это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4147596
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 6
1.1 Сущность, цели и задачи изучения политических идеологий в школьном курсе обществознания 6
1.2 Новые задачи и принципы отбора содержания учебного материала о политической системе в современных условиях 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ 15
2.1 Методическая разработка урока по политологии в программе школьного курса обществознания 15
2.2 Анализ действующих учебников обществознания, в рамках изучения политических идеологий 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ВВЕДЕНИЕ
Коренные преобразования различных сфер общественной жизни в постсоветской России привели к деструктивным процессам, затронувшим сферу межличностных взаимодействий, значительному снижению общественно-политической активности граждан, утрате преемственности духовных ценностей и нравственных традиций, преобладание утилитарно-прагматических ориентаций и установление «западных моделей» поведения.Однако общественно-политические процессы, вытекающие из реалий современной эпохи, актуализируют необходимость мировоззренческого самоопределения личности, в частности в политической сфере, на основе становления общественно-политических взглядов, идеалов и убеждений личности в этнокультурной среде. Исходя из важности проблемы, государство традиционно ставит перед образовательными учреждениями задачу разработки принципов, направлений, форм и методов трансляции политических ценностей и норм политического действия для подрастающего поколения. Ведь именно образовательные учреждения способны внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, в том числе общественно-политической позиции личности.Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время все более актуальным становится вопрос формирования политической культуры у школьников, особенно у старшеклассников. Это можно объяснить тот факт, что политические убеждения, позиции, взгляды и т.п. как компоненты политической культуры являются основой формирования гражданской позиции, столь необходимой в условиях функционирования гражданского общества. Современная школьная система в настоящее время работает в соответствии с ФГОС. Одним из ее метапредметных результатов является «способность самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей», в которой говорится о формировании политической культуры учащегося. Формирование политической культуры учащегося, в том числе старшеклассника, возможно с помощью школьного предмета «Обществознание», который уникален по сравнению с другими школьными предметами. Эта тема охватывает несколько сфер жизни общества, в том числе политический.Современная реальность требует от человека к повышению его активности в плане собственного мировоззренческого самоопределения и формирования своей общественно-политической позиции для принятия взвешенные решения, определяющие как его собственную судьбу, так и судьбы человечества. Актуальным в этом отношении является подготовка молодежи к активной общественно-политической деятельности на благо общества, умение пользоваться правами и выполнять обязанности гражданина. Большое внимание политической социализации молодёжи уделяется в трудах Ю.Г. Волкова, А.А. Вартумяна, О.Н. Гундарь, Г.С. Денисовой, Г.И. Герасимова, С.Ю. Ивановой, И.А. Иванникова, В.Г. Игнатова, Н.П. Медведева, А.Н. Нифанова, В.И. Колесникова, А.В. Понеделкова, М.Р. Радовеля, А.М. Старостина, В.А. Шаповалова, Ю.А. Чеботарёва и других. Объектом исследования в курсовой работе – уроки обществознания в школьном курсе. Предметом - особенности изучения политических идеологий в школьном курсе обществознания.Целью в курсовой работе является теоретическое рассмотрение особенностей изучения политических идеологий в школьном курсе обществознания.На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть сущность, цели и задачи изучения политических идеологий в школьном курсе обществознания;2. Рассмотреть принципы построения комплекса знаний о политической системе в обществоведческом курсе;3. Изучить новые задачи и принципы отбора содержания учебного материала о политической системе в современных условиях;4. Провести анализ действующих учебников обществознания, в рамках изучения политических идеологий. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯСущность, цели и задачи изучения политических идеологий в школьном курсе обществознанияПолитика является неотъемлемым элементом жизни и культуры. На протяжении тысячелетий оно было и остается структурным элементом общества. Программа курса должна быть направлена на то, чтобы дать старшеклассникам знания, необходимые для формирования собственного мнения о событиях, происходящих в стране, о ее истории, которое не зависело бы ни от господствующих настроений, ни от политической конъюнктуры. Политология в современной, реформирующейся России имеет особое значение, так как от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретной целью, стоящей перед данным курсом, является формирование целостного понимания сущности политики, ее роли и значения в жизни общества, принципов и механизмов ее организации и осуществления. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, особенностям формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент следует сделать на раскрытие человеческого измерения российской политики, роль в ней политических лидеров и рядовых граждан, значение психологических и культурных элементов политической жизни (идеалы, идеи, стереотипы, убеждения, нормы, ценности и др.). Важное место в предлагаемом курсе должно быть отведено студенто-центрированному аспекту обучения и практической направленности конкретного ученика на конкретные цели. Курс политологии обществоведческого образования в общеобразовательной школе неразрывно связан с другими модульными курсами, изучаемыми по курсу «Обществознание» в 9-11 классах общеобразовательной школы, и является его составной частью. Изучение модульных курсов обществознания в школе предполагается в следующем порядке (рис. 1.1): Рис. 1.1 Школьная программа изучения политических идеологийТема «Политика», изучаемая в курсе обществознания, является одной из основных областей, проверка знаний по которой входит в ЕГЭ. Эта тема настолько же важна и проблематична, насколько сложна для усвоения материала и понимания, в том числе для старшеклассников, занимающихся углубленным изучением политической общественной жизни. Так, по мнению Н.Ш. Улубековой: «Особый статус политической науки заключается в том, что она раскрывает смысл и значение мира политики в жизни человека, а также формирует индивидуальную политическую позицию, которая способствует мировоззренческому самоопределению личности в обществе». Социально-научная дисциплина позволяет ученикам воспользоваться уникальной возможностью в рамках образовательного процесса - формировать политическую культуру на основе собственного социального опыта, расширяя ее границы и обогащая новыми знаниями, позволяющими личности адаптироваться к социальным нормам и требованиям, успешно социализируя его в зоне индивидуального и общественного благополучия. К числу воспитательных целей предмета, наряду с патриотическими, эстетическими и нравственными задачами, относится воспитание политической культуры, что является одним из приоритетных направлений, предполагающих формирование умений и навыков, ориентацию в политической жизни страны и политической жизни в целом. Таким образом, можно констатировать, что цель и содержание предмета обществознания имеют потенциал для формирования политической культуры школьников и их политического сознания. При выполнении своих прямых воспитательных функций дисциплина также направлена на формирование ценностных ориентаций личности, гражданственности, российской идентичности в поликультурном обществе, правосознания, способности к самосознанию, что является необходимым навыком для старшеклассников на пороге взрослой жизни. Кроме того, дисциплина позволяет решать задачи, важные для учащихся подросткового и юношеского возраста.К ним относятся проблемы политической безопасности и стабильности мира, толерантности, глобализации, сохранения «человеческих качеств» в условиях политизации общества, соотношения традиционных духовных ценностей с качественно новым политическим пространством для человека. Для осуществления полноценного процесса формирования политической культуры старшеклассников на уроках обществознания недостаточно иметь учебник с текстами о государстве и политике. Важно, чтобы преподаватель активизировал мыслительную деятельность учащихся с помощью вопросов для анализа, дополнительных документов и справок, заданий, выводов по главам, которые позволили бы учащимся работать углубленно и осознавать важность представленных в учебнике идей. Преподаватель также должен «учитывать специфические особенности социальных дисциплин в процессе формирования научной картины мира, в частности их постоянное обращение к ценностно-смысловым структурам всего сущего. Поэтому наиболее актуальным является создание благоприятных социально-педагогических условий для свободного мировоззренческого самоопределения обучающихся в оценке общественно-политических событий и явлений. Кроме того, особое значение имеет практическая деятельность, учитывающая личный опыт и знания школьников. К сожалению, «в основе логики преподавания социальных дисциплин в отечественной практике лежит модель, ориентированная, прежде всего на приобретение молодежи необходимые знания и умения, а не на развитие у них многоаспектного понимания взаимодействия человека и общества, самостоятельного критического восприятия содержания изучаемого материала». Обращение к практическому опыту молодежи в ходе формирования политических взглядов и убеждений необходимо не только для выработки активной мировоззренческой позиции, но и для создания положительной мотивации к обучению». В этом случае содержание курса «Обществознание» позволит эффективно формировать политическое сознание у старшеклассников, развивать общественно-политические взгляды, идеалы и убеждения.Получается, что школьный курс обществознания должен сформировать политическую культуру учеников посредством овладения политической компетенцией через следующие навыки (рис. 1.2): Рис. 1.2 Навыки, формируемые при изучении школьной программы изучения политических идеологийВ содержании школьной дисциплины «Обществознание» имеется несколько разделов, к ним относятся: ОбществоЧеловекПознаниеСоциальная психологияДуховная сфераСоциальная сфераПравовая сфераЭкономическая сфераПолитическая сфера, которая нас интересует.Таким образом, тема «Политика» содержит важнейшую задачу, которая заключается в сообщении школьникам тех сведений, которые могли бы заложить основу уважения к сложной, противоречивой, но очень важной и ответственной сфере общественной жизни – политике. 1.2 Новые задачи и принципы отбора содержания учебного материала о политической системе в современных условияхОбщественные преобразования в России, призванные обеспечить свободу и достоинство личности, создают предпосылки для ее самореализации во всех сферах жизнедеятельности, в том числе политической. Активная адаптация к усложняющейся политической жизни и политическая самореализация гражданина предполагает не только наличие благоприятных общественных условий, но и самосовершенствование человека.Развитие определенных свойств и способностей личности к самостоятельному анализу и оценке окружающей действительности, к осознанию своих интересов и политических предпочтений, к их творческой реализации позволяет человеку самоопределиться, стать самостоятельным и ответственным субъектом политики, будут способствовать демократизации общественных отношений. А для этого необходим гуманистический вектор ориентации.Задача данного этапа исследования - на основе анализа современных научных характеристик политической культуры, особенностей развития старших подростков и юношества определить цели, принципы и критерии отбора содержания политологического компонента обществоведческого образования, его структурные элементы.Проведенный нами анализ современной отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о разных подходах к исследованию сущности политической культуры. Одни ученые (Э.Я. Баталов, Ф.Н. Бурлацкий, А.И. Соловьев, В.В. Смирнов и др.) рассматривают ее в широком плане, как способ духовно-практической политической деятельности. Других (Г. Алмонд, С. Верба, С.К. Гаджиев, М.Х. Фарушкин, А.Н. Юртаев и др.) в большей степени интересуют индивидуальные позиции и ориентации людей или групп по отношению к политическим явлениям: круг их исследований ограничивается сферой политического сознания и политической психологией и не охватывает политическую деятельность. Третьи (М.Г. Иовчук, Н.М. Кейзеров, Л.Н. Коган, М.М. Лисенков, В.Ф. Сбытов и др.) изучают политическую культуру как способ формирования и реализации сущностных сил человека в общественно-политической деятельности. Представители четвертой группы (Н.М. Блинов, В.А. Житенев, Е.Г. Комаров, А.В. Клюев) исследуют политическую культуру как гипотетическую нормативную модель желаемого поведения и мышления (качественную характеристику субъекта политических отношений). Политическая культура рассматривается учеными не только разносторонне, но и на разных уровнях: общества, социальной группы, личности. В своем исследовании. мы опирались на научные положения всех названных подходов и уровней изучения политической культуры, ибо различия между ними не являются абсолютными и всякое общее выступает стороной (гранью) отдельного.Из многочисленных определений политической культуры нам представляется наиболее философски обобщенным и полным следующее: «Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношений к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе, к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс, и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Данное определение важно методологически ибо в нем выявляется существенная связь политической культуры с общей культурой, выступающей не только как совокупность созданных материальных и духовных ценностей, но и как мера освоения и использования этих достижений (наиболее стабильных общезначимых сторон социального опыта). Следовательно, политическая культура, как отмечает другой автор -А.И. Соловьев, демонстрирует, прежде всего, насколько человеком освоены общезначимые, признанные культурными модели как мыслительной, так и практической деятельности. Из сказанного выше вытекает связь между политической культурой и политической системой. Первая выступает в качестве субъективной стороны деятельности политической системы и обеспечивает ее воспроизводство и модернизацию на протяжении определенного, часто длительного исторического периода. Именно поэтому, в обществе, как отмечают исследователи, чаще всего господствует тот или иной тип политической культуры. Вместе с тем, по мнению ученых, в политической жизни продолжают существовать и проявляться с той или иной степенью открытости другие типы политических культур и субкультур, ибо образцы политических позиций и поведения формируются не только под влиянием политической системы, но и других явлений (например, историко-культурной традиции, индивидуального образа мышления, международной общественно-политической практики и пр.).Проблема типов политической культуры политологами решается неоднозначно. Они классифицируют ее по разным основаниям. Так, американские ученые Г. Алмонд и С. Верба на основе различий в политических ориентациях людей по отношению к политической системе выделяют четыре типа политических культур: провинциалисткий или патриархальный (политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных, отсутствуют интерес к политической системе);подданический (пассивный по содержанию); партиципаторный или активистский; выделяется также смешанный тип, который ученые характеризуют как культуру гражданина. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ2.1 Методическая разработка урока по политологии в программе школьного курса обществознанияВ соответствии с ФГОС существует множество методов и приемов, помогающих учителю преподавать модуль политологии в курсе обществознания. Одними из самых старых и известных методов являются беседа, обсуждение и работа с текстом. Рассмотрим их применение в процессе изучения темы «Государство», задачами которой является раскрытие понятий «государство» и «гражданство» и теоретическое осмысление взаимоотношений гражданина и государства. Изучение данной темы можно начать с самостоятельной работы с текстом учебника, в ходе которой учащиеся должны будут составить схему «Теории возникновения государства». Основными теориями будут: божественная - государственная власть от Бога, а справедливость есть проявление Божьего суда; договорная - добровольное соглашение людей как соглашение интересов членов общества; теория завоевания - первые государства - результат завоевания землевладельческих общин воинственными племенами кочевников;классовая - при расколе общества на классы, противоречащие их интересам, у экономически господствующего, но немногочисленного класса появилась потребность укрепить свои позиции с помощью политической власти. Учитель может дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение государственных начал как «рост» семьи). Учащиеся 9 класса неоднократно обращались к вопросу о признаках государства при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому основной задачей учителя будет объяснение наиболее сложных понятий. Учитель предлагает учащимся найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика показывает, что студенты обращают внимание на понятия «государственная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Вопрос о формах правления и территориально-государственном устройстве также не нов для учащихся, поэтому его целесообразно изучать в форме беседы. При переходе к изучению вопроса преподаватель предлагает учащимся определить монархическую и республиканскую формы правления. Здесь учащиеся должны выделить следующие признаки:Единственная власть. Власть главы государства (монарха) бессрочная, пожизненная и передается по наследству. Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета. Монарх не несет юридической ответственности за свои действия и результаты своего правления. Монархия, обладающая всеми перечисленными признаками, является неограниченной (абсолютной). В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией или представительным органом (парламентом). Основываясь на тексте учебника и своих знаниях из курса истории и географии, учащиеся приводят примеры государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал рубрики «Факты», представленный в учебнике. Далее, говоря о республике, учащиеся должны также назвать ее особенности: Высшие органы власти являются выборными учреждениями. Состав высших органов власти регулярно обновляется. Существует принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои действия и результаты правления. Учащиеся устанавливают различия между парламентской и президентской республиками на основе текста раздела «Формы государства». Аналогичным образом строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства. Далее преподаватель акцентирует внимание учащихся на вопросе гражданства в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции Российской Федерации, текст которой приведен в разделе «Документ», и выполняют задание 4 раздела «В лесу и дома». Также учитель может организовать обсуждение высказываний Д. И. Фонвизина, приведенных в рубрике «Мудрые говорят». Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, используя текст раздела «Гражданственность» учебника: «Осознанно и добросовестно выполнять свои обязанности, исходя из понимания их необходимости и постепенно переходя в привычку; готовность и способность осуществлять свои права без ущерба для других; активное и конструктивное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в их последовательной реализации на протяжении всей жизни; уважение к историческому прошлому своего народа - это гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, столь необходимые сегодня каждому члену нашего общества.Давайте рассмотрим пример того, как можно применять интерактивные методы обучения. К таким методам относится кейс-метод. Этот метод целесообразно применять при изучении темы «Человек и политика», направленной на создание целостного представления о том, что политика играет очень важную роль в жизни каждого человека. Определим кейс «Роль – избиратель: проблемы и возможности…». Реализация данного метода на уроке происходит по следующему плану: 1. Учитель выявляет проблему. 2. Ставится цель. 3. Воспитатель вместе с детьми выдвигает гипотезы с последующим доказательством. 4. Есть выделение основной и второстепенной информации. 5. Должны быть сформированы компетенции по использованию информационно-коммуникационных технологий. Учитель дает ученикам следующую задачу: они должны «стать» избирателями. Последовательность действий: 1. Выберите две-три основные проблемы, аргументируйте этот выбор.2. Обозначить точку зрения. Критически проанализировать предложенные материалы, чтобы указать пути решения выявленных проблем. 3. Выберите форму представления результатов. 4. Представить проект для обсуждения (5 минут) и ответить на вопросы (5 минут). Работа внутри группы должна быть организована по принципу распределения ролей в эффективной команде. Обязательно наличие должности регистратора, переводчика, критика, «творца» - возможны и другие должности. Следующий метод обучения – тренинг можно применить при изучении темы «Манипулирование сознанием». Участники делятся на несколько групп. Каждой группе даются тексты из разных СМИ об одном и том же событии. Задача состоит в том, чтобы найти в них противоречия, объяснить возможное происхождение этих противоречий, выявить все средства манипулирования сознанием. Тексты должны быть подобраны так, чтобы в них были как те способы манипулирования сознанием, которые были изучены на уроке, так и другие, которые участники тренинга должны открыть для себя самостоятельно. В конце проводится дискуссия-конкурс, какая группа лучше справилась с заданием. Разрабатываются правила работы с информацией из СМИ. Таким же образом можно работать с выступлениями политиков, предвыборными программами политических партий и т. д. Применение метода обучения при изучении раздела «Политология» ролевой игры может быть реализовано при изучении тема «Политическая и правовая жизнь общества». Работа на уроке осуществляется следующим образом: сначала класс делится на группы; очень важно, чтобы в каждой группе были студенты примерно с одинаковым уровнем подготовки. Группы: политические партии (по 3-4 представителя) избирательная комиссия (3-4 человека) электорат. Каждая группа получает задания: политические партии: составить предвыборную программу, провести предвыборную агитацию, подготовиться к дебатам. избирательная комиссия: подготовить деловую документацию, которая потребуется во время выборов. Основным документом группы является протокол голосования. электорат: определите критерии, по которым вы будете делать свой выбор в ходе избирательной кампании; определить вопросы для обсуждения в ходе дебатов. Педагог руководит деятельностью групп, проводит групповые и индивидуальные консультации, беседы.Затем на уроке проходит ролевая игра «Выборы», где раскрываются все аспекты поставленной проблемы «Сложна ли роль избирателя», находятся пути решения проблемы путем объединения творческих мыслей учащихся, создания «коллективный мозг». Необычная форма урока, актуальность темы способствуют высокой успеваемости учащихся. Проведение урока по данной теме в форме ролевой игры помогает настроить детей на активное и осмысленное восприятие материала о политической и правовой жизни общества, дает хороший импульс для заинтересованного его изучения. После прохождения нескольких тем политологии, таких как «Политическая жизнь современной России», «Политическая система общества», «Субъекты политики», можно провести деловую игру «Политические дебаты». Деловая игра развивается по определенным законам, одним из которых является сиюминутное, не запланированное заранее развитие урока, так как ни учитель, ни учащиеся не знают конкретных вопросов, которые будут заданы, аргументов, которые будут приведены. За месяц до игры группа делится на представителей Администрации Президента (2 человека), Правительства (2 человека), «активистов партий» «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ. Федерации, ЛДПР (5-6 чел.). В течение месяца по материалам СМИ изучают позиции политических субъектов по теме дебатов, анализируя сильные и слабые стороны программ, готовят актуальные вопросы внутренней политики, аргументы для выступления по обсуждаемым вопросам. Преподаватель консультирует представителей «партий», «ветвей власти», но все выступления готовятся самостоятельно. Условием игры является высокая активность, но для получения большей объективности уровня знаний учащихся проводится тестирование участников игры по данной теме. Готовятся 3 варианта тестов для выбора правильного ответа. Каждый тест содержит 10 вопросов, они должны быть одинаковыми по сложности. Темы проверяют 3 школьника, пока в группе выступают представители «партий» в защиту демократии. Преподаватель ведет дебаты, и из двух оценок (за участие в дебатах и за зачет) выставляет в журнале общую оценку. Одной из современных педагогических технологий является метод проектов.Реальность такова, что во все времена женщин в политике было немного. Этот вопрос можно исследовать с помощью метода проектов. В процессе изучения тем «Политическая жизнь современного общества» и «Политический статус личности» предлагаем реализовать проект «Женщина у власти». В процессе реализации данного проекта были достигнуты поставленные цели: разрушить стереотипы в отношении роли, личности и значения женщины в семье, обществе и политике, способствовать развитию критического мышления, помочь выявить и осмыслить свою собственную позицию. На уроке учитель ставит принципиальные и проблемные вопросы.Принципиальный вопрос: Нужны ли женщины во власти? Проблемные вопросы: может ли женщина быть успешной в политике, бизнесе? Может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной-лидером? Мы продемонстрируем такие методы обучения, как работа с текстом, беседа и дискуссия на тему «Государство», основными задачами которых являются понятия «государство» и «гражданство». Эти методы будут способствовать теоретическому осмыслению взаимоотношений гражданина и государства. Изучение данной темы можно начать с самостоятельной работы с текстом учебника, в ходе которой учащиеся должны будут составить схему «Теории возникновения государства». Интересно провести обобщение по теме «Политическая сфера общества» в форме урока-диспута, цель которого – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера». На этом уроке мы продемонстрируем использование таких методов и приемов обучения, как мозговой штурм, работа с документом, работа в группах и обсуждение. План занятия: 1. Актуализация знаний учащихся. 2. Разные точки зрения на власть в обществе («мозговой штурм»). 3. Работа с текстом Конституции РФ. 4. Работа в группах, обсуждение заданий. 5. Спор о связи политики и морали. 6. Выступление экспертов с результатами социологического опроса на тему: «Политический лидер». В ходе занятия проводится такой метод обучения, как «мозговой штурм»: Учитель: Существуют две противоположные точки зрения на власть в обществе. Используя метод мозгового штурма, запомните и сформулируйте их. Работа с документом: Учитель: Давайте, работая с юридическими документами, обобщим и систематизируем наши знания о политическом режиме. У вас на столах тесты Конституции РФ, прочитайте задание и найдите ответ, подтвердив свой ответ текстом Конституции РФ. Работа в группах: Учитель: Разделитесь на творческие группы. У каждой группы своя задача. Обсудите задания в группах и выскажите свое мнение. Задание для группы №1: Известно мнение Черчилля: «Политика так же увлекательна, как война, но более опасна. На войне можно убить один раз, в политике — много раз». Как вы понимаете это утверждение? Задание для группы №2: политики, избранные в органы власти, не всегда принимают правильные решения, справедливые законы. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Обсудите и предложите пути решения проблемы. Выполнение и обсуждение задач. Далее педагог предлагает дискуссию: «Политика и мораль находятся в сложных и запутанных отношениях. Существует распространенное мнение, что политика — это грязное дело. Как вы думаете, возможно, ли находиться у власти и сохранять высокую нравственность? Должен ли политик быть высоконравственным человеком?В конце урока учитель поводит итог и получает обратную связь от учащихся на предмет удовлетворенности проведенным уроком.2.2 Анализ действующих учебников обществознания, в рамках изучения политических идеологийОбществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных общественных наук и проведения межпредметных связей (прежде всего, со школьными предметами социально-гуманитарного цикла). Данное содержательное объединение наук обеспечивает формирование у учащихся представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, векторов направленности изменений, а также собственного места и места своей страны в окружающем мире и др. Школьный учебник как дидактическое средство обучения может и должен иметь разноаспектные функции в учебном процессе. В современной школе за отсутствием принципиально новых учебников, соответствующих новым федеральным государственным образовательным стандартам, используется некоторый перечень учебников, большинство из которых «выпускались» под прежние базовые учебные планы и «старые» стандарты. Учебно-методический комплекс по обществознанию представлен учебными программами; учебниками; пособиями для учителя; учебными пособиями для учащихся с фрагментами разнообразных документов, отобранными на основе научно - педагогических принципов; сборниками заданий для учащихся.Данные дидактические материалы создают реальные возможности для организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения. Издательства, выпускающие УМК по обществознанию («Просвещение», «Русское слово»), обычно готовят подробные рекомендации о порядке их самостоятельного использования, либо о возможностях соотнесения (сочетания) их с другими учебными изданиями. Поэтому для расширения информационного или деятельностного пространства урока большинство учителей привлекают учебные пособия для поступающих в вуз (тех же издательств), книги для учителя, интернет-ресурсы и т.д. Подобное сочетание учебника и дополнительных печатных или цифровых образовательных источников позволяет учителям реализовать то содержание, которое не только воплощается в учебной литературе, определяет замысел организации деятельности на уроке, востребовано на ЕГЭ, но и отвечает личностным и познавательным запросам подростков. В познавательной деятельности на уроках обществознания важно использовать личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические и лабораторные занятия по решению проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, в разработку мини исследований и практических проектов. Чтобы оценить, насколько пригодно для планируемых целей УМК того или иного авторского коллектива, важно сопоставить его прежде всего с содержанием базового или профильного обществоведческого образования (т.е. с содержанием ФГОС). Известно право учителя выбирать ту «линию» УМК, и в первую очередь учебники, которые в наибольшей степени соответствуют познавательным запросам и возможностям учеников, направленности работы школы и его собственным профессиональным целям. Серии учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова стали самыми массовыми в школе, хорошо известными и учителям и старшеклассникам, последние их также активно используют и в процессе подготовки к ЕГЭ, и к семинарским занятиям в вузах не социально - гуманитарной направленности. Учебники под редакцией А.И. Кравченко привлекают лаконичностью и содержательностью информации, освещая основы конкретных наук – социологии, психологии (10 класс), экономики, политологии и права (11 класс).Авторы А.И. Кравченко, Л.Н. Боголюбова реализуют компетентностный подход в освоении учащимися учебного материала; УМК формирует компетентности в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины, знать базовые понятия политологических наук, самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов). Учебники отличаются доступным изложением учебного материала, широким использованием конкретных жизненных ситуаций. Но, несмотря на то, что учебники прошли экспертизу РАН и РАО в 2010 г., большинство ссылок на политические и социально - экономические изменения в России датируются 2006, в лучшем случае - 2009 годами. Последнее обстоятельство способствует быстрому «устареванию» учебного материала. Так не выдерживает критики попытка авторов учебника делать выводы об отношении россиян к политическому процессу в современной России на основании анализа социологического опроса 2005 года. О ведущей роли СМИ в жизни общества авторы рассказывают на основе Уотергейтского дела 70-х годов, фактически забывая о глобальной информатизации современного общества. В разработке содержания авторский коллектив использовал курсовые и межпредметные связи: в учебниках присутствует значительное количество ссылок на событийный ряд из истории России, но в данном ракурсе можно выделить и фактические ошибки, например, не совсем ясна ссылка на «процесс распада государства (о каком распаде речь?) в период Великой (почему Великой?) Смуты XVII века». Наблюдается некое однообразие точек зрения и идеологическая «засорённость» в оценке социально-экономической и политической ситуации: в отрыве от теории глобализации авторы учебника оперируют примерами из российской ситуации. Процессы формирования рыночных отношений, складывания политических режимов, молодежных культур и т.п. даются без обращения к западной истории, к сути западноевропейского и американского глобализма. Фактически устройство современного общества, его отличие от предыдущего, традиционного общества и проблемы становления постиндустриального общества представляются на фактическом материале российской ситуации, что способствует, скорее всего, только формированию нового комплекса вопросов и затруднений у старшеклассников.Эффективность наглядности, как известно, должна соответствовать следующим требованиям: краткость, блоковое построение, визуальность восприятия, оригинальность оформления, доступность прочтения. Учебники «Обществознание» А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова выгодно отличаются системой зрительных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих наглядную конструкцию, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Обществоведческие понятия, суждения и теории раскрываются на основе структурно-логических и сравнительно-обобщающих таблиц и другой условно графической наглядности.Но таблицы и схемы носят однообразный характер, зачастую дублируя, а не дополняя содержание параграфа. Учебники для старшей школы данного авторского коллектива потеряли то, что выгодно в наглядно-дидактическом плане отличало их раньше. В учебниках 10 - 11 классов в качестве иллюстраций использовались карикатуры, которые при хорошо организованной урочной деятельности могли стать одним из способов познавательной активизации старшеклассников (выявление поверхностного и скрытого смысла в обсуждаемых проблемах). Вместо содержательных карикатур в новых изданиях использованы безликие «картинки», которые не в полной мере работают на дополнение учебного содержания. В данных учебниках глубоко и всесторонне изложены основы политической системы общества права и обязанности граждан. Авторы раскрывают острые проблемы и противоречия политической жизни, авторы дают возможность учащимся почувствовать себя участником происходящих в обществе событий, понять, как можно влиять на ход общественной жизни. Авторы и издательство разработали рекомендации, позволяющие использовать названные учебники, учебные пособия модульных курсов обществознания, дополнительную методическую и дидактическую литературу для профильного обучения в старшей школе, выпущенные названным издательством: Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 классы. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 классы. Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание. Справочное пособие для абитуриентов. Учебное пособие разработано в соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и предназначено учащимся 10-11 классов, избравшим негуманитарные профили своей подготовки. Главная цель учебной книги – дать учащимся целостное представление о современном политическом обществе в его многообразных проявлениях и внутренней противоречивости. Авторы А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова помимо разноплановых вопросов, которые можно использовать для индивидуальных устных и письменных опросов и дискуссий, внесли практикумы, содержание которых напоминает задания из части «В» ЕГЭ. Последнее обстоятельство можно рассматривать в двух ракурсах: положительно, поскольку учащиеся, изучающие обществознание на базовом уровне, могут в данном смысле познакомится с концепцией заданий части «В» в ЕГЭ; отрицательно - вопросы не отличаются проблемным характером, как это было в прежних изданиях учебников. Так часть вопросов носит явно наводящий характер, не давая возможности ученику сформировать собственную позицию, например: «В чем задача журналистских расследований - только ли скандал или разоблачение?». Учителя сами дополняют содержание учебника проблемными вопросами, обсуждение которых может пройти в форме дебатов, тем более что данная форма деятельности на уроке интересна старшеклассникам и дает возможность высказаться, аргументировано защищая личную точку зрения.Учебник заканчивается значительным глоссарием, вполне достаточным для самостоятельного изучения учащимся курса обществознания. Хотелось бы также для расширения знаний учащихся видеть перечень интернет-ресурсов (на сегодняшний день можно вычленить ряд сайтов, содержание которых напрямую «работает» на углубление школьного курса обществознания) и дополнительной литературы (публицистические работы и произведения «классиков» социологии, экономики и т.д.). В классах естественнонаучного, филологического, математического, технологического и иных профилей нет необходимости выходить на сложные вопросы социальной теории, которые рассматриваются в программах дисциплин социально - гуманитарного цикла в высшей школе.С другой стороны, необходимо готовить выпускников общеобразовательной школы к адекватному, сознательному восприятию содержания названных дисциплин, преподаваемых на более высоком уровне в учреждениях ВПО (дисциплины «Социология», «Политология» и т.д. по-прежнему находятся в учебных планах ВПО). Каждая общественная наука имеет собственный понятийный аппарат и, соответственно, собственный научный язык. Следовательно, преемственность общеобразовательной школы и профессиональной школы может быть обеспечена путем усвоения учащимися базовых понятий обществоведения и выработки у них навыков работы с первоисточниками. Таким образом, потенциальные возможности УМК «Обществознание» авторов А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова (исходя из содержания и его логической компоновки) предоставить базу понятий для адекватного восприятия дисциплин социально-гуманитарного цикла в школах можно оценить как достаточные, но, что касается возможностей данного УМК стать одним из элементов процесса формирования гражданской идентичности учащегося, то они явно недостаточны для современной старшей школы.На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, УМК должен давать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах по специальности социально-гуманитарной направленности. Содержательная сторона учебника по обществознанию авторского коллектива под редакцией А.Ф Никитина основана на различных сторонах взаимодействия человека с человеком, человека-гражданина с обществом и государством. Изучение уровней этого взаимодействия предполагает использование учащимся личного социального опыта, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений, и также подчеркивает гуманистическую направленность процесса обучения. Учебник А.Ф Никитина направлен не только на углубление знаний и умений учащихся с социально-гуманитарным или правовым индивидуальным учебным планом, но и на формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, на приобщение их к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества. Достижение поставленной цели реализуется через деятельностный подход, т.е. через активное включение школьников в осознание сущности и проблем общественной жизни. Риск «устаревания» содержания учебного комплекса авторы преодолевают путем заданий для учащегося, основанных на поиске информации из разных источников, на умении проверять объективность полученной информации методом анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений.Авторы предлагают ученикам не только информацию об имеющихся формах взаимодействия институтов управления с гражданами, но и представляют возможные перспективы их развития. Процесс формирования в современной России демократии, правового государства, гражданского общества, реального разделения властей и парламентаризма представлен без принижения их важности для политической и социально-экономической стабильности. Учебник под редакцией А.Ф Никитина соответствует интегративному характеру учебного предмета «Обществознание», поскольку здесь не только рассматриваются отдельные содержательные области, но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт учащихся. Авторы преодолели предмето-центрический подход, используя принцип фундаментализации (ориентация содержания на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами в обществе). Учебный материал об отдельных сторонах (явлениях, объектах) общественного развития позволяет воспринимать его в единстве с целостным пониманием общества, с присущим ему многообразием связей и зависимостей. Курс дает не разорванное, а целостное представление о современном обществе и формирует у учащихся научное мировоззрение. Учебник под редакцией А.Ф Никитина позволяет учащимся: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; также различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни (личности, группы, организации) с позиции социальных норм, политической и социально-экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; Из проведенного анализа и составленной сравнительной характеристики в виде таблицы, несложно заметить, что именно в учебнике под редакцией Боголюбова Леонида Наумовича, используется наиболее разнообразная условно – графическая наглядность с высоким уровнем полиграфического качества. Так, отметим, что использовано цветное оформление (синий и зеленый цвета) используемых видов условно-графической наглядности, обрамление схем и таблиц, рисунок, разнообразный набор шрифтов, ключевые слова выделены жирным шрифтом или курсивом. Схемы и таблицы, диаграммы не перегружены объектами для запоминания. Не используются сокращения и условные обозначения. Особенно стоит отметить, что возможно проведение дискуссии на уроке, либо создание проблемной ситуации по приводимым видам условно – графической наглядности. Также, на электронном приложении на CD (отметим, что у других учебников обществознания нет электронного приложения на CD) приведены разнообразные таблицы и схемы. Что также является преимуществом перед другими учебниками обществознания.Сам учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., практичен (твердый переплет), обложка эстетична (нейтральная цветовая гамма) и информативна (указан класс, учебный предмет). Доступно изложен основной и дополнительный (пояснительный) текст. Приведены разнообразные задания, практические работы и вопросы после параграфов, которые удобно использовать учителя. Нельзя не отметить, что только на данный учебник получены положительные экспертные заключения по результатам научной и общественной экспертиз. Следовательно, именно учебник обществознания для 9 класса под редакцией Боголюбова Л.Н. соответствует всем основным, предъявляемым к учебникам обществознания требованиям.На основе всего вышесказанного, можно утверждать, что выявлен современный учебник обществознания, соответствующий основным предъявляемым требованиям: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе / [ Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2014.- 208 с.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, школьный предмет «обществознание» играет достаточно важную роль в формировании политической культуры старшеклассников при условии грамотного применения различных педагогических средств, использования всех возможностей школьного учебника по обществознанию. Знания, умения, навыки, приобретенные на уроках обществознания, могут способствовать формированию когнитивного компонента политической культуры, политических взглядов и убеждений, политического сознания, политической компетентности старшеклассников и др.Политические темы на уроках обществознания, действительно, помогают формировать политическую культуру и политическое сознание старшеклассников. Основным фактором успешности является отношение педагогов к своему предмету. Изучив теоретические аспекты изучения политического блока в школьном образовании, а также проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что гипотеза нашей работы подтвердилась – формирование политического знания на данном этапе не может быть реализовано только на уроках обществознания. Оно должно формироваться на всех предметах, только уровни и содержание информации политического характера могут меняться в зависимости от специфики предмета.В результате анализа специфики изучения политического блока в школьном курсе обществознания у старшеклассников на уроках и во внеурочное время, мы смогли установить, что политическая социализация является неотъемлемой частью образовательного процесса подростков. Школа играет важную роль в данном процессе и должна создавать условия для ознакомления с политической жизнью общества и приобщения к ней старшеклассников. На основе анализа современных научных данных и результатов проведенного исследования нам также удалось установить, что в настоящее время только на уроках (в частности, обществознания) возможно формирование политических компетенций, политической культуры и политического сознания старшеклассников. Приобщение к политической жизни общества подростков, должно быть организовано как целенаправленный контролируемый процесс с созданием определенных условий, в первую очередь, со стороны государства. В противном случае, бесконтрольное и стихийное формирование политической культуры подростков может повлечь за собой приобщение молодого поколения к таким негативным политическим движениям, как экстремизм, национализм, терроризм и другие. В то же время анализ теоретических источников позволил сделать вывод о том, что в настоящее время не существует конкретных авторских методик и технологий по привлечению подростков к политической жизни общества.Несомненно, важную роль в формировании политической культуры старшеклассников занимает учебник обществознания. Считается, что учебник «может выполнять функцию политической социализации как прямо, так и латентно». В связи с этим решено обратиться к школьным учебникам обществознания, выпущенным за последние годы. Одними из самых часто используемых в школьной практике обучения детей являются учебники по обществознанию, вышедшие под редакцией Л.Н. Боголюбова. Как отмечается, его учебники на протяжении многих лет используются в средней школе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБоголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев и др. – Москва: Просвещение, 2019. – 224 с. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – Москва: Просвещение, 2017. – 335 с. Бузанова Н.А. Место, роль и проблемы изучения учебной дисциплины «обществознание» в системе современного образования / Н.А. Бузанова, Ю.Н. Попова, М.В. Шестаков // В сборнике: Традиции и перспективы науки XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической (педагогической) internet-конференции. – 2020. – С. 184-186. Воронков А.С. Формирование и повышение политической культуры учащихся 9-11 классов на уроках обществознания посредством применения обществоведческих источников / А.С. Воронков // В сборнике: Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 14-19. Долинина И.Г. Формирование политической культуры на уроках обществознания: монография. – Пермь: Книжный мир, 2004. – 214 с. Иванова Н.Г. Актуализация содержания учебников как фактор эффективности ЕГЭ по обществознанию / Н.Г. Иванова, М.А. Кочет, О.Ю. Кузнецова и др. // В книге: Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. Монография. – Петрозаводск. – 2020. – С. 70-85.Коваль, Т. В. Корреляция личного социально-политического опыта старшеклассников с политологическим содержанием обществоведческого курса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. В. Коваль ; Рос. академ. образов. – Москва, 2007. – 26 с.Миняшев В.С. Формирование политической культуры учащихся деятельностными методами на уроках обществознания (из опыта работы) / В.С. Миняшев // Историко-педагогические чтения. – 2019. – №23. – С. 390-395Насимова, Г. О. Инновации и традиции в подготовке политологов / Г. О. Насимова, Р. Б. Сейсебаева, М. О. Насимов // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. – Москва: БукиВеди, 2012. – Текст: непосредственный.Новопашина К.А. Формирование политической культуры старшеклассников в условиях реализации ФГОС / К.А. Новопашина // В сборнике: Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 47-49.Попова К.Е. Формирование политической культуры на уроках обществознания: факторы и приемы / К.Е. Попова // В сборнике: Молодые исследователи – регионам. Материалы Международной научной конференции. В 3-х томах. – 2018. – С. 414-415. Молчанова, О. А. Политическая социализация в современной российской школе: политико-психологический анализ : дис. … канд. полит. наук : 19.00.12 / О. А. Молчанова: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва, 2007. – 175 с. Соболева О.Б. Развитие школьного политического образования в России / О.Б. Соболева, С.Н. Ефремов // В сборнике: Совершенствование теории и практики в области образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 5-16. 9. Филатова А.С. Политические дебаты как метод формирования политической культуры старшеклассников / А.С. Филатова // В книге: Педагогика: Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции. – 2019. – С. 99-100Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. Носителе / под ред. Л. Н. Боголюбова. – Москва : Просвещение, 2014. – 208 с. Улубекова, Н. Ш. Формирование политического сознания и политических взглядов учащейся молодежи в процессе изучения общественных дисциплин / Н. Ш. Улубекова // Известия ДГПУ. – 2008. – № 1. – С. 111- 120.Шегаев, И. С. Обществознание в системе современного образования: место, роль и проблемы учебной дисциплины / И. С. Шегаев // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 15-17.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!