;чувство долга;потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом. Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы:- характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);-имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре);-связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);-часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются:-развитие интереса к определенному виду спорта;-стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха:-расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:-поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;-служить своими спортивными достижениями Родине;-содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.1.3 Мотивация достижения и избегания неудач в спортивной деятельностиМотивация достижения – это специфический вид мотивации человека. Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей (1938). Мюррей дал следующее определение: «…справляться с чем-то трудным. Справляться с объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей». Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Мак-Клелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». 20 Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения;3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству. Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения – «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. Улиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха; 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности; 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей»;4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца. В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов поданной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достижения деятельности, что связано с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании». Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности:1) мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), 2) мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), 3) мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), 4) мотивация пост реализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим). Сердцевину спорта, как отмечает Ю. И. Портных, составляет мотивация достижения успеха, т. к. каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за выживание. При этом спортсмен соревнуется не только с соперниками, но и с самим собой, с природной стихией, со временем и пространством, тяжестью и невесомостью и пр., т. е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперником, но и на свой личный результат. Мотивация достижения – это специфический вид мотивации человека. Г. Мюррей, выделивший данный вид мотивации, отмечал способность справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать самоуважение благодаря успешному применению своих способностей. Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. Мак-Клелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Согласно Х. Хекхаузену, мотивация достижения – «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т. п.), а избегающие неудачи – внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т. п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед.Структура мотивации достижения спортсменов носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания. - Побудительные основания: 1) отражает принципиальную ориентированность спортсмена на удовлетворение самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, исполнения долга; 2) отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение материальных потребностей - Базисные основания: 1) отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных условиях социально-бытовой деятельности; 2) отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении специальных знаний и навыков; 3) отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений - Процессуальные основания: 1) отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении сведений о своих противниках; 2) отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процессе соревновательной борьбы.Первая — структура мотивации практически не изменяется в течение длительного времени. Вторая — отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно. И, наконец, третья — наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

2.1 Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования мотивов занятий спортомВысокие спортивные достижения теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Известно, что полная самоотдача в тренировочной деятельности и достигаемые личностью соревновательные результаты во многом обусловлены уровнем развития спортивной мотивации. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности спортсмена, являющейся, с одной стороны, основанием его действий, поступков, деятельности и поведения, а с другой, побуждением к достижению поставленной им цели. Осознанные мотивы в совокупности образуют внутренний стержень личности спортсмена, определяя его мотивационную направленность, спортивный характер и в конечном итоге – спортивную культуру личности [2, 3, 5, 9].Цели и содержание спортивной деятельности (деятельностный подход), свойства личности (личностно ориентированный подход) и представления об ее системной организации (системный подход) обуславливают спортивную культуру как целостную, системно организованную, личностно обусловленную характеристику человека, как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям, содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне.Наряду с этим остаются малоисследованными психологические особенности значимости мотивов занятий спортом с учетом уровня спортивной квалификации и спортивной специализации.Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие, с одной стороны, между высокой значимостью мотивов занятий спортом для эффективности и продолжительности спортивной деятельности, с другой, недостаточной изученностью особенностей мотивационной сферы спортсменов в связи с уровнем спортивной квалификации и специализации.Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы ведущие мотивы занятий спортом у спортсменов различной спортивной квалификации и специализации?Объектом исследования выступает мотивационная сфера личности.Предметом исследования являются мотивы занятий спортом у студентов с учетом уровня спортивной квалификации и спортивной специализации.С учетом содержания проблемы цель нашего исследования заключается в определении доминирующих мотивов занятий спортом у спортсменов в зависимости от уровня спортивной квалификации и спортивной специализации.Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:1. Определить наиболее значимые мотивы занятий спортом у студентов с учетом уровня спортивной квалификации.2. Выявить доминирующие мотивы занятий спортом у студентов с учетом спортивной специализации и гендерного признака.3. Раскрыть особенности взаимосвязи мотивов занятий спортом у спортсменов с учетом уровня спортивной квалификации.Научная новизна заключается в том, что в результате исследования выявлены наиболее значимые мотивы занятий спортом у студентов с учетом уровня спортивной квалификации и спортивной специализации.Организация исследования. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в университете.Методика исследования. Измерение и оценка мотивов занятий спортом проводились с помощью методики «Мотивы занятий спортом», разработанной А.В. Шаболтас, которой было выделено 10 мотивов-категорий занятия спортом и по каждому мотиву-категории составлены соответствующие высказывания – мотивы-суждения. Методика заключается в том, что оценивается отношение испытуемого на сочетание двух суждений.Для решения первой задачи проводился сравнительный анализ значимости мотивов занятия спортом в зависимости от уровня спортивной квалификации. Сравнивая значимость мотивов для испытуемых трех групп, можно отметить, что занятия спортом рассматриваются спортсменами массовых разрядов преимущественно в связи подготовкой к требованиям и содержанию будущей профессиональной деятельности. Достижения и успехи спортивной деятельности для них менее значимы. Их отличает стремление к занятиям спортом ввиду высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности (социально-эмоциональный мотив).Для спортсменов высокой квалификации соотношение значимости мотивов занятий спортом отличается от такового у спортсменов массовых разрядов, что, с одной стороны, обусловлено влиянием фактора занятий спортом, с другой, фактором спортивного отбора. Благодаря отбору продолжают заниматься спортом те спортсмены, которые соответствуют требованиям спорта высших достижений, как по степени двигательной одаренности, так и в плане мотивационной готовности к тренировочной и соревновательной деятельности.Мастера спорта отличаются от спортсменов 1–2 разрядов и КМС ярко выраженным стремлением достичь спортивного успеха, стремлением повысить личный престиж и успешно выступать на соревнованиях, представляя свою Родину, общество, спортивный коллектив. Для мастеров спорта международного класса доминирующим становится мотив социального самоутверждения, который напрямую связан с успехами соревновательной деятельности, второе и третье места в иерархии мотивов занимают гражданско-патриотический мотив и мотив достижения успеха.В соответствии со второй задачей мы проанализировали мотивы занятий спортом у спортсменов различной спортивной специализации. Спортсмены ситуативных видов спорта отличаются большей выраженностью социально-морального и гражданско-патриотического мотивов. В сложно-координационных видах спорта наиболее значимы гражданско-патриотический и социально-эмоциональный мотив, связанные с высокой эмоциональностью соревнований. Для спортсменов циклических видов спорта доминирующими являются мотив достижения успеха и гражданско-патриотический мотив.Сравнивая иерархию мотивов занятий спортом девушек, имеющих различный уровень спортивной квалификации, мы не выявили достоверных отличий от показателей мотивов юношей. Разница лишь в том, что для девушек, имеющих разряд кандидата в мастера спорта и звание мастера спорта, мотив достижения успеха менее значим, чем для юношей, а вот мотив эмоционального удовольствия занимает более высокое место в иерархии мотивов на всех уровнях спортивной квалификации.Мы полагаем, данный факт отсутствия достоверных отличий в мотивах занятий спортом связан с маскулинизацией женского спорта высших достижений и тем, что перед женщинами ставятся спортивные задачи такого же уровня, как и перед мужчинами.Для решения третьей задачи нами был проведен корреляционный анализ взаимосвязи мотивов занятий спортом. Так как в иерархии мотивов занятий спортом юношей и девушек не выявлено достоверных отличий, с целью анализа взаимосвязи мотивов между собой мы объединили спортсменов по уровню спортивной квалификации в две группы – спортсмены массовых разрядов и спортсмены высокой спортивной квалификации (МС, МСМК, ЗМС).В мотивационной структуре личности спортсменов 1–2 разрядов и КМС выделяются три группы положительно взаимосвязанных между собой мотивов:1) физического самоутверждения и подготовки к профессиональной деятельности;2) эмоционального удовольствия, социального самоутверждения, социально-моральный и рационально-волевой мотивы;3) мотив достижения успеха и спортивно-познавательный мотив (табл. 1).Наряду с этим наблюдаются противоречия между мотивами подготовки к профессиональной деятельности и физического самоутверждения с мотивом эмоционального удовольствия, социально-моральным мотивом и мотивом достижения успеха.Результаты корреляционного анализа взаимосвязи мотивов занятий спортом спортсменов высокой спортивной квалификации (МС, МСМК и ЗМС) показали тесную положительную взаимосвязь показателей, непосредственно влияющих на эффективность спортивной деятельности: мотива достижения успеха и гражданско-патриотического мотива (табл. 2). С другой стороны, эти показатели отрицательно коррелируют с показателями мотива подготовки к профессиональной деятельности и рационально-волевого мотива, которые, в свою очередь, положительно связаны между собой. Спортивно-познавательный мотив отрицательно связан с мотивом эмоционального удовольствия.Сравнивая экспериментальные данные обеих групп испытуемых, можно заключить, что с ростом спортивной квалификации наблюдается повышение степени адекватности мотивационной структуры качественному своеобразию спортивной деятельности. Спортсмены высокой квалификации уже не склонны рассматривать занятия спортом как средство активного отдыха (рационально-волевой мотив) и как средство подготовки к предстоящей профессиональной деятельности.Таблица 1Взаимосвязь показателей мотивов занятий спортом спортсменов 1–2 спортивного разряда, n = 58 человекМотивы занятий спортомМотивы занятий спортомЭУССФССЭСМДУСПРВПДГПЭУХ–0,13–0,68**0,160,59*0,320,230,16–0,59*–0,35ССХ0,21–0,47–0,02–0,34–0,030,49*0,19–0,08ФСХ–0,10–0,38–0,09–0,18–0,060,49*0,39СЭХ–0,07–0,34–0,15–0,11–0,030,43СМХ0,360,260,49*–0,51*–0,02ДУХ0,56*–0,17–0,67**–0,35СПХ–0,06–0,38–0,29РВХ–0,140,45ПДХ0,33ГПХПримечания: Р ≤ 0,05 при r = 0,48; Р ≤ 0,01 при r = 0,60.Условные обозначения здесь, в других таблицах и на рис. 1–2: 1) * – Р < 0,05; ** – Р < 0,01; 2) ЭУ – мотив эмоционального удовольствия; СС – мотив социального самоутверждения; ФС – мотив физического самоутверждения; СЭ – социально-эмоциональный мотив; СМ – социально-моральный мотив; ДУ – мотив достижения успеха в спорте; СП – спортивно-познавательный мотив; РВ – рационально-волевой мотив; ПД – мотив подготовки к профессиональной деятельности; ГП – гражданско-патриотический мотив.Таблица 2Взаимосвязь показателей мотивов занятий спортом спортсменов высокой спортивной квалификации, n = 57 человекМотивы занятий спортомМотивы занятий спортомЭУССФССЭСМДУСПРВПДГПЭУХ–0,300,26–0,07–0,510,20–0,64*0,080,25–0,17ССХ0,370,130,35–0,16–0,16–0,25–0,540,08ФСХ–0,12–0,430,15–0,03–0,12–0,22–0,30СЭХ–0,25–0,28–0,010,03–0,370,23СМХ0,12–0,01–0,26–0,290,33ДУХ–0,11–0,79**–0,490,66*СПХ–0,02–0,04–0,15РВХ0,76**–0,81**ПДХ–0,65*ГПХНаряду с этим для спортсменов, ориентированных на получение эмоционального удовольствия (эмоциональное отношение), спортивно-познавательный мотив (рациональное отношение) остается незначимым: они в большинстве своем не стремятся к расширению и углублению знаний в области избранного вида спорта.Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования мотивов занятий спортом с учетом уровня спортивной квалификации и спортивной специализацией свидетельствуют, что:1. Спортсмены высокой квалификации отличаются от спортсменов массовых разрядов ярко выраженным стремлением достичь спортивного успеха; стремлением повысить личный престиж, стать более уважаемым и стремлением успешно выступить на соревнованиях, представляя спортивный коллектив, общество, Родину.2. Сравнивая мотивы занятий спортом в зависимости от спортивной специализации, мы выявили высокую значимость гражданско-патриотического мотива для спортсменов всех видов спорта, в сложно-координационных видах спорта наиболее значим социально-эмоциональный мотив.3. У спортсменов высокой квалификации наблюдается:1) тесная согласованность в уровне развития мотива достижения успеха и гражданско-патриотического мотива;2) взаимосвязь стремлений к эмоциональному удовольствию и к достижению успеха.Обобщая результаты экспериментального исследования мотивов занятий спортом, можно заключить, что: мотивы возникают, формируются, перестраиваются под влиянием физического, интеллектуального, нравственного развития личности спортсмена, а также в связи с накоплением опыта занятий спортом и ростом спортивного мастерства. Происходит изменение от первоначальных мотивов, приведших новичка в спортивную школу, до мотивов, которыми руководствуются мастера спорта международного класса.В развитии мотивов спортивной деятельности в связи с уровнем спортивной квалификации выделяются следующие тенденции:1) дифференциация содержания мотивационной структуры;2) стабилизация мотивационной структуры и уменьшение ее индивидуального своеобразия;3) усиление значимости результативных мотивов с последовательным переходом от потребности в социальном самоутверждении, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте и к потребности в спортивном совершенствовании для успешного выступления за спортивный коллектив и свою страну;4) переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием внешних импульсов, к побуждению занятиям спортом на основе активного положительного ценностного отношения к спорту и самооценки своих личностных качеств;5) усиление социальной направленности мотивов.Таким образом, применение полученных знаний о доминирующих мотивах занятий спортом в зависимости от уровня спортивной квалификации и специализации позволяет оперативно осуществлять психологическую диагностику направленности личности спортсмена и своевременно корректировать процесс психологической подготовки, тем самым обеспечивая формирование спортивной культуры личности с высоким уровнем мотивационной готовности спортсмена к многолетней спортивной подготовке и успешному выступлению на соревнованиях.Заключение На основании проведенного теоретического исследования проблемы мотивации деятельности в спорте можно сделать следующие выводы:Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.1. Мотивационный компонент деятельности выступает как совокупность определенных доминант деятельности. Данную совокупность образуют потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, направленность личности, идеалы, притязания.2. Мотивы, являясь причиной активности субъекта в деятельности, отражают осознание им потребностей в направлениях деятельности. Если потребность формирует вопрос «что я хочу сделать?», то мотив – «почему я хочу это сделать?». В этом смысле потребность начало пути, а мотив – конец его.3. Блок мотивации выполняет в структуре физкультурно-спортивной деятельности следующие функции:- является пусковым механизмом деятельности;- поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;- регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.4. Основными условиями формирования положительной мотивации к занятиям спортом являются организация учебно-воспитательного процесса с учетом педагогических требований (принципы, закономерности, возрастные особенности и т.д.).В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели – это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Академия, 2015.- 191 с.Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электроный научный журнал. — 2017. — № 6 (36).-255с.Отпущенникова, К. В., Фалалеева Г. А. «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом» // Научно-методический журнал «Педразвитие». – 2017. - № 3. – С. 39.Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 4.-с.158.Сизова Н. В., Популо Г. М., Чернова Е. Д. Формирование потребностно-мотивационного компонента к занятиям физического воспитания в ВУЗе // Электронный научный журнал «Apriori». – 2016. – № 5. – С. 1–13.Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390.Ханевская Г. В. Проблема низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. №56-3.- С.55.Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учебное пособие для вузов физической культуры.// Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин,- Омск: Изд-во СибГУФК, 2015.-151 с.Маслов Д.В., Тарасова Т.В., Щанкина Н.С., Черемушкина Д.С. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ НЕ ОЛИМПИЙСКИМИ ВИДАМИ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.-155с. Акимова Л.Н. Психология спорта. – Одесса: Студия «Негоциант», 2014. – 76 с. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. – 2016. – Т. 27. – № 2. – С. 113–122. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 279. Волков И.П. Задачи и формы психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. – 2014. – № 1. – С. 5–10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2017. – 512 с. Ронь И.Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных пар: автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2016. – 21 с. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. – М.: Советский спорт, 2017. – 116 с. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 6. – С. 40–43.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.