Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эссе по философии "критика культуры и социального неравенства в работах ж.-ж. руссо"

Тип Эссе
Предмет Философия

ID (номер) заказа
4183412

300 руб.

Просмотров
1063
Размер файла
27.46 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

        Уроженец Швейцарии Ж. Ж. Руссо вошел в историю как мыслитель, философ, активный исследователь политико-правовой реальности и социального положения людей. Руссо являлся приверженцем «договорной» теории происхождения государства, чему посвятил ряд своих трактатов. Кроме того, Руссо интересовала культура – как важный и неотъемлемый элемент жизнедеятельности общества, с позиции которого (в том числе) его устройство можно оценивать. Несомненно, что на становлении мировоззренческой позиции ученого и мыслителя сказался сам дух эпохи, в которой ему довелось жить и творить. Название ее говорит само за себя, в век Просвещения активно эволюционировали наука, культура и философская мысль.

    Среди чрезвычайно широкого спектра вопросов, интересовавших Руссо, мы остановимся на двух – критике социального неравенства и критике культуры.

Как мы уже упоминали выше, Руссо был сторонником возникновения государства на основе Общественного договора. Представляется интересным проанализировать социальное неравенство в понимании философа на примере его трактата «Об общественном договоре или Принципы политического права», при этом максимально абстрагируясь от правового поля, но акцентируя внимание исключительно на социальной дифференциации людей. И, конечно, изучение данного вопроса не будет полным без учета положений, которые содержит произведение Руссо «Разсуждение о начале и основании неравенства между людьми».

     Итак, «Рассуждение о неравенстве» раскрывает представления Руссо о сущности природы человека. По его мнению, изначально, в доисторическом естественном состоянии, все индивиды равны. Они добры от природы, не ведая пока ни зла, ни порока. Все страсти, свойственные человеку, в нем еще не пробудились, а инстинкт самосохранения лишь впоследствии «заявит о себе» в эгоистическом частном интересе. Самотождественность и незамутненная целостность естественного человека неразрывно связаны с его личной независимостью. Он не обладает ничем, а потому абсолютно независим и совершенно свободен.   Независимость также обеспечивается непосредственностью отношений каждого с самим собой и внешней природой. Именно способность действовать свободно – «специфическое отличие, выделяющее человека из всех других животных»[1].

    Естественное право представляет собой равенство свободных (лично независимых) индивидов. Многие теоретики естественного права полагали, что из естественного состояния люди сразу переходят к социальной организации. Руссо же считал, что между указанными периодами существует так называемый «переходный». Это «второе» естественное состояние основано на неформальных семейно – патриархальных отношениях. Неравенство в нем практически незаметно, и выражается оно в различиях возраста, неодинаковой физической силе и пр. Общение наполнено взаимной радостью, ничья независимость не оказывается под угрозой.

    Эпоха, описанная выше, является самой продолжительной, и одновременно самой счастливой в истории человечества. Появление неравенства Руссо связывает с возникновением частной собственности на землю. Этот первый этап неравенства (как и все последующие) признается в руссоизме исторически закономерным, вызванным «жизненными потребностями» людей, но противоправным – не соответствующим естественному праву. Социальное неравенство кардинально меняет человеческую природу.

    Как и Т. Мор, Руссо являлся приверженцем концепции изначальной человеческой доброты (доброта свойственна природе человека). По его мнению, в процессе формирования частной собственности инстинкт самосохранения, свойственный естественному человеку, трансформируется в себялюбие, своекорыстие частного интереса. Как следствие этого процесса, независимость оборачивается взаимным соперничеством, конкуренцией и гражданскими смутами, стремлением одного индивида одержать личную победу за счет другого. Свобода при этом теряет свое первозданное свойство и трансформируется в иную – отчужденную, или эгоистический произвол. Взаимная зависимость людей и объединяющие их потребности оборачиваются рабскими узами. Следует остановиться на том, что именно философ подразумевал под рабством. Вслед за другими просветителями, он охватывает этим понятием феодальные отношения личной зависимости, но, в отличие от них, и любые формы фактического господства одних людей над другими.

    Строй социального неравенства с момента своего появления нуждается не только в способах прямого подавления угнетаемых, но и в определенном идеологическом воздействии на них, выражающемся в актах «обмана», «хитрости». Утилизаторский «обман» сопровождает утверждение частнособственнических отношений. Тот же «обман» используется состоятельными людьми, когда они с помощью «хитроумного плана» (и под «давлением необходимости») склоняют бедных к договору об образовании государства[2].

    Можно сделать вывод, что, по мнению Ж. Ж. руссо изначально (по своей естественной природе) все люди добры друг к другу и пребывают в состоянии равенства. Необходимость заставляет их заключить Общественный договор, где каждый уже не отдельная, независимая единица – но член государства. И ценность он, уже представляет не сам по себе, а соответствии с ценностью и значимостью для государственного образования. Указанный фактор, и появление частной собственности на землю становятся, основой социального неравенства, пробуждающего в людях множество негативных черт. Они кардинально меняются, вынужденно приспосабливаясь к новым обстоятельствам. И неравенства при данных условиях уже невозможно избежать.

    Свобода – важнейшая человеческая ценность уже не была просто «данностью». Она напрямую зависела от материального положения индивидуума, становясь ее определяющим фактором, мерой, гарантом. Очевидно, что история обратного хода не имеет, и человеку уже не прийти к тому безмятежному состоянию, когда и земля, и ее плоды не были «чьими-то», а принадлежали всем, и все в равной степени имели на них права (нигде не закрепленные).

    Современная мыслителю культура, как он полагал, явилась плодом и источником неравенства. Он не отрицал бурного прогресса, очевидного во всех сферах человеческой деятельности. Однако этот процесс был несовершенным, противоречивым. Образование, расширение границ научного познания, не является гарантией преумножения мудрости. Поэтому, возрастая и совершенствуясь в познании, человек «беднел» духовно, истощал собственные запасы нравственной добродетели. Наиболее полно свою «культурную» концепцию Руссо изложил в труде ««Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?».

    Философ отмечает, что культура начинает противостоять природе. Создавая нечто «нарочито искусственное», вычурное, далекое от первозданного, человек, таким образом, нарушает хрупкий баланс между собой и естественной средой. Человеческая природа, таким образом, подменяется «суррогатными» элементами: вместо истины — видимость, вместо нравственности — этикет, вместо личного — общее, вместо сердечности — рассудочность, вместо дел — слова, вместо практики — теория, вместо добрых дел — бесполезные знания. Более того, он не просто увидел в нем извращенное перевирание природы человека, он усмотрел в науках и искусстве функцию идеологического закабаления человека, продолжающую в теории порочную социальную практику: «...Науки, Литература и Искусства <...> покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны эти люди; подавляют в них чувство той исконной свободы, для которой они, казалось бы, рождены». Интересно, что философ также впервые заговорил об «искусственных потребностях», порождаемых культурой (имелись ввиду, в первую очередь, пороки высшего света), противопоставив им «телесные потребности», в которых видел основу жизни. В общем, можно говорить о том, что «надстроечные», как бы мы теперь сказали, явления Руссо ставил в зависимость от телесной природы человека, его чувственности. А «искусственные», то есть отчужденные, потребности (понимаемые как неестественные, извращенные) оказывались вторичными в отношении нормальных, изначальных требований сущности чувственно-природного человека. Общественные институты объявлялись фактором развращения и извращения человека, который по природе своей был добр, а не зол[3].

    Если рассуждать о культуре в общепринятом понимании, то конечно, мы подразумеваем ее ценностный аспект для каждого общества. Произведения искусства и памятники культуры берегут, сохраняя для последующих поколений; люди находят особый смысл в самобытности культурного наследия именно своей цивилизации. Современное искусство особенно интересно живущим сейчас, сегодня – во-первых, оно созвучно нынешнему настроению, во-вторых, может отражать насущные потребности, запечатлеть явления, свойственные именно сегодняшнему дню. Философ же хотел изменить современную ему культурную реальность, считая, что в ней все слишком, напоказ, надменно и неискренне. Представляется, что так волновавшая его проблема неравенства и свободы человеческой личности, не находила решения в культурном ареале, а только усугублялась.

    Как можно увидеть, идеалом Руссо было совершенно иное общество, чем то, в каком ему довелось жить и творить. Примечательно, что первобытное общество он находил равным, созвучным природной мудрости. Пусть в жизни людей тогда не наблюдалось ни науки, ни искусства, ни других благ, которые стали ему доступны с развитием цивилизации, но они были абсолютно свободны, и, видимо, абсолютно счастливы в своем неведении. Своего же современника он находит несчастным, поскольку все те первозданные блага им утеряны, утеряны безвозвратно. Несомненно, рассуждения великого мыслителя о социальном неравенстве и о ценности культуры (в данном случае – ее разрушительной силе) интересны и сегодня. Усматриваются в них (с нашей точки зрения) и рациональные моменты, хотя бы в аспекте дифференциации потребностей на реальные (телесные, необходимые для поддержания жизни) и вымышленные, искусственные (жажда предметов роскоши, материальных благ и пр.). Однако, представляется, что процесс эволюционного развития общества – неизбежен. И те плоды, которые он несет, способны сделать жизнь человека лучше, наполнив ее содержанием и смыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Бурков Р. Б. Проблема отчуждения в философии XVII-XVIII веков. [Электронный источник]: Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: (ttp://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/5/Burkov_Problem-of-Alienation/)? Дата обращения (17.06.2022).
  2. История политических и правовых учений [Текст] : учебник / [Баскин Ю. Я. и др.] ; отв. ред. В. В. Лазарев ; Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 799 с.
  3. Руссо Ж. Ж. Трактаты [Текст]: [Переводы] / Подготовили В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, Н. А. Полторацкий, А. Д. Хаютин; [Коммент. В. С. Алексеева-Попова и Л. В. Борщевской]. - Москва: Наука, 1969. – 703 с.
 

[1] Руссо Ж. Ж. Трактаты [Текст]: [Переводы] / Подготовили В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, Н. А. Полторацкий, А. Д. Хаютин; [Коммент. В. С. Алексеева-Попова и Л. В. Борщевской]. - Москва: Наука, 1969. С. 55.

[2] История политических и правовых учений [Текст] : учебник / [Баскин Ю. Я. и др.] ; отв. ред. В. В. Лазарев ; Московский гос. юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. С. 349.

[3] Бурков Р. Б. Проблема отчуждения в философии XVII-XVIII веков. [Электронный источник]: Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/5/Burkov_Problem-of-Alienation/? Дата обращения (17.06.2022).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
Физика
История
icon
136491
рейтинг
icon
5818
работ сдано
icon
2633
отзывов
avatar
История
Экономика
Маркетинг
icon
134855
рейтинг
icon
3018
работ сдано
icon
1323
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
89246
рейтинг
icon
1985
работ сдано
icon
1250
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 118 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Финансовый Университет при Правительстве РФ
Великолепно выполнено эссе, читаю и одно наслаждение !!! Огромное спасибо автору - ВСЕМ СО...
star star star star star
Финансовый университет при правительстве РФ
Галина ответственный исполнитель! Выполнила в срок желаемое эссе по философии. Тема очень ...
star star star star star
Московская Международная Академия
Работа выполнена очень быстро и качественно. Спасибо исполнителю Вере Сергеевне.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

курсовая

Курсовая, Теоретические основы химической технологии топлив т углеводородных материалов

Срок сдачи к 8 мар.

только что

Реферат на тему "Рациональное использование и охрана недр"

Реферат, Горное право

Срок сдачи к 29 мар.

только что

Сочинение на тему : Почему я хочу служить в...

Сочинение, Русский язык и литература история

Срок сдачи к 6 мар.

только что

Развивающие игры как одно из средств формирования учебной деятельности...

Курсовая, Педагогика и психология

Срок сдачи к 31 мая

только что

Цифровые инструменты маркетинга в бизнесе

Статья, Маркетинг

Срок сдачи к 5 апр.

2 минуты назад

Вариант 24 в файле Курсовая работа от 15 листов Внутри:

Курсовая, технологические измерения и приборы

Срок сдачи к 15 мар.

2 минуты назад

Нотариальное согласие супруга в сфере сделок

Статья, Гражданское право

Срок сдачи к 5 мар.

2 минуты назад

Сделать типовой расчёт вариант 10

Решение задач, Математический анализ

Срок сдачи к 11 мар.

2 минуты назад

Выполнить задания

Другое, Бюджетирование

Срок сдачи к 24 мар.

3 минуты назад

2 вопроса и задача

Контрольная, финансовое право

Срок сдачи к 21 мар.

3 минуты назад

Тема: История развития ораторского искусства

Контрольная, Ораторское искусство

Срок сдачи к 11 мар.

4 минуты назад

Подготовка школьников 9 - 10 лет к сдаче норм ГТО в системе...

Курсовая, физическая культура

Срок сдачи к 29 мар.

4 минуты назад

Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов

Отчет по практике, бухгалтерский учёт

Срок сдачи к 18 мар.

5 минут назад

Курсовая работа на курсы повышения квалификации

Курсовая, Психология

Срок сдачи к 28 мар.

5 минут назад

Обеспечение доверенной загрузки и разграничение доступа к локальным сетям

Лабораторная, Программно-аппаратные средства защиты информации

Срок сдачи к 18 мар.

5 минут назад
5 минут назад

Хованский каждый год на земельном участке

Решение задач, Гражданское право

Срок сдачи к 5 мар.

5 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.