это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4161352
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста 6
1.2 Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Роль дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста 13
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности по развитию уровня цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1 Исследование уровня развития цветовосприятия у детей 5-6 лет. 21
2.2 План деятельности (проект программы) педагога по развитию цветовосприятия у детей 5-6 лет. 27
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 43
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие цвета является неотъемлемой частью развития человека. Благодаря цвету человек воспринимает мир красочно, гармонично, цвет помогает идентифицировать предметы. Также он является средством выражения красоты, главным предметом и инструментом живописи. Восприятие цвета, умение различать и группировать цвета, оттенки, соотносить, смешивать их – все это является обязательным этапом сенсорного развития ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка основывается на сенсорном развитии как одном из важных составляющих элементов. Оно имеет основополагающее значение для развития познавательных процессов и многих видов деятельности.В период дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. С помощью нее ребенок легче усваивает изучаемый материал, учится новому. В связи с этим эффективным средством развития когнитивных функций и познавательных процессов является дидактическая игра. Исследованием развития цветовосприятия у детей занимались многие ученые, педагоги и психологи: Лебедева В.С., Выготский Л.С., Демидова О.Л., Катрань О.Н., Гнайкова Н.В., Дмитриев Н.А., Васильева О.В., Тимофеева А.С. и другие.Исследования ученых в области детского цветовосприятия подтверждают необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по развитию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Вместе с тем, существующая в детских садах система работы с детьми в области изобразительной деятельности не обеспечивает развития чувства цвета, как одного из условий, необходимых для развития творчества и личности ребенка в целом.На основании вышеизложенного была определена тема исследования: Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.Объект исследования: процесс развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: дидактические игры как средство развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.Цель исследования: проектирование деятельности педагога по развитию цветовоспрития у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.Задачи исследования: Рассмотреть особенности развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.Определить влияние дидактических игр на развитие цветовоспрития у дошкольников.Провести исследование уровня развития цветовосприятия у детей 5-6 лет, проанализировать результаты. Разработать план работы педагога по развитию цветовосприятия у детей 5-6 лет.Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие цветового восприятия детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если реализовать психолого-педагогическое сопровождение развития их цветовосприятия через систему дидактических игр и упражнений.Организация исследования: исследование проведено на базе ________________________В исследовании приняли участие десять респондентов в возрасте 5-6 лет. Теоретические основы исследования: методики В.С. Терентьевой, Л.Б. Бубновой, Н.Г. Власовой, Н.И. Непомнящей, М.Н. Перовой, И.В.Чумаковой, Л.С. Выготского. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой.Методы исследования:- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение, синтез, индуктивные и дедуктивные методы);- эмпирические методы (методы психолого-педагогической диагностики). Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы педагогами для развития цветовосприятия у детей в возрасте 5-6 лет. Разработанный план может быть внедрен в учебно-воспитательный процесс ДОУ.Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возрастаИзучением возрастных особенностей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: Поддьяков Н., Венгер Л., Икунина З, Леонтьев А. и др.Данный возраст характеризуется появлением новых образований, развитием произвольности психических функций, таких как: восприятие, мышление, внимание, память и т.д. Совершенствуется способность управлять поведением, формируется самооценка, происходят изменения в самосознании.Появление и развитие произвольности психических процессов основополагающее изменение в поведении ребенка. Ребенок учится изменять не предметную среду вокруг, а контролировать свою деятельность.В данный возрастной период продолжается физическое и психическое развитие. Умственное развитие тесто взаимосвязано с умственным развитием, на основании его происходит всестороннее развитие ребенка. Стремительными темпами происходит нравственное, эстетическое, социальное развитие.В возрасте 5-6 лет продолжается активное совершенствование речи ребенка. Ребенок осознанно произносит звуки и слова, ясно, отчетливо. Словарный запас становится богаче, ребенок может свободно общаться. Верно использует грамматические категории и формы. Речь становится выразительная, наполнена эпитетами, высказывания более интересные.Общение становится отдельным видом деятельности. К данному возрастному периоду появляется внеситуативно-личностная форма общения. Ее отличительной особенностью является потребность в сопереживании, взаимопонимании, ведущими становятся личностные мотивы в общении. Взаимодействие со сверстниками становится целенаправленным, внесутаативным, формируются предпочтения и дружеские предпочтения [9, с. 26].Развитие личности в период старшего дошкольного возраста характеризуется освоением новых знаний, потребностей, качеств. Происходит всестороннее развитие личности ребенка: волевое, эмоциональное, интеллектуальное, волевое.Выготский Л.С. и Запорожец А.В. - советские психологи неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, причем последняя очень эмоциональна. В этот период вместо познавательного типа общения детей и взрослых на первый план выходит личное общение, основанное на интересе к человеческим отношениям. Старший дошкольник в целом правильно понимает, что ему нравится и не нравится в поведении взрослых, адекватно оценивает качество своих действий и индивидуальные особенности своей личности. Самооценка формируется у детей в конце дошкольного возраста. Его содержанием является состояние практических навыков и нравственных качеств ребенка, которые выражаются в следовании установленным в данном коллективе нормам поведения. В целом уверенность в себе дошкольника очень высока, что помогает ему без сомнений и страхов осваивать новые виды деятельности, включаться в учебную деятельность при подготовке к школе и т. д.Конструирование, лепка, рисование становятся наиболее свойственными дошкольнику занятиями. В данный возрастной период активно формируются трудовые навыки. Применяя которые ребенок осознает, что делает значимое и важное дело. Имеющиеся навыки самообслуживания, помогают детям принимать участие в конкурсах, совместных делах с взрослыми. Трудовые навыки совершенствуется и ребенок может уже переходить от ситуативных поручений к постоянным обязанностям. К ним могут относиться: вытирать пыль, расставлять книжки и предметы, поливать растения, мыть за собой посуду, складывать игрушки. [8, с. 11] В возрасте 5-6 лет активно развивается фантазия и воображение, ребенок увлеченно играет, вживается в роли. Но целенаправленное фантазерство вызывает трудности и дается нелегко. Ведущий вид деятельности- сюжетно-ролевая игра. Именно она помогает ребенку прожить разные модели поведения и роли, сформировать необходимые качества, с которыми дошкольник пойдет в школу.Значительные изменения происходят во всех сферах интеллектуального развития ребенка в дошкольном возрасте. Как и в других возрастах, дети осваивают широкий круг деятельности - игру, труд, производство, работу по дому, общение, формируются их технические стороны и мотивационные цели. Главным результатом развития всех видов деятельности является овладение моделированием центральных психических способностей (Л. А. Венгер) и формированием произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).К шести годам у ребенка уже вырабатывается механизм сопоставления воспринимаемой действительности со словами учителя, и в результате снижается его способность вдохновлять. Дети умеют отстаивать свою точку зрения и разбираться в ситуации в комиксах. Согласно исследованиям, старшие дошкольники более самокритичны и требовательны к новым учебным занятиям, чем младшие дошкольники в типичных жизненных обстоятельствах. Значительные изменения личности ребенка связаны с изменением его самовосприятия.Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возрастаПо мнению К.Д. Ушинского, ребёнок мыслит красками, звуками, ощущениями. Необходимо развивать и обогащать эти восприятия. Многообразие цветовой палитры помогает ребенку формировать мировоззрение, развивать активный словарный запас, идентифицировать предметы по критериям [21, с. 45]. Зрительный аппарат у дошкольников еще продолжает формироваться, что является особенностью восприятия. Изучая окружающий мир, ребенок осваивает цвета, закономерности, искусство, культуру. Учится систематизировать цвета, у него формируются эталоны цвета, Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и формируется представление о многообразии цветов [16, с. 33]. Цвет – это характеристика предметов, для детского возраста считается достаточно сложной. Осложняется цветовосприятие тем, что осуществляется только с помощью зрительного восприятия. Это отличает его от восприятия формы, запаха, которые можно идентифицировать с помощью других органов чувств [2, с. 9].Цветовосприятие – это способность зрения воспринимать и преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное ощущение [2, с. 9].Задачей воспитателей и психологов в дошкольном образовательном учреждении является научить ребёнка воспринимать и различать цвета. Особенности восприятия в возрасте 5-6 лет:1. Имеют слабое развитие цветовосприятия и умения работы с цветом.2. Восприятие опирается на систему перцептивных действий, систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребёнок сравнивает предметы.3. Воображение позволяет мысленно выполнять некоторые действия: переворачивание предмета; прикладывание; измерение. Данные действия с предметом позволяют формировать полный образ предмета, запоминать детали, соответствия предметов друг с другом и находить отличия. Когда образы становятся системными дошкольник становится более наблюдательным и запоминает отличия. Накопленные перцептивные действия позволяют дошкольнику легко и с интересом изучать новое. Перцептивные действия становятся активным инструментом сознания. Перцептивные действия осуществляются быстро, в уме, человек распознает знакомые запахи, предметы, видит отличия и сходства. Восприятие модернизируется в психические процессы. Развивается произвольное мышление. Оно становится направленным на познание связи причины и следствия, внутренних особенностей предметов, выявление закономерностей [25, с. 126].В дошкольном образовательном учреждении развитие цветовосприятия реализуется по двум направлениям: как развитие сенсорного восприятия, чтобы ребенок мог определять цвета, умея ориентироваться в окружающем мире и как развитие изобразительного искусства., прививая умения переносить цвет на рисунок. В старшем дошкольном возрасте дети должны уметь:Выполнять цветовые сочетания (начинать лучше с черно – белой гаммы, со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет).Использовать сочетания ярких цветов.Сочетать яркие цвета [25, с. 134].В возрасте 5-6 лет дошкольник уже должен знать оттенки цветов, различать их и называть. К примеру, ребенок может различить, что ель темно-зеленого цвета. Знает такие цвета, как розовый, сиреневый, небо голубое, а бывает и серое. Ребенок в этом возрасте не только хорошо знает основные цвета (см. рисунок 1), но и дифференцирует оттенки цвета (темно-коричневый шоколад, светло-серая шерсть). Так же они уже знают некоторые тона цветов (как правило, от трех до пяти). Например, дошкольник может знать салатный, бирюзовый, лиловый, алый.Рисунок 1. Основные и дополнительные цветаНа основании проведенного анализа опыта обучения детей в детском саду и программ по творчеству, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствуют научно-обоснованные методики регламентирующие деятельность воспитателя по формированию цветовосприятия у детей. Имеющиеся ранее программы XX века таких авторов, как Езикеева В.А., Комарова Т.С., Казакова Т.Г., направлены на обучение ребенка навыкам изобразительной деятельности. Дошкольника обучают осязанию предмета, восприятию его цвета, изучению формы, а потом уже его рисуют. Ф. Фребель придавал особое значение качеству материалов, выбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он считал, что использовать нужно те цвета, которые встречаются в природе. Мария Монтессори считала, что обучать детей цветовосприятию эффективнее при использовании дидактических игр. Несмотря на то, что в работах многих ученых рассматривается тема развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста, вопросы организации самого процесса развития восприятия цвета у дошкольников, на сегодняшний день не решены.1.3. Роль дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей старшего дошкольного возрастаЗрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: целенаправленность, произвольность, навыки зрительного обследования, зрительно-моторные координации, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [2, с. 57].Исследования этапов и закономерностей сенсорного развития у детей дошкольного возраста отражены в работах педагогов и психологов: Усова А.П., Зинченко В.П., Катаева А.А., Венгер Л.А., Поддъяков Н.Н., Запорожец А.В. Именно эти ученые проанализировав данные, изучив опыт, обозначили проблему сенсорно-перцептивного развития детей.В период старшего дошкольного возраста познание мира становится более чувственным. Дошкольник с легкостью устанавливает соотношение между запахом и предметом, формой и предметом.Для дошкольного возраста наиболее эффективным методом коррекционной деятельности является дидактическая игра. С давних пор игра была основным средством развития многих познавательных процессов, в том числе и сенсорного развития. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей [20, с. 26].Дидактические игры выполняют ряд функций в развитии ребенка: это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, а также является средством всестороннего развития личности дошкольника [20, с. 27]. Дидактическая игра является наиболее лучшим средством устранения дефектов, проведения коррекции развития восприятия. Является методом формирования действенного и чувственного опыта. В игре дошкольник развивает лидерские качества, учится брать на себя ответственность, взаимодействовать в группе и т.д.Именно дидактические игры создают положительный эмоциональный фон, обеспечивают многочисленное повторение материала в игровой форме. Формирует у детей положительное отношение к знаниям [1, с. 77].Задача дидактической игры - позволить ребенку получить собственный опыт через познание. Ученые, педагоги (Бондаренко А.К., Сорокина А.И., Венгер Л.А., Артемова Л.В., Аванесова В.Н. и др.) составили структуру дидактической игры: Дидактическая задача. Правила игры. Игровые действия. Целью любой дидактической игры является решение в ходе игры определенной дидактической задачи. Играя, дети решают эту задачу в развлекательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. В дидактической игре представлено игровое действие, в котором используют следующие игровые действия: распределение ролей, неожиданность, загадка, соревнование, движение.Катаева А.А. и Солонков Е.А. разработали систему дидактических игр, направленную на развитие цветовосприятия детей и систематизировали их в 4 группы [20, с. 98].Дидактические игры, направленные на освоение способов усвоения общественного опыта и инструкций педагога.Дидактические игры, направленные на узнавание, выделение, обобщение, форма, величина, цвета. В игровой деятельности дети учатся сопоставлять цвета, наделять цветом. Дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины, целостного восприятия предмета и осознание отдельных частей в этом предмете.Дидактические игры, направленные на запоминание формы, величины, цвета, целостного образа предмета.Процесс развития цветовосприятия был основательно исследован Л.А. Венгером. В период от 4 до 7 лет у ребенка формируются сложные перцептивные связи. Дошкольник мысленно может представлять объекты целиком или делить его на части. Активно развивается художественная, продуктивная деятельность, конструирование. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей [2, с.102]. В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете Л.А. Венгер выделил следующие этапы:1. Отождествление предметов и их идентификация. Дошкольника нужно изначально обучить определять одинаковые предметы и разные, чем они отличаются друг от друга. Так у ребенка будет развиваться способность акцентировать внимание на одинаковых предметах, легко их находить и видеть отличия. Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой – не такой, одинаковый – разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.2. Обучение ребенка находить одинаковый предмет. Привитие навыков ребенку концентрировать внимание на какой-то одной характеристике предмета. Например, по цвету или форме. 3. Соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.4. Действие ребенка по устной инструкции. Пример: подать предмет определенного цвета.5. Учить дошкольника называть цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.6. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.7. Обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.) [2, с. 89].Далее рассмотрим научно-методические подходы к формированию цветовосприятия.Восприятие цвета отличается от восприятия формы или запаха, его нужно обязательно увидеть.На первом этапе необходимо учить различать два цвета (лучше всего начинать с ахроматичных – белого и черного). Поэтому первые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко различными по цвету. Для этого использовали предметы, которые отличаются лишь по этому признаку. На втором этапе при определении цвета большую роль играет сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их идентичность или различия. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные. [17, с. 91]. Когда дети научатся определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения, можно переходить к третьему этапу работы - выбору по образцу, зрительному соотнесению цвета, а затем и усвоению его названий. Цвета зрительное соотносятся не только когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры и упражнения строятся так, чтобы ребенок, сначала выделил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий, а также белый и черный, а затем дополнительных цветов и оттенков.Игры четвертого этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете как свойстве предметов, которые закрепляются в закреплении названия. На основе восприятия цвета формируются и представления о нем. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в повседневной жизни (например, понимать сигналы светофора) [15, с. 101].Одно из обязательных условий повышения эффективности процесса развития зрительного восприятия дошкольников - взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Использование игр в домашних условиях позволяет закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.Таким образом, на основании вышеизложенного, одним из наиболее эффективных средств развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра. Именно она способна обеспечить должное количество повторений изучаемого материала и при этом сохранить положительное эмоциональное отношение ребенка к заданию. Для коррекции зрительного восприятия дошкольников необходимо использовать такие игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова - названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка.ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ УРОВНЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Исследование уровня развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста Исследование развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе …………………. Цель исследования: определить уровень развития цветовосприятия у детей 5-6 лет.Задачи:Подобрать диагностические методики для определения уровня развития цветовосприятия у детей в возрасте 5-6 лет.Организовать и провести диагностику по определению уровня развития цветовосприятия у детей в возрасте 5-6 лет.Обработать и проанализировать полученные результаты уровня развития цветовосприятия у детей в возрасте 5-6 лет.Количество участников:15 детей, возраст 5 - 6 лет.Метод исследования: опросМетодики исследования: методика «Изучение восприятия цвета» (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина), методика «Цвета» (Катаева А.А., Стребелева Е.А.).Проведение исследования:Методика «Изучение восприятия цвета».Исследование проводилось на основе модифицированной методики Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленной на изучение восприятия цвета. Цель: изучить особенности цветовосприятия у детей в возрасте 5-6 лет. Оборудование: картонные кружки, имеющие диаметр 3 см, окрашенные в следующие основные цвета: красный, желтый, синий, зелёный, белый, черный и оттенки: розовый, фиолетовый, оранжевый и голубой. Картонные коробочки соответствующих цветов и оттенков. Ход исследования: эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально и состоит из четырех серии заданий, с интервалом в один день. Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета).Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.Процедура проведения: ребенку выдают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), карту-образец и пустую карту.Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же цвета и покажи мне.Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.Критерии оценки:выбор и размещение цвета по наглядному образцу;выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. При обработке результатов выводится среднеарифметическое значение и определяется уровень развития цветовосприятия у ребенка: 0-14 баллов – низкий уровень, 15-16 баллов – средний, 17-18 баллов – высокий.Уровни развития цветвосприятия:I уровень (высокий): размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.II уровень (средний): начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.III уровень (низкий): начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.Методика «Цвета» (Катаева А.А., Стребелева Е.А.)Цель: определить способность соотношения и дифференцировки цвета, знание цветов и их названий.Оборудование: 12 цветных карточек.Инструкция: ребенку показываются карточки, задача ребенка назвать цвет карточки.Процедура проведения: экспериментатор показывает цветные карточки ребёнку по одной, начиная с основных цветов (красный, жёлтый, синий), а затем – карточки дополнительных цветов. Каждый ответ ребёнка фиксируется.В случае если ребёнок не называет один или несколько цветов, то после демонстрации все карточки выкладываются перед ним и экспериментатор даёт инструкцию: «Я назову цвет, а ты покажи нужную карточку».Критерии оценки:называет 9-12 цветов - высокий уровень;называет 5-7 цветов - средний уровень;называет менее 5 цветов - низкий уровень развития цветовосприятия.После проведения диагностики по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста были получены следующие данные. Результаты проведения методики «Изучение восприятия цвета», Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина (см. рисунок 2, таблицу 1)Таблица 1 Результаты проведения методики «Изучение восприятия цвета»№ п/пИмя ребенкаКоличество балловУровень1Владимир С.13низкий2Екатерина К.17средний3Андрей Б.15средний4Людмила П.18высокий5Маша Н.15средний6Марина С.16средний7Слава Д.17средний8Валя Л.7низкий9Дима М.15средний10Ольга В.15средний11Дарья М.18высокий12Роман Ц.18высокий13Анастасия С.14низкий14Евгений М.16средний15Марк В.14низкийРисунок 2 - Уровень развития цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста Результаты исследования показали, что 53 % опрошенных детей имеют средний уровень развития цветовосприятия, в большей степени они затруднялись в различении таких цветов как: фиолетовый и оранжевый, путая их, соответственно, с синим и желтым. В меньшей степени проявились затруднения в дифференцировании голубого и розового цветов. Дети с низким уровнем цветовосприятия – 26 % не смогли различить такие цвета как фиолетовый, розовый, оранжевый. Они либо вообще не пытались назвать предложенный им цвет, либо делали это неправильно. Фиолетовый и голубой цвета, они путали с синим, розовый с красным, оранжевый с желтым. Кроме этого необходимо заметить, что несколько детей, участвующих в эксперименте не смогли дифференцировать предложенный им фиолетовый цвет. Его соотношение с синим, типичная ошибка всех испытуемых. Это говорит о том, что необходимо уделять больше внимания для обучения дошкольников дифференциации фиолетового цвета.Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» (Катаева А.А., Стребелева Е.А.) представлены в таблице 2,3.Таблица 2. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)Категория детейВыбор основного цвета при назывании его взрослымНазывание основного цветаВыбор дополнительного цвета при назывании его взрослымНазывание дополнительного цветаДети 21 %80%30%70%Таблица 3.Уровни развития цветовосприятияУровниВысокийСреднийНизкийКоличество детей30%45%25%Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что у детей представления о цвете сформированы не в полном объеме. Наибольшие трудности у дошкольников возникли в назывании и узнавании дополнительных цветов, таких как оранжевый, голубой, фиолетовый малиновый. Данные цвета дети либо не называют, либо называют соответствующим основным цветом (например, голубой цвет называют синим). Наиболее интересными оказались результаты ответов дошкольников о розовом цвете, четыре ребёнка правильно назвали цвет, трое – не предложили ни одной версии, а один ребенок назвал его голубым. Это может быть обусловлено, тем, что дошкольники не изучали данный оттенок на занятиях в детском саду, или недостатками зрительного восприятия.80% детей не допускают ошибок при выборе необходимого основного цвета, что позволяет сделать вывод о том, что дошкольники имеют представления об основных цветах.Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 80% дошкольников правильно называют демонстрируемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.30% детей правильно выбирают дополнительные цвета при назывании их экспериментатором. 70 % детей самостоятельно называют дополнительные цвета. Трудности данного задания могут быть обусловлены сложностью запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов (дети путают данные цвета между собой, например, коричневый и оранжевый, малиновый и розовый). Как указывалось выше, дошкольники называют вместо дополнительных цветов соответствующие им основные цвета. А также, немало важным является, то, что дети и их близкие родственники недостаточно часто пользуются названиями дополнительных цветов в повседневной жизни.Таким образом, можно говорить о том, что представления об основных цветах спектра у детей сформированы на среднем уровне, узнавание и называние дополнительных цветов дошкольниками вызывают небольшие трудности.Методики по определению уровня развития восприятия цвета у детей необходимо проводить два раза в год. Это нужно для дифференциации дошкольников по группам. Дети с высокими показателями продолжают заниматься по общей программе, с низкими переходят в группу с соответствующими результатами. Далее с ними проводятся дополнительные занятия по коррекции уровня развития цветовосприятия. Также методики должны оценить уровень достигнутых результатов по развитию цветовосприятия у детей. 2.2. План деятельности педагога по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста На основании полученных результатов исследования, в связи с необходимостью повышения уровня цветовосприятия у детей в возрасте 5-6 лет, мы разработали план работы по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.Пояснительная запискаНастоящий план носит коррекционно-развивающий характер, предназначен для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень цветовосприятия. Отличительной особенностью данного плана занятий является направленность на интенсивное развитие цветовосприятия. Дидактические игры являются одним из самых эффективных средств обучения детей дошкольного возраста. Они активизируют психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой познавательный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.В основе идактических игр лежит обозначенная задача. Взрослый обучает детей играм и лишь, затем они проводят их самостоятельно. Дидактическая игра создается взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Цель: развитие формирования цветового восприятия у детей 5-6 лет.Задачи:Развивающие:Знакомство детей с основными и дополнительными цветами.Обучение различению основных и дополнительных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов.Формирование умений называть основные и дополнительные цвета, анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.Знакомство с особенностями влияния цвета на эмоциональное настроениеОбразовательные: Подбирать и передавать в рисунке цвета реально существующих предметов действительности.Формирование интереса к работе с цветом.Формирование понятий «Тёплые цвета», «Холодные цвета».Воспитательные:Вырабатывать любознательность, аккуратность, доброжелательность, усидчивость.Объем плана: рассчитан на внедрение одной новой игры в неделю, продолжительностью 10 - 15 минут, всего 36 игр.Форма работы: индивидуальная.Планируемый результат:Ребенку значительно легче выполнять задания с применением цветовосприятия.Увеличился объем уровня цветовосприятия.Ребенок стал понимать смысл задания. Ребенок стал более усидчивым, наблюдательным, трудолюбивым.Мелкая и общая моторика более развита.План работы по развитию цветовосприятия у детей 5-6 лет посредством дидактических игрМесяцПериодНазвание дидактической игрыЦель игрыИгровая задачаМатериалы и оборудованиеСентябрь1-2 неделя1. Собери лепесткиЦель игры: способствовать умению различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.Разложить лепестки у цветка в в определенной цветовой последовательсности.2. «Соберем урожай по цветам»Цель: Развитие цветовосприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. Запомнить по цвету и разложить овощи, фрукты по корзинам.Наборы фруктов и овощей.3-4 неделя1. Цветок для мамыЦель:формировать умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.Рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же, а при затруднении — по образцу.Рисунки с изображением деталей цветков2. Собери бусы для мамыЦель: закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).Внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.Геометрические бусы, лист бумаги, карандаши.Октябрь1-2 неделя1.Посади каждую бабочку на цветок такого же цветаЦель игры: формировать умение различать цвета и понимать названия цвета, подбирать предметы одинакового цвета.Внимательно посмотреть из каких фигур сделаны бабочки и цветы и разложить по цвету.Бабочки и цветы из картона различные по цвету2. «Найди пару (фрукты)»Цель: развивать способность одновременно удерживать в памяти как можно больший объем информации. Рассмотреть выбранную картинку и найти ей пару.Парные картинки с изображением фруктов3-4 неделя1. Геометрическое лотоЦель игры: закреплять у детей представления о цвете.Словарь: название шести цветов — красный, жёлтый, зелёный, синий, черный, белый.Соотносить фигуру игры по цвету.Геометрические фигуры разного цвета2. Какого цвета предметЦель игры: закреплять знания детей о цветах предметов; развивать умение подбирать предметы по цвету и соотносить их, в соответствии с заданным; закреплять умение играть самостоятельно, развивать внимание, логическое мышление.Определить цвет предмета и назвать егоПредметы разных цветовНоябрь1-2 неделя1. «Цветные фоны»Цель: развитие цветовосприятия, тактильной памяти, мелкой моторики.Определить зрительное восприятие цветных фонов. Коврик и игрушки2.Игра «Палитра осени»Цель: развивать зрительную память, цветовую зоркость, формировать знания по цветоведению (название цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы кистью..Расставить картинки определенной последовательностиКартинка3-4 неделя1. «Времена года»Цель: развитие цветовосприятия, ассоциативной памяти.Подобрать картинку по заданному времени года.Ассоциативные картинки (времена года)2. «Шесть картинок»Цель: развитие цветовосприятия. Подобрать картинку по заданному вопросу.Ассоциативные картинки Декабрь1-2 неделя1. «Домики»Цель: развитие цветовосприятия, произвольной зрительной памяти, расширение объема кратковременной зрительной памяти.Запомнить какое животное «живет в домике», найти домик каждому животному.Картинки с изображением домиков разного цвета, картинки животных.2. «Когда это бывает»Цель: развитие цветовосприятия, произвольной памяти. Отвечать на вопросы, припоминать, разложить карточки соответствующему времени сутокКарточки соответствующие времени суток.3-4 неделя1. «Наряди елочку»Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти, расширение объема кратковременной зрительной памяти.В течение 15 секунд рассмотреть и запомнить по цвету образец украшенной елочки и так же украсить елочку.Образцы украшенных елочек, не украшенные елочки.2. «Цветные кубики».Цель: развитие цветовосприятия.В течение 15 секунд рассмотреть и запомнить по цвету кубик и построить несколько башен разных цветовКубики разных цветов Январь1-2 неделя1. «Помоги куклам найти свои игрушки»Цель: развитие цветовосприятия.. Подобрать куклам свои игрушки Куклы и игрушки.2. «Запомни картинку»Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти, расширение объема кратковременной зрительной памяти.Внимательно посмотреть в течение 30 сек. на картинку и постараться запомнить цвета деталей картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?Парные картинки, одна из которых с небольшими изменениями.1. «Цветная беседа»Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, а также умение сосредоточитсяГотовый рисунок из книги В. Драгунского «Заколдованная Буква» (Не хуже вас цирковых)лист и карандаши 2. «Рисуем на память узоры»Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие мелкой моторики рук.В течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его по цвету, воспроизвести узор по памяти.Картинки с узорами, бумага, карандаши.Февраль1-2 неделя1. ПутаницаЦель: Закреплять знания детей о животных, растениях и т.д.За определенное время правильно разобрать картинки по цвету и по темам.Оборудование: картинки с изображениями животных, растений и т.д., которые раскрашены в нехарактерные для них цвета.2. «Сыщик»Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, а также наблюдательностьВыслушать задание, проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.Лист с зарисовками из игры «Цветная беседа»3-4 неделя1. «Посмотри – запомни - нарисуй»Цель: развитие зрительной памяти, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие мелкой моторики рук.Внимательно рассмотреть предложенную картинку, запомнить и нарисовать увиденное.Карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку.2. «Шапки и шарфы» ребенокназывает кружкиЦель: развивать цветовое восприятие, внимание, аккуратность при работе с красками,Выбрать из предлагаемых предметов (картинок) инструменты.заготовки шарфов и шапок, краски, ватные палочкиМарт1-2 неделя1. «Чудотвистер».Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, ловкость, усидчивостьВыслушать задание и отгадать загадку и кружки близких цветовКовер для игры «Твистер», флажки с кругами разного цвета (синий, красный, жёлтый, зелёный, коричневый).2. «Найди такой же»Цель: развитие цветовосприятия, произвольной зрительной памяти, расширение объема кратковременной зрительной памяти.Внимательно рассмотреть изображение, запомнить его, найти такое же среди предложенных изображений.Парные картинки.3-4 неделя1. «Шары воздушные»Цель: развивать цветовое разнообразие.Хорошо закрепить представление ребят о цветовом разнообразии и ознакомить их с хроматическими и ахроматическими цветами. Дать им полное понятие цветовой гаммы с помощью введения новых.Краски. Палитра. Смешивание основных цветов для получения более сложных оттенков и его освоение2. «Собери букет»Цель: развитие ассоциативной памяти.Выбрать из предлагаемых объектов цветы, вспомнить название.Картинки с изображением цветов, кустов.Апрель1-2 неделя1. Занимательные фишки»Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах.Способствовать развитию умения группировать фишки.Стаканчики и фишки2. «Вспомни и подбери»Цель: развитие произвольной памяти, зрительного внимания.Вспомнить приметы весны, подобрать соответствующую картинку.Карточки с изображением признаков весны.3-4 неделя1. «Узнай фигуру по форме и цвету»Цель: развитие цветовосприятия, зрительной, тактильной памяти, мелкой моторики рук.Соотносить образ с тактильными ощущениями, на ощупь найти фигуру в мешке.Мешочек, объемные геометрические фигуры из разных цветов и материалов.2.Конструирование фигур»Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.Рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении – по образцу.Карточки с заданиями, счетные палочкиМай1-2 неделя1. «Отгадай-ка!»Цель: Развитие цветовосприятия, зрительного внимания и запоминания.Запомнить признаки предмета, подробно описать предмет по памяти.Различные предметы по цвету и форме2. «Чудесная мозаика»Цель: развивать внимание, коммуникацию и логическое мышление, а также умение различать цвета.Разложить фломастеры и мозаику для наглядности по памяти, а при затруднении – по образцу.Альбомный лист, фломастеры 5 цветов, мозаика для наглядности3-4 неделя1. «Пары картинок»Цель: развитие смыслового цветовосприятия.Разложить картинки связанные друг с другом по цвету и смыслуКартинки связанные друг с другом по цвету и смыслу.2. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.Раскрасить определенные фигуры определённым цветом.Цветные карандаши, Данные игры можно адаптировать под все темы занятия, а также количество игр на занятии должно подбираться индивидуально в соответствии с особенностями конкретного ребенка. Значимость смысла цветового восприятия в жизни дошкольника доказана многими педагогами и психологами, правильное развитие данного процесса создаёт фундамент для развития мышления, а также способствует развитию речи, памяти, внимания и воображения. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования, на сегодняшний день проблема развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста актуальна. Анализ научно-педагогической литературы показал, что наиболее эффективным средством развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста является применение дидактических игр. В ходе дидактических игр дети получают возможность закрепить весь объем знаний и представлений, полученных во время занятий в легкой игровой форме. В данном исследовании первая глава посвящена теоретическим аспектам развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены особенности старшего дошкольного возраста,развитие цветовосприятия у детей. Была рассмотрена роль дидактических игр в развитии цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.Выявлено, что одним из наиболее эффективных средств развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра. Именно она способна обеспечить должное количество повторений изучаемого материала и при этом сохранить положительное эмоциональное отношение ребенка к заданию. Во второй главе проведен обзор методик для проведения исследования и выделен диагностический инструментарий, представлены материалы практического изучения цветовосприятия у детей 5-6 лет. Констатируя данные, полученные в ходе диагностического исследования, было выяснено, что для дошкольников, принимавших участие в исследовании, характерен неоднозначный уровень развития цветовосприятия. Отмечены трудности в дифференциации некоторых оттенков цветов, особенно фиолетового. Общий анализ полученных данных показал необходимость проведения коррекционной работы по развитию цветовосприятия. Для организации коррекционной помощи был выделен комплекс типовых игр для развития цветовосприятия. Данные игры можно адаптировать под темы занятия, а также количество игр на занятии должно подбираться индивидуально в соответствии с особенностями конкретного ребенка.На основании вышеизложенного, поставленные задачи данной работы выполнены, цель достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБаряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) [Текст]// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018.- № 3. – С.54-58.Богданова, Л.Б. Формирование цветового восприятия у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст]. – Екатеринбург: Альянс, 2013. – 491 с.Богданова, Т.Г., Варламова, О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы стадших дошкольников с отклонениями в развитии [Текст]. – Самара: Кашалот, 2017. – 396 с.Бокова, Н.Б., Жилина, Е.А. Методика формирования цветового восприятия у детей [Текст]. – Екатеринбург: Фокстрот, 2020. – 485 с.Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С. Васильевой, М.С. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]. – М.: Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 289 с.Владимирова, Л.Б., Губина, А.П., Озеров, В.Н., Соколовская, Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников [Текст]. – СПб.: КАРО, 2021.– 126 с.Володина, Л.Б., Меведева, Е.В. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде [Текст]. – Иркутск: Луч, 2017.– 150 с.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]. – СПб.: Юпитер, 2017.– 465 с.Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка [Текст]// Вопросы психологии. – 2016.– №6. – С.45-51.Гнайкова, Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 14-17.Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллектуального развития. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст].- М.: Просвещение, 2018.– 256 с.Васильева, О.В., Дмитриева, Н.А. Психолого-педагогическая диагностика уровня цветовосприятия у детей [Текст]. – Нижний Новгород: Левый берег, 2019. – 153 с.Кутрань, О.Н., Струкова, Н.И. Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2018 г.). – СПб.: Березка, 2018. — С. 127-132.Лагутина, В.С., Демидова, О.Л. Психологическое изучение детей [Текст]. – Хабаровск: Азимут, 2016. – 395 с.Михеева, Е. Ф., Попов, Ю.В., Куприна, Л.Ю. Цветовосприятие. Воспитание дошкольников . – Воронеж: Специздат, 2017. – 434 с.Мыслюк, В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов . - Минск: Эксперт, 2019. – 290 с.Тимофеева, А.С., Лебедева, В.С. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – Владивосток: Литера, 2018 – 377 с.Соколовская, Т.В. Отклоняющееся развитие ребенка: причины, факторы и условия преодоления. Монография. – Новосибирск: Пальмира, 2017. – 363 с.Степанова, О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями / О.А.Степанова, М.Э.Вайнер, Н.Я.Чутко; Под ред. Г.Ф.Кумариной.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.– 234 с.Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М. Просвещение, 2020.– 189 с.Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова – СПб.: Питер, 2018.– 365 с.Чумакова, И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2019. – 210 с.Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с.Яковлева, Ф.Д. Учимся играть. – М.: Издательский центр Академия», 2020. – 257 с.Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Академия, 2020.– 235 с.Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение.ПРИЛОЖЕНИЕ АДидактическая игра «Геометрическое лото»453390180975ПРИЛОЖЕНИЕ БДидактическая игра «Какого цвета предмет?»
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!