это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4131598
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
1. Теоретические основы проблемы взаимодействия подростков со сверстниками 6
1.1 Понятие взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2 Личность подростка 10
1.3 Особенности общения подростков со сверстниками 17
1.4 Общение со сверстниками противоположного пола 21
1.5 Методики изучения особенностей взаимодействия подростков со сверстниками 24
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Актуальность исследования. Особый период развития каждого человека – это подростковый возраст, который также может являться кризисным периодом. В этот период на первый план выходит социальная жизнь и различные межличностные связи. В соответствии с мнением Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте ведущей деятельностью детей является общение и различные межличностные коммуникации. Однако успешные межличностные отношения между подростками зависят от их эффективного общения.Основу отношений между подростками составляют такие понятия как «общение», «взаимодействие», «межличностное общение». В словаре можно встретить определение понятия взаимодействия как некоторой взаимообратной связи между некоторыми субъектами (Д.Н. Ушаков). Понятие «общение» подробно рассматривалось в исследованиях М.И. Лисиной. Автор рассматривает под этим понятием некоторый вид коммуникативной деятельности, который направлен на развитие межличностных отношений. «Межличностное общение» В.В. Агеева рассматривает в качестве определенного взаимного общения на основе эмоциональных связей, которое опирается также на разные типы взаимодействия и общения людей (психологического, визуального и вербального).В свою очередь межличностные отношения между подростками также зависят от различных изменений, происходящих в социуме. Под влиянием общественного мнения у подростков формируются определенные ценности и нравственные идеалы. Устойчивость интересов и моральных принципов формируется именно у детей в подростковом возрасте. В этом возрасте также детям особенно интересны другие люди, их психологические переживания. При этом у подростков только формируется характер и основные его черты. Для психолога важно оказать необходимую помощь и поддержку тем подросткам, которые нуждаются в ней. Поэтому для правильной ориентации в жизни для детей подросткового возраста важно иметь правильные представления и моральные ценности.Актуальность изучения межличностных отношений между подростками также обусловлена тем, что дети этого возраста взрослеют и их основным кругом общения становятся их сверстники. Среди своих сверстников каждый подросток может проявить себя, показать свои умения и навыки, раскрыть свои желания. При этом такие желания и потребности у разных подростков могут не совпадать и отличаться, что в свою очередь может переходить в конфликтные ситуации. У подростков может наблюдаться зависимость от мнения сверстников.Вне зависимости от различных обстоятельств, межличностные отношения подростков им зачастую сложно поддерживать и сохранять искренними, однако в настоящее время это имеет особенную актуальность, так как сегодня межличностное общение между подростками чаще всего реализуется на основе компьютерных технологий. Исходя из этих причин взрослым так важно помогать подросткам формировать необходимые умения для построения здоровых и успешных межличностных отношений.Проблему взаимодействия подростков со сверстниками рассматривали в своих исследованиях не только психологи, но и педагоги, философы, а также социологи.Основополагающими работами в сфере анализ межличностных отношений между подростками и их сверстниками стали работы таких авторов как Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Обозов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.Ф.Обухова, Я.Л. Коломинский, A.B. Петровский, А. В. Мудрик, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, И.В. Дубровина, А.А. Реан, Л.Г. Агеева, М.С. Макаров и многих других.Межличностные отношения и само взаимодействие между подростками и их сверстниками может развиваться под влиянием различных факторов, однако у разных детей и в различных кругах общения будут свои отношения с определенными особенностями. Исходя из этого, становится актуальным рассмотреть проблему взаимодействия подростков со сверстниками в различных психолого-педагогических исследованиях и определить те методики, которые позволят определить характер такого взаимодействия подростков со сверстниками.Объект исследования: особенности развития детей подросткового возраста.Предмет исследования: особенности проблемы взаимодействия подростков со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях.Цель исследования: теоретически обосновать и изучить особенности проблемы взаимодействия подростков со сверстниками в психолого-педагогических исследованиях.Задачи исследования:Рассмотреть понятие взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях.Изучить личность подростка.Определить особенности общения подростков со сверстниками.Проанализировать общение со сверстниками противоположного пола.Определить методики изучения особенностей взаимодействия подростков со сверстниками.Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, интерпретация.Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.1. Теоретические основы проблемы взаимодействия подростков со сверстниками1.1 Понятие взаимодействия в психолого-педагогических исследованияхОснову взаимоотношений между людьми в обществе составляет взаимодействие, которое является определенным структурным компонентом современного социума. Благодаря взаимодействию между людьми формируется определенная взаимосвязь, которая оказывает влияние на различные стороны и объекты человеческой жизнедеятельности.Главные аспекты взаимодействия между людьми начинают формироваться еще в детском и подростковом возрасте. Исходя из высокой значимости взаимодействия, данное понятие рассматривалось многими педагогами и психологами.В психолого-педагогических исследованиях указывается на то, что взаимодействие не только определяет связи между людьми, но и определяет современное общество, так как общество состоит не только из самих людей, но и их отношений. В свою очередь межличностные отношения заключаются в конкретных действиях людей и в том, как люди за счет таких действий влияют друг на друга.В актуальных психологических исследованиях выделяется отдельная категория, определяющая понятие «взаимодействие». Данную категорию в качестве отдельного термина рассматривали многие психологи: И.Б. Котова, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.А. Брудный, Е.С. Кузьмина и многие другие.В других психологических исследованиях (по Г.М. Андреевой) рассматриваемое понятие характеризуется в качестве определенной интерактивной характеристики коммуникации между людьми. Также психологи рассматривают взаимодействие в качестве определенного типа человеческой деятельности или активности [1].Определение «взаимодействие» можно встретить в работе Д.А. Белухина. Автор указывает, что под этим понятием можно понимать некоторый процесс, который обусловлен определенными связями и заключается в обмене определенными действиями между людьми, участвующими в нем. В свою очередь данный процесс может привести к усилению познавательной активности и социализации людей [3].Изучением понятия «взаимодействие» также занимался В.А. Сластенин. В трудах данного автора по педагогике указывается на то, что такое понятие воспринимается в качестве взаимного тесного сотрудничества между учащимися и педагогами на основе коммуникационной связи в процессе обучения [38].В свою очередь психолог Н.А. Косолапов указывает на то, взаимодействие можно рассматривать как некоторые межличностные отношения между людьми, которые обусловлены психологически и связаны в определенном порядке [24].Некоторые исследователи указывают определение термина «взаимодействие» в сопоставлении с другими понятиями, к примеру, с понятием «общение». В работах А.А. Леонтьева указывается на то, что процесс общения между людьми может гарантировать наличие между ними определенного взаимодействия. При этом на основе такого взаимодействия между несколькими людьми образуется коллективный вид деятельности. Поэтому автор рассматривает коммуникацию между людьми в качестве определенного способа для создания и обеспечения коллективного вида деятельности. Схема создания такой деятельности заключается в следующем: возникновение деятельности, затем появление взаимодействия, налаживание общения между людьми и появление определенного контакта. Соответственно, перечисленные понятия автор выделял в отдельные категории, которые связаны между собой тесными связями [26].В качестве некоторой части процесса общения в своих исследованиях Г.М. Андреева рассматривает понятие взаимодействия. Автор указывает на то, что разделить данные понятия достаточно сложно и их связь очень тесная. Автор рассматривает понятие взаимодействия в качестве отдельной категории, которая является противоположной для коммуникации и которая обеспечивает не только контакт между людьми, но и реализацию определенной коллективной деятельности [1]. В других психолого-педагогических исследованиях авторов (А.А. Бодалев) встречаются различные соотношения между такими понятиями как «деятельность», «взаимодействие», а также «общение» [4]. При этом последнее понятие автор интерпретирует в качестве именно взаимодействия между индивидами. Также автор, рассматривая основы межличностного взаимодействия и общения, характеризует их в качестве конкретные разновидности человеческой деятельности. Автор указывает на то, что особенности эмоционально-волевой сферы каждого человека оказывают влияние на характер взаимодействия между людьми, что в свою очередь влияет также и на характер общения. При этом происходит не только действия между личностями, но и между их характерами.Особую категорию взаимодействия рассматривают педагоги в своих исследованиях и интерпретируют его как «социальное взаимодействие» (по Е.В. Харитоновой). Данный тип рассматривается как отношение между субъектами образовательного процесса, в ходе которого у таких субъектов формируются моральные ценности, принципы и нормы развиваются определённые умения и знания [44].В соответствии с мнением М.В. Старцева, понятие «взаимодействия» можно рассматривать в качестве определённого процесса. В ходе такого процесса люди строят конкретные отношения, занимаются разными видами деятельности и общаются [40].С точки зрения О.А. Шушериной и Н.В. Ковчиной понятие взаимодействия можно также интерпретировать в качестве некоторого процесса, который построен на определенных тесно связанных между собой действиях и цель которого заключается в информационном обмене и также обмене иными знаниями и опытом [45].В исследованиях И.Р. Гайнутдиновой указывается, что взаимодействие – это социальное понятие, характеризующее активность и инициативность определенных людей, а также их самостоятельность [11].Проанализировав психолого-педагогические исследования, были определены основные характеристики, которые свойственны человеческому взаимодействию:определенная цель для людей, участвующих во взаимодействии;внешние проявления, которые можно наблюдать и видеть другим людям;ситуативность;наличие определенной рефлексивной составляющей, в соответствии с которой разные люди могут по-разному рассматривать происходящее взаимодействие.В некоторых психологических исследованиях указывается на существование разных типов взаимодействия между людьми. По мнению В.И. Слободчикова. в настоящее время можно определить такие виды как:сотрудничество между людьми или кооперация;конфликт между людьми или конкуренция [39].При этом первый тип взаимодействия способствует достижению конкретных целей в ходе коллективной деятельности, а второй характеризует противопоставление различных интересов и намерений.На рисунке 1 представим модель, которая может наглядно дать представление о характере межличностного взаимодействия между людьми. Данная модель представляет цель такой деятельность – достижение определенной цели, средство – общение. Рисунок 1 – Модель характера взаимодействия между различными субъектамиТаким образом, рассмотрев понятие взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях можно отметить, что взаимодействие рассматривается большинство авторов в качестве определенного процесса и вида деятельности, который имеет влияние на взаимодействующих людей и который обеспечивает не только контакт между людьми, но и реализацию определенной коллективной деятельности. Рассматривая взаимодействие со стороны педагогики можно интерпретировать данное понятие как социальное явление межсубъектного взаимодействия. 1.2 Личность подросткаПодростковый возраст считается самым трудным и сложным периодом становления личности. И.С. Кон в своих трудах считает, что важными признаками, отличающих этот период, является «фундаментальные изменения, происходящие внутри самого подростка, имеющие радикальное значение для его развития и для взаимодействия с социумом» [23]. В периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий психологический возраст, «связан с появлением нового в развитии» [46]. Выделим характеристики, определяющие своеобразие поведения подростков в наибольшей мере, на рисунке 2.Рисунок 2 – Психолого-педагогические характеристики подростковПсихические функции (познавательные процессы) продолжают формироваться и видоизменяться в старшем подростковом возрасте в процессе обучения и воспитания в семье и обществе. Общение – постоянно расширяющийся процесс. Новые контакты старшего подростка порождают новые способы общения и нередко ведут к изменению иерархии личных ценностей подростка в процессе общения. Тенденции социального развития личности в подростковом возрасте характеризуются в большом уровне переносом центра социализации из семьи из группы сверстников.Психические функции на данном этапе взросления создают сложную систему, ведущей среди них, по словам Д.А Леонтьева, становится «мышление в понятиях», остальные же функции изменяются под ее влиянием [27]. Д.А. Леонтьев выделяет придерживающиеся фундаментальные изменения, которым подвергается мышление в подростковом старшем возрасте: подросток овладевает процессом образования понятий, что приводит к «высшей форме интеллектуальной деятельности», открывается мир общественного сознания, идеологии; в новых условиях подросток начинает лучше понимать самого себя и постигать свой внутренний мир – «формируется логическое мышление, которое характеризуется насколько «понятие в действии» [27]Данный период Д.Б. Эльконин называет «периодом философской интоксикации» [46]. Этой же позиции в своих исследованиях придерживается В.С. Мухина. По ее словам, «обретая легкость и удовольствие в использовании мыслительных операций, подросток становится чрезвычайно склонным к обобщениям и абстракциям и строит множество новых жизненных теорий» [29].Успешное завершение этого периода, как считает В.С. Мухина, превращает подростка «из абстрактного реформатора в активного прагматиста» [29]. Подросток подходит к 15-летию, главной особенностью которого является максимализм его самостоятельности. Интеллектуальное развитие в этом возрасте играет важную роль, оно определяет все изменения, происходящие в характере, поступках, психологии, в личности и мировоззрении подростка. «Ребенок, становясь подростком, – пишет Л.С. Выготский, – переходит к внутренней психотехнике, которую обычно называют логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания» [9].Переход на новый уровень развития интеллекта становится уже более явным. Другими словами, для детей интеллект рождается функцией памяти, у подростков, наоборот, память становится функцией интеллекта.Также происходят значительные изменения и в развитии воображения. Ю. И. Фролов считает, что «под влиянием «нового» абстрактного мышления воображение направлено в сферу фантазий» [43]. Другими словами, фантазия подростка через понятие проходит от наглядного образа к воображаемому».В своих исследованиях Ю.И. Фролов отмечает «раздвоение фантазии подростка на субъективное и объективное воображение [43]. Выделенное субъективное воображение затрагивает интимную область переживаний, новую для подростка. В подобных фантазиях подростком намечается определенный порядок действий, некий жизненный план, к осуществлению которого он постепенно начинает движение. Как одно из самых последних психических изменений в старшем подростком этапе воспитания М. С. Каган выделяет «формирование личности [21]. Это изменение многие авторы связывают с «развитием у ребенка рефлексии и самосознания». Развитие рефлексии, как отражения собственных процессов в сознании подростка, Н.А. Рождественская не ограничивает «внутри личностным преобразованием», с её появлением «подросту открывается более полное понимание других людей» [34]. Результатом развития самосознания А.А. Реан считает «переход к совершенно новому этапу развития – к самостоятельному внутреннему контролю психических процессов и поведения в целом» [33]. В 14 лет подросток меняет интровертность на экстравертность: центр его внимания переносится на внешний мир. Автор связывает это с «завершением процесса полового созревания», наделяя подростка экспансивностью, энергичностью, общительностью и уверенностью в себе [33]. Другими словами, у подростка возрастает интерес к другим людям и их внутреннему миру, он начинает активно сравнивать себя с другими. Н. А. Рождественская одним из психологических изменений подростков выделяет так называемые «акцентуации характера: заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющего поведения» [33]. К группе риска относятся подростки с повышенной возбудимостью, склонные к резким перепадам настроения, повышенной утомляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, истеричностью. Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, из которой подросток начинает осваивать нормы морали, принципы и правила социального поведения; начинают складываться отношения равенства и уважения. В обществе для ребенка создается новая социальная ситуация развития: подросток-ровесник. Уважение друг к другу и к личности, равенство в отношениях, взаимопомощь, верность в дружбе-все эти нормы характеризуют чувство взрослости, которое присуще подросткам. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как личности определенного пола, которое включает в себя специфические потребности юношей и девушек, мотивы, ценностные ориентации, отношение к представителям другого пола и соответствующие формы поведения. Склонность к взрослости проявляется в желании и потребности казаться взрослым, но она часто вызывает сопротивление у окружающих. Ребенок в новой системе отношений со взрослыми не может занять свое место, поэтому он пытается найти это место в обществе детей. Во всем этом главное для подростка – утвердиться в коллективе, группе сверстников, завоевать их авторитет, уважение и внимание, а не стоять в стороне в семье.В процессе социализации группа сверстников во многом заменяет родителей и становится референтной группой. М.И. Еникеев отмечал, что «перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их отношениями со многими людьми, в меньшей степени затрагивающими личность в целом, но формирующими определенные формы ее поведения» [14]. Развитие когнитивных и эмоциональных функций приводит к тому, что молодые люди используют новые способности в виде критики, сомнения и противостояния ценностям, установкам и поведению взрослых. Часто это приводит к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье доминирует авторитарный стиль воспитания. Вышеперечисленные тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте делают область взаимоотношений подростков с взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой. Е.И. Захарова в своем исследовании связывает проблемы этого возраста с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: «физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии своего Я» [17].Невзирая на снижение воздействия семьи в период взросления, она по-прежнему сохраняется важной для подростка социальной группой. Нужда в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как главнейшее новообразование данного переходного периода. Важность общения со взрослыми взаимосвязана в первую очередь с тем, что оно дает знания, требуемые подросткам в будущей самостоятельной жизни. Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, он далеко не самый простой как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Начинает разрушаться внутригрупповое общение со сверстниками, происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Самая общая социально-психологическая проблема старшего подросткового возраста состоит в том, что не все подростки могут (умеют) и имеют нормальные возможности для успешной адаптации в желаемой социальной группе, среде. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.Можно отметить, что как субъект воспитательной деятельности, подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъективной исключительности, «индивидуальности», стремлением выделиться. Это может усилить познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, методами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» также входит в мотивацию достижения, проявляющуюся в таких ее компонентах, как «вознаграждение», «успех». Учебная мотивация, как средство познавательной мотивации и мотивации достижения, преломляется у подростков через призму узконаправленных значимых и реально действующих мотивов групповой, социальной жизни. Социальная активность подростка направлена на усвоение норм, ценностей и способов поведения, которые, будучи представленными в содержании образовательной деятельности и условиях ее организации, удовлетворяют, удовлетворяя эти мотивы.Таким образом, изучив особенности личности детей подросткового возраста, было определено, что подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Он включает в себя некоторые значительные изменения в теле и в том, как молодые люди относятся к миру. Подростки испытывают быстрый физический, когнитивный и психосоциальный рост. Это влияет на то, как они чувствуют, думают, принимают решения и взаимодействуют с окружающим миром. Знание психолого-педагогических особенностей развития детей подросткового возраста позволяет смягчить возрастные кризисы в развитии подростка; оптимально использовать этот период его жизни для формирования определенных способностей, качеств, необходимых для формирования успешной учебной деятельности. 1.3 Особенности общения подростков со сверстниками Межличностные отношения – это система определённых установок, стереотипов ожиданий, ориентаций, стереотипов через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Всё это выступают основой формирования социально - психологического климата в отношениях и определяет цели, ценности и организации совместной деятельности. Что особенно важно для подростка [19]. Межличностные отношения, относятся к эмоциональной структуре группы, как и все субъективные связи. Главным образом эмоционального и атрибутивного характера. Хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент. Подчеркивая значение эмоций для начала в человеческих отношениях, нельзя не учитывать рациональный компонент, присутствующий в них, как и в любой человеческой эмоции. И вероятно, одно из оснований, по которому можно классифицировать межличностные отношения, будет степень выраженности в «направленных чувствах» этого рационального компонента: в деловых и оценочных отношениях его доля будет значительно выше чем в личностных по терминологии В.Н. Мясищева - наиболее эмоциональном виде отношений в реальной жизнедеятельности людей [30]. В социальной педагогике выделяют два вида межличностного взаимодействия подростков: функционально-ролевое и эмоционально – межличностное. Функционально-ролевое взаимодействие возникает в сферах познания, предметно-практической и духовно-практической деятельностей, организованной игры, спорта и имеет целью их обслуживание. Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте. Д.И. Фельдштейн выделяет три формы межличностного взаимодействия у подростков, представим их на рисунке 3.Рисунок 3 – Различные формы межличностного взаимодействия, которые характерны для детей подросткового возрастаНесмотря на то, что межличностные отношения «являются», актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. В межличностных отношениях можно выделить 2 составные части. Внешняя часть – выражается в поведенческих аспектах личности, а вторая внутренняя часть, больше чем внешняя, остается скрытой. Соотношение двух частей - видимой и глубинной - у конкретного человека зависит от степени его открытости и искренности. В некоторых случаях весь богатый арсенал коммуникативных средств личности, а также внешнего поведения может быть направлен не на реализацию, напротив, на маскировку истинного отношения к другому человеку. Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные параметры. В.Н. Мясищев определял эмоциональные личностные отношения (привязанность, враждебность, чувства симпатии, неприязнь, и наряду с этим любовь и ненависть) и отношения более высокого осознанного уровня - идейные и принципиальные. Было отмечено, что «последние тесно связаны с эмоциональными отношениями, и о необходимости формировать стойкие, соответствующие социальным требованиям отношения, считая, что только в этом случае они будут играть определяющую роль в системе многообразных воздействий при формировании мотивов личности» [30, 41]. Если компании формируются на базе совместных развлечений, личностные контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. При любой сложности поведения личности, на любом уровне существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношение; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой личности [31]. Представим основные аспекты общения подростков на рисунке 4.Рисунок 4 – Основные аспекты общения подростковЛюбой коллектив многогранен и в нем всегда образуются различные группировки подростков, связанные кругом общих интересов, симпатиями. Очень важно правильно построить межличностные отношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом. Если внутригрупповые отношения строятся на основе стремления к взаимопониманию, сотрудничеству. Это говорит о том, что внутри коллектива формируется правильные межличностные отношения, но если внутри группы враждуют, соперничают из-за раздела «зон влияния», отказываются найти общий язык, то тут есть над, чем поработать классному руководителю, психологу, социальному педагогу [32]. Потребность в общении со сверстниками, которых не заменят родители, возникает у детей очень рано и с возрастом только усиливается. Уже в дошкольном возрасте отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознании ребенка. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым, в котором и закладывается основа межличностных отношений [28]. Таким образом, проанализировав особенности общения подростков со сверстниками, было выявлено, что по мере того, как подростки взрослеют они, становятся более эмоциональными, их взаимоотношения со сверстниками изменяются, так как дети становятся наиболее уязвимыми и эмоционально сближенными со своими сверстниками. Между тем на развитие современных отношений между подростками сегодня также оказывают влияние современные технологии, благодаря которым такие связи расширяются. При этом повышенная сплоченность между подростками может также привести к некоторым сложностям и проблемам, особенно в раннем и среднем подростковом возрасте. 1.4 Общение со сверстниками противоположного полаСледует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек весьма не одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции [24]. Отношение подростков к противоположному полу относится к эмоциональным тенденциям. Эти тенденции формируют поведение полов по отношению друг к другу когнитивно, поведенчески и эмоционально. Формирование разнополой дружбы, которую можно определить, как желание двух разных полов сосуществовать друг с другом, цель этого сосуществования и способ его реализации варьируются в зависимости от процессов развития.На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры [25]. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению [22]. Напускное равнодушие, амбивалентность - начальный этап активного интереса к другому полу. Шестиклассников обычно начинают интересовать вопросы, кто кому нравится и почему. В 7-8-х классах возникает действенная направленность на другого - мальчики с девочками посещают кино, выставки, дискотеки, гуляют по парку. Подросток начинает замечать изменения, произошедшие в сверстниках противоположного пола, отмечает их и в себе [20]. Общение – это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Появляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, что бы, освоить новые для себя «взрослые» виды взаимоотношений. Этому естественно, способствуют телесное бурное развитие и, следовательно, идентификация подростка с взрослыми. Отмеченные факторы существенно влияют на изменения отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола [12].Возникающий интерес к другому полу у подростков проявляется в начале в неадекватных формах. Так для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия [10, 13]. Девочки обычно осознают причины, таких действий и серьёзно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола [8].Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола. В этом раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает ещё более глубокое чувство – любовь [5, 7]. Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы, друг от друга и существуют в межличностных отношениях. Таким образом, изучив особенности общения со сверстниками противоположного пола, было определено, что подростки в процессе своего становления и развития начинают испытывать особые чувства к людям противоположного пола. Для того, чтобы построить здоровые и гармоничные взаимоотношения между собой и противоположным полом, для подростков важно выработать правильное представление о людях противоположного пола, важно исследовать их особый характер и научиться ладить с ними.1.5 Методики изучения особенностей взаимодействия подростков со сверстникамиВ настоящее время с целью изучения особенностей взаимодействия подростков со сверстниками и выявления характера такого взаимодействия могут быть использованы различные психолого-педагогические диагностические методики.Рассмотрим особенности использования следующих диагностирующих методик:1. Методика «Социометрия» (Дж. Морено).2. Методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири».Представим описание данных методик.1. Методика «Социометрия» (Дж. Морено).Суть метода — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферамШкалы — критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности.Обработка:1) по критерию;2) составление социоматрицы;3) графическое отображение;4) подсчет дополнительных индексов [2].В ходе проведения исследования проводится подготовительная беседа. На втором этапе подготовленные бланки с анкетой раздаются подросткам. Далее следует сказать, что каждому необходимо ответить на вопрос анкеты и, отвечая на вопрос, есть возможность указать 3 выбора. За выбор, который сделан в первую очередь, необходимо приписать максимальный балл, равный числу ограничения – 3, за выборы, которые следуют далее, вычитается по одному баллу. Подсчитав все полученные ответы, можно узнать социометрический статус каждого учащегося, выделить «звёзд» и «изолированных» школьников. Социометрический статус поможет наглядно проследить, какое место в коллективе занимает каждый ребенок, насколько успешно он проявляет себя в межличностных отношениях класса, а также уровень предпочтения своими сверстниками. Результатом будет единая картина взаимоотношений в исследуемом классном коллективе.Каждого участника коллектива следует отнести к одной из статусных групп. Интерпретируя полученные результаты, выделяется 4 статусные группы: «Звезды»;«Предпочитаемые»; «Принятые»;«Изолированные».2. Методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири».Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются на основе 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа [6].Таким образом, изучив существующий сегодня диагностический инструментарий, можно отметить, что в настоящее время с целью изучения особенностей взаимодействия подростков со сверстниками и выявления характера такого взаимодействия могут быть использованы различные психолого-педагогические диагностические методики. В данной работе проанализировали содержание таких диагностирующих методик как: методика «Социометрия» (Дж. Морено); методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири». В зависимости от рассматриваемых качеств и характера взаимодействия между подростками данные методики могут применяться, как по отдельности, так и в общей совокупности при организации экспериментального исследования.ЗаключениеИтак, в ходе выполнения данной работы были получены следующие основные результаты и выводы:1. Рассмотрев понятие взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях можно отметить, что взаимодействие рассматривается большинство авторов в качестве определенного процесса и вида деятельности, который имеет влияние на взаимодействующих людей и который обеспечивает не только контакт между людьми, но и реализацию определенной коллективной деятельности. Рассматривая взаимодействие со стороны педагогики можно интерпретировать данное понятие как социальное явление межсубъектного взаимодействия.2. Изучив особенности личности детей подросткового возраста, было определено, что подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Он включает в себя некоторые значительные изменения в теле и в том, как молодые люди относятся к миру. Подростки испытывают быстрый физический, когнитивный и психосоциальный рост. Это влияет на то, как они чувствуют, думают, принимают решения и взаимодействуют с окружающим миром.3. Проанализировав особенности общения подростков со сверстниками, было выявлено, что по мере того, как подростки взрослеют они, становятся более эмоциональными, их взаимоотношения со сверстниками изменяются, так как дети становятся наиболее уязвимыми и эмоционально сближенными со своими сверстниками. Между тем на развитие современных отношений между подростками сегодня также оказывают влияние современные технологии, благодаря которым такие связи расширяются. При этом повышенная сплоченность между подростками может также привести к некоторым сложностям и проблемам, особенно в раннем и среднем подростковом возрасте.4. Изучив особенности общения со сверстниками противоположного пола, было определено, что подростки в процессе своего становления и развития начинают испытывать особые чувства к людям противоположного пола. Для того, чтобы построить здоровые и гармоничные взаимоотношения между собой и противоположным полом, для подростков важно выработать правильное представление о людях противоположного пола, важно исследовать их особый характер и научиться ладить с ними.5. Изучив существующий сегодня диагностический инструментарий, можно отметить, что в настоящее время с целью изучения особенностей взаимодействия подростков со сверстниками и выявления характера такого взаимодействия могут быть использованы различные психолого-педагогические диагностические методики. В данной работе проанализировали содержание таких диагностирующих методик как: методика «Социометрия» (Дж. Морено); методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири». В зависимости от рассматриваемых качеств и характера взаимодействия между подростками данные методики могут применяться, как по отдельности, так и в общей совокупности при организации экспериментального исследования.Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1980. – 216 с.Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 381 c.Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 2 / Д.А. Белухин. - М.: МОДЭК, 2013. - 304 c.Бодалев А.А. Психология о личности - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. — 188 с.Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. — СПб.: Питер, 2013. — 624 c.Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 c.Бочарникова Э.А., Жигулина О. В., Муравьёва С. П. Организация учебной деятельности учащихся на уроке [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 1-3.Бурцева Н.О. Психологические особенности взаимодействия подростков со сверстниками // В сборнике: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 185-189.Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.Габдрахманова Р.Г. Современные формы организации учебной деятельности студентов // КПЖ. 2015. №3. Гайнутдинова И.Р. Основы педагогики: учебно-методическое пособие / И.Р. Гайнутдинова, Г.В. Эйгелис. – Саратов: ООО «КУБиК», 2018. – 88 сГиблер А.А. Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 32-36.Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2013. — 479 c.Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях) Учебник. - М.: Юрид. Лит., 1999. - 560 с.Еремеева В.В. Особенности общения и отношений подростков с родителями и сверстниками // Студенческая наука и XXI век. 2019. Т. 16. № 1-2 (18). С. 269-271.Еремин В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. — М.: Владос, 2014. — 176 c.Захарова Е.И. Психологические условия включения нового действия в состав сформированной деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: изд-во МГУ, 1987. - 17 с.Зимняя И.А. Учебная деятельность специфический вид деятельности1 // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1. Зобков А.В. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения: монография / А. В. Зобков. – Владимир : Собор, 2010. – 168 с.Зобков А.В. Саморегуляция учебной деятельности: монография / А. В. Зобков, А. С. Турчин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых ; Иван. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. – 251 с.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков / С. Г. Касвинов. – Харьков: Райдер, 2013. – 460 с.Кон И. Многоликое одиночество// Популярная психология: Хрестоматия./Сост. В.В. Мироненко. -М.: Просвещение, 1990. - 399с.Косолапов Н.А. Социальная психология и международные отношения – М.:. Наука, 1985. – 271 с.Куликова Н.А. Организация учебной деятельности: современные тенденции и новые формы // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №5-3. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005 - 368 с.Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 2011. № 3. С.11–21.Лодыгина И.А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 507-509.Мухина Н.В., Белогай К.Н. Уровень психологической готовности к материнству в период ранней взрослости // Перинатальная психология и психология родительства. - 2007. - № 4. - С. 98–100.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960. - 428 с.Подвигина А.Ю. Идентичность подростков в связи с личностными характеристиками особенностями социальной среды развития / А.Ю. Подвигина, М.В. Данилова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2016. - Т.4. - С.162-169.Просвирова И.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста // Вестник ТГПУ. 2006. №10. Психология подростка / под ред. А. А. Реана . Прайм-Еврознак. 2008.- 512 с.Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3. - С.63-68.Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. СПб., 2004. 316 с.Сергеева М.М., Мишина С.В. Особенности психологической адаптации у старших подростков в условиях раздельного и совместного обучения // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2018. №4. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.Слободчиков И.М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста. // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. – C. 19-24.Старцев М.В. Категория «взаимодействие» в философской, социологической, психологической и педагогической литературе // Гаудеамус. - 2007. Т. 1. - № 11. - С. 49-61.Суслов В.Г. Организация учебной деятельности слабоуспевающих учащихся // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 103.Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. М: Институт практической психологии, 2010. 304 с.Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия / Ю.И. Фролов. - Изд-во: Российское педагогическое агентство, 1997. – 124 с.Харитонова Е.В. Социально-психологические детерминанты агрессивного поведения: психолого-историческая реконструкция: монография. — М.: Гуманитарный институт, 2007. — 122 с.Шушерина О.А. Математические методы в психологии: Сборник задач: Учебно-методическое пособие для студентов направления «Психология» / Шушерина О.А.; НОУ ВПО Университет Российской академии образования, красноярский филиал. Красноярск, 2011. – 60 с. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. М.: Издательский центр 71 «Академия», 2007. 194 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!