Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Проблемы территориального планирования на примере Ленинградской области

Тип Курсовая
Предмет Региональное управление и территориальное планирование

ID (номер) заказа
4157589

500 руб.

Просмотров
1151
Размер файла
1.6 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение  3

Глава 1. Теоретические аспекты территориального планирования   5

1.1 Сущность и содержание территориального планирования   5

1.2 Понятие и задачи территориального планирования   7

1.3 Принципы территориального планирования.14

Глава 2. Анализ содержания территориального планирования.21

2.1 Уровни территориального планирования 21

2.2 Субъекты и объекты территориального планирования    23

2.3 Методы территориального планирования ..  26

Глава 3. Проблемы территориального планирования на примере Ленинградской области.   30

3.1 Ленинградская область, как объект территориального планирования   30

3.2 Проблемы территориального планирования на примере Ленинградской области.   36

3.3 Предложения по решению проблем реализации территориального планирования в Ленинградской области.   40

Заключение   44

Список использованных источников   46

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Издавна людьми подготавливались и реализовывались различные территориальные решения, связанные с организацией пространств государства, областей, краев и городов. Однако в качестве сложной организованной совместной деятельности органов власти и специалистов различных областей знаний территориальное планирование существует около века. Современные тенденции складываются таким образом, что все большее значение приобретает пространство, территория. Они являются ключевым фактором в развитии страны, региона, муниципального образования. В связи с этим особенно важно уделять пристальное внимание территориальному планированию. Реформирование экономических, социальных и научно-технических отношений в стране, проводимое в последнее десятилетие, в значительной мере предопределило качественные изменения программ развития территорий, наделение их свойствами эффективных инструментов управления территориальным градорегулированием. Введенное Градостроительным кодексом РФ понятие «территориального планирования» как первой фазы градостроительной деятельности является аналогом общемирового процесса пространственного планирования, который предполагает создание в конкретных национальных масштабах правового поля и системы управления эффективным и устойчивым природопользованием, размещением и развитием элементов отраслевой структуры экономики, сети населенных мест, инженерно-транспортного и энергетического обеспечения территорий. Территориальное планирование, следовательно, выступает как важнейшая функция государственного управления и является приоритетной стратегической задачей местного самоуправления.Объектом исследования в курсовой работе является территориальное планирование. Предметом - сущность и содержание территориального планирования.Целью в курсовой работе является – теоретическое рассмотрение сущности и содержания территориального планирования. На основании цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие и задачи территориального планирования;Изучить принципы территориального планирования;Рассмотреть уровни территориального планирования;Изучить субъекты и объекты территориального планирования;Рассмотреть методы территориального планирования;Рассмотреть проблемы территориального планирования на примере Ленинградской области. Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы. Глава 1. Теоретические аспекты территориального планирования1.1 Сущность и содержание территориального планированияТерриториальное планирование включает организацию территории с учетом социально-экологических потребностей: промышленного производства, сельского хозяйства, селитебных, коммунальных, транспортных, рекреационных, экологических и других геосистем. Результатом территориального планирования являются документы территориального планирования, охватывающие весь цикл проектных работ от Генеральной схемы расселения на территории страны, схем и проектов районных планировок до разработки генеральных планов городов и сельских поселений, проектов промышленных и рекреационных зон, проектов застройки [16, с. 58].Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Планирование означает формирование идеи определенной деятельности на конкретный период времени с установлением целей, содержания, последовательности, сроков и способов осуществления. Под планом понимается некая идея, для реализации которой необходимо осуществить заранее назначенные меры, объединенные общей целью.Территориальное планирование заключается в определении траектории настоящего и будущего развития территории: страны, региона, города. Данная траектория должна учитывать интересы территории, ее ресурс и рассчитываться на конкретный период времени.Объектом территориального планирования является экономическое и социальное развитие взаимосвязанных и взаимодействующих территорий страны (регионов, городов т.д.). В отличие от отраслевого планирования, концентрирующегося на отдельных отраслях или подотраслях, оно направлено на комбинирование различных отраслей хозяйства или предприятий в рамках территорий [10, с. 77].Эффективное развитие страны, регионов, городов опирается в первую очередь на прогнозы, формируемые на их основе концепции социально-экономического развития, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочны планы и программы. При этом первостепенное внимание уделяется прогнозированию и планированию в экономической, финансовой, трудовой и социальной сферах. Государственные и коммерческие предприятия учитывают установленные в государственных, региональных, городских планах ориентиры экономического развития в своей деятельности в больше или меньшей степени.Основное предназначение территориального планирования в рыночной экономике заключается в создании условий для социально-экономической эффективности территорий и повышении благосостояния населения. Формирование плана территориального развития осуществляется поэтапно: В сначала всем заинтересованным сторонам предлагается первый вариант поступает и учитывается обратная корректирующая связь, затем скорректированный план доносится до руководителей и сотрудников органов управления, реализующих запланированные мероприятия [8, с. 44].Ученые пришли к выводу о том, что по мере перехода от одной стадии экономического роста к другой роль планирования меняется. На начальных стадиях — модернизации (переоснащения внутреннего производства) и инициации роста (создание рыночной инфраструктуры и постепенной децентрализации экономики) — рол индикативного планирования растет. На стадии ускоренного развития она снижается, а в условиях развитого рынка индикативное планирование не имеет решающего значения.1.2 Понятие и задачи территориального планированияТерриториальное планирование — это сфера практической деятельности, а также научная и учебная дисциплина, изучающая планирование развития территорий (в том числе муниципальных образований). Для Российской Федерации данная сфера деятельности относительно нова — о ней стали говорить после принятия Градостроительного кодекса РФ в 2004 г. Сейчас существует несколько подходов к определению понятия «территориальное планирование». Первый подход. Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения [9, с. 16]. Этот подход — юридический, нормативно-правовой, и в нем, как и в современном издании Градостроительного кодекса РФ, присутствуют некоторые пробелы и неясности. Например, понятия объектов различного уровня значения здесь связаны с сочетанием трех составляющих: политико-административной; технологической; бюджетной. Нет и четкого перечня объектов различного назначения. Объекты федерального значения — это объекты, не являющиеся объектами инфраструктуры, привязанной к определенной территории, и связанные с использованием атомной энергии, обороной и безопасностью, космической деятельностью, обеспечением статуса и защитой государственной границы РФ. Объекты регионального и местного значения выделяются исходя из связи технологичной и бюджетной составляющих. Т. е. технологические характеристики определенных объектов (показатели их мощности, пропускной способности и т. д.) определяют объем их нагрузки на бюджет и способность бюджета того или иного уровня нести эту нагрузку. Термин «значение», таким образом, определяет, «кто» (какой уровень власти), за строительство «чего» (каких конкретно объектов, дифференцируемых по их технологическими характеристикам) отвечает перед бюджетом. Перечень объектов различного значения может определяться тремя способами [16, с. 58]: законодательно с характеристиками соответствующих объектов. Этот способ, с одной стороны, может закрепить дифференциацию объектов в зависимости от особенностей конкретных регионов, но, с другой стороны, требует постоянного изменения законодательства при изменении региональных и временных приоритетов в реализации объектов; с использованием процедур определения таких объектов в процессе территориального планирования; так как нормативно-правовые основы развития территориального планирования в РФ находятся в стадии становления, этот способ можно считать переходным, используя его в сочетании с первым; к тому же, перечень соответствующих объектов, установленный законом, пока в РФ отсутствует; сочетание первого и второго способов оптимально на сегодняшний день. Второй подход. Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим задачами территориального планирования как деятельности являются [14, с. 36]: разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации; подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности;определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям; определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продаже на аукционах и др.; упорядочение структуры землепользований и землевладений; разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий; определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства; оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе. С точки зрения этого подхода, у территориального планирования, как и у любого планирования, существует три вида. Стратегическое направлено на проведение анализа социально-экономического потенциала; на формирование структуры программных документов, формулировку целей и индикаторов их достижения; на выбор направлений территориального развития, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект с учетом современного состояния использования земель. Тактическое направлено на определение потребности в необходимой территории для конкретных отраслей экономики; на выбор территориального типа планирования; на расстановку организаций — исполнителей подготовки схем территориального планирования, подготовку и переподготовку кадров, привлечение специалистов и консультантов, организацию изучения опыта разработанных и утвержденных документов территориального планирования; на организацию публичного обсуждения документов территориального планирования. Текущее направлено на оценку выполнения плана; на напряженность плана; на динамику планируемых показателей развития территории. Данный подход помогает характеризовать место территориального планирования в управлении развитием территории (муниципального образования).Третий подход — методологический. Поскольку территориальное планирование является отраслью практической деятельности, при его осуществлении используются следующие методы [7, с. 154]. 1. Метод экспертных оценок характеризует принятие решений в условиях дефицита информации, посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы. Он необходим для разработки предложений по совершенствованию перечня возможных вариантов административно-территориального деления административно-территориального образования (АТО); для определения возможных интервалов времени достижения перспективных технико-экономических показателей схемы территориального планирования. 2. Экономико-статистический метод служит для выражения связи прогнозируемого показателя с основными влияющими на него факторами; дает возможность получения обоснованных вариантов прогноза для различных значений определяющих факторов, гипотез развития экономики. Он может использоваться для подготовки предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности; для оценки экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе или муниципальном образовании.3. Метод экстраполяции — продление на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом периоде (году); при этом, как правило, прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, которые либо невозможно выделить, либо по которым отсутствует информация; ход изменения прогнозируемого показателя связывается не с факторами, а с течением времени, что проявляется в образовании одномерных временных рядов. Метод применяется для подготовки предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности; для определения по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям. 4. Балансовый метод предполагает установление и соблюдение пропорций при распределении земель по категориям и угодьям; учет, отчетность и оценки землепользования; координацию и увязку всех показателей, характеризующих состав и соотношение земель. Данный метод обеспечивает определение по периодам динамики перераспределения земель по отраслям экономики, категориям и угодьям; единство и сбалансированность всех частей и разделов схемы территориального планирования; выявление резервов землепользования и территориального развития; предупреждение и преодоление отдельных диспропорций в использовании земель. 5. Экономико-математический метод — это установление оптимального уровня интенсивности и использования земли на перспективу, а также определение оптимального значения технико-экономических показателей схемы территориального планирования при заданных условиях и факторах развития. Метод применяется для упорядочения территориальной структуры отраслей экономики региона, землепользований и землевладений; оценки эффективности мероприятий по территориальному планированию в муниципальном образовании; определения потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме; формирования фонда перераспределения земель и иных специальных фондов, предназначенных для обеспечения земельными участками беженцев, военнослужащих, предоставления в целях садоводства и т. п., продажи на аукционах и конкурсах; для улучшения застройки и планировки поселений и межселенного пространства; рациональной прокладки коммуникаций и инфраструктурного обустройства дорог. 6. Метод районирования и зонирования территории — выявление единиц районирования и зонирования территории различного порядка (пояса, зоны, округа, районы, ареалы). Метод служит для адаптации унифицированных способов, форм и технологий использования и охраны земель в разрезе единиц районирования и зонирования территории региона; для разработки мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; для территориальной привязки всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий. Четвертый подход — социологический, социально-психологический. Этот подход на сегодняшний день является наиболее обсуждаемым и актуальным. Он заключается пре всего в том, что территориальное планирование должно опираться и исходить из интересов населения, проживающего на территории, где осуществляется планирование. Должны прилагаться все усилия, чтобы наиболее полно выявить, сформулировать и учесть эти интересы. Именно интересы населения, а не инвесторов, застройщиков, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и т. п. Обсуждению территориального планирования с этой точки зрения посвящено немало публикаций по социологии города и городского пространства [8, с.44]. Существенное внимание при данном подходе уделяется социальным и социально-психологическим факторам совместного проживания на территории города большого количества людей, различающихся по социальному положению, доходам, образу жизни, профессии и т. п. Цель рационального природопользования достигается в процессе комплексного использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.При территориальном планировании решаются следующие задачи [11, с. 114]:усиление инновационной составляющей экономики;модернизация производства;обоснование и координация плановых решений различных ведомств в области соответствующих отраслей экономики;определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схеме;оценка эффективности мероприятий по планированию;рациональное использование и охрана земель региона;выстраивание на территории страны своеобразных коридоров развития, призванных обеспечить высокий уровень жизни местных сообществ;формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих, для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на конкурсах и аукционах;создание целостной системы населенных мест на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и прочих межселенных связей в пределах ареалов их взаимосвязанного развития;выявление зон градостроительной активности и комплексного промышленного развития, агропромышленных зон, зон рекреационной и туристской деятельности, развития транспортной инфраструктуры и иных;улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства;разработка мероприятий по упорядочению системы землепользований и землевладений;разработка мероприятий по оптимизации структуры земельных угодий и устройства их территории;определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;уточнение размещения и местоположения границ территорий с особым правовым режимом и условиями использования;иные задачи по оптимизации землепользования.Таким образом, имеются различные подходы к рассмотрению сущности территориального планирования, отличающиеся не только содержанием, но и сферой использования. Выбор конкретного подхода зависит от целей исследования или планируемой деятельности, а также обуславливается актуальными изменениями в законодательстве, регламентирующем данную деятельность.1.3 Принципы территориального планированияВ общем случае смысл территориального планирования, по мнению большинства авторов, состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления.При этом практически все авторы сходятся также во мнении, что территориальное планирование как система, лежащая в основе разработки планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором обязательном наборе принципов, обеспечивающим методологическое единство форм и методов разработки плановых и прогнозных документов от уровня поселения до уровня страны.В экономической литературе в настоящее время присутствует достаточно значительное количественное и понятийное разнообразие основных принципов территориального планирования и прогнозирования. Однако сколько-нибудь единого мнения, как по количеству, так и по формулировкам предлагаемых принципов по-прежнему нет.Так, например, в основе планирования должны лежать пять основных принципов [16, с. 87]:1. Принцип единства, т.е. использование показателей в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях.2. Принцип непрерывности, который, по мнению автора, определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Этот принцип, как считает автор, определяет обязательность интеграции краткосрочного плана в среднесрочный, а среднесрочного - в долгосрочный. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.3. Принцип гибкости - способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам его исполнителей.5. Принцип участия, означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта планирования.К.Н. Знаменская считает, что в основе территориального планирования должны быть положены шесть общеметодологических принципов и шесть дополнительных. Под общеметодологическими принципами планирования она понимает следующие принципы [15, с. 29]:1. Научность - плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий.В процессе разработки планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития субъекта, разрабатываются прогнозы, ТЭО темпов и прогнозов его экономического роста.2. Системность - в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы.3. Комплексность - в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.4. Оптимальность - означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта.5. Адаптивность - предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде.6. Ограниченность ресурсных возможностей - ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.Дополнительными принципами планирования, по мнению, являются:1. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей в государственном планировании исходит из интересов человека и общества, поэтому цель всякого планирования должна исходить из целей удовлетворения потребностей населения.2. Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает осуществление всех целей и задач планирования с наименьшими затратами.3. Принцип пропорциональности и сбалансированности - влияние государства на формирование пропорций и структуру общественного производства (эквивалентность результатов деятельности общественного производства, равновесие спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и ресурсами, паритет различных форм собственности).4. Принцип приоритетности - необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики в настоящий момент.5. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности.6. Принцип экономического стимулирования и правовой ответственности.Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Э.А. Уткина, так как он отталкивается в определении принципов планирования и прогнозирования, прежде всего, от принципов построения системы управления обществом.Общими принципами управления, на которых, по мнению Э.А. Уткина, должны базироваться плановые документы являются [17, с. 9]:1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления.2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических задач и планов должны базироваться не только на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, но и обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.3. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений.4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.Кроме общих принципов управления, как считает автор, планирование опирается на три локальных принципа планирования:1. Принцип оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев состоит, по мнению Э.А. Уткина, в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя из определенного критерия оптимальности (временной промежуток, объем финансовых ресурсов, количество трудозатрат).2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических планов и программ. Единство, на взгляд автора, должно обеспечиваться едиными формами, показателями, таблицами расчетов показателей, а комплексность - в результате учета в процессе планирования всех внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта планирования.3. Третьим локальным принципом, как следует из работ Э.А. Уткина, является принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. Его содержание состоит в том, что должны обеспечиваться внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых и прогнозных документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.В ранее изданных работах нами также были даны рекомендации придерживаться при формировании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований пятнадцати принципов, на которые необходимо опираться при формировании плановых и прогнозных документов для административно-территориальных единиц муниципального уровня.Это принципы: непрерывности, субсидиарности, системности и комплексности, целенаправленности, социальности, синергии, адаптивности, эффективности, баланса интересов, легитимности, профессионализма, персональной ответственности, минимизации риска и принцип единого экономического и социального пространства.При разделении принципов территориального планирования на базовые, обязательные для применения, и вспомогательные необходимо иметь ввиду, что:Во-первых, территориальное планирование и прогнозирование социально-экономического развития любого административно-территориального образования является составной частью системы его управления. Это, очевидно, обуславливает необходимость и обязательность учета при формировании планов и программ муниципальных образований, прежде всего, общих принципов управления этими административно-территориальными единицами в современных условиях.Во-вторых, муниципальные образования являются экономическими и социальными подсистемами более крупных систем - субъектов Российской Федерации и должны рассматриваться только как часть целого.В-третьих, муниципальные образования, не смотря на то, что являются частью целого, имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от регионов задачи и «вопросы ведения». Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством не входят в систему органов государственной власти.В-четвертых, на развитие экономических и социальных процессов в муниципальных образованиях оказывают финансовые и иные воздействия, в основном, три субъекта: власть, хозяйствующие субъекты и население. При этом финансы, которыми располагают и распоряжаются юридические и физические лица на территории муниципальных образований, как правило, значительно превосходят финансы муниципальных бюджетов.Глава 2. Анализ содержания территориального планирования2.1 Уровни территориального планированияК методам планирования использования земельных ресурсов и объектов недвижимости относится также территориальное планирование.Как мы уже определили в параграфе 1.2 территориальное планирование — это планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения.Из определения следует, что территориальное планирование осуществляется на трех административно-территориальных уровнях: на федеральном (уровень Российской Федерации), региональном (уровень субъектов РФ) и местном (уровень муниципальных образований) (рис. 2.1).Рис. 1.1 Система территориального планированияГрадостроительный кодекс Российской Федерации определяет, что документы территориального планирования подразделяются на [2]: документы территориального планирования Российской Федерации;документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования носят стратегический, долгосрочный характер. Так, схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. При этом на протяжении периода их утверждения возможно внесение коррективов в эти документы. Документы территориального планирования состоят из двух основных частей: положения о территориальном планировании; карты планируемого размещения объектов. Помимо положений и карт к схемам территориального планирования прилагаются материалы по их обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Процесс территориального планирования предполагает установление нормативов градостроительного проектирования. Нормативы градостроительного проектирования – это совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными градостроительным Кодексом, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.2.2 Объекты и субъекты территориального планированияОбъектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.Объектами территориального планирования являются [16, с. 65]:территории администраций, административных районов, областей, краев, республик;зоны размещения отраслей экономики;природные территории и территориальные зоны с ограничениями в использовании (районы добычи полезных ископаемых и др.);территории национальных сообществ.Субъектами и землеустройства и территориального планирования выступают органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.При разработке схемы землеустройства, под анализом использования земельного фонда региона, понимается сбор материалов по распределению земель по категориям, угодьям, землепользованиям, формам собственности, оценка природных условий региона, оценка качественного состояния земельных угодий.Для анализа ресурсного потенциала территории, исследуемой при территориальном планировании, характерна социально-экономическая оценка региона, нежели земельно-ресурсная.Схемой территориального планирования предусматривается введение в строй новых объектов капитального строительства, что позволяет своевременно зарезервировать площади для дальнейшего отвода земельного участка для реализации проекта. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в процессе градостроительной деятельности, одним из видов которой и является территориальное планирование.Таким образом, на базе землеустроительной и градостроительной документации формируется система государственного планирования и рационального использования земель.По сути, планирование - это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель.Планирование и организация рационального использования и охраны земель - одна из основных задач Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Целью планирования и организация рационального использования и охраны земель является совершенствование распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшение организации территории и определение иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.Дополнительное развитие институт территориального планирования получил после принятия Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, в соответствии с которым «территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий».Территориальное планирование, как уже было указано, является одним из видов градостроительной деятельности. Согласно ст. 9, п. 1 ГК РФ «территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».Территориальное планирование способствует достижению ряда целей [7, с. 154].Экономическая цель заключается в повышении эффективности региональной и муниципальной экономик при оптимизации затрат в производственную и социальную сферы.Социальная цель заключается в обеспечении конституционных, социальных прав и гарантий при использовании социальных стандартов и норм.Цель формирования среды обитания достигается в процессе улучшении застройки и планировки поселений и межселенного пространства, оптимизации размещения инженерных и транспортных коммуникаций, охраны и улучшения окружающей среды, создания инженерной защиты поселений и коммуникаций от природных и техногенных катастроф.Если исходить из интересов государства, призванного создать благоприятные условия для проживания населения (благоприятная среда обитания, в том числе экологическая безопасность, обеспечение рабочими местами и социальной инфраструктурой, создание развитой инженерной, транспортной инфраструктур, оборудованные места для рекреации и пр.), то вполне правомерно рассматривать территориальное планирование как важнейший элемент процесса управления территорией, без которого этот процесс не может осуществляться, хоть сколько-нибудь эффективно. Кроме того, территориальное планирование определяет цели регионального развития.Территориальное планирование не только создает базу для разработки стратегии регионального развития, но и отражает последствия неадекватного управления, т.е. является своеобразным «барометром», показывающим необходимость уточнения или смены стратегического курса развития региональной экономики. Следовательно, схемы территориального планирования - не разовый акт, а постоянно действующий способ контроля развития территории, мониторинга социально-экономического и экологического развития субъекта РФ. Такие функции территориального планирования в полной мере отвечают принципам устойчивого развития, предотвращают возникновение опасных территориальных диспропорций в региональной экономике.2.3 Методы территориального планированияК методам территориального планирования относятся (рис. 2.2) [10, с. 56]: Рис. 2.2 Методы территориального планированияРассмотрим каждый из них:1. Метод экспертных оценок:Сущность:принятие решений в условиях дефицита информации;принятие решений посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы.Решаемые задачи:разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления АТО;определение перечня возможных вариантов территориального развития АТО и отдельных отраслей;определение возможных интервалов времени достижения перспективных технико-экономических показателей схемы территориального планирования.2. Экономико-статистический метод:Сущность:выражение связи прогнозируемого показателя с основными влияющими на него факторами;возможность получения обоснованных вариантов прогноза для различных значений определяющих факторов, гипотез развития экономики.Решаемые задачи:подготовка предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности;оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе.3. Метод экстраполяции:Сущность:продление на будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом году;прогнозируемый показатель формируется под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по которым отсутствует информация;ход изменения прогнозируемого показателя связывается не с факторами, а с течением времени, что проявляется в образовании одномерных временных рядов.Решаемые задачи:подготовка предложений по перераспределению земель по отраслям экономики, формам собственности;определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям.4. Балансовый методСущность:установление и соблюдение пропорций при распределении земель по категориям и угодьям;учет, отчетность и оценки землепользования;координация и увязка всех показателей, характеризующих состав и соотношение земель.Решаемые задачи:определение по периодам динамики перераспределения земель по отраслям экономики, категориям и угодьям;обеспечение единства и сбалансированности всех частей и разделов схемы территориального планирования;выявление резервов землепользования и территориального развития;предупреждение и преодоление отдельных диспропорций в использовании земель.5. Экономико-математический методСущность:установление оптимального уровня интенсивности и использования земли на перспективу;определение оптимального значения технико-экономических показателей схемы территориального планирования при заданных условиях и факторах развития.Решаемые задачи:упорядочение территориальной структуры отраслей экономики региона, землепользований и землевладений;оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по территориальному планированию в регионе;определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме;формирование фонда перераспределения земель и иных спецфондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, военнослужащих для предоставления в целях садоводства и т.п., для продажи на аукционах и конкурсах;улучшение застройки и планировки поселений и межселенного пространства;рациональная прокладка коммуникаций и инфраструктурное обустройство дорог.6. Метод районирования и зонирования территорииСущность: выявление единиц районирования и зонирования территории различного порядка (пояса- зоны- округа- районы- ареалы).Решаемые задачи:адаптация унифицированных способов, форм и технологий использования и охраны земель в разрезе единиц районирования и зонирования территории региона;разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий.Глава 3. Проблемы территориального планирования на примере Ленинградской области3.1 Ленинградская область как объект территориального планированияЛенинградская область — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района.Площадь территории равняется 83 908 км², что составляет 0.49 % площади Российской Федерации. По этому показателю область занимает 39-е место в стране. С запада на восток область протянулась на 500 км, а наибольшая протяжённость с севера на юг составляет 320 км. Численность населения на 2016 год составляет — 1 778 857 чел. Область образована в результате административно-территориальной реформы 1 августа 1927 года. Исторически ей предшествовала Ингерманландская губерния, образованная в 1708 году. Граничит:на севере — с Республикой Карелия;на востоке — с Вологодской областью;на юго-востоке — с Новгородской областью;на юге — с Псковской областью;С запада территория области омывается водами Финского залива.Ленинградская область — единственный субъект Федерации, органы власти которого полностью располагаются на территории другого субъекта. Место нахождения высших органов государственной власти – город Санкт-Петербург. Санкт-Петербург не входит в состав области, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации. С 1 января 2006 года в результате реформы местного самоуправления административно-территориальное деление Ленинградской области осуществляется по двухуровневой системе. Территориальным образованием первого уровня является городское (сельское) поселение. Второй уровень административно-территориального деления — муниципальный район (городской округ). Ленинградская область включает в себя 217 муниципальных образований: 1 городской округ,17 муниципальных районов, в состав которых входят: 61 городское поселение;138 сельских поселений.Территориальное планирование в Ленинградской области направлено на определение назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий региона, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации и муниципальных образований.Не трудно заметить, что подавляющая часть факторов носит ярко выраженный географический характер. Если учесть, что в данном случае речь идёт не о генеральных планах развития городов, в создании которых главную роль играет архитектура, а о схемах территориального планирования, основывающихся на учёте совокупности факторов, отражающих специфику территории, то можно сделать вывод о том, что все они должны рассматриваться с географической точки зрения. Термин «территориальное планирование», введённый в обиход Градостроительным кодексом Российской Федерации, нельзя отождествлять с другими видами градостроительной деятельности: градостроительным зонированием, планировкой территории и архитектурно-строительным проектированием. Но в то, же время и эти виды градостроительной деятельности нельзя рассматривать изолированно от территориального планирования. Современные схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, в том числе и Ленинградской области в какой-то степени вбирают в себя элементы районных планировок краёв, областей, автономных республик, разрабатываемых в СССР. В 2019 году Ленинградская область смогла обеспечить устойчивый экономический рост и социальную стабильность.По итогам 2020 года Ленинградская область укрепила свое место в ТОП-20 субъектов Российской Федерации по объемам промышленного производства и сельского хозяйства, выполненных работ по строительству и вводу жилых домов, обороту розничной торговли и уровню безработицы. Это подтверждается ключевыми показателями развития:1. Ленинградской области, не являющейся сырьевым регионом, удалось за счет развития обрабатывающей промышленности обеспечить рост промышленного производства в течение последних трех лет: индекс промышленного производства в 2017 г. – 100,2%, в 2018 году - 104,9%, в 2019 году - 104,8%.2. В течение последних лет стабильный рост демонстрирует оборот розничной торговли: в 2019 году он достиг отметки в 439 млрд. рублей (104,5% к уровню 2018 года).3. 2020 год охарактеризовался значительным ростом строительства на 44,9% на фоне общероссийского роста на 0,6%. За 2020 год по виду деятельности «строительство» выполнено работ на сумму 251,9 млрд. рублей.Достижения и успехи Ленинградской области в 2020 году подтверждаются независимыми рейтингами:3 место в демографическом рейтинге регионов РФ по версии агентства «РИА Рейтинг»;8 место в рейтинге агентства «РИА Рейтинг» по качеству жизни населения;9 место в рейтинге агентства «РИА Рейтинг» социально-экономического положения субъектов Российской Федерации;13 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.Население. Среднегодовая численность постоянного населения Ленинградской области в 2020 году составила 1861,9 тыс. человек. По сравнению с 2019 годом численность населения области увеличилась на 31 тыс. человек, или на 1,7%. Число родившихся в 2020 году составило 13,5 тыс. человек (за 2019 год - 13,9 тыс. человек), коэффициент рождаемости сложился на уровне 7,2 родившихся на 1000 населения. Число умерших в 2020 году составило 23,4 тыс. человек (в 2019 году составило 23,6 тыс. человек), коэффициент смертности составил 12,5 человек на 1000 населения. Естественная убыль населения в 2020 году составила (-9876) человек, коэффициент – (-5,3) человек на 1000 населения.Рост численности населения в 2020 году произошел за счет миграционного прироста. Миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения и превысил ее в 2,8 раза и составил 37,9 тыс. человек (в 2019 году - 43,7 тыс. человек).Валовой региональный продукт. По оценке 2020 года объем ВРП вырастет до 1178,5 млрд. руб., прирост составит 2,8% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В 2020 году объем ВРП составил 1215,1 млрд. руб. и с выходом по реальной динамике на уровень 2019 года (100,1%) в результате ожидаемого снижения активности в промышленности, строительстве и сфере потребительских услуг и положительной динамики развития транспорта и торговли, сельского хозяйства и услуг в сфере здравоохранения.Основная часть валового регионального продукта (около 80% от общего объема) создается в реальном секторе экономики: промышленном производстве, строительстве, на транспорте и связи, в оптовой и розничной торговле и сельском хозяйстве. Промышленное производство. В 2020 году индекс промышленного производства по полному кругу предприятий к соответствующему периоду предыдущего года составил 104,8%.Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем основным видам промышленной деятельности в январе-декабре 2020 года составил 1284,8 млрд. рублей или 105,4% к уровню января-декабря 2019 года в действующих ценах. Наибольший прирост объема отгруженной продукции по итогам 2020 года отмечается в производстве текстильных изделий (на 20,0%), в производстве химических веществ и химических продуктов (на 26,2%), а также в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (на 26,8%).Сельское хозяйство. В 2020 году объем производства продукции сельского хозяйства в Ленинградской области составил 103,0 млрд. рублей и по сравнению с 2019 годом увеличился на 1,6%.Агропромышленный комплекс Ленинградской области остается основным производителем продуктов питания всего СЗФО. Область сохраняет свои лидирующие позиции по производству продукции животноводства: яйца - 1 место по России и 1 место по СЗФО, мяса – 12 и 1 места соответственно, молоко – 16 и 1 места соответственно.Строительство. В 2020 году по виду деятельности «строительство» выполнено работ на сумму 252,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 44,9% больше соответствующего периода предыдущего года. Организациями различных видов деятельности выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на сумму 358,5 млн. рублей.Средняя обеспеченность одного жителя Ленинградской области общей площадью жилья за 2020 год составила 29,7 кв.м. В течение последних лет данный показатель стабильно увеличивается, что отражает улучшение состояния жилищного фонда.Ленинградская область занимает лидирующие позиции в области жилищного строительства по Северо-Западному Федеральному округу.Объемы ввода жилья в Ленинградской области с каждым годом увеличиваются, так в 2020 году на территории области планировалось ввести в эксплуатацию 2 917,0 тыс.кв. м, по итогам года план по вводу жилья выполнен на 100,5%, введено в эксплуатацию 2 930,22 тыс.кв. м, в том числе индивидуально-жилищное строительство (ИЖС) 1 390,25 тыс.кв.м.Торговля и услуги населению. В 2020 году оборот розничной торговли составил 436,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,0% больше уровня 2019 года; оборот общественного питания составил 18,9 млрд. рублей или 107,1%; объем платных услуг, оказанных населению, составил 83,6 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с 2019 годом на 1,1%.Показатель доли торговых сетей в обороте розничной торговли вырос по сравнению с 2019 годом на 2% (с 70% до 72%). При этом доля малых и средних предпринимателей в обороте розничной торговли сохранилась на уровне 2019 года - 9% и 1% соответственно.В структуре оборота розничной торговли удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в 2020 году составил 47% (в 2018 году - 48%), непродовольственных товаров – 53% (52%).Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот Ленинградской области за 2020 год составил 10 763,5 млн. долларов США. По сравнению с 2019 годом снижение товарооборота составило 4%, при этом импорт сократился на 5%, экспорт – на 4%. Коэффициент покрытия импорта экспортом – 174%.Также 92,2% товарооборота приходится на страны дальнего зарубежья, 7,8% – на страны СНГ.Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2020 году составил 419,1 млрд. руб. или 76,1% по отношению к 2019 года в сопоставимых ценах.Денежные доходы населения. В 2020 году денежные доходы на душу населения составили 32 464 рублей, что к уровню 2019 года составляет 101,3%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2020 году по данным Петростата составила 46 387 рублей, или 106,3% к 2019 году. Основные параметры государственных программ Ленинградской области. В 2020 году было предусмотрено финансирование 16 государственных программ Ленинградской области в объеме 145,2 млрд. рублей (в 2019 году – 125,9 млрд. рублей) за счет средств всех источников (в соответствии с утвержденными государственными программами Ленинградской области).Расходы областного бюджета на государственные программы Ленинградской области с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составили 94,4% от общего объема расходов областного бюджета Ленинградской области или 133,1 млрд. рублей (в 2019 году программные расходы составили 94% или 119,8 млрд. рублей). Фактическое финансирование государственных программ Ленинградской области из всех источников составило 139,3 млрд. рублей или 96% от запланированного объема финансирования по программам на год (в 2019 году – 122,1 млрд. рублей или 97%).Финансирование из областного бюджета Ленинградской области осуществлялось по всем 16 государственным программам и составило 122,5 млрд. рублей или 98% (в 2019 году – 109,2 млрд. рублей или 97%) от запланированного на год объема финансирования.3.2 Проблемы территориального планирования на примере Ленинградской областиВ целях выяснения проблем, сдерживающих развитие, а также выявления возможностей более эффективного использования имеющихся ресурсов для обеспечения высоких темпов развития Ленинградской области в сфере архитектуры и градостроительства осуществлен анализ по методике SWOT. В SWOT-анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития архитектуры и градостроительства рассматривались, прежде всего, с точки зрения места архитектуры и градостроительства в реализации целей социально-экономического развития региона. В качестве возможностей для совершенствования архитектуры и градостроительства выделялись факторы, определяющие перспективы развития и потенциал увеличения вклада в реализацию целей региона. В качестве угроз для архитектуры и градостроительства рассматривались внешние и внутренние факторы, которые могут препятствовать реализации потенциала развития. Таблица 3.1 SWOT-анализ реализации территориального планирования в Ленинградской области:Сильные стороны (S)Слабые стороны (W)1.Наличие схемы территориального планирования Ленинградской области и схем территориального планирования муниципальных районов, входящих в состав Ленинградской области. 2. Выгодное геополитическое расположение региона, уникальные природно-климатические условия. 3. Развитая транспортная инфраструктура: разветвленная сеть автомобильных и железных дорог с наличием складской инфраструктуры. 4. Развитые рекреационные территории со сложившейся инфраструктурой, уникальные исторические поселения. 5. Инвестиционная привлекательность (наличие природных, промышленных, аграрных, туристско-рекреационных, лечебно-оздоровительных и трудовых ресурсов). 6. Планирование и прогнозирование инвестиций в развитие региона на основе реестра инвестиционных площадок различного назначения. 7. Реализация на территории Ленинградской области государственной программы «Стимулирование экономической активности в Ленинградской области». 8. Обширная сеть объектов социальной и инженерной инфраструктуры. 9. Ежегодный прирост ввода жилья на территории региона. 10.Увеличение объемов индивидуального жилого строительства. 11. Ответственность муниципалитетов за разработку и своевременное редактирование градостроительной документации.1. Инженерная инфраструктура требует реконструкции. 2.Высокие ставки за подключение к инженерным сетям; 3. Значительная часть существующих объектов рекреационного и оздоровительного назначения нуждается в модернизации. 4. Отсутствие единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, позволяющей обеспечить общую информированность органов власти, заинтересованных лиц и инвесторов.5. Обустройство общих зон населенных пунктов. 6. Требуется реконструкция и модернизация объектов социального назначения. 7. Дефицит резервных территорий в границах населенных пунктов для промышленных и жилых зон. 8. Увеличение нагрузки на дорожно-транспортную сеть в связи с увеличением ввода в эксплуатацию жилищного строительства на территориях, граничащих с Санкт-ПетербургомВозможности (О)Угрозы (T)1. Развитие единой региональной информационной системы осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. 2. Ведение строительных работ на территории без отрыва от развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. 3. Системное привлечение инвестиций в экономику региона. 4. Профессиональная подготовка специалистов – архитекторов для работы в органах местного самоуправления. 5. Развитие социальной инфраструктуры по принципу ступенчатости обслуживания и обеспечение населения полным комплексом услуг в пределах групповых систем населенных мест с определенным уровнем концентрации объектов так называемой «межселенной социальной инфраструктуры» в отдельных центрах. 6. Получение государственной (федеральной) поддержки в целях реализации крупных инженерных и инфраструктурных проектов на территории Ленинградской области1. Повышенный риск обводнения грунтовыми водами и заболачивания части территорий. 2. Самовольное строительство и снижение надежности зданий и сооружений, неблагоприятные воздействия на соседние строения. 3. Перепрофилирование предприятий и нарушение баланса имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов. 4. Возможные экологические последствия от освоения новых территорий при отсутствии документов территориального планирования. 5. Снижение инвестиционной привлекательности региона из-за отсутствия информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.Ознакомившись с данным анализом, мы видим, что в Ленинградской области имеются, как положительные стороны реализации территориального планирования, так и немало проблем. Рассмотрим, как могут быть использованы сильные стороны и что необходимо сделать для того, чтобы выявленные угрозы не привели к кризисным проблемам.В результате исследования проблем реализации территориального планирования Ленинградской области, мы приходим к выводу, что труднее назвать те организации и структуры, которые не задействованы в процессе регулирования деятельности по территориальному развитию. Но даже при такой интенсивной деятельности остаются нерешёнными, а зачастую и незамеченными некоторые проблемы, в разной степени, влияющие на эффективное пространственное развитие региона. Подводя итог, необходимо сгруппировать и перечислить выявленные проблемы в работе по управлению территорией Ленинградской области:Организационные – связанные с реализацией управленческой деятельности по территориальному планированию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации:Взаимодействие органов исполнительной власти по согласованию документов территориального планирования различных уровней;Организация комплексного развития территорий, в том числе зон с особыми условиями использования территории;Решение задач рационального использования природно-ресурсного потенциала региона и охраны окружающей среды;Контроль над рациональным использованием территории;Обеспечение функционального зонирования территорий с учетом сложившейся хозяйственной специализации;Неконтролируемое дачное и коттеджное строительство без необходимых социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;Игнорирование географических аспектов при организации территориального планирования;Деструктурированность застройки, выраженная в наличии незастроенных участков, диссонирующих объектов, некапитальной точечной застройкой.Деградация и потеря сельскохозяйственных земель, в том числе вследствие перевода в иные категории;Технические – совокупность практических факторов, оказывающих негативное влияние на социально-экономическое положение территории, для решения которых необходимо провести целенаправленные действия по улучшению и модернизации объектов инфраструктуры:Износ инженерных сетей;Перенагрузка старых и ввод в эксплуатацию новых транспортных магистралей;Экономические – оказывающие влияние на экономическую политику региона, её развитие, особенно в условиях сложившейся экономической ситуации:Снижение инвестиционной привлекательности региона из-за отсутствия информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;Зарегистрированный уровень безработицы;3.3 Предложения по решению проблем реализации территориального планировании в Ленинградской областиЧтобы процесс управления земельными ресурсами в Ленинградской области происходил слаженно в ситуации, когда вертикаль управления в России выстроена, не вполне качественно, необходимы механизмы взаимообмена информацией и работа в едином информационном поле.Для оперативного реагирования на проблемы территориального планирования и осуществления его качественной реализации на территории Ленинградской области, очень остро стоит задача систематизации информации, информационном обмене между организациями и структурами на различных уровнях власти, осуществляющими регулирование планировки и застройки. Считаем, что на современном этапе решение этих задач возможно в результате работы региональной информационно-аналитической системы управления территориальным развитием региона. Создание такой системы может быть осуществлено в четыре этапа:первый этап: Разработка нормативного и методического обеспечения;второй этап: Своевременный сбор актуальной информации об объектах: ПТК; социально-экономической, транспортной, инженерной инфраструктур; недвижимости, а так же ее инвентаризация; промышленного назначения; сельскохозяйственного назначения;третий этап: Создание реестров и дежурных карт для мониторинга объектов градостроительной деятельности и недвижимости, в том числе мониторинга опасных природных и техногенных явлений;четвертый этап: Создание специального программного обеспечения и ввод системы в эксплуатацию.В тоже время не стоит забывать и о сохранении окружающей среды. Наглядным примером игнорирования географических аспектов при организации территориального планирования является, известный многим, полигон для утилизации токсичных отходов «Красный бор», в Тосненском районе Ленинградской области. На данный момент, на полигоне находится около 2 млн. тонн токсичных отходов, и их количество растёт. Могильник почти исчерпал предназначенную для него площадь и представляет экологическую угрозу не только для Тосненского района, но и для Ленинградской области и Санкт-Петербурга в целом. Если бы в 1968 году более детально задумались над вопросом территориальной организации, то пришли бы к простым выводам о неминуемом расширении, тогда ещё, Ленинграда и о том, что глина неспособна удержать весь объём опасных отходов на протяжении столь долгого промежутка времени. Тем более, при непродуманной конструкции приёмных резервуаров.Но оставим технические вопросы и посмотрим, как игнорирование географических аспектов приводит к серьёзным последствиям. На картосхеме показано распространение ареала заражения территории Тосненского района Ленинградской области от расположенного на её территории полигона токсичных отходов.На сегодняшний день, корейской компанией «Korea Environmen tTechnology» уже предложен проект завода по переработке опасных отходов, который рассматривается в комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области. Реализация этого проекта сильно помогла бы экологической ситуации региона в перспективе. И, если проект не будет реализован, то в любой момент может создаться критическая ситуация, предпосылки к которой уже случались. Требуется непрерывность процесса по созданию и корректировке документации и мониторинга состояния градостроительных систем по управленческим воздействиям на общую территорию. Одновременно необходимо снижение уровня бюрократии и разграничение полномочий между исполнительной властью Ленинградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований. Необходимо ввести мораторий на изменение категории и вида разрешённого использования на оставшиеся земельные участки сельскохозяйственных угодий, как наиболее ценных для ведения сельскохозяйственной деятельности. Такие переводы должны осуществляться в исключительных случаях и только для земельных участков, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям. При застройке жилых зон должно предусматриваться ведение грамотного девелопмента, выраженного в комплексной застройке территорий, передаваемых под жилищное строительство.Опираясь на анализ использования организационно-экономических инструментов, можно сформулировать требования к территориальным планировщикам: интеграция нормативных и экономических инструментов;правовое закрепление ограничений и прав пользователей;дифференциация объектов и территорий по ценности;выделение охранных зон и зон реконструкции, как районов сохранения и развития отдельных территориальных комплексов;сохранение земель сельскохозяйственного назначения;наиболее конструктивный анализ количественных данных.На федеральном уровне необходимо сформировать концепцию развития территориального планирования Российской Федерации в целом, основной задачей которой будет являться определение стратегических направлений развития страны. При этом должны быть рассчитаны все социально-экономические и природно-экологические параметры развития всех регионов и, соответственно, страны в целом.После окончания разработки схемы пространственного планирования всей территории Российской Федерации, необходимо произвести корректировку схем территориального планирования регионов на уровне федеральных округов. После чего разработать схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и, одновременно, вести создание схем территориального планирования муниципальных образований, параллельно координируя и взаимосвязывая формируемые проектные документы в единой информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, позволяющей обеспечить общую информированность органов власти, заинтересованных лиц и инвесторов.Документы территориального планирования муниципальных районов Ленинградской области (схемы территориального планирования, генеральные планы поселений, генеральный план Сосновоборского городского округа, а так же проекты указанных документов, прав землепользования и застройки) необходимо проанализировать и привести в соответствие со схемой территориального планирования Ленинградской области, в целях выявления несоответствий. При этом будет разумным снижение уровня бюрократии и разграничение полномочий между исполнительной властью Ленинградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований.Так же требуется организовать единую систему повышения квалификации и переподготовки специалистов в области землеустройства, девелопмента, архитектуры и градостроительства.ЗаключениеПо результатам написания курсовой работы можно сделать следующие выводы:1. Территориальное планирование - планирование различных территорий, для установления функциональных зон, определение планируемого размещения объектов различного значения (федерального, регионального, местного).2. Перечень объектов различного значения может определяться 3 способами: а) законодательно - с перечислением характеристик соответствующих объектов; б) определение этих объектов в процессе территориального планирования; в) сочетание двух первых считается наиболее оптимальным.3. Градостроительная документация разрабатывается с учетом того, что ее реализация - сложный процесс, развивающийся во времени и в пространстве.4. Значительное место в Кодексе уделено регламентации территориального планирования. Оно должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.5. Принципы территориального планирования направлены на сохранение и повышения качества жизни населения района. Что подразумевает обеспечение для населения равного доступа к социальным и экономическим благам, обеспечение социальной устойчивости за счет развития образования, здравоохранения, учреждений досуга и обеспечение доступа к оплачиваемому труду.6. Ленинградская область — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района.7. Территориальное планирование в Ленинградской области направлено на определение назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий региона, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации и муниципальных образований.Список использованных источниковНормативно-правовые актыРоссийская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 13.05.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 16.05.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. 3. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006 № 200-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 13.05.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ: [ред. от 07.02.2011]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. ЗаконодательствоРоссийская Федерация. Законы. О землеустройстве. [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 18.06.2001 №78-ФЗ: [ред. от 23.07.2008]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.Российская Федерация. Законы. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 25.06.2002 №73- ФЗ: [ред. от 22.08.2004]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство.Основная литератураБезбородова, А. А. Проблемы реализации территориального планирования на муниципальном уровне / А. А. Безбородова, Л. Р. Шакирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 154-156.Береговских, А. Н. Комплексный подход к управлению градостроительным развитием территорий / А. Н. Береговских. // Землепользование. – 2011. – № 10. – С. 44–50.Вильнер, М. Я. Методологические подходы и некоторые методики анализа и комплексной оценки территории в территориальном планировании: [о городе как об уник. социокультур. пространстве] / М. Я. Вильнер // Вестник «Зодчий. 21 век». – 2009. – № 1 (30). – С. 16–23.Груздев В. М. Территориальное планирование. Теоретические аспекты и методология пространственной организации территории [Текст]: учеб. пос. для вузов / В. М. Груздев; Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 146 с.Каменских, Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнёрство в системе регионального развития: Учебное пособие / Н.А. Каменских. - М.: Инфра-М, 2018. - 189 c.Каменских, Н.А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнёрство в системе регионального развития: Учебное пособие / Н.А. Каменских. - М.: Инфра-М, 2018. - 304 c.Митягин, С. Д. Территориальное планирование и районная планировка / С. Д. Митягин // Промышленное и гражданское строительство. – 2007. – № 1. – С. 13–15.Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник / Р.А. Попов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 c.Разработка стратегического выбора муниципального образования: уч. пособие / авт. кол. под рук. К.Н. Знаменской. М.: РНЦГМУ, 2004. – 356 с. Рисин, И.Е. Региональное управление и территориальное планирование (для бакалавров) / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. - М.: КноРус, 2018. - 286 c.Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - м.: тандем, 2008. - 440с.Щербина, Е.В. Муниципальное управление и территориальное планирование / Е.В. Щербина. - М.: МГСУ, 2019. – 597 c.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.