это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4131069
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеТрадиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных и убогих была, в основном, делом церкви. Однако и в те времена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела.В историографии российского меценатства, условно можно выделить три этапа: 1) дореволюционный вторая половина XIX века - начало XX века; 2) советский 1917 год - конец 1980-х годов; 3) современный с 1989 г. по настоящее время.Дореволюционная историография основное внимание уделяла вопросам зарождения и значения самого явления благотворительности, истории разных направлений и типов заведений, обсуждению приоритетов государственных, общественных и частных форм трудовой помощи нуждающимся. Вопросами трудовой помощи занимались: В.И. Герье, В.В. Гаген, К.К. Грот, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау. Они обосновывали необходимость государственной системы трудовой помощи, предлагали свои варианты решения вопроса.В советский период проблема российской благотворительности в сфере занятости, практически не изучалась отечественными авторами, так как оказалась на периферии исследовательского внимания. Рассмотрим более подробно историю меценатства в России в период его появления, и в разные периоды его развития Основная частьС конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство в России чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.Начало его относится к эпохе Екатерины II, когда в многочисленных усадьбах поместного дворянства собирались уникальные коллекции декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры – складывалась российская дворянская культура.Страсть к коллекционированию произведений живописцев, скульпторов, предметов декоративно-прикладного искусства, книг появилась в России уже после реформ Петра I Великого, когда русский царь «прорубил окно в Европу», что стало импульсом у русских дворян для «приобщения» к западноевропейской культуре.Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела". "Богатство обязывает", – говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших [2,с.165].Если благотворительность и меценатство были качественной особенностью развития российской дворянской культуры, то в конце XIX – начале XX века они предстают подлинно уникальным явлением содружества предпринимателей и мира искусства.Необходимо отметить, что феномен русского меценатства укоренен в специфических особенностях русской культуры, в глубинах русского духа. В XIX веке участниками и инициаторами меценатской деятельности были старообрядцы-промышленники, фабриканты, видевшие свою задачу в культурном оформлении независимых от власти институтов гражданского общества. Так, на фоне культурно-художественного официоза возникали Московский художественный театр, художественная галерея братьев Третьяковых, Бахрушинский музей. Вовсе недаром названные собрания культурных сокровищ находятся в Москве, где, по словам классика, «все русское становится понятнее и дороже».Перечисленные выше феномены формировались в условиях насыщенной культурными деяниями эпохи, когда разбуженный великими реформами 60-х гг. XIX века народ выдвигал из своей среды титанов науки, литературы, музыки и изобразительного искусства Возрождался подлинный национальный дух и противопоставлял себя европейскому полунемецкому Санкт-Петербургу.Практика меценатства как нельзя лучше вписывалась в этический идеал русского человека: на Руси «более всех предпочитался не жадный кулак, в стремлении к богатству не останавливающийся ни перед чем, ... а справный крестьянин, у которого были достаток и порядок в доме, но находилось время для мыслей о душе, о Боге и для дел милосердия»[3, с.43].Явление русского меценатства ложится в контекст расколов и культурных конфликтов, которые имели место в середине - второй половине XIX века. Прежде всего, имеется ввиду противостояние западников и славянофилов. Вместе с тем, именно реформы Александра II возвратили утраченную целостность народного мировосприятия. Особенность исторической ситуации в середине - конце XIX века состояла в том, что две веры – в «древлее» правоверие и благочестие и в положительное знание оказались объединены. Русское самосознание в его славянофильском или народническом вариантах становилось все более оппозиционным.В советский период практика меценатства оказалась невозможна в принципе: в стране, где была упразднена частная собственность у культурно-благотворительной деятельности попросту отсутствовала экономическая основа. Культура же полностью находилась на попечении государства, а последнее финансировало ее по остаточному принципу. Показательны в этом отношении судьбы в нашей стране уникальных собраний Бахрушина, Третьяковых, Румянцевский музей и др. В советский период они превратились в государственные учреждения, были подвергнуты реструктуризации и слиянию. Фонды некоторых из названных собраний пострадали в годы революционных лихолетий, разворовывались они и в постреволюционные 1920-е гг. Культурное наследие сохранялось стараниями горстки подвижников и бессребреников, лишенных, увы, ресурсов материального характера. Здесь можно назвать такие имена, как реставратор Барановский, писатель Распутин, директор пушкинского музея-заповедника Гейченко и др. Вышеперечисленные деятели культуры были прекрасными организаторами. Но они не обладали главным ресурсом меценатов –денежными средствами.В наше время меценатство вряд ли повторимо: настолько специфичны были условия, в которых оформлялась отечественная культурная жизнь XIX века. Ведь фоном меценатству служила особая духовная атмосфера, разделяемые большинством представления о долге, общественном служении, некоторая светлая, неказенная религиозность. Ничего этого нет сегодня: несмотря на возрожденное «обрядовое» православие, религиозная температура нынешнего общества низка для того, чтобы вера стала побудительным мотивом не показной, а истинной благотворительности. Да и сам культурный материал изменился настолько, что трудно артефакты современного искусства, литературы отнести к ценностям, подлежащим сохранению. ЗаключениеТаким образом, эпоха русского меценатства была необходимым продолжением культурного и политического поворота, произведенного великими реформами Александра II. Творческая народная мысль, отказавшись от поиска ушедшего града Китежа, обратилась к положительной работе по умножению культуры. Именно такой работой стала деятельность русских меценатов.Гуманитарная культура в целом явление внутренне противоречивое. С одной стороны она связана с творчеством и инновацией. Для нее важным качеством являются смелость вкуса, нетривиальность мышления, оригинальность. Творчество, другими словами, предполагает, в том числе, и борьбу с нормой. С другой стороны, можно говорить об усвоении культуры как об усвоении норм и правил, но они то и дело нарушаются в процессе производства нового культурного продукта. Иначе он не был бы нов. Нормальное состояние культуры предполагает некоторое равновесие между следованием традиции и инновационной деятельностью. В России отказ от традиции происходил очень быстро. Здесь вопреки утверждениям западников как раз не хватало консервативной устойчивости, столь характерной для Европы. В виду этого вдвойне важным становилась деятельность по сохранению культурного наследия, созданию музеев, собраний, коллекций и хранилищ. Только так можно было сохранить творения духа, которые соединяют в себе новаторский поиск и традицию.
Список литературы1
.Астафьева О.Н. Развитие отечественных традиций благотворительности и меценатства // Социокультурное пространство: структура и процессы. М.: РАГС, 1996. 2.Бастракова М.С., Павлова Г.Е. Наука: «ученые средства» и «ученые силы» // Очерки русской культуры XIX века. Т.3. Культурный потенциал общества. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 3. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь-справочник от А до Я / авт. сост. М.Л. Макальская, Н.Н. Бобровская. Изд - во "Дело и Сервис", 2003.4. Гавлин М.Л. Меценатство в России: научно-аналитический обзор. М.: Юнион, 1994.5.Егоров В.Ф. Очерки по истории русской культуры XIX века. Образование. Учебные заведения.// Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). – 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. 6. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социологические исследования. 1999. № 7.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!