Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией.

Тип Курсовая
Предмет Дошкольная логопедия

ID (номер) заказа
4176673

500 руб.

Просмотров
1018
Размер файла
70.4 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение…………………………………………………………………..4

Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению методов коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией………………………………………………………………..8

1.1 Развитие просодической стороны речи в онтогенезе.......................8

1.2 Механизм и структура просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией………………………………………………………13

1.3 Методы и подходы к коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией…………………….……………………… 18

Глава 2. Методика и практика коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией………………………………………….24

2.1 Научно-теоретические основы и принципы построения методики логопедической работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией……………………………………………. 24

2.2 Основные направления и методы работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией…………27

Заключение ………………………………………………………………39

Список использованных источников……………………………….41

 

Введение

Актуальность исследования обусловлена социальной потребностью улучшения качества образования во всех его звеньях. В соответствии с федеральным законом «Об образовании РФ», ФГОС ужесточаются требования по подготовке детей дошкольного возраста к успешному обучению в школе. Особенно это касается детей с нарушениями психо-физического и речевого развития в условиях интегративного обучения. В систематике речевых нарушений дизартрия является серьёзным изъяном речи, преодоление которого представляет собой сложную медико-психолого-логопедическую проблему.Теоретические и практические основы речевого развития детей в пределах дошкольного и начального образования раскрыто в исследованиях А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Нищевой и др. особенностям обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями посвящены труды Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Т.Д. Барменковой, Ю.Ф. Гаркуши, В.В. Коржевиной, Т.В. Волосовец, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной, Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой, В.П. Беспалько, О.И. Кукушкиной, И.В. Роберт и др.Анализ специальной литературы (Е.В. Собботович, В.А. Тарасун, Л.Т. Спировой, В.А. Тищенко, Г.В. Чиркиной и других и др.) свидетельствует об устойчивой тенденции роста количества детей с нарушениями устной речи, особенно дизартрией в минимальных (стёртых) формах. Основным механизмом нарушения при дизартрии есть неспособность обеспечить реализацию речево-двигательных программ, вследствие органического поражения ЦНС (А.В. Бачина, Л.Т. Лизунова и др.)Стёртая дизартрия по своими проявлениями характеризуется разным соотношением речевой и не речевой симптоматики. Имеющиеся в специальной литературе исследования проблемы нарушения речи у детей со стёртой дизартрией в основном отражают особенности состояния звукопроизношения, применение грамматических категорий, лексических средств речи, оставляя без внимания такой важный компонент речевой деятельности, как просодика.Просодика является предметом исследования лингвистов, психолингвистов, психологов и логопедов и рассматривается как совокупность мелодико-интонационных средств общения, играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи. Просодика неразрывно связана с эмоционально-волевой сферой, которая у детей со стёртой дизартрией оказывается нарушенной. К проблеме нарушений просодического компонента речи у детей с дизартрией обращались Е.С. Алмазова, И.Б. Карелина, Е.В. Лаврова, А.Н. Орлова, О.В. Правдина и др., которые рассматривали данные расстройства в структуре только голосовых нарушений. Однако, опыт практической и исследовательской деятельности свидетельствует о значительных трудностях дифференциальной диагностики, недостаточной эффективности логопедической коррекционной работы в преодолении минимальных проявлений дизартрии. Поэтому важно определить современные методы, приёмы и направления просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией. Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы определили тему курсового исследования «Методы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией».Объект исследования - просодические расстройства у детей со стёртой дизартрией.Предмет исследования – методика логопедической работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией.Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику логопедической работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией.Гипотеза исследования: мы считаем, что наиболее эффективными методами коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией являются наглядные, словесные, практические и педагогическое поощрения. Эти методы могут быть использованы на разных этапах коррекционной работы, для коррекции различных компонентов просодической стороны речи. Логопед может варьировать данные методы и использовать их в комплексе. Задача исследования:Рассмотреть развитие просодической стороны речи в онтогенезе;Изучить механизм, и структура просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией;Описать методы и подходы к коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией;Выявить научно-теоретические основы и принципы построения методики логопедической работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией;Предложить основные направления работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией.Методологической основой данного исследования послужили исследования отечественных и зарубежных учёных в области педагогики и психологии: А.В. Бачина, Л.Т. Лизунова, Е.В. Собботович, В.А. Тарасун, Л.Т. Спировой, В.А. Тищенко, Г.В. Чиркиной и другихМетоды исследования. С целью определения сущности и особенностей просодического компонента речи у детей со стёртой дизартрией, состояния проблемы исследования в теории и практике коррекционной педагогики использован метод анализа психолого - педагогической, психолингвистической, специальной и медицинской литературы по означенной проблеме. Теоретическая значимость исследования: полученная в процессе исследования информация позволила углубить и дополнить научно-теоретические знания о методах коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейПрактическое значение полученных результатов. Предложены методы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией, а также система упражнений и игр, которые могут быть использованы педагогами, логопедами и психологами в своей практической деятельности.Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению методов коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейРазвитие просодической стороны речи в онтогенезеОсобенности формирования речи определяются в последовательном овладении ребёнком системой родного языка и механизмами, которые лежат в основе формирование речевой специфичности.Термином онтогенез речи принято обозначать весь период формирование речи человека от первых речевых актов к тому состоянию, когда родной язык становится полноценным средством общения и мышления [20].В нашем исследовании этот термин используется для обозначения периода динамического развития ребёнка, который начинается с появления в речевых вокализаций и продолжается до становление развёрнутой фразовой речи. Становление просодического компонента речи является одним из аспектов овладения звуковой стороной речи.Многие авторы в своих исследованиях отмечают, что первый год жизни является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связанные с формированием речи [23]. Усвоение ребёнком родного языка проходит по определённой последовательности созревание нервномышечного аппарата органов артикуляции.Ребёнок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Но проходит долгий подготовительный период, прежде чем он сможет произносить звуки речи [17].С.Н. Цейтлин отмечает, что сначала ребёнок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые отображают его эмоциональное состояние. Они служат для передачи положительного или отрицательного сообщения [37].Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребёнка в первые недели жизнь уже характеризует состояние тех врождённых нервных механизмов, которые будут использоваться во время становления речи. Крик здорового ребёнка характеризуется звонким и громким голосом, коротким вдохом и удлинённым выдохом.Уже сразу после рождения крик отражает разную интонационную окраску в зависимости от состояния ребёнка. Так, крик «голода» отличается от крика, который связан с охлаждением ребёнка или другим состоянием дискомфорта. С двух месяцев общение у ребёнка происходит с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребёнок начинает улыбаться и выполнять движения руками. К 2-3-месяцам жизни крик ребёнка значительно обогащается интонационно. С этого возраста ребёнок начинает все более реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение. Особенно перед сном.По наблюдениям Е.М. Мастюковой В возрасте 2-3 месяцев дифференцированность эмоций ребёнка проявляется интонационной выразительностью голосовых реакций и начальными элементами адекватных реакций на интонацию обращённого к ребёнку голоса [33].Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребёнка начинает все более формироваться функция общения. В первые месяцы у ребёнка наиболее интенсивно развиваются слуховой, зрительный и двигательно-кинестетический анализаторы. Период интенсивного интонационного обогащения соотносится с этапом развития моторики. Ребёнок начинает удерживать голову вертикально, разжимать и сжимать пальцы, удерживать вложенный в руку предмет. В то же время ребёнок начинает прислушиваться к звукам речи, находить зрением источник звучание, поворачивает голову, сосредотачивает своё внимание на лице, устах взрослого.В 2-3 месяца жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного визжания. Их ещё нельзя индефицировать со звуками родного языка. Но, возможно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, у, е), более лёгкие в артикуляции; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связаны с физиологическим актом глотания.По мнению Г.И. Рожковой, усвоение совокупности гласных звуков или вокализмов начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противопоставляться широкому гласному, а ещё через некоторое время возникает система из 3-х гласных, что и составляет вокальный минимум у живых языках мира: А, И, У [31].Период гуления бывает особенно долгим в момент эмоционального общения со взрослыми. Ребёнок внимательно смотрит в лицо человека, который разговаривает с ним. Если в этот момент мимика и интонация взрослого радостная, то дети чётко повторяют мимические движения и воспроизводят голосовые реакции.Между 4-м и 5-м месяцами жизни начинается следующий этап развития ребёнка - лепетание. Этот период соотносится с формированием у ребёнка функции сидения. В период звуков появляется признак вокализации и структурной организации состава. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм словосложения [22].Гуление и первый этап лепетания, по выводам Л.И. Беляковой, воспроизводятся благодаря врождённым программам центральной нервной системы, не зависящие от состояния физического слуха детей и не отражающие фонетического строения родного языка, то есть они являются речевой памятью в функциональной системе речи [6].На первом году жизни идёт диффузная обработка координирования фонаторно-дыхательных механизмов, которые является основой формирования устной речи. Именно в лепетании (6-7 месяцев), по выводам Г.В. Гуровец, С.Н. Маевской появляются первые специфические просодические компоненты [14].Появляются ритмические повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя. Речевое лепетание является ритмически организованным и тесно связано с ритмичными движениями ребёнка. Воспроизводя подвижные действия у взрослого на руках он много раз повторяет ритмический рисунок слогов. Этот ритм символизирует архаическую фазу речи, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе [30].Так закладывается и формируется имитационное подражание речевого звучание: тона, ритма, темпа, мелодики, тембровой окраски. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развивается способность не просто слушания звуков, но и восприятия звучной речи.Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом со взрослым человеком, то есть необходимым является прежде всего сохранение слуха и зрения. В процессе общения со взрослыми произношение одних звуков и звукосочетаний становится более постоянным и все более усваивается, произношение других постепенно тормозится.Развивается отображающее лепетное -повторение за взрослым, то есть собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепетание все больше приближается к окружающим звукам [19].В этот период развития у ребёнка начинает формироваться собственная речевая онтогенетическая память. Постепенно у ребёнка благодаря слуховым обратным ориентациям формируется фонетическая система родной речи.Речевая активность ребёнка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребёнка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении, то есть применении взрослыми компонентов просодики. Высказывание ребёнком слов сопровождается, как правило, жестами и мимикой.После года развитие речи идёт быстро. Ребёнок все больше и больше произносит осознанных звукосочетаний, слов, которые состоят из одного-двух слогов. Значение слов все ещё может варьировать в зависимости от ситуации и эмоциональных волнений ребёнка. Возникает потребность ребёнка в речевой связи с различными видами его деятельности. У детей появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Ребёнок в процессе общения просит, приказывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается само требование в общении, задерживается развитие речи.Ведущим в процессе фонации ребёнка является сохранение акта дыхания. Дыхательные движения (вдох и выдох) осуществляются в точной последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга [18].Результаты исследования временного компонента просодики показали, что сравнение темпов речи детей и взрослых отмечается более медленный темп в речи детей, причём в эмоционально нейтральных выражениях он соответствует медленному темпу в речи взрослых, а в эмоционально окрашенных – существенно медленнее, чем в речи взрослых. Медленный темп в речи детей связан с увеличенной относительной продолжительностью подчёркнутых и безударных гласных и согласных. В произношении детей 2-4 лет отсутствуют некоторые закономерности, которые определяются в речи взрослых: темп высказывания не зависит от количества фонем и слогов высказывания. Тенденция к обусловленности темпа высказывание его коммуникативным типом намечается в возрасте около 4 лет.Анализ литературы по вопросу развития просодики в онтогенезе позволил сделать вывод о том, что у исследователей нет единого взгляда. В определении сроков становления просодики и последовательности формирования ее компонентов. Однако большинство исследователей-лингвистов признают, что у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием просодическая сторона речи в целом оказывается сформированной, а воспроизведение компонентов просодики приближается к эталонам речи взрослых.Механизм и структура просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейАнализ специальной литературы (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.) свидетельствует об устойчивой тенденции роста количества детей с нарушениями устной речи, особенно дизартрий. Основным механизмом нарушения при дизартрии является неспособность обеспечить реализацию речево-двигательных программ, вследствие органического поражение ЦНС (А.А. Блудов, Н.В. Белова и др.). Механизмы и структура нарушения просодического компонента речи не изучены в полном объёме. Это, прежде всего, предопределяет вариативные подходы диагностики и коррекции без учёта микропроявлений нарушений, составляющих просодики у детей обозначенной патологии и снижает эффективность ее преодоления.В современный период стёртая форма дизартрии – одно из речевых нарушений, которое более чаще встречаются у детей дошкольного возраста. Стёртая форма дизартрии-не ярко выраженное нарушение, обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции представляет особые трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. В работах, посвящённых дизартрии, указывается, что клинические особенности нарушения речи, степень их проявлений зависят не только от тяжести мозгового поражения, но и от локально-диагностических признаков. Степень дизартрии может быть лёгкой, стёртой. Л.А. Зайцева, И.С. Зайцева, С.Ф. Левяш, описывая случаи смазанного произношения подчёркивали, что в их основе лежит нарушение артикуляции, которые обусловлены лёгкими, остаточными расстройствами иннервации. Эти стёртые, лёгкие нарушения могут быть установлены в процессе длинного, динамического наблюдения, во время выполнения усложняющихся задач [18].Для выявления таких случаев необходимо комплексное обследование с поощрением узких специалистов: невропатологов, гастроэнтерологов и других [14]. Не ярко выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стёртой формы дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта [30]. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец в своих исследованиях подчеркнули, что при некоторых нарушениях звукопроизношения имеет место выборочная неполноценность отдельных мышц языка и губ, что вызвано односторонними парезами лицевого нерва и подъязычного нерва [22].Вопросы диагностики и выявления стёртых форм дизартрии, а именно бокового стигматизма, тщательно освещённые в работах В.А. Киселёвой, которая рассматривает неврологические основы этого дефекта и приходит к выводу, что такого рода нарушение произношения предопределено поражением центральной нервной системы и является расстройствами дизартрического порядка. Выборочная неполноценность различных частей языка и других органов артикуляции приводит к стёртым формам псевдобульбарной дизартрии [20].В исследованиях последних лет (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, СВ. Зорина) стёртая дизартрия рассматривается как сложный синдром церебрально-органического генеза, что проявляется в неврологических, речевых и психологических симптомах» [24].По нашему мнению, самым точным, наиболее удачным термином, который чётко определяет структуру дефекта и компоненты по данной речевой патологии, есть такая трактовка стёртой дизартрии - как речевое расстройство центрального генеза, что характеризуется комбинаторностью многих нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова также отмечают, что в случаях стёртой дизартрии расстройства звукопроизношения сопрягаются с нарушениями дыхания, фонации, просодии [27].Поскольку в структуре речевого дефекта при стёртой дизартрии определяется нарушение просодического компонента речи, мы проанализировали данные о нарушениях формирования просодики у детей с обозначенной патологией.Большинство исследователей определяют, что уже в раннем возрасте (1-3 месяца) у детей с дизартрией наблюдаются нарушения дифференциаций эмоциональных реакций, их фрагментарность. Это обусловлено локальными нарушениями мимической, голосовой и дыхательной мускулатуры [13].С появлением настоящего певческого гуления в 3-6-ти месячном возрасте у ребёнка происходят качественные изменения психомоторного развития. У детей с дизартрией интонационная выразительность речи характеризуется однообразием звуковых комплексов. Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская определяют, что крик детей с дизартрией монотонный, непродолжительный, быстро истощаемый, голос слабый, низкий. В 6-9-ти месячном возрасте происходит становление интегративных и сенсорно-ситуационных связей, начинается активное развитие понимания обращённой речи, появляется готовность к подражанию и расширению диапазона звуковых и интонационных комплексов [35].У детей с нормальным развитием эти процессы выражаются в появлении лепета, его обогащение новыми звуками, интонациями. Нарушение иннервации артикуляционной моторики приводит к патологическим реакциям на обращённую речь, определяемую бедностью эмоциональной окраски звуковых комплексов [12]. В 9-12-ти месячном возрасте при нормальном развитии эмоциональные проявления ребёнка становятся более разнообразными и выразительными. У дизартриков дифференцированные мимические и интонационно-отчётливые голосовые реакции развиты недостаточно. В дальнейшем у таких детей определяются нарушения просодической стороны речи, дети не могут регулировать громкость голоса и темп речи, не изменяют голос и тембр [3].С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец определяют, что произношение дошкольников, страдающих лёгкой степенью дизартрии, характеризуется смазанной артикуляцией звуков, что особенно ярко проявляется в потоке самостоятельной речи [22].При этом их речь становится монотонной, маловыразительной. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова указывают на недостаточно выраженные основные интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная. Воспроизведение вопросительной интонации вызывает у детей значительные трудности [27].Тщательное логопедическое обследование дошкольников, по выводам Ю.А. Клейнер [23] обнаруживает, что у детей со стёртой дизартрией часто диагностируются нарушения темпа речи: у одних он замедленный, у других - ускоренный. При быстром - длительность звучания гласных в слогах значительно снижается вплоть до элиминации, а при замедленном-увеличивается, происходит удлинение состава. Данные особенности выделяются на общем звучании речи: в первом случае она становится излишне торопливой, во втором - излишне растянутой. Все это затрудняет понимание речи ребёнка, общение с ним.Структура дефекта просодической стороны речи при стёртой дизартрии определяется голосовыми расстройствами, поскольку именно голос является инструментом, который обеспечивает эмоциональность и выразительность речи, его нарушение негативно влияет на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития ребёнка.Все движения гортани связаны с движениями речи, неба и нижней челюсти, поэтому у детей с псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени голосовые и артикуляционные расстройства чаще всего взаимозависимые и взаимообусловливают друг друга [30]. При нарушении инервации мышц гортани голос становится слабым, тихим, быстро истощается. При гипотонии мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса ослабевает. В редких случаях повышенный тонус мышц гортани вследствие проявления экстрапирамидной недостаточности приводит к спастическому сокращению мышц голосового аппарата детей, при котором иногда вполне исключается возможность вибрации голосовых связок [22].В таблице 1 представим характеристику нарушений просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стёртой дизартриейТаблица 1 - Характеристика нарушений просодической стороны речи детей дошкольного возраста со стёртой дизартриейПараметры нарушенияХарактеристика нарушенияНарушения дыханияРитм дыхания не регулируется смысловым смыслом, в момент речи оно обычно не достаточно глубокое, после произнесения отдельных слогов или слов ребёнок делает поверхностные вдохи, активный выдох сокращён и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно приоткрытый рот. Рассогласование в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребёнка появляется тенденция говорить на вдохе. Это ещё больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляциейНарушения голосаНарушения голоса в край разнообразны, специфичны для различных ее форм. Наиболее часто они характеризуются достаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякает в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряжённым, прерывистым и т.д.), слабым выражением и отсутствием голосовых модуляций (ребёнок не может произвольно изменять высоту тона).Нарушение звуковой стороны речиДанное нарушение проявляется по большей части не на уровне произношения изолированных звуков, а во время произношения автоматизированных звуков, словах и предложениях. Это связано с опозданием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слогов. Речь становится медленной и смазанной. Наличие гиперкинезов и оральных синкинезий вартикуляционной мускулатуре. Они создают препятствие, делая речь малопонятной, а в других случаях – почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации. При этом отмечаются подёргивание языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжёлых случаях – непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперёд, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, усиливаются при произвольных движениях или попытках донных.Нарушения темпа и ритма речи Темп речи может быть ускорен или замедлен. Ударение, общее речевое развитиеПоражение фонологического уровня речи в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может привести к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребёнка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, вторичные нарушения лексико-грамматической речи.Таким образом, у детей с стёртой степенью дизартрии наблюдаются нарушения дыхания, тембра и ритма речи, звукоречевые дефекты, отсутствие ли неправильное ударение, общее нарушение развития речи. У дошкольников со стёртой дизартрией голос как правило, низкий, тихий, плохо модулированный. При доминировании процесса возбуждения голос становится высоким, громким, крикливым, иногда срывающимся на фальцет.Методы и подходы к коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейЛогопедическая работа с детьми должна начинаться с младшего дошкольного возраста, создавая условия для полноценного развития как речевого, так и социального компонента в начале развития организма. Коррекция просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией включает сочетание обучения правильной звуковой речи, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, развитие звукового анализа, нормализация просодических компонентов, развитие ритма, темпа, интонационной стороны речи [7]. По мнению учёных работу по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией нужно проводить в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Задания к каждому этапу представлении в таблице 2.Таблица 2 - Этапы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейПодготовительныйОсновнойЗаключительный1. Коррекция речевого дыхания.2. Развитие высоты и силы голоса.3. Коррекция темпо-ритмической стороны речи1. Формирование знаний об интонационной выразительности.2. Дифференциация интонационной структуры фразы и предложения1Формирование интонации.2Дифференциация интонационной структуры речи.3Автоматизация приобретённых навыковА. В. Лопатина в своей работе «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста» предлагает методики коррекции речевых движений и рекомендации для специалистов, студентов и родителей [26]. В своей методике А. В. Лопатина предлагает ряд упражнений для коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией, включающей в себя упражнения для развития ритма, упражнения для развития силы и высоты голоса, упражнения для усвоения ритмики слова и отработки интеграционной конструкции и в заключение дифференциация интонационных структур фраз и предложений в экспрессивной речи [26]. (табл.3)Таблица 3. Методика коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией по А. В. Лопатиной Направления работыМетодыФормирование интонационной выразительности речиРебёнок должен прослушать серию ударов, определить их количество и записать соответственно ритмическую структуру.Формирование темпа и ритмаУпражнения на воспроизведение ритмаУпражнения для развития восприятия ритмаФормирование слухового восприятияАвтор в методике предлагает ребёнку отстучать серию ударов, без зрительного восприятия.Во-первых, проводится вводная часть, логопед знакомит с понятиями интонация и называет виды интонации. Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос и восклицательные интонации. Повторяются стихи в вопросительной и восклицательной интонации. Среди подготовительных упражнений для коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.А.В. Лопатина предлагает упражнения для развития силы голоса вначале ребёнок должен удлинённо выражать звуки (при средней силе голосе): у-уау-ауи-уо-, и-и, э-э и др. Затем произносится беззвучная артикуляция, шепот доголосного проговаривания. Также можно называть дни недели с постепенным усилением и дальнейшим ослаблением силы голоса: понедельник, вторник-беззвучная артикуляция; среда, четверг-шёпот; пятница, суббота-голос средней силы; воскресенье-громко [26].А. В. Лопатиной также предложены упражнения для развития высоты голоса. Развитие высоты голоса осуществляется посредством подражания звучанию разной высоты, а также движения рук и графических изображений.1. Повышение и понижение голоса при произношении гласных звуков. 2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трёх звуков. 3. Повышение и понижение голоса при произношении слогов.Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи на этом этапе логопедической работы, коррекционные занятия проводятся на материале считалок, диалогов, постановлений, сказок, разыгрываемых по ролям. Задачей которого является формирование у детей навыков подражания голосам, интонациям героев [26].А. Ф. Архипова предоставляет рекомендации и теоретические основы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией. Более подробно предоставлена методика обследования интонационной выразительности в речи детей с дизартрией [3]. Обследование просодической стороны речи дополняет к основной логопедической диагностике следующие направления: интенсивность речи, голоса; особенности темпа и ритма; эмоциональность высказывания; функциональность и подвижность мягкого неба, губ, положения языка, лицевой мускулатуры; тип дыхания и сила. При обследовании мелодико-интонационной стороны речи и голосообразования нужно обратить внимание на силу голоса, его громкость и диапазон, высоту голоса, тембр его качество и модуляционность, время максимальной фонационной функциональности. Ранняя диагностика и коррекция предоставляет больше эффективности реабилитации и профилактики развития вторичных нарушений социальной, психической, физиологической защиты жизнедеятельности ребёнка. А.А. Блудов, Н.В. Белова предлагают осуществлять коррекцию просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией в три этапа. Первый этап-организационный предполагает анализ медицинской карты, выбор направления работы с учётом ведущего канала сенсорно-перцептивной модальности, а также подготовка специалистов к коррекционной работе. При этом специалист определяет тип восприятия: аудиал, визуал, кинестетик, тем самым выделяя средства в процессе коррекции и обучения [8].Далее логопед опирается на предыдущие выводы и использует вербально-экспрессивные, зрительно-наглядные или существенно-тактильные методы и средства. На подготовительном, проектировочном этапе, у ребёнка развиваются сенсомоторный уровень речевой и двигательной организации для дальнейшего формирования просодики. Прорабатывают навыки дыхательных кинестезий, акустических характеристик голоса, оптимизируют мышечный тонус, формируют эмоциональное просодическое оформление речи. Цели коррекционно - регулирующего этапа сформировать просодические компоненты речи, как средства коммуникативно-эмоционального общения. На этом уровне развивают темпо-ритмические способности, логичность ударения, развитие эмоциональной окраски и тембра голоса. Четвёртый этап -итоговый, развивает и совершенствует навыки просодической стороны речи, то есть развитие навыков восприятия и повторения интонационных конструкций в экспрессивном речи, формирование умений самостоятельно и произвольно менять тембр, голос, устанавливать связь между содержанием текста и темпом [8].Т.В. Ахутина в работе «Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями» предлагает методику, чтобы основываться на музыкально – ритмическом направлении для коррекции просодических нарушений, недоразвитий при дизартрии [4].На экспериментальном исследовании Т.В. Ахутина наглядно продемонстрировала комплексную коррекцию в три этапа. Для этого использовали статические и динамические дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, вокальные упражнения, при этом упражнения постепенно дополняются и усложняются. Также предлагается использование упражнений на слуховое внимание, память, слухового самоконтроля. На заключительном этапе - закрепление навыков и умений и автоматизация [4].Г. А. Волкова формулирует комплексную терапию голосовых движений, темпо-ритмических средствами музыкально-ритмическими занятиями. В структуру логопедической работы входит воспитание голоса, его высоты, тембр, диапазон, развитие правильного вдоха и выдоха и развитие артикуляционного аппарата. Г.А. Волкова приводит практический и эффективный метод - ортофония, это метод направленный на улучшение и восстановление автоматизации работы гортани, дыхания и артикуляции [10].Итак, исследовав методы и подходы к коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией, можно сказать, что методическая база по этой теме имеет множество приёмов и упражнений коррекции, которые на экспериментальном уровне подтверждают свою эффективность.Выводы по главе 1Изучение научно-теоретических подходов к изучению методов коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией позволили прийти к следующим выводам:- Просодика является предметом исследования лингвистов, психолингвистов, психологов и логопедов и рассматривается как совокупность мелодико - интонационных средств общения, играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи.- Изучив развитие просодической стороны речи мы узнали об особенностях формирования темпо-ритмической речи и мелодико-интонационной систем, рассмотрев их в период онтогенеза. Выделили влияние нарушения речи на развитие коммуникативной сферы ребёнка. Однако мы выдели основные просодические расстройства у детей со стёртой дизартрией: нарушения дыхания, темпа и ритма речи, нарушения развития голоса, ударения, звукопроизношения и общее недоразвитие речи. - Описаны методы и приёмы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией, которые представлены в логопедической литературе. Мы выделили, что логопеды-практики используют различные упражнения по отстукиванию мелодии, стихотворения и речевки для развития высоты и силы голоса, а также различные музыкальные и двигательные методы. Глава 2. Методика и практика коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией2.1 Научно-теоретические основы и принципы построения методики логопедической работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейМетодика коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией состояла из IV этапов.Первый этап-организационный. Содержательный аспект: анализ диагностических и медицинских карт, консультация педагогов и родителей относительно особенностей коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией. Выбор адекватных коррекционных направлений работы.Второй этап-подготовительно-проектировочный. Содержательный аспект: развитие сенсомоторного уровня речево-двигательной организации как начального звена формирования просодики.Третий этап-коррекционно-регулирующий. Содержательный аспект: коррекция просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией.Четвёртый этап – итогово-уточняющий. Содержательный аспект: развитие и совершенствование навыков управления просодическим оформлением высказывания.Обеспечение коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией базируется на следующих принципах специальной педагогики:Этиопатогенетический принцип. По результатам обследования у детей со стёртой дизартрией наблюдаются качественные различия состояния базовых составляющих просодики различных исследуемых клинических подгрупп. Поэтому, на начальных этапах в коррекционную работу с выраженным контингентом детей необходимо включать формирование «технической» базы просодической стороны речи.Принцип единства коррекции и компенсации, который опирается на учение о компенсации нарушенных функций и определяет необходимость использования в коррекционной работе иерархического подхода по развитию и восстановления тот нарушенного звена, которая является основой коррекции другой.Принцип единства диагностики и коррекции определяет необходимость комплексного обследования ребёнка, которое является предпосылкой коррекционной работы.Развивающий принцип. Логопедическое воздействие одновременно направлено на восстановление нарушенного звена (просодической стороны речи), на совершенствование уже имеющихся и на развитие (формирование) новых умений и навыков, необходимых для полноценного развития коммуникативно-эмоционального общения.Деятельностный принцип. Реализация деятельностного принципа позволила определить тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Коррекционно-развивающая работа основывается на признании развития личности в деятельности. Активная деятельность дошкольников со стёртой дизартрией предусматривает совокупность использования упражнений и задач по развитию психо-речево-двигательной сферы в рамках ведущей для возраста деятельности – игровой. Принцип комплексности предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного логопедического занятия: развивающих, коррекционных и воспитательных.Принцип индивидуального подхода заключается в тщательном изучении каждого ребенка перед началом коррекционно-развивающей работы, а также в построении методики развития просодики на базе основных закономерностей психического развития с учётом сензитивных периодов. Выбор заданий осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребёнка. В соответствии с возрастом детей осуществляется подбор дидактического материала. Применяются меры поощрения и стимуляции детей к активной работе, направленной на пробуждение и развитие природных способностей ребёнка.Общедидактические принципы: научность, активность, сознание и мотивированность (ведущие принципы дидактики); принцип доступности; принцип наглядности.Вся работа по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией строится с учётом основного дидактического принципа систематичности и последовательности, потому поэтапное овладение детьми со стёртой дизартрией определёнными знаниями, навыками и умениями должно происходить не время от времени, а постоянно и регулярно [13]. Во время осуществления коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией необходимо использовать практические и наглядные методы с включением словесных. Коррекция просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией является длительным процессом, который требует систематически используемых видов деятельности. Подражательно-исполнительские упражнения выполняются детьми в соответствии с образцом. Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-позитивный настрой детей, стабилизирует состояние возбуждения. В логопедической работе с дизартриками важное место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляционные, а также развивающие общую и мелкую моторику). Одной из главных задач дыхательных упражнений является снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также создание координаций между работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Основным назначением артикуляционных упражнений является развитие кинестетической основы движений, развитие объёма и качества движений, совершенствование артикуляционной моторики.Поскольку формирование составляющих просодики определяется акустическими характеристиками голоса (высоты, силы, модуляции), необходимо осуществлять работу по формированию увеличение времени фонации, силы голоса и динамического диапазона.Учёт полисенсорных качеств перцептивно-когнитивных процессов детей предопределяет восприятие и усвоение составляющих просодики более доступным, осознанным и повышает эффективность логопедической работы. Поэтому в коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией весомое значение имеют наглядные методы: рассматривание рисунков, картин, прослушивание музыкальных записей и применение разнообразных словесных приёмов: объяснение, выяснение и педагогическая оценка. Положительная педагогическая оценка (поощрение) результата выполнения заданий стимулирует и активизирует деятельность ребёнка со стёртой дизартрией.Таким образом, мы выделили основные методы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией такие как наглядные, словесные и практические. Наглядные включают в себя показ картинок, игрушек, презентаций, словестные проведение речевых разминок, упражнений, практические –логомассаж, работа с тренажёрами. Так же мы отметили, что важно использовать в работе метод педагогического поощрения.2.2 Основные направления и методы работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартриейМетодика коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией состоит из пяти основных направлений: - Оптимизация мышечного тонуса и ощущение релаксации.- Формирование дыхательных кинестезий.- Развитие акустических характеристик голоса, высоты, силы, модуляции.- Развитие темповой организации речи.- Развитие логического ударения.Начальный этап коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией является самым важным, поскольку является базовым для всех последующих этапов.1. Оптимизация мышечного тонуса и ощущение релаксации.В зависимости от степени выражения клинических проявлений у детей со стёртой дизартрией наблюдаются нарушения речевого синергизма, наличие языкового и психоэмоционального напряжения.У дизартриков отмечается несостоятельность воспроизведения составляющих просодической стороны вследствие нарушения мышечного ощущения. Поэтому, по нашему мнению, детей необходимо научить первоначальному умению чувствовать состояние напряжения-расслабления мышц, медленной регуляции мышечного тонуса, что в дальнейшем должно было стать основой всей лого-коррекционной работы с дизартриками.Прежде всего речь идёт о формировании возможности ребёнка управлять своим телом, непроизвольного регулирования, определения индивидуального уровня «мышечной способности». С этой целью можно использовать адаптированную систему упражнений мышечной релаксации профессора Джекобсона (США) и методику психоэмоциональной тренировки (Алексеева.)Цель: с помощью тренировочных упражнений вызвать произвольное расслабление мышц (ослабление резидуального тонуса) и напряжение.Формирование у детей ощущения напряжения-расслабление мышц тела мы проводили последовательно: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.1). Оптимизация-релаксация мышц рук.Упражнение 1. «Рапаны-медузы».Цель: произвольное напряжение-расслабление мышц рук.Предварительно дети знакомились с игрушками-героями и имели возможность почувствовать твёрдость - мягкость каждой (по аналогии возбуждения-расслабления).Оборудование: настоящие рапаны, игрушки-медузы.Инструкция: мы с вами рассмотрели рапаны и медузы, что вы чувствуете, когда сжимаете рапана, а медузу (используется игрушка-аналог). А за раз станем стройно и изобразим рапан – (руки вверх треугольником). А теперь мы медузы (руки в расслабленном состоянии).Важным моментом, по нашему мнению, является поднятие руки вверх именно в форме треугольника, поскольку:- проприоцептивное ощущение, сопротивление ладонями усиливает обратную афферентацию и чувство напряжения,- предотвращает излишнее мышечное перетягивание тела детям с наличием одностороннего и парциального гемипареза.Упражнение 2. «Чайки у моря».Цель: ощущение состояния постепенного мышечного напряжения-релаксации рук.Оборудование: коробки с песком, картинки с изображением птиц чаек у моря.Инструкция: представьте себя чайками и покажите, как они важно ходят по песку, медленно, не спеша. Давайте и мы изобразим.Дети имитировали руками, как чайки гуляют у моря. Дети ладонями захватывали песок и отпускали. Сухой песок трудно удержать в руке, и дети сжимают ладонь, больше ощущая состояние напряжения-расслабления.Упражнение 3. «Мячики-ёжики».Цель: усиление ощущения мышечного напряжения-расслабление с помощью наглядных пособий-игрушек.Оборудование: разноцветные, мячики – ёжики, разные по размеру и форме «игл».Инструкция: к нам в гости пришли разноцветные игрушки-ёжики. 1) Давайте сожмём их сильно и отпустим.Вот колючий мячик-ёжик, он без ножек и без ручек. Его сильно мы сжимаем, затем ладошки расслабляем.2) оптимизация – релаксация мышц ног.Психогимнастические упражнения.Упражнение 1. «Назойливая муха».Цель: произвольное напряжение-расслабление мышц лица (по представлению).Оборудование: картинки с изображением природы летом.Инструкция: представьте, что вы в парке, греет солнышко, вам приятно и спокойно, вы улыбаетесь. И вот появилась большая назойливая муха и села прямо на нос. Вы рассердились.Упражнение 2. «Лягушки – слоники».Цель: чередование напряжения-расслабление в артикуляционных упражнениях.Оборудование: вспомогательные картинки-символы артикуляционных упражнений.Инструкция: давайте мы с вами изобразим лягушек – растягиваем губы, а сейчас слоников.Используются различные ситуации, которые стимулируют произвольные артикуляционные и мимические движения: «что случилось по дороге.», «Азбука эмоций» и проч., где переключение эмоциональных состояний вызывает изменение движений мышц лица.Материал закрепляют упражнениями по развитию артикуляционной гимнастики.Данные задания вызывают повышенный интерес, стимулируют к выполнению, использованию доступных форм исполнения с участием ведущей модальности.2. Формирование дыхательных кинестезий. 1) с этой целью необходимо начинать работу с логопедического массажа (Приходько; Архиповой, Семеновой).Упражнение 1. «Поздороваемся».Цель: активизация мимических мышц посредством усиления кожно-перцептивного ощущения.Техника проведения: выполнять поглаживая движения головы и лица, круговые и вибрационные движения, экспериментатор в игровой форме называет части тела «щечки-щечки мы пощипываем, лобика погладим, ушки подёргаем.». Массаж оказывает общее положительное влияние на организм, вызывает изменения в мышечной и нервной системах. Играет основную роль в речево-двигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их функции сокращения, работоспособность.Упражнение 2.Цель: активизация движений гортани и голосовых складок.Техника проведения: поглаживание и вибрационный массаж гортани в вертикальном и горизонтальном направлениях с лёгким нажатием; покашливание; имитирование голосов животных, проговаривание звука «М» с вибрационными массажными движениями, лёгкое потряхивания гортани, имитирование зеванием.2). Работа по формированию нижнереберного дыхания. Цель этого направления коррекционной работы - улучшение функции внешнего дыхания ребёнка.Упражнение 1. «Спокойствие».Цель: закрепление умения контроля за ритмом дыхания, ощущение состояния расслабления.Оборудование: большое одеяло, картинки с изображением морских пейзажей, песок, вода, аудио запись шума моря.Инструкция: все тихо ляжем на мягкое одеяло, закроем глаза, слушаем музыку и медленно дышим.Упражнение 2. «Бегемотики» (в положении лёжа). Цель: усвоение начальных приёмов гимнастики по развитию.Оборудование: игрушки: бегемот, котёнок.Инструкция: положи руку на живот, дыши и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, опускается – когда выдыхаешь.Сели бегемотики, коснулись животиков (вдох)То животик поднимается, то животик опускается (выдох).В качестве вспомогательного средства используется игрушка-котёнок, которая сидит на животе у детей. Котёнок мог открывать и закрывать глаза, при этом каждый раз мурлыкал. Чтобы глазки открылись, надо было надуть (напрячь мышцы) живот поднимался с одновременным вдохом, во время выдоха – живот опускался, и котёнок закрывало глаза.Упражнение 3. Чиполино делает гимнастику.Цель: закрепление ощущения мышц брюшного пресса.Оборудование: игрушка-Чиполино.Инструкция: Чиполино очень весёлый парень. Давайте мы вместе с ним сделаем утреннюю гимнастику, вспомните, как мы медленно дышим.Во время выдоха использовали форсированные возгласы с одновременным мышечным увольнения: «Ф», «ПФ», «О», «В», «И» (на любом уровне).3). Дифференциация носо-ротового дыхания, направленность выдоха.Цель: увеличение глубины вдоха, дифференциация носового и ротового дыхания, формирование ритмичности дыхательных движений от которых зависит формирование в дальнейшем ритмической способности, как одного из составляющих просодики.Упражнение 1. «Подыми шарики».Цель: формирование короткого глубокого вдоха.Оборудование: аппарат TRIFLO II (использован на этапе констатирующего исследования).Инструкция: наши шарики, как спортсмены могут высоко подниматься. Давай им поможем. Надо глубоко вдохнуть. Плечи не поднимай.Использование с помощью данного аппарата поле сенсорного ядра восприятия позволит, по нашему мнению, скоординировать работу между анализаторных связей и усилить результативность выполнения задания.Упражнение 2. «Весёлая мельница».Цель: увеличение силы, продолжительности выдыхаемого воздуха.Оборудование: игрушечная мельница в форме маленьких цветочков, которые улыбаются.Инструкция: плечи держи ровно, сделай глубокий вдох, выдохни так, чтобы головки блина закрутились быстро.4). Организация правильного речевого дыхания через формирование «опоры дыхания». Одним из условий правильной организации процесса голосообразования является выработка опоры дыхания. С этой целью мы выполняются с детьми следующие упражнения из форсированных выдохов:Упражнение 1. Ставим ребёнка к стене спиной, впереди располагаем большой резиновый мяч из футбол-гимнастики. По инструкции ребёнок должен на выдохе оттолкнуть мяч животом и произнести звук «Ф».Упражнение 2. Ребёнок ложится на упругую одеяло, руки за голову, на выдохе произносит звук «Ф» и отталкивается от пола животом.Упражнение 3. Обвязываем ребёнка широким поясом ниже талии, необходимо раздвинуть узел мышцами живота, на выдохе произносим «Ф».Упражнение 4. Руки на пояс – наклоняемся – «Ф-Ф-Ф».Упражнение 5. Правое колено к левому локтю – выдох «Ф-Ф-Ф», аналогично левое - к правому.3. Развитие акустических характеристик голоса, высоты, силы, модуляции. Во время работы по развитию голоса мы учитывали фонетические возможности гортани, поэтому опирались на выработанные в процессе артикуляционной и мимической гимнастики упражнения с движений нижней челюсти(опускание-подъем), поскольку эти движения обеспечивают нормальное голосообразования, снятия напряжения голоса, вольность госоподачи.Упражнение 1. «Мишка здоровается».Цель: стимуляция мышц корня языка, мягкого неба. Оборудование: зубная щётка, эбонитовая палочка с головкой медвежонка. Инструкция: мишка хочет с тобой поздороваться, поздоровается с языком:передней частью, средней, корнем.Упражнение 2. «Щенок играется».Цель: выработка и запоминание ощущения «открытой глотки», умение делать глубокий, форсированный вдох, произвольное опускание нижней челюсти.Оборудование: картинки с изображением весёлого щенка с открытой пастью.Инструкция: весёлый щенок с нами играет, он набегался и тяжело дышит. И мы поступим так же. Надо «набрать» воздуха. Но наш щенок не умеет говорить, а мы покажем, как надо петь. Выполняем упражнения:- «набрать» воздух – произнести звуки «А-А-А»,- «набрать» воздух-произнести «А-Е, А-Е, А-Е».- «набрать» воздух – произнести «ПА – А – А, МА – А – А, НА – А – А»Во время произношения детьми звуков с целью дополнительной стимуляции мышц гортани экспериментатор производит вибрирование лёгкими движениями рук мышцы шеи.Упражнение 3. «Поздороваемся с языком».Цель: стимулирование проприоцептивных ощущений мышц языка, закрепление у ребёнка ощущения «открытой глотки»Оборудование: стерильный бинт для удержания языка ребёнка логопедом, картинки по сказке «весёлый язычок».Инструкция: давай я поздороваюсь с язычком и подержу его. А ты покажешь, как он может качаться. Произноси «НА-А-А».Дополняем эти задания упражнениями: произвольного покашливания, игра-имитация «Покажи горло врачу», полоскание горла тяжёлой жидкостью.2. Увеличение времени фонации сочеталось с работой по закреплению длительности выдоха. Достаточная продолжительность физиологического выдоха увеличивало выдох во время фонации. Именно сформированность фонационного дыхания способствует в дальнейшем воспроизведению одного из основных составляющих просодики мелодических рисунков фраз.Упражнение 1. «Как красиво мы поем».Цель: увеличение у детей фонационного выдоха во время пения. Оборудование: картинка с изображением девочки, которая поёт.Инструкция: сейчас мы споем песню на звук «А». Открываем ротик, чтобы пение было мелодичным, язык должен лежать в «галстуке», кончик языка касаться нижних зубов.Именно на этом этапе работы необходимо параллельно отрабатывать навык отбора воздуха. Важным в этом упражнении является фиксация ребёнка на чётком положении языка у нижних зубов («Язык лежит в постели»).Упражнение 2. «Цветок».Цель: произвольное постепенное увеличение фонационного выдоха.Оборудование: картинки по сказке «семицветный цветок».Инструкция: вспомним сказку, на каждом рисунке изображено разное количество лепестков. Вспомни, как мы научились делать глубокий вдох, а потом произносим. Звуки по количеству лепестков на картинке: - глубокий вдох – выдох А– А–А–; .... - О – У– Ы – И–; ... - АО-ОА…;... – АОУ – УОА; …. – АОУИ –ИУОА; ... – АОУИІ – ІИУОА.Если ребёнок останавливается, делает вдох, упражнение выполняется снова.Развитие темповой организации речи.Изначально образцами темпа являются движения логопеда и темп музыкальных произведений. Затем задание усложнялось аплодисментами, топаньем, ударами по барабану и т. др.Упражнение 1. «Мы пародисты».Цель: соотнесение обозначенного темпа с двигательным отражением. Инструкция: отстучать, как ходит медведь, бежит мышонок, капает дождь. Упражнение 2. «Кто внимателен».Цель: воспроизведение образца темпового рисунка в другой модальности.Инструкция: слушай меня внимательно, как я говорю, отстучать так же (в быстром, медленном темпе).Упражнение 3. «Кто самый первый».Цель: определение темповой реализации высказываний, отражающих скорость или медлительность действий.Инструкция: как ты считаешь, если человек очень спешит, у него нет времени, как он будет говорить: быстро или медленно? А если лежит на пляже, никуда не спешит.Развитие логического ударения.В процессе работы осуществлялось формирование восприятия логического ударения на основе слуховещательных дифференцировок, которые отработаны были ранее, поскольку ритм регулирует на только движение, но и слово. Восприятие интонирование ударного состава проводилось последовательно с развитием ритмической способности. Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических упражнений. Чтобы в предложении определить полный смысл, необходимо силой голоса определить важное по значению слово из ряда других. Содержание меняется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Эту мысль важно детям объяснить на практике.Упражнение 1. «Будь внимателен».Цель: выделение акцентированного слова.Инструкция: внимательно прослушай предложение, с помощью движения руки вверх выделить услышанное выделенное голосом слово.Упражнение 2. «Найди правильное». Цель: выделение предложений, которые выделяются только местом акцентированного слова.Оборудование: картинки-символы.Инструкция: послушай внимательно предложение, подними картинку, если услышишь выделенное слово.Дети нашли ёжика.Дети нашли ёжика.Упражнение 3. «Определи сам».Цель: трансформация слухового восприятия акцентного слова в моторную схему.Оборудование: картинки-символы.Инструкция: отхлопать предложения с выделением акцентного слова.Упражнение 4.Цель: трансформация моторной схемы в визуальную.Инструкция: прослушать внимательно слово, изложить схему простого предложения с обозначением акцентированного слова.Таким образом, мы выделили основные направления коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией: оптимизация мышечного тонуса и ощущение релаксации, формирование дыхательных кинестезий, развитие акустических характеристик голоса, высоты, силы, модуляции, развитие темповой организации речи, развитие логического ударения, и описали методы коррекционной работы.Вывод по главе 2Поскольку у детей со стёртой дизартрией наблюдаются трудности восприятия и воспроизведения составляющих просодического компонента, которые носят дистонические характер нарушений, особое внимание в работе с детьми необходимо уделять формированию физиологических механизмов просодического оформления речи речи: развитие физиологического и речевого дыхания, расширение диапазона голоса, умение произвольно изменять голос, нормализация тембра. Формирование восприятия основных компонентов просодики должно проводится с учётом семантики языкового значения.Мы описали этапы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией, эффективные методы и принципы работы. Так же нами представлена методика коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией и подобраны упражнения и методы для работы с детьми по разным направлениям коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией.ЗаключениеВ ходе проведённого исследования нами были сделаны следующие выводы:1. Просодика является одним из значимых компонентов речевой деятельности. Анализ литературы по вопросу развития просодики в онтогенезе позволил сделать вывод о том, что у исследователей нет единого взгляда. В определении сроков становления просодики и последовательности формирования ее компонентов. Однако большинство исследователей-лингвистов признают, что у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием просодическая сторона речи в целом оказывается сформированной, а воспроизведение компонентов просодики приближается к эталонам речи взрослых.2. Стёртая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется незначительным выражением симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и младенческой симптоматики. Присущие стёртой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодического компонента речи негативно сказываются на развитии других компонентов функциональной системы речи и речи. У детей со стёртой степенью дизартрии наблюдаются нарушения дыхания, тембра и ритма речи, звукоречевые дефекты, отсутствие ли неправильное ударение, общее нарушение развития речи. У дошкольников со стёртой дизартрией голос как правило, низкий, тихий, плохо модулированный. При доминировании процесса возбуждения голос становится высоким, громким, крикливым, иногда срывающимся на фальцет.3. Исследовав методы и подходы к коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией, можно сказать, что методическая база по этой теме имеет множество приёмов и упражнений коррекции, которые на экспериментальном уровне подтверждают свою эффективность. 4. Описали научно-теоретические основы и принципы построения методики логопедической работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией. Мы выделили основные методы коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией такие как наглядные, словесные и практические. Наглядные включают в себя показ картинок, игрушек, презентаций, словестные проведение речевых разминок, упражнений, практические –логомассаж, работа с тренажёрами. Так же мы отметили, что важно использовать в работе метод педагогического поощрения.5. Выявили основные направления и методы работы по коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией. Мы выделили основные направления коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией: оптимизация мышечного тонуса и ощущение релаксации, формирование дыхательных кинестезий, развитие акустических характеристик голоса, высоты, силы, модуляции, развитие темповой организации речи, развитие логического ударения, и описали методы коррекционной работы.Таким образом, мы считаем, что наиболее эффективными методами коррекции просодических расстройств у детей со стёртой дизартрией являются наглядные, словесные, практические и педагогическое поощрения. Эти методы могут быть использованы на разных этапах коррекционной работы, для коррекции различных компонентов просодической стороны речи. Логопед может варьировать данные методы и использовать их в комплексе. Следовательно, все задачи решены, цель достигнута, гипотеза нашла своё подтверждение.Список использованных источниковАлмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Наука, 2017. – 168 с.Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.Архипова, Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Е.Ф. Архипова // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М.: Наука, 1997. – С.22-34.Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. – 215 с.Белякова, Л.И. Характеристика показателей неплавности речи у дошкольников / Л.И. Белякова, С.Р. Асланова// Ребенок: раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М.: Велес, 2018. – С. 61-66.Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.-287 с.Блохина, Л.П., Потапова, Р.К. Просодические характеристики речи / Л.П. Блохина, Р.К. Потапова. - М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1970. - 75 с.Блудов, А.А., Белова, Н.В. Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых / А.А. Блудов, Н.В. Белова.– СПб.: Наука и Техника, 2019. – 160 с.Вахтина, Н.Ю. Эмоции и интонация в речи детей от двух до четырех лет / Н.Ю. Вахтина // Проблемы детской речи. – 2019. -№ 2. – С. 20 - 24.Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 144 с.Волкова, Л.С. Логопедия /Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева , Е.М. Мастюкова и др.; Под.ред.Л.С. Волковой. – М: Просвещение, 1989. - 528 с.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи: учеб. пособие для препод. и учителей школ / А. Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.Гринер, В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: пособие для работающих логопед. учреждений / В.А.Гринер. - М.: Учпедгиз, 1958. – 168 с.Гуровец, Г.В., Маевская, С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.Н. Маевская // Вопросы логопедии. – 2019. -№ 2.- С.27 -37.Давыдович, Л.Р., Резниченко, Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? / Л.Р. Давыдова. - Издательство: ГНОМ и Д. 2017. - 112с.Жинкин, Н.И. Механизм регулирования сегментарных и просодических компонентов языка и речи / Н.И. Жинкин // Язык, речь. Творчество (избр. труды). - М.: Лабиринт, 1998. – С.43 – 52.Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: АРД ЛТД, 2019. - 320 с.Зайцева, Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцева, С.Ф. Левяш. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В.А. Киселева. - М., Школьная пресса, 2017. - С.46-49.Киселева, В.А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии / В.А. Киселева // Школа здоровья. – 2019. - №3. – с. 10-15Киселёва, В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией//Логопедия: методические традиции и новаторство/ С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - Воронеж, 2003, с. 39 - 50.Клейнер, Ю.А. Проблеми просодики / Ю.А. Клейнер. - СПб: Изд-во С.- Петербург ун-та, 2002. – 112с.Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, СВ. Зорина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -303 с.Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. – 214 с.Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина. – СПб., 1997. – С. 9–16.Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб: «Союз» РГПУ им.А.ИГерцена, 2017. – 191 с.Оганесян, Е.В. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. «Дефектология» / Е.В. Оганесян. – М.: МОЛЭК, 1998. – 96 с.Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стёртой дизартрией : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Л.А. Позднякова. – СПб., 2004. – 21 с.Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией / Л.А. Позднякова // Логопед в дет. саду. – 2019. – № 1. – С. 36–42.Рожкова, Г.И. Распознавание эмоциональных интонаций // Исследование языка и речи / Г.И. Рожкова. - М: МГПИИЯ, 2019. - Т. 60. - С. 129 – 133.Румянцева, E.О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом // Методы изучения и преодоления речевых расстройств / Е.О. Румянцева. - СПб., 1994. — С. 52-60.Семенова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М.Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.,1997.- 348 с. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии// Методы изучения и преодоления речевых расстройств / Н.В. Серебрякова. - СПб., 1994. - С. 61-70.Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2020. - № 4.- С.31 – 35.Стенина, Н.Ф. Особенности логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом «Стертая форма дизартрии» / Н.Ф. Стенина. – Екатеринбург.:1997 – 105с.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М. « Владос», 2000. – 227-231с.Шаховская, С.Н. Индивидуальный подход к коррекционно-логопедической работе. // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара / С.Н. Шаховская. - СПб.: ЛГОУ, 1995.-с. 142.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.