Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Административная ответственность должностных лиц

Тип Курсовая
Предмет Административное право

ID (номер) заказа
4183565

500 руб.

Просмотров
1056
Размер файла
5.01 Мб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ   6

1.1 Основания и условия административной ответственности должностных лиц  6

1.2 Состав административного правонарушения должностных лиц  15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ   21

2.1 Понятие и характеристика должностного лица по административному праву  21

2.2 Виды административных правонарушений совершаемых должностными лицами   25

2.3 Особенности применения административных наказаний в отношении должностных лиц   27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   33

 

ВВЕДЕНИЕ

Нет такого общества или государства, которые бы не были заинтересованы в благополучном управлении своими социальными делами. Именно социальные дела отображают общий круг интересов и потребностей государства, общества и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. И для решения этих целей, так или иначе, необходимо организовывать, упорядочивать и всегда регулировать поведение и деятельность как государственных органов, так и должностных лиц, социальных институтов, людей, а также поддерживать общественный порядок.Административная ответственность должностных лиц является разновидностью и составной частью института административной ответственности, в силу чего ей присущи признаки последней, единое с ней основание наступления. Одним из особо значимого современного нормотворчества является принятие Кодекса РФ об административных правонарушениях, закрепившего легальное определение должностного лица как субъекта административной ответственности, так например, в соответствии с данным кодексом об административных правонарушениях в статье 2.4. должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Непременным условием привлечения таких лиц к административной ответственности является наличие в их деянии вины (ст. 2.2 КоАП РФ). Так же в качестве дополнительного наказания, применяемого к должностным лицам, КоАП РФ называет конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Учитывая множество постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, отменяющих административный порядок конфискации, законодатель теперь прямо указывает на то, что данное взыскание может применяться только в судебном порядке.Но, кроме того, ответственность за административное правонарушение предусматривают не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей права, в частности, трудового, земельного, финансового и др.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. В условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности особую актуальность приобретает научное осмысление роли и значения административной ответственности должностных лиц, призванной наряду с другими видами юридической ответственности обеспечивать требования правопорядка и осуществлять профилактическую функцию.Несмотря на то, что должностные лица давно являются субъектами административной ответственности, до настоящего времени в законодательстве не содержится однозначного определения понятия должностного лица, в то время как научная доктрина отличается большой разработанностью данного вопроса.Объектом исследования являются общественные отношения возникающие по поводу привлечения должностных лиц к административной ответственности.Предмет исследования. Особенности административной ответственности должностных лиц.Цель работы. Исследовать административную ответственность должностных лиц.Задачи работы:Рассмотреть общую характеристику административной ответственности должностных лиц;Определить состав административного правонарушения должностных лиц;Рассмотреть понятие и характеристику должностного лица по административному праву;Изучить виды административных правонарушений совершаемых должностными лицами;Проанализировать особенности применения административных наказаний в отношении должностных лиц.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части в виде двух глав, заключения и списка использованных источников.ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ1.1 Основания и условия административной ответственности должностных лицАдминистративная ответственность - вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством.405765276860Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Особенности административной ответственности должностных лиц0Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Особенности административной ответственности должностных лицРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Особенности административной ответственности должностных лицРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Особенности административной ответственности должностных лицАдминистративной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в нецелевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за нецелевое использование средств неправомерно.В содержание административной ответственности входят следующие элементы:отрицательная оценка противоправного действия (бездействия) и субъекта, его совершившего, выражающаяся в осуждении виновного от имени государства;назначение виновному лицу административного наказания;неблагоприятные юридические последствия для лица, привлеченного к административной ответственности, связанные с состоянием административной несказанности (статья 4.6 КоАП РФ).5295906350Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Основания для привлечения должностных лиц к административной ответственностиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Основания для привлечения должностных лиц к административной ответственностиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Основания для привлечения должностных лиц к административной ответственностиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Основания для привлечения должностных лиц к административной ответственностиНа основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.Между тем, существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности отсутствие любого, исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное.Юридическое основание административной ответственности – это система норм административного права, регулирующих ответственность;Фактическое основание административной ответственности – это конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.Процессуальное основание административно ответственности – составленный уполномоченным должностным лицом органа государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности.При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).52006512700Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Административная ответственность должностных лицРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Административная ответственность должностных лицРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Административная ответственность должностных лицРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Административная ответственность должностных лицПод условиями административной ответственности следует понимать совокупность обстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом) ведущим производство по делу в отношении каждого конкретного лица.Условия административно ответственности можно разделить на две группы. К первой группе относятся такие обстоятельства (условия), наличие которых исключает административную ответственность как таковую, делает ее невозможной. Можно выделить следующие условия первой группы:Отсутствие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения предполагает, что нормы административно - деликтного закона не признают совершенное деяние как административное правонарушение.Отсутствие состава административного правонарушения. В то же время состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента: объект, объективную сторону; субъект, субъективную сторону. Следовательно, наличие таких обстоятельств как не достижение возраста административной ответственности (ст. 2.3 КоАП РФ) невменяемость лица привлекаемого к административной ответственности (ст.2.8 КоАП РФ), смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п. 8 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) или отсутствие в его действиях вины (ст. 2.2 КоАП РФ) позволяет говорить об отсутствии состава административного правонарушения.Наличие обстоятельств крайней необходимости. Ст. 2.7 КоАП РФ не признает административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам, если это было необходимым для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Давность, является условием любой юридической ответственности. Давность ограничивает возможности органов административной юрисдикции налагать административные наказания по истечении сроков установленных ст. 4.5. КоАП РФ (2 месяца или в установленных законом случаях 1 год).Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (п.4 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).Отмена закона, устанавливающего административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Данное условие находит свое отражение в ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, которая запрещает повторно привлекать к ответственности лицо за одно и тоже административное правонарушение.Ко второй группе обстоятельств (условий), относятся такие, которые оказывают влияние на вид и (или) размер (срок) административного наказания. Можно выделит следующие условия второй группы:Характеристики субъекта в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Характеристики могут быть обусловлены возрастом лица привлекаемого к административной ответственности, его физическим состоянием, специальным родом деятельности. Согласно ч. 2 ст. 3.9. КоАП РФ к таким субъектам как несовершеннолетний, беременная женщина, женщина, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам 1 и 2 группы, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов не может применяться административный арест. Согласно ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником существования, не может быть применена конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и иных дозволенных орудий охоты или рыболовства. Согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.Характер совершенного административного правонарушения. Административное правонарушение может быть совершено либо в форме умысла, либо по неосторожности (ст. 2.2). Форма вины характеризует совершенное деяние и согласно ст. 4.1. КоАП РФ должна быть учтена при назначении административного наказания.Обстоятельства смягчающие административную ответственность. Наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность оказывает влияние на назначаемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание. Перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность предусмотрен в ст. 4.2. КоАП РФ, данный перечень не является исчерпывающим и судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.Обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность предусмотрен в ст. 4.3. КоАП РФ, данный перечень является исчерпывающим, но судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут не признать данное обстоятельство отягчающим в зависимости от характера административного правонарушения.Совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу. При указанных выше обстоятельствах административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.Условия административной ответственности также вытекают из ее принципов презумпции невиновности и законности (ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ). Так, исходя из общих правил принципа презумпции невиновности лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а любое неустранимое сомнение трактуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Часть 3 ст. 1.5 КоАП РФ, а также примечание к указанной норме закрепляют исключение из общего принципа презумпции невиновности, согласно которому данный принцип не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные 12 главой КоАП РФ в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.Условия административной ответственности имеют, таким образом, значение ее формальных предпосылок, требующих проверки в каждом случае правонарушения. Их наличие предполагает решение вопросов о возможности или невозможности наступления административной ответственности (ведения производства по делу), а в случае, если условия, препятствующие ее наступлению отсутствуют, вопросов об определении конкретной меры административной ответственности – назначение индивидуальной меры (административного наказания) лицу, совершившему административное правонарушение.Следовательно, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.1.2 Состав административного правонарушения должностных лицЮридический состав административного правонарушения со стороны должностного лица является логической конструкцией, которая отражает существенные признаки конкретных антиобщественных деяний. Такой состав включается в себя совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Чтобы квалификация деяния как административного правонарушения была верной, необходимо наличие всех указанных элементов.348615231140Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Признаки и элементы состава правонарушенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Признаки и элементы состава правонарушенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Признаки и элементы состава правонарушенияРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Признаки и элементы состава правонарушенияОбъектом должностного административного правонарушения являются такие общественные отношения, на которые оно посягает. То есть, объектом является то, чему можно причинить ущерб. Более того, такие общественные отношения должны быть охраняемы административно-правовыми санкциями. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты административного правонарушения.Существует мнение, согласно которому для характеристики объекта административного правонарушения наибольшее значение имеет не общий и не родовой объекты, а именно непосредственный объект противоправного посягательства. Под последним понимаются конкретные отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими применение мер административного ответственности.Все же, по нашему мнению, необходимо придерживаться сложившейся в теории административного права позиции, в соответствии с которой объект административного правонарушения традиционно разделяется так, как указано выше. Объяснить такую позицию можно тем, что характеристика таких категорий основывается на соотношении «целого», «части целого» и «части от части».Общим объектом должностного административного правонарушения представляется совокупность общественных отношений, на которые посягает такое правонарушение. Они охраняются действующим законодательством об административных правонарушениях. В сущности, такими общественными отношениями является вся сфера государственного управления.Родовым объектом должностного административного правонарушения является совокупность однородных общественных отношений, на которые оно посягает. Они составляют неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Такие объекты определены статьями Особенностей части Кодекса об административных правонарушениях российской Федерации, и, как правило, предусматриваются отдельной ее главой. Однако, некоторые статьи, которые закрепляют должностные административные правонарушения, составы которых входят в совокупность, объединенную одним родовым объектом, могут содержаться и в разных главах Кодекса.Еще одним элементом состава должностного административного правонарушения является объективная сторона. Как и в любом другом административном правонарушении, она является внешним проявлением должностного административного правонарушения, которое и выражается, в первую очередь, в совершении противоправного деяния. Объективная сторона может быть выражена в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, либо в бездействии.Большая часть составов должностных административных правонарушений, как правило, не содержат указания на наступления вредных последствий, поскольку основным видом противоправных деяний должностных лиц являются нарушения установленных правил, порядка и требований в различных сферах жизни. При этом, само нарушение таких правил, вне зависимости от наступления вреда или отсутствия такового, является противоправным и объективно вредным фактом, поскольку вносит известную дезорганизацию в общественные отношения.В некоторых случаях с целью правильной квалификации законодатель устанавливает необходимость определения таких важных признаков административного правонарушения, как место, время, способ и средства его совершения. Они также относятся к объективной стороне правонарушения.В отношении же должностного административного правонарушения объективной стороной будет являться только такое действие или бездействие должностного лица, совершение которого предусмотрено его служебными обязанностями и компетенциями.Следующим элементом состава административного правонарушения должностного лица является субъект. Им, соответственно, может быть исключительно должностное лицо, которое обладает признаками, указанными в примечаниях к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.При осуществлении юрисдикционной деятельности по делам о должностных административных правонарушениях уполномоченный на то орган, должностное лицо либо судья в ходе анализа содеянного, обязан выяснить следующие факты:относится ли виновное лицо к категории должностных лиц. Для этого необходимо установить его правовой статус и характеристику всех составляющих его элементов;входило ли совершенное противоправное деяние, которое квалифицируется как административное правонарушение, в совокупность служебных обязанностей этого должностного лица.Последним элементом должностного административного правонарушения является субъективная сторона. Она представляется собой психическое отношение виновного лица к содеянному и к последствиям. Основной категорией, которая характеризует субъективную сторону, является вина, то есть осознание лицом противоправности своего поведения и связанных с ним последствий.В составах должностных административных правонарушений, которые предусмотрены статьями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, указания на форму вины, как правило, отсутствуют. Если описанное в законе противоправное деяние совершено виновно, то форма вины на квалификацию не влияет.Проведенное исследование в данном вопросе позволяет выделить такой элемент состава должностного административного правонарушения, который, в сущности, является определяющим и характеризующим всю специфику должностных правонарушений. Таким элементом является субъект правонарушения, то есть должностное лицо. Именно наличие специального правового статуса должностного лица обуславливает особые черты всех остальных элементов состава должностного административного правонарушения.Следовательно, для того, чтобы привлечь должностное лицо к административной ответственности, необходимо определить юридический состав должностного административного правонарушения. Другими словами, должно быть наличие установленного право обязательной совокупности элементов, которые и относят совершенное деяние к категории должностных административных правонарушений.Важно обозначить, что осмысление такого вопроса обладает не только теоретическим, но и практическим значением, поскольку понимание состава должностного административного правонарушения способствует, в первую очередь, выявлению наиболее существенных элементов должностных административных правонарушений, которые позволяют производить их специализацию и классификацию. Во-вторых, оно способствует правильной квалификации административного правонарушения, совершенного должностным лицом, со стороны правоприменительных органах. В-третьих, такое понимание способствует установлению и определению вида административного наказания соответствующего степени тяжести совершенного должностного административного правонарушения. Наконец, оно позволяет отграничить должностное административное правонарушение от схожих с ним других правонарушений.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривалась общая характеристика административной ответственности должностных лиц.Таким образом, административная ответственность должностных лиц является одной из часто обсуждаемых и дискуссионных вопросов в современной правовой науке. Проблематика привлечения к административной ответственности должностных лиц играет важную практическую роль, поскольку она призвана обеспечивать требования правопорядка и осуществлять профилактическую функцию.ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ2.1 Понятие и характеристика должностного лица по административному правуРоссийский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.Существует несколько определений понятия «должностное лицо». КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:российские Вооруженные Силы;инстанции местного самоуправления;государственные и муниципальные организации.Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП «О должностных лицах». Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия. Особенности должностного лица в административном праве. КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.Следовательно, по одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:нарушение правил пребывания на государственной границе;появление в общественных местах в пьяном виде;мелкое хулиганство;распитие алкоголя в общественных местах;нарушение правил безопасности на дорогах и др.Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.2.2 Виды административных правонарушений совершаемых должностными лицамиВ «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);таможенная сфера (21 статья из главы 16);посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);воинский учет (4 статьи из главы 21);порядок управления (19 статей из главы 19).Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно. Санкции за правонарушения. Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.Следовательно, выделяют следующие виды административных правонарушений: правонарушения имеющие формальный состав;правонарушения имеющие материальный состав;длящиеся правонарушения. формальными считаются виды административных правонарушений, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий.Административная ответственность должностного лица может принимать разные формы: от предупреждения до административного ареста на срок до 15 суток. Следует иметь в виду, что не всегда приходится платить или отбывать срок. Например, если работник, который находился за рулем автотранспорта компании, совершил нарушение правил дорожного движения, то его могут лишить водительских прав, и это тоже будет видом административной ответственности. Напомним: срок давности составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. Если наказание налагает суд, то срок давности составляет 3 месяца. Сотрудник, который получил постановление о наложении штрафа, может обжаловать его в суде или в вышестоящей инстанции. На это у него есть 10 дней.2.3 Особенности применения административных наказаний в отношении должностных лицАдминистративной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Административная ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции: Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет. Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и др., решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) к административной ответственности. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам.Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.Следовательно, в п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам. Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде: лишения прав; ареста; выдворения; приостановления деятельности; обязательных работ; запрета посещать места, где проводятся соревнования. Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы рассматривались особенности административной ответственности должностных лиц.Таким образом, порядок привлечения должностного лица к административной ответственности, установленный законом, состоит из четырех этапов:В ходе проверки выявляется нарушение законодательства. Его могут выявить, если поступила жалоба от подчиненного лица.Соответствующие органы расследуют обстоятельства дела, собирают доказательства и составляют протокол.Протокол и все документы направляют в прокуратуру или трудовую инспекцию. Эти документы могут также рассматривать городские и районные суды, государственные инспекторы или представители надзорных органов.Суд или другая инстанция выносят постановление о мере административного взыскания (предупреждение, штраф, дисквалификация, приостановление деятельности).Административное взыскание накладывают в течение двух месяцев с момента обнаружения нарушения. Сумма штрафа колеблется в широком диапазоне — от 5 до 55 тыс. рублей. В особых случаях производится конфискация объекта правонарушения — изымается продукция, товары, не отвечающие техническим или гигиеническим требованиям.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодведем итоги настоящей курсовой работы.В первой части работы мы рассматривали общую характеристику административной ответственности должностных лиц.Следовательно, наряду с административной ответственностью юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена ответственность их должностных лиц. В соответствии со ст. 2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.Как известно, должностные лица несут и иные виды юридической ответственности, в частности уголовную. В уголовном законодательстве под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Преступлениям должностных лиц фактически посвящена самостоятельная гл. 30 глава Уголовного кодекса РФ.Во второй части работы мы рассматривали особенности административной ответственности должностных лиц.Следовательно, к особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести: Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо.Таким образом, понятие должностного лица как субъекта ответственности в законодательстве об административных правонарушениях значительно шире, чем в уголовном законодательстве.Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).Исходя из вышесказанного, актуальность доказана, поставленная цель работы достигнута, задачи – решены. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О системе государственной службы Российской Федерации"Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"Список литературыАгапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2019. 624 с.Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. 352 с.Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. 356 с.Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.Андреева, Е.И. Об административной ответственности должностных лиц в области таможенного дела / Е. И. Андреева, А. В. Кушниренко, Н. И. Ким // Административное право и процесс. — 2020. — № 4. — С.49−61.Аникитин, А.А. Понятие, место и роль должностного лица в системе административных правоотношений / А. А. Аникитин // Закон и право. — 2020. — № 6. — С. 32−37.Бахрах, Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву / Д. Н. Бахран // Административное право и процесс. — 2020. — № 1. — С. 45−49.Башлаков-Николаев И.В. Ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции. – М.: Статут, 2014. – 112 с.Борисов А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 544 с.Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 328 с.Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ-Пресс, 2018. 112 с.Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 112 с.Зубач А. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. 320 с.Избиенова, Т.А. Понятие «должностное лицо» в административном и трудовом праве: вопросы теории и практики / Т. А. Избиенова / // Пробелы в российском законодательстве. — 2020. — № 2. — С. 52−59.Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 432 с.Конин, Н.М. Административное право России / Н. М. Конин. — Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2020. — 445 с.Кудашев, Ш. А. Должностные лица — субъекты административной и уголовной ответственности / Ш. А. Кудашев // Мировой судья. — 2020. — № 7. — С. 72−78.Кудашев, Ш. А. Должностные лица — субъекты административной ответственности за нарушения законодательства о государственных закупках / Ш. А. Кудашев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 8. — С. 50−53.Лысиков, А. Развитие понятия должностное лицо / А. Лысиков // Законность. — 2020. — № 6. — С. 48−52.Макарейко Н. В. Административное право. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2017. 260 с.Носков, Б.П. К Вопросу о классификации лиц, привлекаемых к административной ответственности / Б. П. Носков // Административное право и процесс. — 2020. — № 3. — С. 29−33.Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.Попов, Л.Л. Административное право России / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2020. — 752 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.