это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4154293
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc105962124 \h 21. Эволюция экономической теории PAGEREF _Toc105962125 \h 41.1 Возникновение экономической науки PAGEREF _Toc105962126 \h 41.2 Предмет и метод экономической теории PAGEREF _Toc105962127 \h 72. Направления экономических школ, оказавшие влияние на экономическую науку PAGEREF _Toc105962128 \h 102.1 Экономические категории и экономические законы PAGEREF _Toc105962129 \h 102.2 Основные экономические школы PAGEREF _Toc105962130 \h 123 Современная экономическая теория и развитие российской экономической мысли PAGEREF _Toc105962131 \h 163.1 Основные направления современной экономической теории PAGEREF _Toc105962132 \h 163.2 Основные этапы развития российской экономической мысли PAGEREF _Toc105962133 \h 19Заключение PAGEREF _Toc105962134 \h 27Список литературы PAGEREF _Toc105962135 \h 29ВведениеНа сегодняшний день экономическая наука занимает одно из основных мест в системе гуманитарных дисциплин. Жизнедеятельность любого человека связана с экономикой и ее принципами, которые должны быть понятными. Экономическая наука связана с установкой экономических закономерностей, а также с владением экономическим мышлением, что позволяет самостоятельно принимать целесообразные решения в сфере экономики. Экономическая наука является общественной наукой и занимается исследованием связей и отношений между людьми в обществе, но при этом она рассматривает не само общество, а лишь его экономическую сторону жизни, то есть экономическое поведение, которое связанно с денежными средствами, безработицей, инфляцией, неравенством в доходах и т.п. Основной задачей экономической науки выступает установление взаимосвязи между экономическими явлениями и событиями. Конкретные сферы экономической науки занимаются определением системы правил, которые используются в практической деятельности. На основании исследований явлений, которые уже произошли в сфере экономики в прошлом, формируется и реализуется экономическая политика страны в целом. Каждая страна выстраивает свои правила и законы в сфере ведения экономики, которые отличаются от других стран. При этом данные правила проявляются в сформированном в стране налогообложении, принципах монетарной и фискальной политики. Экономика является наукой, которая тесно связана с правовыми, социологическими науками. При этом экономическая наука выступает базой для формирования экономической политики, которая нацелена на научную обоснованность. Целью курсовой работы выступает рассмотрение возникновения экономической науки и ее основных стадий.На основании поставленной цели сформированы следующие задачи:- рассмотрение эволюции экономической теории;- рассмотрение направлений экономических школ, которые оказали влияние на экономическую науку;- рассмотрение современной экономической теории и развития российской экономической мысли. Информационной базой курсовой работы выступают труды отечественных и зарубежных ученых в сфере исследования возникновения экономической науки и ее развития. 1. Эволюция экономической теории1.1 Возникновение экономической наукиСлово «экономика» является древнегреческим. Его дословный перевод означает умение вести домашнее хозяйство. Экономика возникла благодаря древнегреческим ученым. Возникновение науки связано с Сократом, который проповедовал экономические мысли на улицах Древней Греции, но его труды были устными, никаких письменных работ не было сформировано. Дело Сократа было продолжено его последователями Ксенофонтом и Платоном. Ксенофонт сформировал труды, которые являются источником социальной, политической и экономической истории Греции. Платон сформировал свою Академию, а также создал различные произведения, которые в основном записаны в виде диалогов с Сократом. В своих произведениях Платон раскрывал роль денежных средств, а также правила целесообразного ведения домашнего хозяйства. Выпускником Академии Платона является философ Аристотель, который затем стал наставником Александра Македонского, которого считают родоначальником экономической науки. Аристотель исследовал товарно-денежные отношения, а также обратил внимание на разницу между натуральным хозяйством и товарным производством. Первое связано с производством продукции для себя и своей семьи, а второе – с производством продукции для продажи другим людям. При этом обмен продукцией в качестве товаров возник при общественном разделении труда, когда производитель нацелен на производство одного типа продукции. При этом обеспечивается удовлетворение потребностей людей в тех или иных товарах. В своих трудах Аристотель анализировал два вида богатства. Первый вид связан с производством продукции, когда человек производит продукцию и продает ее другим людям. Полученные за эту продукцию деньги являются первым видом богатства, поскольку человек полученные деньги тратит на приобретение необходимых вещей. При этом существуют посредники, которые не производят, но покупают продукцию у других и перепродают их. Данное богатство является вторым видом. В целом первый вид богатства является естественным, так как возникает в результате производственной деятельности и направлен она удовлетворение потребностей людей, а также размеры данного богатства ограничены. Второй вид богатства является противоестественным, поскольку оно возникает на основании обращения продукции, а его размеры не ограничены.На основании этого Аристотель разделил экономическую науку на экономию и хрематистику. Экономия исследует естественные процессы, а хрематистика исследует противоестественные процессы. Дальнейшие размышления Аристотеля привели к тому, что существует две стоимости товаров. Первая стоимость связана с затратами, которые несет человек при изготовлении продукции. Вторая стоимость связана с формированием желаний и способностей людей приобрести данную продукцию. Например, для изготовления одной шкатулки человек потратил 100 рублей и два дня рабочего времени, но покупатели не будут покупать данную шкатулку, пока ее цена не упадет до 90 рублей. При этом люди могут с радостью купить ее и за 150 рублей. Иными словами, потребительская стоимость не зависит от производственной стоимости. Стоимость основана не на затратах, а на желании и возможностей покупателей покупать тот или иной товар. Данные размышления привели к тому, что Аристотель сформировал идею о том, что при производстве и продаже товаров следует сравнивать между собой несравнимые вещи, например, время и количество ресурсов, затраченных на производство. В результате, Аристотель сформировал теорию о том, что между собой сравнивать разные вещи можно при помощи денег. В целом на сегодняшний день под экономикой понимают разнообразные термины. Их характеристика представлена на рисунке 1.Рис. 1 – Характеристика наиболее распространенных понятий «экономика»Таким образом, экономика возникла в Древней Греции и затем продолжила свое развитие. 1.2 Предмет и метод экономической теорииПредметом науки является то, что она исследует. Изначально под экономикой понимали искусство ведения домашнего хозяйства, но ее развитие до сегодняшнего дня привело к тому, что ее сущность изменилась. Ведение хозяйства на сегодняшний день связано не только с хозяйством в пределах одной семьи, но в пределах всей страны и мира в целом.На сегодняшний день сформировано несколько определений предмета экономической науки. Они представлены на рисунке 2. Рисунок 2 – Определения предмета экономической наукиЭкономика связана с исследованием взаимодействия людей, отраслей хозяйства, предприятий, установления ценообразования. На основании этого невозможно выделить один предмет экономической науки, так как она в целом исследует достаточно много явлений и событий. Экономическая наука связана с другими дисциплинами – историей, социологией, психологией, статистикой и т.п. На сегодняшний день экономическая теория в основном нацелена на исследование явлений и описание фактов, связанных с рыночными отношениями, денежными средствами, кредитными отношениями, инфляцией, спросом и предложением. В экономической науке происходит обоснование сформированных в экономике стран и мира тенденций, а также формирование экономических законов. При этом каждые один-два десятилетия возникают новые теории и законы, поскольку происходит развитие экономической теории и науки. На смену одним теориям и законам приходят другие. В последние годы в экономической науке все более внимание уделяют общечеловеческим ценностям, которые вытекают из процесса естественной саморегуляции жизни, а также взаимодействия людей с окружающей средой. В целом меняется представление о предмете экономической науки. На сегодняшний день наблюдается ограниченность ресурсов и увеличение потребностей людей, что вызывает возникновение новых проблем и задач. Перед обществом стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в разных целях. Предметом экономической науки вступают методы решения данных задач. Первой задачей экономической науки на сегодняшний день выступает проведение анализа и исследование динамики экономических процессов, которые происходят в производственной среде и в сфере распределения производственного продукции. Сформированные в экономической науке выводы позволяют устанавливать тенденции в сфере экономического поведения общества. Как и во всякой другой науке, в экономике также используется свой инструментарий и определенные способы познания. Экономисты в основном пользуются таким методом, как наблюдение. Но для получения более достоверных сведений происходит объективная оценка. В экономической науке все явления и процессы исследуется в их связи с непрерывным развитием и изменениями. На основании чего происходит применение статистических методов, когда строятся динамические ряды и таблицы, а также применяется системный подход. При переходе на рыночную экономику перед экономистами стояла задача обосновать и выдвинуть гипотезы, на основании которых можно предугадать развитие экономических связей, дифференциацию в доходах населения, направления производства и т.п. 2. Направления экономических школ, оказавшие влияние на экономическую науку2.1 Экономические категории и экономические законыПод экономическим законом следует понимать внутренне необходимые и устойчивые связи между свойствами, явлениями, процессами. Каждый экономический закон основан на противоречии, которое является сущностным и отражает закономерные отношения между противоположными сторонами. Каждый экономический закон обладает объективной природой, но при этом они возникают и функционируют лишь в процессе ведения экономической деятельности людей, то есть когда происходят процессы производства, распределения и обмена ценностей. При этом экономические законы представляют собой тенденции и постоянно изменяются. Большинство из данных тенденций являются временными и преходящими. На начальных этапах развития человечества экономические законы реализовывались на основании стихийной деятельности людей, но сегодня стихийная деятельность дополняется элементами сознательности при помощи реализации корпоративного, государственного и национального регулирования экономики. Также сегодняшние экономические законы связаны с расширением масштабов планомерности при образовании монополистических объединений. На основании этого происходит разграничение сущности экономических законов и механизмов их действий.Объективные экономические законы не могут быть отменены, но при этом можно создавать предпосылки для реализации требований данных законов, учитывая изменения существующих условий. В целом система экономических законов классифицирована на четыре основных типа, представленных на рисунке 3.Рисунок 3 – Типы экономических законовПод экономическими категориями следует понимать теоретические выражения, связанные с реально существующими производственными отношениями, экономическими явлениями и процессами. Экономические категории отражают определенные стороны системы производственных отношений, а также их связь с соответствующими сторонами производства. Содержание данных сторон связано с отношением человека к природе, а также его взаимодействия с ней. Вещественные содержания каждой экономической категории связаны с отдельными сторонами данного отношения к природе. В целом экономическая категория отражает социально-экономические отношения между людьми и организационно-производственными связями, трудовым процессом, природой. Экономические категории являются подвижными и изменчивыми, по сравнению с экономическими законами. Для экономических законов характерна высокая степень познания связей между явлениями и процессами, которые получают отражение в определенных экономических категориях. Иными словами связь между экономическими явлениями и процессами выражается при помощи экономических законов, которые состоят из экономических категорий. Каждый экономический закон связан с определенными экономическими категориями. На основании этого экономические категории представляют собой теоретическое выражение отдельных сторон производственных отношений при их взаимодействии с развитием производительных сил, а изменение последних приводит к развитию экономических категорий в целом. 2.2 Основные экономические школыЭкономическая наука связана с достаточно длительным историческим развитием. Экономисты на протяжении долгих лет исследовали источники богатства и способы их увеличения. Предметом исследования в целом является формирование наиболее рациональной формы хозяйствования, которые позволят повысить благосостояние общества. Первое представление об экономике можно найти у мыслителей и правителей рабовладельческих государств, которые жили до нашей эры. Сюда можно отнести законы царя Хаммурами, древнекитайского философа Конфуция, который заложил политические основы учения, повлиявшего на развитие общественного строя Китая. Вопросы экономики в Древнем мире исследовались философами Древней Греции и Рима – Платоном, Аристотелем и Ксенофонтом. Затем экономика стала видом человеческой деятельности и отдельной наукой, что привело к формированию экономических школ. Первым экономическим направлением был меркантилизм, который был сформирован Т. Маном и А. Мокретьеном. Меркантелизм возник в Средневековье, когда произошло зарождение капитализма и произошел рост торговли и торгового капитала, стали развиваться товарно-денежные отношения. Основной экономической деятельностью при этом была торговля, а важной фигурой выступал купец, так как меркантилизм был основан на торговом капитале. Для него характерно отождествление богатства с денежными средствами, а также активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны. На основании меркантилизма было сформировано мнение о том, что государство должно регулировать вывоз денежных средств и драгоценностей из страны, а также обеспечить их привлечение из других стран. На основании этого иностранные купцы, которые продали свои товары в стране, должны были приобрести местные товары, истратив при этом полученные в стране средства. При меркантилизме особое внимание уделялось торговому балансу и стимулированию производителей на создание товаров. Таким образом, основной идеей было то, что богатство общества связано с накоплением драгоценных металлов, а также реализацией торгового обмена. Вторым экономическим направлением выступало направление физиократов. На основании данного направления основным источником производства материальных благ выступает ведение сельского хозяйства. В промышленности и торговли, по мнению физиократов, труд является бесплодным, поскольку богатства возникают на основании доходов, которые даются землей. По мнению Ф. Кэне, выделяют три основных класса в обществе – производительный класс, класс собственников и бесплодный класс, члены которого не заняты в сельском хозяйстве и не относятся к собственникам. В своей теории Ф. Кенэ и А. Тюрго признавали объективность экономических законов, говоря о том, что экономическая жизнь общества связана с естественными законами. Чистые продукты при этом формируются только в сельском хозяйстве. Источником прибавочного продукта выступает не труд, а превышение произведенной в сельском хозяйстве продукции над частью, потребляемой в той же отрасли.Третьим направлением экономики выступает английская классическая политэкономия, сформированная У. Петти. Данное направление сформировалось в Англии, которая была наиболее развитой в 17-18 веках. Четвертым направлением экономики выступает классическая экономическая школа, сформированная А. Смитом и Д. Риккардо. Представители данной школы рассматривали экономическую науку в качестве учения о богатстве. В своих трудах Адам Смит указывал, что богатство науки связано с потребляемой народом продукцией, чем больше данное соотношение, тем выше уровень богатства страны. Адам Смит указывал на то, что большое значение имеет свободная конкуренция и ценообразование. Экономическая свобода связана с перемещением рабочей силы, свободой торговли и владения землей. При этом представители классического направления указывали на то, что государство не должно вмешиваться в экономику, так как она должна быть саморегулирующейся. Представители классического экономического направления исследовали производственный процесс, а также финансовую и налоговую систему государств, а также сформировали мероприятия по решению проблемы трудовой теории стоимости. Пятым направлением выступает марксистская политэкономия, сформированная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. В своей теории Карл Маркс в своей теории анализировал капиталистический способ производства, а также завершил разработку теории трудовой стоимости. Маркс выдвинул материалистическое понимание истории, сущность которого состоит в том, что человеческое общество развивается от низших форм к высшим. Основой жизни человеческого общества является производство материальных благ. Цель капиталистического производства, по его мнению, - производство и присвоение прибавочной стоимости и механизм капиталистической эксплуатации. Марксисты сформулировали некоторые экономические законы. Разработали учение об общественно-экономических формациях. Подробно исследовали стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление.Шестым направлением выступает западная политэкономия, сформированная Ж.Б. Сэй, Мальтус, Милль, А. Маршалл. Английский экономист А. Маршалл считал себя приемником учения Д. Рикардо и пытался соединить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности.Таким образом, в экономической науке было сформировано шесть основных направлений, на основании которых были сформированы современные экономические направления. 3 Современная экономическая теория и развитие российской экономической мысли3.1 Основные направления современной экономической теорииОсновные направления современной экономической теории:- Кейнсианство — направление в современной экономической науке, представители которого развивают принципы теории Кейнса. Всем кейнсианцам присуще понимание, что рыночный механизм не является идеальным регулятором, экономические колебания, кризисы — неотъемлемая черта рыночного хозяйства, свидетельство его несовершенства.Джоан Робинсон (1903—1983) — английский экономист, последовательница Кейнса, автор теории несовершенной конкуренции. Показала, что реально имеет место несовершенство конкуренции, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершенной конкуренции, получают большие прибыли, а потребитель терпит убытки. Это приводит к застойным явлениям в экономике, порождает спад производства и безработицу.- Институционально-социологическое направление (институционализм). Его представителями являются: Торстейн Веблен— основоположник теории, Уэсли Митчелл — специалист в области промышленных циклов, Джон Гэлбрейт.Можно привести следующие принципы институционализма, представленные на рисунке 4.По Т. Веблену, экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Ее предметом является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. На поведение людей оказывают влияние не только рациональные экономические мотивы, но и такие факторы, как мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и прочие склонности. Он считал, что институты, или принятая в настоящее время система общественной жизни, определяют непосредственные цели, подчиняющие себе поведение людей.Рисунок 4 – Основные принципы институционализмаСогласно взглядам институционалистов, историческая эволюция — это последовательная смена стадий: аграрной, индустриальной, постиндустриальной, информационной. В основе эволюции — изменения в производительных силах. По мнению сторонников институционализма, научно-технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, прогрессу общества. Наиболее ярко это прослеживается в трудах Д. Гэлбрейта, обосновавшего теорию конвергенции, согласно которой происходит постепенное сглаживание между капиталистической и социалистической системами.Неоинституционализм, или новая институциональная экономика, представлены в трудах ряда ученых.- Нобелевские лауреаты англичанин Джон Хикс (1904-1989) и американец Пол Самуэльсон (1915—2009) — представители направления неоклассического синтеза. Суть их взглядов в том, что в зависимости от состояния экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования экономики, либо классические рецепты. Лучшим регулятором они считали денежно-кредитные инструменты. Утверждали, что рыночная экономика во многом само- регулируема, но государственное вмешательство необходимо. Основные достижения школы неоклассического синтеза представлены на рисунке 5.Рисунок 5 - Основные достижения школы неоклассического синтеза- Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой определяющую роль играют денежные факторы. Влияние государства на экономику монетаристы ограничивают контролем над денежной массой.Лозунг монетаристов: «Назад, к Смиту». Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (1912—2006) был главой новой монетаристской школы. Его рекомендации использовались для обоснования рейганов- ской экономической политики и экономической стабилизации в Чили во времена Пиночета. В нашей стране политику Е. Гайдара связывают с монетаристской теорией. Монетаристская концепция используется в денежно-кредитном регулировании экономики.- Экономический либерализм, или неолиберализм, — теория, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а предпринимательству должна быть предоставлена максимальная свобода. Основные представители — нобелевские лауреаты американский экономист и философ австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 — 1973) и его ученик — Фридрих фон Хайек (1899—1992). По мнению Мизеса, социалистическая экономика не может функционировать на длительных временных интервалах, так как у нее нет внутренних механизмов развития. «Регулируемая экономика социализма — царство произвола составителей планов». Централизованно устанавливаемые цены не отражают спроса и предложения, перестают служить указателем, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие.3.2 Основные этапы развития российской экономической мыслиПробуждение экономической мысли в России относят к XVII в. и связывают с именем А. Л. Ордин-Нащокина— экономиста, государственного и военного деятеля. Он был блестяще образован, владел несколькими европейскими языками. Экономические взгляды Ордина-Нащокина — первое проявление русского меркантилизма. У него не было специальных экономических работ, но высказывания, письма и донесения царю свидетельствуют о незаурядных экономических взглядах: он считал, что народное хозяйство страны составляет единое целое, уделял много внимания торговле как орудию развития экономики и главному источнику пополнения казны; под его редакцией был составлен «Новоторговый устав», который определил основные направления внутренней и внешнеторговой политики России. Он был сторонником частного предпринимательства; призывал использовать передовой опыт более развитых государств, но при этом критически его осмысливать.С именем А.Л. Ордина-Нащокина связывают становление банковского дела в России. В 1665 г. он был воеводой в Пскове. Владея обширными знаниями в области западноевропейской политики, экономики и торговли, он считал главными причинами недостаточно активной торговли русских коммерсантов с иноземными нехватку капиталов, взаимное недоверие купцов и отсутствие удобного кредита. Для устранения этих недостатков он осуществляет ряд преобразований по созданию благоприятных условий для деятельности русских купцов. По его рекомендации были созданы торговые товарищества, для обеспечения деятельности которых земская изба выдавала ссуды из городской казны. Таким образом, управа становилась ссудным банком, на выгодных условиях кредитующим местных купцов при закупке русских вывозных товаров.И.Т. Посошков (1652—1726) происходил из семьи ремесленников, но в конце жизни приобрел имение с крепостными. Будучи самоучкой, но обладая выдающимися способностями, выдвинулся в ряд виднейших экономистов мира того времени. Главная работа — «Книга о скудости и богатстве» (1724), в ней изложены его экономические взгляды и проект реформ, направленных на улучшение жизни в России. Посошков признавал получение прибыли внутри страны, ставил ее в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы, защищал активный торговый баланс. Источником богатства он считал труд. К причинам скудости Посошков относил недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли, слабость протекционизма. В 1725 г. Посошков был арестован, заключен в крепость, где и умер через пол года.В. Н. Татищев (1686-1750) — историк, географ, экономист, философ, этнограф, лингвист. С позиций дворянства поддерживал и защищал петровские преобразования, поддерживал развитие торговли, купечества, выступал за политику протекционизма.М. В.Ломоносов (1711—1765) — просветитель, ученый-энциклопедист, он сказал свое слово и в экономической науке. Ломоносов связывал прогресс России с всесторонним развитием отечественного производства, разработкой естественных богатств страны, рациональным размещением промышленности, развитием путей сообщения, обучением населения «ремесленным делам», развитием торговли как важнейшего фактора роста богатства страны. Он требовал ограждения национального производства от иностранной конкуренции путем таможенных тарифов, государство рассматривал как руководящую силу экономического развития.Представителями русской классической экономической школы XIX в. можно считать Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского.Н. С. Мордвинов (1754—1845) — государственный и общественный деятель, президент Вольного экономического общества, адмирал, морской министр, граф, единственный из членов Верховного уголовного суда, отказавшийся подписать смертный приговор декабристам. Выступал за развитие промышленности в России, превращение ее в мощную аграрно-индустриальную страну, усиление экономической роли дворянства, применение принудительного труда крепостных в промышленности, необходимость промышленного протекционизма для России (последнее — в противовес учению А. Смита). Вся его программа была предназначена для расчистки путей развития капитализма в России. Подготовил денежную реформу 1830—1843 гг., теоретически обосновал необходимость девальвации российской денежной единицы.М. М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, граф, автор нескольких проектов государственных реформ в области денежного обращения, кредита и бюджета. Основные экономические рекомендации Сперанского: придать госбюджету законодательный характер, устранить бюджетные дефициты, подушные подати заменить подоходным налогом, от винных откупов перейти к акцизной системе, создать центральный банк, выпустить кредитные деньги, организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.С. Ю. Витте (1849—1915) — граф, министр финансов, внес существенный вклад в развитие отечественной экономической мысли и практику реформирования экономики. Активно занимался внедрением протекционистских мер таможенной политики. Создал обширную программу индустриализации страны (полностью повторенную В.И. Лениным в программе социал-демократов). Характерная черта экономической политики Витте — усиление государственного сектора хозяйства. Частью его программы стала финансовая реформа (1895—1897). Витте ввел казенную винную монополию, которая стала одним из основных источников дохода бюджета, широко привлекал иностранные капиталы в банковскую сферу, промышленность, строительство железных дорог, заключил ряд внешнеторговых займов. Важнейшее экономическое мероприятие, проведенное под руководством С.Ю. Витте, — введение золотого денежного обращения и свободного размена кредитных билетов на золото.П. А. Столыпин (1862—1911) — вдохновитель и руководитель аграрной реформы 1907-1911 гг., председатель Совета министров. Основное содержание аграрной реформы Столыпина — утверждение частной крестьянской земельной собственности, разрушение общинного землевладения, создание хуторских (фермерских) хозяйств. На покупку земли для владельцев хуторов и отрубов на льготных условиях выдавались банковские ссуды (деятельность Крестьянского банка). Правительство Столыпина способствовало переселению деревенской бедноты на окраины России, особенно в Сибирь. Идеи реформы были хорошими, но результаты неоднозначными: в 1911 г. голод охватил 30 млн человек в России.В. И. Ленин (1870-1924) — последовательный марксист. Экономическим вопросам посвящена большая часть его работ. 1890-х гг. Именно тогда он создал теорию империализма на материалах нового этапа капитализма, развил идеи Маркса о воспроизводстве, об аграрных капиталистических отношениях. В послеоктябрьский период Ленин активно разрабатывал вопросы формирования экономических основ нэпа и плановой экономики.М. И. Туган-Барановский (1865 - 1919), ученый-энциклопедист, дворянин. Он окончил физмат Харьковского университета, экстерном — юридический факультет. Из-за политической неблагонадежности Туган-Барановский не получил профессорской кафедры, работал приват-доцентом кафедры политэкономии Петербургского университета. Он был участником и активным сторонником кооперативного движения, одним из основателей украинской Академии наук. По выражению Ленина Туган-Барановский — ученый экономист, «развившийся из марксиста в либерала» («легальный марксист»).Наибольший интерес представляет исследование Туган-Барановским промышленных кризисов. Он считал их причиной особенности движения ссудного капитала и ограниченность банковских ресурсов. Туган-Барановский был первым экономистом, высказавшимся за соединение трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности. Он отстаивал идеи кооперативного социализма («Социальные основы кооперации», 1916 г.).В начале XX в. в России были сильны позиции исторической школы политической экономии. Несмотря на то что в западном мире уже господствовали идеи маржинализма, англо-американской экономической теории «экономике», русские политэкономы издают ряд фундаментальных пособий по экономической теории, само название которых свидетельствует о господстве традиционных подходов в экономической науке. В 1902 г. В.Я. Железнов выпускает «Очерки политической экономии», в 1911 г. выходят «Курс политической экономии» А.И. Чупрова, «Основы политической экономии» М.И. Ту- ган-Барановского.Ведущие отечественные экономисты первой половины XX в. - Александр Васильевич Чаянов (1888—1937), Николай Дмитриевич Кондратьев (1892—1938), Леонид Наумович Юровский (1884—1938).Биографы называют Чаянова одним из последних энциклопедистов (написал более 200 книг). Отец ученого происходил из крестьян, мать — из образованной семьи. Чаянов учился в Московском сельхозинституте (Петровской академии). По образованию и профессии он — ученый-аграрник. Чаянов никогда не занимался политикой. Изучив опыт зарубежных стран, он создал систему теоретических принципов аграрной реформы, состоящую из трех основных частей: концепцию трудового хозяйства отдельной крестьянской семьи, теорию крестьянской кооперации, теорию организации аграрного сектора в целом. Чаянов — сторонник вертикальной кооперации, способной сочетать высокую трудовую мотивацию отдельной крестьянской семьи и преимущества добровольно создаваемых кооперативов. Он разработал методику определения оптимальных размеров сельхозпредприятия на основе минимизации издержек производства и обращения. В конце жизни Чаянов перенес центр внимания в своих исследованиях на организацию крупных и крупнейших сельскохозяйственных предприятий по производству зерна, в овощеводстве, льноводстве, хлопководстве.Н.Д. Кондратьев по происхождению — крестьянин, выпускник экономического отделения юридического факультета Петербургского университета. Его наиболее интересные экономические работы приходятся на период нэпа. С 1920 г. он был директором Конъюнктурного института — научного центра мирового значения, убежденным сторонником товарно-рыночной модели социалистического хозяйства. В 1928 г. Кондратьев увольняется с поста директора института (вскоре закрывшегося).При активном участии Кондратьева был разработан первый в истории перспективный план развития сельского хозяйства (1923— 1928). Он выдвинул концепцию параллельного равновесного развития сельского хозяйства и промышленности. Кондратьев исходил из необходимости сочетания рыночного и планового начал в экономическом развитии страны. Его программа ориентировалась на первоочередную поддержку крепких семейных трудовых хозяйств, способных стать основой экономического подъема в стране.Задачу планирования Кондратьев видел в том, чтобы обеспечить не только более быстрый, но и сбалансированный рост производства. Он настаивал на использовании генетического (экстраполяция основных тенденций развития) и телеологического (целевого) подходов к составлению планов, критиковал концепцию первого пятилетнего плана, считал, что недостаточный рост аграрного производства может сорвать программу индустриализации.Фактически уже в 1920-х гг. подошел к концепции индикативного (рекомендательного) планирования.Мировой экономической науке Кондратьев известен прежде всего как автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры «кондратьевских циклов». На основе анализа статистики ведущих капиталистических стран за 140 лет он вывел наличие двух с половиной циклов экономической динамики, обосновал их причины, связанные с определенными этапами научно-технической революции, выявил характерные черты подъемов и спадов (повышательной и понижательной волн).В СССР применение математических методов в экономике вплоть до 60-х гг. XX в. рассматривалось как чуждое явление, используемое для апологетики капитализма. Неслучайно открытие Канторовича не было по достоинству оценено в своей стране, ученый долго не был известен и в мире. Лишь когда в 1950-е гг. американские ученые стали развивать методы линейного программирования, к разработкам Канторовича в СССР отнеслись более внимательно, но некоторые западные ученые ставили под сомнение его приоритет в открытии линейного программирования. Тем не менее в 1975 г. ему совместно с американским экономистом Т. Купмансом была присуждена Нобелевская премия. Следует отметить, что сам Т. Купманс высоко ценил вклад Канторовича в экономическую науку.Особое место в истории экономической мысли и современной экономической теории занимают работы Василия Васильевича Леонтьева (1906-1999) — американского экономиста, лауреата Нобелевской премии (1977). Начав свою научную и педагогическую деятельность в России, он а конце 1920-х гг. покидает ее, уезжает сначала в Европу, а затем в Америку. Делом жизни Леонтьева явилось создание и постоянное совершенствование метода «затраты—выпуск», макроэкономической модели, позволяющей определить и повысить эффективность народного хозяйства в целом и его отдельных звеньев.ЗаключениеСлово «экономика» является древнегреческим. Его дословный перевод означает умение вести домашнее хозяйство. Экономика возникла благодаря древнегреческим ученым. Возникновение науки связано с Сократом, который проповедовал экономические мысли на улицах Древней Греции, но его труды были устными, никаких письменных работ не было сформировано. Дело Сократа было продолжено его последователями Ксенофонтом и Платоном. Предметом науки является то, что она исследует. Изначально под экономикой понимали искусство ведения домашнего хозяйства, но ее развитие до сегодняшнего дня привело к тому, что ее сущность изменилась. Ведение хозяйства на сегодняшний день связано не только с хозяйством в пределах одной семьи, но в пределах всей страны и мира в целом.Экономика связана с исследованием взаимодействия людей, отраслей хозяйства, предприятий, установления ценообразования. На основании этого невозможно выделить один предмет экономической науки, так как она в целом исследует достаточно много явлений и событий. Экономическая наука связана с другими дисциплинами – историей, социологией, психологией, статистикой и т.п. На сегодняшний день экономическая теория в основном нацелена на исследование явлений и описание фактов, связанных с рыночными отношениями, денежными средствами, кредитными отношениями, инфляцией, спросом и предложением. В экономической науке происходит обоснование сформированных в экономике стран и мира тенденций, а также формирование экономических законов. При этом каждые один-два десятилетия возникают новые теории и законы, поскольку происходит развитие экономической теории и науки. На смену одним теориям и законам приходят другие. Под экономическим законом следует понимать внутренне необходимые и устойчивые связи между свойствами, явлениями, процессами. Каждый экономический закон основан на противоречии, которое является сущностным и отражает закономерные отношения между противоположными сторонами. Каждый экономический закон обладает объективной природой, но при этом они возникают и функционируют лишь в процессе ведения экономической деятельности людей, то есть когда происходят процессы производства, распределения и обмена ценностей. При этом экономические законы представляют собой тенденции и постоянно изменяются. Большинство из данных тенденций являются временными и преходящими. Под экономическими категориями следует понимать теоретические выражения, связанные с реально существующими производственными отношениями, экономическими явлениями и процессами. Экономические категории отражают определенные стороны системы производственных отношений, а также их связь с соответствующими сторонами производства. Содержание данных сторон связано с отношением человека к природе, а также его взаимодействия с ней. Вещественные содержания каждой экономической категории связаны с отдельными сторонами данного отношения к природе. Список литературыБаликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с.Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с.Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 310 с.Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 286 с.Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с.История экономики : учебник для среднего профессионального образования / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.Ким, И. А. Основы экономической теории : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 328 с.Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов) : учебник для вузов / В. В. Коршунов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 443 с.Основы экономической теории : учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 539 с.Поликарпова, Т. И. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 254 с.Экономика : учебник и практикум для вузов / В. М. Пищулов [и др.] ; под общей редакцией В. М. Пищулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.Экономическая теория (политэкономия) : учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г.П. Журавлевой. – 5-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 864 с.Экономическая теория : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. А. Кочеткова. – 6-е изд, стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 696 с.Экономическая теория и практика: реальность и потенциал развития : материалы межвузовской научно-методической конференции / под ред. д. э. н., проф. А. Е. Дворецкой. – Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 218 с.Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 592 с.Экономическая теория : учебник для вузов / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. Е. Алпатов [и др.] ; под редакцией Г. Е. Алпатова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.Экономическая теория. Макроэкономика-1,2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций : учебник / под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д. э. н. Г. П. Журавлевой. – 4-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 920 с.Экономическая теория. Микроэкономика-1,2. Мезоэкономика : учебник / под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г. П. Журавлевой. – 9-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 934 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!